Денежное довольствие военнослужащим 2012 года

Денежное довольствие военнослужащим 2012 года

Содержание статьи:

С 1 января 2012 года устанавливается новая система денежного довольствия военнослужащих

Предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат.

Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством РФ.

Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) по решению Правительства РФ.

В частности, военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, устанавливаются следующие ежемесячные надбавки:

за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);

за особые условия военной службы;

за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;

за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются в том числе:

ежемесячная надбавка за выслугу лет;

ежемесячная надбавка за классную квалификацию;

ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

ежемесячная надбавка за особые условия военной службы;

ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;

ежемесячная надбавка за особые достижения в службе;

премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;

ежегодная материальная помощь;

повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию отдельным категориям военнослужащих.

Со дня вступления в силу данного Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, ему не противоречащей. Законодательные и иные нормативные правовые акты Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат действуют на территории РФ в части, не противоречащей Федеральному закону.

Денежное довольствие военнослужащим 2012 года

Федеральный закон № 306-ФЗ от 07.11.2011 “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”

Приказ Министра Обороны Российско Федерации № 2700 от 30 декабря 2011 года “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации”

Постановление Российской Федерации №992 от 5 декабря 2011 года “Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих проходящих военную службу по контракту”

Постановление Российской Федерации №268 от 30 марта 2012 года “О повышении денежного довольствия Военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти”

Постановление Российской Федерации №1071 от 21 декабря 2011 года “Денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории российской федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах”

С 2012 года денежное довольствие военнослужащих значительно вырастет

1 января 2012 года вступает в силу президентский закон об увеличении денежного довольствия военнослужащих. Это принципиально меняет ситуацию в Вооруженных силах, поднимает на новый уровень социальный статус военных и престиж службы.

Грядущее повышение денежного довольствия курсанты Военной академии РВСН имени Петра Великого обсуждают каждую свободную минуту. К тому, что служить им придется в эпоху крупных преобразований в Российской армии, они уже были готовы. Но эта новость превзошла все ожидания.

В высших учебных заведениях Минобороны уже обратили внимание: новый закон изменил курсантов буквально за день. Тот, кто еще вчера где-то не успевал, сегодня стал гораздо более активным. Ведь размер их будущего денежного довольствия зависит от результатов учебы. О том, что произойдет в Российской армии уже через несколько месяцев, лучше всего говорят цифры — молодой лейтенант в должности командира взвода будет получать не меньше пятидесяти тысяч рублей. Подполковник — около семидесяти пяти. Зарплата командира бригады — полковника или генерал-майора — перевалит за девяносто. В зависимости от профессионализма и добросовестности эти суммы могут меняться. Надбавки за особые условия службы и дополнительные компенсации тоже пересчитают.

Денежное довольствие военнослужащих с 2012 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает денежное довольствие и другие выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Статья 1. Денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – военнослужащие), проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации.

Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее – оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее – оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее – оклад денежного содержания), и дополнительных выплат.

Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат.

2. Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, приводятся в приложении к настоящему Федеральному закону.

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Министром обороны Российской Федерации применительно к размерам окладам по типовым воинским должностям.
Размеры окладов по типовым воинским должностям, а также дополнительные выплаты и их размеры военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.

3.Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

4.Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

1) ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания в следующих размерах при выслуге:

от 10 до 15 лет

от 15 до 20 лет

от 20 до 25 лет

Порядок исчисления выслуги лет для назначения указанной надбавки определяется Правительством Российской Федерации;

2) ежемесячная надбавка за классную квалификацию к окладу по воинской должности в следующих размерах:

за третий класс

за второй класс

за первый класс

за класс мастера

3) ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере до 50 процентов оклада по воинской должности, размеры которой в зависимости от условий прохождения военной службы устанавливаются Правительством Российской Федерацией;

4) премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере до трех окладов денежного содержания в расчете на год, определяемом министром обороны Российской Федерации;

5) единовременная выплата при заключении первого и новых контрактов о прохождении военной службы (далее – контракт) в зависимости от срока заключенного контракта в следующих размерах:

три оклада денежного содержания;

пять окладов денежного содержания;

десять окладов денежного содержания

При досрочном увольнении военнослужащего по контракту с военной службы в связи с лишением его воинского звания, вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, невыполнением им условий контракта, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока, выплаченная ему единовременная выплата подлежит взысканию в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока контракта;

6) ежемесячная надбавка к окладу по должности за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым военнослужащие имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, в следующих размерах:

за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности»,

за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно»,

за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно»,

7) ежегодная материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания;

8) полевых (морских) денег в размере 500 рублей за каждый день участия в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации.
6. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, а также в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в размерах от 1,1 до 1,5.

7. Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется министром обороны Российской Федерации.

8. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, денежное довольствие выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Часть денежного довольствия, установленная военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в соответствии с настоящим пунктом в иностранной валюте, является дополнительной выплатой и не учитывается при исчислении выплат, в том числе пенсий и страховых сумм, определяемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исходя из окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

9. Особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Кроме выплат, предусмотренных настоящей статьей, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и министр обороны Российской Федерации могут устанавливать военнослужащим другие стимулирующие выплаты. Указанные выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащего личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.

Статья 2. Другие выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

2. При переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производятся выплаты:

подъемного пособия в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилого помещения) в другие населенные пункты;

суточных, в размере установленном Правительством Российской Федерации, за каждый день нахождения в пути на военнослужащего и каждого члена семьи военнослужащего, переезжающего с ним.

3. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие в размере пяти окладов денежного содержания.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы по другим основаниям (кроме увольнения в связи с невыполнением условий контракта, в связи с назначением наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока, в связи с лишением воинского звания, в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за неуспеваемость или недисциплинированность, в связи с переходом военнослужащего на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу Российской Федерации, органы по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также как не выдержавших испытание) единовременное пособие выплачивается в размере двух окладов денежного содержания.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – в размере пяти окладов по воинской должности.

4. В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы в Вооруженные Силы Российской Федерации, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семей погибших (умерших) военнослужащих, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 2000000 рублей, которое ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации»;

5. При досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы в Вооруженные Силы Российской Федерации) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере 1000000 рублей;

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, в размере 500000 рублей.

Указанные пособия ежегодно индексируются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

6. Выплаты, установленные пунктами 4, 5 настоящей статьи, не производятся лицам, получившим их в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Классная квалификация военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Классная квалификация военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – это показатель, характеризующий степень освоения ими военно-учетной специальности.

2. Военнослужащим, проходящему военную службу по контракту, достигшим необходимого уровня профессионального мастерства в исполнении должностных и специальных обязанностей, успешно сдавшим квалификационный экзамен на присвоение (подтверждение) классной квалификации, присваивается соответствующая классная квалификация.

Военнослужащие, которым присвоена классная квалификация, обязаны подтверждать ее один раз в три года.

3. Очередная классная квалификация может быть присвоена военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не ранее чем через год после присвоения предыдущей классной квалификации.

Военнослужащим, не подтвердившему в установленный срок классную квалификацию по не зависящим от их причинам, сохраняется ранее присвоенная классная квалификация до проведения очередного квалификационного экзамена, но не более двух раз подряд.

4. Порядок присвоения (подтверждения) и снижения классной квалификации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется министром обороны Российской Федерации.

Статья 4. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Внести в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 9, ст.328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст.4693; 1998, № 30, ст.3613; 2002, № 27, ст.2620; № 30, ст.3033; 2003, № 2, ст.154;№ 27, ст.2700; 2007, № 49, ст.6072; № 50, ст.6232) следующие изменения:

1) статью 43: после слов «их семьям» дополнить словами «за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи, и их семей,»;

дополнить частью второй следующего содержания:

Пенсии, назначаемые лицам, проходившим военную службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах Российской Федерации, железнодорожных войсках, а также их семьям исчисляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, исходя из оклада по воинскому званию, оклада по должности и ежемесячной надбавки за выслугу лет, которые составляют денежное довольствие, учитываемое при исчислении им пенсии. Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии в размере 30 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 3,5 процента до достижения 100 процентов его размера.»;

2) статью 49 дополнить новой частью третьей следующего содержания:

«Пенсии, назначенные лицам, указанным в части 2 статьи 43 настоящего Закона, подлежат пересмотру с 1 января каждого года с учетом ежегодного увеличения денежного довольствия, установленного частью 2 статьи 43 настоящего Закона».

2. Дополнить абзац восьмой пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (Российская газета, 1993, 21 сентября; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 41, ст. 4673; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 49, ст. 6055; 2009, № 29, ст. 3617) словами «, за исключением военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст.1474; 2008, № 24, ст. 2799) следующие изменения:

статью 5 дополнить пунктом следующего содержания:

«3. Размеры страховых сумм в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы в Вооруженные Силы Российской Федерации определяется статьей 51 настоящего Федерального закона.»;

дополнить статьей 51 следующего содержания:

«Статья 51. Размеры страховых сумм в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы в Вооруженные Силы Российской Федерации

1. Размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящего военную службу по контракту, исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, составляющих оклад месячного денежного содержания (далее — оклад денежного содержания) военнослужащего.

Размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящего военную службу по призыву, исходя из оклада, установленного для военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, и оклада по воинскому званию, которые аналогичны воинской должности и воинскому званию военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

При исчислении размера страховой суммы учитывается оклад денежного содержания, установленный на день выплаты страховой суммы.

2. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы или после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, – 10 окладов денежного содержания каждому выгодоприобретателю;

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) – 5 окладов денежного содержания, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) – 2 оклада денежного содержания;

в случае досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, – 2 оклада денежного содержания.

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы или после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов:

Денежное довольствие военных увеличено

Денежное довольствие военных увеличено

В 2012 году зарплата военнослужащих увеличится в три раза, а сами они будут полностью освобождены от непрофильных работ, вроде уборки территории и приготовления пищи.

В 2012 году зарплата военнослужащих увеличится в три раза, а сами они будут полностью освобождены от непрофильных работ, вроде уборки территории и приготовления пищи. Об этом объявил Дмитрий Медведев на Гороховецком полигоне в Нижегородской области, где сегодня прошли тактические учения.

Рассказывает корреспондент НТВ Виталий Калугин.

Беспилотник БЛА обнаружил колонну противника, с воздуха ударили штурмовики-бомбардировщики, с земли ответили ПЗРК.

Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев — в центре боевых действий. На полный разгром противника потребовалось 35 минут. После боя президент осмотрел выставку новейшей военной техники, не забыл заглянуть и на солдатскую кухню. Дальше на совещании главная тема — реформа армии.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «С 2012 года начнется запланированное реформирование системы денежного довольствия военнослужащих. Не в соответствии с теми фрагментами, которые в настоящий момент у нас существуют, не в соответствии с теми избирательными подходами, которые действуют, а полное реформирование денежного довольствия. В конечном счете мы должны выйти на то, чтобы базовое содержание, денежное содержание военнослужащих увеличилось практически в три раза».

Президент также заверил, что без социальных гарантий и жилья не останется ни один офицер. Отслужил, сократили — не важно. Свои обязательства государство выполнит.

Оборонный заказ будет составлен так, что предприятиям нельзя будет расслабиться. К примеру, современные беспилотники стали закупать за рубежом, и качество российской техники тут же улучшилось.

Дмитирй Медведев: «Мы будем заниматься воспитанием таких производственных предприятий. Тот, кто не сможет выпускать современную технику, тот ее поставлять не будет. Я обращаюсь ко всем директорам наших оборонных предприятий. Или нормальную технику будут делать, или придется с такими структурами контракты разрывать. У нас оборонный комплекс не маленький».

Всем видам армейской техники без исключения нужна новая броня. Качество защиты от пуль и снарядов в ближайшие годы вырастет на порядок. Броня будет крепче, а танки еще более быстрыми, как, например, Т-90 по пересеченной местности он развивает скорость до 60 километров в час, и выдерживает прямое попадание сразу нескольких снарядов.

В годы реформы, пообещал президент, будут работать все социальные программы для военных. Это в России, а за рубежом, возможно, появятся новые российские военные базы. В целом армия, по словам президента, будет компактной и современной.

Дмитрий Медведев: «Вы прекрасно знаете, знаете лучше всех в нашей стране, в каком сложном положении были наши вооруженные силы еще некоторое время назад. И сегодня проблем очень много. Но сегодня у нас есть четкий план, как действовать дальше и, смею вас заверить, абсолютная решимость, непреклонная решимость довести эти преобразования до конца.

Потому что, как вы убедились на собственном примере, даже при наличии определенных издержек (они, конечно есть), это все-таки другой уровень оснащенности ВС и другие социальные гарантии для военнослужащих. И это — самое главное».

До 2020 года на переоснащение армии будет потрачен 21 триллион рублей.

Результат реформирования денежного довольствия военнослужащих в 2012 году

Продолжаем тему об изменениях денежного содержания военнослужащих, начатую в прошлом номере газеты «ВПК». Наиболее существенным событием реформы денежного довольствия последних лет было вступление в силу с 1 января 2012 года федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В соответствии с упомянутым документом и принятым на его основании постановлением правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», существенно увеличились как базовый размер денежного довольствия военнослужащих, так и величина военных пенсий.

Вступление в силу данного закона сопровождалось беспрецедентным пиаром. Во-первых, более чем за год до начала действия закона на высшем уровне начали звучать (и уже не прекращались до декабря 2011-го) публичные обещания в разы повысить уровень оплаты воинского труда, а также соответствующие поручения государственным органам и отдельным должностным лицам. Во-вторых, уже на следующий день после подписания упомянутого закона подавляющее большинство средств массовой информации, в том числе правительственная «Российская газета», опубликовало сообщения под сходными заголовками: «Президент Дмитрий Медведев подписал закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», «С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих будет увеличено в 2,5–3 раза».

Закон есть, с выплатами неясно

При этом, по всей видимости, намеренно (ведь трудно заподозрить всех писавших на эту тему журналистов в некомпетентности и незнакомстве с текстом нормативного правового акта, о котором они сообщают) умалчивалось о том, что федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» вообще не повышал денежное довольствие (он лишь предписывал правительству Российской Федерации установить единые размеры окладов по воинским званиям, размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву). Наоборот, упомянутый закон и принятый в тот же день федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменяли целый ряд выплат и натуральных льгот военнослужащим. Ниже приведен их неполный перечень. Для оценки изменения реального размера оплаты воинского труда необходимо рассчитать не только изменение абсолютной величины денежного довольствия, но и стоимостное выражение отмененных льгот.

1. Отменена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года единовременного денежного вознаграждения в размере трех окладов денежного содержания.

2. Отменена выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, которая в числе прочего несла функцию денежной компенсации ранее отмененных натуральных льгот.

3. Существенно снижен относительный размер процентной надбавки за выслугу лет, в частности увеличена продолжительность службы, при которой начинает выплачиваться данная надбавка (с шести месяцев до двух лет) и снижена ее максимальная величина (с 70 до 40 процентов оклада денежного содержания).

4. Фактически отменены надбавки к окладам за должности доцента и профессора, ученые степени кандидата и доктора наук военнослужащим, проходящим службу на должностях научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В результате сложилась абсурдная ситуация. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 5 ст. 30) устанавливает, что научно-педагогическим работникам высших учебных заведений выплачиваются надбавки к должностным окладам в размере 40 процентов – за должность доцента, 60 процентов – за должность профессора, 3000 рублей – за ученую степень кандидата наук, 7000 рублей – за ученую степень доктора наук. Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не содержит запрета на выплату перечисленных надбавок. Однако фактически они с 1 января 2012 года не выплачиваются.

В опубликованном на сайте Министерства обороны Российской Федерации в сети Интернет справочнике по видам выплат денежного довольствия указанные надбавки не названы даже в числе планируемых к введению.

Отметим, что по имеющимся сведениям – данный приказ издан с пометкой «Для служебного пользования», в финансовые органы не рассылался, до личного состава не доводился и на практике пока не применялся (по состоянию на июнь 2012 года), в связи с этим содержание приказа излагается здесь на основе неофициальных источников – некое подобие упомянутых выплат введено приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 500, а именно: при определении размера ежемесячной надбавки за особые достижения в службе учитывается наличие у военнослужащего ученой степени, а также занятие им должности профессора или доцента. Однако при этом установлено, что общий размер надбавки (с учетом перечисленных, а также всех иных оснований) не может превышать ста процентов должностного оклада. Следовательно, если военнослужащий будет иметь право на установление надбавки за особые достижения в службе по иным основаниям (например за хороший уровень физической подготовленности), то размер фактически получаемой доплаты за ученую степень и должности профессора и доцента будет снижен, возможно, до нуля с тем, чтобы не превысить упомянутое ограничение.

5. Отменены выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, которые ранее производились в размере до 12 окладов месячного денежного содержания. Для воинской должности «Командир танкового (мотострелкового) взвода» (10-й тарифный разряд) и воинского звания «Лейтенант» выплата составляла 70 764 рубля. Если учесть, что данная льгота предоставлялась один раз за время службы, то ее размер, распределенный на 20 лет, может показаться довольно несущественным (около 300 рублей в расчете на месяц военной службы).

6. Отменено право на льготную оплату санаторно-курортного лечения и организованного отдыха в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны. Ранее военнослужащие оплачивали 25 процентов, а члены их семей – 50 процентов стоимости путевки. Одновременно отменена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, денежной компенсации вместо обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом.

Средняя стоимость путевки в санатории Минобороны в 2012 году составляет 26 000 рублей. Если считать, что правом на санаторно-курортное лечение помимо военнослужащего пользовался только один член семьи, стоимостное выражение потерь в результате отмены данной льготы составит 32 500 рублей в год (75 процентов от стоимости путевки на военнослужащего и 50 процентов – на члена его семьи) или 2708 рублей в месяц.

7. Отменена ежегодная выплата денежной компенсации в размере 600 рублей на самого военнослужащего и 300 рублей – на его супруга и каждого несовершеннолетнего ребенка. Для семьи с двумя детьми величина данной выплаты составляла 1500 рублей в год или 125 рублей в месяц.

8. Отменена ежегодная выплата военнослужащим для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести с половиной до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка.

9. Отменена выплата единовременного пособия при увольнении военнослужащих, проходящих службу по контракту, в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей, в размере 60 окладов денежного содержания. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, размер данного пособия снижен со 133 260 рублей до 50 000.

Например, для военнослужащего, занимающего должность командира танкового (мотострелкового) батальона и имеющего воинское звание «Подполковник», сумма такого пособия до 1 января 2012 года составляла 448 260 рублей.

10. Отменена выплата на содержание детей военнослужащих в детских дошкольных учреждениях. Ранее ее размер составлял 80 процентов внесенной родителями платы на первого и второго, 90 процентов – на третьего и последующих детей.

11. Отменено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на проезд на безвозмездной основе к местам использования основного и дополнительных отпусков. Одновременно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, отменена выплата соответствующей денежной компенсации.

Право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно сохранено за военнослужащими, проходящими службу в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Даже для указанных выше категорий льготы сохранены не в полном объеме.

12. Отменена выплата гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, ежемесячного социального пособия в течение пяти лет в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания при общей продолжительности военной службы 15 лет и дополнительно трех процентов суммы оклада денежного содержания за каждый год свыше 15 лет. Вместо этого данной категории военнослужащих в течение лишь года после увольнения сохранена выплата оклада по воинскому званию.

Анализ потерь от отмены данной выплаты будем проводить на примере того же среднестатистического офицера, занимающего должность командира батальона, в воинском звании «Подполковник», имеющего на момент увольнения с военной службы выслугу 18 лет. Размер пособия, которое выплачивалось бы ему до 1 января 2012 года, составлял 3661 рубль в месяц или 219 647 рублей за весь установленный законом пятилетний период данной выплаты. Эту сумму необходимо уменьшить на величину предусмотренной действующим законодательством выплаты в размере оклада по воинскому званию в течение года со дня увольнения. Для рассматриваемого офицера ее величина – 144 000 рублей, то есть потери составят 75 647 рублей.

13. С 1 января 2015 года отменена выплата компенсации в размере фактически уплаченных земельного налога и налога на имущество физических лиц гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

В настоящее время отсутствует какая-либо достоверная информация о том, какова величина упомянутых налогов будет в 2015 году.

Отмена ряда выплат, не имеющих внятных целей их введения (кроме желания не увеличивать размер военных пенсий при повышении денежного довольствия), с одновременным повышением окладов денежного содержания давно назрела и не может оцениваться иначе как положительно. Это относится к ежемесячному денежному поощрению, ежемесячным надбавкам за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Более сбалансированным стал и размер надбавки за выслугу лет (фактически он вернулся к ранее установленным в ВС СССР и в 90-е годы в ВС РФ). Оклады по воинской должности и воинскому званию вновь стали главенствующими в составе денежного довольствия.

Поэтому указанный перечень приведен здесь лишь для того, чтобы продемонстрировать, мягко говоря, нечестность или некомпетентность многих СМИ, объявивших как о свершившемся факте о трехкратном повышении денежного довольствия за месяц до выхода соответствующих нормативных документов. Реальный рост доходов многих военнослужащих с 1 января 2012 года вообще отсутствовал, а в тех случаях, когда он действительно имел место, был ни трех-, ни даже двукратным, а измерялся процентами, сопоставимыми с индексом роста потребительских цен. Потери среднестатистического офицера от отмены с 1 января 2012 года ряда натуральных льгот составили примерно 9100 рублей в месяц (сумма строк 9–16 в таблице 2).

Доходы и льготы


В дальнейших расчетах мы не будем учитывать потери от отмены ежемесячного социального пособия гражданам, уволенным без права на пенсию, имеющим выслугу 15 лет и более, а также единовременного пособия при увольнении военнослужащих, проходящих службу по контракту, в связи с признанием их негодными к военной службе по здоровью. Отказ от учета данных выплат объясняется тем, что одновременно с отменой указанных льгот был увеличен размер ряда выплат в рамках обязательного государственного социального страхования жизни и здоровья военнослужащих, а также абсолютный размер ежемесячного пособия уволенным без права на пенсию в размере оклада по воинскому званию, сохраняемому в течение года со дня увольнения. Без учета потерь от отмены названных льгот среднестатистический офицер потерял с 1 января 2012 года 6850 рублей в месяц.

Теперь выясним, как изменилось с указанной даты суммарное денежное довольствие военнослужащего. Чтобы не загромождать материал расчетами, приведем их результат для одного усредненного военнослужащего, которого мы рассматривали выше. Напомним, что это подполковник, проходящий службу в городе Москве или Московской области, имеющий выслугу 18 лет, занимающий должность командира танкового (мотострелкового) батальона, имеющий двоих детей: школьника и дошкольного возраста.

На декабрь 2011 года размер его денежного довольствия составлял 60 843 рубля. Сюда включены следующие выплаты:

оклад по воинскому званию (3034 рубля);
оклад по воинской должности (4437 рублей);
ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (7099 рублей);
ежемесячное денежное поощрение (4437 рублей);
процентная надбавка за выслугу лет (3736 рублей);
ежемесячная процентная надбавка военнослужащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе (1331 рубль);
материальная помощь (1/12 годового размера – 1245 рублей);
ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями (400 рублей);
денежное вознаграждение за классную квалификацию (за первый класс – 355 рублей);
ежегодная денежная компенсация в размере 600 рублей на самого военнослужащего и 300 рублей – на супруга военнослужащего и каждого его несовершеннолетнего ребенка (1/12 годового размера – 125 рублей);
премия за образцовое выполнение воинского долга (1/3 максимального размера квартальной премии – 1868 рублей);
единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы (1/12 максимального размера годового вознаграждения – 1868 рублей);
дополнительная выплата, предусмотренная приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 (в размере одной трети расчетной величины за IV квартал 2011 года – 40 000 рублей).

Полученная сумма уменьшена на величину налога на доходы физических лиц – 9092 рублей.

Расчет получаемого в 2012 году денежного довольствия произведен на основе положений приказа министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700. Вместе с тем названный приказ был возвращен Министерством юстиции без государственной регистрации (письмо Минюста России от 12 марта 2012 года № 01/17687-ДК). В соответствии с правилами вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти такой приказ не подлежит применению как не вступивший в силу.

В результате в настоящее время сформировался правовой вакуум. Приказ министра обороны от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» перестал соответствовать нормативным правовым актам более высокого уровня (федеральному закону «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и принятым в соответствии с ним постановлениям правительства Российской Федерации), но формально не отменен. Приказ главы военного ведомства от 30 декабря 2011 года № 2700, призванный устранить существующие пробелы правового регулирования, в силу не вступил и, по всей видимости, не вступит в его существующем виде. Финансовые органы Вооруженных Сил в настоящее время вынуждены руководствоваться в своей деятельности по начислению денежного довольствия не действующими нормативными правовыми актами, а телеграммами, разъяснениями, недействующими актами органов военного управления, в частности упоминавшимся приказом министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700. С учетом изложенного приведенный здесь расчет также основан на содержании последнего приказа.

С 1 января 2012 года тот же военнослужащий начал получать 64 206 рублей. Данная сумма получена путем учета следующих составных частей денежного довольствия:

оклад по воинскому званию (12 000 рублей);
оклад по воинской должности (24 000 рублей);
процентная надбавка за выслугу лет (9000 рублей);
денежное вознаграждение за классную квалификацию (за первый класс – 4800 рублей);
ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (7200 рублей);
ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (4800 рублей);
премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (1/3 максимального размера квартальной премии – 9000 рублей);
ежегодная материальная помощь (1/12 годового размера – 3000 рублей).

Итоговая величина также уменьшена на величину налога на доходы физических лиц (9594 рубля).

Таким образом, без учета потери в размере стоимости отмененных натуральных льгот рост денежного довольствия с 1 января 2012 года составил для рассматриваемого офицера шесть процентов (в декабре 2011-го – 60 843 рубля, в январе 2012-го – 64 206). Если же учесть потери в стоимости отмененных льгот (6850 рублей), то общий объем социального обеспечения такого военнослужащего в январе 2012-го снизился примерно на шесть процентов по сравнению с декабрем 2011 года.

В таблице 1 приведены результаты аналогичных расчетов для некоторых распространенных должностей военнослужащих. Отметим, что для анализа нами выбраны должности командиров танковых (мотострелковых) подразделений, проходящих военную службу в Московской области, не принимающих участия в несении боевого дежурства и иных специальных мероприятиях, подразумевающих в новой системе денежного довольствия дополнительную оплату.

Как видно из таблицы, наиболее существенное снижение доходов имеет место для профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений. В первую очередь это обусловлено фактической отменой с 1 января 2012 года надбавок за должности доцента и профессора, ученые степени кандидата и доктора наук, ученое звание профессора и доцента. Если бы не были отменены льготы, можно было бы считать, что государство проявило реальную заботу о своих защитниках.

В таблице 2 приведен список социальных гарантий, отмененных в период с 2002 по 2012 год, с указанием для льгот, предоставляемых в натуральной форме, их стоимостного выражения.

Существенным положительным сдвигом в оплате воинского труда стал весьма достойный уровень денежного довольствия военнослужащих, выполняющих задачи с риском для жизни и здоровья, а также в отдаленных районах. Так, командир боевой части ракетного подводного крейсера стратегического назначения капитан 2-го ранга, проходящий службу в городе Североморске, в среднем получает на руки 184 300 рублей в месяц. К сожалению, в случае перехода на службу в органы военного управления (Главный штаб ВМФ, Генеральный штаб) его денежное довольствие может уменьшиться в два раза. Это, возможно, станет существенным доводом для отказа от такого перевода. Кем же тогда будут комплектоваться высшие органы военного управления: командирами рот и батальонов из подмосковных бригад?

Вместе с тем, рассматривая изменение системы социального обеспечения военнослужащих с 1 января 2012 года, нельзя не отметить такой, несомненно, положительный момент, как давно ожидавшееся повышение размера военных пенсий. Например, командир батальона, подполковник, уволившийся с выслугой 22 года, до 2012 года получал пенсию 6903 рубля, а с 1 января 2012-го ее размер составил 14 152 рубля, то есть для такого пенсионера из числа бывших военнослужащих произошло двукратное увеличение пенсии. При этом большинство имевшихся ранее льгот сохранено, отменена лишь выплата компенсации в размере фактически уплаченных земельного налога и налога на имущество физических лиц (с 1 января 2015 года).

Кроме того, несомненным плюсом реформированной системы денежного довольствия стало снижение коррупционной составляющей нормативных правовых актов в данной сфере. В частности, ограничено право командира перераспределять крупные суммы денег между подчиненными военнослужащими без законодательно установленных критериев такого решения. Имевший место ранее волюнтаризм в данном вопросе заменяется нормативным установлением размеров и условий каждой из выплат.

Смотрите еще:

  • Комментарий к ст 51 градостроительного кодекса рф Комментарий к СТ 51 ГрК РФ Статья 51 ГрК РФ. Выдача разрешений на строительство 1. Разрешение на строительство представляет собой допуск уполномоченным органом власти (самоуправления) к […]
  • Рубрика юристов в газете Комментарии юриста компании для рубрики Юрликбез газеты "Сегодня" Автор: Андрей Бузинный Стандартные процедуры: Юридическая консультация Дата публикации: 05/12/12 Юрист нашей […]
  • Ук статья 115 ч1 Ук статья 115 ч1 Благодаря грамотно продуманной стратегии защиты в уголовном деле по обвинению в умышленном убийстве - ч. 1 ст. 115 УК адвокат по уголовным делам в Одессе добился для […]
  • Если автомобиль новый нужно ли проходить техосмотр Когда не нужно проходить техосмотр автомобиля? С 2012 года в правила прохождения техосмотра внесены серьезные изменения. Однако до сих пор многие автомобилисты не до конца разбираются в […]
  • Как платить за электроэнергию по общедомовому счетчику в общежитии Жильцы общежитий не хотят платить «за того парня» (дополнено) Жильцы нескольких общежитий требуют от властей установить в каждую квартиру прибор учета электричества и платить за […]
  • Налоговый вычет при наличии ребенка Налоговый вычет на ребенка по НДФЛ в 2018 году Налоговый вычет – это сумма, установленная законодательством РФ, уменьшающая налоговую базу. Согласно ст. 218 НКРФ п. 1, пп. 4, лица имеющие […]
  • Что дают на третьего ребенка в тюменской области За третьего ребенка — прожиточный минимум С 1 января 2013 года вступает в силу Постановление Правительства Тюменской области, согласно которому за третьего ребенка предусмотрена […]
  • Государственная регистрация права собственности госпошлина С 1 января вводится единая госпошлина за регистрацию прав на недвижимость В Украине с 1 января 2013 года вводится единая государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество […]
admin

Обсуждение закрыто.