Представление интересов граждан в суде прокурором

Представление интересов граждан в суде прокурором

Прокуратура Московской области

Наиболее действенным способом защиты нарушенного права для граждан остается обращение в суд с соответствующим заявлением. Однако, зачастую в силу возраста, состояния здоровья, отсутствия достаточных познаний, удаленности места жительства, занятости и прочих обстоятельств граждане лишены возможности самостоятельно отстаивать свои права в судебных инстанциях. В таких случаях возникает необходимость привлечения к участию в деле представителей. В соответствие с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) личное участие в деле гражданина также не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Согласно ст. 49 ГПК РФ представителями в суде по гражданскому делу могут быть дееспособные лица, наделенные соответствующими полномочиями. Для представителей в суде по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, ст. 55 КАС РФ вводит дополнительное требование о наличии высшего юридического образования.

Не могут быть представителями граждан в суде судьи, следователи, прокуроры, а также лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу (ст. 51 ГПК РФ, ч. 2 ст. 55 КАС РФ).

В соответствии с положениями ст. 52 ГПК РФ, ч.ч. 2, 3 ст. 54 КАС РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Такие лица называются законными представителями, их полномочия подтверждаются представленными суду документами (свидетельство о рождении, распоряжение или решение об установлении опеки, попечительства и т.д.). Законные представители могут поручить ведение дела в суде другому избранному ими представителю.

В гражданском судопроизводстве, в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, для защиты интересов такого ответчика суд назначает адвоката в порядке ст. 50 ГПК РФ. Аналогичное полномочие суда при рассмотрении административных дел закреплено в ч. 4
ст. 54 КАС РФ.

Дееспособный гражданин вправе поручить участие в судебном разбирательстве адвокату или любому другому лицу, отвечающему приведенным выше требованиям. Право адвоката на участие в судебном заседании в качестве представителя удостоверяется ордером. В иных случаях полномочия представителя оформляются доверенностью.

Доверенность, выданная гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией организации социального обслуживания, в которой находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы (ч. 2 ст. 53 ГПК РФ, ч. 8 ст. 57 КАС РФ).

Ряд полномочий представителя, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ и ч. 2
ст. 56 КАС РФ (подписание и предъявление заявления в суд, отказ от иска, признание иска, обжалование судебных актов и прочие), должны быть специально оговорены в доверенности.

Помимо письменной доверенности полномочия представителя могут быть также выражены в устном заявлении представляемого лица, занесенном в протокол судебного заседания.

В соответствии с п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается по ряду оснований, в том числе вследствие отмены доверенности лицом, ее выдавшим.

Тема номера: Хозяйственное право и процесс

О некоторых аспектах участия прокурора в хозяйственном процессе

Прокурор может принимать участие в рассмотрении хозяйственным судом спора. Но право прокурора на такое участие сегодня имеет определенные ограничения и нюансы. О некоторых аспектах участия прокурора в хозяйственном процессе как раз и пойдет речь в данной публикации.

Статья 121 Конституции Украины предусматривает, что прокуратура Укра­ины составляет единую систему, на которую возлагаются:

1) поддержка государственного обвинения в суде;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;

5) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов об этих вопросах органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

Согласно статье 123 Конституции Украины, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Украины определяются законом.

Таким законом в настоящее время является Закон Украины «О прокуратуре».

Статья 36 1 Закона Украины «О прокуратуре» устанавливает, что:

— представительство прокуратурой интересов гражданина или государства в суде заключается в осуществлении прокурорами от имени государства процессуальных и других действий, направленных на защиту в суде интересов гражданина или государства в случаях, предусмотренных законом;

— основанием представительства в суде интересов государства является наличие нарушений или угрозы нарушений экономических, политических и других государственных интересов в результате противоправных действий (бездеятель­ности) физических или юридических лиц, совершаемых в отношениях между ними или с государством;

— формами представительства являются:

а) обращение в суд с исками или заявлениями о защите прав и свобод другого лица, неопределенного круга лиц, прав юридических лиц, когда нарушаются интересы государства, или о признании незаконными правовых актов, действий или решений органов и должностных лиц;

б) участие в рассмотрении судами дел;

в) внесение апелляционного, кассационного представления на судебные решения или заявления об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

Хозяйственный процессуальный кодекс Украины содержит нормы, которые позволяют прокуратуре реализовывать (осуществлять) функцию представительства интересов государства в хозяйственном процессе.

Так, статьями 2 и 29 Хозяйственного процессуального кодекса Украины определено, что:

— хозяйственный суд открывает дела по исковым заявлениям прокуроров и их заместителей, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства;

— прокурор, который обращается в хозяйственный суд в интересах государства, в исковом заявлении самостоятельно определяет, в чем заключается нарушение интересов государства, и обосновывает необходимость их защиты, а также указывает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях;

— прокурор принимает участие в рассмотрении дел по его искам, а также может вступить по своей инициативе в дело, открытое по иску других лиц, на любой стадии его рассмотрения для представительства интересов гражданина или государства. С целью вступления в дело прокурор может подать апелляционное, кассационное представление, представления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам или сообщить суду и принять участие в рассмотрении дела, открытого по иску других лиц;

— в случае принятия хозяйственным судом искового заявления, поданного прокурором в интересах государства в лице органа, уполномоченного осуществлять функции государства в спорных правоотношениях, указанный орган приобретает статус истца;

— прокурор, принимающий участие в деле, исполняет обязанности и пользуется правами стороны, кроме права на заключение мирового соглашения.

Из указанных норм Конституции Украины, Закона Украины «О прокуратуре» и Хозяйственного процессуального кодекса Украины усматривается, что прокурор может принимать участие в хозяйственном процессе в случаях представительства им интересов государства или гражданина. Причем такое участие осуществляется как путем подачи прокурором искового заявления (в интересах государства), апелляционного и кассационного представлений на судебные решения (постановления, определения), заявления о своем участии в деле, открытому по иску других лиц, так и путем подачи представления о пересмотре решения (постановления) по вновь открывшимся обстоятельствам (в интересах государства или гражданина), — то есть на любой стадии рассмотрения хозяйственного дела.

Реализация последнего способа учас­тия прокурора в хозяйственном процессе, как показывает практика, может вызвать некоторые осложнения.

Представим вполне реальную ситуацию, когда прокурор вообще не принимал участия в хозяйственном споре ни на одной из его стадий: дело было открыто не по исковому заявлению прокурора, апелляционных и кассационных представлений, так же как и заявлений об участии в таком деле, прокурором также не подавалось. И тут возникает вопрос: может ли в такой ситуации прокурор подать представление о пересмотре решения (постановления) по вновь открывшимся обстоятельствам?

Если исходить из общих норм, приведенных выше, то прокурору соответству­ющее право в целом дано.

Однако не совсем четко, однозначно и понятно ситуация урегулирована в специальной норме, а именно: статье 113 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. Согласно данной статье, судебное решение хозяйственного суда может быть пересмотрено по вновь ­открывшимся обстоятельствам по заявлению стороны, представлению прокурора не позднее двух месяцев со дня установления обстоятельств, которые стали основанием для пересмотра судебного решения. Заявление, представление прокурора подаются стороной в хозяйственный суд, который принял судебное решение.

Прокурор, как следует из Раздела V «Участники судебного процесса» Хозяйст­венного процессуального кодекса Укра­ины, не является стороной по делу. Поэтому не совсем понятна норма статьи 113 указанного кодекса о том, что заявление, представление прокурора о пересмотре решения хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам подаются стороной.

Если буквально исходить из положения этой статьи, то получается, что прокурор не может самостоятельно подать в хозяйственный суд представление о пересмотре решения (постановления) по вновь открывшимся обстоятельствам, а должен передать его стороне, которая и должна подать это представление в хозяйственный суд.

В таком случае логично предположить, что прокурор до этого должен был принимать участие в рассмотрении дела хозяйственным судом, причем ему необходимо было представлять интересы государства в лице соответствующей стороны или интересы гражданина. Если же прокурор учас­тия в деле не принимал вообще, то его обращение к той или иной стороне по делу с просьбой (или предложением) подать в хозяйственный суд его представление о пересмотре решения (постановления) по вновь открывшимся обстоятельствам может выглядеть, мягко говоря, очень странным, особенно тогда, когда будет адресовано стороне, не заинтересованной в таком пересмотре.

Следовательно, при буквальном толковании положений статьи 113 Хозяйственного процессуального кодекса Украины можно прийти к выводу, что прокурор может подать представление о пересмотре решения хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам только через сторону, в лице которой он представлял интересы государства в хозяйственном суде.

Тем не менее, если исходить из всех норм, содержащихся в соответствующем законодательстве Украины (часть из которых приведена в начале данной публикации), то такой вывод кажется неправильным и нелогичным.

Положения Конституции Украины, Закона Украины «О прокуратуре» и Хозяйственного процессуального кодекса Украины все-таки позволяют сделать другой вывод: прокурор, даже если он не участвовал в деле, может подать представление о пересмотре решения (постановления) хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам, но непременным условием этого является необходимость защиты интересов государства (или гражданина).

Такой же вывод (в части защиты интересов государства) был сделан и Верховным Судом Украины в постановлении от 15 января 2008 года по делу № 2-1/12828.1-2006 Хозяйственного суда Автономной Республики Крым.

Что касается указанного отдельного положения статьи 113 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, то его, скорее всего, необходимо воспринимать как техническую недоработку (ошибку) законодателя (к сожалению, не единственную в указанном кодексе).

Не все так просто оказывается и при рассмотрении вопроса об открытии хозяйственного дела по исковым заявлениям прокуроров, обратившихся в хозяйственный суд в интересах государства, о чем свидетельствует изменившаяся в 2007 году судебная практика.

Правовая позиция Высшего хозяйственного суда Украины и Верховного Суда Украины относительно обращения прокурора в хозяйственный суд с исковым заявлением в интересах государства до недавнего времени была следующей: прокурор может обратиться в хозяйственный суд с иском в интересах государства только в случае, если истцом является орган государственной власти или орган местного самоуправления, который законом наделен полномочиями органа исполнительной власти.

При этом суды исходили из решения Конституционного Суда Украины от 8 апреля 1998 года по делу № 1-1/99, в котором указано, что под понятием «орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях», указанный в части второй статьи 2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, необходимо понимать орган государственной власти или орган местного самоуправления, который законом наделен полномочиями органа исполнительной ­власти.

Иными словами, в случаях, когда прокурором в качестве истца указывалось, как это часто бывало, государственное предприятие (иногда — совместно с органом государственной власти, в подчинении которого оно находилось), суды отказывались рассматривать такой иск со ссылкой на пункт 1 части первой статьи 63 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, мотивируя свой отказ тем, что в нарушение статьи 2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины прокурор обратился в хозяйственный суд с иском не в интересах государства, а в интересах самостоятельного субъекта хозяйствования.

Такая позиция была высказана Высшим хозяйственным судом Украины в постановлении от 25 февраля 2004 года по делу № П7/4313 Хозяйственного суда Днепро­петровской области по иску первого замес­тителя прокурора Хмельницкой области в интересах государства в лице Министерства аграрной политики Украины и государственного предприятия «Ганнопольский спиртовой завод»; Верховным Судом Украины в постановлениях от 22 февраля 2005 года по делу № 33/120-04 Хозяйственного суда Харьковской области по иску заместителя прокурора Харьковской области в интересах государства в лице Министерства топлива и энергетики и акционерной компании «Харьковоблэнерго», от 30 мая 2006 года по делу № 05-5-45/8280 Хозяйственного суда города Киева по иску заместителя прокурора Шевченковского района города Киева в интересах государства в лице Кабинета Министров Украины и государственной компании «Украинское производственно-полиграфическое объединение» и во множестве других постановлений.

Но в 2007 году ситуация изменилась. Верховный Суд Украины стал исходить из того, что прокурор может предъявлять в хозяйственный суд иск в интересах государства, указывая при этом в качестве истца как орган государственной власти, так и подконтрольный ему субъект хозяйствования.

При этом Верховный Суд Украины, ссылаясь на статью 121 Конституции Украины, статью 36 1 Закона Украины «О прокуратуре» и статью 2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, содержание которых приводилось в данной публикации ранее, исходит из решения Конституционного Суда Украины от 8 апреля 1998 года по делу № 1-1/99, в соответствии с которым интересы государства могут совпадать полностью, частично или не совпадать совсем с интересами государственных органов, государственных предприятий и организаций или с интересами хозяйствующих обществ с частью государственной собственности в уставном фонде. Вместе с тем государство может видеть свои интересы не только в их деятельности, но и в деятельности частных предприятий, обществ. В каждом конкретном случае прокурор или его заместитель самостоятельно определяет, со ссылкой на законодательство, основания подачи иска, указывает, в чем именно произошло или может произойти нарушение материальных или других интересов государства, обосновывает необходимость их защиты и указывает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях. Этот орган фактически является истцом по делу, открытому по заявлению прокурора.

Такая правовая позиция была высказана Верховным Судом Украины в постановлении от 17 июля 2007 года по делу № 02-4-19/785 Хозяйственного суда города Киева по иску киевского транспортного прокурора в интересах государства в лице Министерства транспорта и связи Украины и государственного территориально-отраслевого объединения «Юго-Западная железная дорога».

Таким образом, сегодня прокурор может подавать в хозяйственный суд иск в интересах государства, указывая при этом в качестве истца как субъекта хозяйствования, подконтрольного государству в лице соответствующего органа, так и такой орган.

Также в данной публикации хотелось бы обратить внимание на то, что норма статьи 2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины в некотором смысле ограничивает права прокуроров, предусмотренные статьей 36 1 Закона Украины «О прокуратуре» относительно участия прокурора в хозяйственном процессе в интересах гражданина.

Например, кредиторами предприятия-должника согласно положениям Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» могут быть также и физические лица. Согласно Хозяйственному процессуальному кодексу Украины, дела о банкротстве подведомственны хозяйственному суду.

Тем не менее, исходя из содержания статьи 2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, а также Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», прокурор не может обратиться в хозяйственный суд с заявлением об открытии дела о банкротстве предприятия в интересах физического лица. Более того, указанные законодательные акты Украины не дают четкого и однозначного ответа о праве прокурора на участие в деле о банкротстве в интересах физического лица на какой-либо стадии рассмотрения этого дела хозяйственным судом.

Это кажется не совсем справедливым, поскольку в наше время очень часто предприятия умышленно доводятся до состояния банкротства, после чего о правах реальных кредиторов никто и не вспоминает. А среди таких реальных кредиторов могут быть физические лица — работники предприятия, которые по нескольку месяцев, а то и лет не получали заработную плату. Кроме того, предприятия могут обанкротиться и в силу естественных причин, а пострадать в этих случаях также могут его работники, которые рискуют остаться без погашения задолженности по заработной плате.

Как раз в таких ситуациях участие прокурора в интересах физических лиц — работников предприятия-банкрота было бы нелишним, а иногда — просто необходимым.

Некоторое несоответствие норм Хозяйст­венного процессуального кодекса Украины и статьи 36 1 Закона Украины «О прокуратуре» относительно участия прокурора в хозяйственном процессе в интересах физического лица появилось в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения подсудности дел по вопросам приватизации и по корпоративным спорам». Согласно последнему, в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины были внесены изменения, в соответствии с которыми хозяйственному суду стали подведомственны корпоративные споры.

Участие в корпоративных спорах могут принимать как юридические, так и физические лица. Учитывая сегодняшние реалии, а именно: повсеместное рейдерство, в результате которого юридические и физические лица лишаются корпоративных прав относительно своих предприятий, ­участие прокурора в хозяйственных делах при разрешении корпоративных споров с участием граждан в интересах последних также кажется нужным и логичным. В данных случаях участие прокурора в хозяйственном процессе в интересах граждан, скорее всего, не противоречило бы статье 36 1 Закона Украины «О прокуратуре», которая также гласит, что основанием представительства в суде интересов гражданина является его неспособность из-за физического или материального состояния, пожилого возраста или по иным уважительным причинам самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия.

Если говорить о первом случае, то работники предприятия-банкрота, являю­щиеся его кредиторами, вряд ли могут иметь средства для оплаты услуг представителя, представляющего их интересы в деле о банкротстве в хозяйственном суде. Нельзя исключать и того, что часть работников при этом могут быть пожилого возраста, инвалидами или иметь иные уважительные причины, не позволяющие им самостоятельно осуществлять процессуальные полномочия при рассмотрении хозяйственным судом дела о банкротстве.

Если же говорить о втором случае, то граждане — бывшие владельцы корпоративных прав, ставшие жертвами рейдерства, скорее всего, люди небедные и могут оплатить участие своего представителя при рассмотрении хозяйственным судом корпоративных споров с их участием. Но сам факт рейдерства вполне может быть основанием для участия прокурора в корпоративных спорах в интересах граждан в хозяйственном суде на основании норм Конституции Украины и Закона Украины «О прокуратуре», поскольку рейдерство — это проблема не только собственников корпоративных прав, но и проблема государства в целом. То есть приведенное ранее положение статьи 36 1 Закона Украины «О прокуратуре» не должно быть препятствием для участия прокурора в интересах гражданина (граждан) при рассмотрении хозяйственным судом некоторых корпоративных споров.

В завершение хочется отметить, что изложенное выше свидетельствует о том, что в законодательство Украины, а именно в Закон Украины «О прокуратуре» и в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины было бы неплохо внести некоторые изменения (дополнения). Это исключило бы неоднозначное их толкование и как следствие — применение в ситуациях, связанных с участием прокурора в хозяйственном процессе. В частности, не лишним было бы более подробно и четко описать в Хозяйственном процессуальном кодексе Украины случаи, в которых прокурор может принимать участие в рассмотрении хозяйственного дела или дела о банкротстве, представляя при этом интересы граждан (гражданина).

ГРАФСКИЙ Михаил — юрист, г. Киев

Обращение в прокуратуру за помощью

Помимо обращения к юристам и риэлторам за консультациями по вопросам недвижимости, а также обращения к адвокатам, которые оказывают бесплатную помощь, эффективным способом защиты и восстановления прав граждан, которые лишились жилья в результате противоправных действий, является обращение в прокуратуру.

В соответствии с Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов судебными приставами;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Кроме этого, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, а так же принимают участие в правотворческой деятельности.

В соответствии с действующим законодательством Прокуратура Российской Федерации имеет право (и обязано – по обращению гражданина) представлять Ваши интересы в суде. Часть 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса (в редакции Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ) гласит: Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, в случае если Вы по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не можете самостоятельно защитить свои права, то обратиться в Ваших интересах в суд должны органы прокуратуры. Для этого Вам необходимо обратиться с заявлением в прокуратуру с заявлением, в котором необходимо описать ситуацию, указать просьбу. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие описываемые Вами обстоятельства, а также документы, подтверждающие невозможность самостоятельно обратиться в суд.

О порядке обращения в прокуратуру, а также иные органы, описано в методическом материале ЧГОО «Правосознание» «Правовой ликбез 2: внесудебные способы защиты прав».

Образец обращения в прокуратуру

(района, города, области)

(ФИО заявителя, либо указать, что жалоба от коллектива)

Адрес: _________________________________
(индекс, город, улица, дом, квартира,
контактный телефон заявителя, либо представителя коллектива)

_____________ Описание сути нарушения Ваших прав (например: «в отношении моей квартиры была совершена незаконная сделка») ____________________________________________________

В связи с тем, что по состоянию здоровья и в силу преклонного возраста я не могу самостоятельно защищать свои права, прошу Вас в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться в моих интересах в суд.

Приложение:
Список прилагаемых документов (в копиях, оригиналы документов храните у себя)

Дата подачи заявления: «___»___________ 20__ г.
Подпись

Представление интересов граждан в суде прокурором

§ 1. Задачи прокуратуры в гражданском процессе

Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом (ст. 129 Конституции РФ).

Таким законодательным актом федерального уровня является Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» , которым устанавливается, что прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон действует с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.

Среди различных функций прокуратуры особое место занимает ее участие в рассмотрении судами гражданских, уголовных и административных дел. Своеобразие этой функции заключается в том, что прокуратура не осуществляет надзора за судебной деятельностью и, не покушаясь на самостоятельность, независимость, объективность судебной власти, обращается к ней как к инструменту защиты прав и интересов тех лиц, которые, по мнению прокуратуры, в этом нуждаются.

Так, в ч. 4 ст. 27 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» указывается, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

ГПК РФ (ч. 1 ст. 45) с учетом этого положения Закона о прокуратуре указывает, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, нетрудоспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Помимо защиты прав конкретных граждан, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с целью защиты прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Некоторые нормы отраслевого законодательства также предусматривают возможность самостоятельного обращения прокурора в суд. Так, согласно ст. 70 Семейного кодекса РФ дело о лишении родительских прав может рассматриваться судом по заявлению прокурора. Иски об ограничении родительских прав, помимо иных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 73 СК РФ, могут быть предъявлены прокурором. В силу ч. 1 ст. 391 Трудового кодекса РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законодательству или иным нормативным правовым актам.

Значительна роль прокуратуры в разрешении судом дел публично-правового порядка. В частности, прокурор наделен правом в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или в части нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).

§ 2. Формы участия прокурора в гражданском процессе

Участие прокурора в гражданском процессе возможно на любой стадии: от возбуждения дела в суде до исполнения решения суда. В то же время формы участия прокурора в гражданском процессе, объем его прав и обязанностей, содержание процессуальных действий различны в зависимости от того, в какой стадии процесса он принимает участие.

В стадии принятия заявления прокурор выступает в качестве инициатора возникновения процессуальных отношений. При этом форма и содержание поданного им заявления, помимо общих требований, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 131 ГПК РФ, должны соответствовать положениям ч. 3 ст. 131 ГПК. В исковом заявлении, предъявленном прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывается, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено. Весьма существенно требование относительно того, что в заявлении прокурора должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В случае обращения прокурора в защиту интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта также должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, и содержать: дополнительные данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью (ч. 5 ст. 251 ГПК РФ).

Указанное требование относительно содержания заявления, с которым прокурор обращается в суд, выступает в качестве гаранта соблюдения им тех положений закона, которые определяют случаи, когда прокурору предоставляется право инициировать гражданское дело в суде.

Несоблюдение прокурором требования о содержании подаваемого им заявления — основание для оставления заявления без движения, с последствиями, предусмотренными ст. 136 ГПК РФ.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца. Исключение составляет право на заключение мирового соглашения. Прокурор также освобождается от обязанности по уплате судебных расходов.

В связи с этим он обязан в достаточной степени активно участвовать в подготовке дела к судебному разбирательству, в частности, передавать ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска, заявлять ходатайство об истребовании доказательств, которые не могут быть получены без помощи суда, например, о судебном поручении, о вызове свидетелей, о назначении экспертизы и т.п. Весьма желательно участие прокурора в предварительном судебном заседании, особенно в тех случаях, когда возникает вопрос о прекращении производства по делу, оставлении его заявления без рассмотрения либо когда ответчик возбудит спор о пропуске срока исковой давности или установленного федеральным законом срока обращения в суд.

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства возможен отказ прокурора от заявления, поданного в защиту интересов другого конкретного лица (лиц). Однако если это процессуальное действие прокурора не совпадает с позицией этого лица (лиц) или его законного представителя, то рассмотрение дела по существу продолжается. Для прекращения производства по делу необходимо также, чтобы истец или его законный представитель отказались от иска, и этот отказ не противоречил закону или не нарушал бы прав и законных интересов других лиц.

В ходе судебного разбирательства прокурор, обратившийся в суд с заявлением, не наделен правом давать заключение ни по существу рассматриваемого дела, ни по отдельным вопросам, которые могут возникнуть в судебном заседании.

Как лицо, участвующее в деле, прокурор вправе принести апелляционное или кассационное представления.

Вступление прокурора в гражданский процесс путем подачи им заявления — в настоящее время основная форма его участия в рассмотрении и разрешении гражданского дела по существу. Ограничивая условия его вступления в гражданский процесс, закон в то же время не связывает инициативу прокурора, его самостоятельность в решении вопроса о том, есть ли необходимость обращения в суд с соответствующим заявлением.

В то же время гражданское процессуальное законодательство предусматривает и другую форму участия прокурора в гражданском процессе, а именно вступление в процесс, уже начатый по инициативе других лиц. В отличие от первой формы она носит для прокурора обязательный характер, если закон предусматривает его участие в гражданском деле.

Об этой форме участия прокурора прежде всего говорится в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. В силу указанной нормы прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Кодекс предусматривает участие прокурора в таких гражданских делах, как усыновление (удочерение) ребенка (ст. 273), о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим (ст. 239), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ст. 284), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288), о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304), об оспаривании нормативного правового акта (ст. 252), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260).

Среди федеральных законов, предусматривающих случаи участия прокурора в процессе рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, можно назвать Семейный кодекс РФ, в котором закреплено, что дела о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (ст. ст. 70, 72 СК РФ), об ограничении родительских прав (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления (удочерения) ребенка (ст. 140 СК РФ) рассматриваются с участием прокурора.

При возникновении в суде указанных дел судья обязан поставить об этом в известность соответствующего прокурора, а при назначении дела к судебному разбирательству — направить ему извещение о месте и времени рассмотрения дела.

Неявка прокурора, извещенного судом о времени и месте судебного заседания, не может быть препятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Это положение позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение дела в отсутствие прокурора, который обязан принять участие в рассмотрении дела в силу закона, при надлежащем его извещении о времени и месте судебного разбирательства само по себе не относится к случаям нарушения норм процессуального законодательства, влекущего за собой отмену судебного постановления.

В отличие от прежнего законодательства ГПК РФ не предусматривает право суда признавать обязательным участие прокурора в деле.

§ 3. Права и обязанности прокурора как лица,

участвующего в деле

Вступив в процесс рассмотрения и разрешения судом конкретного дела, в котором он обязан участвовать в силу закона, прокурор как лицо, участвующее в деле, вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства. К особым процессуальным действиям, на совершение которых уполномочен прокурор, вступивший в уже начатый другими лицами процесс, относится его заключение как по отдельным вопросам, возникающим во время разбирательства дела, так и по существу рассматриваемого дела в целом. Заключение по существу рассматриваемого дела дается прокурором в судебном заседании после исследования всех доказательств по делу (ст. 189 ГПК).

В своем заключении прокурор должен кратко обосновать общественную значимость рассматриваемых правоотношений и самого дела, если таковая имеет место, подробно проанализировать исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, оценить их, показать, какие из них следует признать достоверными, а какие недостоверными и почему, на существование каких имеющих значения для дела обстоятельств указывают достоверные доказательства, раскрыть характер правоотношений сторон, прокомментировать закон или иной нормативный правовой акт, регулирующий данные правоотношения, и в конечном итоге высказать свое мнение, как на основании этой правовой нормы должно быть разрешено дело.

Высказанная прокурором точка зрения по делу в целом не является обязательной для суда. Тем не менее внимательное прослушивание речи прокурора, участвующего в деле, будь то его выступление в прениях или произнесенное в порядке дачи заключения, а также речей всех иных участвующих в деле лиц, позволяет суду более четко уяснить позицию каждого участника, воспринять их аргументацию, сопоставить различные точки как на фактическую, так и на правовую сторону рассматриваемого дела и, в полной мере сообразуясь с требованиями принципов законности, состязательности и других принципов гражданского процесса, сформировать свое внутреннее убеждение относительно оценки доказательств, круга обстоятельств, установленных по делу обоснованности и правомерности заявленных требований.

Прокурор, участвующий в деле, вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и принести на него замечания, которые рассматриваются в порядке, установленном ст. 232 ГПК РФ.

При несогласии прокурора, участвующего в деле для дачи заключения, с решением суда, принятым по первой инстанции, им могут быть принесены апелляционное или кассационное представления (ст. ст. 320, 336 ГПК РФ).

Поскольку согласно ст. 327 ГПК РФ рассмотрение дела судом апелляционной инстанции производится по правилам производства в суде первой инстанции, прокурор, принесший представление в эту судебную инстанцию, сохраняет свое право на участие в деле при его рассмотрении в апелляционном порядке. Аналогично решается вопрос об участии прокурора в апелляционной инстанции и в случае, если он, принимая участие в суде первой инстанции, не подавал апелляционного представления.

Прокурор, принесший апелляционное представление, вправе его отозвать до принятия решения или определения судом апелляционной инстанции. В случае принятия отзыва представления суд выносит определение о прекращении апелляционного производства, если решение или определение суда первой инстанции не было обжаловано другими лицами.

Отзыв кассационного представления возможен до начала судебного заседания кассационной инстанции. Приняв отзыв, суд выносит определение о прекращении кассационного производства, при условии если на решение суда первой инстанции не подавались жалобы других лиц (ст. 345 ГПК РФ).

Обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда имеют право должностные лица органов прокуратуры, перечисленные в ст. 377 ГПК РФ, лишь при условии, если в деле, при рассмотрении которого были постановлены эти судебные акты, принимал участие прокурор.

Предоставленное ст. 394 ГПК РФ право прокурора принести представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда также связано с его участием в рассмотрении дела. При этом представление может быть подано прокурором в течение трех месяцев (ст. 394 ГПК РФ). Таким образом, ныне действующее законодательство уравнивает прокурора с другими лицами, участвующими в деле, по срокам обращения в суд.

Хотя прокурор не указан в числе лиц, участвующих в исполнительном производстве, ни в разделе VII ГПК РФ «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов», ни в ФЗ «Об исполнительном производстве», ему нельзя отказать в праве на совершение процессуальных действий по исполнению судебных постановлений, принятых судом при рассмотрении дела, в котором прокурор принимал участие путем предъявления заявления, поскольку его правомочия в данном случае аналогичны тем, которыми обладает истец (взыскатель).

Смотрите еще:

  • Исковое заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося Исковое заявление о признании недействительным решения о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении (место жительства и регистрации) Цена иска: […]
  • Должен три миллиона банку БСБ Банк уже выплатил 52 миллиона рублей и еще 3 миллиона остался должен 30 июня 2017 11:59 Если не успели забрать свои деньги из БСБ Банка, не волнуйтесь - их можно вернуть через Банк […]
  • Ст 111 ук рф примеры дел Судебная практика и вопросы квалификации преступлений против здоровья СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ Т. О. Кошаева, кандидат юридических наук, […]
  • Понятия источники принципы уголовного права Принципы уголовного права Принципы уголовного права Принципы уголовного права — это вытекающие из социально-экономической природы российского общества, его интересов и особенностей […]
  • Пп1 п1 ст 218 нк рф Какие льготы предусмотрены по НДФЛ Освобождение доходов от налогообложения В ст. 217 Налогового кодекса РФ поименованы доходы, которые освобождаются от налогообложения. Этот перечень […]
  • Коап 2086 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по делу N А56-4221/2007 Мировое соглашение, отвечающее требованиям, предусмотренным статьями 49, 139, 140 АПК […]
  • Экспертиза в новом упк Правки в УПК: несколько лет на экспертизу и видеофиксация с перебоями Пока юридическое сообщество продолжает дискутировать по поводу необходимости модернизации Уголовного процессуального […]
  • Форма фссп юрист 3 класса Приказ Федеральной службы судебных приставов от 30 мая 2011 г. № 255 "Об утверждении Порядка ношения форменной одежды судебными приставами и иными должностными лицами Федеральной службы […]
admin

Обсуждение закрыто.