Публично правовая компания пример

Публично правовая компания пример

Публично-правовая компания

Публично-правовая компания — унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

Публично-правовые компании сокращенно называют как ППК.

Разъяснение

Правовое положение Публично-правовых организаций регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ).

Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации и действует на основании решения о создании публично-правовой компании и утверждаемого Правительством Российской Федерации устава (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ).

Пример

Публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» — создана в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (далее — Фонд) создается Российской Федерацией в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан — участников долевого строительства, средства которых привлекаются для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу жилых помещений, в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков. (ст. 2 закона 218-ФЗ)

Правовое положение публично-правовой компании (ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

1. Учредителем публично-правовой компании является Российская Федерация.

2. Публично-правовая компания имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.

3. Публично-правовая компания имеет счет в Центральном банке Российской Федерации и (или) лицевые счета в органах Федерального казначейства, а также вправе открывать счета в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, если иное не предусмотрено решением о создании публично-правовой компании.

3.1. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к кредитным организациям на территории Российской Федерации, в которых публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета и с которыми публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), а также срок, в течение которого публично-правовой компанией должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в кредитных организациях на территории Российской Федерации, которые перестали соответствовать указанным требованиям. При установлении требований к кредитным организациям Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) кредитной организации и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» подтверждено Банком России. Правительство Российской Федерации вправе установить лимиты размещения средств публично-правовой компанией в кредитной организации в зависимости от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и (или) уровня кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации. Публично-правовая компания уведомляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о каждом открытии, закрытии, об изменении реквизитов счетов в иностранных банках, о заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) с иностранными банками и внесении в них изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить требования к иностранным банкам, в которых публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета и с которыми публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), а также срок, в течение которого публично-правовой компанией должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в иностранных банках, которые перестали соответствовать указанным требованиям.

3.2. Публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского счета, банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в случае, если это предусмотрено частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития».

3.3. Публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета, заключать договоры банковского вклада (депозита) в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, в случае включения таких кредитных организаций в перечень кредитных организаций, размещенный для указанных целей Банком России на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

4. Публично-правовая компания имеет право:

1) создавать филиалы и открывать представительства, в том числе за пределами территории Российской Федерации;

2) создавать коммерческие организации и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами, принимать участие в российских организациях и иностранных организациях, в том числе в хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах, для достижения целей, предусмотренных решением о создании публично-правовой компании. Порядок участия в иностранных организациях устанавливается наблюдательным советом публично-правовой компании;

3) являться участником ассоциаций (союзов).

5. Публично-правовая компания вправе осуществлять иные права, предусмотренные решением о создании публично-правовой компании.

6. Публично-правовая компания вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено решением о создании публично-правовой компании и ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

7. Публично-правовая компания отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Российская Федерация не отвечает по обязательствам публично-правовой компании, а публично-правовая компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации.

9. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют внешний государственный аудит (контроль) в отношении публично-правовой компании.

10. Федеральными законами о создании публично-правовых компаний, а также правовыми актами Президента Российской Федерации может быть предусмотрено осуществление Президентом Российской Федерации отдельных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Имущество публично-правовой компании (ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

1. Имущество публично-правовой компании формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, имущества, полученного в порядке правопреемства в результате преобразования юридических лиц в публично-правовую компанию, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.

2. Состав имущества, передаваемого публично-правовой компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации. Одновременно Правительством Российской Федерации может быть установлен перечень имущества и (или) видов имущества публично-правовой компании, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании.

3. Имущество публично-правовой компании принадлежит ей на праве собственности и используется для достижения целей деятельности публично-правовой компании и осуществления возложенных на нее функций и полномочий.

4. Часть имущества публично-правовой компании по решению наблюдательного совета публично-правовой компании может быть безвозмездно передана в собственность Российской Федерации в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

5. Публично-правовая компания может формировать резервный фонд и иные целевые фонды на основании решения наблюдательного совета публично-правовой компании.

6. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в решении о создании публично-правовой компании, вправе требовать, действуя от имени публично-правовой компании, возмещения убытков, причиненных публично-правовой компании по вине органов управления публично-правовой компании.

Органы управления публично-правовой компании (ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

Органами управления публично-правовой компании являются наблюдательный совет публично-правовой компании, генеральный директор публично-правовой компании, а также правление публично-правовой компании в случае, если его создание предусмотрено решением о создании публично-правовой компании.

Дополнительно

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационно-правовая форма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности

Экономполитика

Госкорпорации широкого профиля

В России появится новый вид юридических лиц — публично-правовые компании, в которые будут преобразованы госкорпорации

Госкорпорации будут преобразованы в новую форму юридических лиц — публично-правовые компании. Это некоммерческие организации с правом инвестировать свободные деньги и широким набором целей — от проведения госполитики до контроля за отраслями, следует из законопроекта, подготовленного Минэкономразвития. Решение Дмитрия Медведева отказаться от госкорпораций трансформировалось в расширение сферы их деятельности, констатировали юристы.

Правительство подготовило новый законопроект, согласно которому госкорпорации и госкомпания «Автодор» будут преобразованы в новый вид компаний – публично-правовые. Подобный документ Минэкономразвития готовило еще в августе 2011 года, но он не вышел за пределы межведомственного согласования.

Решение отказаться от формата госкорпораций было озвучено президентом Дмитрием Медведевым в послании Федеральному собранию еще в 2009 году. Их планируется преобразовать в новые компании, реорганизовать или ликвидировать. 29 декабря 2010 года премьер Владимир Путин утвердил соответствующий план-график. В соответствии с этим документом, Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов должны были быть реорганизованы еще в IV квартале 2012 года.

Согласно законопроекту, публично-правовая компания может создаваться на основании решения правительства или федерального закона, в том числе путем реорганизации госкорпорации или госкомпании. Эти компании будут некоммерческими организациями.

Некоммерческие госкорпорации

Госкорпорация, согласно закону «О некоммерческих организациях», является некоммерческой организацией, которая создается для.

Новацией последней версии документа стала возможность реорганизовывать в публично-правовую компанию акционерное общество со 100-процентным участием государства. Таким, по замыслу Минфина, должно стать Российское финансовое агентство, которое должно управлять средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также госдолгом. Против этого выступили депутаты, которые усомнились в подотчетности государству подобного ОАО. В законопроекте же предполагается, что публично-правовые компании будут проверяться Счетной палатой, а работающие там госслужащие — подавать декларации о доходах. Председателя наблюдательного совета будет назначать правительство России.

Сейчас 100% акций государству принадлежит и в ОАО «Роснефтегаз», которое управляет нефтяными и газовыми активами – 75,16% «Роснефти», 10,74% «Газпрома», 7% Каспийского трубопроводного консорциума.

Авторы документа добавили цели, ради которых могут создаваться публично-правовые компании – среди них проведение государственной политики, оказание госуслуг, управление госимуществом, обеспечение модернизации и инновационного развития, осуществление контрольных, управленческих и иных общественно-полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, а также для других функций. Такие компании могут создаваться также под реализацию «особо важных проектов» и госпрограмм, в том числе региональных. Таким является, в частности, ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», учрежденное ВЭБом в 2011 году.

Публично-правовые компании смогут инвестировать свободные средства, говорится в законопроекте. Условием должны быть возвратность, прибыльность и ликвидность приобретаемых активов. Результаты работы будут оцениваться по итогам анализа полученной прибыли. Законопроект о принципах инвестирования средств публично-правовых компаний должен быть разработан в течение полугода после принятия самого закона о таких компаниях.

ВЭБ с 1 января 2014 года утратит полномочия по инвестированию средств пенсионных накоплений «молчунов». Вопрос об управлении этими средствами – около 1,4 трлн рублей – пока открыт, говорил ранее замминистра финансов Сергей Сторчак. Минфин в качестве одного из вариантов предлагает в будущем передать эту функцию Росфинагентству. В свою очередь глава Минэкономразвития Андрей Белоусов выступал за размещение в ВЭБе 100 млрд рублей средств ФНБ, которые должны пойти на инфраструктурные проекты. Впрочем, президент Владимир Путин говорил, что эти полномочия получит Росфинагентство.

Еще одна новация – возможность приобретать иностранные активы и создавать коммерческие и некоммерческие организации за рубежом.

В прежнем законопроекте значились только российские активы и организации. Кроме того, таким компаниям дадут и «иные права», круг которых не очерчен.

Авторы законопроекта также предусмотрели осуществление президентом России «отдельных полномочий в отношении публично-правовых компаний». Участие главы государства в деятельности таких компаний в прежней версии ограничивалась лишь ознакомлением с их отчетностью.

К прошлой редакции законопроекта на этапе межведомственного согласования у ряда ведомств были замечания, что не позволило принять законопроект в думскую осеннюю сессию, пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития. Новый вариант предусматривает возможность создания публично-правовых компаний на основании закона, а не только решений правительства, как было в прежнем варианте, сказал замдиректора департамента инновационного развития Сергей Лещенко. Также уточнены основные механизмы корпоративного управления. При подготовке законопроекта преобразование конкретных ОАО в публично-правовые компании не подразумевалось. «Когда мы указывали виды юридических лиц, из которых могут образовываться публично-правовые компании, то исходили из общей логики Гражданского кодекса, которая определяет саму возможность преобразования юридических лиц», — сказал Лещенко.

Во Внешэкономбанке «Газете.Ru» сообщили, что госкорпорация принимает участие в обсуждении данного законопроекта. «Каких-либо существенных изменений статуса не ожидаем», — сказали в ВЭБе.

В думском комитете по собственности «Газете.Ru» отметили, что комментировать новый законопроект считают преждевременным. «Мы ждем принятия поправок в Гражданский кодекс, где формы юридических лиц будут изменяться», — сказал представитель аппарата комитета. Он добавил, что пока неясно, как будут соотноситься публично-правовые компании и акционерные общества.

Поправки в Гражданский кодекс, согласно которым ОАО разделятся на публичные и непубличные акционерные общества, пока до третьего чтения не дошли. «Предполагается, что публичными акционерными обществами будут те, акции или ценные бумаги которых свободно торгуются на рынке. Непубличные – наоборот», — пояснил «Газете.Ru» юрист «Пепеляев групп» Николай Солодовников. Он предположил, что новая правовая форма компаний вводится ввиду необходимости более жесткого регулирования со стороны государства.

Новый законопроект — это попытка объединить две существующие формы некоммерческих организаций — госкомпании и госкорпорации, указывает старший юрист «Юков и партнеры» Зинаида Захарова. «Тем самым расширится сфера их деятельности, которая ранее ограничивалась предоставлением госуслуг и осуществлением социальных, управленческих и иных общественно значимых функций», — говорит юрист.

В законопроекте детально прописан порядок управления, а также имеются положения о направлениях расходования средств, замечает Захарова. «Насколько это будет более эффективно с точки зрения контроля за деятельностью компании, покажет практика», — считает эксперт.

По ее словам, дублирования форматов между акционерными обществами и публично-правовыми компаниями не будет. «Публично-правовая компания — это некоммерческая организация, тогда как акционерные общества и вероятные публичные/непубличные АО — коммерческие, основная цель которых — извлечение прибыли», — разъяснила Захарова.

Публично-правовые компании – закат эры госкорпораций?

2 октября вступят в силу нормы, позволяющие создавать в России юридических лиц особой организационно-правовой формы – публично-правовые компании (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон о публично-правовых компаниях). Ими будут называться унитарные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на основании специального федерального закона, или создаваемые в силу указа президента. Соответственно, в роли учредителя таких организаций может выступать исключительно государство (ч. 1-2 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Между тем такие организации могут быть также созданы и путем реорганизации уже существующих государственных корпораций и компании, а также акционерных обществ, где единственным участником является Россия, за некоторым исключением. Так, не могут стать преобразованными в публично-правовую компанию госкорпорации «Внешэкономбанк», «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос». Такие ограничения прямо закреплены в законе (ч. 3-4 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Таким образом, можно предположить, что препятствий законодательного характера для преобразования, например, АО «Роснано» или госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в форму публично-правовой компании нет.

Унитарными называются такие юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Помимо публично-правовых компаний к унитарным относятся ГУП и МУП, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организаци и религиозные организации (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Следует добавить, что в ГК РФ в рамках реформы гражданского законодательства уже сейчас внесены необходимые для создания и начала работы публично-правовых компаний изменения. В частности, в перечень предусмотренных ГК РФ организационно-правовых форм некоммерческих организаций включены и компании нового вида (подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ, подп. «б» п. 3 ст. 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

Для чего будут создаваться публично-правовые компании

Среди основных целей создания и функционирования публично-правовых компаний законодатель выделяет несколько. Эти организации будут учреждаться для:

Саяфарова Снежана, юрист Коллегии адвокатов «Юков и партнёры»:

«Как отмечают разработчики закона о публично-правовых компаниях, он направлен, в первую очередь, на создание более эффективного механизма регулирования деятельности госкорпораций и госкомпаний. Ранее такой контроль осуществляется точечно, посредством принятия законов о создании той или иной корпорации, что является довольно обременительным и трудоемким процессом, так как любое изменение положений о госкорпорации или госкомпании требовали принятия по каждому частному случаю федерального закона. Закон о публично-правовых компаниях позволяет снять эту проблему посредством закрепления общих правил для всех публично-правовых компаний. При этом более детальное регулирование будет осуществляться не только федеральными законами о создании конкретной организации, но и актами президента и правительства, вносить изменения в которые значительно проще».

  • проведения государственной политики;
  • предоставления государственных услуг;
  • управления государственным имуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
  • реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов;
  • выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера (ч. 5 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Перечисленные цели говорят о том, что, как инструмент реализации государственной политики, публично-правовые компании способны выполнять намного более широкий спектр задач по сравнению с деятельностью ныне действующих госкорпораций и госкомпаний, которые учреждаются в целях осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Напомним, правовой статус этих юридических лиц закреплен ст. 7.1-7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Возможности, которыми будут обладать публично-правовые компании, также заметно отличаются от предоставленных сегодня госкорпорациям и госкомпаниям полномочий. Так, новые компании смогут приобретать активы и учреждать коммерческие и некоммерческие организации, а также создавать филиалы и открывать представительства не только на территории России, но и за рубежом. Кроме того, они смогут участвовать в различных ассоциациях и союзах. При этом собственность этих компаний, будет защищена от возможных исков, заявленных к государству – публично-правовые компании не будут отвечать по государственным обязательствам. Также законом предусмотрена специальная процедура защиты особо ценного имущества компаний – правительством может быть установлен перечень имущества на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании (подп. 1-3 ч. 4, ч. 8 ст. 5, ч. 2 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).

Следует отметить, что приведенный в законе перечень прав не является закрытым – вновь образуемая публично-правовая компания сможет быть наделена дополнительными правами, предусмотренными актом об ее создании (ч. 5 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях).

Имущество публично-правовых компаний будет формироваться, в основном, за счет государственного имущественного взноса. В то же время этим компаниям может быть передано и имущество преобразуемых юридических лиц, а также добровольные имущественные взносы иных субъектов. В связи с этим внешний аудит этих организаций будет осуществлять Счетная палата РФ и другие компетентные органы. При этом доходы, полученные публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности будут переходить в ее собственность (ч. 9 ст. 5, ч. 1 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).

Добавим, что публично-правовые компании будут являться заказчиками в сфере регламентированных закупок и осуществлять их на основании Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». А положение о закупке будет утверждаться наблюдательным советом компании (ст. 27 закона о публично-правовых компаниях).

Как будет осуществляться управление публично-правовыми компаниями

В первую очередь авторы закона предусмотрели возможность осуществления Президентом РФ различных полномочий в отношении публично-правовых компаний напрямую. Правда, конкретных полномочий в законе о публично-правовых компаниях не названо, они могут быть определены опять же в учредительных документах, в ходе создания компании (ч. 10 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях). Отметим, для госкорпораций и госкомпаний возможность непосредственного участия в их деятельности президента не предусмотрена. В связи с этим можно сделать вывод, что самые затратные и ответственные государственные проекты будут реализовываться именно такими публично-правовыми организациями – деятельность которых будет контролировать глава страны.

Органами непосредственного управления публично-правовой компании будут выступать наблюдательный совет и также генеральный директор. В то же время, решением о создании публичного юрлица может быть предусмотрено создание правления публично-правовой компании (ст. 7 закона о публично-правовых компаниях).

Председатель и члены наблюдательного совета назначаются правительством, при этом сам орган управления наделяется довольно широкими полномочиями, среди которых:

  • утверждение стратегии развития компании;
  • утверждение бюджета и годового отчета компании;
  • выработка рекомендаций для других органов управления компании;
  • утверждает порядок использования доходов и т. д. (подп. 1, 3-5, 7 ч. 1 ст. 9 закона о публично-правовых компаниях).

При наблюдательном совете будет сформирован также комитет по аудиту, в задачи которого входит, в том числе, контроль финансовой дисциплины в публично-правовой компании. Одновременно члены наблюдательного совета наделяются довольно широкими индивидуальными правами. Так, они смогут получать информацию о деятельности компании, знакомиться со всеми без исключения документами организации, в том числе касающимися ее финансовой деятельности. Они будут вправе также оспаривать сделки и требовать применения последствий их недействительности (ч. 5-6 ст. 9 закона о публично-правовых компаниях).

Между тем генеральный директор, также назначаемый на должность правительством, будет выполнять функцию единоличного исполнительного органа публично-правовой компании. К его компетенции будут относиться вопросы руководства текущей деятельностью организации (ст. 12 закона о публично-правовых компаниях).

Экономическая эффективность деятельности

Разработчики закона о публично-правовых компаниях, проанализировав опыт работы госкорпораций и госкомпаний, большое внимание уделили вопросам планирования и финансовой дисциплины публично-правовых компаний. В частности, в законе, помимо закрепления непосредственно обязанности этих организаций разработать стратегию собственного развития, прописаны и принципы ее определения. В частности, предусмотрена обязанность наблюдательного совета проконтролировать, что в основу документа легли конкретные финансовые и инвестиционные показатели, анализ достижения которых станет основой оценки эффективности выполнения стратегии развития компании по итогам отчетного периода (ч. 1-2, ч. 4-5 ст. 14 закона о публично-правовых компаниях).

Кроме того законом о публично-правовых компаниях предусмотрен порядок ведения отчетности в этих организациях, в том числе прописаны общие правила составления годового отчета, а также раскрытия информации об их деятельности. Следует отметить, что годовой отчет компании будет направляться на рассмотрение президенту, в парламент, правительство и Счетную палату РФ. Добавим, что разработчики не обошли вниманием и общественность – годовой отчет подлежит опубликованию также на официальном сайте публично-правовой компании, одновременно экземпляр документа будет направляться в ОП РФ (ч. 1-2, ч. 7-8 ст. 15 закона о публично-правовых компаниях).

Также законодатель урегулировал вопросы использования временно свободных средств публично-правовых компаний. Так, инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предписывается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. А перечень разрешенных активов, порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием будет определять правительство (ст. 18 закона о публично-правовых компаниях).

Публично-правовые компании как новый тип некоммерческих организаций будут представлять собой довольно сложные юридические образования, наделенные компетенцией, далеко выходящей за пределы возможностей обычных бизнес-структур, в том числе и компаний с государственным участием. Создание и деятельность таких организаций потребует особо взвешенного подхода.

Как отмечают разработчики закона, документ был принят во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина в целях пересмотра подходов к созданию и функционированию государственных корпораций и создания унифицированных правил их деятельности. Поэтому можно предположить, что со временем такая организационно-правовая форма компаний с государственным участием станет преимущественной.

Публично-правовые компании — новый вид юрлица для госкорпораций

Госкорпорации превратятся в публично-правовые компании. Новым законом установлен порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон “О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Документ был разработан ещё в 2013 году во исполнение поручений Президента о реформировании госкорпораций.

Закон вводит в правовую систему России новую организационно-правовую форму некоммерческой унитарной организации — публично-правовую компанию (ППК). Учредителем этого вида юрлиц выступит Российская Федерация. Согласно сопроводительным материалам, ППК создаются на основании федерального закона или указа Президента России и действуют в соответствии с уставом, который утверждается Правительством. Также ППК могут быть созданы путём реорганизации государственных корпораций и компаний. При этом, в законе содержится оговорка, что Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, Ростех, Росатом и Роскосмос не могут быть преобразованы в публично-правовые компании.

Что же касается целей создания публично-правовых компаний, то их деятельность может распространяться на госполитику, госуслуги и управление госимуществом. Кроме того, такие компании могут создаваться для реализации проектов и госпрограмм по социально-экономическому развитию регионов.

Авторы законопроекта утверждают, что из-за отсутствия должного контроля за госкорпорациями, возникает проблема неэффективного использования государственного имущества. Форма ППК позволит властям ужесточить внутренний контроль и обеспечить соблюдение целевого использования средств, а также повышение степени прозрачности экономики.

Во исполнение этих задач, законодатели уделили большое внимание учету и отчетности ППК. Согласно закону, годовая бухгалтерская, а также консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту организацией, отобранной по результатам конкурса. При этом, годовой отчет ППК должен ежегодно направляться Президенту и в Правительство РФ, а также в Совет Федерации, Госдуму, Счетную и Общественную палаты.

По мнению чиновников, реализация норм закона позволит более гибко регулировать экономические отношения в тех сферах, где отсутствует возможность использования традиционных юрлиц для достижения поставленных государством целей. Во многом это обуславливается тем, что, в отличие от органов госвласти, ППК сможет осуществлять организационно-властную деятельность, используя рыночные механизмы.

Новый закон вступит в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования.

Публично правовая компания пример

Библиографическая ссылка на статью:
Морозов И.Д. Соотношение правового статуса государственной корпорации с правовым статусом публично-правовой компании: общее и особенное // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85276 (дата обращения: 23.09.2018).

Научный руководитель: Рябова Е.В., кандидат юридических наук, доцент

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Одна из тенденций современного развития мировой экономики проявляется в том, что, несмотря на тип экономики, во многих государствах важное место в системе предоставления жизненно-необходимых услуг занимают предприятия и организации, которые полностью или частично принадлежат государству. При этом в каждом из государств используется собственный подход к определению термина «государственная корпорация» («государственная компания») и формированию критериев для отнесения того либо иного юридического лица к категории «государственное».

В Российской Федерации в качестве полноправных субъектов гражданского оборота государственные корпорации получили свое легальное закрепление в 1999 г. путем принятия поправок в текст Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [5; 6] (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ). В Закон была введена специальная ст. 7.1, из которой следует, что: «государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, которая учреждена Российской Федерацией на основе имущественного взноса и создана для осуществления социальных, управленческих либо иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается в соответствии с федеральным законом».

Однако, с момента появления в российском законодательстве нормы, предусматривающей возможность создания юридического лица в организационно-правовой форме государственной корпорации, до 2007 г. законодателем она применялось только дважды – при учреждении Агентства по реструктуризации кредитных организаций и Агентства по страхованию вкладов. Пик массового создания государственных корпораций пришелся на 2007 г. Государство образовало шесть таких структур – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Внешэкономбанк», «Роснанотех» («Роснано»), «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом». В последующем ряд из них был упразднен либо реорганизован, в результате чего на конец 2017 г. в отечественной экономике функционируют шесть государственных корпораций (Агентство по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Внешэкономбанк», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос») и одна государственная компания «Автодор», по своему статусу практически идентичная государственной корпорации.

Если проанализировать все озвученные в юридической литературе мнения, то мы можем выделить следующие специфические черты, присущие правовому статусу государственной корпорации, отличающие ее от корпорации, в ее обычном гражданско-правовом понимании:

— государственные корпорации наделены целым комплексом властных полномочий, в частности, правом нормативно-правового регулирования, что, как следует из общей теории права, является исключительной прерогативой государственных органов власти;

— у государственных корпораций отсутствуют учредительные документы (уставы), их функции выполняет федеральный закон. Как результат, появление парадоксальной с правовой точки зрения ситуации: юридические лица, имея одну организационно-правовую форму, осуществляют свою деятельность не на основании Гражданского кодекса РФ [1] (далее – ГК РФ), как обычные юридические лица, а в соответствии с положениями разных законов а, значит, не всегда по одинаковым правилам [11];

— реорганизация или ликвидация государственной корпорации возможна лишь на основании специального федерального закона. Правила, регламентированные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), в отношении госкорпораций не применяются;

— в отношении деятельности государственных корпораций действует целый ряд исключений из общих правил, которые применяются ко всем юридическим лицам. Например, на Агентство по страхованию вкладов, которое в системе обязательного страхования вкладов признается страховщиком, не распространяются общие требования о лицензировании страховой деятельности.

Если обратить внимание на представленный (далеко не полный) перечень особого правового статуса государственных, то наиболее важным элементом следует признать наделение их отдельными властными полномочиями, что никак не корреспондирует правовому статусу всех остальных юридических лиц. Автор поддерживает точку зрения Д.В. Новака о том, что «государственные корпорации должны рассматриваться в качестве группы юридических лиц, цель создания которых – «решение общих дел». Для достижения указанной цели государство может их наделять отдельными властными полномочиями» [12].

Значение государственных корпораций в системе отечественной экономики экспертами оценивается неоднозначно. Одни их критикуют, предлагая «упразднить, преобразовать данную организационно-правовую форму в иные формы юридических лиц без наделения специальным статусом и привилегиями» [10]. Другими, напротив, озвучивается мнение об эффективности деятельности таких организаций [8]. При этом практически все из них сходятся во мнении о недостаточности правовой регламентации статуса государственных корпораций.

Мы полагаем, что растущая потребность в совершенствовании всего законодательного массива, регламентирующего правовой статус государственных корпораций, дала толчок для развития идеи о создании публично-правовых компаний и принятии специального закона, обобщающего их регулирование.

Новая организационно-правовая форма юридического лица – «публично-правовая компания» – в правовой оборот официально была введена в 2014 г. путем принятия поправок в ст. 50 ГК РФ [4], а Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» [3] (далее – Федеральный закон № 236-ФЗ) уже были определены правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. 29 июля 2017 г. был принят Федеральных закон, предусматривающий создание первой публично-правовой компании, цель которой – осуществление защиты прав участников долевого строительства [2].

Как закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ, публично-правовая компания – это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества. Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т.е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, ч. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ). Создается публично-правовая компания либо указом Президента РФ, либо на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации: акционерного общества со 100-процентным участием РФ; государственной компании; некоторых государственных корпораций.

По верному утверждению О.В. Романовской, анализ Федерального закона № 236-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что государство активно занимается поиском форм собственного участия в предпринимательской деятельности, нацеленной на реализацию публичных функций (когда государственные ресурсы вкладываются в развитие того или иного сектора экономики, благодаря чему появляется некоторая прибыль, но которая, в свою очередь, не является самоцелью). Публичные функции с течением времени видоизменяются, что предопределяет изменение и форм участия в их реализации [13].

При этом, можем предположить, что основная цель, которую преследовал законодатель при разработке Федерального закона № 236-ФЗ, заключалась в унификации законодательного регулирования деятельности государственных корпораций, а также государственных компаний, разрозненного по специальным законам, узко направленным на регламентацию деятельности каждой государственной корпорации в отдельности [15]. Ввиду схожести конструкций, в научной среде высказывалось мнение о том, что публично-правовая компания является ни чем иным как новым названием государственной корпорации [14].

Исходя из содержания Пояснительной записки к законопроекту, следует, что публично-правовые компании должны стать тем знаменателем, к которому должны быть приведены государственные корпорации и государственные компании [7]. В том числе разработчиками законопроекта особо указывается, что согласно Плану-графику, утвержденному Председателем Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 6793п-13, существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы. Вместе с тем, согласно Плану-графику в форму публично-правовой компании предполагается преобразовать только государственные корпорации «Внешэкономбанк» и Агентство по страхованию вкладов. Но ведь этими организациями перечень государственных корпораций не исчерпывается.

В самом Федеральном законе № 236-ФЗ какие-либо уточнения, касающиеся статуса государственных корпораций, отсутствуют. В ГК РФ, несмотря на внесение изменений, связанных с введением в законодательство новой организационно-правовой формы юридического лица – публично-правовой компании, положения, относящиеся к государственным корпорациям, изменены не были. Это означает, что правовой статус государственных корпораций по-прежнему определяют: статья 7.1 Федерального закона № 7-ФЗ и федеральные законы о создании конкретных государственных корпораций.

С учетом имеющегося к настоящему времени законодательного массива, возникает вполне закономерный вопрос о соотношении государственных корпораций и публично-правовых компаний.

Первое на что следует обратить внимание, это цели создания данных юридических лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Федерального закона № 7-ФЗ целью создания государственных корпорация является осуществление управленческих, социальных и иных общественно полезных функций. Этим положением, по словам Ю.А. Тарасова и Г.С. Игнатенко, существенно ограничивается сфера их применения в качестве инструмента государственной экономической политики [16]. Из ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ следует, что публично-правовая компания может быть создана в случае необходимости «проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в конкретных сферах и отраслях экономики, для реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе социально-экономического развития регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера». Следовательно, публично-правовые компании нацелены на решение гораздо более широкого круга задач, чем государственные корпорации.

Для достижения поставленных целей на публично-правовые компании возлагается широкий круг правомочий. В частности, они наделяются правами по созданию филиалов и представительств, приобретению активов, созданию коммерческих и некоммерческих организаций, правом на принятие участия в российских и иностранных организациях и правом членства в ассоциациях и союзах (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 236-ФЗ). У государственных корпораций (равно как и государственных компаний) такие полномочия отсутствуют.

Признает различия между государственными корпорациями и публично-правовыми компаниями и законодатель. Об этом свидетельствует отсутствие цели на преобразование существующих государственных корпораций в новую форму. В ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ закреплено положение о том, что уже существующие государственные корпорации не подлежат реорганизации в публично-правовые компании. При этом новые государственные корпорации не создаются.

Однако, несмотря на наличие указанных выше и иных особенностей, большинство юристов сходятся во мнении, что публично-правовые компании по своей сути представляют собой не что иное, как новую версию такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация (с некоторым расширением их функций) [9]. Подтверждает этот вывод и факт разработки и принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации», направленного непосредственно на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и прозрачности их деятельности путем введения новой организационно-правовой формы. Последние по замыслу разработчиков закона должны быть преобразованы в публично-правовые компании, но, скорее всего, будет не все так просто. Государственные корпорации, имея одну организационно-правовую форму, существенно различаются объемом прав и обязанностей, в первую очередь, в сфере выполнения государственно-властных полномочий. Наиболее яркой индивидуальностью в указанной сфере отличается корпорация «Росатом». Как верно подмечено О.В. Романовской, «при всей шлифовке статуса «Росатома» (в целях исключения ее из перечня органов государственной власти), ее публично-правовое предназначение (а точнее, ее государственный статус) не может быть скрыт витиеватыми фразами об отношении государственной корпорации к некоммерческим организациям. Исходя из этого, поиск оптимального сочетания властных и частноправовых форм участия государства в экономической сфере не исчерпан. По-видимому, публично-правовая компания – только определенный этап развития института государственного участия в экономике» [13].

Резюмируя вышеизложенное, можем предположить, что развитие законодательства о государственных корпорациях, равно как и публично-правовых компаний не закончено. При этом, неоспоримым следует признавать факт наличия специфики правового статуса таких юридических лиц, вытекающего из большого объема реализуемых ими публичных функций. В сущности, государственная корпорация (как и публично-правовая компания) должна быть отнесена к юридическим лицам публичного права, проблема заключается в том, что с точки зрения законодательства такой категории не существует. К тому же, в условиях отсутствия единообразного понимания сути «юридического лица публичного права» крайне некорректным представляется определение сущности создаваемой организационно-правовой формы через указанное понятие. То есть, отнесение Федеральным законом № 236-ФЗ публично-правовой компании к юридическим лицам публичного права не решило проблему регулирования уже фактически существующих лиц данной категории. Автор придерживается мнения о том, что функционирование в правовой системе России юридических лиц, полноценное правовое регулирование которых не может осуществляться в соответствии с нормами гражданского права, свидетельствует в пользу закрепления на законодательном уровне разделения юридических лиц на лиц частного права и лиц публичного права, с оговоркой, что статус и деятельность публичных юридических лиц должны регулироваться специальным законодательством.

Смотрите еще:

  • Коап 1632 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2016 г. по делу N 12-1632/2016 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2016 г. по делу N […]
  • Ответственный собственник жилья Ответственный собственник жилья 2. Обязанности и ответственность собственника жилого помещения 2.1. Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК собственник жилого помещения обязан поддерживать данное […]
  • Продать квартиру менее 3 лет в собственности и покупка новой Изменение налогообложения при продаже квартиры менее 3 и 5 лет в собственности Продажа недвижимости, в частности, квартир является не только предметом сделок, но и поводом для постоянных […]
  • Закон рк о лицензировании 2018 Закон Республики Казахстан О лицензировании Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом 1. Настоящим Законом регулируются отношения, связанные с лицензированием отдельных видов […]
  • Областной военный комиссариат владимирская область Военный Комиссариат Владимирской Области, ФГКУ Военный Комиссариат Владимирской Области, ФГКУ зарегистрирована по адресу г.Владимир, ул.Стрелецкая, д.55-А, 600021. ВОЕННЫЙ КОМИССАР […]
  • Налоговый вычет на ребенка инвалида Как получить налоговый вычет по НДФЛ на детей? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Родители ребенка, […]
  • Подсудность жалоба на постановление об административном правонарушении Подведомственность и подсудность жалоб на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения Каким судам – общей юрисдикции или […]
  • Расчётные при увольнении по собственному желанию украина Увольнение: «по собственному желанию» ИЛИ «по соглашению сторон»? Когда работник решает уволиться с работы, он имеет на это свои причины. Обычно они имеют негативный оттенок, и желание […]
admin

Обсуждение закрыто.