Трудовой кодекс статья 357

Трудовой кодекс статья 357

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарии к ст. 357 ТК РФ

1. Установленные в комментируемой статье основные права государственных инспекторов труда (так же, как и основные полномочия федеральной инспекции труда) базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ и по существу являются ее производными.

В частности, в соответствии со ст. 12 указанной Конвенции инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право:

1) беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;

2) входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции;

3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законы и иные нормативные правовые акты о труде соблюдаются, и в частности:

наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к их компетенции;

требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законами и иными нормативными правовыми актами о труде, в целях проверки их соответствия установленным требованиям и снятия с них копии или выписки отдельных мест;

изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

2. Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей. В то же время следует учитывать, что в федеральной инспекции труда существует внутреннее разделение направлений надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде по институтам трудового права, в соответствии с которым она фактически осуществляется государственными инспекторами труда по правовым вопросам и по охране труда. При этом государственные инспекторы труда по правовым вопросам осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы труда по охране труда ведут надзор и контроль за соблюдением трудовых прав и свобод граждан в сфере охраны труда и в связи с этим имеют необходимые познания в технических вопросах.

Различие в их функциях предполагает фактическую реализацию ими различного комплекса прав. В частности, государственные инспекторы труда по правовым вопросам и государственные инспекторы труда по охране труда на практике осуществляют равные права, связанные с организацией проверок соблюдения законодательства о труде, реагированием на выявленные нарушения, привлечением нарушителей законодательства к установленной законом ответственности.

Специфические для государственных инспекторов труда по охране труда права конкретизированы в положениях о территориальных органах Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекциях труда в субъектах РФ), утвержденных приказами Роструда в марте 2005 г.

3. Предоставленное государственным инспекторам труда право привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, осуществляется ими в соответствии с требованиями КоАП (подробнее см. комментарии к ст. ст. 359, 362 и 363 ТК).

4. Предписания, предъявляемые государственными инспекторами труда работодателям (их полномочным представителям), об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности обязательны для исполнения. О порядке обжалования предписаний государственных инспекторов труда см. комментарий к ст. 361 ТК.

Об ответственности за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда см. комментарий к ст. 363 ТК.

5. При осуществлении предоставленного комментируемой статьей права направлять в правоохранительные органы материалы для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, к уголовной ответственности, а также направлять иски в суд государственные инспекторы труда руководствуются требованиями УК, ГПК и другими федеральными законами.

6. Порядок осуществления государственными инспекторами труда предоставленного комментируемой статьей права расследовать несчастные случаи на производстве установлен в ст. ст. 227 — 231 ТК и Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

7. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи государственные инспекторы труда не вправе выдавать работодателю подлежащее обязательному исполнению предписание по вопросам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда.

В то же время принятие вопроса к рассмотрению комиссией по трудовым спорам или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению инспекторской проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае проверка проводится лишь при обращении в федеральную инспекцию труда профоргана, самого работника или иного лица. Выданное в результате такой проверки предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в суд в течение 10 дней с момента получения предписания.

8. Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от представления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

Статья 357 Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • абзац седьмой утратил силу;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • абзац одиннадцатый утратил силу;
  • абзац двенадцатый утратил силу;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарий к статье 357 ТК РФ:

В комментируемой статье перечислены права, сформулированные в Конвенции МОТ N 81.

Порядок осуществления государственными инспекторами труда закрепленного в комментируемой статье права расследовать несчастные случаи на производстве регламентирован Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда России N 731.

Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей. В то же время следует учитывать, что в федеральной инспекции труда существует внутреннее разделение направлений надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде по институтам трудового права, в соответствии с которым она фактически осуществляется государственными инспекторами труда по правовым вопросам и по охране труда.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой о предоставлении ему копий отдельных документов. В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (вопросы) с конкретным указанием истребуемых материалов. При этом недопустим отказ работодателей и их представителей предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной (более подробно об ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда см. коммент. к ст. 363).

Актом реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является выносимое им предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий. Предписание составляется в двух экземплярах: один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда. В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 ТК и коммент. к ней). Выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212 ТК (см. коммент. к ней).

Государственные инспекторы труда наделены властными правами по привлечению к административной ответственности руководителей и иных должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, указанных в КоАП (см. ст. 419 ТК и коммент. к ней).

В соответствии со ст. 23.12 КоАП Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.28 — 5.34 КоАП.

Рассматривать дела от имени Федеральной инспекции труда и подведомственных ей территориальных инспекций труда вправе:

1) главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;

2) главный государственный правовой инспектор труда РФ;

3) главный государственный инспектор РФ по охране труда;

4) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

5) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

6) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

7) главные государственные инспекторы труда;

8) старшие государственные инспекторы труда;

9) государственные инспекторы труда.

Государственные инспекторы труда могут направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности в случаях, когда действия указанных лиц содержат признаки уголовно наказуемого деяния.

Следует иметь в виду, что Федеральный закон N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» , которым внесены изменения в комментируемую статью, прекратил внесудебную практику приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, в том числе производственных участков, агрегатов, а также эксплуатации зданий или сооружений, проведения отдельных видов работ. Согласно данному Федеральному закону уполномоченное должностное лицо в случае необходимости приостановления деятельности обращается в судебные органы для рассмотрения данного вопроса. В исключительных случаях указанное лицо в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни, здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, а также причинения невосполнимого вреда природным объектам или состоянию окружающей среды и невозможности предотвращения указанных обстоятельств другими способами, имеет право выбрать меру обеспечения — временный запрет деятельности с немедленной передачей необходимых материалов на рассмотрение судьи.

Адаптация персонала
Обучение персонала
Персонал организации
Отбор персонала
Кадровый потенциал

Назад | | Вверх

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

Текущая редакция ст. 357 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право :
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц ;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт ;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
абзац утратил силу с 12 августа 2005 года — Федеральный закон от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ ;
направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве ;
предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем .

Комментарий к статье 357 ТК РФ

1. В целях эффективного осуществления полномочий, которыми наделены сотрудники Роструда и его территориальных органов, а также достижения целей и решения задач данного органа возникает необходимость наделения их должностных лиц не только обязанностями, но широким кругом прав, объем которых обусловливается реализуемым таким лицом полномочием. Права представляют собой меру возможного поведения, в отличие от обязанностей, являющихся мерой должного поведения. При этом они должны осуществляться таким образом, чтобы не нарушать и не ущемлять права третьих лиц, а также самого контролируемого лица.

Одним из основных полномочий должностных лиц Роструда является осуществление контроля и надзора за соблюдением норм трудового законодательства, в первую очередь, работодателями. Его реализация обусловлена необходимостью взаимодействия с работодателем. В связи с этим предусмотренные комментируемой статьей основные права государственного инспектора труда можно условно разделить на общие и специальные.

Общие права представляют собой совокупность возможностей поведения, необходимого при осуществлении контроля и надзора, т.е. их можно рассматривать в качестве обязательного условия осуществления деятельности инспектора. К числу общих прав можно отнести следующие права:
— запрашивать у работодателей, в отношении которых проводится проверка, необходимые документы и сведения. Объем истребуемой информации определяется с точки зрения критерия необходимости ее для принятия решения по результатам проверки. Инспектор может получать необходимую ему информацию и из других источников, например, посредством межведомственного взаимодействия, в том числе и электронного, с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В качестве одной из особенностей такого взаимодействия закон рассматривает безвозмездный характер предоставления информации. Учитывая, что органы государственной власти и органы местного самоуправления финансируются за счет средств соответствующего бюджета, оплата государственных пошлин при предоставлении информации может рассматриваться как перераспределение выделенного бюджетного финансирования, которое должно осуществляться специальными субъектами — распорядителями бюджетных средств. Истребование информации также осуществляется в объеме, необходимом для проведения проверки;
— право беспрепятственно посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц. Следует заметить, что данное право обусловлено специальной целью — проведением проверки, т.е. может осуществляться только в рамках проводимых контрольно-надзорных мероприятий. При этом на инспектора возлагаются обязанности по соблюдению установленного порядка проведения проверок, т.е. он обязан предъявить служебное удостоверение, представиться работодателю и изложить цель своего визита. Закон указывает на возможность проведения проверки в любое время суток, при этом следует заметить, что речь идет о работодателях, т.е. лицах, имеющих ограниченный период деятельности, определяемый рабочим днем. Привлечение работодателя в иное время суток может расцениваться как нарушение его прав и конституционных гарантий. В связи с этим данное положение изменено практикой деятельности государственных инспекторов, которые реализуют свои права без ущерба правам иных лиц в течение рабочего времени проверяемых. Проведение проверки в иное время может быть реализовано только в исключительных случаях, в том числе в случае необходимости незамедлительного выявления факта нарушения и его фиксации;
— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Данное право представляет собой логический результат проверки и в большинстве случаев предписывает работодателям необходимость изменения порядка их деятельности с учетом выявленных нарушений, их устранения, а также недопущения в будущей деятельности. Предписания в настоящее время выдаются практически всем работодателям, в отношении которых проводится проверка, поскольку нормы трудового законодательства, и в частности нормы охраны труда, соблюдаются далеко не всеми работодателями, а те работодатели, которые соблюдают указанные требования, ограничиваются определенным объемом требований.

В случае выявления нарушений инспектору предоставлено право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Данное право гарантирует возможность государственному инспектору труда самостоятельно устранять правонарушение и применять меры ответственности к виновным лицам. Порядок осуществления указанных прав определяется соответствующим административным регламентом деятельности Роструда, определяющим порядок реализации соответствующих полномочий, предусмотренных ТК РФ. Если расследование и рассмотрение дел об отдельных видах правонарушений выходит за рамки компетенции инспектора, то его права ограничиваются необходимостью передачи такого дела по подведомственности иному уполномоченному субъекту. В подобной ситуации закономерно вести речь не о праве, а об обязанности инспектора по передаче материалов проведенной им проверки в целях дальнейшего расследования выявленных фактов нарушений трудового законодательства;
— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. Государственный инспектор труда в качестве специалиста обладает специальными знаниями в области трудового права и трудового законодательства. В связи с этим инспектор может быть привлечен в качестве эксперта в ходе судебного разбирательства по отдельным вопросам применения трудового законодательства. Он наделяется всеми правами и несет обязанности эксперта, установленные гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством РФ, т.е. сам факт предоставления указанного права обусловливает наделение инспектора дополнительными правами и обязанностями, связанными с осуществлением специального вида деятельности — привлечения в качестве эксперта.

Указанная совокупность прав государственного инспектора труда реализуется в большинстве случаев при проведении им проверки, при этом они представляют собой логическую последовательность действий, которые может совершать инспектор при осуществлении своих должностных обязанностей. В ряде случаев совокупность таких прав может изменяться применительно к условиям осуществления отдельных полномочий и выявленных в ходе проверки обстоятельств. В таком случае закономерно вести речь о специальных правах, которые предоставлены инспектору, но реализуются им исключительно при определенных обстоятельствах, регламентированных законом. Реализация специальных прав обусловлена выявлением отдельных видов правонарушений.

2. К числу специальных прав государственного инспектора труда можно отнести следующие права:
— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда — данное право может быть реализовано при соблюдении ряда условий. Так, в отношении работодателя, не проведшего инструктаж, должна проводиться проверка соблюдения норм законодательства. В ходе такой проверки должны быть установлены указанные нарушения правовых норм. Одновременно положениями комментируемой статьи устанавливается и частный случай реализации данного права, который предусматривает необходимость и возможность выдачи предписания работодателю в случае выявления правонарушения трудового законодательства в ходе рассмотрения трудового спора. Реализация указанного права государственного инспектора допускается лишь в случаях поступления к нему обращения любого из участников такого спора. При этом закон гарантирует возможность обжалования выданного предписания в судебном порядке в десятидневный срок с момента его получения. Решение суда имеет высшую силу по сравнению с актами инспекции, в связи с чем порядок действий работодателя в случае обжалования предписания определяется именно решением суда. Передача трудового спора на рассмотрение суда указывает на невозможность реализации рассматриваемого права, т.е. права выдачи предписаний работодателю государственным инспектором. Такое исключение также обусловлено приданием большей силы судебному акту по сравнению с актами инспектора труда, т.е. факт принятия судебного акта по данному спору является препятствием для выдачи предписания государственным инспектором труда;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт. Реализация данного права возможна и необходима лишь в тех случаях, когда у инспектора имеются основания для предположений о фальсификации отдельных документов. Оно может быть также реализовано и при наличии сомнений инспектора в качестве используемых средств индивидуальной защиты и иных материалов. Такое изъятие осуществляется на основании акта, составляемого инспектором. Поскольку в данном случае речь идет об изъятии образцов, то данное право можно рассматривать в качестве подготовительного этапа экспертных или иных специальных исследований, направленных на установление качества изъятых образцов;
— расследовать несчастные случаи на производстве в соответствии с порядком расследования, установленным постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73. Расследованию подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током (в том числе молнией); укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть. В большинстве своем реализация указанного права ограничивается лишь проверкой правильности проведения расследования специально уполномоченной комиссией и составления акта по форме Н-1;
— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда, т.е. применять специальные последствия и санкции в отношении работодателей, допустивших нарушения норм трудового законодательства. В настоящее время указанным правом государственные инспекторы труда практически не пользуются, поскольку ликвидация организации или предпринимателя связана с необходимостью соблюдения иных условий, в том числе полного погашения долгов и т.п. Спектр полномочий инспектора охватывает собой широкий спектр санкций за нарушение установленных норм трудовой деятельности, в связи с чем ликвидация или прекращение деятельности зачастую не способны обеспечить достижения целей применения юридической ответственности. Наиболее распространены в настоящее время штрафные санкции, причем их размер может в значительной степени увеличиваться с учетом состава допущенного правонарушения, а также иных обстоятельств деятельности нарушителя;
— запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии с нормами действующего законодательства работодатель обязан обеспечить работников необходимыми средствами индивидуальной защиты, причем они должны быть сертифицированными. Наличие сертификата качества свидетельствует о возможности применения данного средства и его безопасности для жизни и здоровья работника. Несоблюдение требований о приобретении сертифицированных средств является одним из самых распространенных правонарушений в данной сфере, в связи с чем рассматриваемое право инспектора является достаточно востребованным и распространенным;
— предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда, в том числе Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Рассматриваемое полномочие государственного инспектора труда призвано обеспечить соблюдение законодательства в сфере специальной оценке условий труда.

Консультации и комментарии юристов по ст 357 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 357 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Смотрите еще:

  • Как правильно составить досудебную претензию в страховую компанию Как правильно написать досудебную претензию в страховую компанию? Здравствуйте, подскажите что писать в досудебной претензии к страховой компании по полису осаго Ответы юристов […]
  • Иск об алиментах на второго ребенка Составляем исковое заявление о взыскании алиментов по образцу Расставшиеся родители оба заинтересованы в том, чтобы их дети были нормально обеспечены, ухожены, и понимают, что вопрос […]
  • Адвокат на петровско разумовской Адвокат, юрист метро Петровско-Разумовская – юридическая консультация, услуги по семейным, уголовным, жилищным делам Подробные цены на юридические услуги адвоката, юриста метро […]
  • Обязать заключить договор купли продажи Определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04 мая 2012 г. по делу N 33-1396/2012 (ключевые темы: предварительный договор - нежилые помещения - […]
  • Покупка дома в краснодаре с фото без посредников Продажа домов без посредников в Краснодаре Вчера 19:30 | Продажа дома от собственника в Краснодаре улица 5-ая Викторианская Жилой дом, 90 кв.м., 3 сот. Газ, отдельный выезд на федеральную […]
  • Какие документы необходимы на лишение родительских прав Документы на лишение родительских прав матери. Документы на лишение прав матери – это те доказательства, которые обязательно нужно прилагать к иску для обоснования завяленных вами […]
  • Минусы продажи авто по доверенности Продажа автомобиля по доверенности – стоит ли овчинка выделки? Из-за сравнительно высокой стоимости и длительности процедуры снятия с учета, купли-продажи и постановки на учет автомобиля, […]
  • Защита вашего права Юридическая фирма "Защита Ваших Прав" Наша юридическая фирма работает на рынке юридических услуг более 15 лет, преимущественно в сфере обслуживания бизнеса и представления интересов в […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes