Конспект урока обществознания 9 класс права и свободы человека и гражданина

Конспект урока обществознания 9 класс права и свободы человека и гражданина

План-конспект урока (обществознание , 9 класс) на тему:
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему «Права и свободы человека и гражданина»

II . Этап всесторонней проверки домашнего задания.

III . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

IV . Этап усвоения новых знаний.

V . Этап проверки понимания учащимися нового материала.

VI . Этап закрепления нового материала.

VII . Этап обобщения и систематизации

VIII . Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

I Х. Подведение итогов урока.

Х. Этап рефлексии.

Предварительный просмотр:

Тема Права и свободы человека и гражданина

Цель расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов

Обучающие : ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации и защиты в жизни.

Развивающие: продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Воспитывающие : воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону

Оборудование : ноутбук и проектор, презентация, распечатки Конституции, Декларации и Конвенции, карточки для работы в группах.

I. Организационный этап.

1. Приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

  1. Работа по карточкам (3 ученика).
  2. Фронтальный опрос:

― Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Докажите (текст К РФ).

― Какие принципы правового государства нашли отражение в статьях 2,10, 15, 17, 18?

― В чём заключается высшая ценность для государства?

― Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

― Всегда ли люди были равны?

― Что такое дискриминация?

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

― Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает что такое ежемесячное детское пособие?

― Поднимите руки, в чьей семье, получают данное пособие? Чему оно равно?

― А где не получают?

― Как вы считаете, справедливо, что одни из ваших семей получают, а другие нет?

― А можно ли это назвать законным?

  1. Постановка цели и задач урока.

― Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите как этот урок может вам помочь в решении данной проблемы?

― А что ещё вы можете и хотите узнать на данном уроке?

― Запишите кратко на цветных стикерах ваши ожидания от урока и положите их на край парты.

IV. Этап усвоения новых знаний.

― Запишите тему и план урока.

― Прочитайте 1-3 абзацы учебника на с.121 и выделите на полях карандашом основные аспекты понятия права человека.

― Зачитайте, сформулируйте кратко для записи в тетрадь.

  1. законодательно закреплённые нормы;
  2. выражают меру свободы;
  3. закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств (каталог прав)
  1. Беседа

― Скажите своими словами, что же такое право?

― Как принято называть совокупность правовых норм?

― Скажите, а какие права, по вашему мнению, станут главными в этом каталоге?

  1. Разбор ситуации.
  1. Самостоятельное прочтение.
  2. Чтение вслух.
  3. Беседа:

― Скажите, имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку? Почему?

― Но ведь только, что вы определили свободу как главное право человека. Значит по вашему свобода имеет границы?

― И чем же определяются данные границы?

― Сейчас я вам расскажу историю оформления идеи права в юридические документы. Ваша задача, когда я буду останавливаться записать основные вехи истории, связанные с темой лекции.

  1. Записи в тетрадях:Древняя Греция
  2. Древний Рим
  3. Англия 1215г. – Великая хартия вольности.
  4. Англия 1679г. – Хабеас корпус акт.
  5. Англия 1689г. – Билль о правах
  6. США 1776г. – Декларация независимости.
  7. США 1787г. – Конституция США.
  8. Франция 1789г. – Декларация прав человека и гражданина.
  9. ООН – Международный билль о правах человека (5 документов)

10.12.1948г. – Всеобщая декларация прав человека.

  1. Работа с документом (Декларация)

― Откройте учебник на с. 126, прочитайте основные статьи Декларации и дайте краткую характеристику ей.

― На столах перед вами лежит полный текст Декларации, прочитайте преамбулу и скажите, все права, перечисленные в Декларации они какие? Являются основой чего?

― Какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?

― Найдите, пожалуйста, статью, которая, по вашему, мнению гарантирует выплату детских пособий.

― Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

  1. Работа с документом (Конституция РФ, глава 2)

― Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Декларации прав человека. Ознакомьтесь с ней.

― Скажите, в какой статье говориться о неотъемлемости прав?

― Докажите, что здесь охватываются все сферы жизнедеятельности.

― Какая статья, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий?

― Что говорится об ответственности гражданина?

― Какая обязанность гражданина называется святой?

  1. Беседа о гарантиях и системе защиты прав в РФ.

― Вернёмся к началу нашего урока. Вы сказали, что считаете не справедливым, когда не всем выплачиваются детские пособия. Если вы считаете, что ваши права не соблюдаются или нарушаются, что нужно делать?

― В какой статье Конституции РФ говорится о праве на защиту своих прав? (45)

― Как можно защитить свои права? (46-510

― Какие органы и лица защищают ваши права?

Запишите их в тетрадях:

— Президент РФ – главный гарант.

— Уполномоченный по правам человека.

  1. Работа с документом.
  1. Вступительная беседа:

― Скажите, пожалуйста, объём прав зависит от возраста?

1995г. – Декларация прав ребёнка (заявление о намерении),

1989г. – Конвенция прав ребёнка (юридически-обязующий документ 193 страны)

Цели: 1) закрепить правовой статус ребёнка и 2) закрепить обязанности государств-участников.

― Найдите статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий.

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

― Итак, с какими документами мы с вами познакомились?

― Что является основой этих документов?

― Все права человека какими должны быть, чтобы сохранить свободу, справедливость и мир на земле?

― Может ли человек защищать свои права? Как?

― Имеет ли свобода границы? Какие?

― Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие?

VI. Этап закрепления нового материала.

Класс делится на 4 группы, каждая получает карточку с заданием. На выполнение отводится 10 минут.

Задание 1. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

Задание 2. Какие права Золушки нарушала её мачеха?

Задание 3. Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив «двойку» по истории, он выкрикнул учителю:

  1. Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!
  2. Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! — возмутился учитель.
  3. У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!

Задание 4. К Фёдору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с новыми фильмами. Бабушка Фёдора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они расходились. Фёдор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребёнка не знаешь. И вообще. мы дети, имеем право на свободу мирных собраний!»

  1. Обсуждение ситуаций.
  2. Взаимооценка работы в группе по критериям.
  3. Выполнение теста.
  4. Самопроверка.
  5. Оценивание по критериям.

VII. Этап обобщения и систематизации

― Вернёмся к нашей проблеме с детскими пособиями. Скажите, что делать тем, кто не получает детские пособия?

― Могу ли я обвинить в этом работников соцобеспечения? Почему?

― Как выяснить – кто виноват?

― Что делать дальше?

― Могу я сейчас сказать, что Правительство СК правонарушители?

― Итак, только суд может определить виновно или не виновно лицо.

― Только когда вы выясните, что ваши права действительно нарушаются, а вы при этом не нарушаете прав других людей, вы можете обратиться за консультацией в эти органы, адреса и телефоны которых я вынесла вам на карточки (раздать карточки). Здесь же я вам вынесла несколько практических советов (зачитать).

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

― Запишите д/з: §§ 14-15 – проработать текст, ответить на вопросы 1-5, 7-9, выполнить задания 3,4, тем кто сдаёт ГИА написать эссе (7-8 предложений).

IХ. Подведение итогов урока.

― Посмотрите на свои стикеры и скажите достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой вначале урока?

― Кто и что дописывал в течении урока?

Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива на будущее.

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Х. Этап рефлексии.

Закончите предложения (можно не все):

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Зачитывают желающие и те предложения, какие захотят, затем сдают учителю.

Конспект урока по обществознанию в 9-м классе по теме «Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ»

1. Образовательные:

  • изучить основные права гражданина России;
  • внедрение использования проектной технологии в изучении предмета «Обществознание»;
  • 2. Развивающие:

  • развитие самостоятельности учащихся при добыче знаний по теме урока;
  • развитие умения составления краткосрочных проектов;
  • развитие навыков работы с законодательными актами , нормативными документами;
  • умение доказательно излагать мысли.
  • 3. Воспитательные:

  • продолжать формировать основы правовой культуры;
  • продолжать содействовать воспитанию уважения к закону, патриотизма, гражданской позиции, уважение к правовым и социальным нормам.
  • Основные понятия и термины:

    — Конституция, — политическое право, правовой статус человека, — социальное право, проект, — культурное право, гражданское право, экономическое право.

    Изучение новой темы с составлением проектной работы.

    Эпиграф к уроку (написан на классной доске):

    «Право существует для пользы человечества.» (латинское изречение)

    Оформление классной доски:

    А. Повторить с учащимися этапы проведения проектной работы.

    Б. Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.

    II. Изучение нового материала.

    1 этап: подготовительный

    Учитель делит учащихся класса на пять групп.

    Учитель объясняет проблему урока:

    Изучить главу 2 Конституции РФ — составить и защитить проектную работу по теме : «Мои права».

    Учитель мотивирует деятельность учащихся:

    Знание прав человека — это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе.

    Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

    1 группа: получает задание изучить политические права человека.

    2 группа: получает задание изучить экономические права человека.

    3 группа: получает задание изучить гражданские права человека.

    4 группа: получает задание изучить социальные права человека.

    5 группа: получает задание изучить культурные права человека.

    Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее учащиеся должны презентовать свою группу прав.

    III этап: исследование.

    Учащимися происходит изучение и отбор необходимой информации.

    При изучении статей Конституции каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:

    Учащиеся работают в своих группах: читают, обсуждают, дискутируют, спорят и вносят записи в таблицу по своему направлению изучения проблемы. Учащиеся готовятся к выступлению для защиты своей группы прав, им необходимо сделать свои выводы.

    На данном этапе учитель наблюдает степень самостоятельности учащихся и оказывает лишь необходимую помощь (консультацию) учащихся.

    IV этап: представление результатов исследования, отчет.

    Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

    Формы представления результатов могут быть разными.

    На данном уроке учащимся представляется оформить и защитить проектную работу.

    При демонстрации проектной работы (оформленная таблица, содержащая права человека) учащимся необходимо перечислить права и доказать, что данное право из данной группы прав.

    Здесь от учащихся требуется кратко изложить свои мысли, логически выстроить сообщение, изготовить наглядность, выработать стройную манеру изложения сообщения.

    В ходе выступления каждой группы возможны комментарии, исправления и доказательства предоставленной информации учащимися.

    На данном этапе роль учителя заключается в обобщении результатов. Учитель резюмирует, дает оценку деятельности каждой группы учащихся, а затем работы группы в целом.

    Этот этап требует от учителя особого внимания, так как здесь важным является научить учащихся преподнести добытые знания: рассказать, доказать, подвести итоги.

    В ходе защиты проектной работы учащимися организуется временная творческая группа учащихся, которые оформляют итоговый проект всего класса.

    Проект является кратковременным, исполненным в ходе одного урока, в рамках изучения одной темы.

    PS. В ходе урока ведутся съемки. На следующий урок материал урока будет просмотрен поэтапно, для коррекции дальнейшей работы учащихся, для исправления ошибок в IV этапе выполнения проектной работы.

    Домашнее задание:

    • пр.11, стр.90-96.
    • изучить Конституцию (главу II — обязанности человека)

    Конспект по теме «Права и свободы человека и гражданина»(9 класс)

    Права и свободы человека и гражданина

    Идеи прав человека возникли ещё в Древней Греции и базировались на естественном праве.
    Первой декларацией прав человека учёные считают Декларацию независимости США от 4 июля 1776 года.
    Во времена Великой французской революции была принята Декларация прав человека и гражданина 1789 года, в которой были воплощены идеи свободы, равенства, власти народа и т.д.
    Данная декларация основывалась на естественном происхождении прав человека.

    10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека Генеральной Ассамблеей ООН. К ней есть два приложения от 16 декабря 1966 года:
    1.Международный пак об экономических, социальных и культурных правах;
    2.Международный пакт о гражданских и политических правах(+2 протокола к нему).

    Вместе все эти пять документов составляют так называемый Международный билль о правах человека.

    По Конституции РФ права человека делятся так:
    1.Гражданские права(ст.19-28, 45-54)(право на жизнь, тайну переписки, неприкосновенность жилища…);
    2.Политические права(ст.29-33)(свобода демонстраций, свобода слова, право на объединения, право избирать и быть избранным…);
    3.Социальные и экономические(ст.36-42)(свобода экономической деятельности, свободное движение денежных средств, право на пенсионное обеспечение, пособия, жильё и т. д.);
    4.Культурные(ст.43-44)(право на достоверную информацию, образование, свобода творческой и педагогической деятельности…).

    По Конституции РФ у гражданина есть следующие обязанности:
    1.Соблюдать Конституцию и законы;
    2.Обязательное получение основного общего образования;
    3.Забота о сохранении исторического культурного наследия;
    4.Платить налоги и сборы;
    5.Сохранять природу окружающую среду;
    6.Защита Отечества.

    Конституция гарантирует соблюдение прав человека, гарантом Конституции является сам президент . Также оказывают помощь в защите прав и свобод уполномоченные по правам человека . Суд также защищает и восстанавливает права.

    У ребёнка также есть права. Ребёнком признаётся лицо до 18 лет . В 1989 году была принята Конвенция о правах ребёнка , к которой присоединилась и наша страна. В данной Конвенции устанавливается возраст ребёнка, гарантируются права на жизнь, имя, образование, социальное обеспечение и т.д.

    Конвенция – это юридический документ обязательный к исполнению государствами, которые её подписали и ратифицировали. Декларация – это заявление о намерениях

    Права человека и гражданина

    Тема: Права и свободы человека и гражданина

    Цель расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов

    Обучающие : ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в документах; показать способы их реализации и защиты в жизни.

    Развивающие: продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

    Воспитывающие : воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону

    Оборудование : ноутбук и проектор, презентация, распечатки документов.

    1. Приветствия учителя и учащихся;

    II . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

    ― Мальчики садимся. Девочки стоим далее.

    ― Девочки почему вы стоите?

    ― Всегда ли женщины были равны в правах? (о дними из первых женское избирательное право ввели Новая Зеландия (1893), Австралия (1902) и Российская империя (на территории Великого княжества Финляндского , 1906). Одними из последних — Кувейт (2005), Объединённые Арабские Эмираты (2006) и Саудовская Аравия (2015).)

    ― Что такое дискриминация? ( это негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине от их принадлежности к определенной социальной группе.)

    ― Должны ли люди быть равны в своих правах?

    Постановка цели и задач урока.

    ― Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите, как этот урок может вам помочь в решении данной проблемы?

    ― А что ещё вы можете и хотите узнать на данном уроке?

    (1. что такое права человека 2. Мои права и свободы как гражданина)

    III . Этап усвоения новых знаний.

    Работа в тетрадях.

    ― Запишите тему и план урока.

    Работа в тетради

    Запись в тетрадь:

    Права человека — это законодательно закреплённые нормы;

    Эти нормы выражают меру свободы человека и закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств (каталог прав)

    Беседа: Школьникам предлагается прокомментировать следующие исторические факты:

    1) Древняя Спарта, как известно, славилась своими сильными, здоровыми и выносливыми воинами. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали его судьбу в зависимости от его здоровья. Если младенец был крепким, то его оставляли в живых, а если младенец родился слабым, больным, то его бросали вниз со скалы.

    2) Знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым и больным. Но он работал над собой: много занимался физкультурой, закалялся и в результате победил свою болезнь. Он был умным человеком и талантливым военачальником, под руководством которого русская армия не проиграла ни одного сражения.

    (не отчуждаемость естественных прав человека ( право человека на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, право на свободу мысли, совести и религии, убеждений — является главным в каталоге прав человека))

    Субботним утром к Антону домой пришли его друзья. Ребята вместе играли в школьной рок-группе и готовились к городскому конкурсу юных талантов. Они много работали, и у них уже очень хорошо получалось. Они поставили колонки на подоконник и включили погромче, чтобы соседи послушали их выступление.

    ― Скажите, имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку? Почему?

    ― Но ведь только, что вы определили свободу как главное право человека. Значит по-вашему свобода имеет границы?

    ― И чем же определяются данные границы?

    (Обобщая результаты обсуждения этой проблемы, подводим ребят к пониманию того, что свобода ограничена правами других людей. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.)

    ― Сейчас я вам расскажу историю оформления идеи права в юридические документы.

    аписи в тетрадях:

    Англия 1215г. – Великая хартия вольности.

    Англия 1689г. – Билль о правах

    США 1776г. – Декларация независимости.

    США 1787г. – Конституция США.

    Франция 1789г. – Декларация прав человека и гражданина.

    10.12.1948г. – Всеобщая декларация прав человека.

    Работа с документом (Конституция РФ, глава 2)

    ― Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Декларации прав человека. Ознакомьтесь с ней.

    Работа в группах

    Сбор и отражение информации

    ― Какая обязанность гражданина называется святой?

    IV . Этап проверки понимания учащимися нового материала.

    ― Итак, с какими документами мы с вами познакомились?

    ― Имеет ли свобода границы? Какие?

    ― Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие?

    V . Этап закрепления нового материала.( если есть время)

    Задание 1. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

    Задание 2. Какие права Золушки нарушала её мачеха?

    Задание 3. Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив «двойку» по истории, он выкрикнул учителю:

    Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!

    Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! — возмутился учитель.

    У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!

    VI . Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    ― Запишите д/з: §§ 14-15 – проработать текст, ответить на вопросы 1-5, 7-9, выполнить задания 3,4, тем кто сдаёт ГИА написать эссе (7-8 предложений).

    VII . Подведение итогов урока.

    ― Посмотрите на свои стикеры и скажите достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой вначале урока?

    ― Кто и что дописывал в течении урока?

    Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива на будущее.

    Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

    План-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме:
    Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина.

    Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина.

    Предварительный просмотр:

    Тема: Права и свободы человека и гражданина.

    1. Рассмотреть с учащимися основные права и свободы человека и гражданина.

    2. Познакомить с основными международными документами по правам человека

    3.Формирование основ правовой и политической культуры.

    4. Отработка части 1,2 ОГЭ.

    2. «Мозговой штурм» (краткий опрос).

    3. Знакомство с международными документами о правах человека.

    4. Знакомство с Конституцией РФ, гл. 2.

    5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

    6. Обобщение материала. Домашнее задание.

    Проверка д/з проект по коррупции.

    1. Организационный момент.

    Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

    Учитель знакомит учащихся с темой урока : «Посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина в России». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?» Учащиеся участвуют в определении задач урока.

    2. «Мозговой штурм».

    1. Как вы считаете, что такое права человека? Что такое свобода человека?

    2. Подумайте и вспомните историю, обладали ли люди древнего мира, средних веков и нового времени правами и свободами?

    3. Как вы думаете, когда мир впервые заговорил о торжестве прав и свобод во всем мире? И что для этого было сделано, создано?

    Обычно юристы , говоря о праве , понимают под ним систему установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается гос. механизмом. И это есть объективное, позитивистское право .

    Но люди чаще понимают под правом совокупность их собственных прав и свобод, принадлежащих им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права , когда право есть охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность, что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. Субъективное право — это мера дозволенного поведения. Но любой индивид наделён определённой степенью свободы, он должен учитывать интересы других. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

    Может ли быть свобода абсолютной? (Выслушиваются мнения учащихся) . Свобода – это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает опред. независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.

    3. Международные документы о правах человека.

    Впервые понятие «права человека» встречается во французской « Декларации прав человека и гражданина », принятой в 1789г. , хотя до этого были и английская Великая хартия вольностей ( 1215 ), и английский Билль о правах ( 1689 ), и американский Билль о правах ( 1791 ). Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов дали толчок к развитию института прав человека и гражданина. 10 декабря 1948г. была принята и провозглашена « Всеобщая декларация прав человека ». Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод , ее главное отличие – это создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав – Европейского суда по правам человека .

    Каждому гражданину необходимо знать о наиболее важных документах, о правах человека.

    Международные документы (материалы на доске).

    1. 1948 – «Всеобщая декларация прав человека». Генеральная Ассамблея ООН приняла основные стандарты прав и свобод и человека. Они были разосланы в разные страны мира для того, чтобы зафиксировать в своих Конституциях. Декларация – это международный документ рекомендательного характера.

    2. 1955 – Европейская конвенция прав и свобод человека. Конвенция-это международный документ обязательного характера.

    3.1966 – «Международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав человека».

    4. 1989 – Конвенция о правах ребенка.

    У человека должно быть множество прав и свобод, так как без них невозможно физическое и моральное существование человека, поэтому среди них нельзя выделить главные и второстепенные.

    Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в указанных выше международно-правовых документов и конституциях правовых государств. Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.

    Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

    4. Знакомство с Конституцией РФ. 1993 г. (2глава)

    Работа с демонстрационным плакатом.

    В России права и свободы зафиксированы в гл. 2 Конституции РФ 1993 года. Эта глава соответствует всем нормативно-правовым актам, принятым ООН, и является наиболее полной. Конституция РФ высоко подняла статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).

    Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.

    В Конституции РФ нашли отражение общие принципы прав человека и гражданина :

    признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

    осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

    равенство мужчины и женщины;

    приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

    строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

    запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

    В Конституции зафиксированы гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права граждан РФ .

    Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

    Экономические права – это возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

    Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

    Социальные права – это притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

    Политические права – это возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

    5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

    Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

    Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

    Конституция устанавливает следующие основные обязанности :

    • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
    • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
    • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
    • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
    • заботиться о детях (ст. 38);
    • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
    • получить основное общее образование (ст. 43);
    • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

    Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

    Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод . Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

    Итог . Выполнение задания первой и второй части ОГЭ

    1. Обязательные платежи, которые платит государству его граждане, а также предприятия, компании и фирмы, — это:
    1. Дивиденды
    2. Страховые выплаты
    3. Зарплата
    4. Налоги
    1. Верны ли следующие суждения о правах человека?

    А. Право на свободу совести и вероисповедания относиться к личным (гражданским) правам человека.

    Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относиться к культурным правам человека.

    1) Верно только А

    2) Верно только Б

    3) Верны оба суждения

    4) Оба суждения не верны

    1. Пенсионерка К планирует оформить завещание на квартиру в пользу своей внучки. В какой правоохранительный орган следует обратиться пенсионерке К.?
    1. В полицию
    2. В нотариат
    3. В прокуратуру
    4. В суд
    1. Верны ли следующие суждения о правах и свободах человека?

    А. каждое государство обеспечивает соблюдение прав и свобод человека только своим гражданам

    Б. Каждое государство самостоятельно составляет свой гарантируемый перечень прав и свобод человека.

    1) Верно только А

    2) Верно только Б

    3) Оба суждения верны

    4) Оба суждения не верны

    6. Обобщение материала. Домашнее задание.

    Итак, ребята, мы с вами живем в счастливое время, когда гражданин нашего государства обладает всеми правами и свободами, необходимыми человеку для существования. Наша задача – сберечь то, что было достигнуто нашими предками.

    Домашнее задание . К следующему уроку учащимся рекомендуется повторить права и свободы человека («Всеобщая Декларация прав человека») и принести Конституцию РФ.

    Работа по параграфу 13 учебника.

    Работа с документом (Конституция РФ).

    Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу.

    Конспект урока по обществознанию «Права и обязанности граждан РФ»

    Тема урока «Права и обязанности граждан РФ» ( для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида)

    Цель: закрепить знания обучающихся о правах и обязанностях граждан РФ.

    Задачи: развивать умения самостоятельно читать документы, анализировать, извлекать информацию, классифицировать основные права и обязанности граждан, развивать логическое мышление, внимание, память, умение обобщить изученное, делать выводы; воспитывать уважительное отношение к Основному Закону страны Конституции РФ.

    Оборудование: ноутбук, мультипроектор, презентация, карточки, «Памятка гражданину РФ»

    Мы много говорим о правах: вы отстаиваете свои права на уроках и дома, профсоюзы – права трудящихся, правозащитники – права граждан и т.д. Это понятно. Люди в течение веков и тысячелетий боролись за призвание своих прав со стороны государства, формировали и отлаживали механизм их защиты.

    Международные документы закрепляют наши права и свободы, это :

    • Всеобщая декларация прав человека;
    • Международный пакт о гражданский и политических правах;
    • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
    • Конвенция о правах ребенка.

    А каким документом закрепляются права российских граждан?

    Ответ: Конституция РФ

    Что такое Конституция?

    Ответ: Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

    Как вы думаете, почему Конституцию называют основным законом страны?

    Ответ: все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.

    Конституция – выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства.

    Когда принята Конституция РФ?

    Ответ: 12 декабря 1993 года.

    Из скольких разделов состоит Конституция РФ?

    Из скольких глав состоит Конституция РФ?

    Сколько статей в Конституции РФ?

    Ответ: 137 статей.

    Конституция состоит из ВВОДНОЙ ЧАСТИ, в которой говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветание и благополучии России.

    Глава 1. Основы конституционного строя.

    Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

    Глава 3. Федеративное устройство.

    Глава 4. Президент Российской Федерации.

    Глава 5. Федеральное Собрание.

    Глава 6. Правительство Российской Федерации.

    Глава 7. Судебная власть.

    Глава 8. Местное самоуправление.

    Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

    Заключительные и переходные положения.

    Кто является главой нашего государства?

    Ответ: президент, который избирается сроком на 6 лет на 2 срока, избирается из граждан не моложе 35 лет, постоянно проживающего в РФ не менее 10 лет, может издавать указы и распоряжения.

    В какой главе зафиксированы права российских граждан?

    Ответ: 2 глава «Права и свободы человека и гражданина»

    Только ли о правах говорится в этой главе?

    Ответ: нет. Еще во второй главе говорится об обязанностях граждан РФ.

    Каково соотношение прав и обязанностей? (Конституция ст. 17 – 64.)

    Ответ: прав намного больше, чем обязанностей.

    В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему вторая глава. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции.

    Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего урока?

    Ответ: права и обязанности гражданина РФ.

    Главная цель урока будет следующая: вспомнить права и обязанности гражданина РФ.

    Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

    А что такое правовой статус?

    Ответ: правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

    Быть гражданином России – это значит:

    • Иметь права, установленные юридическими формами
    • Получать от государства гарантии соблюдения прав;
    • Быть государству в чем-то обязанным.

    Почему мы стали гражданами России?

    Ответ: потому что родились здесь, потому что родители граждане России.

    В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства.

    Какой документ подтверждает гражданство РФ?

    Ответ: паспорт. Он выдается гражданам России с 14 лет.

    И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности, которые записаны в Конституции РФ.

    Давайте вспомним, что такое право. (словарь стр. 209)

    Ответ: право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм).

    Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

    Мы их с вами изучали.

    Сейчас вы будите работать в группах. 1 группа — Маша и Надя, 2 группа — Павел, Алексей и Александр.

    У вас на столах лежат карточки, на которых написаны права гражданина РФ. Ваша задача распределить эти права по классификации: личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

    Права связаны с обязанностями.

    Что же такое обязанность?

    Ответ: обязанность — это предусмотренная мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующих от них совершения предписанных законов действия.

    Обязанности – составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной , когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

    Сейчас мы с вами будем работать с текстом Конституции РФ, вспомним какие обязанности у граждан РФ.

    Откройте Конституцию РФ, Прочитайте ст.15 ч. 2.

    Самая главная обязанность, лежащая на гражданах, — это соблюдение Конституции и законов РФ.

    ст. 17 ч. 3 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    ст. 38 ч. 2 и 3 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

    ст.43 ч.4 Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования.

    ст. 57 Конституции РФ Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Вопрос учителя: Как государство напоминает людям о необходимости платить налоги?

    ст. 58 Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»

    Вопрос учителя: Кто более успешно может реализовать данную обязанность: государство, общество или гражданин? Что конкретно может сделать человек?

    ст. 59 Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы — это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

    ст. 44 ч. 3 Конституции Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

    Вопрос учителя: Кто более успешно может реализовать данную обязанность: государство, общество или гражданин? Что конкретно может сделать человек?

    Мы с вами повторили права и обязанности гражданина РФ, которые должны и обязаны соблюдать все граждане РФ, т.к. они зафиксированы в Основном законе — Конституции РФ.

    Выдать «Памятка гражданину РФ»

    Решение правовых задач по закреплению материала.

    Зачитывают ситуацию, учащиеся обсуждают в группах и определяют какие права нарушены.

    Ситуация №1

    Двое молодых людей — 18- летний Олег и 20- летний Михаил мирно сидели на скамейке в сквере. Неожиданно к ним подошел человек в гражданском в сопровождении двух милиционеров. Человек в гражданском представился следователем прокуратуры и попросил представить ему документы. Посмотрев в паспорт Михаила, он сказал:

    — Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…

    Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции (ответ учащихся: нарушены личные права граждан ст. 22 (2) )

    Ситуация №2

    Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.

    — Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.

    — Но я с понедельника должен быть в отпуске!

    — Ничего, с отпуском можно подождать.

    — Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.

    — А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода.

    (ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) )

    Ситуация №3

    Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.

    Обоснуйте ситуацию с точки зрения Конституции РФ

    (ответ учащихся: основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4) )

    Давайте сделаем вывод по уроку. Достигли цели урока.

    Чем мы сегодня занимались на уроке.

    Сегодня я узнал …

    домашнее задание: решить две правовых ситуации № 4,5 пользуясь памятками и Конституцией РФ.

    Просмотр содержимого документа
    «конспект урока права и обязанности граждан РФ»

    Тема урока «Права и обязанности граждан РФ»

    Цель: закрепить знания обучающихся о правах и обязанностях граждан РФ.

    Задачи: развивать умения самостоятельно читать документы, анализировать, извлекать информацию, классифицировать основные права и обязанности граждан, развивать логическое мышление, внимание, память, умение обобщить изученное, делать выводы; воспитывать уважительное отношение к Основному Закону страны Конституции РФ.

    Оборудование: ноутбук, мультипроектор, презентация, карточки, «Памятка гражданину РФ»

    Мы много говорим о правах: вы отстаиваете свои права на уроках и дома, профсоюзы – права трудящихся, правозащитники – права граждан и т.д. Это понятно. Люди в течение веков и тысячелетий боролись за призвание своих прав со стороны государства, формировали и отлаживали механизм их защиты.

    Международные документы закрепляют наши права и свободы, это :

    Всеобщая декларация прав человека;

    Международный пакт о гражданский и политических правах;

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

    Конвенция о правах ребенка.

    А каким документом закрепляются права российских граждан?

    Ответ: Конституция РФ

    Что такое Конституция?

    Ответ: Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

    Как вы думаете, почему Конституцию называют основным законом страны?

    Ответ: все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.

    Конституция – выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства.

    Когда принята Конституция РФ?

    Ответ: 12 декабря 1993 года.

    Из скольких разделов состоит Конституция РФ?

    Из скольких глав состоит Конституция РФ?

    Сколько статей в Конституции РФ?

    Ответ: 137 статей.

    Конституция состоит из ВВОДНОЙ ЧАСТИ, в которой говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветание и благополучии России.

    Глава 1. Основы конституционного строя.

    Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

    Глава 3. Федеративное устройство.

    Глава 4. Президент Российской Федерации.

    Глава 5. Федеральное Собрание.

    Глава 6. Правительство Российской Федерации.

    Глава 7. Судебная власть.

    Глава 8. Местное самоуправление.

    Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

    Заключительные и переходные положения.

    Кто является главой нашего государства?

    Ответ: президент, который избирается сроком на 6 лет на 2 срока, избирается из граждан не моложе 35 лет, постоянно проживающего в РФ не менее 10 лет, может издавать указы и распоряжения.

    В какой главе зафиксированы права российских граждан?

    Ответ: 2 глава «Права и свободы человека и гражданина»

    Только ли о правах говорится в этой главе?

    Ответ: нет. Еще во второй главе говорится об обязанностях граждан РФ.

    Каково соотношение прав и обязанностей? (Конституция ст. 17 – 64.)

    Ответ: прав намного больше, чем обязанностей.

    В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему вторая глава. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции.

    Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего урока?

    Ответ: права и обязанности гражданина РФ.

    Главная цель урока будет следующая: вспомнить права и обязанности гражданина РФ.

    Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

    А что такое правовой статус?

    Ответ: правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

    Быть гражданином России – это значит:

    Иметь права, установленные юридическими формами

    Получать от государства гарантии соблюдения прав;

    Быть государству в чем-то обязанным.

    Почему мы стали гражданами России?

    Ответ: потому что родились здесь, потому что родители граждане России.

    В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства.

    Какой документ подтверждает гражданство РФ?

    Ответ: паспорт. Он выдается гражданам России с 14 лет.

    И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности, которые записаны в Конституции РФ.

    Давайте вспомним, что такое право. (словарь стр. 209)

    Ответ: право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм).

    Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

    Мы их с вами изучали.

    Сейчас вы будите работать в группах. 1 группа — Маша и Надя, 2 группа — Павел, Алексей и Александр.

    У вас на столах лежат карточки, на которых написаны права гражданина РФ. Ваша задача распределить эти права по классификации: личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

    Смотрите еще:

    • Штраф за нарушение прав потребителя 2018 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Предприниматели, которые работают в сфере торговли и бытовых услуг, постоянно общаются с потребителями. Главным документом, который […]
    • Коап п81 Дата: 09.03.2017 16:33 Автор: Спец корп Регистрация: 28.04.2007 Cообщений: 245 Понятно, что по ФЗ на ОСУ нужно "Утвердить годовой отчет и Годовой бух баланс".То есть в ООО ОБЯЗАТЕЛЬНО […]
    • Женские консультации в калуге платные Женские консультации в калуге платные Женская консультация № 1 больницы № 5 на сегодняшний день является самым крупным лечебным учреждением г. Калуги в области акушерства и гинекологии. […]
    • Тищенко юрист Тищенко Кристина Александровна Юрист , 8 000 грн Возраст: 30 лет Город: Киев Контактная информация Соискатель указал телефон, адрес и эл. почту. Чтобы открыть контакты, войдите как […]
    • Защита прав ребенка беларусь ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Смена должности Оплата за исполнение обязанностей по […]
    • П 2 ст 218 гк рф новая редакция Как через суд установить право собственности на заброшенный дом? Здравствуйте, у нас в городе не далеко от моего дома есть заброшенный участок вместе с домом ( кто там проживал давно […]
    • Юридическая консультация бесплатная ульяновск Юридическая консультация бесплатная ульяновск Начальник ОГКУ «Государственное юридическое бюро Ульяновской области»: Ильина Светлана Николаевна Юр. адрес: 432017, г. Ульяновск, ул. […]
    • Коммерческий директор производство 302 резюме За 3 месяца Генеральный директор производство Кажется, у вас пропал интернет.Все опять заработает, как только он появится. Руководитель предприятия, коммерческий директор […]
    admin

    Обсуждение закрыто.