Законодательные нормы в строительстве

Законодательные нормы в строительстве

Содержание статьи:

Правила планировки участков и размещения частных домов с хозяйственными помещениями

Законодательные акты

Выясняя нормы застройки земельных участков для индивидуального использования, стоит изучить законодательную базу. Регулируют правила размещения дома на участке СНиП, устанавливают требования к застройке земельного участка ИЖС местные органы власти. Они определяют нормативы строительства в конкретном регионе. Поэтому, просматривая проекты домов и варианты их размещения, ориентироваться лучше на типичные для региона варианты.

Правила строительства частного дома устанавливают СНиПы и ГОСТы по строительству. При создании проекта, при строительстве дома надо руководствоваться СНиПом 31.02.2001. Для возведения коттеджей на даче руководствоваться стоит СНиП 30.02.97.

Индивидуальное жилищное строительство должно проводиться с учетом положений, прописанных в Градостроительном кодексе. Необходимо соблюдать установленные градостроительные нормы и требования в части сохранения целевого предназначения земли, норм застройки населенных пунктов, соответствия архитектурному плану города.

Установленные нормативы

Став владельцем земли, предназначенной под ИЖС, надо узнать нормы по строительству, разобраться, как проходит процедура распланировки и застройки частного участка ИЖС. Необходимо выяснить, что о строительстве говорят СНиП 2016. Ведь строительные нормы для застройщиков являются основным документом.

При выборе участков для строительства дома ориентироваться следует не только на наличие коммуникаций. Надо помнить установленные нормы строительства дома на участке ИЖС. Внимательно смотрите, подходит ли он для возведения индивидуальных жилых домов.

Порядок строительства дома на земельном участке регулируют СНиП на строительство. Нормы строительства дома на участке ИЖС основаны на том, что выделяется для застройки не менее 0,06 га. Ориентируясь на нормативы, планируют, какими будут особенности строительства жилого дома.

Занимаясь планировкой и постройкой индивидуальных жилых домов, следует помнить, о чем говорят СНиПы по безопасности. В них описаны все нормы застройки участка, указана удаленность между строениями на соседних земельных наделах.

Планировка участка приводится в соответствие с СП 11-106-97. Это строительные нормативы, регламентирующие процесс создание проекта на строительство частного жилого здания, его согласование и утверждение. Нормативный документ, описывающий размещение строений на дачных участках, — это СНиП 30-02-97.

Нормы строительства на земельном участке ИЖС рассказывают, каким должно быть:

  • расположение дома на участке
  • расстояние между жилыми домами
  • расстояние дома от забора (расстояние до соседнего участка от возводимых индивидуальных жилых домов)
  • площадь застройки
  • расстояния между строениями

Расстояние от дома до границы участка регламентируют санитарные нормы застройки участка. А вот правила расположения дома, требования к строительству и расположению жилых построек на соседних участках регулируются пожарными нормативами. Строительные нормы и правила рассказывают о расстояниях между постройками, строениями на соседних земельных наделах.

Пожарные правила расположения дома позволяют делать двурядную застройку. При этом 2 хозяйственных либо жилых постройки на участке располагаются вплотную друг к другу. Главное соблюдать расстояния от границ условной красной линии при возведении конструкций.

Санитарные нормативы

Перед возведением здания, надо разобраться, как проводится планировка участка и что такое красная линия застройки. Это граница, отделяющая частную землю от проезжей части. Красные линии для дорог – 5 метров, для улиц с незначительным движением и тупиковых дворов – 3 метра.

Выясняя, как правильно разместить постройки, учтите, что красные линии определяют расстояние между муниципальной собственностью и жилым строением. Все хозяйственные сооружения возводить рекомендуют дальше от улицы. Пожарные нормы при строительстве дома должны быть учтены.

Санитарные нормы для частного строительства регулируют план застройки и правила размещения построек на земельном участке. Порядок размещения и нормы расстояния между домом и забором соседей:

  • возводить жилое помещение следует на расстоянии от 3 м.;
  • строения для скота, птицы возводят на расстоянии более 4 м. от межи;
  • для возведения хозяйственных построек от забора отступить следует 1 м.;
  • расстояние от туалета до соседской границы – 8 метров, такая же норма для компостной ямы.

Высота забора между соседями регулируется. Требования к заборам между участками следующие. Разрешено из непрозрачных материалов возводить ограждение высотой 75 см от земли, выше ограждение делается из прозрачных материалов. Но заборы и ограждения можно сделать глухими любой высоты по договоренности между соседями. Соглашение желательно зафиксировать на бумаге.

База нормативных документов в строительстве

Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями организациями. Информационно-справочные системы «Техэксперт» содержат наиболее актуальное и полное собрание технических норм по строительству, которые применяются на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей, общества и государства.

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России технических норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Основой Системы нормативных документов в строительстве являются Градостроительный кодекс РФ и Закон «О техническом регулировании».

В неё включены все нормативно-технические документы: регламенты, национальные стандарты, сборники технических норм по строительству и другие.

  • Градостроительный Кодекс
    Кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ
    Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
  • О техническом регулировании (с комментарием) (с изменениями на 28 сентября 2010 года)
    Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Основой Системы нормативных документов в строительстве являются Градостроительный кодекс РФ и Закон «О техническом регулировании».

В неё включены все нормативно-технические документы: технические регламенты, национальные стандарты, сборники норм и правил и другие.

Нормативно-технические документы в строительстве

  • технические регламенты;
  • документы, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
  • национальные стандарты (ГОСТ Р);
  • стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации; документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;
  • в качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории Российской Федерации;
  • стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами в соответствии с их компетенцией;
  • стандарты предприятий (СТП) и стандарты организаций (СТО) принимают предприятия и общественные объединения по организации и технологии производства, а также по обеспечению качества продукции.

СТП и СТО могут использоваться другой организацией только по договору с авторской организацией.

  • руководящие документы (РД) принимают (утверждают) органы надзора и контроля в установленном порядке;
  • своды правил по проектированию и строительству (СП).

Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.

  • территориальные строительные нормы ТСН принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • технические условия ТУ на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть конструкторской или технологической документации на её изготовление.

Нормативные документы системы подразделяют на государственные федеральные, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.

В качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.

Наряду с нормативно-техническими документами Системы в строительстве фактически применяются:

  • федеральные и региональные нормативные акты, принятые представительными и исполнительными органами власти, затрагивающие вопросы строительства;
  • государственные (национальные) стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации, принятые Ростехрегулированием;
  • нормы, правила и нормативы (РД) органов государственного надзора;
  • стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами и ведомствами в соответствии с их компетенцией;
  • стандарты и своды правил иностранного государства — стандарты, принятые компетентным органом иностранного государства;
  • региональные стандарты и своды правил — стандарты, принятые региональной организацией по стандартизации.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.

Нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру системы нормативных документов, требования к ним, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Перечень нормативных актов, устанавливающих классификацию и терминологию актов в строительстве:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ;
  • Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
  • Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. Постановление Госстандарта России от 08.10.2002 N 366-ст;
  • ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 157-ст;
  • ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 154-ст;
  • ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 159-ст;
  • ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 152-ст;
  • ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 153-ст;
  • ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 155-ст;
  • ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 156-ст;
  • ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

Положения Системы нормативных документов обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение документов.

Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые — на уровне лучших отечественных и мировых достижений.

К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.

К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.

В составе нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании и строительстве (эксплуатационные положения).

Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.

Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания и сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах приводятся ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.

Своды правил как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

Нормативные документы системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями ГК РФ, ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ и ГОСТ Р 1.0-2004 (для нормативных документов по стандартизации), а также действующего законодательства Российской Федерации.

Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном законодательством России порядке.

Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с комментарием) (с изменениями на 27 июля 2010 года).

Кодекс РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Глава 9.

Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 27 июля 2010 года) от 13.06.96 N 63-ФЗ. Статьи 215, 216, 246, 253, 257, 269.

Какие законодательные нормы уже вступили в силу в 2018 г., и каких изменений стоит ожидать?

URE Club внимательно следит за изменениями в законодательстве, касающегося работы на рынке недвижимости. В рамках этой работы, мы спросили у экспертов в области права, входящих в нашу ассоциацию, о том, какие законодательные нормы уже вступили в силу с началом 2018-го, и каких изменений стоит ожидать игрокам рынка недвижимости Украины в ближайшей перспективе.

Мы начинаем серию экспертных колонок с комментария по этому вопросу Олега Мильченко, старшего юриста DLA Piper в Украине.

Наиболее существенные изменения в профильное законодательство, регулирующее строительство и недвижимость, вступили в силу на протяжении 2017 года, среди которых и отмена категорий сложности строительства и деклараций о начале строительных работ и другие.

1) Утверждение формы паспорта объекта строительства

В этой связи, начало 2018 года можно охарактеризовать не столько законодательными новеллами, сколько формированием базы подзаконных актов в сфере недвижимости и строительства. Так, 2 января 2018 года вступил в силу приказ Минрегионстроя об утверждении формы паспорта объекта строительства. Стоит напомнить, что согласно закону о регулировании градостроительной деятельности, текущий осмотр и периодическое обследование принятых в эксплуатацию объектов производится собственником или управителем здания на протяжении всего срока эксплуатации. В 2017 году Кабинет Министров Украины утвердил порядок паспортизации, теперь же утверждена и форма паспорта.

2) Электронный сервис для уплаты паевого взноса

Также, с начала 2018 в Киеве заработал электронный сервис для уплаты застройщиками паевого взноса на участие в развитии инфраструктуры. Вполне вероятно, что на протяжении года будет осуществлено внедрение аналогичных сервисов и в регионах.

3) Развитие государственно-частного партнерства

2018 год вполне может стать годом развития государственно-частного партнерства, что может стимулировать появления девелоперских проектов на базе государственного и коммунального имущества. Так, 18 января парламент принял новый закон о приватизации государственного и коммунального имущества, который упрощает процедуру приватизации и предоставляет дополнительные гарантии инвесторам. В 2018 году с большой долей вероятности будет принят и новый закон о концессиях, проект которого был утвержден правительством в 2017 году. Ожидается, что формирование новой законодательной базы для концессий даст толчок развитию инфраструктурных проектов.

4) Вопрос моратория на отчуждения земли

Острым остается вопрос о запуске рынка сельскохозяйственных земель и снятия так называемого моратория на отчуждения земли для ведения товарного сельского хозяйства (а также на смену целевого назначения таких земель, что актуально для некоторых застройщиков). Хотя на принятии соответствующих поправок в земельное законодательство настаивают кредиторы Украины, вопрос носит, в том числе, и политический характер. Поэтому, сохраняется убеждение, что мораторий будет действовать на протяжении всего года.

Обращаем внимание, что 06 марта URE Club приглашает своих участников на встречу Legal Meetup: Аренда земли и коммерческой недвижимости: проблемные вопросы рынка. Вместе с ведущими юристами в сфере недвижимости участники могут обсудить темы аренды земли и коммерческой недвижимости, а также принять участие в дискуссии по актуальным для отрасли правовых вопросов.

Кроме того, гости примут участие в обсуждении актуальных вопросов и необходимых законодательных изменений по теме арендных отношений.

Информация:

DLA Piper является одной из крупнейших юридических фирм, юристы которой работают в более чем 40 странах мира. Мы равнозначно представлены по обе стороны Атлантики, наши офисы работают в США, Европе, Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Мы предоставляем полную юридическую поддержку клиентам независимо от географии их бизнеса.

Киевский офис насчитывает более 40 юристов, которые оказывают юридическую поддержку по широкому спектру юридических вопросов, включая корпоративные и коммерческие вопросы, налоговое право, вопросы защиты интеллектуальной собственности, трудового права и недвижимости, антимонопольного и торгового права, антидемпинговых расследований и ведения судебных дел.

В Украине полностью перепишут строительные правила

Эксперты назвали основные тренды, связанные с глобализацией и курсом на Европу

Украинская строительная отрасль находится на пороге больших перемен. Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, введение безвизового режима и постепенное встраивание украинской экономики в международные производственные цепочки вынуждает менять устоявшиеся подходы и правила.

В ближайшее время главные тренды отрасли будут связаны с внедрением новых стандартов на всех направлениях: по строительству дорог, достройке незавершенных объектов, по проектированию и эксплуатации зданий и др. UBR.ua узнала ключевые моменты нововведений.

Новые стандарты и правила

Качества выполнения строительных работ выходит на первый план. Это касается не только дорожного строительства, но также сооружения гражданских и промышленных объектов. Свидетельством чему являются и киевские пожары фасадов зданий, где применялся неподходящий утеплитель, и скандалы с возведением высоток на берегах Днепра.

«В Европе нормы строительного права — это отдельное законодательство. А у нас они разбросаны по разным нормативным актам. И если где-то что-то закон запрещает делать, то всегда можно найти другой закон, по которому это возможно. Например, по закону о местном самоуправлении местный совет может что-то разрешить», — отметила президент Ассоциации инженеров консультантов Украины (АИКУ) Яна Щигурова.

По ее словам, когда начинаются разбирательства и вопросы переходят в уголовную плоскость, то выясняется, что глава местного совета не знал, что подписал, так как не является специалистом в строительной сфере. Проверки же независимыми экспертами проекта на предмет безопасности (и возможности) сооружения того или иного объекта сложно реализовать в нынешней системе.

Поэтому в Минрегионе с весны прошлого года разрабатывают Градостроительный кодекс, который, по словам замглавы ведомства Льва Парцхаладзе, объединит 42 закона, регламентирующих строительную отрасль. Для этого даже привлекли специалистов из Германии. Эксперты надеются, что в этом документе будут выписаны четкие правила работы от момента проектирования здания до его ввода в эксплуатацию и далее, вплоть до сноса устаревшей конструкции.

Попутно ужесточаются и действующие нормы. Как отмечает вице-президент Академии Строительства Украины (АСУ) Виктор Лещинский, примерно 6 лет назад была внедрена упрощенная форма оформления документов на строительство. Заказчики на свой страх и риск подавали документацию по декларативному принципу.

«То, что тогда подавалось, наполовину можно назвать мусором, а не бумагами на строительство. Поэтому государство 10 июня 2017 года вернуло более жесткие нормы к пакету подаваемых документов», — объяснил Лещинский.

В результате, согласно докладу аналитиков НБУ, за первые 6 месяцев 2017 года количество построенных квартир в Киеве выросло почти вчетверо. В том числе потому, что многие застройщики пытались оформить свои объекты до этой даты, чтобы сдать их по старым, привычным правилам.

Отсутствие надлежащего контроля за законностью строительства и соблюдением градостроительных норм создают почву для злоупотреблений. Строительные компании пытаются сократить расходы, экономя на материалах, проектных работах, обустройстве придомовых территорий, что приводит к снижению качества жилья бюджетного сегмента.

«Важно, какими нормами пользовались при строительстве. Возможно, разрешили применение отдельных материалов (когда горят фасады — Авт.), но с компенсирующими условиями. Возможно застройщик не выполнил их. Строительный кодекс должен жестко регулировать эксплуатацию зданий. А то сейчас и газовые котлы ставят в квартирах, перекрывают отопление, сносят несущие стены и прочее», — заметил Лещинский.

В то же время многие проекты, которые начали строить без соблюдения норм теперь стоят незавершенными. Для них предлагается разработать отдельный закон.

Проект достройки незавершенки

Незаконные постройки, по мнению экспертов — результат коллективной вины, а не конкретного чиновника или застройщика. По словам Яны Щигуровой, большинство этих домов все равно надо достраивать. Так как в мире принято продавать уже законченное жилье.

«Единого пути нет. Здесь затрагиваются вопросы и гражданского и хозяйственного права, и финансового. Но прежде всего это вопрос собственности. При комитете Верховной Рады по вопросам строительства и ЖКХ работает группа по вопросу незавершенного строительства», — отметила эксперт.

По ее словам, страны восточной Европы также решали проблему недостроев, оставшихся со времен СССР и восточного экономического блока. Этот опыт уже изучен и есть наработки, которые в итоге выльются в законопроект. Будет решение по тем объектам, которые находятся сейчас в критической ситуации. Например, выясняется, что не выдерживаются расстояния от среза воды и т.п.

«Есть разные вопросы, несущие разную степень риска. Поэтому их решено группировать именно по степеням риска», — говорит Яна Щигурова.

На будущее, по словам экспертов, необходимо применение международных стандартов. Это не только нормы по проектированию и строительству объектов, а также правила эксплуатации зданий и их конечной утилизации. И весь этот комплекс мер может считаться проектом здания или сооружения.

Применение международных норм

Он называется жизненным циклом зданий, сооружений и объектов. Собственно, эти международные стандарты уже и так применяются в Украине. Но пока только при проведении тендеров на выполнение инфраструктурных проектов за деньги (или при участии) международных финансовых организаций — Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка, Европейского инвестбанка и других.

«Также по западным стандартам проводится технадзор и консультирование при выполнении этих проектов аккредитованными специалистами FIDIC», — рассказал UBR.ua Виктор Лещинский.

Международная федерация инженеров-консультантов (FIDIC) разрабатывает типовые условия контрактов на самые разные случаи. Они унифицированы и в то же время подлежат изменению (отдельные части контракта могут быть изменены, либо вовсе удалены), что делает их удобными в применении.

По словам экспертов, в дальнейшем применение европейских стандартов будет только шириться по мере адаптации украинских строительных норм к принятым в мире. Но с учетом наших особенностей: климата, грунтов и прочих параметров.

«Это эталон прописанных договоров, выстраданный на практике. До сих пор в Украине они применялись только при строительстве дорог, но сейчас уже есть проекты в морских портах, на элеваторах и т.п. Сейчас Львовская, Кировоградская, Херсонская области работают по стандартам фидик в дорожной сфере. Есть договора-проформы, которые использует АМПУ», — рассказал член правления Украинского сообщества строительного права Вадим Ходаковский.

Чаще всего международные инвесторы пользуются едиными стандартами, и разночтения с украинскими нормами им очень мешают. Например, в смету украинского проекта могут быть включены инфляционные риски, но туда нельзя внести расходы на медиацию — улаживание возможных споров и конфликтов, связанных с возведением объекта. Как не существует третейского суда для строителей, кроме обычного.

Потому что в Украине чаще всего крупный заказчик — это государство, вкладывающее деньги под гарантии бюджета.

«Капитальные расходы на сооружение просто закладываются в бюджете. А для инвестора важно получить прибыль, которую может дать только высокотехнологичный объект. С которым завтра не будет проблем и не понадобится тратить кучу денег на ликвидацию аварий или постоянные ремонты», — говорит Яна Щигурова.

Это все надо сразу рассчитывать, вплоть до выведения из эксплуатации объекта. А это будет менять подходы в ценообразовании строительных работ. Ведь все объекты должны строиться из современных материалов и современной техникой. Чтобы отвечать новым стандартам.

По словам президента Академии строительства Украины (АСУ) Ивана Назаренко, весь мир уже ориентируется на здания, которые практически не потребляют энергию из сетей, используя до 10 источников альтернативной энергии.

«Наш научно-технический центр уже построил дом, который был признан в Брюсселе одним из лучших в Европе по уровню энергоэффективности», — заметил Назаренко.

Сократить расходы и изменить саму философию проектирования помогает технология BIM (Building Information Modeling). Этот программный продукт позволяет создать модель здания, которая содержит в себе всю информацию о будущем объекте. Над проектом одновременно могут трудиться все участники процесса. Еще на этапе проектирования программа позволяет распознать и оперативно устранить возможные ошибки, сохранив время и материальные ресурсы.

Кадры решают все

Впрочем, есть риск, что реализовывать эти новые проекты будет некому, если не изменится система оплаты труда.

«За качество надо платить. Его надо контролировать. Не может сейчас строитель получать 5,5 тыс. грн плюс налоги. И это по самой высокой тарифной сетке Минрегиона. Будут и дальше уезжать при зарплатах $200. Лет через пять некому будет работать на стройках», — заверил Виктор Лещинский.

По его словам, жесткие украинские стандарты строительства и финансирования применяются в основном к государственным объектам. В некоторых случаях это минус для наших проектантов, так как по нашим нормам на их труд можно потратить не более 1-4% от стоимости проекта. При том, что их европейские коллеги могут получить до 10%, так как проектная и строительная документация — это очень сложный и трудоемкий процесс, а также серьезная ответственность.

«В Украине риски и оплата несопоставимы», — убежден эксперт.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Какие нормы (расстояние) для размещения возле жилого дома забора, выгребной ямы, сарая

I.Нормы для размещения сарая.

Сарай-нежилое хозяйственное подсобное помещение, которое может использоваться как бытовое, складское помещение, для размещения скота и т.д..

Нормы размещения хозяйственных построек возле жилого дома определяются в Государственных строительных нормах «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» 360-92, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по делам градостроительства и архитектуры от 17 апреля 1992 года № 44.

Так, в городах и поселках городского типа на приусадебных участках при соблюдении санитарных, противопожарных и строительных норм могут быть размещены хозяйственные постройки. Хозяйственные постройки для содержания скота, других животных и птицы допускаются в поселках городского типа, а также в городских районах усадебного жилищного строительства, где согласно нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и государственного надзора разрешено их содержание. Размещение этих строений на приусадебных участках следует выполнять в соответствии с местными правилами для сельских населенных пунктов.

Размещение хозяйственных построек по линии застройки с жилыми домами не допускается. Расстояние между жилыми домами и хозяйственными строениями и сооружениями следует принимать в соответствии с санитарными нормами, которые приведены ниже, но не меньше противопожарных норм.

Здания и сооружения

сараи для скота, домашних животных и птиц,

площадью до 50 кв. м (расстояние, м)

Жилые дома и летняя кухня

II. Нормы для размещения выгребной ямы.

Государственными санитарными нормами и правилами содержания территорий населенных мест, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения Украины от 17 марта 2011 года № 45 (Приказ вступает в силу с 01 января 2012 года) определено, что выгребная яма (выгреб) — это инженерное сооружение в виде углубления в земле, выполнена из водоупорного материала, предназначенное для сбора и хранения жидких отходов, наземная часть которой оборудована плотно прилегающей крышкой и решеткой для отделения твердых отходов.

Согласно п. 2.22. указанных Государственных санитарных норм выгребы должны быть удалены от границ земельных участков учебных и лечебно-профилактических учреждений, стен жилых и общественных зданий и сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 м.

Место размещения выгреба на приусадебном участке и расстояние от него до собственного жилого дома определяет владелец этого дома с соблюдением правил добрососедства.

Спорные вопросы относительно мест размещения выгребов на территории приусадебного участка рассматриваются в порядке решения земельных споров в соответствии с законодательством.

В условиях нецентрализованного водоснабжения выгребы на территории приусадебного участка должны быть удалены от индивидуальных колодцев и каптажей источников на расстояние не менее 20 м, при этом расстояние от выгребов в общественных колодцев и каптажей источников должна быть не менее 50 м. При этом следует учитывать направление склона участка .

III. Нормы для размещения забора.

Согласно п.3.19*ДБН 360-92 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» этажность застройки, предельные размеры жилых домов, площадь застройки, требования к хозяйственным постройкам, их составу, ограждению участков, благоустройству территории устанавливаются местными правилами застройки. Разработка таких правил и их утверждение осуществляется согласно нормам Законов Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О регулировании градостроительной деятельности».

В случае, если из-за отсутствия таких правил вопросы ограждения участков остается неурегулированным, в результате чего могут возникать конфликты по вопросу устройства заборов, их конструкций, для решения конкретной ситуации могут применяться положения Земельного кодекса Украины относительно добрососедства. В то же время, следует учитывать, что в любом случае, забор приусадебного участка не должна выступать за красную линию улицы.

Законодательные нормы в строительстве

Планируй и застраивай

– определяют показатели предельной плотности населения: если в ГСН-1992 плотность населения определялась в пределах 180 – 450 чел./га и могла превышать показатель в 450 чел./га при определенном обосновании, то ГСН-2018 устанавливает минимальный порог плотности 150 чел./га, а максимальный позволяет увеличивать не более чем на 20 % при наличии четко определенных этими ГСН условий 1 ;

– устанавливают максимально допустимый процент застройки земельного участка в зависимости от высотности здания, а именно: 50 % – при застройке в 3 этажа, 45 % – 4 – 5 этажей, 40 % – 6 – 8 этажей, 35 % – 9 – 10 этажей, 30 % – 11 этажей и выше 2 ;

– детализируют нормативные ограничения при планировании территорий жилой застройки кварталами, в том числе нормы о проезде спецтехники, требования к паркингу, запрет на хранение средств автотранспорта на открытых автостоянках в середине квартала 3 .

1 Пункт 6.1.16 ГСН-2018.

2 Пункт 6.1.14 ГСН-2018.

3 Пункт 6.1.7 ГСН-2018.

Цвет в конце тоннеля

До 1 сентября законодательство предусматривает регулирование строительства путем определения в градостроительной документации красных линий и линий регулирования строительства 4 . В дополнение к указанным ограничениям ГСН-2018 предполагают голубые, зеленые и желтые линии.

Голубые линии будут ограничивать высоту и силуэт застройки и направлены на регулирование эстетических и историко-градостроительных качеств застройки 5 . Зеленые линии будут ограничивать размещение объектов в пределах всех озелененных территорий общего пользования, рекреационных лесов и лесопарков (существующих и тех, которые резервируются), объектов природно-заповедного фонда, зон охраняемого ландшафта 6 . Желтые линии послужат ограничениями зон возможных завалов жилых, общественных, промышленных и других зданий и сооружений, расположенных вдоль магистральных улиц устойчивого функционирования, по которым проводится эвакуация населения категорированных городов в особый период и поддерживается транспортное обеспечение выполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ 7 .

5 Пункт 3.8 ГСН-2018.

6 Пункт 3.21 ГСН-2018.

7 Пункт 3.19 ГСН-2018.

Вместе с тем максимально допустимая высота (этажность) жилой застройки зависит от численности населения и классификации населенного пункта 8 .

Например, в сельских населенных пунктах численностью свыше 1 тыс. человек разрешается усадебная застройка и строительство многоквартирных жилых домов высотой до 12 метров (до 4 этажей включительно), а в городах численностью более 100 тыс. человек высотность многоквартирной жилой застройки устанавливается документацией по пространственному планированию.

Учитывая то, что нормативы по высотности, за исключением застройки городов численностью более 100 тыс. человек 9 , для населенных пунктов меньшей численностью уже установлены ГСН-2018, на практике может возникнуть противоречие между ГСН-2018 и градостроительной документацией.

С одной стороны, утверждение сельским советом градостроительной документации, предусматривающей ограничение высотности застройки до 3 этажей, формально соответствует ГСН-2018. С другой – желание застройщика возвести в таком селе здание высотой 4 этажа вписывается в рамки, предусмотренные ГСН-2018, но будет противоречить градостроительной документации.

На первый взгляд может показаться, что это коллизия, разрешаемая по иерархическому принципу, однако ГСН и решения органов местного самоуправления об утверждении градостроительной документации являются актами, несоотносимыми между собой по юридической силе.

К тому же принятие решений по вопросам планирования и застройки территорий является исключительной компетенцией органов местного самоуправления и их исполнительных органов в пределах определенных законом полномочий 10 и в соответствии с ГСН 11 .

Также не исключены попытки разрешить указанный выше вопрос смысловым способом устранения коллизий, а именно путем определения какой-либо из упомянутых норм 12 как специальной.

8 Пункт 6.1.3 ГСН-2018.

9 Устанавливается градостроительной документацией посредством определения голубых линий согласно пункту 5.1.5 ГСН-2018.

11 Пункт 8 Положения о Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 30.04.2014 г. № 197; ч. 3 ст. 16 Закона о регулировании градостроительной деятельности.

12 Нормы ГСН-2018 или нормы в решении органа местного самоуправления, которым утверждена градостроительная документация.

Однако под конкуренцией норм понимается ситуация, в которой на применение к данному конкретному случаю претендует две или более нормы, и при этом они совпадают или расходятся по смыслу. Учитывая то, что нормы по-разному регулируют одни и те же правоотношения в анализируемой ситуации, такой способ разрешения коллизии неприменим.

В данном случае речь идет о делегировании Министерством регионального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины органу местного самоуправления функции по установлению высотности жилой застройки при утверждении градостроительной документации 13 .

Следовательно, ГСН-2018 предусматривают пределы ограничений, которые органы местного самоуправления могут установить путем утверждения градостроительной документации, а значит коллизия норм в этом случае отсутствует.

Назад в будущее

Кроме того, одной из проблем, которая может возникнуть после вступления в силу ГСН-2018, является противоречие между проектной документацией на строительство объекта (далее – Проект), разработанной в соответствии с ГСН-1992, и ГСН-2018. Проект разрабатывается с учетом требований градостроительной документации и исходных данных, с соблюдением требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил 14 . То есть Проект должен соответствовать одновременно и ГСН-2018, и градостроительной документации, которая была разработана в соответствии с ГСН-1992.

Законодательство предусматривает одним из оснований для отказа в выдаче сертификата о готовности объекта к эксплуатации несоответствие объекта Проекту или требованиям строительных норм, государственных стандартов и правил.

Таким образом, после вступления в силу ГСН-2018 построенный объект может продолжать соответствовать Проекту, разработанному на основании градостроительной документации и ГСН-1992, но уже не соответствовать положениям ГСН-2018.

К примеру, если построенный объект жилой застройки расположен в сельском населенном пункте численностью свыше 1 тыс. человек и насчитывает 10 этажей, то появляется риск отказа в выдаче сертификата о готовности объекта к эксплуатации, поскольку предельная высота такого объекта с 1 сентября не сможет превышать 4 этажа.

Правильное правоприменение в таком случае основывается на принципе, согласно с которым законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени 15 . В соответствии с указанным принципом действие нормативно-правового акта во времени следует понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им силы, то есть к событию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.

Толкование этой статьи содержится в решениях Конституционного Суда Украины, согласно с подходом которого суть обратного действия во времени законов и других нормативно-правовых актов состоит в том, что их предписания распространяются на правоотношения, возникшие до вступления акта в силу, при условии, если они отменяют или смягчают ответственность лица 16 .

Этот подход разделяет Минрегион 17 , указывая, что в соответствии с п. 4.8 ГСН А.2.2-3-2014 проектная документация на объекты строительства, построенные полностью или частично в соответствии с утвержденным проектом, не подлежит корректировке в связи с принятием новых нормативных актов, за исключением случаев, когда такая корректировка обусловлена повышением в новых нормативных актах следующих требований безопасности: обеспечение механической опоры и стойкости (прочности), электро-, взрыво- и пожаробезопасности, энергоэффективности объекта и доступности для мобильных групп населения. Указанное исключение не применяется к объектам строительства, сооружение которых осуществляется в сроки, определенные проектной документацией, если иное не предусмотрено договором на выполнение строительных работ.

1 7 Письмо Минрегиона от 10 июля 2018 года № 8/15-361-18.

Таким образом, с момента вступления в силу ГСН-2018 несоответствие их положениям характеристик объекта, построенного согласно градостроительной документации и Проекту, принятыми и утвержденными на основании ГСН-1992, не является нарушением строительного законодательства и основанием для отказа в приемке объекта в эксплуатацию.

Вне зависимости от того, какой будет практика применения положений ГСН-2018, представляется, что правильнее при принятии новых актов не создавать коллизии с уже существующими положениями законодательства.

Этого можно достичь проведением реальной оценки влияния проекта акта на регулируемые правоотношения, более комплексным подходом к нормотворчеству (включая внесение необходимых изменений в существующие акты). И, конечно же, не стоит забывать о надлежащем уровне нормотворческой техники.

_____________________________________________
© ТОВ «ІАЦ «ЛІГА», ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов’язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ «ЛІГА ЗАКОН» заборонено.

Смотрите еще:

  • Заполнение декларации 3 ндфл в программе декларация 2014 Пример заполнения формы 3-НДФЛ при покупке жилья Скачать: Пример заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год с целью получения […]
  • Мат капитал в 2016 году на третьего ребенка Материнский капитал за 3 ребенка – 1.5 млн. руб в 2018 году Восемь дет назад материнский капитал появился в нашей стране и стал реальной помощью для многих семей. Целями программы были и […]
  • Размер материальная помощь студентам 2014 Размер и правовые основания материальной помощи студентам в 2018 году В 2018 году, как и в прошлом 2017, далеко не все студенты могут получить от государства материальную помощь. Бюджет […]
  • Оформление материнского капитала свао Централизованная клиентская служба ПФР государственной поддержки семей, имеющих детей Тел. 8 (499) 904-11-18 Режим работы: понедельник-четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-16.45, обед […]
  • Как забрать ребёнка у опекуна Социальный проект Школа приемных родителей Возврат подопечного ребенка кровным родителям Подобные события происходят не так уж часто. Например, в 2016 году из более чем 430 тысяч детей, […]
  • Договор подряда юрист компании Юристы раскрывают секреты: успешный договор подряда Все больше и больше исков о признании договоров подряда недействительными поступает в арбитражные суды. В 2016 году сумма требований по […]
  • Как проверить не находится ли машина в угоне 5 шагов как проверить машину на угон Приобретение б/у автомобиля всегда связано с решением ряда вопросов. Один из них — поиск информации о его юридической чистоте. Сегодня с помощью онлайн […]
  • Доверенность на физическое лицо на получение денег Доверенность на получение денег Для передачи и получения наличных денежных средств других лицом нужна доверенность на получение денег. Такой документ очень похож на доверенность на […]
admin

Обсуждение закрыто.