Консультации для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Консультации для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Консультация для родителей «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»

Подготовила: Фадеева Л.В.,воспитатель

Дошкольный возраст – самый благодатный период для детей, в это время заклады-ваются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.

Формирование правильных духовно-нравственных основ личности составляет одну из ведущих задач современного общества Главным условием, обеспечивающим воспитание и формирование нравственной личности, является семья. Семья — это основная ячейка об-щества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени жизни проводит человек. Осознание и реализация необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ — одно из условий полноценного развития человека. Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и ДОУ.

Семья способствует формированию человеческого достоинства, обеспечивает Че-ловека к первичным основам духовности и жизнелюбия, основанной на любви и Именно здесь формируемая личность получает подлинную защищённость и об истинных духовно-нравственных ценностях. В полной семье, где по жизни идут рука об руку, мать является хранительницей семейного очага, материнства и женственности, отец — защитником и опорой, дети окружены и заботой. Взаимоотношения между родителями играют осново-полагающую формировании личностных качеств ребёнка. Семья может выступать в каче-стве как позитивного, так и негативного фактора. Положительное воздействие на лич-ность ребёнка заключается в том, что никто, кроме близких людей не относится к ребёнку лучше, не любит и столько не заботится о с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести вреда духовно-нравственному воспитанию детей, сколько это может сделать

Многие родители не осознают полноценного значения того, что именно в детстве происходит становление социальных норм, моральных требований и : образцов, основан-ных на подражании детей родителям. Здесь на помощь дошкольников приходят педагоги дошкольных образовательных учреждений. Перед педагогами ДОУ встаёт необходимо довести до сознания родителей, что очередь в семье формируются, сохраняются и пере-даются нравственные и ценности и обычаи, созданные многочисленными предками. Вос-питание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и взаимодействия семьи и ДОУ. Опираясь на эмоциональную отзывчивость дошкольников, их впечатлительность, воображения, стремлению к подражательности, педагоги воспитывают у детей качества: заботливость, внимательность, доброжелательность На основе этого я дружба, товарищество, чувство коллективизма, что в свою очередь приводит к воспитанию вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к совершению добра и неприятие зла.

Логичное продолжение работы в семьях воспитанников по данному направлению наблюдается в дошкольных образовательных учреждениях. Познавательная активность детей дошкольного возраста не прекращается в течение всего периода нахождения ребён-ка в детском саду, и строиться как во время организованной, так во время и самостоятель-ной деятельности детей. Особенности детей дошкольного возраста таковы, что непосред-ственно образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от возрастной категории до-школьников, планируется от 10 минут у детей младшего дошкольного возраста до 30 ми-нут у детей старшего дошкольного возраста. В течение этого временного отрезка ребенок включён в организованную образовательную деятельность, когда педагог в доступной игровой форме доносит до детей предполагаемую образовательную и воспитательную информацию. Дошкольники без принуждения и с большим удовольствием заучивают наизусть тексты песен и стихотворений, выполняют различные творческие задания, обыг-рывают проблемные ситуации во время проведения сюжетно — ролевых и театрализован-ных игр.

Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность:

1. непосредственно образовательную деятельность (НОД),

4. обыгрывание и придумывание различных игровых ситуаций,

5. тематические встречи,

6. трудовые поручения,

7. чтение художественной литературы,

8. самостоятельную детскую деятельность:

9. игры по интересам,

10. самостоятельную продуктивную, познавательную, трудовую, музыкальную де-ятельность.

В настоящее время наблюдается тенденция к продолжению воссоздания правого общества с высокой культурой отношений между людьми, которые определяются высо-конравственной социальной справедливостью, совестью и справедливостью, когда от нас с Вами — взрослых зависит духовное и нравственное становление личности ребенка.

К большому сожалению, мы не можем отрицать того факта, что в настоящее время, наблюдается тенденция ослабленного внимания со стороны родителей в выборе игровых сюжетов и подражания различным персонажам зарубежной анимации Находясь рядом с родителями, дети зачастую предоставлены сами себе. Малышам позволяется не только самостоятельно выходить на прогулку, но и, находясь рядом со стоящей мамой, изобра-жать персонажей различных мультипликационных «страшилок», зачастую носящих низ-конравственное и низкоморальное содержание.

Нет смысла перечислять все беды, которые порождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты тра-диций, морали, совести, преобладания негативных качеств ни одно государство не оста-нется в выигрыше, не станет крепким и процветающим.

В поиске духовного возрождения России особенно актуально воспитание духов-ных, образованных и высоконравственных граждан, обеспечивающих духовно- нрав-ственный компонент в содержании образования.

Все направления современного дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие напрямую перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников.

В семье, как социальном институте детства, необходимо развивать духовные тра-диции. Это способствует формированию позитивных представлений о семейных традициях и ценностях. На родителей возлагается обязанность быть любящими, терпеливыми и снисходительными к детским шалостям.

Семейное воспитание — это последовательная и систематическая деятельность всех членов семьи и общества по формированию духовно-нравственных ценностей при подго-товке детей к самостоятельной взрослой жизни, воспитанию полноценных и адекватных сограждан современного общества.

Дошкольное образовательное учреждение в настоящее время призвано решить за-дачу исторического масштаба- выполнить просветительскую миссию, от которой зависит будущее нашей страны. А путь этот лежит через образовательное пространство – плодо-родное «поле», которое гармонично объединяет различные области, помогающие каждо-му ребенку открыть для себя прекрасный добрый мир. И главные «игроки» на этом «поле» — дети, их родители, педагоги, которые вместе играют и развиваются, делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества – деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь самоизменения, саморазвития и самообразования – успешной самореализации в настоящем и будущем.

Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной, семейных традиций помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоин-ства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою се-мью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культу-ры поведения и семейных традиций возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание в семье»

Анна Белюнис
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание в семье»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция.

В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями.

Все большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха («С любимыми не расставайтесь!»). Наилучшая школа жизни — разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Существует много литературы по воспитанию детей, о взаимоотношениях в семье молодого и старшего поколения и много еще разной литературы. Думаю каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. А еще в семье должны бытовать традиции, которые мои дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Начните с малого — чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, навряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день, так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим. Например, сказка про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом волшебница принесла ему мыло со вкусом персика, и он стал чистым и друзья, вновь вернулись. Вариантов сотни! Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына, когда на 18-илетие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве — это настоящий «золотой» подарок.

А еще семейные традиции и ритуалы:

— позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: «при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено;

— дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

— настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день – праздник»;

— создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

— позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;

традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка.

У некоторых семей нет своих семейных традиций и семейных праздников. Не следует ссылаться только на острый дефицит времени. Эта причина поверхностная, истина намного проще и печальней: вероятно, этим людям не о чем говорить между собой, им в тягость видеть часто родные лица. И это симптом тяжелого функционального нарушения в жизни дома. Такой дом совсем не прочен.

Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?

Вместо привычных «привет-пока» дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым «кодовым» словом, понятным только «своим»! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день.

Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.

Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев.

Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое «коронное блюдо», которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим и… очень вкусно пахнет!

Можете организовать и праздники «национальной» кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или… пить из блюдца.

Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это… действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье «было не принято отмечать дни рождения». Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения!

А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему потом вспомнить свое детство.

Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно «ваше» и приносит радость всем членам семьи.

Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, — передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

Желаем вам уюта и тепла в вашем доме!

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Ознакомление дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры в СП ГБОУ СОШ №3 г. о. Октябрьск «Детский сад №5».

Духовно-нравственное воспитание в семье через чтение, как основа формирования личности Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Россия, Родина, родной край эти слова знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова.

Консультация для родителей «Нравственное-патриотическое воспитание детей в старшей группе» Нравственно – патриотическое воспитание детей одно из основных задач дошкольного образования. Первым университетом нравственно патриотического.

Консультация для родителей «О воспитание в семье» Воспитание представляется нам сложным и трудным делом до тех пор. пока мы хотим,не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы.

Консультация для родителей. Воспитание детей в многодетной семье Создание комфортного самочувствия всех детей в многодетном семейном коллективе – серьезная педагогическая и творческая задача для родителей.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание в рамках работы учителя-дефектолога» Духовно-нравственное воспитание в рамках работы учителя-дефектолога При изучении программного материала образовательные и коррекционные.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье» Многие родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, объясняя тем, что их ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Но.

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье» Цель: • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Задачи: • Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Анжелика Горовенко
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Консультация для родителей

Уважаемые родители!

«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание —

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

перед другими людьми».

Свое выступление я хочу начать со слов В. А. Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». Россия, Родина, родной край. … До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна. В современном мире сложилась такая ситуация, что молодёжь потеряла интерес к культуре и не интересуется своими истоками. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В заключение хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, — все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, — можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

«Что такое счастье?» (размышления о жизни, видеоролик «Счастье — это наши дети!») «Счастье – это мягкие, тёплые ладошки! За диваном – фантики, на диване – крошки! Что такое счастье? – проще не ответить: Счастье есть у.

Мой первый день в детском саду «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши.

Консультация на тему:
Консультация для родителей и воспитателей «Духовно — нравственное воспитание в детском саду»

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование

твердой и свободной воли.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по — особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников — это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура — одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — так же в дошкольном возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Особенность существующих программ Православия в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая) , что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

— познакомить детей с культурой Православия;

— развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

— возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

— упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

— способствовать всестороннему развитию личности.

3. Цель воспитания:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти — довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  4. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  5. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
  1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой или кружковой деятельности детского сада.
  2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

5. Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:

— устойчивость навыков поведения;

— сформированность основ ценностных сфер личности;

— стабильность психического развития;

— целостность восприятия мира;

— воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

— формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

— развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и воспитателей «Духовно-нравственное воспитание в детском саду».

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особе.

Данная консультация поможет родителям понять для чего необходимо духовно-нраственное воспитание дошкольников, Каковы азы православной культуры в детском саду. Как вести себя родителям и как прав.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится.

Консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по средствам семьи и педагогов дошкольных организаций.

О важности правильной адаптации воспитанника к условиям ДОУ.

Консультация (старшая группа) по теме:
Консультация для родителей: духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  • Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
  • Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  • Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

В течение года знакомлю детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомлю с волшебными

сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь — ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их. Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

сформированность основ ценностных сфер личности;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Смотрите еще:

  • Как правильно составить досудебную претензию в страховую компанию Как правильно написать досудебную претензию в страховую компанию? Здравствуйте, подскажите что писать в досудебной претензии к страховой компании по полису осаго Ответы юристов […]
  • Иск об алиментах на второго ребенка Составляем исковое заявление о взыскании алиментов по образцу Расставшиеся родители оба заинтересованы в том, чтобы их дети были нормально обеспечены, ухожены, и понимают, что вопрос […]
  • Адвокат на петровско разумовской Адвокат, юрист метро Петровско-Разумовская – юридическая консультация, услуги по семейным, уголовным, жилищным делам Подробные цены на юридические услуги адвоката, юриста метро […]
  • Обязать заключить договор купли продажи Определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04 мая 2012 г. по делу N 33-1396/2012 (ключевые темы: предварительный договор - нежилые помещения - […]
  • Покупка дома в краснодаре с фото без посредников Продажа домов без посредников в Краснодаре Вчера 19:30 | Продажа дома от собственника в Краснодаре улица 5-ая Викторианская Жилой дом, 90 кв.м., 3 сот. Газ, отдельный выезд на федеральную […]
  • Какие документы необходимы на лишение родительских прав Документы на лишение родительских прав матери. Документы на лишение прав матери – это те доказательства, которые обязательно нужно прилагать к иску для обоснования завяленных вами […]
  • Минусы продажи авто по доверенности Продажа автомобиля по доверенности – стоит ли овчинка выделки? Из-за сравнительно высокой стоимости и длительности процедуры снятия с учета, купли-продажи и постановки на учет автомобиля, […]
  • Защита вашего права Юридическая фирма "Защита Ваших Прав" Наша юридическая фирма работает на рынке юридических услуг более 15 лет, преимущественно в сфере обслуживания бизнеса и представления интересов в […]
admin

Обсуждение закрыто.