Страховая выплата при дтп в общественном транспорте

Страховая выплата при дтп в общественном транспорте

Содержание статьи:

Как получить страховку в результате травмы в общественном транспорте

Поделиться в социальных сетях:

Как получить деньги за травму в общественном транспорте

В результате аварии с участием КАМАЗа и пассажирского автобуса в Новой Москве 18 человек погибли и 45 были госпитализированы. Могут ли пострадавшие и их родственники рассчитывать на страховые выплаты, и как вообще действовать в случае травмы, полученной в общественном транспорте – в материале M24.ru.

Порядок получения страховых выплат регламентируется вступившим в силу 1 января 2013 года законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Каждый пассажир метро, автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутки автоматически страхуется на время поездки.

Есть ли разница между страхованием пассажиров автобуса и маршрутки и на какие выплаты они могут рассчитывать?

Особенности страхования в общественном транспорте

Количество перевозчиков, которые застраховали своих пассажиров, составляет 500 тысяч. Максимальная сумма страховки, предусмотренная законом, составляет 2 миллиона рублей.

Компенсации предусмотрены как за тяжелые травмы и гибель пассажира (в этом случае страховые выплаты получают его близкие), так и за вред здоровью средней тяжести и даже обычные ссадины и синяки.

Действие закона распространяется на все виды общественного транспорта – автобусы, троллейбусы, маршрутки, трамваи. Если пассажир пострадал в результате аварии, он может претендовать на страховое возмещение. Причем, если компания, осуществляющая перевозки, не страховала своих пассажиров, компенсацию платить ей все равно придется – из собственного бюджета. Отказ от выплат компенсации чреват потерей лицензии на перевозки.

Кроме того, за отсутствие страхового полиса перевозчикам грозят штрафы. Юридических лиц могут оштрафовать на сумму от 0,5 до 1 миллиона рублей, а должностных – от 40 до 50 тысяч рублей.
Перевозчик должен в обязательном порядке проинформировать пассажиров о том, с какой страховой компанией у него заключен договор. Объявление, в котором обязательно должен быть указан номер договора и реквизиты компании, может быть размещено как в салоне автобуса, так и на официальном сайте компании.

В метрополитене порядок страхования ответственности несколько иной. Московское метро не платит обязательные страховые взносы, поэтому за травмы пассажиров будет платить из собственной прибыли.
Правда, это касается только травм, полученных в вагонах метро. Если пассажир получил травму на эскалаторе (а львиная доля травм в метро – это падения на эскалаторах), то компенсацию он получит только в случае вины метрополитена в происшествии. Пассажир, нарушивший правила поведения на эскалаторе, рассчитывать на выплату компенсации не может.

Пассажиры такси получат выплаты только по полису ОСАГО, так как такси не подпадают под действие закона. Максимальная сумма компенсации в этом случае – 400 тысяч рублей.

Вы получили травму – куда обращаться?

Если вы получили травму во время поездки в общественном транспорте, то следует взять у водителя или в офисе компании-перевозчика акт о нанесении вреда жизни и здоровью пассажира. После обращения в страховую компанию пассажира, получившего травму, отправят на прохождение экспертизы, которая установит степень тяжести нанесенного здоровью вреда.

Пострадавшим в авариях на транспорте начали выплачивать компенсации

Чтобы получить выплату, необходимо собрать документы – чеки на покупку лекарств, справку об аварии и справку из больницы о наличии травм и повреждений. Не стоит забывать и о том, что страховой компании необходимо будет получить подтверждение о том, что пострадавший действительно был пассажиром того транспортного средства, которое попало в ДТП. Таким образом, понадобятся как минимум билеты на проезд, а желательно еще и предоставить данные свидетелей аварии.

После того как все документы собраны, нужно обратиться в страховую компанию перевозчика.

Сроки обращения за денежными выплатами законом не ограничены.

На какую компенсацию вы можете рассчитывать?

Максимальный размер компенсации составляет 2 миллиона рублей, которые выплачиваются родственникам погибшего в аварии.

Пассажирам общественного транспорта будут платить за полученные травмы

Впрочем, на максимальную компенсацию могут рассчитывать не только родственники погибших. 2 миллиона рублей получат также люди, которые в результате аварии стали инвалидами I группы, а также родители детей, ставших инвалидами после ДТП.

Вообще, размер компенсации за полученную в результате аварии инвалидность строго определен законом. Пассажиры, которые после ДТП стали инвалидами II группы могут рассчитывать на выплату в размере 1,4 миллиона рублей, а инвалидам III группы полагается компенсация в 1 миллион рублей.

Кроме того, за тяжкий вред здоровью пассажиры могут получить около миллиона рублей, за вред здоровью средней тяжести – 246,5 тысяч рублей, а за синяки и ссадины – 51 тысячу рублей.

Страхование пассажиров общественного транспорта

Начиная с 2013 года, каждый находящийся в общественном транспорте может, не беспокоиться о получении травм или испорченном багаже, потому что с 01.01.2013 вступил в действие специальный закон.

Это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 года с внесенными изменениями.

На каких типах транспорта действует страховка для пассажиров?

Нормативный документ говорит, что страхование пассажиров это обязательное условие для предоставления услуг по перевозке людей на всех видах транспорта, за исключением автомобильного такси.

Люди, пользующиеся услугами такси, не должны беспокоиться о своей безопасности. Касательно легкового такси, ответственность перевозчика регулируется другими законами, одним из которых выступает Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если человек пострадал вовремя поездки в метро, то и в этом варианте перевозчик обязуется оплатить ущерб.

Если пассажир получил повреждения, а страховки не имеется, транспортная компания должна самостоятельно уладить этот вопрос с пострадавшим. Однако, пассажиры должны понимать, что страховка выплачивается только в том случае, если они пострадали в вагоне метрополитена.

Страхование пассажиров автобусов сегодня особенно актуально. Часто при поездках люди получают повреждения в авариях и требуют помощи в лечении.

На страховом рынке представляют услугу страхование пассажиров общественного транспорта приблизительно шестьдесят организаций. Отдельно тратить деньги на специальный полис, пассажирам не нужно, потому что страховка оплачивается автоматически при покупке билета.

Если страховки у перевозчика нет, и документально он не отвечает за безопасность пассажиров, то его лишат лицензии и наложат штраф, досягающий 1 млн. рублей.

Сумма, на которую застрахованы пассажиры, пребывающие в общественном транспорте

Тарифы совершенно разные для разных видов транспорта. Самая большая стоимость на морском и колеблется она от 22,48 рублей до 45,25 рублей. Самые дешевые страховки у пригородных поездов, их размер становит 0,07-0,15 рублей.

Выплаты от страховщиков осуществляются человеку, получившему травмы, либо его родным. Все выплаты проводятся только после того, как было доказано, что смерть или телесные повреждения пассажира произошли в поездке на автобусе, поезде, самолете или другом виде общественного транспорта.

Размеры компенсации пострадавшим

Суммы, которые возмещаются пассажирам действительно внушительные. Мы перечислим только некоторые из них:

Обычный ушиб оценивается в 200 рублей;

Сотрясение мозга – 60 000 рублей;

Перелом ноги – 240 000 рублей;

Потеря ребенка при беременности – 1 000 000 рублей.

Если человек погиб при поездке, то его родственникам должны выплатить компенсацию в размере 2 000 000 рублей. Эта же сумма выплачивается пострадавшим, которые после аварии получили I группу инвалидности, или чьи дети стали инвалидами.

Помимо этого, компания должна заплатить и за имущество пассажиров, которое также было повреждено.

Документы подтверждающие страховой случай

Основным документом, подтверждающим, что человек был пассажиром транспорта, который попал в аварию, является проездной билет. Поэтому не нужно спешить выбрасывать или мять билет, пока вы не вышли из автобуса или другого транспортного средства.

На таком билете указаны цифры, по которым можно узнать все сведения о перевозчике. Если же этот документ был утерян, страховая компания может использовать другие подтверждающие факт, того, что травмы пострадавшим были получены в транспортном средстве. К примеру, таким доказательством выступает видеонаблюдение.

Страховщик в любом случае выплатит ущерб, но только после того, как проверит все факты аварии.

Куда идти и к кому обращаться при получении травм вследствие ДТП?

После аварии пострадавшим пассажирам стоит обратиться непосредственно к водителю транспортного средства. При наступлении это первый человек, который должен вызвать медицинских работников и правоохранительные органы.

Также водитель должен предоставить пассажиру акт, в котором будет указано, что он получил травмы при поездке. А еще он даст необходимую информацию и контактные телефоны страховой компании, которая возьмет на себя все расходы за лечение.

Обратиться в страховую организацию за получением возмещения можно, когда появится удобный момент. Точно регламентированного срока нет.

Чтобы получить компенсацию, пострадавшему стоит написать заявление на имя страховой компании. К такому заявлению необходимо прикрепить медицинский документ, с указанным диагнозом и полученными травмами.

Не будут лишними и документы, подтверждающие покупку лекарств и проведения лечения. Может быть, понадобиться найти и очевидцев, которые смогут засвидетельствовать, что травмы пострадавшего были действительно получены в ДТП.

Человек, обратившийся к страховщику, должен быть готов к тому, что ему придется пройти экспертизу. Делается это, чтобы установить степень повреждений.

Если у перевозчика нет страховки, это не означает, что пострадавший не сможет получить компенсации. В этом случае транспортная компания из собственных средств должна выплатить ущерб.

Если пострадавшему отвечают отказом на его требование, он может смело обращаться в службу транспортного надзора. По причине отказа в выплате ущерба перевозчик может потерять лицензию и больше не сможет заниматься своей деятельностью.

Юрист рассказывает о тонкостях страхования пассажиров

Как получить компенсацию при ДТП в общественном транспорте

Автомобильные аварии происходят ежедневно, за прошедший месяц в Люберцах в ДТП пострадали десять человек. Пассажиры маршруток и автобусов тоже не застрахованы от неудачных поездок. Читайте в материале «РИАМО в Люберцах», куда обращаться после ДТП в общественном транспорте и как получить компенсацию за травму.

Закон на стороне пассажиров

Попасть в ДТП может каждый, в том числе пассажиры маршруток и автобусов. В 2013 году был принят федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Согласно этому документу, пассажиры любого общественного транспорта – а не только метро – могут рассчитывать на страховые выплаты.

Выплаты зависят от тяжести и степени травм. Суммы варьируются от 2 тысяч рублей в случае царапин, ушибов и мелких порезов до 2 миллионов рублей за гибель пассажира. За перелом конечностей могут выплатить от 60 до 300 тысяч рублей, за перелом позвоночника – до 200 тысяч рублей.

Также транспортная или страховая компания обязана выплатить компенсацию в случае повреждения дорогостоящего багажа. Выплаты могут достигать 23 тысяч рублей.

Важный момент: не обязательно сначала лечиться и только после этого собирать справки и обращаться за компенсацией. Это можно сделать и до начала лечения, главное – собрать необходимые документы.

Как подать заявление на компенсацию

Доказать присутствие

Первое, что необходимо сделать для подачи заявления на компенсацию ущерба, – доказать, что в момент ДТП вы находились в маршрутке или автобусе. По сути, как только пассажир садится в транспортное средство, он заключает договор о своем страховании. Однако автобусы и маршрутки не оснащены видеокамерами, поэтому в случае аварии могут потребоваться дополнительные доказательства.

После аварии водитель обязан вызвать ГИБДД, а при наличии пострадавших – скорую помощь. Когда сотрудники правоохранительных органов подъедут, нужно проследить, чтобы данные пострадавшего фигурировали в протоколе.

Если водитель не вызывает ГИБДД и скорую, нужно как можно быстрее зафиксировать все данные: фамилию и регистрационный номер водителя, номер маршрута, наименование и контакты компании-перевозчика. Это важно, так как водитель может скрыться с места ДТП. Также нужно записать фамилии и контактные данные очевидцев аварии.

Ошибка многих пассажиров состоит в том, что они не могут доказать свое присутствие в момент ДТП. Поэтому стоит сохранять проездной билет или чек, который выдает кондуктор после оплаты проезда, а также не лениться отрывать контрольный билет в маршрутке.

Кроме того, стоит найти нескольких свидетелей – к примеру, других пассажиров или водителей автомобилей, которые проезжали мимо и были свидетелями ДТП. Их показания пригодятся в будущем – в том числе, если дело дойдет до судебного разбирательства.

Выяснить страховщика

Далее нужно выяснить, какая организация страхует транспортную компанию. Копия сертификата о страховании должна висеть в каждой маршрутке или автобусе. Там указаны название страховщика и номер договора страхования.

Если известен регистрационный номер автобуса или маршрутного такси, то можно обратиться на сайт Национального союза страховщиков ответственности и найти там данные страховой компании.

Еще один вариант – обратиться непосредственно в транспортную компанию, чтобы выяснить компанию-страховщика. Если безопасность пассажиров застрахована, то перевозчик сообщит контактные данные страховщика.

Если вдруг оказалось, что у маршрутки или автобуса нет страховки, то по закону перевозчик обязан выплатить все компенсации самостоятельно по решению суда.

Написать заявление

Наконец, нужно написать заявление в страховую компанию, с которой перевозчик заключил контракт. В нем нужно описать обстоятельства ДТП, сообщить об ущербе и потребовать выплатить компенсацию.

К заявлению следует приложить выданную ГИБДД справку о ДТП. Также подойдет документ о произошедшем событии и его обстоятельствах, который должна выдать компания-перевозчик. Также понадобится медицинская справка о вреде здоровью, о характере и степени повреждений.

Если пострадавший не способен сам подать заявление, это может сделать доверенное лицо. Если при аварии кто-то погиб, то вместо справки о вреде здоровью родственники погибшего должны приложить к заявлению заключение о смерти и справку, доказывающую родство с пассажиром.

С пакетом документов нужно обратиться в страховую компанию или компанию-перевозчик. В этом поможет реестр муниципальных маршрутов городского округа Люберцы.

Если страховщик или компания-перевозчик отказываются выплачивать компенсацию и не хотят мирно решать этот вопрос, нужно жаловаться в прокуратуру и обращаться в суд.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Как получить страховку пассажиру общественного транспорта

Каждый день десятки тысяч самарцев пользуются услугами общественного транспорта. И к сожалению, никто не застрахован от того, что автобус или трамвай может попасть в ДТП. В этом случае следует знать, что по закону перевозчик обязан застраховать жизнь, здоровье и даже багаж своих пассажиров. Узнаем, как получить страховку.

На время поездки застрахован каждый

В Самарской области, по данным Госавтоинспекции МВД России, в 2015 году было зарегистрировано 252 аварии с участием городского наземного транспорта. В этих ДТП получили травмы 280 пассажиров. Самым травмоопасным видом транспорта стали автобусы, с ними произошло 211 аварий за год. По сравнению с 2014 годом этот показатель вырос на 6,6%. С участием троллейбусов в области произошло 15 ДТП, с участием трамваев – 26.

Приведенные цифры статистики говорят о том, что риск получить серьезную травму во время поездки на общественном транспорте довольно высок. И вполне естественно, что у многих пассажиров возникает вопрос: могут ли они получить компенсацию на восстановление здоровья? Ответ на него положительный: здоровье и жизнь, а также имущество пассажиров любого общественного транспорта застрахованы, и это требование закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» (сокращенно ОСГОП). Он действует в России с 2013 года и распространяется на всех перевозчиков, кроме легкового такси. Права этих пассажиров и ответственность перевозчика регулирует Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

«Согласно этому закону, перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров, – поясняет директор Самарского филиала Согаз Д.Д. Джураева. – Осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована, запрещено. Пассажиры, пострадавшие в результате аварий на транспорте, имеют право на страховые выплаты. При этом если перевозчик не заключил договор ОСГОП, то он обязан возместить вред жизни, здоровью и имуществу пассажиров в таких же размерах за счет собственных средств».

Что будет страховым случаем?

По закону в страховое покрытие входит не только возмещение ущерба, полученного в результате ДТП. На выплаты могут рассчитывать и пассажиры, получившие травмы во время движения или из-за резкого торможения, при посадке или высадке из транспорта.

По словам заместителя директора по корпоративному страхованию филиала компании «Росгосстрах» в Самарской области А.В. Ласкевича, чтобы событие стало страховым, необходимо сразу же сообщать о происшествии водителю. «Сейчас практически на всех видах транспорта есть видеорегистраторы, позволяющие зафиксировать факт причинения вреда пассажиру и избежать случаев мошенничества, — поясняет эксперт. — Но ответственность наступает независимо от вины водителя. Отказать в выплате страховая компания вправе в том случае, если пассажир в пути нарушал правила проезда в общественном транспорте. При этом стоит знать, что в метро страховыми будут считаться только травмы, полученные в вагоне электропоезда. Также ОСГОП не распространяется на международные рейсы, пригородное сообщение и переправы».

Размер выплаты

Размер страховых выплат утвержден действующим законодательством. Страховая компания обязана заплатить компенсацию пострадавшему или его родственникам. Эта выплата одноразовая, и в ней учитывается характер и тяжесть понесенного ущерба. Как поясняет директор СПАО «Ингосстрах» в Самарской области Т.Н. Зимина, компенсации составляют не менее 2,025 млн рублей на случай гибели пассажира, до 2 млн рублей на случай причинения вреда здоровью пассажира (в зависимости от степени тяжести повреждений) и 23 тыс. рублей на случай причинения вреда имуществу. Для определения тяжести и характера повреждений страховые компании пользуются справочниками, утвержденными государством. Так, например, в случае сотрясения мозга пострадавший может получить компенсацию в 60 тыс. рублей. Сумма в 2 миллиона выплачивается при получении пострадавшим в случае аварии инвалидности I группы и родителям детей, ставших таким образом инвалидами.

Как получить компенсацию

Чтобы получить денежную выплату, пострадавшему в ДТП либо его родственникам необходимо предоставить в страховую компанию пакет документов. Информация о компании-страховщике обычно размещена в салоне автобуса или маршрутного такси, а также на сайте компании-перевозчика.

«В случае аварии главным документом пассажира, подтверждающим получение травм на транспорте, является обычный пассажирский билет, — комментирует А. Ласкевич. — Поэтому его нужно сохранять до конца поездки. Дело в том, что, во-первых, билет подтверждает факт проезда на данном транспорте. Во-вторых, на нем имеется уникальный набор цифр, по которому можно узнать всю информацию о транспортной организации. Если все же билет был утерян, страховая компания может привлечь в качестве подтверждающего свидетельства данные видеонаблюдения».

При наступлении страхового случая эксперт советует действовать следующим образом: в случае ДТП пассажиры должны обратиться к водителю. Он обязан вызвать скорую помощь и ГИБДД. Кроме того, он должен предоставить акт о нанесении вреда жизни и здоровью и предоставить информацию о страховой компании, которая оплатит лечение. Далее для получения выплаты необходимо подать в письменном виде заявление в страховую компанию, а также медицинскую справку, в которой указан точный диагноз и зафиксировано наличие травм и других повреждений. Пригодятся также чеки, подтверждающие приобретение лекарств, и документы, подтверждающие прохождение лечения, копии листов нетрудоспособности. Возможно, необходимо будет найти свидетелей аварии, которые подтвердят факт получения повреждений.

Также понадобятся справка из ГИБДД о факте аварии с обязательным приложением в виде списка потерпевших, справка из полиции об отказе/возбуждении уголовного дела.

А.В. Ласкевич, заместитель директора по корпоративному страхованию филиала компании «Росгосстрах» в Самарской области:

— Отсутствие страховки у перевозчика не означает, что он не должен будет выплатить такую же сумму компенсации пострадавшим в ДТП. Только в этом случае выплаты пассажиру производятся за счет собственных средств транспортной компании. Если перевозчик отказывается платить, пострадавшему нужно обращаться в службу транспортного надзора. За отказ от выплаты страховой компенсации компания, занимающаяся перевозкой пассажиров, может потерять лицензию на осуществление данной деятельности.

При обращении в страховую компанию пассажиру придется пройти экспертизу, которая установит степень тяжести травмы. За денежной компенсацией можно обращаться в любое время, ограничений по срокам нет.

Страхование пассажиров на транспорте и смерть в ДТП

Маршрутка — популярное средство передвижения. Раньше, когда весь общественный транспорт был государственным, работала система контроля и допуска. Износ резины, водительский стаж, техническое состояние автобуса и медицинское водителя перед выходом в рейс проверялись специальными людьми.

Теперь, садясь в разбитую маршрутку, понимаешь: гарантий нет. Если неопытный водитель не справится с управлением на заснеженной трассе, какое возмещение получит пассажир?

Страхование пассажиров.

В 1996 году Кабмин Украины принял «Положение об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте». Для всех видов транспорта страхование пассажира стало обязательным. Перевозчик обязан застраховать не только пассажиров, но и находящихся в транспорте работников, – водителей, кондукторов, проводников, и машинистов.

Это не касается местного транспорта. Т.е. пассажиры трамваев, троллейбусов, и городских маршруток не застрахованы в обязательном порядке.

Кто платит за страховку пассажира?

Договор со страховой компанией обязательно заключает перевозчик. Полис входит в пакет разрешительных документов. Перечисляет страховщику деньги тоже перевозчик. Стоимость страховки включается в цену билета. Значит, в конечном итоге за страхование от ДТП платит сам пассажир.

Получается так: один (перевозчик) самостоятельно выбирает компанию и заключает договор страхования, а другой (пассажир) принудительно за это платит. Права выбора у пассажира нет, но это не худшее.

Пассажиры городских маршруток, как и попутчики BLA-BLA-CAR, не застрахованы нигде.

Что заплатят родственникам за смерть или увечье пассажира в ДТП?

Если пассажиру выдали легальный билет (а значит, он официально застрахован), выплата при смертельном исходе ДТП составит 100% страховой суммы. Т.е. семья погибшего получит 102 000 гривен.

Если из-за аварии пассажир стал инвалидом 1-й группы, страховая компания выплатит ему 90% от страховой суммы, т.е. 91,8 тыс.грн.

Много это или мало? Для ответа на этот вопрос цифры нужно с чем-то сравнить.

С чем можно сопоставить выплату по страховке пассажира от ДТП в Украине?

Неполученный доход: 30-летний парень попадает в аварию, и теряет трудоспособность. Если до аварии он получал 5 тыс.грн. в месяц, то до 60 лет (т.е. пенсионного возраста) он мог бы заработать 5тыс. х 12 мес. х 30 лет = 1 млн. 800 тыс.грн. Теперь он инвалид, и работать не сможет.

Первая группа инвалидности требует специального постороннего ухода. Оценим затраты на сиделку (3 тыс.х12х30), добавим расходы на лекарства, медицинские приспособления, приплюсуем курсы реабилитации (5-8 тыс. ежегодно).

Инвалидности 2-й (страховая выплата 76500 грн.) и 3-й групп (страховая выплата 51 000 грн) тоже требуют денежных затрат.

И еще. Работающий человек мог оформить себе накопительную страховку, и уже в 50 лет получать дополнительную пенсию, минимум 4 тыс. гривен ежемесячно. Теперь ее нет.

Сюда можно добавить потенциальные убытки, например, неполученное высшее образование для детей, и т.п.

Обязательное страхование пассажиров на транспорте и выплата при аварии в Европе.

Сравним размер выплат в Украине с цивилизованными стандартами. Например, в странах Евросоюза выплата по страховке в случае смерти пассажира при ДТП составляет от 1 млн Евро.

Украина уже начала движение в этом направлении. В конце прошлого года в ВР подан проект Закона, в котором обязательное страхование пассажира на транспорте заменено страхованием финансовой ответственности перевозчика. Выплаты по нему будут уже привязаны к европейским стандартам, — от 1,12 млн.евро.

Что же остается пассажиру городской маршрутки, если его не застраховал перевозчик в обязательном порядке?

Ответ простой — заботься о себе самостоятельно.

ОСАГО и ОСГОП: кто заплатит за здоровье пассажира?

Довольно долго пассажиры общественного транспорта, пострадавшие в дорожном происшествии, оставались один на один с проблемой восстановления подорванного здоровья. Да, в нашей стране уже давно действует система обязательного автострахования, позволяющая компенсировать такие расходы, но до недавнего времени выплаты по этой страховке были просто смешными. Все изменилось после очередного этапа реформирования обязательного автострахования: государство не только значительно увеличило лимит ответственности страховщиков по случаям вреда здоровью либо жизни, но и изменило порядок расчета размера выплаты.

Кроме того, сегодня пассажиры общественного транспорта вправе рассчитывать на возмещение по договору ОСГОП, ведь любая фирма, занимающаяся перевозкой людей, должна оформить полис обязательного страхования ответственности. Собственно говоря, перевозчиков обязали приобретать полисы ОСГОП еще в 2012 году, но пассажиры до сих пор довольно слабо осведомлены о возможности получения компенсации по этой страховке.

Всё и сразу

Получается, что сегодня у пассажира общественного транспорта есть возможность выбора вида страхования, в рамках которого будет осуществлена выплата за вред здоровью. У наиболее пытливых автолюбителей и пешеходов может возникнуть вопрос: а можно ли одновременно получить выплату по обеим упомянутым страховкам? Сосуществование этих видов страховых услуг продолжается сравнительно недолго, потому вряд ли удастся легко найти ответ на этот вопрос в интернете.

Примечательно, что этот вопрос ставит в тупик даже некоторых опытных выплатников, имеющих солидный стаж работы в сфере автострахования. Потому стоит поискать ответ в действующем законодательстве, в частности, в одном из основополагающих документов – Гражданском кодексе. Однако для начала нужно разобраться, когда пострадавший пассажир коммерческого транспорта вправе получить выплату по «автогражданке», а когда может обратиться за возмещением по обязательной страховке ответственности перевозчика.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Обязательная автостраховка

Введенная государством система страхования ответственности автовладельцев существует больше десяти лет. Именно поэтому большинство граждан четкое знает, когда нужно обращаться за выплатой по этой страховке. Возмещение ущерба имуществу или вреда здоровью ложится на плечи виновника аварии, а вернее на его страховщика. Выплату по этой страховке в части возмещения за травмы может получить любой гражданин, не являющийся виновником ДТП.

Кстати, существующая судебная практика показывает, что если пострадавший пассажир ехал не в машине виновника дорожного происшествия, то он может получить выплату сразу по двум полисам ОСАГО : своего водителя и автомобилиста, виноватого в аварии. Конечно, на первый взгляд это несколько странно. Однако не стоит забывать, что автотранспортное средство является источником повышенной опасности. Соответственно, его владелец должен возмещать вред здоровью своих пассажиров даже если дорожное происшествие произошло вследствие действий другого водителя (судебная практика ).

Ответственность фирмы-перевозчика

В случае с выплатой по ОСГОП все еще более запутанно. В соответствующем законе сказано, что страховщик возмещает вред здоровью либо жизни пассажира в случаях, когда тот пострадал в процессе перевозки. При этом под страховым событием подразумевается возникновение обязательств фирмы-перевозчика по возмещению вреда пострадавшему. Следует заметить, что ни в одном законодательном акте нет перечня событий, при наступлении которых у транспортной компании возникает обязательство по возмещению вреда жизни либо здоровью пассажира.

Правда, исходя из сложившейся практики, позиции государства и здравого смысла можно с уверенность заявить, что пострадавший гражданин в любом случае вправе рассчитывать на возмещение. Исключение составляют травмы, полученные вследствие воздействия радиации, военных действий, армейских маневров и гражданских волнений. Как показывает практика, государство обязывает страховщиков возмещать ущерб, даже если причиной травмы стала террористическая атака. Другими словами, у страховых компаний практически нет возможности отказать пассажиру в компенсации ущерба. Конечно в том случае, если страховщик не сможет доказать, что потерпевший гражданин целенаправленно содействовал наступлению страхового события.

Буква закона

К сожалению, в Гражданском кодексе, а именно в его 59 главе, ничего не сказано о возможности одновременного получения выплаты по «автогражданке» и по ОСГОП. Однако из статьи 1072 следует, что в случае недостаточности страховой суммы для возмещения вреда здоровью пострадавшего виновник происшествия возмещает разницу между страховой суммой и реальным размером ущерба. Из этого можно сделать вывод, что теоретически пострадавший пассажир общественного транспорта может получить выплату одновременно по обеим страховкам.

Для подтверждения данного предположения можно было бы обратиться к существующей судебной практике. Однако пока не было подобных прецедентов, получивших широкую огласку. Вероятнее всего, пострадавшие пассажиры просто не задумывались о возможности получения выплаты одновременно по ОСАГО и по ОСГОП. Это вполне понятно, ведь даже не самая существенная травма, как правило, сопровождается шоком. В таком состоянии человек в первую очередь стремится получить скорейшую медицинскую помощь, а не думает о финансовой стороне вопроса. Если обратиться к отзывам о Ингосстрахе и других крупных фирмах, становится очевидно, что пострадавший начинает размышлять о размере выплаты лишь при отсутствии возможности оплатить лечение.

Ответ очевиден

Порой даже некоторые юристы не слишком внимательно изучают раздел документа, содержащий трактовки используемых определений. Тем удивительнее, что ответ на вопрос, можно ли получить возмещение по обеим страховкам, кроется в главе «Общие положения» действующей редакции закона «Об ОСАГО». А конкретно в определении понятия «потерпевший». В соответствии с этим документом, потерпевшим не может быть гражданин, обратившийся за возмещением по ОСГОП. Кроме того, в шестой статье того же законодательного акта прямо сказано, что к страховым событиям по «автогражданке» не относятся случаи причинения вреда жизни либо здоровья пассажиров, если такой ущерб подлежит возмещению в рамках договора страхования ответственности перевозчика.

Однако нельзя забывать, что в документах ГИБДД может быть не указан факт осуществления перевозчиком коммерческого рейса. Следовательно, страховщик, к которому обратился за выплатой по ОСАГО травмированный пассажир, не всегда имеет возможность достоверно установить, есть ли у кого-либо из участников аварии полис ОСГОП. Вполне возможно, что травмированный пассажир может попытаться скрыть факт наличия у перевозившей его транспортной компании договора ОСГОП. Теоретически такой пострадавший может получить выплату и по страховке ответственности перевозчика, и по «автогражданке».

Правда, на деле такой вариант практически невозможен. Отечественные автостраховщики, особенно специализирующиеся на КАСКО , давно наладили эффективный механизм взаимодействия, позволяющий выявлять противозаконные попытки получения выплаты по страховке. Если говорить о страховании ответственности транспортной фирмы, то частью такого механизма является обмен информацией между страховыми компаниями, входящими в Национальный союз страховщиков ответственности. Для проверки наличия договора ОСГОП у конкретного транспортного предприятия страховщику достаточно направить соответствующий запрос в НССО. Если же каким-то невероятным образом травмированный гражданин сумеет получить возмещение по обеим страховкам, то его ждут серьезные неприятности. Обманутый автостраховщик непременно потребует у травмированного пассажира возврата перечисленных денег. При этом в отдельных случаях действия пострадавшего гражданина могут быть квалифицированы как страховое мошенничество.

Смотрите еще:

  • За что возвращают 13 процентов в 2018 году Имущественный налоговый вычет при покупке жилья в 2018 году: изменения, разъяснения. Имущественный вычет в 2018 году через налоговую инспекцию можно оформить только по недвижимости, […]
  • Мировой суд фз Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях […]
  • Лицевой счет квартиры в жск Законны ли действия председателя ЖСК в отношении переделки квартиры в собственность? Я, имею постоянную прописку и постоянно проживаю в служебной квартире Дом находится на балансе ЖСК. В […]
  • Муж потерял работу алименты Что делать, если бывший муж не платит алименты, перечисляет по 500 рублей? Бывший муж платил исправно алименты когда работал на железной дороге, а сейчас уволился. Завел свое хозяйство, […]
  • Письменная консультация по уголовным делам Консультации Консультации для физических лиц 1 Если длительность устной консультацией превышает 1 час, производится доплата, определяемая пропорционально затраченному времени из расчета 2 […]
  • П3 ст 218 нк рф П3 ст 218 нк рф Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемой ситуации сотрудник имеет право на получение вычета на себя в размере 500 рублей и 1000 рублей на […]
  • Статья 12 171 фз Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и […]
  • Исполнение бюджета республики башкортостан на 2014 год Отчеты о деятельности Правительства Республики Башкортостан Информация об исполнении консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 1 января 2015 года По данным Министерства […]
admin

Обсуждение закрыто.