Процент выплаты по дтп

Процент выплаты по дтп

Содержание статьи:

Страховщики пользуются юридической неграмотностью украинцев и не платят компенсации после ДТП

Эксперты советуют не гнаться за дешевизной полиса и тщательно читать договор.

В Украине страховщики отказываются выплачивать компенсации после ДТП, пишет «Сегодня».

Страховая защита на сегодняшний день существует только для идеально целых автомобилей. Так, к примеру, известен случай, когда после ДТП по всей ширине двери пострадавшей машины полосой была содрана краска. Страховая виновной стороны отказалась оплатить покраску, ссылаясь на то, что она и до ДТП не была идеальной — в уголке нашлась небольшая потертость.

«В данном случае речь идет не о царапинах, а о том, что если деталь нужно было полностью красить и до убытка, то страховщик не должен возмещать стоимость покраски, поскольку выплата должна позволить вернуть имущество в состояние, в котором оно было до убытка», — пояснил начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александр Яременко.

А вот юристы считают иначе. «В данном случае СК незаконно отказала в выплате страховки, — говорит ведущий юрист МПК «УкрЮрЦентр» Кирилл Бобровный. — Чаще всего это делается, если сумма страховой выплаты небольшая. СК умышленно отказывается выплачивать страховку, надеясь на то, что страхователь не будет подавать в суд».

В случае, если страховая все-таки не возместит ущерб, требовать деньги надо у виновника ДТП, говорят эксперты. «Согласно ст. 1194 Гражданского кодекса, лицо, застраховавшее свою гражданскую ответственность, в случае недостаточности страховой выплаты обязано само доплатить потерпевшему разницу между выплатой и реальным ущербом. За возмещением стоит обращаться в суд», — отметил юрист компании «Правовая помощь» Андрей Бузинный.

Помимо отказа страховых компаний платить, встречаются и случаи, когда они попросту затягивают процесс выплаты. Как рассказала хозяйка пострадавшей в ДТП машины, она добивалась от страховой компенсации полгода, но так ничего и не получилось, и женщина махнула на все рукой.

«Это типичный пример того, что некоторые СК больше заботит сбор премий, чем реальное страхование», — говорит менеджер по коммуникациям компании «PZU Украина» Александр Мельничук. Правда, есть доля вины и самих страхователей. «Сколько водителей, покупая полис ОСАГО, выбирают страховщика по параметру надежности, а не только цены? — добавил Александр Яременко. — Часто покупают что угодно, лишь бы подешевле и бумажка для ГАИ была».

«Затягивание времени — типичное поведение страховщиков», — говорит Андрей Бузинный.

Однако, стоит отметить, что действия страховых четко регламентированы в Украине законом. Например, у СК есть только 10 дней с момента получения уведомления о ДТП для того, чтобы выяснить причины аварии и посчитать ущерб. Если же это не будет сделано, потерпевший имеет право сам выбрать эксперта. Кроме того, СК не имеет права затягивать и с выплатой компенсации — на это дается 90 дней с момента подачи заявления о страховом возмещении. «Если этого не происходит — подавайте в суд», — отмечает Бобровный.

Часто также страховые не учитывают износ деталей при выплатах по договорам гражданской ответственности. «В заблуждение может ввести соотношение понятий «стоимость восстановительного ремонта» и «стоимость материального ущерба», — говорит Кирилл Бобровный. — Стоимость восстановительного ремонта как раз и включает в себя стоимость деталей по рыночной цене на сегодняшний день, однако далее эта сумма умножается на коэффициент износа деталей (амортизация). В итоге мы получаем стоимость материального ущерба, которая всегда меньше стоимости восстановительного ремонта. А именно материальный ущерб обязана возместить СК».

По словам экспертов, чтобы обезопасить себя от проделок страховых, в первую очередь необходимо тщательно выбирать компанию. «Главный совет — тщательно выбирайте СК, — отметил Александр Мельничук. — Только на надежного страховщика можно переложить свои риски и быть уверенным в том, что он выполнит свои обязательства и вам не придется в срочном порядке искать деньги для ремонта своего или чужого авто». При выборе компании необходимо ориентироваться на ее репутацию, финансовое положение и опыт.

Также не следует гнаться за компаниями, страховые полисы которых дешевле остальных, — чаще всего так делают ненадежные компании.

И напоследок – обязательно перед подписанием договора страхования внимательно его изучить.

«При оформлении страховки обязательно ознакомьтесь со всеми пунктами договора. Если вы с чем-то не согласны, предлагайте сразу вносить изменения, исправлять опечатки или ошибки», — говорит Бобровный.

«В большинстве случаев действия СК направлены на то, чтобы под любым предлогом не выплатить страховку или выплатить ее не полностью. Чаще всего пользуются юридической неграмотностью людей и классическим способом перевода стрелок», — добавил эксперт.

Напомним, ранее сообщалось, что страховщики «блокируют» украинцам выезд за границу из-за их возраста.

Ссылаясь на износ автомобиля, страховые компании возмещают пострадавшим автовладельцам только треть от стоимости запчастей

Девять украинских страховых компаний лишились права продавать полисы «автогражданки». В черном списке оказались «Наста», «Крона», «Укргазпромполис», «Остра», «Астарта», «Лемма Сити Сервер», «ЭйЭмДжи Груп», «Провита» и «Инкомстрах». Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) в этом году исключило их из своего состава. По данным аналитической группы AUTO-Consulting, эти компании теперь смогут продавать полисы только как агенты, от имени других страховщиков. По словам экспертов, за последнее время это уже вторая «партия» участников украинского страхового рынка, больше не работающих с обязательной автостраховкой (в конце прошлого года от права страховать «автогражданку» отказались четыре компании: «Крымская», «Энергорезерв», «ИнтерЭкспресс» и «Каштан», а лицензию «Страхового капитала» еще в октябре аннулировала Нацкомфинуслуг). Кто будет рассчитываться по страховкам этих компаний и как поступать владельцам полисов, мы попросили пояснить председателя комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслава Черняховского.

«Нужно понимать, что на руках у вас вместо страховки просто бумажка»

— Вячеслав, насколько я понимаю, в черный список попали мелкие компании, у которых возникли трудности с платежами?

— Величина страховой компании вовсе не гарантия ее платежеспособности. Всем известно, что сейчас трещит по швам одна из крупнейших украинских страховых компаний, в которую уже введена временная администрация. Что касается страховщиков, лишенных права продавать «автогражданку», то большинство из них сами отказались от такой возможности. Дело в том, что раньше гарантийный взнос в фонд защиты пострадавших Моторного (транспортного) страхового бюро составлял 100 тысяч евро. Затем, в июле 2012 года, были приняты изменения в профильный закон и отчисления поэтапно подняли до 200 тысяч. А сейчас размер взноса должен быть 500 тысяч евро для каждого страховщика, то есть почти 6 миллионов гривен. Для многих небольших компаний с оборотами в несколько миллионов гривен эта сумма неподъемная. Отсутствует и экономический смысл в продолжении такой деятельности, когда размер отвлеченных средств финансовых гарантий больше годового сбора по этому виду страхования.

— То есть автовладельцам, у которых еще не закончились полисы по обязательному страхованию от этих компаний, беспокоиться нечего?

— Я считаю, что причин для беспокойства нет. Пока компании заключали договоры, особых нареканий на них не было.

— Но ведь на руках у страховых агентов, вероятно, еще остаются бланки полисов «автогражданки» от этих компаний? И агенты могут распродавать их по демпинговым ценам.

— Теоретически это возможно. Не секрет, что у нас продолжают продавать полисы компаний, которых уже несколько лет нет на рынке. Пока в Украине не появится электронный полис, это будет происходить.

— Что же делать тем, кто по незнанию купит уже формально не действующие полисы?

— Если вы купите полис после того, как у компании отозвали лицензию, то можете обратиться к страховщику, чтобы он вернул вам деньги и даже наказал нерадивого страхового агента, вплоть до исключения его из списка допущенных к работе по этому виду страхования. Но как все будет происходить на практике — вопрос. В любом случае нужно понимать, что на руках у вас просто бумажка. Если вы станете виновником ДТП, будете сами возмещать ущерб. Потому что пострадавший, безусловно, может обратиться за компенсацией в Моторное (транспортное) бюро, но затем МТСБУ обратится к вам с регрессным иском. Так что платить все равно придется. Действует или нет ваш полис, в любое время можно проверить на сайте МТСБУ в соответствующем разделе.

*Если вы купили полис несуществующей компании, то в случае ДТП ущерб потерпевшему придется платить из своего кармана

По словам Вячеслава Черняховского, кроме компаний, отказавшихся продавать полисы «автогражданки», остается немало мелких и средних страховщиков, которые все-таки смогли заплатить в фонд МТСБУ по 500 тысяч евро. Но тем самым серьезно пошатнули свое финансовое положение и теперь будут пытаться как-то компенсировать затраты. Не исключено, что путем затягивания и урезания выплат пострадавшим в ДТП. Для предотвращения такого развития событий сейчас согласованы изменения в закон об «автогражданке», чтобы взносы в фонд МТСБУ снизить до 1,5 миллиона гривен с каждой компании. Пока же страховщикам особо не приходится надеяться на рост поступлений — продажи новых автомобилей в Украине падают, автокредитование не возобновилось, а скидки за многолетнюю безаварийную езду у клиентов накопились немаленькие.

А значит, получить адекватное возмещение по обязательным автостраховкам в этом году станет еще сложнее. По словам экспертов, один из наиболее популярных способов заплатить меньше — рассчитать стоимость ремонта с учетом износа автомобиля. В некоторых случаях это позволяет страховщикам выплачивать автовладельцам лишь… треть стоимости запчастей, которые требуется заменить. К примеру, на днях в «ФАКТЫ» обратился наш читатель из Киева с просьбой помочь ему в беде. Прямо на парковке возле дома на Харьковском массиве мусоровоз серьезно помял его старенький японский автомобиль. Разбиты крышка багажника, бампер, дверь.

— В мастерской сказали, что рихтовать бесполезно, надо ставить новые, — рассказал автовладелец. — Стоимость запчастей — свыше 12 тысяч гривен. Но страховая компания согласна оплатить чуть больше 4 тысяч, так как автомобилю уже 12 лет. Мне говорят: «Ищите бампер и крыло на разборках». Был бы это «Ланос», я бы так и поступил, но у меня модель достаточно редкая для Украины, многие запчасти для нее только под заказ. И как тут поступить: судиться со страховой или требовать доплаты у виновника ДТП — компании, которая владеет злополучным мусоровозом?

«Страховая обязана оплатить нанесенный ущерб, а вовсе не ремонт автомобиля»

За советом мы обратились к адвокату компании «Страховой юрист» Денису Конюшко.

— При расчете страховой выплаты износ начисляется, когда автомобиль старше пяти лет для машин производства стран СНГ либо старше семи лет для иномарок, — пояснил юрист. — Но стоит учитывать, что независимо от возраста транспортного средства износ может применяться, если на автомобиле еще до аварии были повреждения. Причем не имеет значения, в каком месте они находятся. Это приводит к таким абсурдным ситуациям, когда для нового автомобиля страховщик насчитывает износ 10 процентов, аргументируя это тем, что на капоте есть вмятинка от каштана. Какое отношение эта вмятинка имеет к стоимости ремонта, например, разбитого заднего бампера? Логики нет. Увы, несовершенство методики товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств, утвержденной Минюстом и Фондом госимущества, дает возможность страховщику так поступать.

— Десять процентов еще ничего. Нашему читателю насчитали 70 процентов износа!

— Такое возможно, если автомобилю более 12 лет. Но вы должны учитывать, что износ насчитывается только на старые запчасти, которые будут меняться на новые. Работа по ремонту, замене и покраске в любом случае оплачивается в полном объеме.

— Можно ли требовать у виновника аварии доплату за ремонт, если страховка не покрывает его стоимости?

— Если сумма ущерба выше лимита полиса «автогражданки» (50 тысяч гривен. — Авт.), то, разумеется, можно. Если же выплата недотягивает до лимита, все сложнее. В законе нет прямой нормы, которая бы говорила, что износ можно взыскать с виновника. Но нет и прямой нормы, которая говорит, что износ нельзя взыскивать с виновника. Есть только судебная практика.

— То есть все будет зависеть от настроения судьи?

— Многое зависит от собранной доказательной базы. Пострадавшему обязательно нужно иметь на руках акт выполненных работ техстанции по восстановлению автомобиля, подтверждающий затраты. Тогда есть шанс взыскать с виновника разницу между той суммой, которую вам насчитали эксперты страховой компании, и действительно потраченными на ремонт средствами.

— Но судья может и отказать? Ведь в Гражданском кодексе указано, что пострадавшему компенсируется не стоимость ремонта, а ущерб.

— Естественно. Логика противной стороны такова: если вы ставите на свою 12-летнюю машину новые запчасти, то стоимость вашего автомобиля возрастает. Выходит, вы получаете выгоду от ремонта. Но почему эту выгоду должен оплачивать виновник ДТП?

— Слышал, что многие автовладельцы решают эту проблему так: через суд требуют у виновника аварии компенсировать разницу в товарной стоимости автомобиля до и после ДТП.

— Увы, если на автомобиль уже насчитывается износ, то речь не может идти об уменьшении его товарной стоимости в результате ДТП.

По мнению экспертов, даже если автовладельцу все-таки удастся в суде доказать, что его автомобиль в результате ДТП «утратил товарную стоимость», то «доплата» со стороны виновника будет весьма незначительной и однозначно не покроет ту сумму, которую страховая компания вычла за износ. Особенно в случае, когда речь идет о машинах старше десяти лет. Так что, отмечают эксперты, автомобилистам остается лишь ждать, когда проблема адекватного возмещения по автостраховкам будет решена на законодательном уровне.

Процент выплаты по дтп

Исполнилось полгода с тех пор, как стал работать новый механизм возмещения ущерба пострадавшим в ДТП. Основная тенденция – упрощение процедуры выплат и увеличение объемов возмещения. Как на самом деле все работает на практике, AUTO-Consulting рассказала начальник управления правового обеспечения страховой компании «Гарант-Авто», Елена Высоцкая.

Когда наступает страховой случай (ДТП), и у виновников, и у потерпевших буквально сразу появляется много вопросов. Ведь, к счастью, такие события случаются не каждый день. Лучше владеть информацией до того, как что-то случилось, а еще лучше – теоретически знать, например, как работает механизм возмещения по причинению вреда здоровью (что должен делать пострадавший, потерпевший)?; через сколько дней потерпевший получит возмещение?; какую минимальную сумму гарантировано получит потерпевший, как компенсацию за вред здоровью или его родственники?; каков размер страховой компенсации за моральный ущерб при болезни, переходе на инвалидность, смерти?; каков механизм исчисления компенсации?

На все эти вопросы читателям AUTO-Consulting и ответила Елена Высоцкая.

Согласно п.22.1 ст.22 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (далее — Закон), в случае наступления страхового случая страховая компания в пределах страховых сумм, указанных в страховом полисе, возмещает в установленном законом порядке оцененный вред, причиненный вследствие ДТП жизни, здоровью, имуществу третьих лиц.

Согласно п.23.1 ст.23 Закона, ущербом, причиненным жизни и здоровью пострадавшего в результате ДТП, являются:

— ущерб, связанный с лечением пострадавшего;
— ущерб, связанный с временной потерей пострадавшим трудоспособности;
— ущерб, связанный со стойкой потерей трудоспособности пострадавшим;
— моральный ущерб, заключающийся в физической боли и страданиях, которые потерпевший-физическое лицо получил в связи с увечьем или иным повреждением здоровья;
— ущерб, связанный со смертью потерпевшего.

То есть, после лечения, потерпевший (в случае невозможности – представитель потерпевшего) должен обратиться в страховую компанию с заявлением и подтверждающими расходы документами, за компенсацией данных затрат. Страховая компания, в пределах лимита ответственности, возместит обоснованные расходы. Что означают обоснованные расходы? Это расходы, которые документально подтверждены и связаны с восстановлением здоровья, которое было потеряно именно вследствие наступления страхового случая.

Моральный ущерб потерпевшему, здоровью которого был нанесен ущерб в результате ДТП, может быть компенсирован в размере 5 процентов страховой выплаты за ущерб, причиненный здоровью потерпевшего. Напомним, что максимальный размер компенсации морального ущерба составляет — 5000,00 грн.

Минимальный размер расходов, связанных с лечением пострадавшего, составляет 1/30 размера минимальной заработной платы в месячном размере, установленной на дату наступления страхового случая, за каждый день лечения, подтвержденный соответствующим учреждением здравоохранения, но не более 120 дней. На сегодня эта цифра составляет 38,23 грн. за каждый день лечения.

В случае смерти потерпевшего, сумма возмещения, подлежащая выплате лицам, установленным статьей 1200 Гражданского Кодекса Украины, не может превышать страховую сумму за такой ущерб. Сейчас, максимальный размер всех выплат лицам, имеющим право на получения такого возмещения, составляет 100 000 гривен.

Право на возмещение ущерба, который причинен в результате смерти потерпевшего, имеют нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении умершего.

Что касается процедуры возмещения ущерба, причиненного в результате смерти потерпевшего, то выплата производится равными частями каждому лицу, имеющему право на такое возмещение. Общий же размер выплат иждивенцам одного умершего не может быть меньше, чем 36 минимальных заработных плат в месячном размере, установленных на дату наступления страхового случая .

Выплата возмещения за моральный ущерб, причиненный в результате смерти физического лица, производится таким лицам: мужу (жене), родителям, детям . Общий размер такого возмещения этим лицам составляет 12 минимальных заработных плат в месячном размере, установленных на дату наступления страхового случая. На сегодня размер такой выплаты составляет — 13764,00 грн. В других случаях, выплата морального ущерба родственникам не предусмотрена законодательством.

Страховщик осуществляет возмещение лицу, осуществившему расходы на погребение и на сооружение надгробного памятника, при условии предоставления документов, подтверждающих такие расходы, и предъявления оригинала свидетельства о смерти. Общий размер такого возмещения не может превышать 12 минимальных заработных плат в месячном размере, установленных на дату наступления страхового случая. На сегодня размер такой выплаты составляет — 13764,00 грн.

Срок выплаты страхового возмещения предусмотрен законодательством и составляет от 15 дней с момента принятия решения о выплате до 90 дней с момента получения заявления о выплате возмещения .

Потерпевшие или родственники умерших, вследствие наступления страхового случая, должны письменно обращаться в соответствующие страховые компании. Все документы советуем предоставлять с описанием и требовать от страховой компании официального ответа о размере и сроках выплаты страхового возмещения.

Разрешение споров в судах Киева и Украины.
Страховой адвокат — если страховая компания не выплачивает
или отказала в выплате по КАСКО, ОСАГО и другим договорам

Страховой юрист

Новое на сайте

Понятия износа в обязательном страховании гражданско-правовой ответственности.

Не редки случаи, когда потерпевший, ожидая, от страховщика покрытие расходов на ремонт автомобиля после ДТП получает от него гораздо меньшую сумму, несмотря на предоставлении счета или проведены отчеты оценщиков. С целью узнать, почему полученный размер возмещения не соответствует размеру восстановительного ремонта пострадавший обращается к страховщику, где ему объясняют, что из суммы возмещения страховая компания отняла размер износа. Ниже раскроем понятие и суть износа, когда и как он начисляется.

Что такое износ?

Вопрос износа регулируется Методикой товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств, утвержденной Приказом МЮУ и ФГИУ от 24.11.2003 за N 142/5/2092 (далее Методика).

Согласно п.1.6. Методики физический износ это потеря стоимости автомобиля (его составляющих), что обусловлено частичной или полной потерей первоначальных технических и технологических качеств автомобиля (его составляющих) по сравнению со стоимостью нового подобного автомобиля (его составляющих).

Иными словами физический износ — это количественная мера физического старения имущества под влиянием внешних и внутренних факторов, полученная в процессе его эксплуатации и характеризует состояние как всего имущества в целом, так и его отдельных элементов. То есть в количественной мере износ означает то, насколько автомобиль, который был в эксплуатации потерял в цене по сравнению с новым автомобилем.

Забегая наперед, следует отметить, что вследствие несовершенного законодательного определения сути и оснований для начисления, наличие износа для потерпевшего является крайнее отрицательным обстоятельством, что существенно уменьшает размер страховой выплаты, о чем будет сказано ниже.

Почему страховое возмещение выплачивается с учетом износа?

Вычет износа с размера восстановительного ремонта предусматривается статьей 29 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств». Именно эта норма регулирует процедуру возмещения ущерба при частичном повреждении автомобиля. Статья отмечает, что в связи с повреждением транспортного средства возмещаются расходы, связанные с восстановительным ремонтом с учетом износа, рассчитанного в порядке, установленном действующим законодательством. Именно руководствуясь этой нормой, страховщики имеют право от стоимости восстановительного ремонта отнимать износ, размер которого рассчитывается в соответствии с законодательством. Таким образом, страховщиком возмещается не стоимость восстановительного ремонта (без учета износа), а материальный ущерб (с учетом физического износа). Данный момент является очень важным для потерпевшего, поскольку напрямую влияет на размер возмещения (к сожалению, в сторону его уменьшения).

Когда начисляется износ?

Износ считается равным нулю для новых автомобилей и для автомобилей, срок эксплуатации которых не превышает пяти или семи лет (для легковых автомобилей производства стран СНГ и других стран производителей соответственно). То есть, если срок эксплуатации автомобиля превышает вышеприведенные значения — износ на автомобиль будет начисляться. Кроме того, износ будет начисляться и тогда, когда автомобилем пользуются меньше указанного времени, но:

1) автомобиль эксплуатируется в интенсивном режиме (это тогда, когда фактический пробег минимум вдвое больше нормативного)

2) составные части кузова, кабины, рамы ремонтировались (в том числе проводилась замена составных) или ни них есть следы коррозии либо повреждения в виде деформации;

3) автомобиль использовался как такси или эксплуатировался вне дорог общего пользования не менее 30% от общего пробега.

4) автомобиль использовался со специализированным назначением (скорая, милиция).

Внимание нужно обратить именно на второй пункт, поскольку, во-первых, он зачастую становится основанием для начисления износа, а во-вторых, не регулируется Методикой, что дает слишком широкий круг для разночтений и злоупотреблений со стороны страховщиков и их оценщиков. Согласно указанному пункту оценщик страховщика будет начислять износ в тех случаях, когда до наступления ДТП кузов (часть кузова) автомобиля восстанавливали ремонтом (меняли составляющие, красили, рихтовали и т.д.) или на кузове автомобиля имеется повреждение в виде коррозии или деформации, что не относится к заявленному ДТП. При этом за коррозию оценщики страховщика могут принимать почти любую царапину, а за деформацию любую вмятину, в том числе и от обычного каштана.

Еще один немаловажный момент заключается том, что не важно где именно на автомобиле присутствует коррозия или деформация (или, что именно ремонтировалось). Если виновник происшествия вызвал лобовое столкновение, а на крышке багажника была царапина — оценщик страховщика износ на автомобиль все равно насчитает.

Как именно, и на, что именно начисляется износ.

Износ рассчитывается по формуле: Е = 1-С/Цн

Е — размер износа

С — рыночная цена автомобиля который оценивается

Цн — цена аналогичного, но нового автомобиля.

Автомобиль Chevrolet Lacetti 2008 года выпуска и с рыночной стоимостью в 75 000 гривен. Цена нового автомобиля составляет примерно 135 000 гривен. При таких данных износ автомобиля будет составлять 0,45, а именно 1-75000/135000.

На что именно начисляется износ?

Износ начисляется при определении материального ущерба, что рассчитывается по формуле:

В = Ср + С м + Сс х (1-Е) + ВТВ.

С р — стоимость ремонтно-восстановительных работ, гривен.

С м — стоимость необходимых для ремонта материалов, гривен;

С с — стоимость новых частей, подлежащих замене при ремонте, гривен;

УТС — величина утери товарной стоимости;

Таким образом, износ начисляется на стоимость новых частей, подлежащих замене при ремонте автомобиля. Пример:

Стоимость ремонта поврежденного автомобиля на СТО составляет 25 000 гривен, среди которых 8000 гривен это стоимость работ, 1000 гривен это стоимость материалов, которые будут использоваться, 16000 это стоимость новых деталей, подлежащих замене. Таким образом, размер материального ущерба (именно то, что выплачивает страховщик) будет составлять 8000 + 1000 +16000 * на коэффициент износа.

Какие последствия применения износа?

Для пострадавшего в ДТП последствия исключительно отрицательные. Судите сами, при начислении износа страховщик почти во всех случаях платит не более 60% от стоимости новых деталей, так как коэффициент износа почти всегда больше 40%. Учтем вышеупомянутый пример. При стоимости ремонта в 25 000 гривен (стоимость новых деталей 16 000), страховщик выплатит 18600 (применяя коэффициент износа к новым деталям) гривен. При этом следует помнить, что износ будет насчитываться при наличии коррозии, деформации или проведенного в прошлом ремонта даже тех запчастей и деталей, которые никакого отношения к заявленному ДТП не имеют. На выходе мы имеем, что из-за несовершенства в законодательстве, будучи пострадавшим в ДТП лицо не получает полное возмещение убытков, и не сможет отремонтировать поврежденный автомобиль.

Какие последствия применения износа для страховщиков, вопрос скорее риторический.

У виновников ДТП появился законный шанс избежать выплат потерпевшим за свой счет

Украинские водители, ставшие виновниками ДТП, получили возможность избежать регрессных исков от страховщиков при нарушении сроков извещения об убытке по полису «автогражданки». (Речь идет о случаях, когда страховые компании, компенсировав ущерб потерпевшим, предъявляют финансовые претензии своим клиентам — виновникам ДТП.) Это стало возможным благодаря недавнему постановлению Верховного суда Украины (ВСУ). «ФАКТЫ» попросили страхового консультанта Леонида Кипермана рассказать о новшествах, связанных со страхованием автомобилей.

— О каком именно нарушении правил обязательного страхования идет речь в постановлении Верховного суда Украины?

— Напомню, что Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» обязывает владельца полиса «автогражданки» в течение трех рабочих дней после ДТП с участием застрахованного автомобиля сообщить своей страховой компании об аварии, в ходе которой нанесен ущерб третьим лицам. В противном случае страховщик имеет право после выплаты возмещения потерпевшему взыскать в порядке регресса (обратного требования) полную сумму компенсации со своего клиента — виновника ДТП. Единственное исключение — если виновник ДТП документально подтвердил, что он не имел возможности своевременно известить страховщика, например, из-за того, что сам пострадал в той же аварии и находился в больнице.

Многолетний опыт страховщиков ОСАГО («автогражданки») говорит о том, что среди всех указанных в этом законе разновидностей регрессных сумм, получаемых со своих клиентов — виновников ДТП, доля средств, которые взыскиваются из-за несвоевременного уведомления об аварии, наибольшая.

Недавнее постановление Верховного суда Украины может существенно усложнить жизнь страховщикам. Постановление ВСУ было принято в связи с обращением одной из украинских страховых компаний, которая не сумела в судах трех инстанций (включая кассационную) добиться выплаты по регрессному иску, хотя не получила письменного сообщения о ДТП от своего клиента — виновника аварии.

Верховный суд постановил: если факт наступления страхового случая зафиксирован правоохранительными органами, виновник ДТП привлечен к административной ответственности, а страховщик выплатил страховое возмещение, то сам по себе факт несообщения о ДТП не может быть основанием для взыскания с виновника выплаченной суммы возмещения в порядке регресса.

Юридическая аргументация этого решения ВСУ практически полностью переписана из другого постановления. Причем оба документа игнорируют тот факт, что закон, регулирующий отношения по ОСАГО, имеет преимущество перед прочими нормами законодательства (в частности, Гражданским кодексом Украины), о чем, кстати, четко сказано еще в одном постановлении Верховного суда, принятом в тот же день, 22 марта 2017 года, по другому актуальному вопросу «автогражданки».

— Фактически Верховный суд поощрил водителей игнорировать требование закона. Собираются ли страховщики как-то реагировать?

— Из второго постановления ВСУ можно сделать следующий вывод: если какая-то норма, связанная с «автогражданкой», прямо регулируется законом, то все прочие нормы гражданского и хозяйственного законодательства использоваться не должны. То есть страховщик ОСАГО после проведения выплаты потерпевшему в ДТП имеет право обратиться с регрессным иском к виновнику аварии при несвоевременном получении от него сообщения о ДТП в письменной форме. Главное — не забывать ссылаться на соответствующие статьи Гражданского кодекса и закона об ОСАГО. Тогда свою позицию можно отстоять во всех судах — до Верховного включительно.

— Насколько часто автомобилисты не информируют свою страховую компанию о ДТП?

— В среднем в 2—4 процентах случаев возмещения ущерба по «автогражданке». Конечно, здесь не учтены ДТП с участием водителей, которые, лишь бы уклониться от штрафов полиции, приобретают недействительные полисы компаний, ушедших с рынка ОСАГО.

Большинство автомобилистов знают о возможности регрессного иска и вовремя сообщают страховщикам об аварии — изначально, как правило, по телефону с использованием горячих линий. А операторы кол-центров напоминают клиентам о необходимости подачи письменного извещения о ДТП.

— На наших дорогах появилось огромное количество автомобилей с иностранными номерами. Нередко такие машины, на которых ездят наши соотечественники, попадают в ДТП. Страхуют ли украинские компании транспортные средства с иностранной регистрацией?

— Закон об ОСАГО дает полную возможность владельцу машины с иностранными номерами застраховать свою гражданскую ответственность на фактический период нахождения авто на территории Украины.

— Высоки ли шансы получить компенсацию за ущерб, причиненный машиной с зарубежными номерами?

— Если автомобиль с иностранной регистрацией фактически эксплуатируется на территории Украины и на него оформлен полис «автогражданки», то при ДТП по вине водителя этого транспортного средства страховщик по полису ОСАГО обязан выплатить возмещение потерпевшему на общих основаниях.

Если же виновник аварии — водитель автомобиля с иностранной регистрацией — оказался без страховки, то потерпевшие вправе рассчитывать на компенсацию от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Однако МТСБУ проведет выплату только в случае, если на дату аварии в отношении машины потерпевшего действовал свой полис ОСАГО.

— В Украине уже полгода работает система прямого урегулирования убытков (ПУУ) по «автогражданке». Владельцы полисов компаний, поддерживающих эту услугу, могут обратиться за возмещением убытков к своему страховщику. Компания компенсирует ущерб своему клиенту, а затем самостоятельно разбирается со страховщиком виновника ДТП. Часто ли наши водители пользуются этой возможностью?

— По данным МТСБУ, с 1 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года возмещения на условиях прямого урегулирования получили примерно 15 процентов потерпевших, выплачено 28 миллионов 930 тысяч гривен.

Клиенты уже успели оценить преимущества новой системы. Страховщики, которые участвуют в системе прямого урегулирования, выплачивают компенсации быстрее. В целом средний срок возмещения убытков по ДТП, произошедшим после 1 декабря 2016 года, составляет 47 дней, а по системе прямого урегулирования — около 35 дней.

Страховая компания понимает, что, выплачивая возмещение своему клиенту, она устанавливает с ним долгосрочные отношения. Поэтому старается производить выплаты быстро и справедливо.

— Сколько страховых компаний уже присоединились к новой системе?

— Сейчас участниками добровольной системы прямого урегулирования являются всего 18 страховых компаний. Еще две вскоре могут присоединиться к проекту. В целом они охватывают около 55 процентов рынка ОСАГО в Украине.

— Знаю, что такая система давно и успешно действует за рубежом. Украинские клиенты ее тоже оценили по достоинству. Почему же многие страховщики не спешат присоединиться к ней и она «пробуксовывает»?

— Многих страховщиков сдерживают жесткие требования к платежной дисциплине членов пула. Все его участники перечисляют средства в гарантийный фонд, из которого впоследствии происходят взаиморасчеты между компаниями. Процедуры проводятся автоматически, а за пополнением фонда следит МТСБУ. Если страховая компания нарушает платежную дисциплину, то сумма необходимого взноса увеличивается вдвое. При повторном нарушении рассматривается вопрос об исключении компании из системы.

Страховщики, сроки выплат которых по полисам ОСАГО значительно больше, чем у участников системы прямого урегулирования, не стремятся примкнуть к ней, чтобы не ухудшить свой рейтинг.

Думаю, конкуренция на рынке «автогражданки» постепенно усилит желание страховых компаний присоединиться к системе ПУУ.

— При введении механизма прямого урегулирования убытков руководство МТСБУ утверждало, что система не повлияет на стоимость полиса ОСАГО. Однако появилась информация, что за новый сервис приходится дополнительно платить до 300 гривен. Возможно, удорожание полиса тоже отрицательно влияет на популяризацию системы?

— Никакого удорожания полисов ОСАГО в связи с введением механизма ПУУ не произошло. Но некоторые компании вывели на рынок договоры добровольного страхования наземных транспортных средств (КАСКО) с наименованиями, похожими на термин «Прямое урегулирование». Страховой платеж по ним и составляет упомянутые 300 гривен (или около того).

​Выплата страховки при ДТП в Украине

Наличие страховки на авто КАСКО или ОСАГО – обязательное условие возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. Но даже если этот полис приобретен, не стоит расслабляться за рулем своего автомобиля, так как сам по себе факт участия в ДТП – это неприятность, которая требует потратить на получение выплат определенную часть времени, нервов и, к сожалению, средств. Получить страховые выплаты в некоторых случаях не так просто, как кажется на первый взгляд.

Процедура выплат по ДТП в Украине

Если не получилось избежать ДТП, необходимо знать, как заставить страховую компанию (СК) быстрее выплатить страховую компенсацию.

В соответствии с законодательными требованиями Украины, выплата по страховке должна быть произведена на протяжении 30 дней после подачи требуемых документов в СК.

До этого времени на протяжении двух-трех месяцев пострадавшая сторона должна ждать, когда будет вынесено решение суда. Есть страховые компании в Украине, средний срок выплат у которых составляет от 10 до 15 дней, прошедших после подачи всех документов. Они имеют возможность произвести расчет со страхователем даже если дело еще не рассмотрено в суде. Для этого достаточно иметь только справку, выданную госавтоинспекцией. При размере ущерба более 5 тысяч гривен страховая компания потребует предоставить ей расширенную справку ГАИ.

С 2016 года максимальная страховая выплата за ущерб, нанесенный имуществу, составляет 100 тыс. гривен. Максимальные выплаты по ущербу для здоровья и жизни – 200 тыс. гривен, выплачиваемых одному пострадавшему.

Можно ускорить выплату, но в таком случае пострадавшая сторона должна будет вступить в процесс выяснения отношений со страховой компанией и виновником ДТП.

Что делать в этом случае? Нужно подать в СК заявление о наступлении страхового случая. Сторона, пострадавшая в результате аварии, должна участвовать в осмотре своей машины и во время оценки причиненных убытков. Эту процедуру проводит представитель страхователя.

Как ускорить получение возмещения?

Реальным способом ускорения получения выплат, которые предусматривает страховка, является выполнение ряда последовательных шагов. Необходимо выполнить следующие действия:

  1. Пострадавшей стороне необходимо обратиться в ГАИ, чтобы узнать, в каком суде будет рассматриваться дело, и на когда оно назначено (дата и время).
  2. Обратиться в указанное учреждение суда, подать ходатайство на имя судьи. Необходимо попросить ускорить рассмотрение судебного дела.
  3. После проведения заседания суда взять копию его постановления.
  4. В этот же день необходимо передать их в страховую компанию.

Основную роль в решении вопроса получения выплат играет не тот, кто претендует на получение денег, а тот, кто приобрел страховку. Важно знать, что если у виновника аварии полис СК, имеющей низкий уровень возмещений клиентам, пострадавшей стороне придется долго ждать и бороться за свое возмещение. Часто такая страховая вообще его не выплачивает.

Если случаются такие ситуации, может помочь обращение в суд. Нужно подать иск на возмещение убытков, нанесенных виновником ДТП. В этом случае на быстрое решение рассчитывать не приходится, сроки выплат затянутся. Когда будет выплачена заявленная сумма ущерба, зависит от того, когда суд примет дело на рассмотрение.

На практике Украина законодательно не предоставляет страхователю надежной защиты его имущественного интереса. В реальных ситуациях его права имеют прямую зависимость от того, какие решения будут приняты третьими лицами:

  • потерпевшей стороной – ее отказом от права по полису;
  • страховщиком, согласовывающим, сколько будет возмещено средств;

В этом случае ограничения по срокам для обращения в страховую компанию за выплатами отсутствуют.

Судебная практика показывает, что страхователи в связи с отсутствием однозначного законодательного способа, позволяющего защитить свои имущественные интересы, применяют для правового обоснования исковых требований различные варианты:

  • закон об ОСАГО;
  • регресса;
  • взыскание убытков.

Множественные случаи свидетельствуют о том, что суды в Украине (в частности города Киев), отказываются удовлетворять иски, поданные виновниками к страховщикам. Но в любом случае за свои права бороться стоит. В качестве доводов при отказе судами указывается, что:

  • закон от ОСАГО не предусматривает, что страхователь имеет право после того, как он выплатил страховое возмещение, подавать регрессный иск в отношении страховщика. Такое определение вынесено ВССУ 04.07.12, №6-42501св11;
  • закон об ОСАГО гласит о том, что страховщик компенсирует затраты страхователя, при этом страхователь направляет к истцу иск, которым требует возместить нанесенный ущерб, вследствие нарушения обязательств ущерба, а истец не опровергает факт отсутствия причинно-следственной связи по ненадлежащему исполнению ответчиком обязательств и нанесением истцу ущерба. Об этом свидетельствует постановление Высшего Хозяйственного Суда Украины от 20.08.12 № 27/39;
  • страхователь не согласовал со страховщиком (вопреки требованию закона от ОСАГО) возмещение ущерба – постановление ВХСУ от 05.10.10 № 33/573/10/371-09, определение ВССУ от 10.12.14 №6-9607св14).

Документы для получения выплат

В случае наступления ДТП для оформления выплат нужно собрать определенные документы. Кроме заявления о состоявшемся ДТП необходимо собрать ксерокопии:

  • паспорта, ИНН;
  • свидетельства о прохождении регистрации авто;
  • удостоверение на право вождения;
  • документ, оформленный на месте ДТП или расширенная справка, которую нужно самолично получить в полиции (если необходима);
  • судебное решение.

Страховка должна быть выплачена на протяжении 90 дней от даты подачи заявления после получения судебного решения (это не заявление-уведомление, которое подается на протяжении пяти трех после совершение ДТП).

Обычно СК платит страховку за аварию по ОСАГО с вычетом НДС. Но получить его можно проведением ремонта на СТО, являющейся плательщиком этого налога. Далее нужно предоставить документы, подтверждающие проведение ремонта, и отремонтированную машину в отдел урегулирования.

Смотрите еще:

  • Как правильно составить досудебную претензию в страховую компанию Как правильно написать досудебную претензию в страховую компанию? Здравствуйте, подскажите что писать в досудебной претензии к страховой компании по полису осаго Ответы юристов […]
  • Усыновление удочерение определение Энциклопедия молодой семьи Усыновление (удочерение) — юридический акт, в соответствии с которым между усыновителем и его родственниками и усыновляемым (удочеряемым) ребёнком и его […]
  • Покупка дома в краснодаре с фото без посредников Продажа домов без посредников в Краснодаре Вчера 19:30 | Продажа дома от собственника в Краснодаре улица 5-ая Викторианская Жилой дом, 90 кв.м., 3 сот. Газ, отдельный выезд на федеральную […]
  • Доверенность забрать письмо с почты Как правильно заполнить бланк доверенности для получение почты на почте России, в том числе посылок, заказных писем и корреспонденции? При получении посылки по почте России у получателя […]
  • Защита вашего права Юридическая фирма "Защита Ваших Прав" Наша юридическая фирма работает на рынке юридических услуг более 15 лет, преимущественно в сфере обслуживания бизнеса и представления интересов в […]
  • Как расторгнуть договор на покупку квартиры Как расторгнуть договор купли-продажи жилья? Поговорим о вопросах, которые возникают в процессе сделки и дают право её расторгнуть в договорном или судебном порядке. Три причины для […]
  • Адвокат на петровско разумовской Адвокат, юрист метро Петровско-Разумовская – юридическая консультация, услуги по семейным, уголовным, жилищным делам Подробные цены на юридические услуги адвоката, юриста метро […]
  • Вред здоровью средней тяжести при дтп ук рф Вред здоровью при ДТП: определение и возмещение Последствия дорожно-транспортного происшествия могут проявлять себя не только в ухудшении физического здоровья, но и в моральных […]
admin

Обсуждение закрыто.