Конституционное право рф авторы

Конституционное право рф авторы

«Конституционное право России»

1. Понятие и виды источников конституционного права России

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права .

Источниками конституционного права России являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.

Закрепление конституционно-правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придания норме более или менее высокого уровня юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы.

Существуют нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования.

В литературе встречается множество иных классификаций. Например, авторы уральской юридической школы все источники конституционного права условно делят на пять групп:

1) законодательные (федеральные законы и др.);

2) подзаконные (акты палат парламента, указы Президента);

3) судебно-правовые (постановления Конституционного Суда РФ);

4) договорно-правовые (Федеративный договор);

5) международно-правовые (Всеобщая декларация 1948 года) .

Мы не будем придерживаться строго той или иной классификации, а попытаемся сформулировать собственную, уважая позиции всех авторов и извлекая наиболее удачные, на наш взгляд, воззрения. Упор будет сделан на первую классификацию – акты федерального и регионального уровня.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли конституционного права устанавливает нормы, составляющие ядро всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

Конституция – правовой центр, осуществляющий управление системой правового регулирования и интегрирующий национальную правовую систему в совокупности всех ее отраслей.

Первым по юридической силе после Конституции РФ можно признать закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции. Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван, он определен при толковании ст. 136 Конституции РФ Конституционным Судом РФ. И впервые такие законы приняты в декабре 2008 г., к 15-летию действующей Конституции РФ. Согласно им увеличен срок полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно, усилены контрольные полномочия парламента в виде установления ежегодных отчетов Правительства РФ перед Государственной Думой. В 2014 году Президентом РФ подписаны Законы РФ о поправке в Конституцию РФ, предусматривающие объединение Верховного Суда РФ с Высшим арбитражным судом РФ, а так же возможность расширения состава Совета Федерации представителями от Российской Федерации, назначаемыми Президентом РФ.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются: 1) по юридической силе; 2) по предметам ведения; 3) по порядку принятия; 4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето .

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон должен быть наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ.

Следует выделить и такой специфический вид источников конституционного права, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры. Можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции и уставы субъектов федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта федерации, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами власти.

Разнообразие источников российского конституционного права заметно отличает их и подчеркивает специфику источников отечественного конституционного права, на что необходимо обратить особое внимание при изучении данной темы.

Конституционное право России. Краткий курс

1. Конституционное право России как отрасль права и науки. Предмет и методы российского конституционного права

Конституционное право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм.

Эти правовые нормы:

• характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками;

• отличаются от норм других отраслей права;

• закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы (т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Конституционное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина в системе юридического образования. Конституционное право как самостоятельная отрасль системы российского законодательства имеет собственные предмет правового регулирования и специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – это совокупность его норм, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает конституционно-правовые нормы и институты. Конституционное право определяется общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права. Его источником считается Конституция РФ – основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Выступая ведущей отраслью в системе российского права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно лишь устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы последних. Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Особенностью конституционного права выступает то, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах, а также то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

Конституционное право изучает:

– практику осуществления народного суверенитета;

– деятельность органов государственной власти;

– систему прав и свобод человека и гражданина, их защиту;

– федеральное и административное устройство.

Конституционное право как наука изучает преимущественно конституционные процессы, закономерности и тенденции их развития; раскрывает присущие данной отрасли закономерности; формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство.

Предмет науки – это изучение отрасли конституционного права. Данная наука имеет свой собственный мыслительно-категориальный аппарат: теоретические положения и научные концепции. Предмет регулирования конституционного права – это отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя России; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в Российской Федерации, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъектный состав; значительное число видов. Виды конституционных правоотношений:

• конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);

• правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: связанные с установлением конституционных основ гражданского общества, конституционного строя России, регулированием правового статуса личности. Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

• физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

• государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, федеральные органы Российской Федерации и ее субъектов);

Объект конституционных отношений – это предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – это совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений. Способы конституционного регулирования общественных отношений: дозволение; возложение обязанностей; запрет. Конституционно-правовые методы: императивный, диспозитивный и др.

2. Источники конституционного права России

Источник конституционного права России – это совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами норм, регулирующих основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в России, а также закрепляющих основные права и свободы личности в РФ.

Традиционно к источникам конституционного права России относятся:

• общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

• федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;

• федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»);

• решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ);

• постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ);

• указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам;

• постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ;

• нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права;

• конституции (уставы) субъектов РФ;

• законы субъектов РФ конституционно-правового содержания (например, законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ);

• решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции субъекта РФ);

• некоторые нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (например, решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ);

• уставы муниципальных образований;

• некоторые нормативные акты органов местного самоуправления (например, регламент заседаний представительного органа местного самоуправления, утвержденный его постановлением).

3. Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты

Конституционно-правовая ответственность закреплена в конституционно-правовых нормах, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Основные черты конституционно-правовой ответственности различаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права. Им свойствен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений; многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных правоотношений.

В качестве особых видов конституционно-правовой ответственности выделяют также материальную и процессуальную ответственность. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, в процессуальных – порядок реализации правовых действий.

Действия связаны с волеизъявлением субъекта. Их можно классифицировать на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

– физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;

– органы государственной власти: центральные, региональные;

– органы местного самоуправления, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;

Конституционно-правовая ответственность, в отличие от других видов ответственности, чаще всего устанавливает нелегитимность того или иного процесса или явления, а не конкретизирует субъект ответственности.

4. Конституция: сущность, свойства, виды. Конституция Российской Федерации 1993 г.: общая характеристика

Конституция – это основной нормативно-правовой акт государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории данной страны и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает основные принципы устройства общества и государства; наименования и полномочия органов государственной власти; механизм осуществления государственной власти; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Характерные черты конституции:

– особый субъект, от имени которого принимается конституция, – народ;

– учредительный характер конституционно-правовых норм;

– расширенный предмет регулирования конституции;

– особые юридические свойства конституции.

Юридические свойства конституции:

– верховенство Основного закона на всей территории государства, включая территории его отдельных субъектов;

– высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;

– особая охрана конституционных норм;

– прямое действие конституционных норм;

– особый порядок принятия конституции и внесения в нее изменений.

Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

• согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

• теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

• школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

• согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном, порядке, в отличие от иных законов страны. Однако основной закон может быть не только письменным, в этом случае говорят о «неписаной» конституции (например, в Великобритании).

Конституции классифицируются по следующим основаниям:

• в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);

• по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);

• по способу изменения («гибкие», они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны; «жесткие», для изменения которых требуется особый усложненный порядок; «смешанные»);

• по периоду действия (постоянные, временные (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

Конституция РФ – нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от советских конституций, весьма значительны. Конституция РФ включает:

– полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;

– характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического и экономического устройства государства;

– правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Конституция РФ вводит институт толкования. Речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу. Цель толкования – юридически точно определить, как понимать норму Конституции РФ, допустимо ли ее расширительное применение. Конституция РФ регулирует широкую сферу общественных отношений и затрагивает интересы всех граждан. Нормы Конституции РФ – источники не только конституционного, но и других отраслей права.

Конституция – юридическая база для развития всего текущего законодательства. Федеральные конституционные и федеральные законы принимаются на основе Конституции РФ. Парламентский контроль за соблюдением Конституции осуществляется палатами Федерального Собрания РФ.

Важную роль в укреплении конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом Конституции и федеральных законов. Особую роль в охране Конституции и ее соблюдении играет Конституционный Суд РФ. Верховенство Конституции РФ впервые было закреплено в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает прежде всего утверждение нового конституционного строя, правового государства, которое вытекает из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Принцип федерализма реализуется в установлении разграничения ведения Российской Федерации и ее субъектов на совместное ведение и ведение каждого из этих субъектов.

5. Порядок пересмотра конституции РФ, внесения в нее поправок и изменений. Толкование Конституции РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в ее гл. 9.

Изменение Конституции РФ может осуществляться в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции РФ. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений. Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути, это принятие нового текста Конституции) только всенародным голосованием по проекту Конституции РФ, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции РФ.

Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Проведение референдума по проекту Конституции Российской Федерации является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции РФ названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ. Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): Президент РФ;

– Совет Федерации либо группа численностью не менее 1/5 его членов;

– Государственная Дума либо группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

В этом случае поправки к Конституции РФ должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Изменения в Конституцию РФ могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав Российской Федерации. Эта статья изменяется указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав России нового субъекта или об образовании нового субъекта в ее составе.

6. Структура конституции РФ. Конституционно-правовые нормы и институты

Структура Конституции РФ – принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования – связанность норм характером общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют. Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учета взаимосвязи норм друг с другом; первичности и производности норм друг от друга; определенных концепций, заложенных в конституции.

Все это очень важно для осмысления структуры конституции, что является обязательным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности. По своей структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию РФ и состоит из девяти глав:

– «Основы конституционного строя» (в прежней конституции – «Основы общественного строя и политики»);

– «Права и свободы человека и гражданина»;

– «Президент Российской Федерации»;

– «Правительство Российской Федерации»;

– «Судебная власть и прокуратура»;

– «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Второй раздел называется «Заключительные и переходные положения». Он закрепляет положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции Российской Федерации в действие. В нем фиксируются: прекращение действия прежней Конституции и Федеративного договора; порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; основания, на которых продолжают действовать образованные ранее органы.

В отличие от предыдущей современная Конституция РФ стала более компактной, четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав. В структуре Конституции РФ отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

• качественное изменение характеристики строя, а не простая замена термина «общественный» на термин «конституционный»;

• зафиксирован переход на парламентскую систему;

• открывается перечень глав об органах государственной власти главой о Президенте РФ;

• последовательно и логично проведен принцип разделения властей;

• закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов РФ, принципы разграничения полномочий;

• отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России;

• название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством.

Характеристика отрасли права невозможна без уяснения особенностей составляющих ее норм. Наряду с общими признаками конституционно-правовые нормы обладают следующими отличительными особенностями:

• содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

• источниками, в которых они выражены;

• своеобразием видов: среди рассматриваемых норм общерегулятивных (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач) значительно больше, чем в других отраслях;

• учредительным характером содержащихся в них предписаний: конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания других правовых норм порядок;

• особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с отношениями общего характера или правового состояния;

• специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены (народ, государство, органы власти и др.);

• структурой: для конституционно-правовых норм характерна не традиционная трехчленная структура (гипотеза, диспозиция, санкция), а двучленная (гипотеза и диспозиция).

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом отрасли права. Многообразие конституционно-правовых норм обусловливает проведение их классификации. В зависимости от содержания выделяют нормы, регулирующие вопросы основ конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства и др.

В зависимости от юридической силы выделяют нормы: большей юридической силы и меньшей юридической силы. В зависимости от территории действия нормы подразделяются на федеральные (действуют на всей территории Российской Федерации), региональные (действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ) и местные (действуют в пределах территории, на которой осуществляется местное самоуправление).

В зависимости от характера предписания выделяют следующие виды норм: управомочивающие; обязывающие; запрещающие. По степени определенности предписаний: императивные нормы; диспозитивные. По назначению в механизме правового регулирования: материальные нормы; процессуальные (процедурные).

Конституционно-правовые институты – это совокупность родственных правовых норм. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. Конституционно-правовой институт объединяет различные нормы. В него могут входить и нормы конституции, и нормы текущего законодательства, т. е. нормы, обладающие различной юридической силой.

Конституционное право Российской Федерации (Учебная программа). Автор: Шишкина О.Е., редактор: В авторской редакции

Предмет и метод конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права Российской Федерации в системе права Российской Федерации.

Конституционно-правовые нормы, их особенности. Классификация и структура конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые отношения, их особенности. Классификация и состав конституционно-правовых отношений.

Система конституционного права Российской Федерации как отрасли права..

Наука конституционного права. Тенденции ее развития на современном этапе. «Конституционное право Российской Федерации» как учебная дисциплина. Задачи, содержание курса.

Понятие источников конституционного права Российской Федерации, их виды. Общепризнанные нормы международного права как источник конституционного права.

Нормативно-правовой акт как источник конституционного права. Классификация нормативно-правовых актов как источников конституционного права. Иерархия нормативно-правовых актов как источников конституционного права, их общая характеристика..

Договор как источник конституционного права. Международный договор. Внутригосударственный договор.

Роль актов Конституционного Суда, их влияние на конституционно-правовые нормы.

Конституционно-правовая практика, значение ее норм.

Основы теории Конституции: понятие, сущность конституции, виды конституций.

Конституционное развитие России. Конституционная реформа в России 1990-1993 годов. Необходимость принятия Конституции 1993 года.

Понятие и сущность Конституции РФ. Содержание Конституции РФ. Юридические свойства Конституции РФ. Верховенство Конституции РФ на территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции РФ. Прямое действие Конституции РФ. Легитимность Конституции РФ. Особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ. Особая охрана Конституции РФ. Толкование Конституции РФ.

Понятие конституционного строя. Понятие и закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ.

Общая характеристика основ конституционного строя РФ: человек, его права и свободы как высшая ценность; государственный суверенитет; верховенство права; народовластие; идеологическое многообразие; разделение властей; республиканская форма правления; федерализм; социальный и светский характер государства; многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности.

Целостность и незыблемость основ конституционного строя.

Философские и международно-правовые основы правового положения личности.

Конституционный статус личности как институт конституционного права: понятие и элементы. Основные принципы конституционного статуса личности.

Понятие, классификация и источники основных прав и свобод человека и гражданина. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права и свободы.

Конституционное закрепление обязанностей. Система гарантий прав и Защита конституционных прав и свобод. Государственная защита прав и свобод. Институт уполномоченного по правам человека в РФ. Способы самозащиты прав граждан. Международно-правовые формы защиты основных прав и свобод.

Институт гражданства в РФ, его комплексный характер. Конституционно-правовое регулирование института гражданства.

Понятие и принципы гражданства в РФ. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ. Компетенция органов государственной власти по вопросам гражданства, разграничение их полномочий.

Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Политическое убежище в РФ.

Понятие и содержание института референдума в РФ. Понятие и виды референдумов в РФ. Правовая база проведения референдумов в РФ. Вопросы референдума. Условия проведения референдумов в РФ.

Стадии проведения референдума.

Избирательное право — подотрасль государственного права РФ, предмет и метод избирательного права. Система избирательного права в РФ. Общая характеристика избирательного законодательства. Принципы избирательного права. Избирательные правоотношения, их субъекты.

Избирательная система РФ, понятие, закрепление в законодательстве.

Избирательный процесс в РФ, понятие, стадии.

Правовые основы финансирования выборов в РФ.

Основы теории государственного устройства. Административно-территориальное деление России. Общая характеристика России как федерации, построенной по национально-территориальному принципу. Состояние и перспективы развития российского федерализма: принципы российского федерализма; нормативно-правовая база российского федерализма.

Принцип равноправия и самоопределения народов РФ. Принцип государственной целостности и единства системы органов государственной власти. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Принципы и порядок реализации полномочий по предметам совместного ведения. Порядок заключения договоров и соглашений. Автономия в РФ.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация- член СНГ. Союз Россия-Беларусь.

Органы государственной власти: понятие, признаки и виды. Конституционные принципы построения и деятельности государственных органов: приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, разделение властей, законность.

Система органов государственной власти: федеральный уровень и уровень субъектов федерации.

Органы государственной власти с особым статусом.

Возникновение и развитие института президентства в России.

Конституционно-правовой статус Президента РФ: понятие, элементы.

Порядок выборов Президента РФ и вступления его в должность. Основания прекращения полномочий Президента РФ. Компетенция Президента РФ. Акты президента РФ и их виды. Нормативно-правовые акты Президента РФ, виды, место в системе нормативно-правовых актов РФ.

Администрация Президента РФ.

Федеральное собрание РФ: двухпалатная структура и разграничение компетенции между палатами. Формирование палат Федерального собрания. Структура палат Федерального Собрания. Порядок деятельности палат. Прекращения полномочий Государственной думы. Основания роспуска Государственной Думы. Акты, издаваемые палатами Федерального Собрания, виды. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

Понятие законодательного процесса. Стадии законодательного процесса. Субъекты законодательного процесса. Стадия разработки законопроектов. Стадия законодательной инициативы, внесение законопроектов в Государственную Думу. Обязательность заключения Правительства. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах Государственной Думы. Стадия принятия законов. Стадия одобрения законов Советом Федерации. Обязательное рассмотрение законов в Совете Федерации. Согласительные комиссии. Подписание законов Президентом, право «отлагательного вето». Повторное рассмотрение, принятие и одобрение законов. Обнародование и вступление закона в силу.

Особенности принятия, одобрения и подписания федеральных конституционных законов.

Система исполнительной власти в РФ. Единство системы исполнительной власти. Место и роль Правительства в системе органов государственной власти РФ. Состав, порядок формирования Правительства. Компетенция Правительства. Акты, издаваемые Правительством. Прекращение полномочий Правительства. Федеральные органы исполнительной власти.

Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в РФ.

Судебная система РФ. Единство судебной системы в РФ. Федеральные суды. Конституционный Суд. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Суды субъектов федерации. Конституционные (уставные) суды. Мировые судьи.

Правовой статус судей в РФ.

Конституционные принципы правосудия в РФ.

Понятие и виды конституционного контроля. Развитие конституционного контроля в РФ.

Конституционный Суд РФ: порядок формирования, состав, компетенция. Конституционное судопроизводство: понятие, стадии. Постановления и определения Конституционного суда. Исполнение решений Конституционного суда РФ.

Прокуратура в системе органов государственной власти РФ. Задачи и функции прокуратуры. Понятие прокурорского надзора. Система органов прокуратуры.

Порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ.

Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в субъектах РФ.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Исполнительная власть в субъектах федерации. Высшее должностное лицо и высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ. Иные органы исполнительной власти в субъектах федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: порядок формирования, состав, компетенция, решения.

Понятие и принципы местного самоуправления в РФ. Его соотношение с государственной властью. Местное самоуправление в системе народовластия.

Основы местного самоуправления в РФ: территориальные, экономические, правовые, организационные. Система местного самоуправления в РФ. Органы местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления в РФ. Конституционный запрет на ограничение прав местного самоуправления. Судебная защита прав местного самоуправления. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления.

1. Конституция Российской Федерации М., 1997.

2. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 // Российская газета. 1995. 5 апреля.

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 // Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Р Ф. – М., 2000.

4. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11.

5. Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ (в ред. федерального конституционного закона от 15.12.01) «О судебной системе в Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст.1; 2001. № 51. Ст. 4825.

6. Федеральный конституционный закон от 17.12.97 № 2-ФКЗ (в ред. федерального конституционного закона от 31.12.97) «О Правительстве Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст.1.

7. Федеральный конституционный закон от 25.12.00 № 3-ФКЗ (в ред. федерального конституционного закона от 22.03.01) «О государственном гимне» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 5 (ч.1); Ст. 5022; 2001. № 13. Ст. 1139.

8. Федеральный конституционный закон от 25.12.00 № 2-ФКЗ (в ред. федерального конституционного закона от 09.07.02) «О государственном гербе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 5 (ч.1). Ст. 5021; 2002. № 28. Ст.2780.

9. Федеральный конституционный закон от 25.12.00 № 1-ФКЗ (в ред. федерального конституционного закона от 09.07.02) «О государственном флаге» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 5 (ч.1). Ст.5020; 2002. № 28. Ст.2781.

10. Федеральный конституционный закон от 10.10.95 № 2-ФКЗ (в ред. федерального конституционного закона от 27.09.02) «О референдуме Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации 1995. № 42. Ст. 3921; 2002. № 39. Ст. 3641.

11. Федеральный конституционный закон от 21.07.94. № 1 –ФКЗ (в ред. федерального конституционного закона от 15.12.01) «О Конституционном суде Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации 1994. № 13. Ст.1447; 2001. № 7. Ст. 607; 2001. № 51. Ст. 4824.

12. Федеральный конституционный закон от 23.06.99 № 1 –ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации 1999. № 26. Ст. 3170.

13. Федеральный конституционный закон от 28.04.95 № 1 –ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1589.

14. Федеральный конституционный закон от 26.02.97 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»// Российская газета.1997. 4 марта.

15. Федеральный конституционный закон от 17.12.01 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (часть 1). Ст.1146.

16. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990.- М., 1990.

17. Федеративный договор от 31 марта 1992//Федеративный договор: документы, комментарий. — М.,1992.

18. Федеральный закон от 11 июля 2001 № 95 –ФЗ (в ред. федеральных законов от 25.07.02, 21.03.02) «О политических партиях»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950; 2002. № 30. Ст.3029; 2002. № 12. Ст. 1093.

19. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ // Российская Газета . 2002. 15 июня.

20. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ // Российская газета. 2002. 5 июня.

21. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ (в ред. федеральных законов от 17.05.97, 19.07.98, 12.03.02.) «Об общественных объединениях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608; Российская Газета. 2002. 15 марта.

22. Федеральный закон от 26.06.97 № 125-ФЗ (в ред. федерального закона от 26.03.00) «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации»//Российская газета. 1997. 1 октября; Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 14. Ст. 1430.

23. Закон РФ от 25.06.93 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 22. Ст.1227.

24. Федеральный закон от 14.06.94 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст.801.

25. Федеральный закон от 04.03.98 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 10. Ст.1146.

26. Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Российская газета. 1999. 30 июня.

Смотрите еще:

  • Рассчитать стоимость каско на машину Калькулятор каско ВНИМАНИЕ!Результаты расчета являются предварительными и не могут считаться официальным предложением РЕСО-Гарантия. Вы можете узнать точную стоимость полиса у Вашего […]
  • Адвокат по разводу москва Адвокат по разводу Москва Если Вы хотите, что бы бракоразводный процес прошел без лишних затрат нервов, сил и времени, а еще лучше без Вашего участия, то просто позвоните по телефону +7 […]
  • Договор купли продажи квартиры на 2 продавцов Договор купли – продажи квартиры* Город Москва, второе октября две тысячи одиннадцатого года Мы, гражданин РФ Иванов Иван Иванович, пол: мужской, год прождения: 03 апреля 1970 года, место […]
  • Договор оказание услуг по вывозу тбо Договор на вывоз мусора (отходов) Договор на вывоз мусора является гарантией юридически защищенных взаимоотношений между заказчиком и организацией, предоставляющей услуги по вывозу […]
  • Лишили водительских прав за пьянку Что делать, если лишили водительских прав (за пьянку, встречку и др.)? Лишили прав - что делать в этой ситуации и как вернуть их обратно, провинившихся водителей интересует, как правило, […]
  • Гражданский кодекс 932 статья Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям Стаття 932. Виконання договору транспортного экспедирование 1. Экспедитор имеет право привлечь к выполнению своих […]
  • Свидетельство на жилое помещение это Правоустанавливающие документы Процесс согласования перепланировки можно начать только при наличии правоустанавливающих документов на квартиру. Основным правоустанавливающим документом […]
  • Взять земельный участок в собственность Как взять землю в аренду у города В соответствии с земельным законодательством, граждане и юридические лица вправе арендовать земельные участки у городов и государства. Исключение […]
admin

Обсуждение закрыто.