Установлении права собственности на земельный участок

Установлении права собственности на земельный участок

Признание права собственности на земельный участок через суд

(Проблемы признания права собственности на землю и пути их решения в судебном порядке. Добросовестное владение и приобретательная давность)

Вторая статья Конституции РФ указывает, что гражданин и его права — являются высшей ценностью. Соответственно, обязанность государства состоит в соблюдении и защите его прав и свобод. В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из основных методов защиты прав является — признание права. Это говорит о том, что хоть человек и обладает множеством основных неотчуждаемых прав по самому факту рождения — правом на свободу, охрану жизни, равенство, тайну личной жизни и т.п., тем не менее, некоторые свои права надо подтверждать. Например, право собственности на недвижимость, в том числе на землю.

В соответствии с 8 статьей ГК РФ, существует несколько оснований возникновения прав на имущество — это договоры, решения собраний, акты госорганов, судебные решения и прочие документы. Если земля или находящееся на ней строение принадлежат гражданину или организации на основании заключенного договора и свидетельства о регистрации права, то доказать владение землей можно, просто предоставив этот документ. Если же такого документа нет — например, он утерян, или возникли сложности с его оформлением, то можно обратиться в суд и с его помощью признать свое право. Признание права на земельный участок регулируется в 59 статье Земельного кодекса. В частности, в ней указано, что признать право собственности можно через суд. На основании судебного решения органы регистрации прав (например, Росреестр) обязаны будут установленные права на землю — зарегистрировать и выдать соответствующее свидетельство.

Гражданин (организация), не являющийся собственником земельного участка, но при

этом на протяжении пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим собственным, может приобрести право на это имущество по факту так называемой приобретательной давности. Однако при этом следует четко понимать используемую в законодательстве терминологию. Добросовестность, в данном случае означает, что фактический владелец не знал и не должен был знать о том, что у него нет оснований для права собственности. Под открытостью подразумевается, что владелец не скрывал и не скрывает факта владения землей. Непрерывность же означает, что владелец не прекращал право пользование участком на протяжении 15 (и более) лет. В этом случае право собственности может быть приобретено даже на участок, принадлежащий другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. Понятие «бесхозное имущество» в законодательстве также имеет определенное значение, но останавливаться на этом в данной публикации мы не станем.

Анализируя судебную практику в области защиты прав на землю, можно увидеть, что признание права является довольно распространенной категорией дел. Однако для того чтобы максимально эффективно отстаивать свои имущественные права целесообразно обратиться к профессионалам с тем, чтобы получить помощью юриста. Дело в том, что в судах нет единства при принятии решений по данным вопросам, что осложняет прогнозируемость результата. Связано это с тем, что в законе мало конкретизирована специфика признания права именно на землю в судебном порядке.

Причины, по которым целесообразно обращаться в суд для установления прав на земельный участок:

1. Основными причинами для судебного разбирательства является отсутствие у граждан или организаций правоустанавливающих документов на землю, а также отказ правомочного органа от приватизации или от регистрации права на землю.

2. Существует возможность обращения в суд о признании права на земельный участок в случаях, когда истец по каким-либо причинам хочет избежать установленной законом процедуры приобретения прав на землю и считает, что судебное разбирательство эффективнее поможет в оформлении земли.

При обращении с иском надо понимать, что суд подтверждает факт существования права, которое уже возникло, а не порождает его. То есть, право, как таковое, должно появиться до обращения в суд. Например, люди пользовались земельным участком для садоводства и дачного строительства, но свидетельство, подтверждающее право пользования, получить по каким-то причинам не смогли. Доказать это право и зарегистрировать его как раз и можно через суд. Тем не менее, у судов, как было сказано, нет единообразия мнения при принятии решений о признании права на землю, из-за чего на практике могут возникать довольно неоднозначные результаты.

Рассмотрим несколько примеров решения земельного спора судебным порядком:

1. В Ульяновске гражданка N предъявила к мэрии города требование о признании ее права на землю посредством приватизации. В заявлении она указала, что дом, построенный ею, — является ее собственностью. Дом этот находится на земельном участке, который заявительница решила также оформить как свою собственность. Мэрия ей отказала на том основании, что гражданка не предоставила свидетельства, указывающего, что дом действительно принадлежит ей. Тогда истица обратилась в суд с просьбой признать ее право на земельный участок. По итогам разбирательства суд определил, что истице принадлежит право собственности на дом, и в связи с этим установил ее право на бесплатное получение земельного участка, на основании чего Росреестр данное право зарегистрировал.

Подобное решение можно считать исключительным, так как суд может только подтвердить право собственности на дом, которым истица фактически владела до обращения в суд, но не на землю, так как она истице не принадлежала. Право на приобретение земельного участка в собственность, с соответствиями с положениями того или иного закона, не подтверждает обязательность возникновения у гражданина или организации этого права по итогам судебного решения. Для того чтобы такое право возникло, истица должна была получить решение мэрии о предоставлении земельного участка ей в собственность еще до обращения в суд.

Подтверждением этой позиции может послужить следующее рассматриваемое дело.

2. В Республике Башкортостан. Организация Y обратилась в администрацию города Уфы о признании своего права на землю, в чем ей было отказано в связи с тем, что участок зарезервирован для муниципальных нужд с ограничением предоставления его в собственность. Тогда организация обратилась в Арбитражный суд, указав на свое право бесплатного приобретения участка в соответствии с законом № 60-ФЗ. Суд данное требование не удовлетворил, указав, что признание права как способ защиты возможно, когда само право уже существует и необходимо лишь судебное подтверждение данного факта. А в деле отсутствуют доказательства возникновения у заявителя права собственности на спорный земельный участок по каким-либо законным основаниям. Право приобрести земельный участок в перспективе, не свидетельствует о фактическом возникновении этого права собственности только по результатам обращения в суд.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ о некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав — пока заявитель не предоставит доказательств возникновения у него соответствующего права, суд не может удовлетворять его требования. Кроме того, если предметом спора является решение (действие или бездействие) муниципального или государственного органа, то обращаться надо в арбитражный суд и просить не о признании права как такового, а об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка. Однако и здесь могут быть определенные нюансы.

То есть, если у вас возникли проблемы с оформлением земельного участка, то есть два варианта развития событий, либо обращаться в суд общей юрисдикции в порядке особого производства, либо в арбитражный суд с заявлением об обжаловании решений должностных лиц.

Признание права собственности на землю в порядке особого судебного производства:

Особое производство в судах общей юрисдикции регулируется четвертым подразделом Гражданского процессуального кодекса РФ. В контексте рассматриваемой темы для нас будут интересны статьи, определяющие возможность регистрации прав на землю при отсутствии правоустанавливающих документов. Так статья 262 указывает, что в порядке особого производства суд, помимо прочих, рассматривает дела об установлении фактов, имеющий юридическое значение. А статья 264 кодекса раскрывает, что является фактами юридического значения. В частности, в статье написано, что суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение имущественных прав, например, владение и пользование недвижимостью.

Для того чтобы суд признал право собственности на землю, надо подтвердить, что вы не могли получить документы о праве собственности другим способом или не могли восстановить потерянные (испорченные) документы. Доказательства надо приложить к исковому заявлению. Подавать иск о признании права собственности на землю по указанным выше обстоятельствам следует в тот суд, где находится сам земельный участок. В иске надо указать — зачем, с какой целью истцу необходимо установить факт права пользования землей.

Если при подаче иска, суд решит, что выбранный истцом способ защиты права собственности не может обеспечить его восстановление, данный факт все равно не является основанием для отказа в принятии заявления, его возвращения или оставления без движения. После того как суд признает право собственности на землю, с этим решением можно будет пойти в соответствующий регистрационный орган и оформить документ, подтверждающий владение вами указанным участком.

Признание права собственности на землю, посредством обжалования отказа от предоставления участка в арбитражном суде:

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и государственных органов, органов местного самоуправления, а также должностных лиц — регулируется двадцать четвертой главой Арбитражного процессуального кодекса РФ. Иск, обжалующий решение об отказе в предоставлении земельного участка, может быть подан в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав. То есть, например, с момента получения им незаконного решения. Пропущенный по уважительной причине срок подачи иска может быть восстановлен судом.

При принятии решения о защите своих прав на землю в судебном порядке следует изучить Гражданский и Земельный кодексы РФ, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы РФ, сопутствующие федеральные законы, постановления Правительства РФ и нормативные документы регулирующих федеральных органов, местные градостроительные кодексы и прочие подзаконные акты. Но существует и другой способ защитить свои законные интересы. Если вам нужно определить — в какой суд лучше обращаться, и каким методом лучше подтверждать факт существования права на землю, приходите на консультацию к земельному юристу, и он даст вам квалифицированный совет. При необходимости, юрист также сможет подготовить исковое заявление и выступить в качестве вашего представителя на судебном процессе, взяв на себя все обязанности по взаимодействию с судом и оппонентами.

Статья подготовлена коллективом
юридической компании «Эра права»

Признание права собственности на землю по решению суда

Поскольку, Вы становитесь законным обладателем земельного участка только после того, как зарегистрируете право собственности на него, к этой процедуре нужно подходить с максимальной ответственностью. Для этого, Вам понадобится, как минимум, консультация специалиста, который расскажет Вам обо всех тонкостях и нюансах процесса.

Когда возникает спорная или конфликтная ситуация, и признание права собственности на землю по решению суда – единственный выход, тут без адвоката уже никак не обойтись, как бы Вам этого не хотелось. Обращение в суд для признания права собственности – крайняя мера, на которую идут только в тех случаях, когда это нельзя сделать другими методами.

Суд не может признать право собственности на землю, если:

  • нет решения горсовета по результатам рассмотрения Вашего заявления о приватизации земельного участка, а, следовательно, нет и согласия горсовета на разработку и утверждение проекта приватизации земельного участка;
  • указанный Вами размер земельного участка превышает размер земельного участка, который Вы можете приватизировать в городе.

Признание права собственности на землю по решению суда предусмотрено ст. 392 Гражданского Кодекса Украины (ГК). Иск о признании права собственности может быть подан при любых обстоятельствах, в случае наличия доказательств оспаривания данного права. Соответственно, данных иск может быть подан как к органам БРТИ, так и к третьим лицам. Особого внимания заслуживает тот факт, что исчерпывающий перечень документов, необходимых для такого способа признания права не определен, он устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела. Безусловно, наличие документов, подтверждающих строительство истцом спорного объекта, будет обязательным в любом случае.

В отличие от искового производства, установление судом факта, имеющего юридическое значение, – признание права собственности на землю по решению суда рассматривается в особом порядке и может проводиться при участии только одной стороны – заявителя. В особом порядке может быть признано право собственности на основании давности владения (cт. 344 ГК), о признании прав на

  • наследство;
  • бесхозное имущество;
  • находку и т.п.

Кроме того, в том же порядке происходит установление принадлежности правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, если личные данные лица, указанные в таком документе, не совпадают с данными в паспорте (ст. 273 ГПК). Заявителю следует помнить, что установлением факта, имеющего юридическое значение, занимаются только суды общей юрисдикции, а не хозяйственные суды. Законодательством не предусмотрены полномочия хозяйственных судов о рассмотрении дел в порядке особого производства (ст. 4 ХПК).

Важную роль в признании права собственности на землю по решению суда играют письменные доказательства – это существенно упрощает работу судей. Это связано как со сложностью предмета спора, так и с тем фактом, что большинство аспектов правового положения объекта недвижимости подлежит документированию. Также законодательство предусматривает нотариальное заверение сделок, касательно изменение титула на недвижимое имущество, в том числе любого из правомочий – владения, пользования, распоряжения. Помимо нотариального заверения, большинство сделок подлежит государственной регистрации. При этом сделка считается совершенной лишь с момента государственной регистрации.

Признание права собственности на земельный участок. Иск в суд

Особую актуальность в настоящий период представляет решение вопросов, связанных с переоформлением прав граждан на земельные участки, предоставлением гражданам земельных участков в порядке бесплатной приватизации. Очевидно, что законодатель преследует цель узаконить все объекты недвижимого имущества (в частности, земельные участки), которые граждане начали использовать задолго до вступления в силу Земельного кодекса РСФСР 1991 г., Земельного кодекса РФ 2001 г. Нельзя не согласиться с тем, что последние глобальные изменения, внесенные в гражданское и земельное законодательство, действительно направлены на упрощение оформления прав граждан на указанные объекты недвижимого имущества. Однако судебная практика свидетельствует о наличии нерешенных проблем в гражданско-правовых отношениях по приобретению земельных участков гражданами в порядке бесплатной приватизации.

Из-за нерешенных проблем в процессе бесплатной приватизации земельных участков из земель населенных пунктов возникают споры между гражданами и органами местного самоуправления в связи с отказами в предоставлении таких земельных участков.

Как показало изучение дел данной категории, подобные споры возникают в основном на стадии принятия соответствующего решения местной администрацией в соответствии с нормой п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 36 (ранее — п. 5 ст. 20) Земельного кодекса РФ.

Полагаем, что право собственности на земельный участок традиционно защищается с помощью специальных (вещных) средств защиты: виндикационный иск, негаторный иск и иск о признании права собственности. Признание права собственности гражданина на земельный участок из земель населенных пунктов является самостоятельным способом защиты права собственности на земельный участок данной категории в случае отказа органа местного самоуправления в его предоставлении (переоформлении) в порядке бесплатной приватизации. Средством в таком способе защиты права собственности является иск гражданина о признании права собственности на земельный участок. Остановимся детально на специфике данного иска, включая его составляющие: предмет, объект, субъекты (истец и ответчик), цель, условия предъявления и др.

Итак, типичная ситуация, когда гражданин-пользователь земельного участка из земель населенного пункта, имеющий право бесплатно его приватизировать, получает отказ органа местного самоуправления в его приватизации (предоставлении, переоформлении) в силу различных причин (территориальное зонирование населенного пункта, жилой дом приобретен позже 1 июля 1990 г., нет совместного обращения всех сособственников жилого дома по оформлению неделимого земельного участка и др.). Указанный субъект обращается в суд с иском о признании права собственности на данный земельный участок.

Предметом иска является констатация принадлежности гражданину права собственности на земельный участок, так как он имеет право на бесплатное приобретение его в собственность в силу закона. То есть право собственности объективно существует, но не оформлено. При этом истец не требует от ответчика совершить какие-либо действия.

Объектом иска о признании права собственности на земельный участок является сам земельный участок — вещь индивидуально-определенная в силу своих специфических признаков (площадь, границы, кадастровый номер и другие юридические характеристики), поскольку требование истца связано с конкретным земельным участком.

Основаниями иска о признании права собственности на земельный участок являются обстоятельства, подтверждающие наличие права у гражданина на данный земельный участок. В нашем случае это будут обстоятельства, связанные с наличием права собственности на жилой дом, приобретенный гражданином до 1 июля 1990 г., от которого зависит возникновение права собственности на данный земельный участок; право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, подлежащее переоформлению бесплатно в собственность. Указанные обстоятельства подтверждают право собственности гражданина на земельный участок.

Основанием для заявления гражданином требования о признании права собственности на земельный участок является прежде всего неопределенный статус земельного участка. С одной стороны, этот участок формально находится в муниципальной собственности на землях населенного пункта, а с другой — это будущий объект права частной собственности гражданина, поскольку он имеет право на его бесплатное приобретение в собственность в силу закона (ст. 36 ЗК РФ, п. 4 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК РФ, ст. 25.2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество). Во-вторых, у истца-гражданина должен быть правовой интерес по отношению к этому земельному участку. И это естественно, поскольку гражданин-пользователь земельного участка без надлежащего оформления своего права собственности на него не имеет возможности полноценно использовать правомочия собственника, главным образом, правомочие распоряжения земельным участком. В-третьих, поводом для заявления такого требования гражданином будет полученный отказ органа местного самоуправления в предоставлении (переоформлении) земельного участка, т.е. данный орган не признает и отрицает право гражданина на бесплатную приватизацию земельного участка. Таким образом, налицо спор о праве на земельный участок. Однако, получив подобный отказ, гражданин вправе его обжаловать в суд, но в этом случае имеет место не спор о праве гражданина на земельный участок, а нарушение органом местного самоуправления полномочий в сфере управления в виде нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление бесплатно в собственность гражданам земельных участков из земель населенных пунктов, нарушение права гражданина на бесплатную приватизацию земельного участка.

Однако условие о наличии спора о праве может и не относиться к искам о признании права в чистом виде, так как по общему правилу признание права подразумевает констатацию наличия права у истца (предмет иска — констатация факта принадлежности истцу права собственности, т.е. истец — собственник). Но учитывая, что граждане — пользователи земельных участков, получая отказы в предоставлении (переоформлении) в порядке бесплатной приватизации таких земельных участков, обращаются в суд с исками о признании права собственности на них, как раз имеется спор о праве. Вместе с тем суд констатирует принадлежность права собственности гражданину на земельный участок, при том, что орган местного самоуправления пассивно отрицает наличие этого права и наличие права на бесплатное приобретение его в собственность.

Кроме того, условием предъявления иска о признании права собственности на земельный участок является то, что не должно существовать договорных (обязательственных) отношений между истцом и ответчиком, потому как при их наличии имеют место иные способы защиты нарушенных или оспариваемых прав.

Цель иска о признании права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов — констатация принадлежности права собственности гражданину, т.е. гражданин преследует цель юридической формализации своего права собственности на земельный участок. По иску о признании права собственности на земельный участок гражданин в юридическом смысле еще не является его собственником.

Что касается субъектов по иску о признании права собственности на земельный участок из муниципальных земель населенных пунктов, то истец — это: 1) гражданин — пользователь земельного участка и собственник строения (индивидуального жилого дома) в одном лице, фактическое владение и пользование земельным участком которого основано на факте, либо 2) гражданин — владелец земельного участка на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения. Указанные права на земельные участки подлежат переоформлению бесплатно в собственность. Это титульные владельцы земельных участков.

При подаче исковых заявлений гражданами о признании права собственности на земельные участки из земель населенных пунктов трудностей в определении ответчиков не возникает. Муниципальное образование в лице органа местного самоуправления всегда выступает в данном качестве, поскольку до признания права собственности гражданина на данный земельный участок он формально находится в муниципальной собственности, полномочиями по распоряжению данным недвижимым имуществом наделены указанные органы. Кроме того, ответчиком выступает указанный орган, так как он не признает право собственности гражданина, отказывает в предоставлении гражданину земельного участка, подлежащего бесплатной передаче ему в собственность.

Таким образом, ответчиком по иску о признании права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов является только орган местного самоуправления, поскольку в рассматриваемых нами случаях имеет место отказ данного органа в предоставлении (переоформлении) земельного участка и спор о праве гражданина на испрашиваемый земельный участок.

В судебной практике встречаются иски о признании права собственности на земельный участок, сочетаемые с требованием понудить учреждение юстиции осуществить регистрацию права собственности на этот земельный участок. Полагаем, что нет смысла в предъявлении подобного дополнительного требования к органу, осуществляющему государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, ведь указанный орган не нарушал прав истца на регистрацию его права, и, кроме того, судебное решение о признании права гражданина на земельный участок и так будет являться основанием для его государственной регистрации (ст. 8 ГК РФ, ст. 59 ЗК РФ).

При отказе органа местного самоуправления в предоставлении (переоформлении) бесплатно в собственность гражданину земельного участка из земель населенного пункта, на наш взгляд, имеет место конкуренция таких способов защиты права собственности гражданина на земельный участок, как предъявление иска о признании на него права собственности и подача заявления о признании полученного отказа незаконным. В обоих случаях имеет место отказ органа местного самоуправления в предоставлении (переоформлении) земельного участка, однако, как мы уже отметили, в первом случае имеется спор о праве, во втором случае имеет место: 1) нарушение органом закона либо совершение действия (отказ в предоставлении земельного участка), не соответствующего закону; 2) нарушение органом права гражданина. Точнее сказать, гражданин должен указать нормативные правовые акты, регулирующие отношения по бесплатной приватизации земельных участков (по бесплатной передаче в собственность), — ЗК РФ, ФЗ о введении в действие ЗК РФ, местные (региональные) нормативные правовые акты, которым не соответствует действие органа, и какие права орган нарушил (в данном случае нарушается право гражданина на бесплатное приобретение права собственности на земельный участок, т.е. право на бесплатную приватизацию). Кроме того, при удовлетворении иска о признании права собственности на земельный участок решение суда устраняет сомнения в принадлежности гражданину права собственности на земельный участок и является основанием для государственной регистрации права собственности на него, а при удовлетворении заявления гражданина о признании отказа органа местного самоуправления незаконным суд признает право гражданина на приватизацию земельного участка, что влечет за собой повторное обращение гражданина в данный орган за оформлением права на земельный участок. Таким образом, в последнем случае решением суда высказывается позиция о наличии права на бесплатную приватизацию земельного участка, а не о наличии права собственности на него. По процессуальной форме в соответствии с ГПК РФ предъявление указанных требований при признании права собственности средством защиты является иском (исковое производство), а при обжаловании отказа органа — заявлением (производство, вытекающее из публичных правоотношений). В названных способах защиты — разные сроки обращения гражданина в суд за защитой своих прав на земельный участок и сроки рассмотрения заявленных требований.

Амелина Наталья Евгеньевна, кандидат юридических наук.

Право собственности

Право на землю. Право собственности на землю

Земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. В соответствии с Конституцией Украины земля, находящаяся в пределах территории Украины является объектом права собственности Украинского народа.

От имени Украинского народа права собственности осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах, определенных Конституцией Украины.

Право собственности на землю — это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, под которыми понимается часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения и с определенными относительно него правами.

Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности Украинского народа в соответствии с законом. Право собственности на землю гарантируется. Право собственности приобретается и реализуется гражданами исключительно в соответствии с законом

Право собственности на земельный участок распространяется:

  • в установленных границах участка — на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем;
  • на пространство, находящееся над и под поверхностью земельного участка на высоте и глубине, необходимых для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.

Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности, а субъектами права собственности на землю являются:

  • граждане и юридические лица — на земли частной собственности;
  • территориальные громады, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, — на земли коммунальной собственности;
  • государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, — на земли государственной собственности.

Кроме этого, земельный участок может находиться у граждан и юридических лиц в общей долевой собственности с определением доли каждого из владельцев, а у граждан также в общей совместной собственности без определения долей владельцев. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется при согласии всех собственников в соответствии с договором, а если согласие не достигнуто — то в судебном порядке, а земельным участком, находящимся в общей совместной собственности — по договору или закону.

Не каждый земельный участок может быть передан или находиться в собственности граждан и юридических лиц, в частности, на основании ст. 83 и ст. 84 Земельного кодекса Украины можно сделать вывод о том, что в частной собственности не могут находиться:

  • земли атомной энергетики и космической системы, земли обороны;
  • земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, Национальной академии наук Украины и государственных отраслевых академий наук;
  • земли общего пользования населенных пунктов;
  • земли под железными и автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта;
  • земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, составляющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
  • земли лесного и водного фонда, кроме случаев определенных в ЗКУ, в частности согласно ст. 59 ист. 83 ЗКУ, в частной собственности граждан и юридических лиц могут находиться замкнутые природные водоемы общей площадью до 3 гектаров;
  • земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы;
  • земельные участки, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, доля (акции, паи) в уставных фондах которых принадлежит государству.

Кроме этого, право собственности граждан и юридических лиц на земли сельскохозяйственного назначения временно ограничено:

  • до 1 января 2015 года граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения только в том случае, если их общая площадь составляет не более 100 гектаров, которая может быть увеличена только в случае наследования земельных участков по закону;
  • до 1 января 2008 года не допускается:
  • купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд;
  • купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) собственникам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельный долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на иной земельный участок согласно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд.

Следует отметить, что последние ограничения действуют до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель, которыми будут определены особенности оборота земель государственной и коммунальной собственности и земель товарного сельскохозяйственного производства.

Кроме того, договоры (в том числе доверенности), заключенные в период действия запрета на куплю-продажу или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев) являются недействительными с момента их заключения (удостоверения).

Лица без гражданства, иностранные граждане и иностранные юридические лица также могут быть субъектами права собственности на землю, однако с учетом ограничений, установленных ст. 81 и ст. 82 ЗКУ, в частности, указанные лица могут иметь в собственности земельные участки только несельскохозяйственного назначения. Если же лицо без гражданства, иностранный гражданин и иностранное юридическое лицо получили в наследство земли сельскохозяйственного назначения, то эти земельные участки должны быть отчуждены ими в течение одного года.

Кроме этого, лица без гражданства и иностранные граждане могут приобретать право собственности только на те земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве частной собственности объекты недвижимого имущества.

Что касается иностранных юридических лиц, то они могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения только в случае приобретения объектов недвижимого имущества, а в пределах населенных пунктов также для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине.

Права и обязанности собственников земельных участков предусмотрены в ст. 90 и ст. 91 ЗКУ, в частности, собственники земельных участков имеют право продавать или иным путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство, сооружать жилые дома, производственные и другие здания и сооружения. Однако право на пользование земельным участком может быть ограничено в объеме, предусмотренном законом или договором, например, путем установления:

  • запрета на продажу или другое отчуждение определенным лицам в течение установленного срока;
  • запрета на передачу в аренду (субаренду);
  • условия принятия наследства только определенным наследником;
  • условия начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;
  • запрета на осуществления отдельных видов деятельности;
  • условия осуществлять строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги.

В соответствии со ст. 111 ЗКУ ограничения использования земельного участка подлежат государственной регистрации и действуют в течение срока, установленного законом или договором, при этом переход права собственности на земельный участок не прекращает установленного ограничения.

Особые условия использования земельных участков, связанные с определенным ограничением прав собственников, устанавливаются также в других случаях, предусмотренных законодательством, в частности, в зонах охраны, санитарной охраны, санитарно-защитных зонах и зонах особого использования земель.

Возникновение права собственности на землю

Основания возникновения права частной собственности у граждан и юридических лиц на землю перечислены в ст. 81 и ст. 82 ЗКУ, а в каких случаях приобретают землю территориальные общины и государство — ст. 83 и ст. 84 Земельного кодекса Украины.

В соответствии со ст. 81 ЗКУ граждане Украины могут приобрести право собственности на земельные участки в следующих случаях:

  • приобретение по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • бесплатной передаче из земель государственной и коммунальной собственности;
  • приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;
  • принятие наследства;
  • выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).

Следует отметить, что согласно ст. 78 ЗКУ лицам и их наследникам, которые имели в собственности земельные участки до дня вступления в силу предыдущей редакции Земельного кодекса Украины, то есть до 15 мая 1992 года, земельные участки не возвращаются. На основании этого можно сделать вывод о том, что бывшие собственники, владевшие земельными участками до момента ее национализации Советским государством после 1917 года, а в западных областях Украины до их перехода под юрисдикцию СССР в период 1939 — 1946 годов, не могут вернуть себе эти земли в собственность.

Юридические лица (учрежденные гражданами или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:

  • приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд;
  • принятия наследства;
  • возникновения других оснований предусмотренных законом.

Право общей долевой собственности на земельный участок возникает:

  • при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
  • при приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами по гражданско-правовым соглашениям;
  • при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
  • по решению суда.

Что касается возникновения права на общую совместную собственность, то согласно ст. 89 ЗКУ в общей совместной собственности могут находиться земельные участки супругов, членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено соглашением между ними, а также совладельцев жилого дома.

В соответствии со ст. 125 ЗКУ право собственности на земельный участок возникает послеполучения его собственником документа, удостоверяющего право собственности, и государственной регистрации указанного документа, но при этом использовать земельный участок до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право собственности на него, и его государственной регистрации запрещается.

Отметим, что очень часто граждане и юридические лица, которым земельные участки переданы в собственность или пользование решением органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, приступают к их использованию до возникновения права собственности или права пользования ими. То есть до оформления государственного акта на право собственности на земельный участок или постоянного пользования земельным участком.

В этом случае, как следует из письма Госинспекции по контролю за использованием и охраной земель от 11.12.2006 г. № 6-11-1263/х164, имеет место использование земельных участков без правоустанавливающих документов, а не их самовольное занятие. Поэтому в данном случае административная ответственность (ст. 531 КУоАП) за самовольное занятие земельного участка не применяется.

Право собственности на землю удостоверяется государственным актом и выдается на основании решения Совета министров АР Крым, областной, районной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, городского, поселкового, сельского совета.

При этом если земельный участок, передаваемый в собственность, расположен на территории нескольких административно-территориальных единиц (сел, поселков, городов), то государственный акт выдается отдельно на каждую часть участка, расположенную на территории соответствующего сельского, поселкового, городского совета.

Кроме того, право собственности на земельный участок, находящийся на территории Украины, подлежит обязательной государственной регистрации. Основанием для государственной регистрации прав, удостоверяющих возникновение, переход права собственности на землю, ограничений прав собственности является государственный акт о Право собственности на землю.

Право на землю: новшества в Земельном кодексе

Один из основополагающих нормативно – правовых актов в сфере права собственности на землю, Земельный Кодекс Украины, постоянно подвергается изменениям. Изменения, внесенные 27 апреля 2007 года, как раз касаются перехода права собственности на земельный участок при переходе прав на жилой дом.

Ранее статья 120 Земельного Кодекса Украины гласила, что при переходе права собственности на здание и сооружение право собственности на земельный участок может переходить на основании гражданско – правовых соглашений, а право пользования – на основании договора аренды.

Сегодня эта же статья предусматривает, что к лицу, которое приобрело жилой дом, здание или сооружение, переходит право собственности на земельный участок, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения, в размерах, определенных договором.

Так же, в этой статье указано, что если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которую занимает жилой дом, здание или сооружение, и на ту часть земельного участка, которая необходима для их обслуживания.

Если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, предоставленном в пользование, то в случае их отчуждения к приобретателю переходит право пользования той частью земельного участка, на которой они размещены, и часть участка, которая необходима для их обслуживания.

В случае перехода права собственности на дом или его часть от одного лица к другому по договору пожизненного содержания право на земельный участок переходит на тех же условиях, на которых оно принадлежало предыдущему владельцу.

При переходе права собственности на здание и сооружение к нескольким лицам право на землю определяется пропорционально участия этих лиц в оплате стоимости здания и сооружения, если иное не предусмотрено в договоре отчуждения здания и сооружения.

При переходе права собственности на здание или сооружение к гражданам или юридическим лицам, которые не могут иметь в собственности земельные участки, к ним переходит право пользования земельным участком, на котором расположено здание или сооружение.

Право на землю: новшества в оформлении прав собственности на землю

8 апреля Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также порядок раздела и объединения земельных участков».

Со 2 мая 2009 года вступает в силу Закон, призванный решить проблему дефицита бланков госактов на землю и установить четкий регламент регистрации прав собственности на земельные участки. Однако указанный Закон не исключает двухстадийную процедуру приобретения права собственности на землю.

В результате нововведений порядок получения прав собственности на приобретенный на основании сделки земельный участок частной собственности будет выглядеть следующим образом:

Этап 1- получение права собственности на землю

На первом этапе получения права собственности на землю происходит заключение и нотариальное заверение гражданско-правового договора, направленного на приобретение земельного участка в собственность.

При этом заключаемый договор в качестве обязательного приложения предполагает включение госакта о праве собственности на землю предыдущего собственника, а в обязанности нотариуса вменяется проставление отметки о переходе права собственности в соответствии с разрабатываемым Кабинетом Министров Украины порядком.

Этап 2 — Регистрация права собственности на землю

Регистрация договора в местных органах земельных ресурсов без использования технической документации по землеустройству на изготовление документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок.

При этом органам земельных ресурсов предоставлено только 14 календарных дней для регистрации прав. Именно с момента регистрации права собственности на землю заинтересованный приобретатель сможет считать себя собственником земельного участка.

Исключение государственного акта из числа правоустанавливающих документов в случае приобретения земельных участков на основании сделок, является существенным шагом в сторону упрощения и удешевления процедуры приобретения прав собственности на земельные участки.

Законом также предоставляется уникальная возможность лицам, не успевшим оформить госакт на право собственности на земельный участок, воздержатся от его получения, ограничившись регистрацией договора.

В то же время следует учесть, что порядок регистрации права собственности на приобретенный земельный участок с проставлением отметки на договоре пока не определен. Может оказаться, что он не будет утвержден и до 2 мая 2009 года, что приведет к обратному эффекту — приостановлению регистрации прав собственности на приобретаемые земельные участки.

Сохраненная двухстадийная процедура приобретения прав собственности на земельный участок делает невозможным осуществление нескольких сделок с приобретенным участком в один день (к примеру, передача в ипотеку приобретенного земельного участка).

Однако позитивным аспектом в регистрации прав собственности на земельные участки на основании договоров является возможность получения одного правоустанавливающего документа и на земельный участок, и на объект недвижимости, расположенный на нем, в случае их одновременного приобретения в соответствии со статьей 120 Земельного кодекса Украины

Не менее долгожданным нововведением стало урегулирование процедуры деления / объединения земельных участков и отчуждения их частей. Так, часть земельного участка может быть отчуждена после выделения ее в натуре и получения отдельного госакта на право собственности.

Выделению части участка в натуре будет предшествовать подготовка технической документации на деление или объединение земельных участков в составе, который будет предусмотрен статьей 56 Закона Украины «О землеустройстве».

Найти участок

Долгожданным нововведением Закона стало внедрение принципа — один государственный акт на право собственности на один земельный участок, что позволит снять вопрос о порядке переоформления госакта на право собственности в случае отчуждения собственником одного из участков с сохранением права собственности на остальные.

В то же время лица, которые получили один акт на право собственности на несколько земельных участков, с момента вступления в силу Закона будут ограничены в отчуждении земельных участков до переоформления отдельных государственных актов права собственности на каждый из участков.

Для создания статьи об праве на землю использованы материалы из следующих источников:

  • Земельный кодекс Украины
  • Закон Украины о землеустройстве
  • Электронный журнал «Аверс-Бухгалтерия»
  • Материалы Главного управления юстиции в Севастополе
  • Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также порядок раздела и объединения земельных участков»

Источник: Meget
Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции

Смотрите еще:

  • Воронеж проезд ясный мировой суд Мировые Судьи Коминтерновского района Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Мировые судьи – это судьи низших судебных звеньев […]
  • Если написать письмо в фсб КАК ПОПАСТЬ НА ПРИЕМ В ФСБ И С КАКИМИ ВОПРОСАМИ СТОИТ ОБРАЩАТЬСЯ НА ЛУБЯНКУ ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФСБ Вряд ли есть человек, которому надо объяснять, для чего существуют так называемые […]
  • Купить земельный участок в алеканово рязань Земельные участки под строительство дома в c. Алеканово Одно из самых перспективных направлений загородного домостроения Рязанского района гостеприимно расположило новый коттеджный поселок […]
  • Статья 25 закона украины об отпусках Закон Украины "Об отпусках" Закон об отпусках устанавливает государственные гарантии права на отпуска, определяет условия, продолжительность и порядок предоставления их работникам для […]
  • Жилищное законодательство курсовая работа Курсовая работа по дисциплине: «Жилищное право»на тему: «Жилищный фонд» Студент группы 11135 Глава 1. Общие положения о понятии жилищного фонда в Российской Федерации 6 1.1 Правовая […]
  • Как правильно составить досудебную претензию в страховую компанию Как правильно написать досудебную претензию в страховую компанию? Здравствуйте, подскажите что писать в досудебной претензии к страховой компании по полису осаго Ответы юристов […]
  • Покупка дома в краснодаре с фото без посредников Продажа домов без посредников в Краснодаре Вчера 19:30 | Продажа дома от собственника в Краснодаре улица 5-ая Викторианская Жилой дом, 90 кв.м., 3 сот. Газ, отдельный выезд на федеральную […]
  • Васильева земельный участок Против военной миллионерши Васильевой завели новое уголовное дело Против военной миллионерши Васильевой завели новое уголовное дело Против бывшей главы имущественного департамента […]
admin

Обсуждение закрыто.