Цели тк рф

Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

Новая редакция Ст. 1 ТК РФ

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к Статье 1 ТК РФ

В статье 1 Трудового кодекса РФ закреплены основные цели и задачи трудового законодательства.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Главной задачей трудового законодательства является достижение согласования интересов работника и работодателя, а также государства. Кроме того, трудовое право направлено на регулирование трудовых отношений, а также иных отношений, связанных с трудовыми, например по организации и управлению трудом или по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

Последнее изменение в статью 1 Трудового кодекса было внесено Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Этот документ добавил абзац, согласно которому трудовое законодательство направлено также на регулирование отношений по обязательному социальному страхованию.

Другой комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс Российской Федерации открывается главой 1, статьями которой определяются цели и задачи российского трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, система источников норм трудового права, их действие во времени и по кругу лиц, а также порядок исчисления сроков.

2. Часть 1 ст. 1, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране определенный социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российского государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию в нашей стране благоприятных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Общая социальная направленность российского трудового законодательства, однако, не означает, что оно является правом исключительно одной стороны трудовых отношений, а именно работника. Провозглашаемая Конституцией цель обеспечения достойной жизни и свободного развития человека предполагает, что не только наемный работник должен иметь реальные гарантии своих прав и свобод, но и работодатель, создающий рабочие места и обеспечивающий людей работой, тоже вправе реализовать предпринимательский интерес в осуществляемой им экономической либо иной деятельности. Под этим углом зрения следует говорить о том, что трудовое законодательство России одновременно призвано выполнять две функции. Во-первых, социальную функцию, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества. Во-вторых, экономическую функцию, направленную на обеспечение соответствия уровня трудовых прав, свобод и гарантий работника экономическим возможностям работодателя, позволяющим ему удовлетворять и свой интерес к достижению наиболее эффективных экономических результатов, создающих материальные предпосылки для реализации трудовых прав работников. Именно на эти идеи опирается ч. 2 ст. 1 ТК, называя одной из основных задач трудового законодательства создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.

Между тем необходимо учитывать, что соотношение указанных функций характеризуется доминантой социальной функции, наличие которой, в частности, объясняется наибольшим удельным весом, занимаемым наемными работниками в структуре российского общества. К тому же с экономической точки зрения каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом, фактически располагает только личными способностями к определенному труду, которыми он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. Отсюда следует, что все трудовые права и интересы работника в реальности могут осуществиться только благодаря определенным действиям работодателя, который тот далеко не всегда заинтересован совершать. В этом смысле работники действительно нуждаются, причем более, нежели работодатели, в государственно-гарантированной поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Права и экономические интересы работодателя трудовое законодательство, конечно, не игнорирует. Однако, имея в виду способность работодателя к их самостоятельному удовлетворению, оно предоставляет возможность осуществлять правовую защиту этих прав и интересов, как правило, нормам других отраслей права, регулирующих отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства, предпринимателя или собственника, осуществляющего какой-либо вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной или другой деятельности.

3. Взаимоотношения работодателя с субъектами трудовых и связанных с ними отношений строятся в первую очередь на договорно-правовой основе, однако данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного присутствия, олицетворяющего публично-правовое начало в законодательном регулировании общественных отношений.

Трудовое законодательство проявляет социальную направленность как раз в том, что посредством его норм осуществляется такое правовое регулирование трудовых отношений, которое призвано обеспечить, разумеется, в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда с целью привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, позволяющих добиваться экономического прогресса и социального мира в условиях данного способа хозяйствования. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 ТК РФ ориентирует правовое регулирование трудовых и связанных с ними отношений и на учет интересов российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть направлена на достижение некоего всеобщего социального блага.

4. Часть 2 ст. 1 ТК РФ очерчивает круг общественных отношений, которые призваны регулировать трудовое законодательство России. Ныне в него включаются не только собственно трудовые отношения, но и иные общественные отношения, которые определяются как отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК, так и в других источниках (см. комментарий к ст. ст. 5 — 10).

Сердцевину данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, тем не менее регулируются также трудовым законодательством и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование в принципе теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование данных отношений подчинено общей идее обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет законодательного регулирования, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Так, регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано обеспечить свободный выбор труда, а также максимально быстрое и правильное возникновение трудовых правоотношений между гражданином, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, опосредует процесс применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у одного работодателя. Хотя труд работников и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, он тем не менее не считается обычным рыночным товаром. На этой идее, в частности, основывается международно-правовое регулирование труда. К примеру, п. «а» первого раздела Декларации о целях и задачах МОТ, принятой 10 мая 1944 г. на 26-й сессии Генеральной конференции труда в Филадельфии, говорит: «Труд не является товаром» (Международное Бюро Труда. Женева, 1996. С. 23). Отсюда следует, что наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничные возможности по его использованию и распоряжению исключительно в своем интересе. Субъектом индивидуального труда выступает все же человек, а управление им, как, впрочем, и коллективом людей, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в современном демократическом обществе. С этой точки зрения трудовое законодательство определяет пределы и порядок осуществления данной власти и в первую очередь в области воздействия на работников при осуществлении работодателем локально-нормотворческих, директивно-распорядительных и правоприменительных полномочий.

Законодательное регулирование отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. В совокупности данные отношения относятся к так называемым коллективным трудовым отношениям, которые сопутствуют индивидуальным трудовым отношениям и составляют важный блок предмета законодательного регулирования. Нормальное функционирование и развитие отношений этого блока во многом определяет судьбу социального благополучия российского общества в целом.

Законодательное регулирование сопутствующих трудовым отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом. Соответствующие нормы законодательства предназначены преодолеть отчуждение работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов путем предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства. В данном случае соответствующие правомочия работников выступают как своеобразный социальный противовес экономической власти работодателя, использование которого способно в определенной мере воспрепятствовать злоупотреблению этой властью.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, выполняет охранительную функцию, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. При этом законодательная конструкция материальной ответственности, содержащаяся в нормах трудового законодательства, имеет специфику, отличающую ее от имущественной ответственности по нормам гражданского права (см. ст. ст. 232 — 250 ТК РФ и комментарий к ним).

Законодательное регулирование отношений по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, в том числе и права на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием «иные тесно связанные с трудовыми отношения», подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные.

К категории индивидуальных относятся отношения по:

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

материальной ответственности работников;

разрешению индивидуальных трудовых споров;

обязательному социальному страхованию.

К числу коллективных относятся отношения по:

организации труда и управлению трудом коллектива работников данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению коллективных трудовых споров.

В составе коллективных отношений, в свою очередь, следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого самими участниками этих отношений. В первую группу отношений включаются отношения по:

организации труда и управлению трудом, которые регулируются в законодательном, нормативно-правовом и локально-нормативном порядке (см. ст. ст. 6, 8 ТК РФ и комментарий к ним);

по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда (см. ст. ст. 353 — 369 ТК РФ и комментарий к ним).

Во вторую группу коллективных отношений включаются отношения по:

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению коллективных трудовых споров.

Данная группа отношений во многом связана с регулированием коллективных условий труда работника, поэтому она получила название «коллективные трудовые отношения» (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

Текст статьи.

Комментарии к статье

Основы трудового законодательства

Ст 1 ч 1 ТК РФ закрепляет основные цели и принципы, без помощи которых не удастся грамотно регулировать трудовые отношения в стране.

Правовое регулирование труда в России имеет чётко выраженный социальный аспект, то есть в первую очередь направлено на защиту интересов граждан. По Конституции наша страна является социальным государством. Поэтому все законы и кодексы, изданные в России, должны быть ориентированы на помощь в защите прав граждан.

Трудовое законодательство построено исходя из идеи защиты прав субъектов трудовых отношений и равенства всех перед законом. По смыслу ст 1 ч 1 ТК РФ трудовые отношения регулируются особым образом. И работники, и работодатели должны быть уверены, что их права и свободы гарантированны и защищены, а интересы максимально согласованы.

Трудовое законодательство определяет пределы так называемой власти работодателей над работниками. То есть работодатель может воздействовать на работников, объединенных в трудовой коллектив, только в законодательно установленных рамках. Однако это не означает, что Трудовой кодекс наделяет правами только работников, а работодателей ограничивает рамками. В равной степени должны быть соблюдены интересы обеих сторон. Обязанности работников по отношению к организациям и предпринимателям, предоставившим им рабочее место, определены также чётко, как и обязанности второй стороны.

Тем не менее нельзя сказать, что интересы работника и работодателя, указанные в ст 1 ч 1 ТК РФ, защищаются кодексом в абсолютно равной степени. Следует учитывать некоторый приоритет защиты интересов работников, основанный именно на социальной направленности российского законодательства. Работники по численности преобладают над работодателями, но не это является главной причиной, по которой их права защищаются более строго. Значительную часть граждан, являющихся работниками, можно справедливо признать менее защищенными с экономической точки зрения. Все свои интересы и права в сфере труда работники могут осуществлять только с помощью работодателей — посредством их прямых действий. Работник не получит заработную плату или премию, если её не перечислит организация, не сможет уйти в оплачиваемый отпуск или на больничный, если руководство не подпишет соответствующего приказа. А работодатели далеко не всегда готовы выполнять все действия, направленные на удовлетворение прав и интересов работников, заботясь в первую очередь о своей экономической выгоде. При рассмотрении с такого ракурса, принципы трудового законодательства, в большей степени имеющие социальную направленность, кажутся справедливыми и целесообразными.

Еще раз стоит подчеркнуть, что интересы и права работодателей Трудовой кодекс не игнорирует — в ст 1 ч 1 ТК РФ они упоминаются наравне с правами работников. Просто законодательство учитывает, что свои экономические интересы юридические лица, каковыми являются работодатели, имеют возможность в большинстве случаев удовлетворить самостоятельно.

Принципы трудового законодательства не следует путать с его целями и нормами. Принципы — это основополагающие правила, на которые опирается законодатель, издавая нормы и ставя глобальные задачи. Принципам посвящена ст 2 ТК РФ. А статья 1 ТК РФ освещает цели и задачи, которые стоят перед государством в сфере труда как перед гарантом прав и свобод человека и гражданина. Приоритет прав граждан, защита трудовых интересов работников и работодателей — это и есть основы законодательства о труде.

Ст 1 ч 1 ТК РФ закрепляет три основные цели законодательства в сфере труда. На первом месте стоит обеспечение гарантированных Конституцией трудовых гарантий и прав граждан. Для отельных категорий граждан, которые нуждаются в особой защите (несовершеннолетние, инвалиды), установлены дополнительные гарантии.Второе место занимает создание достойных условий труда. Этой цели служат нормы ТК РФ о распорядке трудового дня, отпуске, проф. подготовке и прочие.На третьем месте закреплена цель по защите интересов и прав работников и работодателей. Такое право также гарантировано Конституцией. А нормы трудового кодекса служат его обеспечению, посредством установления ответственности за неправомерное поведение как работодателей, так и работников и закрепления права для каждого на судебную защиту.

Итак, законы трудового права базируются в первую очередь на установлении гарантий соблюдения прав работников и работодателей. Но защищают они в большей степени интересы работников как социальной группы, так как ТК РФ признаёт их с экономической и правовой точки зрения менее защищенными. При этом работодатели также вправе отстаивать свои права и защищать интересы, так как это гарантирует им Конституция.

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

СТ 1 ТК РФ.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи 1ТК РФ, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) «О целях и задачах Международной организации труда» (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: «Труд не является товаром» (п. «а» разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.

Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.

Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 КРФ, не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.

Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.

2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.

3. Часть 2 ст. 1 ТК РФ очерчивает круг общественных отношений, которые призвано регулировать трудовое законодательство РФ. В настоящее время в него включаются не только трудовые отношения, но и иные общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК РФ, так и в других нормативных правовых актах (см. ст. ст. 5 — 10 ТК РФ и комментарии к ним).

Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК РФ, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием «иные тесно связанные с трудовыми отношения» (в дальнейшем для краткости они будут именоваться социально-трудовыми отношениями), подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся, к примеру, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, материальной ответственности работников, разрешению индивидуальных трудовых споров. Коллективными являются отношения по организации труда и управлению трудом коллектива работников, социальному партнерству, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению коллективных трудовых споров и др. В составе коллективных отношений следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого участниками этих отношений самостоятельно. К первой группе можно отнести отношения по организации труда и управлению трудом (см. ст. ст. 6, 8 ТК РФ и комментарии к ним), а также по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (см. ст. ст. 353 — 369 ТК РФ и комментарии к ним). В состав второй группы следует включить отношения по социальному партнерству и разрешению коллективных трудовых споров.

Цели и задачи трудового законодательства

Создание благоприятных условий работы – гарантия, которая предполагает действенный механизм по охране труда на производстве и в других отраслях деятельности.

Цели законодательства в трудовой сфере

Целями трудового законодательства являются нормы, определенные в ст. 1 ТК РФ. Они включают:

  • государственные гарантии прав и свобод граждан, занимающихся трудовой деятельностью;
  • обеспечение допустимых и безопасных условий труда; защиту прав и интересов работников и работодателей.

Создание системы защиты прав работника и работодателя предполагает обращение в государственные органы власти (ведомства специального контроля и надзора), общественные объединения – профсоюзы, правозащитные организации.

Выяснить какие правоотношения регулируют нормы трудового законодательства необходимо для того, чтобы обращаться в компетентные органы по адресу. Это поможет избежать получения формальных отписок о том, что обращение было направлено не по подведомственности.

Эффективна самозащита прав работников, которая регулируется правами административного и гражданско-процессуального законодательства.

Они могут обращаться в Государственную инспекцию труда, правоохранительные органы (МВД, прокуратуру) и суд. Стоит отметить, что госпошлина за исковое заявление о защите трудовых прав в судах общей юрисдикции не взимается.

Создание благоприятных условий работы – гарантия, которая предполагает действенный механизм по охране труда на производстве и в других отраслях деятельности. Работодатель обязан регулярно проводить аттестацию рабочих мест, направлять сотрудников на обучение в профильные организации. Работодатель должен нести основные расходы на предоставление лечебного питания, более высоко оплачивать труд на вредных и опасных для здоровья производствах.

Задачи трудового законодательства

Их содержание определено в ТК РФ – ч. 2. ст. 1. Нормы предусматривают требование по созданию оптимальных правовых условий с целью согласования интересов сторон трудовых отношений и государства. Задачей также считается регулирование трудовых отношений. Они предполагают:

  • организацию регулирования трудового процесса;
  • порядок поступления на работу и увольнения;
  • повышение квалификации персонала;
  • процедуру коллективных переговоров и содержание достигнутых соглашений в рамках социального партнерства;
  • участие сотрудников и профсоюзов в согласовании условий работы, применение трудового законодательства на практике.

Нормы ТК также устанавливают материальную ответственность работников и работодателей (гл. 39). Содержание задач дополняют положения о необходимости государственного и общественного контроля.

Предусматриваются условия и порядок расследования, учета несчастных случаев на производстве. Определены требования к органам охраны труда. Базовые обязанности работодателя – обеспечить сотрудникам безопасные условия работы на предприятии, предоставить средства индивидуальной и коллективной защиты (респираторы, противогазы, спецодежду).

Критерии разграничения трудового права

Нормы трудового права позволяют определить специфику регулируемых отношений. Они отграничиваются от смежных отраслей законодательства. Различия заключаются в предмете и методе регулирования. Предмет отрасли права предполагает особенности отношений, которые устанавливаются правилами, обозначенными в нормативных актах – Кодексах, ФЗ, письмах, приказах.

В трудовом праве регулируется сам процесс труда, в то время как, например, содержание гражданско-правовых отношений связано с правами на овеществленные результаты трудовой деятельности – движимое и недвижимое имущество. В гражданском праве велико значение диспозитивного метода, где есть большая свобода выбора субъекта – заключать сделки, становиться участником (учредителем) юридического лица.

Трудовые отношения предполагают обязанности в их максимальном значении, и минимум возможностей субъекта действовать по своему усмотрению.

В гражданско-правовой сфере очевидно юридическое равноправие сторон, а в трудовых отношениях заметна «подчиненность» сотрудника работодателю, которую смягчает содержание гарантированных государством прав и обязанностей. Важна своевременная инициатива сотрудников, столкнувшихся с нарушением прав, и поддержка со стороны профсоюзов, Государственной инспекции по охране труда.

Разграничение с административным правом

При схожести методов регулирования трудового и административного права наблюдается их отличие по предмету. Содержание административного права зависит от его главной функции – государственного управления и определения порядка взаимодействия государства (федеральных органов), с региональными органами власти и муниципальными образованиями.

Отдельный раздел посвящен взаимодействию граждан с органами административной юстиции и юрисдикции, определению наказаний за совершение административных правонарушений – в том числе в области трудового права (например, нарушение правил охраны труда, найма работников без заключения трудового договора и т.д.).

Нормы трудового права направлены на регулирование отношений, не связанных с государственным управлением, и предусматривают исключительно сферу интересов работников и работодателей.

Одновременно трудовое законодательство выполняет основные функции управления организацией труда, но предполагает защиту прав субъектов рабочего процесса, в отличие от административно- правового законодательства, где на первое место выступают интересы публично-правовых образований – федеральной власти, органов субъектов РФ, муниципальных образований.

Разграничение с иными отраслями права

Цели и задачи трудового законодательства не совпадают с другими смежными отраслями. Так аграрное право предполагает комплекс отношений, связанных с организаций труда на сельскохозяйственных предприятиях, защиту интересов сотрудников сельскохозяйственных кооперативов, крестьянских фермерских хозяйств.

Большое значение уделяется функции производства, в то время как права, обязанности и гарантии работников остаются вне зоны интересов этой отрасли. Функции трудового законодательства заключаются в нормировании труда в сельскохозяйственной кооперации, защите прав и интересов субъектов отношений.

Нормы права социального обеспечения и их содержание регулируют порядок предоставления гражданам, на основе соцобеспечения и страхования, денежных выплат, врачебной и лекарственной помощи.

Устанавливаются основные обязанности компетентных органов по предоставлению социальных услуг, защите прав людей на льготное соцобеспечение. Нормы трудового законодательства предусматривают обязанности социального страхования работников, но не затрагивают напрямую порядок предоставления целевой социальной помощи.

Предмет и отношения трудового права

Отношения, составляющие предмет трудового права, предполагают юридические предписания, направленные на упорядочивание трудовых взаимосвязей, с учетом многообразия их субъектов – работников, работодателей, профсоюзов, органов социального партнерства.

Нормы трудового права направлены на отношения по трудоустройству, заключению, соблюдению, исполнению трудового договора. Устанавливаются права граждан на заработную плату и отпуск, обязанности сотрудников и работодателей. Основные права и обязанности сторон установлены в ТК РФ, но их специфика конкретизируется в рамках трудовых, коллективных договоров (нормы глав 3-14).

Предмет отрасли опосредуется основными направлениями регулирования и предполагает следующие функции трудового законодательства:

  • Регулятивная. Ее смысл заключается в обеспечении применения норм трудового законодательства на практике: при составлении договоров, локальных нормативных актов – регламентов, приказов.
  • Сущность социальной функции заключается в приоритете прав и свобод человека (гражданина) в процессе труда, согласовании законных интересов работников, работодателя и государства.
  • Реализация защитной функции предполагает обязанности госорганов обеспечить охрану прав и свобод человека в процессе работы на предприятии.

Функции трудового законодательства взаимосвязаны. Они проявляются в процессе правоприменительной практики, которая определяет: какие предписания следует применять в рамках правоотношений между работником, работодателем и уполномоченными субъектами контроля.

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Коап 1632 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2016 г. по делу N 12-1632/2016 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2016 г. по делу N […]
  • Как встать в очередь на жилье калуга Уполномоченный по правам человека в Калужской области Вопрос-Ответ Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что объем Вашего сообщения в данном разделе ограничен. […]
  • Обзор судебной практики по ч1 ст1443 коап рф «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи БОЧАРНИКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОШИБКА: . » прорабатывая деятельность конкретного органа исполнительной власти, […]
  • 1 статьи 1229 коап Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил […]
  • Субъект 107 ук рф Статья 107 УК РФ. Убийство, совершенное в состоянии аффекта Текущая редакция ст. 107 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно […]
  • Телероман развод 55 56 серии ᴴᴰ Развод 100 101 серия 2015 Мелодрама,Телероман Опубликовано 3 лет назад ᴴᴰ Развод 100 101 серия 2015 Мелодрама,Телероман Развод 100101 серия HD 2015 Мелодрама,Телероман Все серии […]
  • Выплаты при увольнении при ликвидация отпуск по уходу Выплаты при увольнении при ликвидация отпуск по уходу Вопрос: Сотрудница выходит из отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, но работодатель ликвидируется и, соответственно, ее […]
admin

Обсуждение закрыто.