Пункт 6 статьи 169 нк рф

Пункт 6 статьи 169 нк рф

Ст. 169 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы

Ст. 169 НК РФ: официальный текст

Ст. 169 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 169 НК РФ рассказывает о счете-фактуре — документе, неразрывно связанном с НДС. Новшества, дополняющие и упрощающие ее применение, вносятся в статью постоянно, но количество вопросов при этом не снижается.

Когда создается счет-фактура (п. 3 ст. 169 НК РФ)?

Согласно тексту п. 3 статьи 169 НК РФ 2017 года счет-фактуру надо оформить:

  • Плательщикам налога по операциям, расцененным как налогооблагаемые (ст. 146 НК РФ).
  • Лицам, имеющим освобождение по ст. 145 и 145.1 НК РФ (п. 5 ст. 168 НК РФ).
  • Налоговым агентам по покупкам на территории России у зарубежных поставщиков (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ) или при пользовании госимуществом (п. 3 ст. 161 НК РФ).

О том, кто такие налоговые агенты по НДС, как они уплачивают налог, представляют декларацию и отражают данные в учете, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

Об особенностях вычета по НДС при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) вы можете прочитать в статье «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

Когда при покупке или аренде имущества можно получить статус налогового агента, читайте в статье «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

  • Плательщикам НДС по поступившим авансам и при изменении цены или объема уже произведенной отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ).
  • Неплательщикам НДС при продаже от своего имени или при перевыставлении счетов-фактур (пп. 1 и 3.1 ст. 169 НК РФ).

Не нужно оформлять этот документ:

  • По необлагаемым операциям и объектам (ст. 146 и 149 НК РФ). Это не требуется и налоговым агентам (письмо Минфина России от 19.03.2014 № 03-07-09/11822).
  • Неплательщикам НДС, являющимся таковыми по п. 3 ст. 143 НК РФ.
  • Спецрежимникам (п. 3 ст. 346.1, пп. 2 и 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ). Это касается, в том числе их продаж через посредников (письмо Минфина России от 31.05.2011 № 03-07-11/152).
  • С 01.01.2017 — иностранным организациям, которые подлежат постановке на учет в связи с оказанием интернет-услуг физическим лицам (п. 3.2 ст. 169 НК РФ).

Возможно не составлять документ:

  • При розничной продаже за наличку по чеку кассы или иному документу, его заменяющему (п. 7 ст. 168 НК РФ).
  • Письменном согласовании этого обстоятельства с покупателем, который не платит НДС (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Не потребуется тогда и составление документов на авансы (письмо Минфина России от 16.03.2015 № 03-07-09/13808). При этом продавец не лишается возможности оформить документ в единственном экземпляре (письмо Минфина России от 09.10.2014 № 03-07-11/50894).
  • Поступлении авансов по договорам на работы с длительным циклом, по продажам по ставке 0%, по операциям и объектам, которые не облагаются НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Какого вида документ выбрать?

Видов счетов-фактур несколько:

  • на продажу, к которому также относится перевыставляемый посредником документ;
  • на аванс;
  • корректировочный, который составляют при произошедшем после отгрузки изменении цены или количества;
  • исправительный, оформляемый при выявлении существенных технических ошибок в первых 3 видах документов.

Об исправлении счетов-фактур читайте в статье «Ошиблись в счете-фактуре – что и как исправлять».

Установленные формы бланка документа и порядок их заполнения содержит постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. При этом документы на продажу, аванс и исправительный к ним составляются на одном и том же бланке. Отличает их только набор обязательных для заполнения реквизитов.

Корректировочный же счет-фактура и исправительный к нему имеют особую форму в связи с необходимостью указания разниц, отражающих вносимые изменения. Кроме того, при совпадении параметров изменяемых позиций корректировочный документ может быть составлен одновременно по нескольким выставленным ранее документам (п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

С 01.10.2017 применяются новые формы счетов-фактур. Скачать их вы можете на нашем сайте.

Что статья 169 НК РФ (пп. 5, 5.1 и 5.2) относит к важным данным?

В зависимости от вида счета-фактуры информация, обязательная для его заполнения, складывается из определенного набора показателей. При этом во всех них должны присутствовать:

  • Реквизиты (номер и дата).
  • Сведения о продавце и покупателе: название, ИНН, адрес. С 01.10.2017 адрес приводится в соответствии с данными ЕГРЮЛ или ЕГРИП с указанием всех его элементов (до 01.10.2017 адрес указывался согласно учредительным документам (письмо Минфина России от 28.01.2015 № 03-07-09/2992).
  • Валюта, в которой отражены цифры документа.
  • Однозначное наименование объекта продажи.
  • Общая стоимость продажи без налогов и с налогами, величина налогов, ставка НДС, если налог есть.
  • Подписи лиц, на которых возложено такое право.
  • КПП продавца и покупателя (постановления ФАС Московского округа от 27.02.2010 № КА-А40/1164-10, Центрального округа от 27.01.2010 № А35-3983/07-С21).
  • Информация о грузоотправителе и грузополучателе при реализации услуг и поступлении авансов. В документе, составленном одновременно на продажу товара и услуг, эти данные обязательны (письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-07-09/51). Данные платежного документа при оформлении продажи, если ей не предшествовало получение авансового платежа. Для счета-фактуры, оформляемого на аванс, этот реквизит обязателен (подп. 3 п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Допустимо указание номера, содержащего только последние 3 цифры (письмо Минфина России от 19.09.2014 № 03-07-09/46986).
  • Данные, связанные с единицей измерения (количество), если единица измерения не определена (п. 5 ст. 169 НК РФ).
  • Величина налогов и ставка НДС, если налоги отсутствуют. Лица, освобождаемые от НДС, но не от обязанности оформления счета-фактуры, в местах, отведенных для информации об НДС, пишут: «Без НДС» (подп. «ж», «з» п. 2 Правил заполнения счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
  • Данные об иностранном происхождении товара, если он произведен в РФ. С 01.10.2017 приводятся данные о стране происхождения товаров и регистрационный номер таможенной декларации (до 01.10.2017 указывался не регистрационный номер таможенный декларации, а номер таможенной декларации). См. также «Регистрационный номер таможенной декларации — в счете-фактуре теперь должен быть именно он».

При поступлении из нескольких стран приводятся данные по всем ним (письмо Минфина России от 23.04.2015 № 03-07-08/23285), а если определить страну ввоза оказывается невозможным, эти сведения могут отсутствовать (письмо Минфина России от 05.02.2015 № 03-07-09/4572).

Об ошибках в заполнении счета-фактуры, которые не приводят к отказу в вычете НДС, читайте в статье «Какие ошибки в заполнении счета-фактуры не критичны для вычета НДС?».

Кроме того, в документах определенного вида необходимо указать следующую дополнительную информацию:

  • В документах посредников — данные об агенте, которые рекомендуется приводить под строкой данных о идентификаторе госконтракта, чтобы не менять основную последовательность реквизитов (письмо Минфина России от 20.07.2012 № 03-07-09/87).
  • В корректировочном документе — реквизиты документа (или документов), которых касается изменение цены или количества (подп. «б») п. 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства № 1137).
  • В исправительном документе — данные об исправляемом документе (подп. «б») п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, подп. «б» п.1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства № 1137).

Какие дефекты сделают документ негодным?

Непригоден для вычета (п. 2 ст. 169 НК РФ) документ, в котором:

  • сведения о лицах, указанных в нем, отсутствуют или принципиально неверны;
  • невозможно однозначно определить объект продажи;
  • отсутствуют или приведены с ошибками стоимость продажи, ставка и величина налога (письма Минфина России от 19.04.2017 № 03-07-09/23491, от 18.09.2014 № 03-07-09/46708, от 30.05.2013 № 03-07-09/19826);
  • отсутствует или неправильно указана валюта (письмо Минфина России от 11.03.2012 № 03-07-08/68).

Какие дефекты не критичны?

Допускаются дефекты, не мешающие достоверному определению основных данных, внесенных в документ (п. 2 ст. 169 НК РФ):

  • Явные опечатки в сведениях о лицах, отраженных в нем (письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-11/130).
  • Отсутствие номера документа, его указание с нарушением порядка или при наличии символов, не установленных правилами заполнения (письмо Минфина России от 22.05.2012 № 03-07-09/59, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2013 № А21-3191/2012, постановление ФАС Центрального округа от 08.04.2013 по делу № А14-7612/2011).
  • Отсутствие или указание с ошибками кодов показателей (письма Минфина России от 26.03.2012 № 03-07-09/27, ФНС России от 04.09.2012 № ЕД-4-3/[email protected], от 18.07.2012 № ЕД-4-3/[email protected]), а также когда в качестве страны происхождения российских товаров отмечена РФ (письмо Минфина России от 10.01.2013 № 03-07-13/01-01).
  • Ошибки в сведениях о ГТД (письмо УФНС России по г. Москве от 08.11.2013 № 16-15/[email protected], постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.07.2015 № Ф08-2928/2015 по делу № А01-1401/2014, постановление ФАС Московского округа от 28.02.2013 по делу № А40-56451/12-20-314).
  • Пустые графы вместо прочерков в них или проставление прочерков вместо записи об отсутствии акцизов (письмо Минфина РФ от 18.04.2012 № 03-07-09/37).
  • Неточные (с пропуском промежуточных документов) ссылки на исправляемый или корректируемый документ (письмо ФНС России от 10.12.2012 № ЕД-4-3/[email protected]).
  • Подписание разных экземпляров одного документа разными лицами (письма Минфина России от 27.06.2017 № 03-07-05/40316, от 03.07.2013 № 03-07-15/25437, ФНС России от 19.07.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).
  • Внесение в документ дополнительных реквизитов или проставление печати (письма Минфина России от 16.06.2014 № 03-07-09/28664, от 10.04.2013 № 03-07-09/11863,).

Когда документ составляется с прочерками?

Прочерк в соответствующем месте счета-фактуры используется, если нет данных для проставления показателя (постановление № 1137). Например, наличие прочерков оправдано при составлении документов:

  • По авансам, услугам, продаже прав, для которых не указываются грузоотправитель и грузополучатель и могут отсутствовать сведения о единице измерения и связанных с ней количестве и цене (письмо УФНС России по г. Москве от 15.03.2012 № 16-15/22629).
  • По объектам продажи, созданным (переработанным) в РФ, или тем, для которых невозможно указать страну их происхождения (письма Минфина России от 15.08.2013 № 03-07-08/33247, от 26.12.2014 № 03-07-08/67893).
  • По товарам из Таможенного союза, при ввозе из которого ГТД не оформляют и в связи с этим не нужны сведения о месте происхождения (письма Минфина России от 12.09.2012 № 03-07-14/88, от 25.07.2012 № 03-07-13/01-43).
  • По товарам из Европейского союза, для которого не существует особого кода, и тогда при наличии наименования союза в качестве страны прочерк будет присутствовать по графе ее кода (письма Минфина России от 19.07.2012 № 03-07-09/68, ФНС России от 04.09.2012 № ЕД-4-3/[email protected]).

У кого по ст. 169 НК РФ (п. 6) есть право подписи?

Счет-фактуру, созданный на бумаге, подписывают:

  • От фирмы — руководитель и главбух или иные лица (или одно лицо), имеющие доверенность. Для главбуха доверенность не нужна (письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-09/53005). При использовании доверенности реквизиты этого документа отмечаются рядом с расшифровкой подписи. Расшифровкой служат фамилия и инициалы (письмо Минфина России от 10.04.2013 № 03-07-09/11863). Можно привести также должность доверенного лица (письмо Минфина России от 23.04.2012 № 03-07-09/39).
  • За ИП — сам ИП или его представитель по доверенности.

Допускается подписание разных экземпляров одного и того же документа разными лицами, если это обусловлено особенностями документооборота продавца (письма Минфина России от 03.07.2013 № 03-07-15/25437, ФНС России от 19.07.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).

Использование факсимильных подписей неприемлемо (письмо Минфина России от 27.08.2015 № 03-07-09/49478).

Для подписи электронного документа применяется усиленная квалифицированная электронная подпись (п. 6 ст. 169 НК РФ) одного из следующих лиц:

  • руководителя фирмы;
  • ИП;
  • уполномоченного лица.

В течение какого срока делается счет-фактура?

Счет-фактуру составляют (выставляют) не позже 5-го календарного дня (п. 3 ст. 168 НК РФ в согласовании с п. 2 ст. 6.1 НК РФ), следующего за событием, с которым он связан:

  • за отгрузкой;
  • получением аванса;
  • согласованием факта изменения цены или количества уже реализованного товара.

Если последний день этого срока выпадает на выходной день, его окончание переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Обычно счет-фактура оформляется на каждое событие отдельно, но возможно составление одного документа на все отгрузки, сделанные в адрес 1 покупателя за 1 день (письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-09/44).

Если отгрузка происходит в непрерывном режиме (энергоресурсы или аренда), то документ допустимо оформить 1 раз за весь месяц или квартал (письма Минфина России от 22.04.2015 № 03-07-09/22983, 25.06.2008 № 07-05-06/142, от 17.02.2009 № 03-07-11/41).

Оформление счета-фактуры датой, превышающей 5-дневный срок, не должно повлечь проблемы с вычетом у покупателя (письмо Минфина России от 25.01.2016 № 03-07-11/2722, постановление ФАС Поволжского округа от 15.04.2014 по делу № А65-11811/2013).

В чем изюминка документа подразделения?

Документы, оформляемые подразделениями, имеют следующие особенности:

  • Их номер содержит указание (через дробь) на номер подразделения (п. 1 Правил заполнения счетов-фактур, п. 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры).
  • В качестве продавца указывается основная фирма, но с КПП подразделения (см. письмо Минфина России от 18.05.2017 № 03-07-09/30038). При этом при продаже в страны Таможенного союза допустимо указание КПП основной фирмы (письма Минфина России от 03.06.2014 № 03-07-15/26524, ФНС России от 08.07.2014 № ГД-4-3/[email protected]).
  • В качестве грузоотправителя указывается тот, кто фактически отгрузил товар, в том числе это может быть подразделение (письма Минфина России от 03.06.2014 № 03-07-15/26524, ФНС России от 08.07.2014 № ГД-4-3/[email protected]).

Если подразделение выступает как покупатель, то особенности оформления документов для него таковы (письма Минфина России от 04.05.2016 № 03-07-09/25719, от 26.02.2016 № 03-07-09/11029, от 03.06.2014 № 03-07-15/26524,, от 13.04.2012 № 03-07-09/35):

  • В качестве покупателя указывается основная фирма, но с КПП подразделения.
  • В качестве грузополучателя указывается тот, кто фактически получает товар, — основная фирма или подразделение.

Что выделяет счет-фактуру ИП?

В документе, составленном ИП, особенными будут такие данные:

  • В качестве наименования продавца, а при необходимости и грузоотправителя приводится Ф. И. О. индивидуального предпринимателя.
  • В качестве адреса продавца для ИП указывается его место жительства, указанное в ЕГРИП.
  • КПП, не присваиваемый ИП, в счете-фактуре не отражается никогда.
  • Дополнительно приводятся данные свидетельства о госрегистрации ИП. Можно указать ОГРНИП в дополнительной строке после подписи ИП.

В какой форме может существовать счет-фактура?

У счета-фактуры есть две формы (п. 1 ст. 169 НК РФ):

  • Бумажная, которую, как правило, составляют в 2 экземплярах и хранят соответственно у продавца и покупателя.
  • Электронная, для применения которой нужны необходимые технические средства и согласие контрагента. Хранится она в электронном виде (письмо ФНС России от 06.02.2014 № ГД-4-3/[email protected]). При этом не запрещается оформление бумажных документов (письмо Минфина России от 12.09.2013 № 03-07-09/37682), но тогда их электронный вариант покупателю повторно не направляется (письмо ФНС России от 17.06.2013 № ЕД-4-3/10769).

С 07.05.2016 по 30.06.2017 электронный счет-фактуру можно было создать как в формате, утвержденном приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/[email protected] , так и формате, утвержденном приказом ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/[email protected] С 01.07.2017 электронный счет-фактура создается только в формате, утвержденном приказом № ММВ-7-15/[email protected]

В соответствии с постановлением Правительства от 19.08.2017 № 981 форма счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры изменяется с 01.10.2017, и, следовательно, можно ожидать изменения формата представления этих документов в электронном виде. Однако на момент подготовки настоящей статьи новый формат электронного счета-фактуры еще не утвержден.

О порядке заполнения счета-фактуры по форме, применяемой с 01.10.2017, читайте в статье «Как заполнить новую форму счета-фактуры с октября 2017 года?».

Полученный в электронной форме счет-фактуру по запросу ИФНС можно представить на проверку через ТКС (письмо ФНС России от 09.09.2015 № СА-4-7/15871).

Налоговый кодекс РФ (глава 21 Налог на добавленную стоимость)

1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога (НДС) к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. (в ред. Федерального «закона» от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и «порядком». (абзац введен Федеральным «законом» от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2. Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных «пунктами 5», «5.1» и «6» настоящей статьи.

Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных «пунктами 5» и «6» настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. (п. 2 в ред. Федерального закона от 17.12.2009 «N 318-ФЗ»)

3. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести «журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур», «книги покупок» и «книги продаж», если иное не предусмотрено «пунктом 4» настоящей статьи:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со «статьей 149» настоящего Кодекса;

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

4. Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, банком развития — государственной корпорацией, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со «статьей 149» настоящего Кодекса. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 «N 166-ФЗ», от 19.07.2011 «N 245-ФЗ»)

5. В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны: (в ред. Федерального «закона» от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры; (в ред. Федерального «закона» от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания); (в ред. Федерального «закона» от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания); (в ред. Федерального «закона» от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

До утверждения Правительством РФ формы счета-фактуры, предусматривающей показатель «наименование валюты» и порядок заполнения этого показателя, указывать в счетах-фактурах наименование валюты не требуется («письмо» Минфина РФ от 12.10.2010 N 03-07-09/46)

6.1) наименование валюты; (пп. 6.1 введен Федеральным «законом» от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога; (в ред. Федерального «закона» от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога; (в ред. Федерального «закона» от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; (в ред. Федерального «закона» от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога; (в ред. Федерального «закона» от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации. (в ред. Федерального «закона» от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

Сведения, предусмотренные «подпунктами 13» и «14» настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах. (в ред. Федерального «закона» от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

5.1. В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры; (в ред. Федерального «закона» от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

До утверждения Правительством РФ формы счета-фактуры, предусматривающей показатель «наименование валюты» и порядок заполнения этого показателя, указывать в счетах-фактурах наименование валюты не требуется («письмо» Минфина РФ от 12.10.2010 N 03-07-09/46)

4.1) наименование валюты; (пп. 4.1 введен Федеральным «законом» от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок. (п. 7 введен Федеральным «законом» от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя. (в ред. Федерального «закона» от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с «законодательством» Российской Федерации. (абзац введен Федеральным «законом» от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

7. В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте. (в ред. Федерального «закона» от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

До утверждения Правительством РФ документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 169 (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ), составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляются с учетом требований, установленных до дня вступления в силу Федерального «закона» от 27.07.2010 N 229-ФЗ («пункт 4 статьи 10» Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

8. Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации. (п. 8 в ред. Федерального «закона» от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

9. «Порядок» выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (п. 9 введен Федеральным «законом» от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

Статья 169 НК РФ. Счет-фактура

1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.

Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, исчисленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Корректировочный счет-фактура, составленный при изменении стоимости отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае изменения цены и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров, является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи.

Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Невыполнение не предусмотренных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи требований к корректировочному счету-фактуре, выставленному продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету продавцом суммы налога.

Положения настоящего пункта применяются также к счетам-фактурам, корректировочным счетам-фактурам, выставляемым налогоплательщиком покупателю, исполняющему обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

3. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются;

1.1) при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза;

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

3.1. Налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае определения ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае, если при определении ими налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

В журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные на сумму дохода в виде вознаграждения при исполнении указанных в настоящем пункте договоров.

3.2. Иностранные организации, подлежащие постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, счета-фактуры не составляют, книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, не ведут.

4. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ.

5. В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

6.1) наименование валюты;

6.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

13) исключен. — Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации;

15) код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, указываются в отношении товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза.

Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

5.1. В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

4.1) наименование валюты;

4.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

5.2. В корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, должны быть указаны:

1) наименование «корректировочный счет-фактура», порядковый номер и дата составления корректировочного счета-фактуры;

2) порядковый номер и дата составления счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

3) наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

4) наименование товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания), по которым осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема);

5) количество (объем) товаров (работ, услуг) по счету-фактуре (счетам-фактурам) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

6) наименование валюты;

6.1) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога до и после изменения цены (тарифа);

8) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) без налога до и после внесенных изменений;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

12) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

13) разница между показателями счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Налогоплательщик вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее.

6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

8. Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарии к ст. 169 НК РФ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила), которыми предусмотрен состав показателей счета-фактуры. Поэтому при заполнении счетов-фактур следует руководствоваться Правилами.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 — 8 статьи 171 НК РФ.

Исходя из формального толкования пункта 2 статьи 169 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2010) следует, что если счет-фактура заполнен с нарушением пунктов 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ, вычет в любом случае неправомерен.

Именно такой позиции придерживались и официальные органы.

Минфин России в письме от 27.07.2006 N 03-04-09/14 разъяснил, что согласно пунктам 5 и 6 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны соответствующие реквизиты, в том числе адреса и идентификационные номера налогоплательщика, номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), и т.д.

По мнению Минфина России, счета-фактуры, в которых неверно заполнены или не отражены указанные реквизиты, следует рассматривать как составленные с нарушением требований НК РФ и, соответственно, суммы налога на добавленную стоимость, указанные в этих счетах-фактурах, вычету не подлежат.

Однако данный подход, хотя и прямо соответствуя положениям НК РФ, не в полной степени отвечает позиции, сформированной Пленумом ВАС РФ в ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В судебной практике при оценке арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды Постановлением N 53 у налогоплательщика установлен принцип презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.

В Постановлении N 53 установлен конкретный и исчерпывающий перечень обстоятельств, наличие которых может свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды.

Иные обстоятельства признания необоснованной налоговой выгоды могут быть установлены только в совокупности и взаимосвязи друг с другом.

Постановление N 53 нормативно закрепило существующие в мире доктрины:

— деловой цели (для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);

— существа над формой (если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции);

— экономическая целесообразность сделки (о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг).

Учитывая данную позицию Пленума ВАС РФ, можно сделать вывод, что единичные, технические, грамматические и иные подобные ошибки в счете-фактуре сами по себе не препятствуют реализации права налогоплательщика на применение налоговых вычетов, если налогоплательщиком соблюдены иные условия применения налоговых вычетов (предусмотренные статьями 169, 171 и 172 НК РФ), и все представленные им в налоговый орган документы позволяют удостовериться, что конкретная операция осуществлялась, поставщик и покупатель — это реально существующие хозяйствующие субъекты, а указанные в документах цены соответствуют действительности.

Однако такой вывод прямо из положений НК РФ до 01.01.2010 не проистекал, и правомерность следования именно такому подходу налогоплательщик должен был доказывать в судебном порядке.

В судебной практике сформировался подход, в соответствии с которым отсутствие почтового индекса продавца в счете-фактуре не является нарушением статьи 169 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 318-ФЗ) (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 10.01.2007, 11.01.2007 N КА-А40/13018-06, ФАС Центрального округа от 07.02.2006 N А54-5150/2005-С5).

ФАС Московского округа в Постановлении от 16.01.2006, 12.01.2006 N КА-А40/13545-05 не принял довод налогового органа о том, что в счете-фактуре при написании наименования организации заявителя допущена ошибка, и потому указанный счет-фактура не может быть принят к вычету. Как указал суд, все необходимые реквизиты соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ИНН, что позволяет идентифицировать организацию как покупателя.

Представляется, что данный вывод суда можно по аналогии применять и в случае ошибки в написании наименования продавца.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 02.09.2004 N А49-2151/04-353А/13 суд установил, что в счете-фактуре отсутствует указание организационно-правовой формы покупателя. При этом имеется его наименование, ИНН и полный почтовый адрес, то есть реквизиты, которые являются обязательными согласно пунктам 5 и 6 статьи 169 НК РФ для идентификации лиц, участвующих в сделке. В связи с этим техническая ошибка при заполнении счета-фактуры поставщиком не должна лишать покупателя права на применение налогового вычета при соблюдении им всех предусмотренных требований статей 170 — 172 НК РФ.

В Постановлении ФАС Московского округа от 14.11.2005 N КА-А40/10956-05 суд установил, что в счете-фактуре имеются все необходимые для идентификации покупателя реквизиты, а ошибка технического характера в указании наименования организационно-правовой формы покупателя не препятствует осуществлению налогового контроля.

Представляется, что данные выводы суда можно по аналогии применять и в случае неуказания в счете-фактуре организационно-правовой формы продавца.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 07.12.2004 N А08-3961/04-16 не принял во внимание ссылку налогового органа на то, что в счете-фактуре не указан продавец товара, так как имела место техническая ошибка — вместо наименования продавца указан адрес продавца. По мнению суда, выявленная техническая неточность не препятствовала идентификации продавца, в силу чего не могла повлиять на результаты налоговой проверки, поскольку не привела к изменению существенных для налогового учета данных (наименование товаров, их количество, стоимость, сумма НДС, предъявленная покупателю, и др.). При таких обстоятельствах суд признал, что данный счет-фактура не лишается доказательственной силы.

Как отметил ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21.07.2009 N А74-24/09, поскольку ИНН служит для идентификации налогоплательщиков в гражданских и публичных правоотношениях, неправильное указание в счетах-фактурах ИНН поставщика не позволяет достоверно установить факт осуществления реальных хозяйственных отношений, и препятствует налоговому контролю в рамках данных правоотношений. С учетом изложенного, в связи с нарушением требований статьи 169 НК РФ суд отказал организации в принятии к вычету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам поставщика.

В то же время, ранее ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25.06.2008 N А19-15556/07-15-Ф02-2723/08 установил, что единственным нарушением в счете-фактуре, выставленном поставщиком, явилось указание ИНН продавца с ошибкой в одной цифре. Суд пришел к выводу, что такая ошибка является опечаткой, не влекущей возникновения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 169 НК РФ. В данном случае единственная ошибочная цифра в ИНН продавца не препятствует его идентификации и возможности проверки реальности сделок, проверки фактического перечисления налога на добавленную стоимость в бюджет.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 08.04.2008 N А65-28490/07 установил, что сама по себе техническая ошибка, допущенная поставщиком при составлении спорного счета-фактуры, не привела к неуплате налога на добавленную стоимость и, соответственно, не может быть положена в основу отказа в представлении вычета по налогу на добавленную стоимость. Более того, покупатель не должен нести ответственность и отвечать за невнимательность поставщика, выраженную в пропуске одной цифры при указании в счете-фактуре своего ИНН. К тому же все иные необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать покупателя и продавца, в счете-фактуре были указаны, иных замечаний со стороны налогового органа по поводу составления указанного документа не последовало.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.10.2008 N А56-9363/2008 указал, что единственная ошибочная цифра ИНН подрядчика (вместо ИНН 7802218484 был указан ИНН 7802218485) не препятствует его идентификации и возможности проверки реальности сделки. Все данные о продавце (наименование юридического лица, адрес места нахождения, ИНН, КПП), имеющиеся в счетах-фактурах, полностью соответствуют данным, содержащимся в договорах, заключенных с продавцом, в связи с чем у покупателя не было оснований для проверки данных, указанных в счетах-фактурах.

ФАС Московского округа в Постановлении от 16.08.2005, 10.08.2005 N КА-А40/7594-05 посчитал, что идентификационный номер покупателя является обязательным реквизитом счета-фактуры и его отсутствие в счетах-фактурах, при непредставлении исправленных счетов-фактур, является основанием для отказа в принятии НДС к вычету.

Позиция о том, что отказ в вычете НДС правомерен, если в счете-фактуре неверно указан ИНН покупателя, изложена также в Постановлении ФАС Центрального округа от 21.09.2009 N А68-9056/2008-552/18.

В то же время ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, А33-15634/04-С3-Ф02-3474/07 установил, что нарушения в счетах-фактурах заключаются в указании ИНН покупателя с ошибкой в одной цифре. Суд пришел к выводу, что такая ошибка является опечаткой, не влекущей возникновения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 169 НК РФ. В данном случае единственная ошибочная цифра в ИНН покупателя не препятствует его идентификации и возможности проверки реальности сделок, проверки фактического перечисления налога на добавленную стоимость в бюджет.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 21.02.2008 N А56-2289/2007, учитывая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, а также то обстоятельство, что сам факт уплаты налога по счетам-фактурам налоговым органом не оспаривается, отклонил его доводы, касающиеся неправильного указания ИНН покупателя, поскольку указанное нарушение в данном случае является несущественным и не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов. На основании указанных счетов-фактур имеется возможность идентифицировать покупателя, установить фактическое получение продукции и факт ее оплаты с учетом налога.

Позиция о том, что единственная или техническая ошибка, допущенная в счете-фактуре при указании ИНН покупателя, содержится также в Постановлениях Северо-Западного округа от 18.12.2007 N А05-13752/2006-11, Восточно-Сибирского округа от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, Северо-Кавказского округа от 08.07.2009 N А32-25288/2008-63/314.

ФАС Московского округа в Постановлении от 16.08.2005, 10.08.2005 N КА-А40/7594-05 указал, что адрес покупателя является обязательным реквизитом счета-фактуры и его отсутствие в счетах-фактурах, при непредставлении исправленных счетов-фактур, является основанием для отказа в принятии НДС к вычету.

В то же время ФАС Московского округа в Постановлении от 07.11.2006, 08.11.2006 N КА-А40/10849-06 признал необоснованным довод налогового органа о том, что в счете-фактуре неправильно указан адрес покупателя, поскольку расхождение в адресе, указанном в счете-фактуре — ул. Флоцкая, и реальным адресом покупателя — ул. Флотская, объясняется грамматической ошибкой при оформлении документа и не может влиять на правомерность принятия к вычету НДС по указанному счету-фактуре.

Суды с учетом конкретных обстоятельств дела в некоторых случаях признавали правомерным вычет НДС при ошибке в указании адреса продавца.

Как отметил ФАС Московского округа в Постановлении от 23.03.2005 N КА-А40/1789-05, ошибка в указании адреса при наличии иных сведений о покупателе, продавце, грузополучателе, грузоотправителе, размере НДС, подлежащих отражению в документе в соответствии с требованиями НК РФ, не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.03.2008 N Ф04-2042/2008(2433-А81-34) поддержал позицию нижестоящего суда о том, что ошибочное указание одной цифры в трехзначном номере дома при указании адреса продавца само по себе не свидетельствует о неправомерном налоговом вычете, если иные обстоятельства получения необоснованной налоговой выгоды не доказаны налоговым органом.

С 01.01.2010 пункт 2 статьи 169 НК РФ изложен в новой редакции.

Таким образом, ошибка счете-фактуре, если при этом остальные требования, установленные для применения налоговых вычетов, соблюдены:

— применительно к правоотношениям, возникшим до 01.01.2010, учитывая позицию Минфина России, является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога; противоположную позицию, учитывая судебную практику, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде;

— применительно к правоотношениям, возникшим после 01.01.2010, может не являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, учитывая указание пункта 2 статьи 169 НК РФ о том, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

В пункте 2 статьи 169 НК РФ не указано, какое количество ошибок и по каким показателям счета-фактуры не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, если это не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

Пунктом 2 статьи 169 НК РФ установлен принцип, согласно которому при решении вопроса о правомерности применения налоговых вычетов должно учитываться, препятствуют ли ошибки в счете-фактуре налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

Таким образом, положение о том, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, может применяться для случаев, когда ошибки в счете-фактуре имеются в нескольких строках.

Смотрите еще:

  • Уведомление как ип подать на освобождение от ндс Как получить освобождение от уплаты НДС в 2017-2018 годах? Освобождение от уплаты НДС — это общее понятие, за которым скрываются 2 совершенно разных основания не платить «добавленный» […]
  • Сколько получают опекуны в москве Выплаты опекунам за несовершеннолетнего ребенка, недееспособных людей. Граждане, принявшие в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, могут рассчитывать на получение […]
  • Средства на содержание родителей Алименты на содержание родителей Порой семейные конфликты приводят к ситуации, когда совершеннолетние дети отказывают нетрудоспособным родителям в материальной помощи, не проявляя […]
  • Статьей 197 коап рф Статья 19.7. Непредставление сведений (информации) СТ 19.7 КоАП РФ Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), […]
  • Может ли опекун подать на алименты на родителей ребёнка Органы опеки потребовали опекуна подать на алименты Уважаемая бабушка, по законодательства, могут. Разъясняю. Опекун обязан заботиться о содержании своего подопечного, защищать его права […]
  • Мировой суд егорова Мировой суд егорова Судебный участок №5 Фрунзенского района г.Владимира Аппарат мирового судьи мировой судья Ёжкина Ольга Михайловна Телефон: 8 (4922) 21 88 30 помощник судьи Князева […]
  • Семейный кодекс пенсия ребенка Глава 9. Права и обязанности супругов на содержание. Статья 75. Право одного из супругов на содержание. 1. Жена, муж должны материально поддерживать друг друга. 2. Право на […]
  • Ленинский мировой суд в тюмени Ленинский мировой суд в тюмени БРАНТ Елена Яковлевна Помощник мирового судьи ИВАНОВА Лилия Николаевна Телефон: 8 (3452) 28-66-63 Секретарь судебного заседания КАРИМОВА Динара […]
admin

Обсуждение закрыто.