Безопасность движения на железнодорожном транспорте учебник

Безопасность движения на железнодорожном транспорте учебник

Боровикова М. С. Организация движения на железнодорожном транспорте

УДК 656.223:629.42
ББК 39.28
Б83

Боровикова М. С. Организация движения на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. — М.: Маршрут, 2003. — 368 с.

Изложены теоретические основы эксплуатационной работы железных дорог, принципы использования электронно-вычислительной техники в системах, обеспечивающих безопасность движения и совершенствование управления перевозочным процессом, новые достижения науки и практики в объеме примерной программы для техникумов (колледжей) по специальности 2401; рассмотрены технология работы железнодорожных станций и узлов, вопросы организации вагонопотоков на полигонах, порядок разработки графиков движения поездов, оперативное командование на всех уровнях управления; даны понятия и методика расчета пропускной и провозной способности железнодорожных линий, способы их увеличения; изложены основы технического нормирования и регулирования перевозок, представлена система организации пассажирского движения.

Отражены изменения в связи с реорганизацией структуры управления железнодорожным транспортом и необходимостью внедрения в производство прогрессивной и ресурсосберегающей технологии в условиях формирующегося рынка; приведены некоторые вопросы по экономическому обоснованию принимаемых решений.

Предназначен для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта и может быть использован инженерно-техническими работниками эксплуатационной специальности.

© Боровикова М.С., 2003
© Издательство «Маршрут», 2003

Гапеев В.И. Безопасность движения на железнодорожном транспорте

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Мн.: Полымя, 1996 — 360 стр.

Рассматриваются особенности пользования средствами сигнализации и связи, разъясняется порядок действий при приеме, отправлении поездов и производстве маневров в условиях нарушения нормального функционирования устройств СЦБ, при производстве путевых и других ремонтных и строительных работ, в нестандартных и аварийных ситуациях, затрагиваются многие другие вопросы, касающиеся обеспечения безопасности движения и предупреждения травматизма на железнодорожном транспорте. Анализируются причины нарушений, допускаемых человеком-оператором в зависимости от его психофизиологического состояния, внешних и других факторов.
Предназначена для начальников станций, ревизиоров движения, диспетчеров, дежурных по станциям, специалистов дистанций пути, сигнализации и связи, машинистов и других работников, связанных с движением поездов.

Безопасность движения на железнодорожном транспорте учебник

Железные дороги всегда были одним из основных видов транспорта при перевозке грузов в нашей стране, поскольку перемещение достаточно значимых объемов грузов на большие расстояния другими видами транспорта в России было попросту невозможно. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации имеет исключительное значение в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социально-значимых услуг по перевозке пассажиров и грузов. В силу природно-климатических и политико-экономических условий нашей страны, ее огромных сухопутных пространств он несет основную нагрузку по перевозкам. Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема безопасности на железнодорожном транспорте стояла, рассматривалась и решалась странами мира в разной степени. В нынешних суровых экономических реалиях поезда РЖД играют крайне важную роль в наполнении бюджета страны. Учитывая сей факт, производители данной техники прилагают максимум усилий для повышения ее эффективности и снижения себестоимости. Так, Брянским машиностроительным заводом в 2015 году были созданы новые магистральные тепловозы 2ТЭ25КМ. Эта модель обеспечивает увеличение массы транспортируемых составов, снижает свои эксплуатационные показатели. Инженерам удалось значительно повысить коэффициент использования дизеля. При этом кабина машиниста находится в соответствии со всеми международными требованиями комфорта и обеспечения безопасности. Используется также система пассивной защиты, способная надежно обезопасить бригаду локомотива от травм в случае аварийного столкновения. Имеется и система кондиционирования. Специальный независимый обогреватель при необходимости прогревает воздух до требуемой температуры. С целью повышения комфорта персонала эти новые тепловозы снабжены материалами на вибродемпфирующей основе. Значительно повышен уровень эргономики кабины. Чтобы обеспечить своих клиентов самым экономичным сочетанием видов транспорта, железные дороги формируют все больше коммерческих альянсов с судоходными компаниями и компаниями по перевозке грузов на автотранспорте. Независимые экспедиторы грузов выполняют ту же функцию, причем некоторые из них пользуются каналами электронной коммерции. В США, например, грузоперевозки с использованием нескольких видов транспорта занимают второе место по объему, уступая только транспортировке угля, а контейнерные перевозки представляют собой быстро растущий сегмент бизнеса железнодорожных грузоперевозок. Развитие оборудования для погрузки двойных штабелей в течение последних 20 лет значительно добавило привлекательности контейнерным железнодорожным грузоперевозкам. Целью данной работы является изучение обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорт. При этом можно выделить следующие основные задачи: — рассмотреть железнодорожный транспорт, его развитие; — изучить проблему безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорт; — рассмотреть методы и способы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорт; — рассмотреть уголовное делопроизводство в отношении нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Объектом данного исследования выступает движение и эксплуатация железнодорожного транспорт. Предметом — обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорт.

В результате выполнения данной работы можно сделать следующие выводы: Для того что бы увеличить безопасность движения на железнодорожном транспорте — нужно осуществлять комплекс профилактических мер, которые должны предусматривать: 1. Укомплектование и расстановку кадров в соответствии с установленными нормативами численности и профессиональными требованиями. 2. Профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов. 3. Научно обоснованную организацию труда и управления производством. 4. Укрепление трудовой и технологической дисциплины, решение социальных вопросов. 5. Периодическое медицинское обследование работников, связанных с движением поездов, а также предрейсовый контроль за состоянием здоровья локомотивных бригад. 6. Организацию технического обучения кадров и повышение их квалификации, отработку практических навыков действий в нестандартных ситуациях. 7. Периодические испытания работников, связанных с движением поездов в знании ПТЭ, других нормативных актов и должностных инструкций. 8. Анализ состояния безопасности движения, выявление «узких» мест, разработку и осуществление мер по их устранению. 9. Регулярное проведение внезапных поверок несения службы работниками, связанными с движением поездов и маневровой работой. 10. Проведение еженедельных дней безопасности движения. 11. Широкое использование материальных и моральных форм стимулирования обеспечения безопасности движения, а также применение материальной ответственности за причинённый ущерб от брака, аварии или крушения. 12. Расследование каждого случая нарушения безопасности движения с разбором результатов в установленном порядке. 13. Осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, железнодорожных переездов и других технических средств транспорта. 14. Содержание в исправном состоянии и эффективное использование средств дефектоскопии и системы диагностики. 15. Осуществление по утверждённому графику проверок состояния и использование устройств и приборов безопасности с принятием мер по устранению выявленных недостатков. 16. Проведение постоянной работы по созданию и внедрению новых устройств, приборов безопасности и систем диагностики в соответствии с Государственной программой по повышению безопасности движения и имеющимся разработками на местах. 17. Проведение осмотра хозяйства и ревизии железных дорог, отделений железных дорог и предприятий с установленной периодичностью. 18. Рассмотрение результатов весеннего и осеннего осмотра технических средств, степени готовности хозяйства и кадров к перевозкам в зимних условиях. В числе требования к устройству и оборудованию железнодорожных переездов – запрет открытия трамвайного и троллейбусного движения на эксплуатируемых железнодорожных переездах, требования об обеспечении на нерегулируемых железнодорожных переездах водителям транспортных средств, находящихся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, видимости приближающегося с любой стороны поезда (расстояние видимости установлено от 100 до 600 м с учетом скорости движения поездов). Также установлены требования к освещенности железнодорожных переездов, к оборудованию их пешеходными дорожками. Регламентируется организация работы и обязанности дежурного по железнодорожному переезду, составлена схема оповещения должностных лиц при нарушении нормальных условий работы железнодорожного переезда. Утвержденные условия обязательны для всех организаций железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства независимо от их принадлежности, а также для работников этих организаций. В основе успешной реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» и Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года лежат крупные инновационные проекты. Их разработка и реализация возможны только при консолидации научного потенциала отраслевых научных центров и лабораторий при вузах, а также ресурсов основных представителей бизнеса на принципах государственно–частного партнерства. Совет считает, что для этого необходима разработка перспективных долгосрочных отраслевых программ научно–технического развития на базе инновационных проектов. Также целесообразно рассмотреть вопрос создания при Минтрансе России экспертного совета, включающего ведущих ученых отрасли по всем научным направлениям, который будет принимать непосредственное участие в разработке комплексных программ научно–технического развития отрасли, проводить экспертизу уровня научного обоснования и организационной проработки научно–технических проектов в рамках реализации ФЦП, анализ их инвестиционной привлекательности. В последнее время наиболее остро стоит вопрос обеспечения транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта. Проблема специализации в данной области является актуальной, однако есть ряд особенностей в ее решении. С их учетом представляется необходимым организовать центры подготовки и переподготовки работников железнодорожного транспорта по вопросам транспортной безопасности на базе отраслевых вузов. В этих центрах будет проходить обучение специалистов, имеющих базовое железнодорожное образование или профессию в области безопасности, проработавших в отрасли достаточное количество времени и зарекомендовавших себя с положительной стороны. Кроме того, требуется разработать программы подготовки работников железнодорожного транспорта в центрах применительно к имеющейся у них специализации. Количество учебных центров рациональнее всего определить в соответствии с территориальным делением холдинга ОАО «РЖД» на региональные представительства с закреплением центров за базовыми вузами в соответствующих регионах. Выполнение указанных выше условийдаст импульс инновационному развитию вузов в новой области и позволит улучшить уровень транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. По итогам обсуждения вопроса о возможности создания на базе подведомственных Росжелдору вузов учебных центров по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности совет предложил внести изменения в уставы вузов в связи с их аккредитацией для проведения оценки уязвимости объектов инфраструктуры и технических средств железнодорожного транспорта. Для обеспечения рационального использования федеральных бюджетных средств и унификации решений отраслевых вузов при создании и дальнейшем развитии этих центров было решено подготовить обращения в Минтранс России о финансировании в 2011 году научно–исследовательской работы, определяющей концепцию системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Транскрипт

1 Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Управление эксплуатационной работой» Н. Н. Улижева ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Екатеринбург УрГУПС 2017

2 Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Управление эксплуатационной работой» Н. Н. Улижева ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальностей «Эксплуатация железных дорог», «Технология транспортных процессов» всех форм обучения Екатеринбург УрГУПС 2017

3 УДК У48 Улижева, Н. Н. У48 Техническая эксплуатация и безопасность движения на железнодорожном транспорте: методические указания / Н. Н. Улижева. Екатеринбург : УрГУПС, , [1] с. Приведена рекомендуемая тематика по видам самостоятельной и индивидуальной работы студентов всех форм обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация и безопасность движения на железнодорожном транспорте», даны контрольные вопросы для самоподготовки и рекомендуемая учебно-методическая литература. Предназначены для студентов специальностей «Эксплуатация железных дорог», «Технология транспортных процессов» всех форм обучения. УДК Опубликовано по решению редакционно-издательского совета университета Автор: Н. Н. Улижева, старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой, УрГУПС Рецензент: Э. Б. Вальт профессор кафедры «Станции, узлы и грузовая работа», канд. техн. наук, УрГУПС Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2017

4 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Основные положения о самостоятельной работе студентов Цели, задачи и условия реализации самостоятельной работы студентов Структура и этапы самостоятельной работы студентов Формы самостоятельной работы студентов Мотивация самостоятельной работы студентов Особенности организации самостоятельной работы студентов Руководство и контроль самостоятельной работы студентов Тематика по видам самостоятельной и индивидуальной работы студентов Тематика практических занятий Тематика лабораторных занятий Обобщенные вопросы к экзамену, зачету Библиографический список

5 ВВЕДЕНИЕ Одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении. Цель пособия конкретизировать, углубить и закрепить знания, способствовать приобретению студентами навыков в профессиональной деятельности в соответствии с компетенциями ПК-11 готовность к использованию алгоритмов деятельности, связанных с организацией, управлением и обеспечением безопасности движения; ПК-15 способность к разработке и внедрению технологических процессов, ТРА (техническо-распорядительный акт) и иной технической документации железнодорожной станции; способность осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы; ПК-19 устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования. Самостоятельная работа представляет собой независимое, инициативное приобретение студентом знаний и умений, в процессе которого студент может создавать свои методы познания, интуитивно подбирать, комбинировать известные и апробированные способы усвоения материала. Источники самостоятельной работы: учебники, монографии и сборники, периодическая печать, фильмы, телевизионные передачи, общение с людьми, практика, занятия в кружках и т. п. Самостоятельная работа может продолжаться на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, лабораторных), когда студент обращается к самостоятельному познанию и осмыслению материала (наблюдает, слушает, размышляет, анализирует, синтезирует, обобщает и т. п.). Самостоятельная работа студента является способом реализации потребностей железнодорожного транспорта в высококвалифицированных специалистах. 4

6 В результате самостоятельной работы развивается система внутренней самоорганизации студента по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие, формирование и осознание студентом себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. Методики и направления самостоятельной работы студента обусловлены требованиями потребителя специалистов и корректируются им. 5

7 1. Основные положения о самостоятельной работе студентов 1.1. Цели, задачи и условия реализации самостоятельной работы студентов Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности. Таким образом, речь идет о подготовке специалистов завтрашнего дня, конкурентоспособных в мировом масштабе, умеющих творчески, оперативно решать нестандартные производственные, научные, учебные задачи с максимально значимым эффектом как для себя, так и в целом для общества. В ходе самостоятельной работы студентов решаются следующие задачи: углубление и расширение профессиональных знаний; формирование интереса к учебно-познавательной деятельности; обучение студентов приемам процесса познания; развитие самостоятельности, активности, ответственности; развитие познавательных способностей будущих специалистов. В ходе постановки целей и задач необходимо учитывать, что их выполнение направлено не только на формирование общих учебных умений и навыков, но и определяется рамками данной предметной области. Основной принцип организации самостоятельной работы студентов это индивидуальная работа с переходом от формального пассивного выполнения определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Таким образом, в результате самостоятельной работы студент научится осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с 6

8 научной информацией, использовать основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы развивать в дальнейшем умение непрерывно повышать свою квалификацию Структура и этапы самостоятельной работы студентов Обязательным условием, обеспечивающим эффективность самостоятельной работы студентов (СРС), является соблюдение этапности в ее организации и проведении. Этапы управляемой самостоятельной работы студентов: Первый этап подготовительный. Он включает в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для СРС; сквозное планирование СРС на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов. Второй этап организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы самостоятельной работы студентов и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов. Третий этап мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе обеспечивает положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью. Четвертый этап контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, макетов, отчетов. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, сдачи промежуточных зачетов. 7

9 1.3. Формы самостоятельной работы студентов При изучении дисциплины организация СРС представляет единство трех взаимосвязанных форм: 1) внеаудиторная самостоятельная работа; 2) аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; 3) творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Формы внеаудиторной СРС: подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям; реферирование статей; изучение учебных пособий; изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции, лабораторные и практические занятия; выполнение контрольных работ; написание тематических докладов, рефератов на проблемные темы; участие студентов в составлении тестов; выполнение исследовательских и творческих заданий; создание наглядных пособий по изучаемым темам. Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, а также во время чтения лекций. На практических занятиях не менее 1 часа из двух (50 % времени) отводится на самостоятельную работу студентов. При организации практического занятия используется следующий алгоритм: 1. Вступительное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены). 2. Фронтальный опрос, позволяющий выявить готовность студентов к занятию. 3. Выполнение 1 2 заданий у доски (возможно коллективное обсуждение). 8

10 4. Самостоятельное выполнение заданий. 5. Обсуждение выполненных заданий (в конце текущего занятия или в начале следующего). Для проведения практических занятий используются методические указания. По материалам раздела студентам выдается домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу подводятся итоги его изучения (контрольная работа в целом по разделу). При проведении лабораторных и практических занятий студенты выполняют СРС как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой группой по круговой системе Мотивация самостоятельной работы студентов Основные стимулы, способствующие активизации самостоятельной работы: 1) полезность выполняемой работы (результаты работы студента могут быть использованы в лекционном курсе и в методическом пособии); 2) участие студентов в творческой деятельности (участие в научноисследовательской и методической работе, проводимой на кафедре); 3) мотивирующий фактор контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры); 4) поощрение студентов за успехи в учебе (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. 9

11 1.5. Особенности организации самостоятельной работы студентов В ходе самостоятельной работы студент должен: освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.); закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки); использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (научно-исследовательской работы) Руководство и контроль самостоятельной работы студентов Формы руководства самостоятельной работой студентов, в зависимости от вида самостоятельной работы, приведены в таблице 1.1. Формы руководства самостоятельной работой студентов Таблица 1.1 Виды СРС Руководство преподавателя 1. Конспектирование Выборочная проверка 2. Реферирование литературы Разработка тем и проверка 3. Аннотирование книг, статей Образцы аннотаций и проверка 4. Выполнение заданий поисковоисследовательского Разработка заданий характера 5. Углубленный анализ научнометодической литературы Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы 6. Выполнение заданий Рекомендация литературы, проверка заданий 7. Практические занятия (в соответствии Разработка заданий, составление с методическими указаниями) 8. Контрольная работа письменное выполнение методических указаний Разработка контрольных заданий, проверка 10

12 Контроль самостоятельной работы: индивидуальные беседы и консультации с преподавателем; проверка письменных отчетов; тестирование; проверка знаний на промежуточном этапе; проведение письменных контрольных работ с их проверкой; проверка конспектов источников; выборочная проверка конспектов лекций. 11

13 2. Тематика по видам самостоятельной и индивидуальной работы студентов Тема: Техническое оснащение железных дорог и состояние безопасности движения на железнодорожном транспорте. Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности движения. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Каково современное техническое состояние безопасности движения на железнодорожном транспорте? 2. Какие показатели характеризуют состояние безопасности движения поездов и маневровой работы? 3. Дайте анализ состояния безопасности по хозяйствам железнодорожного транспорта, периодам года, дням недели, периодам суток, профессии, возрасту. 4. Какие основные положения в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта указаны в Федеральном законе (транспортное законодательство)? 5. Какие вы знаете новые научно-транспортные разработки, направленные на повышение безопасности? 6. Какие основные направления есть в ревизорской работе? Тема: Причины нарушения безопасности движения поездов и маневровой работы. Классификация нарушений безопасности движения. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Какие причины нарушения безопасности относятся к технологическим, техническим, организационным? 2. Какие нарушения безопасности движения относятся к транспортным происшествиям, событиям? 12

14 Тема: Правила технической эксплуатации сооружений, устройств и подвижного состава железнодорожного транспорта. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Какова роль ПТЭ в обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте? 2. Как влияет человеческий фактор на обеспечение безопасности движения? 3. При каких неисправностях стрелочных переводов не допускается их эксплуатация? 4. Какие основные размеры верхнего строения пути? 5. Какие могут быть марки крестовин у стрелочных переводов? 6. Как определяется износ рельса? Тема: Порядок служебного расследования и учета транспортных нарушений, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий и профилактические меры. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Кто возглавляет служебное расследование транспортных происшествий, событий? 2. Какой документ составляется по результатам служебного расследования транспортных происшествий? 3. Какие документы должны быть в деле с материалами служебного расследования транспортных происшествий, событий? 4. В какие сроки с момента происшествия производят разбор его обстоятельств и кто его производит? 13

15 5. Куда направляются материалы служебного расследования происшествий и событий? 6. Какой существует порядок передачи первоначального сообщения в нарушении безопасности движения в соответствующие структурные подразделения? 7. Какие профилактические меры по безопасности движения используются в поездной и маневровой работе? Тема: Обеспечение безопасности движения на железнодорожных станциях. Организация восстановительных работ. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Какие установлены нормы закрепления вагонов на станции? 2. Какими документами определяется порядок закрепления вагонов? 3. Как расставляются в поездах вагоны, требующие особой осторожности и специального подвижного состава? 4. Какие допускаются скорости при маневровой работе? 5. Какие обязанности у составителей поездов при производстве маневровой работы? 6. Какой регламент действия работников (ДНЦ, ДСП) в аварийных и нестандартных ситуациях? 7. Откуда берется информация о перевозимом грузе? 8. Какие требования предъявляются ИДП и ПТЭ к поездному диспетчеру (дежурному по станции) при перевозке опасных грузов? 9. Почему необходимо соблюдение норм и правил погрузки грузов? 10. Какие требования предъявляются к включению вагонов с опасными грузами в поезда? 11. В каких случаях назначаются восстановительные, пожарные поезда и как они следуют на участок? 14

16 Тема: Основы безопасности движения поездов. Соотношение между надежностью железнодорожной транспортной системы и безопасностью движения поездов. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Какие факторы влияют на безопасность движения? 2. Что понимается под отказом технических средств? 3. Что понимается под надежностью системы? 4. Термины теории безопасности движения 5. Система контроля технологической дисциплины. 6. Соотношение между надежностью железнодорожной транспортной системы и безопасностью движения поездов. 7. Какие объекты входят в структурную схему перевозочного процесса? 2.1. Тематика практических занятий Занятие 1, 2, 3 Причины нарушения безопасности движения поездов и маневровой работы. Классификация нарушений безопасности движения. Контрольные вопросы 1. Какие нарушения безопасности движения относятся к «транспортным происшествиям»? 2. Какие нарушения безопасности движения относятся к «событиям»? Занятие 4 Правила технической эксплуатации сооружений, устройств и подвижного состава железнодорожного транспорта. 15

17 Контрольные вопросы 1. Требования ПТЭ (правил технической эксплуатации) к основным устройствам, расположенным на станциях. 2. На каких уклонах допускается располагать железнодорожные станции, разъезды и обгонные пункты? 3. Какой тупик называется предохранительным, улавливающим? Занятие 5, 6 Порядок служебного расследования и учета транспортных происшествий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Контрольные вопросы 1. Какая существует схема прохождения информации о транспортных происшествиях и иных, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? Занятие 7 Обеспечение безопасности движения на железнодорожных станциях. Организация восстановительных работ. Контрольные вопросы 1. Как должен следовать вспомогательный локомотив на перегон по неправильному пути? 2. Как должен следовать вспомогательный локомотив на перегон по правильному пути? 16

18 2.2. Тематика лабораторных занятий Занятие 1 Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства. Контрольные вопросы 1. Какие нормы содержания стрелочных переводов по ширине колеи? 2. Какие марки стрелочного перевода применяются в грузовом движении? 3. Какие разновидности стрелочных переводов применяются в пассажирском движении? Занятие 2 Пропуск по участку длинносоставных поездов, а также поездов с негабаритными и разрядными грузами. Контрольные вопросы 1. Какие поезда называются длинносоставными? 2. Какие поезда называются поездами повышенной длины? 3. Какие существуют степени негабаритности грузов? Занятие 3 Выдача предупреждений на поезда. Контрольные вопросы 1. В каких случаях выдаются предупреждения? 2. Какие виды предупреждений выдаются? 3. Какой порядок ведения книги записей предупреждений? 17

19 Занятие 4 Организация движения хозяйственных поездов и самоходного подвижного состава при производстве работ на железнодорожных путях и искусственных сооружениях. Контрольные вопросы 1. Какой поезд называется хозяйственным? 2. С какой скоростью следуют хозяйственные поезда к месту назначения? 3. Какой формы бланк выдается машинисту хозяйственного поезда? Занятие 5 Организация движения поездов при телефонных средствах связи. Контрольные вопросы 1. Что служит разрешением на закрытие перегона поездом при телефонных средствах связи? 2. Сколько должно быть журналов поездных телефонограмм на станции? 3. Какая форма путевой записки? Занятие 6 Отправление восстановительных, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов. Контрольные вопросы 1. Какой локомотив называется вспомогательным? 2. Какой локомотив называется подталкивающим? 3. Что можно использовать для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду при автоблокировке? 18

20 Занятие 7 Прием и отправление поездов при неисправности входного и выходного сигналов. Контрольные вопросы 1. Как производится прием поездов на станцию при запрещающем показании входного светофора? 2. В каких случаях допускается прием поездов на станцию при запрещающем показании выходного светофора? 3. Какая форма приказа ДСП по радиосвязи о приеме поезда при запрещающем показании светофора? 2.3. Обобщенные вопросы к экзамену, зачету 1. Движение поездов в нестандартных и аварийных ситуациях. 2. Классификация нарушений безопасности в поездной и маневровой работе. 3. Порядок служебного расследования нарушений безопасности. 4. Учёт и отчётность нарушений безопасности. 6. Влияние надёжности технических средств на безопасность движения. 7. Обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов. 8. Обеспечение безопасности при перевозке негабаритных грузов. 9. Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности движения. 10. Руководство маневровой работой. Допустимые скорости. 11. Закрепление вагонов. 12. Выдача предупреждений. 13. Движение восстановительных поездов (дрезин, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов). 19

21 14. Современное техническое оснащение и состояние безопасности движения на железнодорожном транспорте. 15. Показатели, характеризующие состояние безопасности движения поездов и маневровой работы. 16. Регламент действия работников (ДСП, ДНЦ) в аварийных ситуациях. 17. Оценка состояния безопасности движения поездов на железных дорогах России и за рубежом, а также сопоставление с другими видами транспорта. 18. Расстановка в поездах вагонов с грузами, требующими особой осторожности и специального подвижного состава. 19. Функции и структура железнодорожной транспортной системы. 20. Факторы, влияющие на безопасность движения. 21. Пропуск поездов при производстве ремонтных и строительных работ. 22. Обеспечение безопасности движения пассажирских поездов. 23. Неисправности стрелочного перевода. 24. Нормы содержания стрелочных переводов. Движение поездов в нестандартных и аварийных ситуациях. 25. Особенности пропуска скоростных пассажирских поездов для скоростей движения км/ч, а также со скоростями от 140 до 250 км/ч. 26. Действия работников по обеспечению безопасности движения в период устранения неисправности устройств СЦБ. 27. Назначение и содержание ПТЭ его роль в безопасности движения. 28. Сооружения и устройства железных дорог. Основные размеры. 20

22 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утв. 04 июня 2012 г М. : ТРАНСИНФО ЛТД, с. 2. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утв. 04 июня 2012 г М. : ТРАНСИНФО ЛТД, с. 3. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. 21 декабря 2010 г М. : ТРАНСИНФО ЛТД, с. 4. Улижева Н. Н. Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения / Н. Н. Улижева. Екатеринбург, Улижева Н. Н. Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения. Ч.1 / Н. Н. Улижева. Екатеринбург, Хохлов А. А. Технические средства обеспечения безопасности движения на железных дорогах / А. А. Хохлов, В. И. Жуков. М. : Издательский дом «Транспортная книга», с. Электронные ресурсы 1. Федеральное агенство железнодорожного транспорта partner.ru Деловой журнал «РЖД-партнер» Министерство транспорта РФ официальный сайт ОАО «РЖД» magazine.ru Журнал «Железнодорожный транспорт». 21

23 Учебное издание Улижева Нина Николаевна ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальностей «Эксплуатация железных дорог», «Технология транспортных процессов» всех форм обучения Редактор Н.А. Попова Подписано в печать Формат 60х84/16. Усл. печ. л. 1,3. Электронная версия. Заказ 38 УрГУПС , Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66 22

Пешком вокруг света за 11.

Подписаться

Гапеев В. И. и др. Безопасность движения на железнодорожном транспорте / В. И. Гапеев, Ф. П. Пищик, В. И. Егоренко.— Мн.: Полымя, 1996. — 360 с.

Рассматриваются особенности пользования средствами сигнализации и связи, разъясняется порядок действий при приеме, отправлении поездов и производстве маневров в условиях нарушения нормального функционирования устройств СЦБ, при производстве путевых и других ремонтных и строительных работ, в нестандартных и аварийных ситуациях, затрагиваются многие другие вопросы, касающиеся обеспечения безопасности движения и предупреждения травматизма на железнодорожном транспорте. Анализируются причины нарушений, допускаемых человеком-оператором в зависимости от его психофизиологического состояния, внешних и других факторов.

Предназначена для начальников станций, ревизоров движения, диспетчеров, дежурных по станциям, специалистов дистанций пути, сигнализации и связи, машинистов и других работников, связанных с движением поездов.

По вопросам ознакомления с отдельными частями книги в электронном виде – обращаться email

1. Состояние безопасности движения на железнодорожном транспорте

2. Дисциплина — важнейший фактор в обеспечении безопасности движения

3. Человеческий фактор в обеспечении безопасности движения

4. Обеспечение безопасности движения в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ и связи

4.1. Особенности пользования устройствами СЦБ и связи

4.2. Действия при приеме, отправлении поезда, если нарушен электрический контроль положения стрелки, взрез стрелки

4.3. Нарушение электрического контроля положения стрелки (стрелок) при открытом светофоре (в маршруте)

4.4. Прием, отправление поезда при ложной занятости стрелочного изолированного участка

4.5. Прием поезда при ложной занятости пути приема

4.6. Прием и отправление поездов при ложной свободности пути и стрелочных изолированных участков

4.7. Действия работников при нарушении питания устройств электрической централизации электроэнергией

4.8. Стрелка ЭЦ не переводится с пульта управления

4.9. Действия работников при невозможности перевода стрелки курбелем

4.10. Отправление поезда при ложной занятости первого блок-участка

4.11. Отправление поезда при запрещающем выходном светофоре на станциях однопутных участков, оборудованных автоблокировкой

4.12. Обеспечение безопасности движения при выключении стрелок из централизации с сохранением пользования сигналами

4.13. Не освещается пульт табло у дежурного по станции

4.14. Лампочка электрического контроля положения стрелки на табло не горит

4.15. Обеспечение безопасности движения при производстве маневровой работы при запрещающих показаниях маневровых светофоров

4.16. Особенности пользования вспомогательными кнопками и кнопкой пригласительного сигнала

4.17. Регламент переговоров дежурного по станции с исполнителями при пропуске поездов и производстве маневровой работы в условиях нарушения работы устройств ЭЦ

4.18. Неисправен контрольный замок на стрелке, утерян (поломан) ключ контрольного замка

4.19. Действия работников при неисправности автоматической блокировки

4.20. Действия работников при неисправности полуавтоматической блокировки

4.21. Диспетчерская централизация

4.22. Перевод централизованных стрелок

4.23. Обеспечение безопасности движения на стрелочных переводах с подвижным (поворотным) сердечником крестовины

5. Выявление технических и коммерческих неисправностей в вагонах движущихся поездов

6. Действия работников при обнаружении угрозы безопасности движения

7. Повышение надежности машиниста

8. Обеспечение безопасности движения при перевозке опасных грузов

9. Повышение значимости мер безопасности движения в технологии перевозочного процесса

10. Нарушения безопасности движения и меры по их предупреждению

11. Предупреждение случаев самопроизвольного ухода вагонов — задача первостепенной важности в обеспечении безопасности движения

11.1. Состояние с самопроизвольным уходом вагонов

11.2. Основные положения по предупреждению случаев самопроизвольного ухода вагонов

11.3. Примерный регламент и последовательность выполнения операций по закреплению подвижного состава на станционных путях (согласно указанию МПС № Б-3416у от 22.06.87)

12. Движение поездов в нестандартных и аварийных ситуациях

12.1. Обеспечение безопасности движения в нестандартных и аварийных ситуациях

12.2. Организация пропуска поездов и обеспечение безопасности движения при производстве путевых и других ремонтных и строительных работ на станциях и перегонах

12.3. Прием и отправление поездов и обеспечение безопасности движения при закрытии устройств электрической централизации

12.4. Обеспечение безопасности движения поездным диспетчером в нестандартных, аварийных ситуациях

12.5. Организация восстановительных работ при ликвидации последствий крушений, аварий и сходов подвижного состава на железных дорогах

13. Основные размеры верхнего строения пути, рельсы, прибор ВНИИЖТ, неисправности стрелочных переводов и нормы их содержания

14. Электрические рельсовые цепи

15. Контактная сеть

16. Проведение на станциях месячных комиссионных осмотров

17. Проведение технических ревизий отделов перевозок и станций

17.1. Техническая ревизия отдела перевозок

17.2. Техническая ревизия станции

18. Выполнение регламента — залог безопасности движения

19. Работа устройств СЦБ и действия работников при их неисправности (практикум)

19.1. Требования ПТЭ, инструкций и ТРА станций

19.2. Нарушение электрического контроля положения стрелки

19.3. Ложная занятость пути и стрелочного изолированного участка

19.4. Ложная свободность пути приема и стрелочных изолированных участков

19.5. Стрелка не переводится с пульта управления

19.6. Невозможность перевода стрелки курбелем

19.7. Отправление поезда яри запрещающем выходном светофоре на станциях однопутных участков

19.8. Нарушение питания ЭЦ электроэнергией

19.9. .Не освещается пульт-табло у дежурного по станции

19.10. Лампочка электрического контроля положения стрелки (плюсового или минусового) на табло не горит

19.11. Производство маневровой работы при запрещающих показаниях маневровых светофоров

19.12. Пользование вспомогательными кнопками

19.13. Регламент переговоров

19.14. Неисправность контрольных замков

19.15. Выключение стрелок и стрелочных изолированных участков

19.16. Диспетчерская централизация

19.17. Движение поездов при неисправности автоблокировки

20. Обеспечение безопасности движения пассажирских поездов

20.1. О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте. Приказ министра путей сообщения РФ от 8 января 1994г. № 1Ц. Извлечение

20.2. График движения пассажирских поездов

20.3. Нумерация поездов

20.4. Формирование и снаряжение пассажирских поездов

20.5. Маневровая работа и другие операции с пассажирскими вагонами

20.6. Особенности приема, отправления и пропуска пассажирских поездов

20.7. Обеспечение безопасного пропуска опаздывающих пассажирских поездов

20.8. Другие особенности обеспечения безопасности следования пассажирских поездов

20.9. Особенности пропуска скоростных пассажирских поездов для скоростей движения 141 160 км/ч

20.10. Указания начальника дороги по усилению безопасности движения пассажирских поездов

21. Охрана труда, предупреждение травматизма

21.1. Контроль за состоянием охраны труда

21.2. Система управления охраной труда

21.3. Факторы, влияющие на безопасность труда, для профессий с повышенной опасностью

21.4. Правила техники безопасности при работе на путях

21.5. Предупреждающий знак «Осторожно! Негабаритное место»

21.6. Наглядная агитация для предупреждения травматизма на железнодорожном транспорте

Аветикян М. А., Полукаров А. Ф., Фефелов А. М. Станционный технологический центр. М., 1994.

Айзинбуд С. Я., Козубенко В. Г., Курков В. Я. Машинист и безопасность. М., 1992.

Аникин Н. И. Осторожно! Идет поезд. М., 1986.

Буканов М. А. Безопасность движения поездов. М., 1982.

Буканов М. А., Педь Л. Я., Шрамов Л. Л. Справочник дежурного по станции. М., 1987.

Грошев Г. М., Кудрявцев В. А., Платонов Г. А. Пособие поездному диспетчеру и дежурному яо станции. М., 1992.

Грунтов П. С. Автоматизированные диспетчерские центры управления эксплуатационной работой железных дорог. М., 1990.

Грунтов П. С., Луговцов М. Н. и др. Проблемы повышения функциональной и экономической устойчивости работы транспортного комплекса и его кадрового обеспечения в условиях рынка. Гомель, 1993.

Грунтов П. С, Пищик Ф. П. Безопасность движения на железнодорожном транспорте. Гомель, 1988.

Грунтов П. С. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте. М., 1994.

Грунтов П. С. Эксплуатационная надежность станций. М., 1986.

Довыденко В. Г, Олейник О. Л. Справочная книга начальника станции. М., 1992.

Должностная инструкция составителю поездов и его помощнику. ЦД/4772. М., 1991.

Инструкция осмотрщику вагонов. ЦВ/4853. М., 1992.

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. ЦД/206. М., 1993.

Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. ЦП/4402. М., 1987.

Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. ЦШ/4397. М., 1987.

Инструкция по организации обращения грузовых поездов повышенного веса и длины. ЦД-ЦТ/4485. M., 1988.

Инструкция по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда. ЦВ-ЦШ/4712. М., 1990.

Инструкция но составлению натурного листа поезда формы ДУ-1. ЦЧУ/4895. М., 1993.

Инструкция по составлению техническо-распорядительных актов станций. М., 1994.

Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения пассажирских поездов со скоростью 141—200 км/час. ЦТех/4298. М, 1985.

Инструкция по эксплуатации переездов на железной дороге Республики Беларусь. РБ-П/4866. Мн., 1995.

Казаков А. А., Алешин В. Я., Казаков Е. А, Аварии на стальных магистралях. Кто виноват? М., 1993.

Казаков А. А, Давыдовский В. М., Казаков Е. А Устройства автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте. М., 1978.

Кармолин А Л., Чернюгов А, Д., Коршунов Ю. Я. Безопасная перевозка взрывчатых веществ железнодорожным транспортом. М., 1992.

Косарев Л. Я., Скороходов В. Я. Безопасность движения поездов — государственная задача!//Ж.-д. трансп., 1993, № 2.

Котик М. А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами). М., 1993.

Крыжановский Г. В., Монахов И. K., Тюпкин Ю. А. Внимание — переезд. М., 1995.

Кулаев К. В. Техническая эксплуатация железных дорог. М., 1982.

Куммер П. И., Коптева Т. В. Электронные системы автоматики на зарубежных железных дорогах. М., 1990.

Левшин И. К., Шапкин И. Н., Щелоков А. И. Прогрессивная технология на железных дорогах. М., 1993.

Модин Н. К. Безопасность функционирования горочных устройств. М., 1994.

Невзоров А. В. Эксплуатации железных дорог. Гомель, 1962.

Нормы оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения. ЦУО/4607. М., 1990.

Пенкин Н. Ф., Карвацкий С. Б., Егоренков Н. Г. Диспетче|рская централизация системы «Нева». М., 1973.

Пенкин Н. Ф., Павлов Н. А Диспетчерская централизация системы «Луч». М., 1982.

Повороженко В. В., Акулиничев В. М. Эксплуатация железных дорог (грузовая работа, организация движения и станции). М., 1982.

Правила безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях. ЦЭ/3288. М., 1979.

Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железных дорогам. М., 1984.

Правила техники безопасности и производственной санитарии для работников станций и вокзалов. ЦДЦЛ/3116. М., 1973.

Правила технической эксплуатация железных дорог Российской Федерации. ЦРБ/162. М., 1993.

Рожниковский М. А., Буканов М. А. Безопасность движения поездов. М., 1982.

Руководство операторам по управлению устройствами на механизированных и автоматизированных сортировочных горках. ЦДС-18/ЦШЦ-34/91. М., 1990.

Савушкин А. К., Жуков В. И. Станционные устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. М., 1985.

Сологуб Н. К., Шамаков А. Н. Безопасность движения поездов и маневров на железных дорогах. М., 1995.

Сотников Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М., 1993.

Типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад. ЦТК-8/1- 26. М ., 1989.

Типовые проекты организации труда на рабочих местах дежурного по сортировочной горке, оператора сортировочной горки, составителя поездов сортировочного парка, составителя поездов сортировочной горки и регулировщика скорости движения вагонов. М., 1987.

Уздин М. М. Железные дороги. Общий курс. М., 1991.

Шевандин М. А., Шапкин И. Н., Щелоков А. И. Безопасность и охрана труда в хозяйстве перевозок. Ж.-д. трансп., 1994, ,№ 3.

Шейкин В. П. Эксплуатация механизированных сортировочных горок. М., 1992.

Шеманаев В. А., Шеремет А. А. и др. Железнодорожный транспорт за рубежом. М., 1989, обзор № 3.

Шитов В. М., Шелудьков Н. А. Восстановительные работы на железных дорогах. М., 1993.

Смотрите еще:

  • Адвокат марина беликова Закрытая группа Адвокат Беликова Марина Сергеевна Информация Описание: Окончила Российский Университет Дружбы народов юридический факультет с красным дипломом, имеет ученую степень […]
  • Поправки ст 162 ук рф Поправки по ст 105 ч 2, ст 162 ч 4, ст 313 ч 1, ст 69 ч 3 Здравствуйте,мой знакомый отбывает наказание с 2004г. осужден он был в 2005г. с того времени по сегодняшний день были ли поправки […]
  • Применяется ли в настоящее время конфискация имущества Правила и основания конфискации имущества (глава15.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации). 30 октября 2015 года 13:34 На протяжении нескольких десятилетий конфискация имущества в […]
  • Главе администрации советского района г ростова-на-дону Глава администрации Советского района города Ростова-на-Дону Свистунов Олег Викторович родился 18 сентября 1964 года в Ростове-на-Дону. В 1990 году окончил Ростовский государственный […]
  • Юрист года самарской области Начальник отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области В.Г. Бухарев стал «Юристом года» в номинации «Правозащитная деятельность» 24 ноября 2017 года в Самарской […]
  • Суханов комментарий к гк рф Суханов комментарий к гк рф Книги по рубрикам Список использованной литературы 1. Аванесова Г. Применение банковской гарантии и договора поручительства в банковской практике // Хозяйство […]
  • Акцизы на нефтепродукты в местный бюджет Письмо Министерства финансов РФ, Федерального казначейства от 20 января 2014 г. №№ 02-08-05/1596, 42-7.4-05/5.4-36 О распределении доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный […]
  • Ст 73 ч 7 ук рф Статья 73. Условное осуждение 1. Если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, […]
admin

Обсуждение закрыто.