Комментарий к ст1438 коап рф

Комментарий к ст1438 коап рф

Содержание статьи:

Ст 1438 ГК РФ. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность

1. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.

Заявитель обязан предоставить для испытаний необходимое количество семян, племенного материала по адресу и в срок, которые указаны федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

2. Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, вправе использовать результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры, результаты испытаний, проведенных другими российскими организациями по договору с указанным федеральным органом, а также данные, представленные заявителем.

Комментарии к ст. 1438 ГК РФ

1. В комментируемой статье регламентируется четвертый этап процедуры получения патента на селекционное достижение — испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность. Нормы комментируемой статьи с незначительными редакционными уточнениями воспроизводят положения ст. 10 Закона о селекционных достижениях.

Испытания на отличимость, однородность и стабильность (далее — испытания на ООС) проводятся только в отношении селекционных достижений, соответствующих критерию новизны (ст. 1437 ГК).

За испытание селекционного достижения на ООС установлена патентная пошлина (код 1.3.0) в размере 10,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется не позднее января года, в котором предлагается провести испытания.

2. В комментируемой статье, как и в ранее действовавшем законодательстве, отсутствует четкое определение субъекта, уполномоченного на проведение испытаний на ООС, как это сделано в отношении предварительной экспертизы заявки на выдачу патента (п. п. 3 и 4 ст. 1435 ГК) и в отношении экспертизы селекционного достижения на новизну (п. 2 ст. 1437). Связано это, очевидно, с тем, что соответствующая деятельность в настоящее время осуществляется множеством лиц и организаций с различным правовым статусом и различными правомочиями по проведению испытаний.

При этом следует особо выделить субъект, уполномоченный принимать юридически значимые решения, связанные с результатами испытаний на ООС. Таким субъектом, безусловно, является федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, который, как это следует из п. 1 ст. 1439 ГК, при соответствии селекционного достижения критериям охраноспособности (п. 2 ст. 1413) принимает решение о выдаче патента на селекционное достижение. До принятия части 4 ГК таким субъектом была Госкомиссия, к функциям которой было отнесено проведение экспертиз и испытания селекционного достижения (п. 5 Положения о Госкомиссии).

Субъектами, ответственными за непосредственное проведение испытаний на ООС в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и п. 3 Регламента 1997 г., могут быть:

специализированные госсортостанции и госсортоучастки и другие организации, подведомственные Госкомиссии. В настоящее время большинство культур испытываются на ООС на 1 — 2 участках в течение одного-двух лет. Для испытания по 82 наиболее экономически важным культурам выделено 38 госсортоучастков и госсортостанций ;

См.: Шмаль В.В. Об охране и использовании селекционных достижений в Российской Федерации // www.gossort.com.

российские организации (научно-исследовательские учреждения), с которыми федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям заключены соответствующие договоры;

уполномоченные органы сортоиспытательных служб иностранных государств, с которыми заключены соответствующие договоры. В случае если по заявке, ранее поданной в компетентный орган другого государства, уже проведена или проводится экспертиза селекционного достижения на ООС, в соответствии с п. 3.2.1 Порядка 2005 г. с заявителем в ходе предварительной экспертизы заявки согласовывается возможность использования результатов этой экспертизы и при необходимости запрашивается его согласие на их оплату компетентному органу соответствующей страны (административный платеж);

заявители по ряду родов и видов, определяемых Госкомиссией. В настоящее время по заявкам с приоритетом до 15 января 2001 г. заявители имеют право проводить испытания на ООС по всем охраняемым культурам. За определение соответствия селекционного достижения критериям ООС на основании данных, представленных заявителем, установлена патентная пошлина (код 1.3.1) в размере 2,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с представленными данными или не позднее двух месяцев с даты их представления. При этом результаты проведенных заявителем испытаний на ООС могут быть в течение всего срока действия патента оспорены любым лицом, и в случае установления недостоверности представленных заявителем данных об однородности и стабильности селекционного достижения (подп. 1 п. 1 ст. 1441 ГК) соответствующий патент на селекционное достижение может быть признан недействительным.

Множественность субъектов, участвующих в проведении испытаний на ООС, предопределена положением ст. 12 Женевской конвенции, в соответствии с которым в ходе экспертизы компетентный орган может проводить необходимые испытания самостоятельно, предъявлять требования о проведении необходимых испытаний другими лицами, а также использовать результаты уже проведенных официальных испытаний.

3. Независимо от того, кем проводится испытание селекционного достижения на ООС, на заявителя в соответствии с п. 1 комментируемой статьи возлагается обязанность по предоставлению семян и племенного материала в необходимом для испытаний количестве. Обязанность заявителя по требованию компетентного органа предоставлять всю необходимую информацию, документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы, предусматривается также ст. 12 Женевской конвенции.

В соответствии с п. 7 Правил 1994 г. указанная обязанность возникает у заявителя после получения уведомления (п. 3 ст. 1435 ГК) о приеме заявки к рассмотрению (см. п. 7 комментария к ст. 1435).

4. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи испытания селекционного достижения на ООС проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. В настоящее время таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ (см. п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164).

До принятия части 4 ГК установление соответствующих методик и сроков относилось к компетенции Госкомиссии. По данным Госкомиссии, на конец 2007 г. соответствующие методики утверждены в отношении 238 ботанических и зоологических родов и видов (см.: www.gossort.com/mtd_dus.html). В указанных методиках, которые разрабатываются на основе методик Международного союза по охране селекционных достижений (UPOV), членами которого являются государства — участники Женевской конвенции, сформулированы все относящиеся к данному роду или виду признаки, по которым должны проводиться испытания соответствующего селекционного достижения на ООС. Так, например, Методикой проведения испытаний на отличимость, однородность и стабильность арбуза, утвержденной Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 22.05.2007 N 12-06/33, предусмотрено 49 таких признаков.

5. В комментируемой статье отсутствуют указания о юридических последствиях завершения испытаний селекционного достижения на ООС. Последствия положительного результата испытаний частично урегулированы в п. 1 ст. 1439 ГК, в остальной части — в Регламенте 1997 г. Последствия отрицательного результата испытаний — целиком в указанном Регламенте.

При положительном результате испытаний на ООС федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение о выдаче патента и по согласованию с заявителем составляет описание селекционного достижения, в котором должно содержаться заключение о его отличимости от общеизвестных селекционных достижений, однородности и стабильности. Описание селекционного достижения является основанием для выдачи патента на селекционное достижение и соответствующих авторских свидетельств (п. 1 ст. 1439 ГК, п. 3 Регламента 1997 г.). Патент на селекционное достижение (ст. 1415 ГК) выдается федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, который также вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений (п. 1 ст. 1439 ГК). В соответствии с п. 4 ст. 1441 ГК решение о выдаче патента отменяется в случае признания патента недействительным.

При несоответствии селекционного достижения критериям отличимости, однородности или стабильности федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям выносится решение об отказе в выдаче патента (п. 4 Регламента 1997 г.). Форма указанного решения утверждена Регламентом 1997 г. (приложение 2). Принятие указанного решения означает окончательное отклонение заявки на выдачу патента на селекционное достижение. В соответствии с п. 3.9 Порядка 2005 г. материалы отклоненной заявки возврату не подлежат.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям обязан сообщить заявителю о принятом решении о выдаче патента или об отклонении заявки (п. 5 Регламента 1997 г.). В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1443 ГК указанные решения подлежат опубликованию в «Официальном бюллетене».

Решение, принятое по результатам проведения испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, может быть оспорено заявителем в судебном порядке (п. 1 ст. 1248 ГК).

Юридический центр «Диалог»

Ст1441 коап рф комментарии

Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с изменениями на 2018 год

Совершить административное правонарушение не так сложно, как и наблюдать его в повседневной жизни (взять хотя бы нарушение ПДД). Преступление уголовного характера обычно гораздо серьезнее и имеет большую общественную опасность. Административные же правонарушения не влекут наказания в виде лишения свободы, но все же нежелательны. Регулирует их пресечение Кодекс РФ об Административных правонарушениях.

Что такое КоАП РФ?

За любое административное правонарушение должна последовать определенная ответственность. Она не устанавливается просто так, равно как и правонарушением считаются исключительно определенные действия.

Чтобы четко отграничивать правонарушения от других действий и ситуаций, а также правильно оценивать степень их опасности и необходимость ответственности, разработан Кодекс об Административных правонарушениях. Это нормативно-законодательный акт, которые занимает верхушку регулирования такого типа правоотношений и применимость мер ответственности за возникновение правонарушения. Ни один другой документ более низкого уровня не может вступать в противоречие с этим правовым актом.

Нужно ли знать этот кодекс и для чего?

Знание КоАП Российской Федерации 2018 обязательно для всех. Общие положения этого законодательного акта стоит знать и понимать абсолютно всем. Никто не застрахован от того, что станет участником административного правонарушения. Причем, такая возможность есть как со стороны самого правонарушителя, так и с пострадавшей стороны.

Например, превышение скорости, нарушение других правил ПДД является ярким примером административного правонарушения. Именно поэтому всем водителям необходимо знать и понимать нормы КоАП России. Однако, тем, кто не обладает транспортным средством или правами на его вождения, нельзя пренебрегать установленными правилами. Пешеход тоже может легко попасть в ситуацию, связанную с правонарушением.

Знание этого кодекса помогает защищать свои права и знать свои обязанности. Без соответствующих знаний другие лица легко могут обернуть трактовку закона в свою пользу, ввести в заблуждение и обмануть.

Таким образом, Кодекс РФ об Административных Правонарушениях играет большую роль в законодательном регулировании порядка в обществе. Нормы указанного кодекса определяют, какое действие является правонарушением, какие наказания предусмотрены за его совершение.

Структура, состав и содержание

КоАП Российской Федерации 2018 состоит из пяти разделов:

  • общий. Определяет понятие правонарушения. Из него можно почерпнуть информацию о том, какие участники правоотношений административного характера бывают, каковы особенности, принципы и задачи административного законодательства;
  • особенный. В этом разделе рассматриваются основные виды правонарушений, меры наказания за их совершение. Согласно отдельным главам рассматривается пресечение таких правонарушений, как несущие угрозу общественному правопорядку, совершенные на транспорте, против порядка управления, нарушения в области границ РФ и другие;
  • третий раздел излагает способы доказывания и представления доказательств при рассматривании дел, также здесь можно узнать о способах защиты своих прав. В этом разделе есть информация о судьях, органах и должностных лицах, которые принимают участие в рассмотрении дел об административных правонарушениях;
  • четвёртый раздел посвящён производству таких дел: возбуждению, порядке рассмотрения и пересмотре;
  • заключительный пятый повествует о порядке исполнения отдельных видов административных наказаний.

Второй раздел кодекса состоит из 17 глав и занимает большую часть всего документа.

Таким образом, структура Кодекса об Административных Правонарушениях представляет собой классическую структуру документов подобного типа. В нем существует деление, как по разделам, так и по главам, что облегчает определение и поиск нужной нормы (статьи).

Статья 8.43. Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления

СТ 8.43 КоАП РФ

1. Осуществление российскими гражданами и российскими юридическими лицами деятельности в Антарктике без разрешения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Осуществление российскими гражданами и российскими юридическими лицами деятельности в Антарктике с нарушением требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления, установленных разрешением, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи и повлекшие причинение вреда окружающей среде Антарктики, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Примечание. Под разрешением для целей настоящей статьи понимается документ, который выдан уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, устанавливает требования к осуществлению деятельности в Антарктике и условия ее осуществления и в соответствии с которым осуществляется деятельность российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике.

Комментарий к Ст. 8.43 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения по охране окружающей среды Антарктики при осуществлении деятельности в Антарктике. Порядок осуществления деятельности в Антарктике регламентирован Федеральным законом от 05.06.2012 N 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» и Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 N 544 «О разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике».

2. Объективная сторона составов правонарушений выражается:

— в осуществлении российскими гражданами и российскими юридическими лицами деятельности в Антарктике без разрешения (ч. 1 комментируемой статьи);

— в осуществлении российскими гражданами и российскими юридическими лицами деятельности в Антарктике с нарушением требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления, установленных разрешением (ч. 2 комментируемой статьи);

— в действиях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 8.43 КоАП РФ и повлекших причинение вреда окружающей среде Антарктики (ч. 3 комментируемой статьи).

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

4. Субъективная сторона — умышленная вина.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях по анализируемой статье рассматривают должностные лица органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (ст. 23.28 КоАП РФ).

Комментарии к КоАП РФ

Многие нормы Особенной части Кодекса носят бланкетный характер, поскольку административная ответственность устанавливается за нарушение конкретных правил и требований, зафиксированных в отраслевых федеральных законах и иных нормативных правовых актах. В связи с этим в комментариях к конкретным статьям КоАП РФ в необходимых случаях делаются отсылки к действующим правилам, анализируется их содержание, указываются источники опубликования соответствующих нормативных правовых актов.

Законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не стоит на месте. С момента введения в действие Кодекс об Административных Правонарушениях претерпел значительные изменения.

В связи с изменениями системы и структуры федеральных органов исполнительной власти внесены существенные изменения в главу 23 КоАП РФ, определяющую подведомственность дел об административных правонарушениях, в том числе органам исполнительной власти субъектов РФ.

В комментариях к отдельным статьям КоАП РФ учтены положения Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», вступившего в силу с 1 марта 2011 г.

В комментариях к конкретным статьям Кодекса авторы старались учесть изменения норм соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность настоящим Кодексом.

Статья 1441 ГК РФ. Признание патента на селекционное достижение недействительным

1. Патент на селекционное достижение может быть признан недействительным в течение срока его действия, если будет установлено, что:

1) патент выдан на основании неподтвердившихся данных об однородности и о стабильности селекционного достижения, представленных заявителем;

2) на дату выдачи патента селекционное достижение не соответствовало критерию новизны или отличимости;

3) лицо, указанное в патенте в качестве патентообладателя, не имело законных оснований для получения патента.

2. Выдача патента на селекционное достижение может быть оспорена любым лицом, которому стало известно о нарушениях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, путем подачи заявления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям направляет копию указанного заявления патентообладателю, который в течение трех месяцев со дня направления ему такой копии может представить мотивированное возражение.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям должен принять решение по указанному заявлению в течение шести месяцев со дня подачи указанного заявления, если не потребуется проведение дополнительных испытаний.

3. Патент на селекционное достижение, признанный недействительным, аннулируется со дня подачи заявки на выдачу патента. При этом лицензионные договоры, заключенные до принятия решения о недействительности патента, сохраняют свое действие в той мере, в какой они были исполнены к этому дню.

4. Признание патента на селекционное достижение недействительным означает отмену решения федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям о выдаче патента (статья 1439) и аннулирование соответствующей записи в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

Комментарии к ст. 1441 ГК РФ

1. В комментируемой статье устанавливаются основания, порядок и последствия признания патента недействительным. Основания недействительности патента сформулированы в соответствии со ст. 21 Женевской конвенции и с незначительными редакционными уточнениями воспроизводят нормы ч. 4 ст. 26 Закона о селекционных достижениях. Изменения в регулировании порядка признания патента недействительным по сравнению с ч. ч. 1 — 3 ст. 26 названного Закона связаны с отнесением этой процедуры к компетенции федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям. Нормы о последствиях признания патента недействительным являются новеллой правового режима селекционных достижений и в значительной степени совпадают с последствиями признания недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец (п. п. 4 и 5 ст. 1398 ГК), а также с последствиями признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (п. п. 5 и 6 ст. 1513 ГК).

Признание патента недействительным означает, что юридические последствия, связанные с его выдачей, т.е. предоставление правовой охраны селекционному достижению, признаются ненаступившими. Следовательно, утрачивают юридическое основание все юридически значимые действия, совершенные патентообладателем на основании патента. В пункте 3 комментируемой статьи из этого правила предусмотрено исключение для лицензионных договоров, заключенных до принятия решения о недействительности патента.

2. В пункте 1 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень оснований признания недействительным патента на селекционное достижение. Недопустимость оспаривания патента по каким-либо иным, кроме перечисленных в комментируемой норме основаниям, прямо закреплена в п. 2 ст. 21 Женевской конвенции.

Причины, с которыми Кодекс связывает недействительность патента, обусловлены обнаружившимися после выдачи патента дефектами охраноспособности селекционного достижения и ошибкой в лице субъекта соответствующего исключительного права.

3. В соответствии с подп. 3 п. 1 комментируемой статьи основанием для признания патента недействительным является отсутствие у патентообладателя права на получение патента на селекционное достижение.

Право на получение патента может принадлежать либо автору селекционного достижения (п. 1 ст. 1420 ГК), либо лицу, которому это право было передано или к которому оно перешло в случаях и по основаниям, установленным законом (п. 2 ст. 1420 ГК), в т.ч. в порядке универсального правопреемства, или по договору, в частности по трудовому договору. Таким образом, кроме автора селекционного достижения правом на получение патента могут в соответствующих случаях обладать наследник автора селекционного достижения, лицо, приобретшее право на получение патента у автора по договору об отчуждении этого права (п. 3 ст. 1420 ГК), работодатель автора селекционного достижения (п. 3 ст. 1430 ГК), заказчик или исполнитель (подрядчик) по договору, предметом которого было создание, выведение или выявление селекционного достижения (п. 1 ст. 1431 ГК), исполнитель и (или) государственный заказчик по государственному контракту, при выполнении которого было создано, выведено или выявлено селекционное достижение (ст. 1432, п. 1 ст. 1373 ГК).

Проверка полномочий лиц, подавших заявку на выдачу патента (которыми в соответствии с п. 1 ст. 1433 ГК могут быть только лица, обладающие правом на получение патента), проводится в ходе предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. При этом в соответствии с п. 3.10 Порядка 2005 г. подача заявки ненадлежащим лицом является безусловным основанием для вынесения решения об отказе принятия заявки к рассмотрению.

Положения подп. 3 п. 1 комментируемой статьи направлены на урегулирование последствий для случая, когда отсутствие у патентообладателя права на получение патента обнаруживается после выдачи патента.

В норме подп. 3 п. 1 комментируемой статьи, в отличие от п. 1 (iii) ст. 21 Женевской конвенции, отсутствие у патентообладателя на момент выдачи патента права на получение патента признается безусловным основанием для признания патента недействительным. Конвенционная норма предусматривает единственное исключение из этого правила для случая, когда основанные на патенте права «передаются лицу, имеющему на это право». Таким образом, если к моменту обнаружения дефекта в лице патентообладателя, которому был изначально выдан патент, обнаружится, что патент в порядке универсального правопреемства, по договору или по иным основаниям, предусмотренным законом, перейдет к лицу, имеющему право на получение патента, такой патент не может быть признан недействительным по мотивам его первоначальной выдачи ненадлежащему лицу. Отсутствие в комментируемой норме приведенного положения не имеет, однако, существенного значения, т.к. в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции и с п. 2 ст. 7 ГК в случае, если национальное законодательство противоречит международному договору, подлежат применению правила такого международного договора.

4. В подпунктах 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи основанием для признания патента недействительным признается несоответствие селекционного достижения на дату выдачи патента основным условиям охраноспособности — критериям новизны, отличимости, однородности и стабильности (ст. 1413 ГК).

При этом, однако, несоответствие селекционного достижения требованиям новизны и отличимости является безусловным основанием для признания недействительным соответствующего патента. Таким образом, подп. 2 п. 1 комментируемой статьи корреспондирует с общей нормой о том, что при несоответствии селекционного достижения критерию новизны, обнаруженном при экспертизе селекционного достижения на новизну, принимается решение об отказе в выдаче патента (п. 2 ст. 1437 ГК).

В свою очередь, последствия обнаружения несоответствия селекционного достижения критериям однородности и стабильности различаются в зависимости от того, проводились ли испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность самим федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям или при принятии решения о выдаче патента использовались данные, полученные от заявителя (п. 2 ст. 1438 ГК). Недостоверность данных об однородности и стабильности селекционного достижения признается безусловным основанием для признания патента недействительным только во втором случае, когда данные о результатах соответствующих испытаний были получены от заявителя. Из подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, таким образом, вытекает неоспоримость результатов испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, проведенных федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

5. В пункте 3 комментируемой статьи установлено общее последствие признания патента недействительным, заключающееся в ретроспективной утрате им юридической силы с момента подачи заявки. Признание патента недействительным со дня подачи заявки на выдачу патента исключает последующее предоставление патентообладателю временной правовой охраны (ст. 1436 ГК). В отличие от п. 4 комментируемой статьи, в которой термин «аннулирование» используется для обозначения действия, которое должно быть совершено при признании патента недействительным, за соответствующим термином в п. 3 комментируемой статьи не стоит никакой отдельной процедуры и он используется для облегчения текста нормы в качестве синонима выражения «признание патента недействительным».

Из общего правила о последствиях признания патента недействительным в п. 3 комментируемой статьи сделано исключение для лицензионных договоров, заключенных до принятия решения о недействительности патента. Таким образом, несмотря на признание патента недействительным с момента подачи заявки на его выдачу и, следовательно, ретроспективное прекращение с момента выдачи патента исключительного права (ст. 1424 ГК), основанные на таком патенте лицензионные договоры подлежат прекращению только на будущее время, т.е. с момента принятия решения о недействительности патента. Следовательно, Кодекс признает законность всех юридических последствий лицензионных договоров даже в течение периода, когда вследствие признания патента недействительным отпадает правовая охрана селекционного достижения, предоставление права использования которого было предметом соответствующего лицензионного договора.

6. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрены «зеркальные» правила в отношении действий, которые в соответствии с п. 1 ст. 1439 ГК предшествуют выдаче патента.

Коль скоро патент выдается после принятия федеральным органом исполнительной власти решения о выдаче патента и одновременно с внесением селекционного достижения в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, необходимо установление процессуальной формы утраты юридической силы указанных действий на случай признания патента недействительным. В этих целях Кодекс указывает на отмену соответствующего решения и исключение соответствующей записи из государственного реестра.

7. В пункте 2 комментируемой статьи сохранен действовавший ранее (ч. ч. 1 — 3 ст. 26 Закона о селекционных достижениях) административный порядок оспаривания выдачи патента.

При этом следует иметь в виду, что из всех перечисленных в п. 2 ст. 1248 ГК отношений, в которых защита интеллектуальных прав допускается в административном порядке (п. 2 ст. 11 ГК), для селекционных достижений соответствующая возможность, как и по ранее действовавшему законодательству, допускается Кодексом только применительно к оспариванию выдачи правоустанавливающего документа — патента на селекционное достижение.

В соответствии с п. 3 ст. 1248 ГК установление правил рассмотрения и разрешения споров федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. В настоящее время таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ (см. п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164). Процедура разрешения в административном порядке споров о признании патента недействительным регулируется Правилами рассмотрения и разрешения споров по защите нарушенных интеллектуальных прав на селекционные достижения, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 31.10.2007 N 559 (далее — Приказ N 559).

БНА РФ. 2008. N 5.

Несмотря на отсутствие в п. 2 комментируемой статьи указания на срок, в течение которого допускается оспаривание выдачи патента, из п. 1 комментируемой статьи вытекает, что оспаривание допускается в течение всего срока действия патента.

В соответствии с Приказом N 559 в течение месяца со дня поступления заявления о признании патента недействительным федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям должен уведомить заявителя об отказе в принятии заявления к рассмотрению либо принять заявление к рассмотрению, запросив при необходимости у заявителя нужные для рассмотрения заявления сведения, которые заявитель должен предоставить в трехмесячный срок (п. п. 11 и 12). В случае принятия заявления к рассмотрению копия заявления и приложенных к нему материалов направляется патентообладателю.

Предусмотренный абз. 2 п. 2 комментируемой статьи срок на представление мотивированного возражения на заявление об оспаривании выдачи патента является пресекательным, по истечении которого патентообладатель утрачивает соответствующее право.

В абзаце 3 п. 2 комментируемой статьи установлен минимальный срок, в течение которого Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям должен принять решение по заявлению об оспаривании выдачи патента. В случае, когда для принятия решения необходимо проведение дополнительных испытаний, срок принятия решения продлевается до окончания соответствующих испытаний. В соответствии с Приказом N 559 по результатам рассмотрения заявления может быть принято решение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении (п. 22). В последнем случае допускается отмена или изменение оспариваемого решения.

8. За подачу заявления о признании патента недействительным установлена патентная пошлина (код 1.4.3) в размере 2,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с заявлением о признании патента недействительным.

9. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 1443 ГК решение о признании патента на селекционное достижение недействительным подлежит опубликованию в «Официальном бюллетене».

Решение федерального органа исполнительной власти, принятое по результатам рассмотрения заявления об оспаривании выдачи патента, в соответствии с п. 2 ст. 1248 ГК вступает в силу со дня принятия. Это решение может быть оспорено в суде в установленном законом порядке.

Статья 1438 ГК РФ. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность

1. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.

Заявитель обязан предоставить для испытаний необходимое количество семян, племенного материала по адресу и в срок, которые указаны федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

2. Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, вправе использовать результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры, результаты испытаний, проведенных другими российскими организациями по договору с указанным федеральным органом, а также данные, представленные заявителем.

Комментарии к ст. 1438 ГК РФ

1. В комментируемой статье регламентируется четвертый этап процедуры получения патента на селекционное достижение — испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность. Нормы комментируемой статьи с незначительными редакционными уточнениями воспроизводят положения ст. 10 Закона о селекционных достижениях.

Испытания на отличимость, однородность и стабильность (далее — испытания на ООС) проводятся только в отношении селекционных достижений, соответствующих критерию новизны (ст. 1437 ГК).

За испытание селекционного достижения на ООС установлена патентная пошлина (код 1.3.0) в размере 10,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется не позднее января года, в котором предлагается провести испытания.

2. В комментируемой статье, как и в ранее действовавшем законодательстве, отсутствует четкое определение субъекта, уполномоченного на проведение испытаний на ООС, как это сделано в отношении предварительной экспертизы заявки на выдачу патента (п. п. 3 и 4 ст. 1435 ГК) и в отношении экспертизы селекционного достижения на новизну (п. 2 ст. 1437). Связано это, очевидно, с тем, что соответствующая деятельность в настоящее время осуществляется множеством лиц и организаций с различным правовым статусом и различными правомочиями по проведению испытаний.

При этом следует особо выделить субъект, уполномоченный принимать юридически значимые решения, связанные с результатами испытаний на ООС. Таким субъектом, безусловно, является федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, который, как это следует из п. 1 ст. 1439 ГК, при соответствии селекционного достижения критериям охраноспособности (п. 2 ст. 1413) принимает решение о выдаче патента на селекционное достижение. До принятия части 4 ГК таким субъектом была Госкомиссия, к функциям которой было отнесено проведение экспертиз и испытания селекционного достижения (п. 5 Положения о Госкомиссии).

Субъектами, ответственными за непосредственное проведение испытаний на ООС в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и п. 3 Регламента 1997 г., могут быть:

специализированные госсортостанции и госсортоучастки и другие организации, подведомственные Госкомиссии. В настоящее время большинство культур испытываются на ООС на 1 — 2 участках в течение одного-двух лет. Для испытания по 82 наиболее экономически важным культурам выделено 38 госсортоучастков и госсортостанций ;

См.: Шмаль В.В. Об охране и использовании селекционных достижений в Российской Федерации // www.gossort.com.

российские организации (научно-исследовательские учреждения), с которыми федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям заключены соответствующие договоры;

уполномоченные органы сортоиспытательных служб иностранных государств, с которыми заключены соответствующие договоры. В случае если по заявке, ранее поданной в компетентный орган другого государства, уже проведена или проводится экспертиза селекционного достижения на ООС, в соответствии с п. 3.2.1 Порядка 2005 г. с заявителем в ходе предварительной экспертизы заявки согласовывается возможность использования результатов этой экспертизы и при необходимости запрашивается его согласие на их оплату компетентному органу соответствующей страны (административный платеж);

заявители по ряду родов и видов, определяемых Госкомиссией. В настоящее время по заявкам с приоритетом до 15 января 2001 г. заявители имеют право проводить испытания на ООС по всем охраняемым культурам. За определение соответствия селекционного достижения критериям ООС на основании данных, представленных заявителем, установлена патентная пошлина (код 1.3.1) в размере 2,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с представленными данными или не позднее двух месяцев с даты их представления. При этом результаты проведенных заявителем испытаний на ООС могут быть в течение всего срока действия патента оспорены любым лицом, и в случае установления недостоверности представленных заявителем данных об однородности и стабильности селекционного достижения (подп. 1 п. 1 ст. 1441 ГК) соответствующий патент на селекционное достижение может быть признан недействительным.

Множественность субъектов, участвующих в проведении испытаний на ООС, предопределена положением ст. 12 Женевской конвенции, в соответствии с которым в ходе экспертизы компетентный орган может проводить необходимые испытания самостоятельно, предъявлять требования о проведении необходимых испытаний другими лицами, а также использовать результаты уже проведенных официальных испытаний.

3. Независимо от того, кем проводится испытание селекционного достижения на ООС, на заявителя в соответствии с п. 1 комментируемой статьи возлагается обязанность по предоставлению семян и племенного материала в необходимом для испытаний количестве. Обязанность заявителя по требованию компетентного органа предоставлять всю необходимую информацию, документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы, предусматривается также ст. 12 Женевской конвенции.

В соответствии с п. 7 Правил 1994 г. указанная обязанность возникает у заявителя после получения уведомления (п. 3 ст. 1435 ГК) о приеме заявки к рассмотрению (см. п. 7 комментария к ст. 1435).

4. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи испытания селекционного достижения на ООС проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. В настоящее время таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ (см. п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164).

До принятия части 4 ГК установление соответствующих методик и сроков относилось к компетенции Госкомиссии. По данным Госкомиссии, на конец 2007 г. соответствующие методики утверждены в отношении 238 ботанических и зоологических родов и видов (см.: www.gossort.com/mtd_dus.html). В указанных методиках, которые разрабатываются на основе методик Международного союза по охране селекционных достижений (UPOV), членами которого являются государства — участники Женевской конвенции, сформулированы все относящиеся к данному роду или виду признаки, по которым должны проводиться испытания соответствующего селекционного достижения на ООС. Так, например, Методикой проведения испытаний на отличимость, однородность и стабильность арбуза, утвержденной Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 22.05.2007 N 12-06/33, предусмотрено 49 таких признаков.

5. В комментируемой статье отсутствуют указания о юридических последствиях завершения испытаний селекционного достижения на ООС. Последствия положительного результата испытаний частично урегулированы в п. 1 ст. 1439 ГК, в остальной части — в Регламенте 1997 г. Последствия отрицательного результата испытаний — целиком в указанном Регламенте.

При положительном результате испытаний на ООС федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение о выдаче патента и по согласованию с заявителем составляет описание селекционного достижения, в котором должно содержаться заключение о его отличимости от общеизвестных селекционных достижений, однородности и стабильности. Описание селекционного достижения является основанием для выдачи патента на селекционное достижение и соответствующих авторских свидетельств (п. 1 ст. 1439 ГК, п. 3 Регламента 1997 г.). Патент на селекционное достижение (ст. 1415 ГК) выдается федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, который также вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений (п. 1 ст. 1439 ГК). В соответствии с п. 4 ст. 1441 ГК решение о выдаче патента отменяется в случае признания патента недействительным.

При несоответствии селекционного достижения критериям отличимости, однородности или стабильности федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям выносится решение об отказе в выдаче патента (п. 4 Регламента 1997 г.). Форма указанного решения утверждена Регламентом 1997 г. (приложение 2). Принятие указанного решения означает окончательное отклонение заявки на выдачу патента на селекционное достижение. В соответствии с п. 3.9 Порядка 2005 г. материалы отклоненной заявки возврату не подлежат.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям обязан сообщить заявителю о принятом решении о выдаче патента или об отклонении заявки (п. 5 Регламента 1997 г.). В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1443 ГК указанные решения подлежат опубликованию в «Официальном бюллетене».

Решение, принятое по результатам проведения испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, может быть оспорено заявителем в судебном порядке (п. 1 ст. 1248 ГК).

Статья 1441. Признание патента на селекционное достижение недействительным

Ст. 1441 ГК РФ ч. 4 в последней действующей редакции от 1 января 2008 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 1441. Признание патента на селекционное достижение недействительным

1. Патент на селекционное достижение может быть признан недействительным в течение срока его действия, если будет установлено, что:

  • 1) патент выдан на основании неподтвердившихся данных об однородности и о стабильности селекционного достижения, представленных заявителем;
  • 2) на дату выдачи патента селекционное достижение не соответствовало критерию новизны или отличимости;
  • 3) лицо, указанное в патенте в качестве патентообладателя, не имело законных оснований для получения патента.

2. Выдача патента на селекционное достижение может быть оспорена любым лицом, которому стало известно о нарушениях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, путем подачи заявления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям направляет копию указанного заявления патентообладателю, который в течение трёх месяцев со дня направления ему такой копии может представить мотивированное возражение.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям должен принять решение по указанному заявлению в течение шести месяцев со дня подачи указанного заявления, если не потребуется проведение дополнительных испытаний.

3. Патент на селекционное достижение, признанный недействительным, аннулируется со дня подачи заявки на выдачу патента. При этом лицензионные договоры, заключенные до принятия решения о недействительности патента, сохраняют свое действие в той мере, в какой они были исполнены к этому дню.

4. Признание патента на селекционное достижение недействительным означает отмену решения федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям о выдаче патента (статья 1439) и аннулирование соответствующей записи в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

Смотрите еще:

  • Вск цена страховки Страховая компания «ВСК» О страховой компании "ВСК" Военно-страховая компания (САО «ВСК») была образовано при поддержке Министерства обороны РФ в 1992 году. Изначально основным видом […]
  • Статистика моих нарушений коап Cтатья 130 КУпАП Вас оформили по статье 130 КУпАП (админкодекса)? Не знаете, что делать?Или даже суд уже был? Звоните скорее, бесплатно проконсультирую на начальной стадии и оценю […]
  • Ложный вызов пожарных ответственность Цена ложных вызовов пожарных Цена ложных вызовов пожарных – 70 млн. рублей Телефон 01 – первый и самый важный телефон, который должен знать каждый человек. От его знания зависит жизнь, и […]
  • Известно ндс как найти сумму Формулы расчета процентов. Формулы расчета НДС. Расчет суммы НДС, сумма с НДС, сумма без НДС, выделение НДС. Формулы расчета НДС. Расчет суммы НДС, сумма с НДС, сумма без НДС. Скачайте […]
  • Воинская часть 03255 Политотдел ГШ ВС СССР Региональная общественная организация ветеранов Ежемесячная доплата к военной пенсии в 2017 году увеличена в два раза День в военной истории Памятные даты военной […]
  • Взятки в гибдд москва Сотрудники ГИБДД задержаны в Москве за вымогательство взятки у полицейского Сотрудники правоохранительных органов задержали в Москве троих сотрудников 1 СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе по […]
  • Купить дом в московской области на материнский капитал Купить дом в Подмосковье Всего 18 545 объявлений Всего 18 545 объявлений Продам дом, 100 м², 5 соток, 80 км за МКАД. 10 октября 230 Риелтор Пожаловаться Заметка Старт […]
  • Земельный участок туголесский бор Купить участок без посредников в поселке Туголесский Бор Продам земельный участок с дачным домиком . Чайка - 2 52:25:0070208:42 Продам участок 10 соток в поселке Туголесский Бор. […]
admin

Обсуждение закрыто.