Законы об охране окружающей среды рф основные

Законы об охране окружающей среды рф основные

Федеральный закон об охране окружающей среды в системе экологического законодательства

Главная > Реферат >Экология

Кубанский государственный аграрный университет

По дисциплине: экологическое право

«Федеральный закон об охране окружающей среды в системе экологического законодательства »


Выполнила:
студентка группы
ПИЮ 44
Кузьмина К.Н

1. Общие положения и принципы. 4

2. Основы разграничения и согласование управленческих полномочий. 5

3. Общественные экологические интересы и права граждан 5

4. Негативное воздействие и возмещение вреда 8

Список использованных источников 14

Данный реферат рассматривает некоторые положения федерального закона «Об охране окру­жающей среды» от 10 января 2002г, так как его принятие стало заметным со­бытием общественной жизни и очередным шагом в развитии российского экологического законодательства. За годы действия Закона РСФСР от 19 де­кабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды» произошли ради­кальные изменения в экономической системе, государственном устройстве, практически заново было создано российское законодательство

Выбор объясняется актуальностью соответствующих отношений и социальной востребованностью правовых исследований по тематике экологических прав человека, экономического регулирования в сфере охраны окружающей природ­ной среды, согласования и перераспределения полномочий органов власти по линии «центр — регионы», предупреждения и возмещения экологического вреда

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» состоит из 84 статей, объединенных в 16 глав: I . Общие положения; П. Основы управления в области охраны окружающей среды; III . Права и обязанности граждан, обще­ственных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды; IV . Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; V . Нормирование в области охраны окружающей среды; VI . Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; VII . Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; VIII . Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; IX . Природные объекты, находящиеся под особой охраной; X . Го­сударственный мониторинг окружающей среды (государственный эколо­гический мониторинг); XI . Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль); XII . Научные исследования в области охраны окру­жающей среды; XIII . Основы формирования экологической культуры; XIV . От­ветственность за нарушение законодательства в области охраны окружаю­щей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды; XV . Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; XVI . За­ключительные положения.

Общие положения и принципы.

Важной характеристикой Закона является указание в преамбуле на то, что он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение соци­ально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворе­ния потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безо­пасности.

Глава I «Общие положения» включает четыре статьи: ст.1 «Основные понятия»; ст. 2 «Законодательство в области охраны окружающей среды»; ст. 3 «Основные принципы охраны окружающей среды»; ст. 4 «Объекты охраны ок­ружающей среды».

Ст. 1 «Основные понятия» содержит определения тридцати шести ключевых понятий. Вводная статья с определениями основных используемых понятий. Цена легальных определений весьма высока, нередко именно они играют ре­шающую роль в толковании и применении закона. Поэтому появление собст­венного понятийного аппарата в данном нормативном акте существенно повы­шает его общее качество и регулятивные возможности.

Согласно cm. 2, законодательство в области охраны окружающей среды осно­вывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Феде­рального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответ­ствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, зако­нов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Также устанавливает принципы, на основе которых должна осуществляться дея­тельность, оказывающая воздействие на окружающую среду и объекты охраны.

Основы разграничения и согласование управленческих полно­мочий.

Глава II «Основы управления в области охраны окружающей среды»

регулирует отношения управления между Российской федерацией субъектами российской федерации органами исполнительной власти и муниципальными образованиями

Российской Федерации (федеральный государственный экологический контроль)» субъектов Российской Федерации» Разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации» должны осуществляться исходя из следующих основных правил. Во-первых, субъекты РФ могут осуществлять правовое регулирование тех отношений, которые отнесены к их ведению ст. 6 данного Закона.

В числе методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды — поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды (ст. 14). Ст. 17 «Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды» декларирует, что такого рода деятельность поддерживается государством. Государственная поддержка осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. Однако сама по себе она мало что дает, поскольку имеет, очевидно, отсылочный (к другому законодательству) характер также существуют налоговые льготы

Общественные экологические интересы и права граждан

Экологические права и интересам граждан «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера полномочия «подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании

Разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений (ч.2 ст. 15).

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ч.1 ст. 18).

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений (ч. 2 ст. 32).

При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства

природных ресурсов. В случаях, если размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях (ч.1, 3 ст.35).

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека (ч. 1 ст.44).

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством (ч.З-5 ст.68).

Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами (ч.2 ст.74).

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80).

Негативное воздействие и возмещение вреда

Закон не вводит каких-либо видов платежей, он перечисляет лишь виды негативного воздействия на окружающую среду (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду). Следует различать виды платы и форму платы. Виды дифференцируются применительно к видам негативного воздействия на окружающую среду. Форма же платы отражает ее экономическое содержание, целевое назначение, способ взимания. Закон ушел от ответа на принципиально важный вопрос, имеет ли такая плата налоговый или неналоговый характер, закрепив в самом общем виде, что «формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами». Таким образом, на данный момент ни один федеральный закон так и не определил форму платы за негативное воздействие.

Особо важное место в системе эколого-правовой ответственности занимает имущественная ответственность за причинение вреда окружающей среде, поскольку именно этот вид ответственности выполняет компенсационную функцию, а возмещение экологического вреда является важнейшей задачей экологического законодательства. Ст. 77 «Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде». Ст. 78 «Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды» вводит значительное изменение в порядок определения объема компенсации. Если раньше возмещение вреда производилось «в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды», то сейчас изменена приоритетность: «определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды» (ч.1 ст. 78). Кроме поворота приоритетов, является также учет стоимости проектов рекультивационных и иных восстановительных работ, что на практике принимается арбитражными судами.

Обращает на себя внимание то, что порядок определения объема компенсации вреда регулируется двумя нормами, каждая из которых устанавливает свои приоритеты. Это еще одно нововведение Закона. Так, согласно ч.З. ст. 77, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В то же время, согласно ч.1 ст. 78 определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекулътивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды Закон не устанавливает особого порядка аккумулирования взыскиваемых сумм, равно как не указывает и на целевой характер их расходования. Теоретически эти позиции обосновываются в категориях права собственности, права пользования и общественных экологических интересов. В практическом же плане после ликвидации системы внебюджетных экологических фондов адресность направления взыскиваемых сумм должна быть различной, поскольку загрязнением окружающей среды, порчей и деградацией природных объектов одновременно причиняются убытки собственнику ресурсов, их пользователю, а также всегда ущемляется общественный интерес. Но в условиях отсутствия решения этого вопроса в данном Законе пробел Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (ч. 3 ст. 78).

Нормирование

В основе системы нормирования два вида нормативов: качества окружающей среды и допустимого воздействия на окружающую среду. Ст. 19 «Основы нормирования в области охраны окружающей среды» включает в понятие нормирования установление, кроме названных основных видов, «иных нормативов в области охраны окружающей среды», а также государственных стандартов и иных нормативных документов Обращает на себя внимание ограничительный подход к определению нормативов качества окружающей среды, которые устанавливаются согласно ч.1 ст.21 «для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов». В числе нормативов допустимого воздействия Закон вводит нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду Практический интерес представляет также введение технологических нормативов, которые рассматриваются в качестве исходных при установлении нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду наряду с нормативами допустимой антропогенной нагрузки и нормативами качества окружающей среды (ч.1 ст. 23). Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов (ч.2 ст. 23). ч.З ст. 23 могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Соответствующие разрешения действуют только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Лимиты — это красноречивая уступка, сделанная экологическим законодательством в пользу хозяйствующих субъектов, а в конечном счете -экономических интересов всего общества. Однако нельзя не замечать того факта, что повсеместно не выполняются планы перехода на работу по нормативам допустимого воздействия, лимиты (временно согласованные нормативы) не выполняют свою функцию ограничителя выбросов и сбросов на период проведения мероприятии по охране окружающей среды и внедрения наилучших существующих технологий. Закон определяет целью лимитов достижение нормативов в области охраны окружающей среды (ст. 1) Помимо нормативов качества и нормативов воздействия, Закон предусматривает возможность установления иных нормативов. Ст. 28 «Иные нормативы в области охраны окружающей среды» допускает их установление законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Если сравнивать виды нормативов по действующему и по старому законам, то новый не регулирует такие, например нормативы, как: предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания; нормативы санитарных и защитных зон. Но исключение этих показателей из числа нормативов выглядит логично в структуре главы V настоящего Закона, поскольку они должны регулироваться другим законодательством -санитарным, о безопасном применении пестицидов и агрохимикатов и т.п. Заинтересованные региональные органы могут проанализировать, какие же именно нормативы из числа природоохранных остались за рамками Закона, и установить их самостоятельно.

В целом, закрепление полномочий региональных органов в сфере нормирования абсолютно оправданно и целесообразно, но Закон сделал это не вполне последовательно

Заключение

Таким образом, закон об охране окружающей среды является недоработанымтак как Отдельные эколого-правовые институты, регулируются в Законе декларативно или отсылочно. В ряде случаев свернутые формулировки норм вполне обоснованно предполагают другой уровень регулирования. В связи с этим открываются широкие возможности подзаконного и регионального нормотворчества, но и не только — в развитие некоторых норм требуется принятие федеральных законов или внесение поправок в закон.

Список использованных источников

Дубовик «Экологическое право в вопросах и ответах» Москва 2003.

Федеральный закон «Об охране окру­жающей среды» от 10 января 2002г

Васильева М.И. Новое в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Комментарий. — М.: Издательство РЭФИА. 2002. — 88 стр.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013) «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

10 января 2002 г. N 7-ФЗ

Принят
Государственной Думой
20 декабря 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»

В январе 2002 г. вступил в действие новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Он заменил Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060-1. Все законодательство в области охраны окружающей среды, природо- пользования и обеспечения экологической безопасности было по- строено в соответствии с основными положениями этого закона. Рассмотрим их в сопоставлении с законом 1991 г.

Структура Федерального закона «Об охране окружающей сре- ды» практически повторяет структуру Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (табл. 1.1), однако его содержание принципиально новое.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 1 даны основные понятия для всех вопросов в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического ауди- та, наилучшей существующей технологии, экологического риска, экологической безопасности. Изменения коснулись всех определе- ний в области нормирования качества окружающей среды. Дано принципиально новое определение государственного экологического мониторинга. Также впервые даны определения экологическому ауди- ту, наилучшей существующей технологии и экологической без- опасности.

Основные принципы охраны окружающей среды, сформули- рованные в ст. 3, допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в облас- ти охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности должно дости- гаться на основе использования наилучших существующих техно- логий с учетом экономических и социальных факторов. Закон тре- бует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельно- сти.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» полно- стью изменены полномочия субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, включая:

разработку и утверждение нормативов, ГОСТов и иных норма- тивных документов в области охраны окружающей среды, содер- жащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;

организацию и осуществление в порядке, установленном зако- нодательством Российской Федерации, государственного эколо- гического мониторинга, формирование и обеспечение функцио- нирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды;

государственный экологический контроль за объектами хозяй- ственной и иной деятельности независимо от форм собственно- сти, находящимися на территориях субъектов Российской Феде- рации, за исключением подлежащих федеральному государствен- ному экологическому контролю.

Существенные изменения претерпел раздел, посвященный ме- тодам экономического регулирования.

К основным методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды Федеральным законом «Об охране окру- жающей среды» отнесено:

разработка государственных прогнозов социально-экономиче- ского развития на основе экологических прогнозов;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилуч- ших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а так- же при осуществлении иных эффективных мер по охране окружа-

ющей среды в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной де- ятельности (в том числе экологического страхования), направлен- ной на охрану окружающей среды.

Законом ликвидирована система экологических фондов, но со- хранены штрафы за негативное воздействие на окружающую среду. Определено, что предпринимательская деятельность, осуществ- ляемая в целях ее охраны, поддерживается государством посред- ством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован меха- низм добровольного экологического страхования.

В соответствии с требованиями нового закона в России будет полностью изменена система нормирования в области охраны окру- жающей среды.

Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов ка- чества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, а также ГОСТов и иных документов. Нормирование осуществляет- ся в порядке, установленном Правительством Российской Феде- рации.

К нормативам качества окружающей среды законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физи- ческими и биологическими показателями ее состояния. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физиче- ских лиц устанавливаются следующие нормативы:

допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

допустимого изъятия компонентов природной среды; допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация как один из элементов осуществления экологиче- ски безопасной хозяйственной деятельности.

Принципиально изменен раздел, посвященный государствен- ной экологической экспертизе (ГЭЭ). В него в качестве самосто- ятельной статьи включена оценка воздействия на окружающую среду, проводимая в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвен- ное воздействие на окружающую среду. Она осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предьтнвестиционной, и проектной документации с уча- стием общественных объединений. Впервые введена норма пра- ва о том, что порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом «Об экологической экс- пертизе».

В новый закон включена гл. VIII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной де- ятельности». Она содержит принципиально новые статьи:

«Требования в области охраны окружающей среды при произ- водстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств»;

«Требования в области охраны окружающей среды при разме- щении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих про- изводств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки»;

«Требования в области охраны окружающей среды при прива- тизации и национализации имущества».

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» изме- нен порядок государственного экологического контроля. Если в соответствии со старым законом на территории Российской Феде- рации осуществлялся государственный, производственный и об- щественный контроль, то новый закон добавляет к ним и муни- ципальный контроль. Изменен и порядок осуществления государ- ственного экологического контроля. Теперь его проводят специ- ально уполномоченные федеральные органы исполнительной вла- сти и органы исполнительной власти субъектов Российской Феде- рации, а не только органы государственной власти в области охра- ны окружающей среды (в структуре бывшей Госкомэкологии Рос- сии). При этом перечень объектов, подлежащих федеральному го- сударственному экологическому контролю, определяется Прави- тельством Российской Федерации.

Новым законом внесен ряд изменений в ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Так, субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и по проектам, которые имеют положительное заключение ГЭЭ. Вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны ок- ружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20-ти лет.

Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осу- ществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими пред- писаниями могли приостановить или прекратить деятельность хо- зяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, приостановлении или прекращении этой деятельности должны рас- сматриваться судом или арбитражным судом.

Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Он является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство РФ, и заменил закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (19 декабря 1991 г. № 2060-1). Рассмотрим основные положения старого и нового законов.

Структура нового Федерального закона практически повторяет структуру закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», однако его содержание принципиально новое. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 1 даны основные понятия для всех вопросов в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического аудита, наилучшей существующей технологии, экологического риска, экологической безопасности. Изменения коснулись всех определений в области нормирования качества окружающей среды. Дано принципиально новое определение государственного экологического мониторинга. Также впервые в законе содержатся определения экологического аудита, наилучшей существующей технологии и экологической безопасности.

Основные принципы охраны окружающей среды, сформулированные в ст. 3, допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Закон требует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» полностью изменены полномочия субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, включая:

• разработку и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;

• организацию и осуществление в порядке, установленном законодательством РФ, государственного экологического мониторинга, формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды;

• проведение государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов РФ, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Существенные изменения претерпел раздел, посвященный методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым теперь отнесены:

• разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

• предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

• поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды.

В Законе 1991 г. был определен порядок внесения платежей за воздействие на окружающую среду и их распределения по бюджетам разных уровней. Поступающие в экологические фонды деньги служили финансовой основой выполнения природоохранных программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Новым законом ликвидирована система экологических фондов, но при этом сохранена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Определено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован механизм добровольного экологического страхования.

Кроме платежей за загрязнение окружающей среды, в качестве экономических механизмов управления воздействием на окружающую среду используются штрафные санкции за сверхнормативное воздействие на нее в результате аварий, вызванных проявлением природных и антропогенных факторов экологической опасности. Определение ущерба, нанесенного окружающей среде, базируется на специальных методиках, которые, к сожалению, утверждены только на уровне отдельных ведомств.

В новом Законе порядок платежей отсутствует. Кроме того, ряд природопользователей в 2001 г. оспорили в суде порядок введения базовых нормативов платежей Правительством России. Однако Конституционный Суд подтвердил правильность действий Правительства.

В соответствии с требованиями нового Закона в России была полностью изменена система нормирования в области охраны окружающей среды. Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также государственных стандартов и иных документов. Нормирование осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

К нормативам качества окружающей среды Законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются следующие нормативы:

• допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

• образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

• допустимого изъятия компонентов среды;

• допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом вводится добровольная и обязательная экологическая

сертификация как один из элементов осуществления экологически безопасной хозяйственной деятельности. Принципиально изменен раздел, посвященный ГЭЭ. В него в качестве самостоятельной статьи включена ОВОС, проводимая в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. ОВОС осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпро-ектной, в том числе предынвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. Впервые введена норма права о том, что порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

В новый закон включена гл. VIII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности», содержащая принципиально новые статьи:

• «Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств»;

• «Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки»;

• «Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества».

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» изменен порядок государственного экологического контроля. Если в соответствии со старым законом на территории РФ осуществлялся государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды, то новый Закон добавлял к ним и муниципальный контроль (впоследствии отмененный). Изменен и порядок осуществления государственного экологического контроля. Теперь государственный экологический контроль осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, а не только органы государственной власти в области охраны окружающей среды (в структуре бывшей Госкомэкологии России). При этом перечень объектов, подлежащих федеральному контролю, определяется Правительством РФ.

Новым законом внесен ряд изменений в ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Так, субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и по проектам, которые имеют положительное заключение ГЭЭ. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке тарифами и методиками, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими предписаниями могли приостановить или прекратить деятельность хозяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, должны рассматриваться судом или арбитражным судом.

Изменения природно-ресурсного и экологического права для регионального управления ОС в период с 2000 г. связаны с переходом к гражданско-правовым взаимоотношениям «государство — природопользователь», являющимся логическим продолжением

рыночных экономических реформ. Формируемая в настоящая время нормативная основа государственного надзора в области природопользования и управления окружающей средой затрагивает несколько правовых и практических направлений, которые существовали ранее изолированно, — лесного, геологического, водного, земельного, морского права, промышленной и экологической безопасности. Каждое из направлений имело свою независимую историю, нормативную и методическую базу, которая в одних случаях создавалась веками, а в других — за несколько лет.

Смотрите еще:

  • Воинская часть 16605 оленегорск информация актуальна на 23.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из […]
  • Исполнение бюджета республики башкортостан на 2014 год Отчеты о деятельности Правительства Республики Башкортостан Информация об исполнении консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 1 января 2015 года По данным Министерства […]
  • Объективная сторона нарушения коап Комментарии к СТ 8.3 КоАП РФ Статья 8.3 КоАП РФ. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами Комментарий к статье 8.3 КоАП РФ: 1. Комментируемая статья исключает специальные […]
  • И возвращение искового заявления в арбитражном процессе Арбитражный и гражданский процесс: возвращение искового заявления Возвращение искового заявления (заявления) арбитражным судом - одно из возможных процессуальных последствий предъявления […]
  • Где в костроме встать на учет по беременности Женская консультация №1 мкр. 3 Давыдовский Женская консультация №1 роддома Костромы обслуживает прикрепленное женское население города. К 1-й женской консультации роддома можно проехать […]
  • Сдать экзамен пдд 2018 онлайн по темам официальный сайт гибдд ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы […]
  • Пмр гражданский кодекс ЗАКОН ПМР «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» Принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 22 февраля 2017 […]
  • Земельный участок в всеволожске Земельные участки в Всеволожске Всего 241 объявление Всего 241 объявление Продаем земельный участок, 5 га, 10 км за КАД. вчера в 15:59 636 Риелтор Пожаловаться Заметка […]
admin

Обсуждение закрыто.