Жалоба в суд рб на постановление об административном правонарушении

Жалоба в суд рб на постановление об административном правонарушении

Помощь: Обжалование и опротестование постановления налогового органа

ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Порядок обжалования и опротестования вынесенного налоговым органом постановления о наложении административного взыскания регламентирован главой 12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 5 января 2008 г.) (далее — ПИКоАП). Кодекс дает возможность обжаловать постановление в два этапа. Первый этап предполагает обжалование не вступившего в силу постановления, второй — вступившего в силу постановления, исполнение которого уже начато. Причем обжалование постановления на втором этапе возможно, даже если оно уже исполнено (отмена постановления с прекращением дела повлечет за собой возврат уплаченных денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением, а при невозможности возврата конфискованного предмета будет возмещена его стоимость).

Право обжаловать постановление имеют лицо, в отношении которого оно вынесено, потерпевший (при его наличии), их представители, защитник. В связи с этим обратим внимание, что защиту прав и законных интересов должностного лица, в отношении которого ведется административный процесс (в т.ч. вынесено постановление), осуществляет защитник, которым может являться только адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. А вот оказание юридической помощи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю осуществляют представители, которыми могут быть любые лица (в силу полномочий, закрепленных в законодательстве (например, руководитель организации), учредительных документах юридического лица или выданной доверенности).

Опротестование постановления осуществляется прокурором.

Обжалование постановления, не вступившего в законную силу

Орган, в который подается жалоба. Жалоба может быть подана либо в вышестоящий налоговый орган, либо в суд. Обратим внимание, что постановление выносится от имени налогового органа. Поэтому если такое постановление вынесено, к примеру, заместителем начальника инспекции МНС РБ по району, то жалоба должна быть подана в инспекцию МНС по области (г.Минску), но никак не начальнику инспекции МНС по району.

Вышестоящий налоговый орган будет рассматривать жалобу (его нужно указать в качестве адресата), но направить жалобу следует в налоговый орган, вынесший постановление. Именно последний направит поступившую жалобу в течение 3 суток вместе с делом в орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее. Соблюдение этого правила важно и для того, чтобы налоговый орган, вынесший постановление, не начал (несмотря на подачу жалобы) процедуру его исполнения. Ведь, как мы покажем далее, подача жалобы в установленный срок «отодвигает» срок вступления в силу постановления и соответственно его исполнения до ее рассмотрения.

Поскольку в Республике Беларусь функционируют как общие, так и хозяйственные суды, важно определиться с тем, в какой именно суд должна быть подана жалоба на постановление, вынесенное налоговым органом.

Если речь идет о постановлении, вынесенном в отношении должностного лица, то жалоба будет рассматриваться районным (городским) общим судом. Жалобы на постановления, вынесенные за налоговые правонарушения в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, рассматриваются хозяйственными судами.

Государственная пошлина за подачу жалобы. Распределение судебных расходов. Судебный порядок обжалования постановления (в отличие от несудебного) является платным. С жалоб, подаваемых в суд, взимается государственная пошлина, ставки которой установлены в приложении 1 к Указу Президента РБ от 14.09.2006 № 574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины» (в редакции от 31.12.2007). Так, государственная пошлина взимается с жалоб на постановления о наложении взыскания в виде указанных далее штрафов в следующих размерах:

менее 10 базовых величин — 0,5 базовой величины;

от 10 до 100 базовых величин — 2 базовые величины;

более 100 базовых величин — 3 базовые величины.

С жалоб на постановления о наложении иных, кроме штрафа, административных взысканий взимается пошлина в размере 1 базовой величины.

Распределение судебных расходов, связанных с рассмотрением жалоб (протестов), подаваемых в суд на постановления, производится в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РБ от 11.01.1999 № 238-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 5 января 2008 г.) (далее — ГПК) или Хозяйственным процессуальным кодексом РБ от 15.12.1998 № 219-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11 июля 2007 г.). Это означает, например, что должностному лицу, подавшему жалобу, в пользу которого состоялось решение, суд присуждает за счет вынесшего постановление государственного органа возмещение всех понесенных им судебных расходов по делу (например, расходов по уплате государственной пошлины, оплате помощи представителя, адвоката, проезду и найму жилых помещений, понесенных в связи с явкой в суд), даже если этот орган и был освобожден от уплаты таких расходов в доход государства. Если жалоба удовлетворена частично, то указанные суммы присуждаются лицу пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, а государственному органу — пропорционально той части требований, в которой жалоба не удовлетворена. Если вышестоящий суд изменит состоявшееся решение или вынесет новое решение, он соответственно изменит и распределение судебных расходов. Независимо от результатов рассмотрения дела суд может обязать недобросовестную сторону возместить судебные расходы другой стороне, если они вызваны уклонением от объяснений, дачей ложных объяснений, сокрытием, а также слишком поздним предъявлением доказательств или иными недобросовестными либо заведомо неправильными действиями (ст.135 и 139 ГПК).

Срок для подачи жалобы. Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления или со дня вручения или получения им копии постановления, если такое лицо отсутствовало при рассмотрении дела об административном правонарушении.

При подаче жалобы в установленный срок обеспечивается не только возможность ее рассмотрения и пересмотра постановления. С подачей жалобы отодвигается срок вступления постановления в силу. Так, постановление вступает в законную силу по истечении срока на его обжалование, т.е. по истечении 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления, либо со дня его вручения или получения его копии. Но если постановление было обжаловано (опротестовано) в установленном порядке, то оно не вступает в силу до момента вынесения решения по жалобе. Правда, из этого правила есть исключение. Постановление о наложении взыскания в виде штрафа в размере низшего его предела, предусмотренного санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 5 января 2008 г.) (далее — КоАП) (но не ниже 0,5 базовой величины), выносимое в случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда, вступает в силу с момента его вынесения (примечание 1).

Жалоба, поданная с пропуском срока, будет возвращена подавшему ее лицу. Однако срок на обжалование постановления в случае его пропуска по уважительным причинам может быть восстановлен судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу, для чего лица, имеющие право на подачу жалобы, должны подать в суд (должностному лицу) соответствующее ходатайство. Ходатайство может быть изложено в самой жалобе или в виде отдельного документа, прилагаемого к ней. В ходатайстве следует четко изложить суду или должностному лицу, уполномоченному рассматривать жалобу, просьбу о восстановлении пропущенного срока и сослаться на уважительную причину пропуска срока. Но и этого недостаточно: должны быть представлены доказательства как существования указанной причины, так и ее связи с пропуском срока. А уже суд (должностное лицо) будет решать, что является уважительной причиной, а что нет. Отметим лишь, что неосведомленность об установленном сроке подачи жалобы уважительной причиной не признается. А вот нарушение ст.11.11 ПИКоАП о вручении или высылке заказным письмом копии постановления в 3-дневный срок лицу, в отношении которого оно вынесено, если это лицо отсутствовало при рассмотрении дела, с учетом конкретных обстоятельств может быть признано уважительной причиной пропуска срока на обжалование.

Только в случае восстановления пропущенного срока подачи жалобы исполнение постановления приостанавливается до рассмотрения жалобы (вынесения решения по ней).

Требования к жалобе. Особых требований к форме жалобы ПИКоАП не устанавливает. Достаточно, если в ней будут содержаться данные о лице, привлеченном к ответственности, и его месте жительства (нахождения), указана дата подачи жалобы, дата вынесения обжалуемого постановления. Можно привести в жалобе и мотивы несогласия с вынесенным постановлением, отметив неправильное (по мнению жалобщика) применение законодательства и (или) недоказанность необходимых для вынесения обоснованного решения обстоятельств. Необходимые доказательства (если они не были представлены при рассмотрении дела и отсутствуют у органа, вынесшего постановление) могут быть приложены к жалобе либо представлены при ее рассмотрении. Если же требуемые доказательства самим жалобщиком не могут быть добыты (требуются назначение экспертизы, вызов свидетелей, истребование письменных доказательств, находящихся у других лиц), то можно заявить ходатайство об их истребовании (получении).

Жалоба должна быть подписана лицом, ее подающим.

Отметим, что неправильное применение законодательства, которым может быть мотивирована жалоба, включает в себя следующие обстоятельства:

взыскание наложено неправомочным органом;

к ответственности привлечено лицо, не являющееся субъектом правонарушения (например, лицо, не являющееся должностным);

не соблюден установленный порядок рассмотрения дела о правонарушении (например, не соблюдено требование о рассмотрении дела в присутствии физического лица, привлекаемого к ответственности, кроме случаев, когда это лицо письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие или уклонялось от явки, будучи своевременно извещенным о месте и времени рассмотрения дела (ст.11.4 ПИКоАП)). Вообще нарушение любого положения ПИКоАП при ведении административного процесса влечет признание решений, принятых по делу об административном правонарушении, не имеющими юридической силы;

наложено взыскание сверх установленных пределов;

при наложении административного взыскания не учтены или ненадлежаще учтены характер правонарушения, личность физического лица, совершившего правонарушение, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность;

к моменту вынесения постановления истек срок, в пределах которого может быть наложено взыскание (ст.7.6 КоАП), и др.

Опротестование постановления. Опротестование постановления осуществляется прокурором по тем же правилам, что и обжалование. За подачу в прокуратуру жалобы на постановление (в целях принесения прокурором протеста) государственная пошлина взимается в тех же размерах, что и за подачу жалобы непосредственно в суд (приложение 3 к Указу Президента РБ от 14.09.2006 № 574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины» (в редакции от 31.12.2007)).

Рассмотрение жалобы. При обжаловании постановления действует принцип: суд или налоговый орган, рассматривающий жалобу, обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления (в целом); лицо, подавшее жалобу, не обязано доказывать обратное, но оно вправе давать объяснения, представлять дополнительные материалы в обоснование своих требований (ст.12.8 ПИКоАП).

На рассмотрение жалобы на постановление судье, должностному лицу налогового органа, уполномоченному рассматривать жалобу, отводится месячный срок со дня ее поступления.

Результаты рассмотрения жалобы. По результатам рассмотрения жалобы выносится постановление. Каковы же могут быть результаты ее рассмотрения?

Во-первых, если будет установлено отсутствие события или состава правонарушения либо истечение сроков для наложения административного взыскания (ст.7.6 КоАП), то постановление будет отменено, а дело прекращено.

Во-вторых, постановление может быть отменено, а дело направлено на новое рассмотрение. Это возможно, например, в случае, если при рассмотрении жалобы будет установлено, что правильное рассмотрение дела требует сбора и оценки дополнительных, ранее не исследованных доказательств.

Но нередки ситуации, когда все необходимые для вынесения законного и обоснованного решения факты установлены и должным образом подтверждены, а ошибка не требует нового рассмотрения дела (например, носит расчетный, арифметический характер либо связана с юридической квалификацией действий (бездействия) правонарушителя (примечание 2)). В этом случае сам орган, рассматривающий жалобу, вправе отменить постановление полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

В-третьих, при условии, что все необходимые для вынесения постановления обстоятельства доказаны, но не получили в постановлении должной оценки (например, не приняты во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, тяжесть правонарушения, личность нарушителя), орган, рассматривающий жалобу, может изменить меру и вид взыскания в установленных соответствующей статьей КоАП пределах (например, уменьшить размер штрафа или заменить штраф предупреждением, если последняя мера предусмотрена в качестве меры взыскания за конкретное правонарушение). При этом взыскание не может быть усилено.

В-четвертых, если будет установлено, что дело рассмотрено неправомочным органом, но сроки для наложения административного взыскания еще не истекли, постановление будет отменено, а дело направлено на рассмотрение компетентного органа. Но такой орган может привлечь нарушителя к административной ответственности лишь при условии, что к моменту рассмотрения им дела не истекли установленные сроки давности.

Копия решения по жалобе (протесту) на постановление в течение 3 суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Конечно, самый нежелательный для лица, подавшего жалобу, вариант — это оставление жалобы без удовлетворения, а постановления — без изменения. Но в этом случае есть возможность пересмотра уже вступившего в законную силу постановления в судебном порядке.

Обжалование постановления, вступившего в законную силу

Условие обжалования. Этот этап носит название пересмотра постановления. Обязательным условием обжалования постановления на данном этапе является его обжалование до вступления в законную силу (т.е. на первом этапе). На первом этапе обжалование постановления возможно как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд. Пересмотр же постановления осуществляется исключительно судом. Причем если первоначально жалоба подавалась в вышестоящий налоговый орган, то пересмотр постановления осуществляется судом, который мог бы рассмотреть жалобу на постановление на первом этапе обжалования, а если постановление до вступления его в законную силу уже обжаловалось в суд, — председателем вышестоящего суда (для хозяйственных судов — Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, для общих — председателем областного (Минского городского) суда).

Если же постановление не было обжаловано до его вступления в законную силу, то привлеченное к ответственности лицо утрачивает право на самостоятельную подачу жалобы в суд с целью пересмотра постановления. Постановление в таком случае может быть пересмотрено только по протесту прокурора. Для этого следует обратиться в прокуратуру с соответствующей жалобой, которая подлежит оплате государственной пошлиной по ставкам, аналогичным указанным выше.

Срок для подачи жалобы (протеста) и порядок ее (его) рассмотрения. Жалоба или протест на вступившее в законную силу постановление могут быть поданы в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу постановления. Поданные по истечении этого срока жалоба или протест рассмотрению не подлежат. Этот срок не может быть восстановлен даже при наличии уважительной причины пропуска.

На стадии пересмотра постановления приостановление его исполнения уже не происходит автоматически, а требует принятия соответствующего решения. Приостановить исполнение постановления до разрешения жалобы (протеста) вправе судья, пересматривающий постановление, или же прокурор. Желательно, чтобы лицо, подающее жалобу, в т.ч. прокурору, обосновало необходимость принятия такого решения.

Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в срок не более одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела — не позднее одного месяца со дня его поступления.

Результат рассмотрения жалобы (протеста). Если на первом этапе постановление проверяется на предмет законности и обоснованности целиком независимо от требований и аргументов, изложенных в жалобе, то на втором — только в объеме доводов, содержащихся в жалобе (протесте). Однако, если при этом будут установлены основания для улучшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, постановление может быть пересмотрено в соответствующей части и при отсутствии просьбы об этом в жалобе (протесте).

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается одно из следующих решений:

об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) — без удовлетворения;

об отмене постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение;

об отмене постановления полностью или в части и прекращении производства по делу;

об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений;

об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено.

При оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения об этом письменно сообщается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест, с указанием мотивов отказа в пересмотре дела. Во всех остальных случаях решение по жалобе (протесту) выносится в виде постановления.

Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат уплаченных денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфискованного предмета возмещается его стоимость. По просьбе лица, в отношении которого отменено постановление, об этом сообщается по месту его работы, учебы или жительства.

Очевидно, что решение по жалобе, вынесенное Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (в случае, когда жалоба на постановление налогового органа на первом этапе обжалования (т.е. до вступления его в законную силу) была подана в хозяйственный суд области или г.Минска), является окончательным. Открытым остается вопрос, является ли решение по жалобе, вынесенное председателем хозяйственного суда области (г.Минска) при пересмотре постановления, ранее обжалованного не в хозяйственный суд, а в вышестоящий налоговый орган, окончательным. ПИКоАП не содержит норм, допускающих подачу жалобы на такое решение (как вариант — на постановление о наложении административного взыскания, оставленное в силе или измененное решением председателя хозяйственного суда области или г.Минска) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Вместе с тем ряд специалистов не исключают положительное решение вопроса о возможности повторного пересмотра дела. Как говорится: стучитесь — и вам откроют.

Елена Фадеева, юрист

Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»

Примечание 1. Подобное постановление может быть вынесено при привлечении к ответственности должностных лиц юридических лиц по ст.13.8 КоАП.

Примечание 2. Например, налоговым органом применена неверная статья (часть статьи) КоАП или иного законодательного акта, устанавливающего ответственность, и т.п.

От редакции: В Указ Президента РБ от 14.09.2006 № 574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины» на основании Указа Президента РБ от 31.12.2007 № 704 внесены изменения.

Обжалование постановления об административном правонарушении. Как правильно?

Здравствуйте, читатели ProЮрист. В данной статье хочу рассказать про порядок обжалования постановления об административном правонарушении. Думаю, многие сталкивались с таким вопрос, но из-за незнания как это сделать, отказывались от обжалования. Многочисленные обращения за юридической помощью, тому свидетельство.

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении

Итак, порядок обжалования постановления об административном правонарушении регулируется Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях (ПИКоАП РБ), в частности главой 12.
Согласно статье 12.2 по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу:
1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних – в районный (городской) исполнительный комитет (администрацию района в городе) или в суд;
2) постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета – в районный исполнительный комитет или в суд;
3) постановление иного органа, ведущего административный процесс, – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;
4) постановление суда – в вышестоящий суд.
Но существует один нюанс, на мой взгляд очень спорный: в соответствии с законодательством жалобу Вы адресуете в вышестоящий орган или суд, но направляете её в тот орган, который вынес постановление, а он уже самостоятельно пересылает её по месту обжалования .
Обращаю Ваше внимание, что жалоба должна соответствовать определенным требований. Так, согласно статье 12.11 ПИКоАП РБ в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должностное лицо (суд, орган), которому адресуется жалоба;
2) фамилия, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле об административном правонарушении;
3) обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении (дата, номер, орган, вынесший постановление);
4) доводы для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении.
Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, либо его представителем. К жалобе, поданной защитником или представителем, прилагается документ, подтверждающий их полномочия. К жалобе, поданной в суд, прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (на данный момент одна базовая величина).

Заявитель: ФИО, адрес, паспортные данные

Заинтересованное лицо: УВД ****, адрес

на постановление об административном правонарушении *****.

14.12.2013 года начальником ***** было вынесено постановление № **** о применении административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, выразившееся в лишении права управления транспортным средством Заявителя сроком на 10 (десять) месяцев.

Заявитель признает вину и чистосердечно раскаивается, но считает, что при рассмотрении дела начальником ***** в нарушение части 2 статьи 7.1 КоАП Республики Беларусь не учтены все обстоятельства дела, тяжелое имущественное положение Заявителя, а так же обстоятельства смягчающие административную ответственность, а именно:

  1. Заявителем заключен договор на строительство жилого помещения *****, согласно которому Заявитель обязан выплачивать ежемесячно денежные средства в сумме ****бел.р.
  2. Жена Заявителя находится в декретном отпуске.
  3. С учетом специфики работы (имеет разъездной характер) Заявитель использует личное транспортное средство для оказания услуг. Лишение права управления транспортным средством на столь длительный срок приведет к уменьшению заработной платы Заявителя, что поставит семью Заявителя в тяжелое положение.
  4. На иждивении у Заявителя находится малолетний ребенок, дочь **** (пункт 4 части 1 статьи 7.2 КоАП Республики Беларусь).

Учитывая, вышеизложенное, руководствуясь статьей 6.8 КоАП Республики Беларусь, статьей 12.1 ПИКоАП Республики Беларусь

Смягчить административную ответственность, предусмотренную постановлением об административном правонарушении *****, а именно: применить минимальный срок лишения права управления транспортным средством равным 3 (трем) месяцам.

Если постановление вступило в силу

Процедура обжалования, описанная выше, подходит для постановлений не вступивших в силу, то есть для постановлений, с момента оглашения которых не прошло более 10 дней. Но что делать если пропущен срок? Выход простой, писать ходатайство о восстановлении срока на обжалование. И если орган, признает причины пропуска срока уважительными, то ходатайство удовлетворят. К уважительным причинам можно отнести, например, болезнь.

Заявитель: ФИО, адрес, паспортные данные

Заинтересованное лицо: УВД ****, адрес

о восстановлении срока для подачи жалобы

на постановление об административном правонарушении

Постановление *********** о привлечении к административной ответственности получено заявителем 14.12.2013. С жалобой на постановление об административном правонарушении ********* заявитель обратился в суд *****(указываете дату, когда будете направлять в ГАИ).

В соответствии с ч.1 Статья 12.4. ПИКоАП РБ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, – не позднее десяти суток со дня получения постановления.

В соответствии с ч.1 Статья 12.5. ПИКоАП РБ в случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы, могут ходатайствовать перед судом, уполномоченным рассматривать жалобу, о восстановлении пропущенного срока.

Срок для обращения в суд пропущен в связи с наличием уважительных причин – заявителю не разъяснен порядок обжалования, а именно ч.2 Статья 12.2. ПИКоАП РБ, вследствие чего заявитель (указываешь дату, когда ходил в суд) обратился в суд Первомайского района г. Минска, а не направил жалобу, адресованную в суд *********

На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.1 Статья 12.5. ПИКоАП РБ,

восстановить срок для подачи жалобы на постановление об административном правонарушении ******

Советы юриста

Пару советов: в любом случае отправляйте всю корреспонденцию заказным письмом, сделайте копии всех документов, сохраняйте квитанции об уплате.

Жалоба в суд рб на постановление об административном правонарушении

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении адресуется в суд или орган, которые уполномочены ее рассматривать (т.е. в реквизитах жалобы следует указать наименование и адрес вышестоящего суда либо органа).

Направить жалобу следует в суд (или орган, ведущий административный процесс), вынесший постановление по делу об административном правонарушении.

В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  1. должностное лицо (суд, орган), которому адресуется жалоба;
  2. фамилия, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле об административном правонарушении;
  3. обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении (дата, номер, орган, вынесший постановление);
  4. доводы для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении.

Жалоба должна быть подписана лично лицом, подающим жалобу, либо его представителем.

К жалобе, поданной защитником или представителем, прилагается документ, подтверждающий их полномочия.

К жалобе, поданной в суд, прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Жалоба, не соответствующая вышеуказанным требованиям, считается поданной, но возвращается должностным лицом (судом, органом), уполномоченным рассматривать жалобу, с назначением срока для устранения недостатков. В случае пропуска назначенного срока жалоба считается неподанно

Уплата госпошлины

С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему.

С жалобы на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (п. 2 части 1 ст. 10.26 ПИКоАП), государственная пошлина не взимается.

Сроки обжалования

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, – не позднее 10 суток со дня получения копии постановления.

При поступлении заявления о составлении мотивировочной части постановления жалоба может быть подана лицом, обратившимся с таким заявлением, в течение 10 суток со дня получения копии мотивировочной части постановления.

Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации может быть обжаловано в течение 5 суток со дня объявления постановления.

Если срок обжалования или опротестования пропущен по уважительной причине, лица, имеющие право на подачу жалобы или принесение протеста, могут ходатайствовать перед судом или должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), о восстановлении этого срока.

Жалоба в суд рб на постановление об административном правонарушении

Электронный журнал «Главный Бухгалтер»
приветствует Вас!

Обжалуем постановления по делам об административных правонарушениях: алгоритм действий

Правом налагать административные взыскания наделены практически все государственные органы. Как можно обжаловать протоколы и подготовить документы к обжалованию, расскажет настоящая статья.

Шаг 1. Принятие решения об обжаловании.

Изучаем постановления Пленумов ВС № 6 * и Президиума ВХС № 8 ** . Ищем основания для отмены постановления.

При принятии решения о подаче жалобы следует учитывать, что для привлечения юридического лица к ответственности достаточно факта нарушения норм законодательства, ответственность за которое предусмотрена КоАП *** , вне зависимости от наличия вины должностных лиц этого юридического лица (ст. 3.5 КоАП).
__________________________
* Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.09.2011 № 6 «О практике рассмотрения судами жалоб (протестов) на постановления по делам об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума ВС № 6).

*** Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Шаг 2. Определяем, кто и когда может обжаловать постановление о наложении административного взыскания.

2.1. Когда постановление не вступило в законную силу.

Право обжалования имеют:

а) лицо, в отношении которого вынесено постановление, его представители. К представителям физического лица, имеющим право на подачу жалобы, относятся законные представители (ст. 4.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – ПИКоАП), а также представитель потерпевшего (ч. 4 ст. 4.5 ПИКоАП).

Полномочия представителя юридического лица подтверждаются доверенностью или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности (ч. 2 ст. 4.4 ПИКоАП). В выданной представителю доверенности должно быть указано полномочие на подачу жалобы;

б) руководитель органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение (ст. 12.1 ПИКоАП);

в) прокурор (путем внесения протеста).

Если жалоба подана лицом, не имеющим права обжаловать такое постановление либо надлежащим образом оформленных полномочий на ее подачу, суд ее возвращает.

Срок подачи жалобы – в течение 10 суток со дня объявления постановления. Если лицо отсутствовало при рассмотрении дела, – не позднее 10 суток со дня получения им копии постановления. При поступлении заявления о составлении мотивировочной части – в течение 10 суток со дня получения копии мотивировочной части постановления (ст. 12.4 ПИКоАП).

Если срок для подачи жалобы пропущен, заявите ходатайство о его восстановлении. В противном случае суд вернет вам жалобу (ч. 2 ст. 12.4, 12.5 ПИКоАП). При поступлении такого ходатайства суд решает, восстановить процессуальный срок или отклонить ходатайство.

К уважительным причинам для восстановления срока на обжалование, в частности, могут быть отнесены: состояние здоровья, нахождение в командировке, иные факты и обстоятельства, объективно свидетельствующие, что у лица не было возможности для подачи жалобы в установленный срок.

Если пропущенный срок подачи жалобы восстановлен, исполнение постановления по делу об административном правонарушении приостанавливается до рассмотрения жалобы (протеста) (ст. 12.6 ПИКоАП).

2.2. Когда постановление вступило в законную силу.

Такое постановление может быть пересмотрено только при условии, если оно обжаловалось до его вступления в законную силу. Несоблюдение этого условия влечет возвращение жалобы лицу, ее подавшему.

Срок подачи жалобы в этом случае составляет 6 месяцев со дня вступления в законную силу постановления.

Восстановление пропущенного срока подачи жалобы в этом случае не предусмотрено (ст. 12.22 ПИКоАП).

Шаг 3. Определяем орган, в который следует обращаться с жалобой.

Могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу (ст. 12.2 ПИКоАП):

– постановление сельского (поселкового) исполкома – в районный исполком или в суд по месту наложения административного взыскания;

– постановление органа, ведущего административный процесс, – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд по месту наложения административного взыскания;

– постановление суда – в вышестоящий суд.

Любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано сразу в суд. Необходимо лишь определить, в какой именно суд надо обращаться. Прежде всего следует разграничить, в какой из судов подавать жалобу: экономический или общий.

Подсудность жалоб в данном случае зависит от 2 критериев:

1) объекта правонарушения (сферы правоотношений, на которые посягает правонарушение);

2) субъекта правонарушения.

О разграничении подведомственности говорит ст. 12.3 ПИКоАП.

Определив подведомственность и подсудность жалоб, подавайте их непосредственно в суд, орган, ведущий административный процесс, которые вынесли постановление по делу об административном правонарушении.

Шаг 4. Готовим текст жалобы.

1) должностное лицо (суд, орган), которому адресуется жалоба (суд, орган, подведомственный рассматривать жалобу);

2) фамилию, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле об административном правонарушении;

3) обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении (дату, номер, орган, вынесший постановление);

4) доводы для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении.

Прилагайте документы, подтверждающие:

– полномочия защитника или представителя на подачу жалобы (доверенность с указанием права на подачу жалобы, приказ и др.);

– уплату государственной пошлины (платежное поручение, платежный ордер, кассовый чек и др.).

Справочно: платежные документы об уплате государственной пошлины должны быть оформлены надлежащим образом с указанием необходимых реквизитов, надлежащей суммы государственной пошлины и содержать в обязательном порядке печать банка и подпись работника банка, принимающего платеж.

Ставки государственной пошлины за подачу жалоб на постановления по делам об административном правонарушении указаны в п. 3 приложения 14 (для общих судов) и п. 6 приложения 16 (для экономических судов) к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее – НК).

Пример. Рассчитываем госпошлину

При обжаловании постановления о наложении административного взыскания в размере 30 базовых величин (БВ) госпошлина рассчитывается следующим образом: сумма взыскания попадает в шкалу от 10 до 100 БВ, значит, госпошлина составит 2 БВ.

В настоящее время БВ составляет 21 руб. (210 000 недоминированных рублей). Следовательно, в данном примере размер госпошлины составит 42 руб. (2 × 21).

Если вы подаете жалобу на постановление о наложении основного административного взыскания в виде штрафа и дополнительного взыскания, то размер подлежащей уплате госпошлины определяется исходя из ставки, предусмотренной для подачи жалобы о наложении основного взыскания в виде штрафа (подп. 6.1 п. 6 приложения 16 к НК).

Если обжалуется лишь дополнительное взыскание, то размер госпошлины определяется исходя из ставки, предусмотренной для подачи жалобы на постановление о наложении иного административного взыскания, кроме административного штрафа (подп. 6.2 п. 6 приложения 16 к НК).

Жалоба, которая не соответствует вышеописанным требованиям, считается поданной, однако будет возвращена должностным лицом (судом, органом), уполномоченным рассматривать жалобу, с назначением срока для устранения недостатков. В случае пропуска назначенного срока жалоба считается неподанной.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено (изменено) при наличии следующих обстоятельств (см. схему):

1) односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения;

2) существенное нарушение норм ПИКоАП;

3) неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность.

Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении является важной конституционной гарантией защиты прав и свобод личности (ст.60 Конституции Республики Беларусь).

Постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, его представителем (законным представителем), защитником, а также опротестовано прокурором. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение.

Жалоба подается через суд (орган), вынесший постановление по делу.

Жалобы, подаваемые в суд на постановления по делу об административном правонарушении, которыми наложены административные взыскания, облагаются государственной пошлиной в размере, указанном в приложении 14 к Налоговому кодексу.

При поступлении в суд жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, суд возвращает жалобу лицу, ее подавшему, с письменным указанием причины возврата.

Статьей 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях (ПИКоАП) установлен срок подачи жалобы — 10 суток со дня объявления постановления, а в случае вынесения постановления по делу в отсутствие лица, в отношении которого ведется административный процесс, срок подачи им жалобы исчисляется со дня получения копии постановления по делу об административном правонарушении. При поступлении заявления о составлении мотивировочной части постановления, жалоба может быть подана лицом, обратившимся с таким заявлением, в течение 10 суток со дня получения копии мотивировочной части постановления. Специальный срок, 5 суток со дня объявления постановления, установлен для постановлений о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый, следующий за ним рабочий день.

Жалоба, поданная с пропуском срока, возвращается лицу, подавшему жалобу, с разъяснением ему порядка обращения с ходатайством о восстановлении срока на обжалование к лицу (суду), уполномоченному рассматривать жалобу (протест). По результатам рассмотрения ходатайства выносится мотивированное постановление.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до вынесения постановления, и в этом случае жалоба возвращается лицу, ее подавшему.

Подача жалобы в течение срока обжалования приостанавливает исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

Законодательное закрепление права на обжалование постановления по делу об административном правонарушении призвано предоставить возможность защитить нарушенные права граждан и юридических лиц, проверить правомерность привлечения или отказа в привлечении к административной ответственности.

Марина ДУНАЕВА,

председатель суда

Несвижского района.

Смотрите еще:

  • Решение суда моральный вред защита прав потребителей Решение суда моральный вред защита прав потребителей Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Закона Украины «О защите прав потребителей», возмещению подлежит моральный вред, причиненный опасной […]
  • В соответствии с чем заключается договор водопользования Заключение договора водопользования с городом Я хочу с администрацией города (с комитетом по имуществу) заключить договор водопользования в рекреационных целях. Они мне предлагают […]
  • Ругозеро карелия воинская часть 334-й радиотехнический полк (в/ч 96848) Местонахождение 334-го радиотехнического Краснознаменного полка – г. Петрозаводск, столица Республики Карелии. Населенный пункт равноудален от […]
  • Светлаков развод Сергей Светлаков разводится с женой Юлией Ближе к концу лета будут оформлены все юридические тонкости – экс-супруги Сергей Светлаков и Юлия Светлакова остались друзьями и хотят закончить […]
  • Уфмс статья 14 Гражданство РФ Здравствуйте!! Как мне правильно поступить? Я русский, гражданин РФ. Приобрел гражданство на основании статьи 14, п. 1, а. в 2008 году. Моя супруга русская, лицо без […]
  • Исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения в арбитражный суд Исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения в арбитражный суд В Арбитражный суд Омской области Истец: Индивидуальный предприниматель С., . 1958 г.р. Место жительства: г. […]
  • Протокол заседания советов ветеранов Протокол заседания советов ветеранов Заседания Президиума Волгоградского городского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов от 26 декабря 2008 года. […]
  • Срок исковой давности гражданский иск по уголовным делам Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 589-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Таргонского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав […]
admin

Обсуждение закрыто.