Лица имеющие двойное гражданство

Лица имеющие двойное гражданство

Двойное гражданство и трудовые отношения

В августе 2014 г. в России вступили в силу поправки о втором гражданстве. И уже в октябре россияне, у которых есть паспорт другой страны или вид на жительство там, обязаны были поставить государство в известность.

В представленной вашему вниманию статье рассмотрим вопрос, имеет ли значение наличие двойного гражданства при оформлении на работу?

ПОНЯТИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Определение понятия двойного гражданства содержится в следующих нормативных актах:

• в Конституции Российской Федерации;

• в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014; далее — Федеральный закон № 62-ФЗ).

Согласно чч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ).

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Лиц, имеющих два и более гражданства (подданства), еще называют бипатридами.

УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЛИЧИИ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Обязанность по уведомлению ФМС России и форма уведомления

Федеральным законом от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность граждан Российской Федерации письменно уведомлять ФМС России о наличии у них двойного гражданства или вида на жительство в другом государстве[1]. Впоследствии порядок подачи письменного уведомления был уточнен Федеральным законом от 31.12.2014 № 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 507-ФЗ).

Упомянутое выше уведомление гражданин должен направить в территориальный орган ФМС России по месту своего жительства в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации). Срок уведомления составляет 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Однако гражданин может находиться за пределами территории Российской Федерации и в связи с этим не успеть подать уведомление в установленные сроки. В этом случае он обязан подать уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

До 1 января 2016 г. уведомление о наличии иного гражданства в установленном порядке обязан подать гражданин Российской Федерации (за исключением гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами России), имеющий на 31 декабря 2014 г. гражданство только того иностранного государства:

• граждане которого могут прибывать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного государства, в отношении граждан которого нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены особые меры по организации их пребывания в Российской Федерации в связи с их прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке);

• которое имеет или имело с Российской Федерацией международный договор, предусматривающий возможность сохранения у лица гражданства одного государства — участника указанного договора при приобретении данным лицом гражданства другого государства — участника указанного договора[2].

За граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности, исполнить данную обязанность должны их законные представители[3]. Если законный представитель находился за пределами территории Российской Федерации и не подал уведомление, то он также обязан подать такое уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

• фамилия, имя, отчество;

• дата и место рождения;

• место жительства (место пребывания, место фактического нахождения);

• серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

• наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

• сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения)[4].

К уведомлению прилагается копия паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации[5].

Если уведомление подает законный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, к нему также прилагается:

• копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если законный представитель является иностранным гражданином).

Если уведомление подает уполномоченный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, то к уведомлению также прилагаются:

• копия нотариально удостоверенной доверенности;

• копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450 утверждены формы уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также порядок подачи указанных уведомлений.

Освобождение от обязанности по уведомлению

От обязанности подачи уведомления граждане Российской Федерации, а также их законные представители освобождаются в следующих случаях:

• если это прямо предусмотрено международными договорами Российской Федерации или федеральными законами[6];

• если граждане Российской Федерации постоянно проживают за пределами России[7].

На работодателя каких-либо обязанностей по уведомлению ФМС России или иных ведомств о приеме на работу работника с двойным гражданством действующим законодательством не возлагается.

Ответственность за нарушение сроков уведомления и за неисполнение обязанности по уведомлению

Следует иметь в виду, что несоблюдение предписаний законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

За нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или его законным представителем уведомления о наличии у данного гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, ст. 19.8.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

В состав данного административного правонарушения входят:

• несвоевременная подача уведомления;

• предоставление сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме;

• предоставление в уведомлении заведомо недостоверных сведений.

Кроме того, за неисполнение лицом обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, вводится уголовная ответственность. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде:

• штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;

• либо обязательных работ на срок до 400 часов[8].

Таким образом, упомянутые нововведения касаются всех лиц, имеющих помимо гражданства Российской Федерации также гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также законных представителей (родителей, опекунов) несовершеннолетних лиц, имеющих соответствующее гражданство (вид на жительство).

ВЛИЯНИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА НА ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Наличие у лица, принимаемого на работу, двойного гражданства может повлиять на трудовые отношения с ним только в определенных случаях.

Сразу отметим, что ограничения при трудоустройстве, связанные с наличием двойного гражданства, установлены главным образом для случаев, когда работник принимается на государственную гражданскую службу, правоохранительную службу, на работу, связанную с допуском к государственной тайне. В такой ситуации проверкой кандидата занимаются соответствующие органы (кадровые подразделения, органы ФСБ России).

Ограничения на прием на работу бипатридов содержатся в федеральном законодательстве. Приведем примеры таких ограничений.

Гражданская служба

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в частности, в следующих случаях:

• выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

• наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Данные ограничения, связанные с гражданской службой, установлены пп. 6–7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014).

Общественная палата

Лица, имеющие двойное гражданство, не могут быть членами Общественной палаты (п. 5 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 20.04.2014)).

ФСБ России

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 22.12.2014) сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Иными словами, лицо с двойным гражданством не может быть сотрудником органов ФСБ России.

Прокуратура

Прокурорами могут быть только граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (пп. 1, 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014)).

Полиция

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (полиции), предусмотрены п. 7 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 12.02.2015). Одним из таких ограничений является приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства.

Работа со сведениями, составляющими государственную тайну

По общему правилу законодательство запрещает принимать иностранных граждан на работу, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну. К числу объектов и организаций, в которые иностранцы не имеют права быть принятыми на работу, относятся структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций (п. 2 Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 (в ред. от 04.02.2011).

Вместе с тем действующее законодательство РФ предусматривает возможность допуска лиц, имеющих двойное гражданство, и иностранных граждан на определенных условиях к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с п. 3 Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (в ред. от 27.05.2008; далее — Положение о допуске), лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР», допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации. То есть в отношении бипатридов в такой ситуации будет применяться Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (в ред. от 01.11.2012).

Лица, имеющие двойное гражданство, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами ФСБ России. В отношении работы со сведениями другой степени секретности (сведениями особой важности, совершенно секретными сведениями) такой допуск невозможен. Следовательно, и принять их на работу с такими секретными сведениями нельзя.

Лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании решения Правительства РФ. При этом к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям лица без гражданства не допускаются (п. 4 Положения о допуске).

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну. При этом иностранцы допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 973 (в ред. от 02.04.2015) (п. 6 Положения о допуске).

Таким образом, в отдельных случаях лица, имеющие двойное гражданство, могут быть приняты на работу, даже если она связана со сведениями, составляющими государственную тайну. Однако для этого они должны получить в установленном порядке необходимый допуск.

[1] Часть 3 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

Жизнь в Москве

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Двойное гражданство— человек приобретает второе гражданство с согласия государства, гражданином которого он уже является.

Два и более гражданства — ситуация, когда человек приобретает второе гражданство без ведома, государства, гражданином которого он является изначально.

Некоторые страны запрещают все виды двойного гражданства. Например, прежде, чем получить гражданство Германии, необходимо письменно отказаться от гражданства всех остальных стран.

Россия не запрещает иметь второе гражданство. Статья 62 Конституции РФ гласит:

«1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Что такое «двойное гражданство»

Соответствующий статус появляется у граждан тех стран, между которыми заключен договор о двойном гражданстве, то есть о взаимном признании обоих гражданств. При этом оба государства признают за своими гражданами наличие обоих гражданств стран как равноценных. У России подобные договоры заключены только с Туркменией и Таджикистаном.

При этом «двойные граждане» сохраняют гражданские права обоих государств. Что же касается социального обеспечения, налогов и военной службы, то эти вопросы гражданин решает в той из двух стран, где он постоянно проживает. При этом мужчины, отслужившие в одной из стран, не призываются в другой стране.

«Двойные граждане» находятся под защитой и покровительством каждого из своих государств. Их дети также получают двойное гражданство.

Что такое «два гражданства»

Если российский гражданин приобретает гражданство другого государства — это не противозаконно. Однако его второе гражданство и подтверждающие это гражданство документы не признаются российским законодательством и не действует на территории России.

Проще говоря, если у гражданина есть гражданство, например, РФ и США, то в России он будет считаться российским гражданином, а в Америке — американским. На территории третьих стран такой человек может жить по тому из паспортов, по которому ему удобнее.

Статья 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гласит:

«1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации».

Если вы получили второе гражданство — вы не обязаны информировать об этом российские власти. В свою очередь, иностранные государства, как правило, не ставят консульские учреждения других стран в известность о приобретении гражданами их гражданства.

Что дает получение второго гражданства?

Прежде всего, это отсутствие визовых проблем. Если человек живет «на две страны», ему гораздо проще один раз оформить второе гражданство, чем каждый раз оформлять визу на въезд. Однако стоит помнить, что ко второму гражданству прикладывется обязанности, к примеру, необходимость платить налоги еще одному государству.

Кроме того, гражданство, например, США, дает возможность обойтись не только без американской, но и без английской, без шенгенской и без многих других виз. При этом «двойной гражданин» может выехать из России по российскому паспорту, а в США въехать уже по американскому. Если при выезде из России пограничник спросит, на основании какого документа гражданин планирует въехать в США, достаточно сообщить о двойном гражданстве и продемонстрировать второй паспорт.

Если же, находясь за границей, «двойной гражданин» теряет российский паспорт, для въезда в Россию выдается ему свидетельство на возвращение в РФ, а по возвращении в Россию загранпаспорт восстанавливается в обычном порядке.

Статья 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» гласит, что «въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в частности — загранпаспорту гражданина России)».

Европейская правда

Вопрос двойного гражданства время от времени становится топ-темой в Украине. А соответственно – актуальность этого вопроса не исчезает.

При этом, наблюдая за активными дискуссиями в информационном поле Украины относительно двойного гражданства, складывается впечатление, что украинские политики, политтехнологи и журналисты из разных СМИ никогда в жизни не читали закон Украины по вопросам гражданства.

Для начала стоит отметить, что законодательство Украины не содержит запрета относительно двойного гражданства или возможности иметь второе гражданство.

Статья 4 Конституции Украины гласит: «В Украине существует единственное гражданство», а п.1 статьи 2 закона «О гражданстве Украины» детализирует принцип единственного гражданства, закрепленный в Конституции:

  • Отдельные административно-территориальные единицы (области, Автономная республика Крым) не могут иметь своего гражданства;
  • Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины;
  • Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.

С юридической точки зрения,

если в Украине «существует единственное гражданство» и не признается двойное гражданство, это ни в коем случае не может означать, что в Украине двойное гражданство запрещено.

Это означает только то, что в своих отношениях с государством все граждане, которые получили второе гражданство, признаются только гражданами Украины. Точка.

Конституционное положение о принципе единства гражданства призвано обеспечить единый правовой статус для всех граждан Украины независимо от того, где они проживают и где находятся в данный момент.

Но и это не является запретом на двойное гражданство в Украине.

При этом законодательство Украины предусматривает возможность прекращения или утраты украинского гражданства.

Решение о прекращении гражданства принимается указом президента Украины (ст. 22 закона) на основании решения комиссии по вопросам гражданства (ст.23), принятого по ходатайству специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданства (ст.24) или по представлению об утрате лицами гражданства Украины МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями (ст.25).

Ст. 19 закона предусматривает также случаи, когда такое лишение невозможно. А именно в случае:

  • Одновременное приобретения ребенком по рождению гражданства Украины и гражданства другого государства;
  • Приобретения ребенком, который является гражданином Украины, гражданства своих усыновителей-иностранцев;
  • Автоматического приобретения другого гражданства вследствие бракосочетания с иностранцем;
  • Автоматического приобретения гражданином Украины, достигшим совершеннолетия, другого гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства.

При этом примеры применения данной процедуры неизвестны.

Фактически данная норма стала «мертвым» положением закона и просто используется как «страшилка» о запрете двойного гражданства, никак юридически не подкрепленного, потому что эта норма касается прекращения или утраты украинского гражданства, но не запрета двойного гражданства.

Приведу один пример, чтобы проиллюстрировать эту смешную законодательную путаницу: если невозможно лишить украинского гражданства человека, который автоматически получил другое гражданство вследствие брака с иностранцем, тогда как это вписывается в ложный аргументарий «запрета двойного гражданства»?

С другой стороны, ст. 9 закона «О гражданстве Украины» предусматривает среди условий для принятия в гражданство Украины необходимость представления декларации об отсутствии иностранного гражданства (для лиц без гражданства) или обязательство прекратить иностранное гражданство (для иностранцев).

Что же касается прав граждан Украины, имеющих иное гражданство, то, согласно ст. 20 закона, гражданин Украины, который сам не прекратил свое украинское гражданство или не утратил украинское гражданство по указу президента Украины о прекращении гражданства Украины пользуется всеми правами и несет все обязанности гражданина Украины.

Исходя из того, что эта украинская законодательная путаница и ее общественная интерпретация нуждаются в корректировке, мы решили проанализировать зарубежный опыт признания или запрета двойного гражданства.

Что же до конкретных деталей реализации института двойного гражданства на практике, то его узаконивание – общая тенденция стран ЕС.

Сегодня страны Европы в вопросе двойного гражданства делятся на четыре группы.

Самая многочисленная из них (18 стран) разрешает двойное гражданство всем, вторая и третья группы (вместе это 13 стран) позволяют с определенными ограничениями.

И только три страны ЕС запрещают двойное гражданство в любых его проявлениях – это Австрия, Литва и Эстония.

Следовательно, законодательство ЕС не предусматривает обязательство закрепления двойного гражданства.

Стоит рассмотреть то, каким образом гражданство закреплено в законодательстве наших ближайших соседей: Латвии, Польши и Чехии.

Поправки, которые вступили в силу с 1 октября 2013 года в Латвии, предусматривают возможность сохранения латвийского гражданства для граждан, получивших гражданство другой страны-участницы ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли или НАТО, а также Австралии, Бразилии, Новой Зеландии.

Возможность иметь двойное гражданство получили и лица, которые получили гражданство другой страны, с которой Латвия заключила договор о признании двойного гражданства. Гражданство Латвии смогут сохранить и лица, которые ранее получили гражданство неназванных стран, при условии получения разрешения латвийского Кабинета министров.

С 15 августа 2012 года Польша разрешила двойное гражданство и упростила предоставление его иностранцам. Новый закон отменил правило, согласно которому каждый, кто хотел получить польское гражданство, должен был отказаться от своего предыдущего. Также и Чехия с 1 января 2014 года разрешила двойное гражданство.

Эстония как страна, которая слишком оберегает свою независимость, запрещает двойное гражданство. Однако оно существует.

Граждане, которые получили гражданство Эстонии по рождению, не могут быть его лишены (ч. 3 ст. 5 закона о гражданстве). Это позволяет им, на законных основаниях, иметь двойное гражданство, хотя фактически законом это запрещено.

А с 1 января вступила в силу поправка к законодательству Эстонии, которая позволяет детям неграждан с рождения получать эстонское гражданство. Дети смогут иметь двойное гражданство до 21 года, после чего от одного на выбор нужно отказаться.

Украина может реализовать институт двойного гражданства, применяя несколько методов, что лишь увеличивает шансы на успешные законодательные изменения.

Первый – это исключение из закона положений, ограничивающих возможность наличия второго гражданства для иностранцев, которые хотели бы получить украинское гражданство.

Второй – это применение селективного подхода, как это сделала Латвия.

В частности, формально разрешить двойное гражданство для лиц, которые:

  • Приобрели гражданство государства-члена Европейского Союза или Европейской ассоциации свободной торговли;
  • Приобрели гражданство страны-члена Организации Североатлантического договора;
  • Приобрели гражданство страны, с которой Украина заключила договор о признании двойного гражданства;
  • Приобрели гражданство стран, которые не описаны в п. 1, 2 и 3, но получили разрешение сохранить гражданство Украины по решению Кабинета министров Украины, принятому в соответствии с национальными интересами.

Или же ввести отдельную статью о двойном гражданстве.

Стоит отметить, что до сих пор ключевым аргументом против двойного гражданства было опасения распространения на территории Украины лиц со вторым российским гражданством.

Стоит признать: такая угроза действительно существует. Даже несмотря на то, что двойное гражданство формально запрещено в РФ.

Однако с этой угрозой столкнулась не только Украина. В частности, другие восточноевропейские страны также должны учитывать эту угрозу в своей политике в отношении двойного гражданства.

При этом они нашли «противоядие» – ведь изложенные выше ограничения делают невозможным двойное, с российским, гражданство.

Разобравшись в законодательных инициативах, необходима публичная дискуссия относительно возможностей двойного гражданства, а также привлечение ведущих экспертов и ученых для проработки всех преимуществ и недостатков введения этого института в Украине.

При этом мнение рядовых граждан Украины по вопросу двойного гражданства не имеет единой четкой линии. Одни всецело поддерживают «дополнительное» гражданство, видя его многочисленные преимущества, другие такую возможность категорически отвергают.

К сторонникам двойного гражданства относится преимущественно украинская молодежь, люди среднего и пожилого возраста с опаской смотрят на эту перспективу.

Хотелось бы напомнить опыт еще одной близкой нам страны, хотя она и находится не в Европе. Это Канада, которая очень успешно использует этот инструмент для усиления развития собственного интеллектуального капитала.

Канада признает двойное гражданство и при предоставлении своего гражданства не требует от новых граждан отказа от других гражданств.

Например, граждане Украины, которые переехали в Канаду на постоянное место жительства, по окончании установленного срока и при определенных условиях могут получить канадское гражданство. При этом им не нужно отказываться от украинского гражданства. То же самое касается граждан других стран.

Христя Фриланд, министр международной торговли Канады, прямо заявила недавно: «Задача Канады – стать лучшей и самой простой страной для переезда, жизни и работы для умных людей со всего мира». В том числе и для украинцев.

Способна ли Украина поставить себе такую амбициозную цель и реализовать ее?

Двойное гражданство в России

В данной статье мы ответим на вопрос, чем второе гражданство отличается от двойного гражданства с точки зрения международного права, а также осветим некоторые аспекты этой темы применительно к двойному гражданству в Российской Федерации в 2017 году. В России не запрещено иметь двойное гражданство, что закреплено в Конституции страны.

Статья 62 Конституции РФ:
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Понятие двойное гражданство является частным случаем множественного гражданства. В международном праве и российском законодательстве понятие «двойное гражданство» означает наличие у лица одновременно гражданства (или подданства – если государство возглавляет не президент, а монарх) двух или более государств. К сожалению, у России полностью легализован этот вопрос с Туркменией и Таджикистаном. А по остальным странам мира, россиянам хотя и не запрещено иметь второе гражданство и второй паспорт, но обладатели двух или даже нескольких гражданств не рассматриваются российскими властями на своей территории как «двойные граждане». Это в юриспруденции называется «правовым вакуумом».

Как было отмечено выше, примером «легализации» двойного гражданства на межгосударственном уровне могут служить Соглашение России с Туркменистаном и Договор России с Таджикистаном об урегулировании вопросов гражданства. Соглашение и Договор определяют, в частности, что каждая из Сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой Стороны. В отношении прав и обязанностей «двойных» граждан, их социального обеспечения и военной службы Соглашение и Договор определяют, что данные вопросы относятся к компетенции той Стороны, на территории которой такие граждане постоянно проживают. При этом лица, прошедшие военную службу в одной из Сторон, освобождаются от призыва на военную службу в другой Стороне. «Двойные» граждане пользуются защитой и покровительством каждой из Сторон. Наличие у граждан паспортов двух государств дает им преимущества для безвизовых поездок из одного государства в другое.

Двойное гражданство в современном мире и возможные ограничения на пути к нему:

  • Отказ от прежнего гражданства как условие приобретения нового гражданства. Во многих странах при получении гражданства обязателен отказ от предыдущего (или всех предыдущих) гражданств. Такие нормы имеют законодательство России (с исключением для Туркмении и Таджикистана), законодательство Германии, Дании, Словакии, Сингапура, Японии и многих других стран;
  • прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства (например, Германия);
  • не предоставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.
  • Законодательство России запрещает иметь двойное гражданство высшим должностным лицам государства (Президент, министры), депутатам, работникам ФСБ и других силовых структур, судьям и некоторым другим спецсубъектам

Правовой вакуум

Почему сложилась ситуация «правового вакуума» в таком важном вопросе, как двойное гражданство? Законно ли иметь второй паспорт? Как мы с Вами понимаем, каждое государство заинтересовано в налогоплательщиках, а также в людях, которые будут нести службу в армии. Поэтому многие страны не поощряют двойного гражданства. При этом есть ряд стран, в которых двойное гражданства запрещено (например, Япония, Китай, Индия, Германия, Дания). Существуют и объективные обстоятельства, которые способствуют возникновению лиц с двумя гражданствами. Прежде всего, это миграционные процессы (люди едут туда, где жить экономически выгоднее и проще). Более того, многие страны (Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, США) имеют программы целенаправленного привлечения мигрантов на свою территорию. Как правило, стараются привлечь профессионалов, бизнесменов, инвесторов. И отсюда терпимое отношение к лицам с двумя гражданствами и двумя легальными паспортами. Израиль, Германия, Греция и ряд других стран пошли немного по другому пути, а именно: смягчили условия предоставления гражданства по этническим признакам. Исходя из вышеизложенного, резюмируем: источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств.

Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению. Надеемся, данная публикация поможет Вам понять, откуда берется двойное гражданство и чем оно отличается от второго гражданства. Мы также надеемся, что развеяли нелепые слухи о том, что россиянам или украинцам незаконно иметь два гражданства. Правовой вакуум – это не законодательный запрет иметь два гражданства. Поэтому состоятельные люди могут себе позволить оформить второе гражданство и второй паспорт на легальных основаниях и спать спокойно с двумя полностью легальными паспортами.

Второй паспорт в России
Сегодня десятки если не сотни тысяч россиян являются одновременно гражданами других государств и имеют помимо российского загранпаспорта второй паспорт иностранного государства. С одной стороны, паспорт далекой экзотической страны на Ваше имя — это возможность уехать именно тогда, когда это потребуется. При этом во многих случаях не обязательно уезжать в страну, гражданином которой являешься. Например, имея паспорт страны, входящей в ЕС, можно проживать и работать в любой из 28 стран Евросоюза. Имея паспорт любой из стран КАРИКОМ, можно жить на любом из Карибских островов, входящих в этот союз. С другой стороны, при наличии гражданства двух стран иногда есть возможность выбрать, в вооруженных силах какой страны служить и служить ли вообще (можно ведь в это время находиться в третьей стране). Тем не мене, предъявлять в российском военкомате второй паспорт бесполезно: если Вы получили повестку, то предстоит служить по российским законам. Второе паспорт иностранной державы в вашем статусе на территории РФ ничего не меняет.

Новое в законодательстве России!
28 мая 2014 года Совет Федерации одобрил закон о двойном гражданстве в России. В законопроект «О гражданстве в РФ» внесены поправки, по которым любой гражданин России будет обязан уведомить органы ФМС письменно в течение 60 дней о факте получения гражданства другой страны. В качестве наказание за неинформирование будет возникать уголовная ответственность (штраф 200,000 рублей или 400 часов обязательных работ). За несвоевременное информирование будет возникать административная ответственность и штраф от 500 до 1,000 рублей.

Двойное гражданство – вопросы и ответы:

Вопрос: У меня есть вопрос по поводу двойного гражданства. Я родился в Киргизии, то есть гражданство при рождении Киргизстан, прожил 11 лет в Бельгии и получил гражданство Бельгии, тут родилась дочь, которая имеет также Бельгийское и Киргизское гражданство, жена имеет только вид на жительство в Бельгии и также гражданство Киргизии. В чём суть вопроса: мы все скоро едем в Россию т.к. жена и дочь получили гражданство России, то есть они там прописались у родственников и подали на гражданство. Киргизское гражданство нам без надобности. Как нам с дочерью правильно заехать в Россию? Нужно ли ставить визы в российском посольстве, и на каком основании? Либо мы при пересечении границы можем использовать наши киргизские паспорта, короче вопрос в том, как правильно все сделать, чтобы сохранить оба приобретённых гражданства. Нужно ли сначала выходить из киргизского гражданства, чтобы получить российское? И как реально нам пересекать границу Евросоюз-Россия, используя наши паспорта?
Ответ: Если с паспортом Киргизии Россию посещают без визы, то виза Вам не нужна. Покупаете билет в Россию, и летите. При этом следует учесть, что для оформления гражданства России нужно отказываться от ВСЕХ предыдущих гражданств.

Вопрос: Моя подруга вышла замуж и живет в Германии с 1975 года. Последние 10 лет имеет немецкое гражданство, т.е. при оформлении немецкого гражданства, она отказалась от российского. Может ли она получить от России двойное гражданство?
Ответ: Нет, к сожалению, не сможет. При оформлении российского гражданства по закону нужно отказываться от всех предыдущих гражданств. Более того, гражданин Германии не может оформить гражданство иного государства без отказа от немецкого (кроме редких случаев получения гражданства в автоматическом режиме, то есть когда гражданин Германии не прикладывал усилий и волеизъявления к оформлению иностранного гражданства).

Вопрос: Интересует получение гражданства КНР. Как гражданке РФ, проживающей в Китае, получить второе гражданство в КНР? Подводные камни этого процесса? Ответ: Наша компания гражданством Китая не занимается. Но как следует из законодательства, если Вы будете оформлять китайское гражданство, то Вам придется от российского. В Китае двойное гражданство не только не признается, но и запрещено.

Вопрос: Меня интересует вопрос службы в армии при двойном гражданстве. Мой сын получил российское гражданство в 1997 году в возрасте 12 лет. В 16 лет получил второе азербайджанское гражданство (российский паспорт он не получил), так как мы в то время жили в Азербайджане. Он там отслужил в армии и получил военный билет. Сейчас он хочет вернуться в Россию и получить паспорт. Сейчас с Азербайджаном нет двойного гражданства и как написано в законе «обладатели двух или даже нескольких гражданств не рассматриваются российскими властями на своей территории как «двойные граждане»». Это значит, что вернувшись в Россию, он обязан будет отслужить в российской армии?
Ответ: Да, если он в призывном возрасте и является гражданином РФ, то при переезде в РФ он должен будет по месту регистрации встать на учет в военкомат. После чего он может быть призван в армию. Служба в Азербайджане в зачет не пойдет.

Двойное гражданство на государственной службе

Вопрос: Будучи гражданкой Республики Таджикистан, я приобрела по мужу гражданство Российской Федерации. В связи с действием Договора о двойном гражданстве между двумя государствами от 07.09.1995г при приобретении российского гражданства отказа от гражданства Таджикистана не требовалось. Трудоустроилась в федеральный государственный орган по замещению вакансии государственной гражданской службы. Кадровая служба полагает необходимость отказа от гражданства Таджикистана для продолжения службы. Так ли это?
Ответ: Насколько нам известно, двойное гражданство не может иметь Президент, премьер-министр, руководители и высшие должностные лица в силовых структурах (ФСБ, Прокуратура, Милиция), а также депутаты Государственной Думы. На государственную гражданскую службу принимаются все граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие языком РФ и соответствующей квалификацией. Количество гражданств, которым обладает человек, значения не имеет.
Вопрос: Благодарю Вас за быстрый ответ. Подскажите, пожалуйста, какими аргументами я могу пользоваться при разрешении данной ситуации, в случае если работодатель будет настаивать на отказе от гражданства Таджикистана. Для уточнения добавлю, что работаю главным специалистом-экспертом в федеральном министерстве (Минтранс). Я была принята на должность на конкурсной основе. Есть ли какие-либо комментарии к законодательству о государственной гражданской службе по моему вопросу?
Ответ: По идее, ваша служба – гражданская, а требования Вашего работодателя – незаконны. Рекомендуем поинтересоваться у него, какой именно закон или подзаконный акт указывает на то, что Вам нужно отказаться от гражданства.

Наши телефоны: +7 (962)937-26-73 — в Москве, +7 (812) 920-36-52 в Санкт-Петербурге, +7 (918) 448-4922 в Краснодаре,
записывайтесь на консультацию, пишите нам письмо.

2006 — 2018 © Данный материал защищен законом об авторском праве РФ. Допускается копирование в онлайн изданиях при условии сохранения html-форматирования и при наличии гиперссылки на страницу-источник.

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Регистрация ип не гражданином Как иностранцу открыть ИП В России проживает более 11 млн иностранных граждан. Это наемные работники зарубежных и российских компаний, а также лица, занимающиеся предпринимательством. Мы […]
  • Ч2 ст 1817 коап Комментарии к СТ 18.17 КоАП РФ Статья 18.17 КоАП РФ. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных […]
  • Выплата п 5 ст 83 тк рф Работники федерального государственного бюджетного учреждения увольняются в связи: - с призывом на воинскую службу (п. 1 части 1 ст. 83 ТК РФ); - с присвоением инвалидности (п. 5 части 1 […]
  • Закон имущественный налоговый вычет Имущественный вычет: нерешенные вопросы Спорные моменты в порядке применения имущественного налогового вычета существуют с 2001 года. Часть из них устранил недавно принятый Закон № […]
  • Федеральный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и […]
  • Постановление пленума ст 395 гк рф Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 февраля 2017 г. № 6 “О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О […]
  • Федеральный закон 247 о социальных гарантиях сотрудников полиции Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты […]
admin

Обсуждение закрыто.