Новая редакция типового устава религиозной организации

Новая редакция типового устава религиозной организации

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял делегацию лидеров езидского народа

Предстоятель Русской Церкви принял участие в итоговом пленарном заседании VIII общецерковного съезда по социальному служению

13-15 октября состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Республику Беларусь

Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом

Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в истории заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске

Опубликован типовой Устав частного общеобразовательного учреждения с религиозным компонентом

На сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации опубликован типовой Устав частного общеобразовательного учреждения с религиозным (православным) компонентом.

Устав, утвержденный распоряжением председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, прокомментировала главный юрисконсульт Синодального отдела Елена Зайчикова.

Типовой Устав частного общеобразовательного учреждения с религиозным (православным) компонентом утвержден 12 ноября 2014 года распоряжением № 52 митрополита Меркурия, действующим на основании полномочий, предоставленных распоряжением № Р-01/12 Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Разработка типового Устава вызвана вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также значительными изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. в части юридических лиц, включая некоммерческие. Типовой Устав соответствует новым требованиям вышеуказанных нормативных актов к уставным документам, церковным требованиям, а также содержит положения, необходимые для реализации православного компонента образования, для признания организации социально ориентированной и т.д.

Типовой Устав предназначен для общеобразовательных организаций, учреждаемых или учрежденных религиозной организацией (епархией, монастырем, приходом и т.д.) в организационно-правовой форме учреждения. Типовой Устав может быть также рекомендован для частных общеобразовательных учреждений с религиозным компонентом (православных образовательных организаций), учрежденных нерелигиозной организацией или физическим лицом.

Образовательные организации и/или учредитель должны руководствоваться данным типовым Уставом при подготовке проектов Устава в стадии создания новой организации, а также при принятии очередной новой редакции Устава действующей организации (при возникновении такой необходимости).

При применении типового Устава необходимо учитывать следующее:

1. Тип учреждения определяется по основной цели его деятельности. В данном случае — это реализация образовательных программ общего образования с религиозным компонентом (п. 2.2.), и школа является общеобразовательной, хотя и имеет право реализовывать программы дошкольного образования (в качестве неосновной цели) — см. п. 2.3.

Если бы основной целью являлась реализация программ дошкольного образования, то учреждение называлось бы дошкольным образовательным, если дополнительных программ — то учреждением дополнительного образования.

2. Указание в Уставе на реализацию религиозного (православного) компонента образования и наличие такого участника образовательного процесса как духовный попечитель с закреплением его прав и обязанностей является обязательным условием для школ, учрежденных религиозной организацией, а также иных, реализующих или планирующих реализовывать программы религиозного образования, претендующих на принадлежность к православным образовательным организациям и желающим получить конфессиональное представление Русской Православной Церкви.

3. Пункт 2.7. необходим для возможности претендовать на дополнительное бюджетное финансирование в случае признания учреждения социально ориентированным.

4. Наличие коллегиальных органов управления (п. 5.11.) является обязательным для образовательной организации, наряду с Учредителем и Директором. Создание попечительского совета не является обязательным, п. 5.11.3. может не включаться в устав учреждения (по усмотрению последнего). Компетенция коллегиальных органов 5.11.1. — 5.11.3. может быть иной, на усмотрение учреждения, но не должна пересекаться с компетенцией Учредителя и Директора.

5. Компетенция органов самоуправления (п. 5.12) может быть иной, но не должна пересекаться с компетенцией иных органов управления.

6. Кроме данного Устава учреждение обязано разработать и принять ряд локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности: правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисление и восстановление обучающихся, порядок оформления, прекращения и приостановления отношений между образовательной организацией и обучающимися (их родителями), положение о формах получения образования и иные, предусмотренные ФЗ № 273-ФЗ. Общеобразовательное учреждение с религиозным (православным) компонентом разрабатывает также положение о реализации православного компонента.

Локальные акты должны быть разработаны и приняты в процессе деятельности организации, не требуются к моменту подачи Устава на государственную регистрацию.

7. Учредитель у учреждения может быть только в единственном числе (с 1 сентября 2014 г.). В случае, если в ранее зарегистрированном учреждении имеется несколько учредителей, такое учреждение обязано преобразоваться в автономную некоммерческую организацию.

Устав религиозной организации, регистрируемой в России

Любая вновь создаваемая организация обязана зарегистрировать свою деятельность в налоговой службе. Стоит рассмотреть подробнее особенности регистрации религиозных обществ. Они могут быть созданы как организации или религиозные группы. Разница в том, что группам не нужна регистрация, они могут действовать самостоятельно, не обращаясь за разрешением в налоговую и без уплаты каких-либо налогов и взносов.

Религиозная организация обязательно должна получить государственную регистрацию, иметь печать и утвержденный учредителями устав. Она создается для ведения религиозной деятельности, богослужений, а также для ведения образовательной работы в области проповедуемой религии и воспитание учеников в духе последователей религии.

Особенности устава религиозной организации

Религиозные организации также, как и другие некоммерческие организации, обязаны соблюдать налоговое законодательство РФ. Можно разделить организации, занимающиеся религией на два вида:

  • Чтобы утвердить местную религиозную организацию нужно доказать ее существование в данной местности в течение 15 лет или подтвердить принадлежность к централизованной организации с теми же взглядами на веру.
  • Централизованная должна состоять минимум из трех местных организаций. Она имеет право в своем названии указывать слова «Россия» или российский только в тех случаях, когда организация сама или ее преемники существовали на просторах России в течение 50 лет. В этом случае данные организации могут не платить гос. пошлину за применение в своем названии этих слов.

Чтобы зарегистрировать религиозную организацию в статусе юридического лица нужен устав. Он разрабатывается и утверждается учредителями организации. Учредителями становятся граждане, которые приняли решение организоваться в данное общество.

Типовой устав религиозной организации вы можете скачать здесь.

Примерный устав религиозной организации (образец)

О положениях, которые должен содержать примерный устав централизованной, местной религиозной организации (православного прихода, языческой, еврейской общины иудеев), читайте ниже.

Его положения

При написании устава рекомендовано обращаться к ГК РФ и к ст.10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Перечислим разделы, которые должны быть в уставе РО:

  • Название организации;
  • Тип религиозного общества;
  • Если ваша организация местная, то необходимо указать название централизованной религиозной организации к которой относится ваше общество;
  • Адрес местонахождения организации. Здесь необходимо написать название города где находится паства, без указания улицы и номера дома;
  • Предмет деятельности организации должен соответствовать требованиям ГК РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Допускаются дополнения в уставе, но не выходящие за рамки закона;
  • Информация о типах функционирования и источниках существования. Здесь целесообразно указать сведения о добровольных взносах и пожертвованиях участников организации, сведения о получаемых доходах от реализации услуг, товаров или работ. Данные о доходах, приходящих от имущества находящегося в собственности организации;

Как регистрируются уставы религиозных объединений, читайте ниже.

Регистрация документа

Чтобы получить государственную регистрацию местной религиозной организации надо, чтобы учредители предоставили следующие документы:

  1. Протокол общего собрания учредителей на котором было принято решение о создании организации;
  2. Списочный состав участников религиозной организации. В нем обязательно указываются персональные данные о каждом участнике, его гражданство, домашний адрес и другие данные;
  3. Оригинал устава РО и его копия;
  4. Заявление установленного образца о регистрации организации;
  5. Справка из местной администрации о существовании данного общества в течение 15 лет на данной местности. Или документы, доказывающие причастность данной группы к централизованной религиозной организации. Этот документ должен быть выдан руководством организации.
  6. Квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины;

О том, что делать, если утерян подлинник устава НКО религиозной организации, и как внести в него изменения, читайте ниже.

Процедура внесения изменений

Правила занесения изменений обычно прописываются учредителями в уставе религиозной организации. В уставе указываются права и обязанности лица, отвечающего за порядок занесения изменений в устав организации, а также полномочия по принятию решения о вносимых изменениях.

Все принятые изменения должны быть в обязательном порядке зарегистрированы согласно законодательству. Если организация продолжает свою деятельность и не планирует останавливать ее, то ежегодно она обязана сообщать о своем решении в соответствующие органы, несмотря на полученную регистрацию религиозной организации.

Про одну из религиозных организаций, в том числе о ее уставе, расскажет видео ниже:

Устав религиозной организации

Устав является единственным учредительным документом религиозной организации, который определяет ее правовое положение как юридического лица и который утверждается ее учредителями. Для местной религиозной организации это граждане, ее образующие. Для централизованной религиозной организации это либо местные религиозные организации, которыми она образована, либо другая централизованная организация, которой она создана.

Дополнительно, в соответствии с внутренними установлениями организации, устав может быть согласован с централизованной религиозной организацией, в которую входит эта организация (местная или централизованная. Законодательством не установлена форма, в которой такое согласование должно быть осуществлено. Это может быть как отдельный документ, так и запись о согласовании (утверждении) на титульном листе устава.

Централизованная религиозная организация утверждает уставы организаций, которые она создает в соответствии со своим уставом.

Требования к содержанию устава религиозных организаций содержатся в ГК РФ и в ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

И сегодня мне бы хотелось остановиться на основных положениях, которые должны содержаться в уставе религиозной организации.

В уставе религиозной организации в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:

— вид религиозной организации;

— в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации – ее наименование;

Здесь мне бы хотелось отметить следующее. Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. То есть достаточно в уставе указать наименование субъекта, города (иной населенный пункт), в котором располагается религиозная организация без указания почтового адреса.

В связи с внесенными изменениями в ГК РФ устав религиозной организации также должен содержать предмет ее деятельности.

Как и предмет, цели деятельности религиозной организации также указываются в ее уставе. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» прямо предусматривает основные цели религиозной организации. Их можно оставить как есть, можно разнообразить, главное не выходить за рамки, предусмотренные законодательством.

Поскольку религиозная организация является некоммерческой организацией ее Устав также должен содержать сведения как о видах деятельности так и об основных формах их осуществления.

При этом виды деятельности, осуществляемые организацией, должны соответствовать целям, предусмотренным ее уставом. Учитывая специальную правоспособность религиозных организаций, в уставе религиозной организации должен быть указан исчерпывающий перечень видов деятельности.

Закон не содержит каких-либо указаний религиозной организации иметь определенную структуру. На них не распространяется требований Закона «О некоммерческих организациях» о порядке управления в организации. Тем не менее, структура управления религиозной организации должна быть определена в ее уставе в обязательном порядке, поскольку устав, прежде всего призван определить правовой статус организации и компетенцию ее органов и должностных лиц.

Еще один важный момент – это источники образования денежных средств и иного имущества организации. В соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ. Услуг;

-доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

— другие не запрещенные законом поступления.

На практике основным источником доходов религиозной организации несомненно являются добровольные пожертвования ее последователей. Правовой режим пожертвований определяется ГК РФ.

Кроме того, в уставе религиозной организации как и любой некоммерческой организации указываются порядок изменений и дополнений в устав.

По общему правилу это порядок должен соответствовать порядку принятия устава. Также в уставе должен быть указан орган, уполномоченный принимать решения о внесении изменений в устав, а также определен порядок принятия этого решения. Изменения в уставе подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Все перечисленные выше требования являются обязательными с точки зрения законодательства для включения в устав религиозной организации. Но в уставе религиозной организации могут содержаться и другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной организации. Указание таких сведений осуществляется по усмотрению самой религиозной организации и является ее правом.

по делам некоммерческих организаций А.А. Хуадонова

Государственная регистрация прихода

Этот вопрос родился ввиду сведущего заключения религиоведческо-правовой экспертизы :

независимой религиоведческо-правовой экспертизы

Начало проведения экспертизы: 26 августа 2009 г.

Окончание: 02 сентября 2009 г.

Место проведения: г. Казань.

Экспертизу проводил: Погасий Анатолий Кириллович, стаж научно-педагогической работы – 20 лет; образование высшее (1980 г. юр. факультет Дальневосточного государственного университета, 1990 г. – ист. факультет Казанского государственного университета); кандидат исторических наук, доктор философии, ст. научный сотрудник Института религии и права, преподаватель религиоведческо-правовых дисциплин Теологического института Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии на территории России (СПб) и Казанского экономико-юридического колледжа.

По религиоведческо-правовой тематике опубликовано более 25 научных работ, включая учебное пособие «Религия и право» и «Справочник по действующему законодательству в области свободы совести и вероисповеданий».

На экспертизу представлены следующие документы:

1. Компьютерная распечатка с сайта: http://www.russian-orthodox-church.org.ru Устава Русской Православной Церкви со ссылкой на «Службу коммуникацию ОВЦС МП».

2. Устав местной православной религиозной организации прихода Ново-Мученика Митрополита Казанского Кирилла г. Казани РТ Казанской епархии Русской Православной Церкви.

Цель экспертизы: проверить указанные документы на соответствие их Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации.

В процессе проведение настоящей экспертизы установлено следующее.

1. В соответствии со ст.54 ГК РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. В представленном уставе наименование («Устав Русской Православной Церкви») такого указания не имеет. В данном случае оно, согласно п. 2 ст. 6 и п. 4 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», должно быть выражено словосочетанием: «централизованная религиозная организация».

2. В ст. 9 гл. I. Устава РПЦ сказано: «Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики миряне не могут обращаться в органы государственной власти в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутренней жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность».

Представляется, что такой запрет нарушает основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, частности, статьями 45-46 последней: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» и «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Возможная ссылка на п.1 ст. 15 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», говорящий о том, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, неосновательна, поскольку п. 2 той же статьи гласит, что «государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской федерации». Следовательно, в случае незаконного ущемления прав граждан в указанных в Уставе РПЦ сферах деятельности, последние вправе обратиться за их защитой в соответствующий государственный орган или суд.

Таким образом, ст. 9 гл. I Устава РПЦ в подобной формулировке неконституционна.

3. Пункт «п» ст.25, гл. V Устава относит к обязанностям Священного Синода «принятие гражданских уставов Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений».

По смыслу п. 1 ст. 10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», устав религиозной организации принимается ее учредителями (имиже вносятся изменения и дополнения), и лишь может утверждаться централизованной организацией, как и отмечено в п. «е» ст. 18, гл. Х Устава РПЦ, относящей эту обязанность к епархиальному архиерею.

Разработка типовых уставов канонических подразделений нее есть их принятие. Принимать (т.е. утверждать) может только высший орган религиозной организации, напр., общее собрание для приходов. Священный Синод может принимать уставы только религиозных организаций, созданных им самим, т.е. руководящие либо координирующие органы или учреждения, а также учреждения профессионального религиозного образования. Этот список исчерпывающий (п. 6. ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Поскольку «приход» (местная религиозная организация) также отнесен к «каноническим подразделениям» (ст. 2 гл.I Устава РПЦ), вышеуказанный пункт «п» ст. 25, гл. V Устава не может на него распространяться, а сам этот пункт сформулирован, в лучшем случае, некорректно.

4. Глава Х, ст. 18 Устава РПЦ. Пункт «н»: Епархиальный архиерей «частично или полностью изменяет состав Приходского собрания при отступлении членов Приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви».

Пункт «р»: Епархиальный архиерей «выводит из состава Приходских советов членов Приходских советов, нарушающих канонические норм и уставы приходов».

Исходя из того, что местная религиозная организация (приход) создается исключительно группой учредителей (физических лиц) (п.1 ст.8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»), ими же избираются правомочные органы управления, именно этим органам принадлежит право исключения из своего состава или избрание новых членов.

То, что согласно пп. «м», «п», «т» ст.18, гл. Х Устава РПЦ епархиальный архиерей утверждает состав Приходских собраний и председателей Приходских советов, не дает ему право единолично выводить из их состава членов или, тем более, полностью изменять состав Приходских собраний. Он может лишь ставить вопрос перед соответствующими органами (Приходским собранием) об отступлении конкретных лиц «от канонических правил и установлений РПЦ» и предлагать вывести их из состава этого органа.

То же касается и членов Приходских советов, которых избирает и исключает Приходское собрание, но никак не епархиальный архиерей (ст. 45, 47, гл. XI Устава РПЦ) .

В самом п. «т» ст.18, гл. Х Устава РПЦ содержится юридическое противоречие: епархиальный архиерей «утверждает избранных Приходскими собраниями председателей Приходских советов», но в случае необходимости «отстраняет от должности», т.е. выходит за рамки своих полномочий. Он может отменить свое утверждение, но не отстранить, а поставить этот вопрос перед Приходским собранием.

Исходя из сказанного, пункты «н», «р», «т» (в части отстранения от должности), ст.18, гл. Х «Епархия», а также ст. 35, 45, 47 гл. XI «Приходы» Устава РПЦ противоречат ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»), ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Если МП, в лице, например, епархиального архиерея, посчитает, что приход в своей деятельности нарушает каноны, устав и т.д., он не вправе самостоятельно заменить орган власти и управления прихода или ликвидировать приход (это может сделать лишь высший орган управления приходом – Приходское собрание или суд (п. 1 ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ); он может лишь исключить приход из состава епархии с последствиями, указанными в ст. 8, гл. XI Устава РПЦ.

5. В гл. XI Устава, посвященной статусу приходов, абсолютно правильно определено их положение: канонически приход подчиняется епархиальному архиерею (ст. 1), правовой же статус – юридическое лицо, т.е. организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс и т.д. Приход является самостоятельной хозяйствующей единицей, которая не поглощена вышестоящей организацией (епархией, Московским патриархатом), а находится с ней в неких установленных отношениях на основании согласованного документа. Этот документ (Устав РПЦ) определяет как канонические (духовно-административные), так и имущественные отношения между приходом, епархией и Московским патриархатом в целом.

Если приход добровольно согласился войти в состав канонических подразделений РПЦ и это определено уставами РПЦ и самого прихода, это является законным гражданско-правовым состоянием.

Однако здесь нужно определиться с термином «канон», «каноническое положение». Религиоведческий словарь [1] говорит, что «канон» есть моральная и этическая норма, правило христианской жизни, дисциплинарное постановление (апостольские, соборные и святоотеческие правила). В любом случае, термин «канон» относится только к внутрицерковным отношениям. Исходя из этого, формулировка ст. 4, гл. говорит, что «канон» есть моральная и этическая норма, правило христианской жизни, дисциплинарное постановление (апостольские, соборные и святоотеческие правила). В любом случае, термин «канон» относится только к внутрицерковным отношениям. Исходя из этого, формулировка XI Устава, гласящей: «Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения» является юридически недопустимой и некорректной, поскольку словосочетание «гражданско-правовая деятельность»в данном случае относится исключительно к светскому законодательству, а не к каноническим правилам.

Из приведенных разночтений в понятиях вытекает противоречие гражданскому законодательству некоторых положений Устава, касающихся права собственности.

В соответствии со ст. 213 ГК РФ, в собственности юридических лиц (религиозных организаций) может быть любое имущество (за исключением указанного в законе). В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит полный объем прав на это имущество. Например, приход соглашается с требованием ст. 5, гл. XI Устава РПЦ в части отчисления средств на общецерковные нужды. С точки зрения права собственности и договорного права данная статья не противоречит законодательству. Она лишь лишний раз подтверждает, что между двумя хозяйствующими субъектами существуют именно договорные отношения, а не хозяйственная подчиненность; в противном случае все полученные приходом средства должны были бы поступать в распоряжение Московского патриархата (МП), а затем он бы выделял какую-то фиксированную часть на нужды прихода (как это имеет место на государственных предприятиях).

Другим таким подтверждением может служить ст. 39 «Имущество и средства прихода» Устава местной православной религиозной организации прихода Ново-Мученика Митрополита Казанского Кирилла г. Казани РТ Казанской епархии Русской Православной Церкви, имеющегося в распоряжении эксперта. В данной статье указано: «Приход не отвечает по обязательствам епархии и епархия не отвечает по обязательствам Прихода». При полной финансово-хозяйственной подчиненности вышестоящая организация отвечает по обязательствам нижестоящей.

А вот ст. 8, гл. XI прямо противоречит ст. 209 и 213 ГК РФ и самому содержанию права собственности. Она гласит: «В случае принятия Приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви»

В случае выхода прихода из состава РПЦ, он действительно лишается прав, перечисленных в ст. 8. Но он не может лишиться права собственности на свое имущество, переданное ему учредителями в момент создания, приобретенного или произведенного им самим и за свой счет, полученного иным путем, не связанным с РПЦ, например, построенного самостоятельно храма или приобретенного за свой счет, либо переданного государством без участия РПЦ земельного участка. [2]

6. Ст.ст. 5, 26, гл. XVУстава РПЦ «Имущество и средства». Данная статья перечисляет имущество, принадлежащее РПЦ и устанавливает его статус. В перечень этого имущества входит «имущество, принадлежащее каноническим подразделениям Русской Православной Церкви на правах собственности», в т.ч. «приобретенного или созданного ими за счет собственных средств». Если иметь в виду, что приходы также относятся к каноническим подразделениям РПЦ (ст. 2, гл. I Устава РПЦ), то их имущество (за исключением переданного им РПЦ) не может входить в состав собственного имущества РПЦ по перечисленным выше основаниям.

Исходя из вышеизложенного, прихожу к выводу, что следующие положения Устава РПЦ противоречат законодательству РФ:

Ст. 9 гл. I; Пункт «п» ст. 25, гл. V; Пункты «н», «р», «т», ст. 18, гл. Х; Ст.ст. 35, 45, 47 гл. XI; Ст. 4, гл. XI; ст. 8, гл. XI; Ст.ст. 5, 26, гл. XV.

Противоречие вышеперечисленных положений Устава РПЦ действующему законодательству порождает аналогичные противоречия положений уставов ее «канонических подразделений», поскольку они являются типовыми и разработаны на основе Устава РПЦ. Исходя из этого, не основанными на законе являются следующие положения Устава местной православной религиозной организации прихода Ново-Мученика Митрополита Казанского Кирилла г. Казани РТ Казанской епархии Русской Православной Церкви:

— ст. 19 в части того, что учредительное собрание проводится по распоряжению епархиального архиерея;

— ст. 24 в части права епархиального архиерея полностью или частично единолично изменять состав Приходского собрания;

— ст. 28 в части единоличного назначения председателя Приходского совета епархиальным архиереем;

— ст. 30 в части выведения членов из состава Приходского совета единоличным распоряжением епархиального архиерея;

— ст. 35 в части единоличного изменения состава Приходского совета или председателя Приходского совета епархиальным архиереем;

— ст. 45 в части принадлежности собственного имущества прихода РПЦ.

Эксперт А.К. Погасий

Подпись А.К. Погасий.

[1] Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред . А.П.Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М.: Академический проект, 2006. – С. 483-484.

[2] Такие случаи нередки в судебной практике, когда приход, имеющий в собственности имущество, переходит из юрисдикции одной церкви в другую.

Может ли отказать Министерство юстиции в регистрации/перерегистрации Прихода с новым уставом основываясь на данные пункты.

Об утверждении Положения о регистрации уставов (положений) религиозных общин, а также изменений и дополнений к ним

УКРАИНА
АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ

СОВЕТ МИНИСТРОВ
РАДА МІНІСТРІВ
ВЕЗИРЛЕР ШУРАСЫ

от 6 июля 2010 года № 271
г. Симферополь

Об утверждении Положения о регистрации уставов (положений) религиозных общин, а также изменений и дополнений к ним

Совет министров Автономной Республики Крым постановляет:

Председатель Совета министров
Автономной Республики Крым

Министр Совета министров
Автономной Республики Крым

Приложение
к постановлению
Совета министров
Автономной Республики Крым
06.07.2010 № 271

ПОЛОЖЕНИЕ
о регистрации уставов (положений) религиозных общин, а также изменений и дополнений к ним

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Действие этого положения распространяется на религиозные общины, действующие на территории Автономной Республики Крым.

2. ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВА (ПОЛОЖЕНИЯ) РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ К НЕМУ

2.1. Для регистрации устава (положения) религиозной общины образовавшие ее граждане в количестве не менее 10 человек, достигшие 18-летнего возраста, подают в Совет министров Автономной Республики Крым следующие документы:

а) заявление о регистрации установленной формы в 2-х экземплярах (приложение 1, 2);

б) устав (положение) религиозной общины, подлежащей регистрации, в 4-х экземплярах;

в) протокол учредительного собрания религиозной общины (для регистрации устава (положения) религиозной общины в 2-х экземплярах (приложение 3) (в данном протоколе также должно быть отражено положение об избрании (переизбрании) руководящих органов или руководителей религиозной общины);

г) в случае принадлежности религиозной общины к религиозному центру (управлению) необходимо представить соответствующее подтверждение согласования устава (положения) руководителем вышестоящей по иерархии религиозной организации;

д) подтверждение юридического адреса (гарантийное письмо собственника помещения, договор аренды и т.п.). В случае предоставления под юридический адрес квартиры подается справка о составе семьи и заявление (приложение 4) совершеннолетних членов семьи о своем согласии.

В случае внесения изменений, дополнений в устав религиозной общины для регистрации предоставляются оригиналы свидетельства о регистрации устава (положения) религиозной общины и устава, а также копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица – религиозной организации, и новая редакция устава с учётом внесенных изменений и дополнений.

2.2. Устав (положение) религиозной общины, представленный для регистрации, должен соответствовать действующему законодательству Украины.

2.3. Устав (положение) религиозной общины должен содержать следующие сведения:

2.3.1. Вид религиозной общины, её вероисповедная принадлежность, культ, направление, течение или толк и местонахождение;

2.3.2. Место религиозной общины в организационной структуре религиозного объединения;

2.3.3. Имущественное положение религиозной общины;

2.3.4. Права религиозной общины на учреждение предприятий и средств массовой информации;

2.3.5. Порядок внесения изменений и дополнений в устав (положение) религиозной общины;

2.3.6. Порядок решения имущественных и других вопросов в случае прекращения деятельности религиозной общины.

2.4. Все экземпляры устава (положения) должны быть идентичны, пронумерованы и прошиты.

3. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ

3.1. Совет министров Автономной Республики Крым при представлении всех необходимых документов рассматривает заявление о регистрации устава (положения) религиозной общины в месячный срок со дня поступления.

3.2. В необходимых случаях Совет министров Автономной Республики Крым может обратиться в местную государственную администрацию, исполнительный комитет сельского, поселкового, городского совета, в Министерство культуры Украины, а также к специалистам за заключением. В этом случае срок рассмотрения заявления о регистрации может быть продлен до трех месяцев.

3.3. По результатам рассмотрения заявления Советом министров Автономной Республики Крым принимается одно из следующих решений:

а) о регистрации устава (положения) религиозной общины;

б) об отказе в регистрации устава (положения) религиозной общины.

3.4. Решение о регистрации устава (положения) религиозной общины либо об отказе в регистрации устава (положения) религиозной общины оформляется путем издания соответствующего распоряжения Совета министров Автономной Республики Крым.

После принятия Советом министров Автономной Республики Крым решения о регистрации устава (положения) религиозной общины выдается свидетельство о регистрации (приложение 5), подписанное заместителем Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, курирующим вопросы, входящие в компетенцию Министерства культуры Автономной Республики Крым.

3.5. Подготовку проектов распоряжений Совета министров Автономной Республики Крым о регистрации устава (положения) религиозной общины или об отказе в регистрации устава (положения) религиозной общины и соответствующих материалов к ним, уведомление заявителей о принятом решении, изготовление свидетельства о регистрации устава религиозной организации, информирование органов исполнительной власти о регистрации на их территории соответствующей религиозной организации и других документов, связанных с регистрацией уставов (положений) религиозных общин, осуществляет Министерство культуры Автономной Республики Крым.

3.6. Если после регистрации устава (положения) религиозной общины будет установлено, что заявителями были представлены для осуществления регистрации документы, содержащие недостоверные сведения, Совет министров Автономной Республики Крым вправе отменить акт, в соответствии с которым был зарегистрирован устав (положение) религиозной общины.

3.7. Решение об отмене регистрации устава (положения) религиозной общины оформляется в виде распоряжения Совета министров Автономной Республики Крым.

3.8. В регистрации устава (положения) религиозной общины может быть отказано в следующих случаях:

а) если цели и деятельность религиозной общины противоречат Конституции Украины, Конституции Автономной Республики Крым, действующему законодательству Украины;

б) непризнания на основании учредительных документов создаваемого объединения в качестве религиозного (отсутствие соответствующих целей и признаков);

в) несоответствие требованиям действующего законодательства устава (положения) религиозной общины и других документов, представляемых для осуществления регистрации устава (положения) религиозной общины, изменений и дополнений к уставу (положению) религиозной общины;

г) недостоверности представленных учредительных документов;

д) неправомочности учредителей;

е) наличия на территории Автономной Республики Крым другой религиозной организации с аналогичным наименованием.

Не подлежат регистрации уставы (положения) религиозных общин, деятельность и культовая практика которых сопряжены с разжиганием национальной, расовой и религиозной розни.

3.9. О принятом решении Совета министров Автономной Республики Крым заявитель уведомляется в десятидневный срок со дня принятия решения.

3.10. Отказ в регистрации устава (положения) религиозной общины может быть обжалован в судебном порядке.

Повторное рассмотрение заявления о регистрации устава (положения) религиозной общины допускается только в случае устранения недостатков, послуживших основанием для отказа, либо вступления в силу решения суда об отмене решения Совета министров Автономной Республики Крым об отказе в регистрации устава (положения) религиозной общины.

3.11. При внесении изменений и дополнений в устав (положение) религиозной общины он подлежит регистрации в новой редакции в том же порядке и в те же сроки, что и регистрация уставов (положений) религиозных общин.

3.12. В случае утраты подлинника свидетельства о регистрации устава (положения) религиозной общины или зарегистрированного устава по заявлению руководящего органа (руководителя) религиозной общины выдается их дубликат. При этом в Совет министров Автономной Республики Крым предоставляется номер и дата выхода печатного издания, зарегистрированного в установленном порядке на территории Автономной Республики Крым, и копия его экземпляра, в котором содержится объявление об утрате оригиналов документов религиозной общины.

3.13. В случае прекращения деятельности религиозной общины, смены руководства и места нахождения (юридического адреса) религиозная община обязана информировать об этом Совет министров Автономной Республики Крым для внесения изменений в реестр религиозных организаций, действующих на территории Автономной Республики Крым, в семидневный срок с момента таких изменений.

Министр Совета министров
Автономной Республики Крым

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Статья 12 171 фз Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и […]
  • Оценка транспортного средства после дтп Как происходит оценка повреждений автомобиля в результате ДТП Любой водитель может стать участником дорожно-транспортного происшествия. Урон, нанесенный при этом здоровью или автомобилю, […]
  • Закон 115 статья 133 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В […]
  • Как встать в очередь на жилье калуга Уполномоченный по правам человека в Калужской области Вопрос-Ответ Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что объем Вашего сообщения в данном разделе ограничен. […]
  • Закон и порядок 24 юридическая компания Юристы в г. Днепр Справочная и контактная информация об известных профессиональных юридических компаниях - юристы в г. Днепр: адреса, номера телефонов, официальные сайты лучших частных и […]
  • Вступление в силу гк рф ч1 Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени 1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в […]
  • Декларация по налогу на имущество при усно Налог на имущество при УСН: платить или не платить? Достаточно часто в последнее время возникает вопрос: «Платится ли налог на имущество при УСН?» К сожалению, на него приходится отвечать […]
admin

Обсуждение закрыто.