Плата за использование лесных ресурсов

Плата за использование лесных ресурсов

Плата за пользование лесными ресурсами

Плата за пользование лесными ресурсами взимается в виде лесных податей и арендной платы и охватывает следующие основные виды использования лесных ресурсов:

! заготовка древесины, заготовка живицы и второстепенных лесных материалов;

! промысловая заготовка древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья;

! размещение ульев и пасек;

! пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Основой для установления платежей за лес являются минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. Эти ставки дифференцируются по областям, лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам), а также в зависимости от расстояния вывозки по лесотаксовым разрядам.

Субъекты Российской Федерации могут устанавливать свои ставки платы, но не ниже минимальных ставок, определенных на федеральном уровне.

В соответствии с действующим лесным законодательством ставки лесных податей могут определяться по результатам лесных аукционов. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования.

Арендная плата за участки лесного фонда является разновидностью лесных платежей и устанавливается для случаев использования лесной территории в течение определенного периода времени на определенных условиях. Арендная плата взимается при аренде земельных участков лесного фонда и земельных участков, занятых лесами, не входящими в лесной фонд. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Размер арендной платы определяется на основе ставок лесных податей, к которым добавляются «рентные» платежи, определяемые по шкале рентных надбавок к таксам на деловую древесину, дифференцированных по удаленности лесосечного фонда и величине ликвидного запаса древесины на одном гектаре лесосеки. Порядок установления размера арендной платы регламентируется Лесным Кодексом РФ (ст.105) и нормативными документами Министерства природных ресурсов РФ.

Глава 17. Плата за использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда.

Статья 89. Плата за использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда.
Общее использование лесных ресурсов является бесплатным. Специальное использование лесных ресурсов кроме размещения пасек и пользования земельными участками лесного фонда для потребностей охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ является платным. Плата взимается по установленным таксам или в виде арендной платы или дохода, полученного от реализации лесных ресурсов на конкурсных условиях. ( Часть вторая статьи 89 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом N 1492-III ( 1492-14 ) от 22.02.2000 )

Статья 90. Размер платы за специальное использование лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда.
Размер платы за специальное использование лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда, предусмотрено статьей 89, устанавливается, исходя из лимитов их использования и такс на лесную продукцию и услуги с учетом качества и доступности.
Таксы и порядок взыскания таких платежей устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
В случае применения конкурсных условий реализации лесных ресурсов плата за них устанавливается не ниже от действующих такс.
( Приостановлено на 2000 год действие части третьей статьи 90 в части определения размера арендной платы за пользование земельными участками лесного фонда в договоре аренды в соответствии с Законом N 1712-III ( 1712-14 ) от 11.05.2000 )
Размер арендной платы определяется по соглашению сторон в договоре аренды, но не ниже установленных такс на лесные ресурсы.
Советы народных депутатов в пределах своей компетенции могут устанавливать льготы относительно взыскания платежей, предусмотренных этим Кодексом.

Статья 91. Распределение платежей за специальное использование лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда.
( Остановлено действие на 2001 год части первой статьи 91 в соответствии с Законом N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000 )
( Остановлено действие на 2001 год части первой статьи 91 в части зачисления 20 процентов платежей в бюджет Автономной Республики Крым и бюджетов областей, а также определения направлений направления этих средств в соответствии с Законом N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001 )
Платежи за специальное использование лесных ресурсов государственного значения в размере 80 процентов зачисляются в государственный бюджет и 20 процентов — в соответствии с бюджетом Республики Крым и бюджетов областей.
Плата за использование лесных ресурсов местного значения и пользования земельными участками лесного фонда для потребностей охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ зачисляется в соответствии с бюджетом Республики Крым и бюджетов местного самоуправления.
( Остановлено действие на 2001 год части третей статьи 91 в соответствии с Законом N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000 )
( Остановлено действие на 2001 год части первой статьи 91 в части зачисления 20 процентов платежей в бюджет Автономной Республики Крым и бюджетов областей, а также определения направлений направления этих средств в соответствии с Законом N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001 )
Эти платежи направляются на выполнение работ относительно воссоздания лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий и содержания лесов в надлежащем санитарном состоянии.

Рентная плата за специальное использование лесных ресурсов

Главное управление ГФС в г. Киеве обращает внимание, что Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» пункт 257.5 Налогового кодекса Украины дополнен абзацем вторым следующего содержания: «рентная плата за специальное использование лесных ресурсов уплачивается лесопользователями ежеквартально равными частями от суммы рентной платы, указанной в специальных разрешениях, выданных в соответствующем календарном году, кроме сумм рентной платы, уплаченных в соответствии с подпунктами «а» и «б» подпункта 256.11.6 пункта 256.11 статьи 256 настоящего Кодекса».

Порядок выдачи специальных разрешений на использование лесных ресурсов установлен постановлением Кабмина от 23.05.2007 г. № 761 «Об урегулировании вопросов относительно специального использования лесных ресурсов» (далее — Порядок). При этом формой лесорубочного билета, который является Приложением 1 к Порядку, предусмотрено отражение сроков внесения платы за древесину и окончания заготовки.

Таким образом, в случае получения лесопользователем специального разрешения (лесорубочного билета) в текущем году, например, в декабре 2017 года, с предоставлением права на использование лесных ресурсов в следующем отчетном (налоговом) периоде, например в 2018 году, налоговые обязательства по рентной плате у лесопользователя будут возникать с начала периода, на который получено такое разрешение, а именно с 1 января 2018 года.

Сбор за специальное использование лесных ресурсов

С принятием Налогового кодекса нормы взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов несколько изменились.

Изменено название сбора, а именно из названия сбора исключены слова «пользование земельными участками лесного фонда».

Расширено определение плательщиков сбора. Если раньше обязанности по уплате сбора были возложены на юридических и физических лиц, которым предоставлены в постоянное или временное пользование земельные участки лесного фонда, то с 01.01.2011 г. (согласно ст. 329 Налогового кодекса) плательщиками сбора определены лесопользователи — юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы с источников их происхождения из Украины или выполняющие агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, физические лица (кроме физических лиц, имеющих право бесплатно без выдачи специального разрешения использовать лесные ресурсы в соответствии с лесным законодательством), а также физические лица — предприниматели, осуществляющие специальное использование лесных ресурсов на основании специального разрешения (лесорубного либо лесного билета) или в соответствии с условиями договора долгосрочного временного пользования лесами.

До 01.01.2011 г. согласно ст. 67 Лесного кодекса в порядке специального использования можно было осуществлять заготовку древесины только в порядке рубок главного пользования. Однако в соответствии с п. 1 постановления № 44 таксы на древесину лесных пород применялись при отпуске каким-либо заготовителям древесины лесных пород на корню как в порядке рубок главного пользования, так и сплошных санитарных и лесовосстановительных рубок, рубок, не связанных с ведением лесного хозяйства (расчистка земельных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог и т. п.).

Подпунктом 330.1.2 п. 330.1 ст. 330 Налогового кодекса законодательно урегулирован указанный вопрос и отнесена к объектам налогообложения древесина, заготовленная при проведении мероприятий по:

  • улучшению качественного состава лесов, их оздоровлению, усилению защитных свойств (в древостоях в возрасте свыше 40 лет — рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, выборочные лесовосстановительные рубки, рубки, связанные с реконструкцией, ландшафтные рубки и рубки переформирования; независимо от возраста древостоев — сплошные санитарные и сплошные лесовосстановительные рубки);
  • расчистке лесных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог и т. п.

Кроме вышеуказанной древесины к объектам налогообложения сбором отнесены:

  • древесина, заготовленная в порядке рубок главного пользования (пп. 330.1.1 п. 330.1 ст. 330 Налогового кодекса);
  • второстепенные лесные материалы (заготовка живицы, корней, луба и коры, древесной зелени, древесных соков и других второстепенных лесных материалов, предусмотренных нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства) (пп. 330.1.3 п. 330.1 ст. 330 Кодекса);
  • побочные лесные пользования (заготовка сена, выпас скота, сбор лесной подстилки, заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, камыша и других побочных лесных пользований, предусмотренных нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства) (пп. 330.1.4 п. 330.1 ст. 330 Кодекса);
  • использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей и проведения научно-исследовательских работ (пп. 330.1.5 п. 330.1 ст. 330 Кодекса).

Ставки сбора за заготовку древесины основных и неосновных лесных пород определены ст. 331 Налогового кодекса. По сравнению с действующими в 2010 г. таксами, установленными постановлением № 44, ставки увеличены в 1,185 раза.

Определены полномочия Верховной Рады АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских советов по установлению ими ставок сбора за заготовку второстепенных лесных материалов, осуществление побочных лесных пользований и использование полезных свойств лесов (п. 331.11 ст. 331 Налогового кодекса).

Вместе с тем п. 5 раздела ХІХ «Заключительные положения» Налогового кодекса Кабинету Министров Украины поручено ежегодно до 1 июня представлять в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс по ставкам налогообложения, определенным в абсолютных значениях, в частности сбора за специальное использование лесных ресурсов с учетом индекса потребительских цен.

Порядок исчисления и уплаты сбора остался почти прежним и определен в ст. 332 Налогового кодекса.

Субъекты лесных отношений, выдающие специальные разрешения, до 10 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом, должны направлять в органы ГНС перечень лесопользователей, которым выданы лесорубные и лесные билеты, по форме, установленной центральным органом ГНС по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства.

Сумма сбора исчисляется субъектами лесных отношений, которые выдают специальные разрешения, и указывается в таких разрешениях.

Сумма сбора, указанная в лесорубном и лесном билетах, подлежит перерасчету субъектом лесных отношений, выдающим специальные разрешения, в случае если:

  • общее количество фактически заготовленной древесины во время ее отпуска с учетом по площади превышает указанное в лесорубном билете и количество более чем на 10%;
  • фактический объем использования лесных ресурсов превышает указанный в лесном билете на весь объем такого превышения.

Основанием для перерасчета являются специальные разрешения и акты осмотра мест использования лесных ресурсов.

Базовый налоговый (отчетный) период для сбора равен календарному кварталу.

Лесопользователи ежеквартально составляют расчет сбора нарастающим итогом с начала года по форме, утвержденной приказом № 1019, в котором отдельной строкой указывают сумму сбора, уплаченную до получения лесорубных и лесных билетов в кассы субъектов лесных отношений, которые их выдают, и представляют его в органы ГНС по местонахождению лесного участка в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода (в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (пп. 49.18.2 п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса)), за исключением:

  • лесопользователей, которые до получения лесорубных и лесных билетов вносят сбор в кассы субъектов лесных отношений, которые их выдают:

а) физических лиц, а также физических лиц — предпринимателей, которым выданы лесорубные и лесные билеты;

б) лесопользователей (кроме физических лиц, а также физических лиц — предпринимателей, которым выданы лесные билеты), у которых сумма сбора в лесорубном или лесном билете не превышает 50% одной минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января года, в котором уплачивается сбор (с 01.01.2011 г. установлена в размере 941 грн.);

  • лесопользователей из другой области, уплачивающих сбор полностью, до выдачи им специального разрешения по местонахождению лесного участка, на котором осуществляется заготовка древесины.

О поступлении суммы сбора в кассу субъекта лесных отношений, который выдает специальные разрешения, в специально заведенной книге делается запись и лесопользователю выдается квитанция. Вместе с тем в лесорубных и лесных билетах проставляется отметка об уплате сбора в кассу (указываются номер и дата квитанции об уплате).

Лесопользователи уплачивают сбор в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода, а именно в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для представления налоговой декларации (п. 57.1 ст. 57 Налогового кодекса).

Сбор уплачивается лесопользователями ежеквартально равными частями от суммы сбора, указанной в специальных разрешениях, выданных в соответствующем календарном году, кроме сумм сбора, уплаченных до получения лесорубных и лесных билетов в кассу субъектов лесных отношений, которые их выдают, и сумм сбора, уплаченных лесопользователями из другой области.

При получении разрешения в текущем году (или доначислении суммы сбора) после очередного срока уплаты сбора лесопользователи уплачивают все суммы сбора по срокам, которые истекли.

Предельные сроки представления налогового расчета сбора:

  • за I квартал 2011 г. — 10.05.2011 г., последний день уплаты сбора — 20.05.2011 г.;
  • за полугодие текущего года — 09.08.2011 г., последний день уплаты сбора — 09.08.2011 г.;
  • за три квартала текущего года — 09.11.2011 г., последний день уплаты сбора — 18.11.2011 г.;
  • за 2011 г. — 09.02.2012 г., последний день уплаты сбора — 17.02.2012 г.

До внесения изменений в Налоговый кодекс в части налого-обложения субъектов малого предпринимательства Указ № 727/98 и абзацы шестой — двадцать восьмой п. 1 ст. 14 раздела IV Декрета № 13-92 применяются с учетом того, что плательщики единого налога не являются плательщиками, в частности, сбора за специальное использование лесных ресурсов (подраздел 8 «Особенности взимания единого налога и фиксированного налога» раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса).

С 01.01.2011 г. вступил в силу Бюджетный кодекс, согласно п. 2 части второй ст. 29 которого к доходам общего фонда Госбюджета Украины относятся, в частности, 50% сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования. К доходам, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся, в частности, 50% сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования, которые зачисляются в городские бюджеты городов Киева и Севастополя (п. 2 части первой ст. 64 Бюджетного кодекса), а к доходам бюджета АР Крым и областных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся, в частности, 50% сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования (п. 2 части первой ст. 66 Бюджетного кодекса).

К доходам общего фонда местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относится, в частности сбор за специальное использование лесных ресурсов (кроме сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок основного пользования). Такие платежи зачисляются в бюджеты местного самоуправления по местонахождению (местоположению) соответствующих природных ресурсов (п. 3 части первой ст. 69 Бюджетного кодекса).

В связи с принятием Налогового кодекса Кабинет Министров Украины постановлением № 1236 определил утратившими силу ряд законодательных актов о взимании сбора за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда.

О рентной плате за специальное использование лесных ресурсов

11.12.2017 512 0 0

Государственная фискальная служба Украины на многочисленные запросы плательщиков рентной платы за специальное использование лесных ресурсов (далее — Рентная плата) по практическому применению нормы п.257.5 ст.257 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ ) в части определения сроков возникновения налоговых обязательств по рентной плате при получении в 2017 году разрешений на использование лесных ресурсов в 2018 году сообщила следующее.

Основные элементы налогообложения рентной платой урегулирован ст.256 НКУ.

Законом от 21.12.2016 №1797-VІІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» п.257.5 ст.257 НКУ дополнен абзацем вторым следующего содержания:

«Рентная плата за специальное использование лесных ресурсов уплачивается лесопользователями ежеквартально равными частями от суммы рентной платы, указанной в специальных разрешениях, выданных в соответствующем календарном году, кроме сумм рентной платы, уплаченных в соответствии с подпунктами« а »и« б »п.п.256.11 .6 п.256.1 ст.256 НКУ ».

Порядок выдачи специальных разрешений на использование лесных ресурсов установлен постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2007 №761 «Об урегулировании вопросов относительно специального использования лесных ресурсов» (далее — Порядок). При этом формой лесорубочного билета, который является Приложением 1 к Порядку, предусмотрено отражение сроков внесения платы за древесину и окончания заготовки.

Таким образом, в случае получения лесопользователем специального разрешения (лесорубочного билета) в текущем году, например, в декабре 2017 года, с предоставлением права использования лесных ресурсов в следующем отчетном (налоговом) периоде, например в 2018 году, налоговые обязательства по рентной плате в лесопользователя возникать с начала периода, на который получено такое разрешение, а именно с 01 января 2018 года.

Новый налог на лесные земли приведет к удорожанию древесины — Госагентство

Об этом сообщает Государственное агентство лесных ресурсов Украины.

«Законом Украины от 10.07.2018 №2497-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств» была внесена поправка, которая предусматривает земельный налог на все лесные земли Украины», — говорится в сообщении.

Отмечается, что изменения вносятся в пункт 273.1 статьи 273 Налогового кодекса Украины.

«При применении новых норм, кроме рентной платы, предполагается на все лесные земли еще один налог (фактически это двойное налогообложение)», — отмечают в ведомстве.

В Гослесагентстве прогнозируют, что введение нового налога приведет к налогообложению земель, которые находятся в стадии создания древостоев (несомкнутые лесные культуры, срубы, пробелы) или на которых произрастают насаждения до 40-летнего возраста и в которых невозможно получить древесину, пригодную для реализации (выгоднее выращивать сельскохозяйственные культуры, чем лес).

Также налогом будут облагаться все защитные леса южных и восточных областей Степной и Лесостепной зон, леса с ограниченным лесопользованием (в заказниках регионального и местного значения, других объектах природно-заповедного фонда).

По прогнозу специалистов, в результате введения нового налога как минимум в 1,5-2 раза подорожает древесина, которая реализуется на рынке; «из-за высокой стоимости древесины большинство предприятий деревообрабатывающей промышленности будут остановлены, а потому прекратят работу и лесохозяйственные предприятия». Также возникает риск увеличения интенсивности рубок, что может негативно повлиять на повышение производительности, улучшение качественного состава лесов и сохранение биоразнообразия в лесах, предупреждают специалисты. К тому же значительно увеличится стоимость содержания охотничьих хозяйств.

По прогнозу, при общем объеме реализации почти 14 млрд грн за 2017 год, общая сумма налогов и других обязательных платежей предприятий лесного хозяйства составляет более 5 млрд гривень.

«Дополнительный земельный налог прибавит к этой сумме от 3 до 10 млрд грн, в зависимости от решения местных общин», — считают в Гослесагентстве.

В ведомстве напомнили, что по предыдущей системе налогообложения взимался налог за лесные земли, как составляющая рентной платы. Объектом налогообложения рентной платой за специальное использование лесных ресурсов была заготовленная древесина в древостоях более 40 лет и второстепенные лесные материалы, побочные лесные пользования и использование полезных свойств лесов (рекреация, спорт, оздоровление и тому подобное). При этом сумма налога в лесах Государственного агентства лесных ресурсов Украины составила 900 млн грн, из которых 50% вносились в государственный бюджет, а 50% — в местные. Составляющей этого налога был и земельный налог.

Чистый земельный налог поступал в местный бюджет, начислялся на нелесные земли, что есть в составе земель лесохозяйственного назначения, на которых расположены сельскохозяйственные угодья, постройки и админздания предприятий лесного хозяйства, линии электропередач и тому подобное.

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Проверка по службе судебных приставов Банк данных исполнительных производств В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов […]
  • Как встать в очередь на жилье калуга Уполномоченный по правам человека в Калужской области Вопрос-Ответ Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что объем Вашего сообщения в данном разделе ограничен. […]
  • Как написать научную статью по психологии пример Психология список научных статей В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние […]
  • Пдд движение по обочине 9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). […]
  • Земельный участок вавиловец Коттеджный поселок «Вавиловец» Предложить цену Хочу в рассрочку В обмен Хочу в кредит О коттеджном поселке «Вавиловец» Коттеджный посёлок «Вавиловец» находится в 7 км от […]
  • Статья 3 6 коап рт ИНФОРМАЦИЯ ПО СТ. 3.6 КОАП РТ Ответственность согласно ст.3.6 КоАП РТ наступает в случае нарушения правил благоустройства территорий поселений и городских округов. На территории города […]
  • Решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу Решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу Одной из важнейших гарантий реализации права на судебную защиту является право на обжалование в суд вышестоящей инстанции не […]
admin

Обсуждение закрыто.