Гарантии личной безопасности закон о полиции

Гарантии личной безопасности закон о полиции

Содержание статьи:

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 24 Закона о Полиции

1. Предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи право у сотрудника полиции имеется вне зависимости от того, есть ли у него свидетели, готовые подтвердить, что имели место обстоятельства, перечисленные в анализируемой норме права.

2. Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно, личной безопасностью (безопасностью граждан) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз.

3. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

4. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 1, 6, 14, 23 настоящего Федерального закона.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О ПОЛИЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 07.02.2011 — «Российская газета» N 25, 08.02.2011
  • «Российская газета», N 28, 10.02.2011
  • «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900)

Статья 24 Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Применение полицией огнестрельного оружия

В ст. 1 Федерального закона «Об оружии» огнестрельное оружие определяется как «оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда».

Механическое же поражение цели метаемым снаряжением может быть только при производстве выстрела. Итак, под применением огнестрельного оружия следует понимать производство сотрудником полиции прицельного выстрела.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

• для защиты другого лица от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья.

Посягательство (посягнуть) – покушение причинить вред, ущерб кому- или чему-нибудь. Насилие – принудительное воздействие на кого-нибудь. Насилие может быть в форме физического или психического воздействия. Физическое насилие выражается в воздействии на организм человека: побои, истязания. Психическое насилие оказывается в виде оскорблений, запугиваний, угроз и т.п. Опасность – угроза причинения вреда, несчастья. Таким образом, в данном случае сотрудник полиции, применяя огнестрельное оружие, правомерно защищает себя и другое лицо от преступного посягательства на жизнь и здоровье, т.е. действует в состоянии необходимой обороны (ст. 37 УК РФ);

• пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении полиции.

Очевидно, что попытка завладеть огнестрельным оружием, которое находится у сотрудника полиции, будет сопряжена с насилием в отношении него. Эти действия в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» являются основанием для применения сотрудником полиции огнестрельного оружия. Пресечение попытки завладеть транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящей на вооружении (обеспечении) полиции преследует цель не допустить использование данных технических средств в преступных целях. В первую очередь это касается специальной и боевой техники;

Действия, совершаемые с целью захвата заложников, или удержание лиц в качестве заложников влекут уголовную ответственность в соответствии со ст. 206 «Захват заложника» УК РФ. Названное преступление является преступлением террористического характера. При освобождении заложников возможны два варианта действий. Первый – без применения силы, в результате проведения переговоров и склонения преступников к отказу от совершения противоправных действий. Второй – силовой, требующий проведения специальной операции. Когда возникает прямая угроза жизни и здоровью заложников, применение огнестрельного оружия не только правомерно, но и является фактически единственным способом их освобождения. В результате применения огнестрельного оружия удерживающим заложников лицам могут быть причинены ранения, в том числе со смертельным исходом. В соответствии со ст. 22 «Правомерное причинение вреда» Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ΦЗ «О противодействии терроризму» лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством РФ, являются правомерными;

• задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ к тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание, не превышающее 10 лет лишения свободы. Так, к тяжким преступлениям согласно УК РФ относятся: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 и 2 ст. 111); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (ч. 2 ст. 232); захват заложников (ч. 1 ст. 206); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом (ч. 2 ст. 339) и др. В соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ к особо тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. Перечень № 7 статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности [1] , к ним относит: убийство (ст. 105); похищение человека (ч. 2 и 3 ст. 126); пиратство (ч. 2 и 3 ст. 227) и др. Содержание перечней показывает, что сотрудник полиции должен действовать с учетом создавшейся обстановки и степени общественной опасности совершенного задержи

ваемым деяния. Например, вред, причиненный в результате применения огнестрельного оружия лицу, уклоняющемуся от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом, будет чрезмерным;

• задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О полиции» вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть. В данном случае действия задерживаемого лица квалифицируются как посягательство на жизнь или здоровье сотрудника полиции;

• отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.

Под нападением на здания, сооружения, помещения и иные объекты понимаются действия насильственного характера, сопровождаемые проникновением внутрь и установлением контроля над объектом. Как правило, подобные действия сопровождаются бессмысленными погромами и уничтожением имущества;

• пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

В данных случаях применение оружия сотрудником полиции регламентируется п. 6 ст. 47 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» для пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из места содержания под стражей или из-под конвоя. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи является преступлением, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность по ст. 313 УК РФ, поэтому, применяя огнестрельное оружие, сотрудник полиции пресекает преступление. Использование огнестрельного оружия при конвоировании и этапировании подследственных, осужденных, подсудимых на территории другого государства осуществляется в рамках соответствующего международного договора, заключенного Российской Федерацией с этим государством [2] .

В этой группе оснований применения огнестрельного оружия объектом воздействия выступает лицо, совершающее общественно опасное деяние.

Наряду с этим в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие:

• для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

• обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

• разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона «О полиции»;

• производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

В отличие от первой группы оснований, здесь объектом воздействия выступают в большинстве случаев материальные объекты и животные, угрожающие жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции.

В ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» закреплено право сотрудников полиции применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, когда разрешено применение огнестрельного оружия, а также в некоторых случаях, применения специальных средств:

• для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

• задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

• освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

• пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об оружии» огнестрельным оружием ограниченного поражения является короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку. При внимательном рассмотрении данного определения выделяются два признака, отличающие данный вид оружия от огнестрельного. Это «патрон травматического действия» и «не предназначенные для причинения смерти человеку».

Основным назначением данного вида оружия является оказание ударного воздействия на правонарушителя. В специальной литературе можно встретить такое понятие, как «патроны и выстрелы непроникающего ударного воздействия».

Концепция применения натронов ударного непроникающего действия – нейтрализация живой силы за счет создания останавливающего эффекта без нанесения тяжелых телесных повреждений. Это обеспечивается конструктивными решениями патронов, и в первую очередь конструкцией ударников «пуль». Конструктивно ударники могут выполняться в виде мешочков с дробью, элементов с хвостовыми стабилизаторами или деформируемых элементов. Подобные конструкции обеспечивают рассеивание энергии ударника при встрече с целью, что снижает опасность поражения.

Большое значение имеет калибр патрона. Разработки осуществлялись в двух направлениях:

1) калибрами в интервале начиная от пистолетных (револьверных) и заканчивая 12-м калибром;

2) калибрами в интервале 37–40 мм.

В зависимости от калибра, это могут быть не только патроны, но и снаряд, граната.

Практика показала, что право на жизнь имеют конструктивные решения одного и другого направлений. Однако наблюдается преобладание боеприпасов калибрами 37–40 мм. Это объясняется тем, что увеличение калибра ударника («пули») при прочих равных условиях приводит к снижению «ударного» давления на цель (человека) в месте контакта и соответственно к снижению поражающего воздействия. Эффективность воздействия при сохранении уровня поражения может быть достигнута за счет использования боеприпасов комбинированного действия (два и более видов физиологического воздействия). В настоящее время проводятся работы по созданию боеприпасов, объединяющих ударное воздействие как основное с другими факторами: световым, раздражающим и акустическим воздействием.

На вооружении органов внутренних дел состоят травматический патрон и патрон с резиновой пулей калибром 18,5 мм, а также выстрелы ударношокового действия для специального гранатометного комплекса [3] .

Патроны травматического действия пистолетных (револьверных) калибров используются в оружии личной безопасности и в перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, не входят.

Федеральным законом «Об оружии» установлено отличие служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения от гражданского, выражающееся в величине параметра дульной энергии при выстреле патронами травматического действия. Для служебного оружия данное значение составляет 150 Дж, для гражданского – 90 Дж.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона «О полиции» запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц, с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате этого могут пострадать случайные лица. Данные запреты не относятся к применению огнестрельного оружия ограниченного поражения. Учитывая, что по характеру воздействия этот вид оружия ближе к специальным средствам, запреты и ограничения на его применение регламентируются ст. 22 Федерального закона «О полиции».

Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность. Гарантиям личной безопасности вооруженного сотрудника полиции посвящена ст. 24 Федерального закона «О полиции». В соответствии с ч. 1 данной статьи сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 23 Федерального закона «О полиции».

Обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность означает извлечь оружие из кобуры [4] и дослать патрон в патронник. Произведя эти действия, сотрудник полиции готов к производству выстрела. Законодательное закрепление подобных действий сотрудника полиции обусловлено необходимостью выполнения им служебно-боевых задач в различных обстоятельствах. В первую очередь это связано с быстрым изменением обстановки, результатом которого может быть нападение на сотрудника полиции. В этих условиях сотрудник полиции имеет право заранее подготовиться к применению огнестрельного оружия. Примерами быстроменяющейся обстановки могут быть, например, нахождение воров в помещении при осмотре нарядом вневедомственной охраны этого помещения (квартиры) по сигналу «Тревога» установленной сигнализации; ситуация, когда правонарушитель неожиданно пытается натравить собаку на сотрудника полиции; осмотр места возможного нахождения разыскиваемого преступника и т.д.

Сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие также при попытке лица, задерживаемого им, с обнаженным огнестрельным оружием приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное тем расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию.

Объектом, в отношении которого применяется огнестрельное оружие, является задерживаемое лицо, т.е. лицо, в противоправности деяний которого сотрудник полиции не сомневается. Между задерживаемым лицом и сотрудником полиции должно быть установлено некоторое расстояние, величину которого сотрудник полиции определяет исходя из сложившейся обстановки. Это своеобразная «зона безопасности» [5] . При приближении задерживаемого к сотруднику полиции последний имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции».

Ситуация может осложниться тем, что у задерживаемого лица где-то поблизости могут находиться сообщники. Самый распространенный прием – затеряться в толпе. Реакция сотрудника полиции должна быть соответствующей по отношению к любому лицу, которое попробует приблизиться к нему с обнаженным огнестрельным оружием и тем более к нему прикоснуться.

  • [1] См.: Указание Генпрокуратуры России № 387-11, МВД России № 2 от 11.09.2013 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»
  • [2] См., например: постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1468 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса “Байконур”».
  • [3] См.: распоряжение Правительства РФ от 05.05.2012 № 737 «Об утверждении Перечня видов огнестрельного оружия, патронов к нему, боеприпасов, иных средств вооружения и специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации» (п. 15 разд. V указанного Перечня).
  • [4] Кобура – специальный чехол для ношения пистолета или револьвера.
  • [5] См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 171.

Ст. 24 Закона «О полиции»: Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции. Ст. 24 Закона «О полиции» с комментариями

Деятельность современного человека с каждым днем принимает все новые, более интересные и сложные формы. Однако существуют сферы, уровень актуальности которых не становится меньше вот уже несколько лет подряд. К числу подобных можно отнести правоохранительную деятельность. Её зарождение произошло в древние времена.

Известно, что в античных городах-государствах существовали специальные отряды, занимающиеся охраной полиса, то есть города. Представители этой сферы деятельности пользовались большим почетом и уважением в обществе, что обуславливало престиж правоохранительной деятельности.

Данная тенденция не изменилась и сегодня. Если взять, к примеру, полицейских Российской Федерации, то они пользуются не только исключительным уважением, но еще и рядом социальных льгот. К тому же государство обеспечивает этих служащих всеми необходимыми средствами, вещами и техникой. Однако правовой статус полицейских РФ не является совокупностью лишь социальных льгот. Служащие данного типа есть носителями специальных полномочий, делегированных им государством.

Одним из таковых является право на использование специальных средств и оружия. Учитывая специфику полицейских задач, ношение спецсредств и огнестрельного оружия обусловлено банальными правилами безопасности. При этом законодатель в специальных нормативных актах вводит институт гарантии личной безопасности полицейского, о чем пойдет речь далее в статье.

Что такое полиция?

Гарантии безопасности вооруженного полицейского закреплены в ст. 24 Закона «О полиции». Однако перед рассмотрением этой нормы необходимо разобраться в особенностях самого органа. Данное ведомство на территории нашего государства появилось давно. Уже во времена правления Петра I в России существовали полицейские подразделения. На сегодняшний день орган является составной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации. В число его основных функций входит:

  • защита человеческой жизни и здоровья;
  • охрана человеческих свобод и законных прав;
  • борьба с преступностью;
  • охрана общественного порядка и т. д.

Как мы видим, задачи полиции являются довольно специфичными. Поэтому на представителей органа распространяются рамки особого юридического статуса. Эффективная реализация функций производится полицейскими благодаря структурированности данного органа.

Специальные полномочия

Тот факт, что полиция – это орган, который непосредственно реализует все аспекты политики борьбы с преступностью, дает его представителям право использования специальных средств и огнестрельного оружия. Подобного рода полномочия являются гарантией личной безопасности.

Что касается нормативного регулирования использования специальных средств и огнестрельного оружия, то подобный юридический механизм существует. Он закреплен в ст. 19, 24 Закона «О полиции». Согласно положениям нормативного акта, полицейские могут в исключительных случаях применять к определенным лицам меры физического воздействия, а также специальные предметы, одним из которых является оружие. При этом очень важно, чтобы реализация полномочий такого рода производилась в строгих нормативных рамках, иначе полицейский будет привлечен к юридической ответственности определенного характера. Чтобы более детально разобраться в особенностях законодательного регулирования использования оружия, специальных средств и физической силы, необходимо проанализировать отдельные статьи ФЗ «О Полиции».

Право на физическую силу

Закон «О Полиции», ст. 18, 24, показывает ключевые нормативные рамки, в которых происходит реализация специальных полномочий служащих органа. Если мы говорим конкретно о физической силе, то данный метод является нормативной реакцией сотрудника МВД на противоправные действия. К тому же применение подобной меры воздействия допускается в тех случаях, когда лицо препятствует выполнению законных требований полицейского. Но само использование физической силы не должно быть чрезмерным. Другими словами, полицейский обязан всячески минимизировать ущерб, который может быть причинен.

Юридические гарантии применения физической силы

Стоит отметить, что факт использования специального полномочия полицейским является изначально юридическим. Поэтому о подобных действиях сотрудник МВД должен незамедлительно извещать своего непосредственного начальника и, конечно же, прокурора. Информация к последнему субъекту должна быть доставлена не позднее 24 часов с момента применения физической силы.

Такой подход обеспечивает законность и открытость деятельности правоохранительного органа, а также оперативное выяснение всех обстоятельств конкретной ситуации. В данном случае ст. 20, 24 Закона «О полиции» имеют схожие положения. В обоих случаях закрепляются ключевые юридические алгоритмы действия после применения указанных специальных мер.

Особенности применения специальных средств

Федеральное законодательство устанавливает рамки использования полицейскими специальных средств. К числу подобных предметов можно отнести специальные палки, газовые баллончики, наручники, светошоковые, акустические устройства, бронемашины, водометы и т. п. Порядок и рамки их использования являются такими же, как и в случае с физической силой. То есть применение специальных средств должно быть обоснованным и законным. Обеспечение последнего фактора производится путем уведомления служащего надзорного органа.

Огнестрельное оружие: понятие и риски

В деятельности полиции нередко используется один очень жесткий метод влияния на преступников. Таковым является огнестрельное оружие. Оно представляет собой предмет, которые приводит в движение пулю, посредством сгорания пороховых газов. В свою очередь, пуля при попадании в человека может вызвать его смерть.

Таким образом, использование огнестрельного оружия хоть и допускается в деятельности полиции России, но на практике допускается лишь в определенных случаях. При этом существуют очень жесткие юридические рамки действий подобного характера, которые закрепляет ст. 23 и ст. 24 Закона «О полиции». Таким образом, огнестрельное оружие, как метод воздействия, является одним из специальных полномочий полиции и характеризуется следующими особенностями, а именно:

  • его использование может вызвать смерть человека;
  • применить огнестрельное оружие можно лишь в определенных случаях, прямо предусмотренных законом;
  • неправомерное использование полицейским огнестрельного оружия является условием привлечения его к ответственности.

Однако законодателем разработаны определенные гарантии безопасности сотрудников полиции, которые вооружены. То есть мы говорим о существовании специальных юридических аспектов, при которых использование наиболее сурового метода воздействия является правомерным. Их детально описывает закон РФ «О полиции», статья 24. При этом институт гарантий имеет свои особенности.

Статья 24 Закона «О Полиции»: комментарии

Если проанализировать ст. 23 ФЗ, регламентирующего деятельность сотрудников МВД, то можно выделить ключевые, модельные ситуации, в рамках которых допускается использование огнестрельного оружия. Но применение этой суровой меры воздействия может быть реализовано при других объективных обстоятельствах, о чем нам говорит Закон «О полиции», глава 5. Статьи 24 и 23 в данном случае схожи, однако закрепляют разные правовые институты. Согласно гарантиям безопасности вооруженного полицейского, последний имеет право приводить свое оружие в боевую готовность, если в определенной обстановке есть предпосылки для его применения. В данном случае сотрудник МВД на основе субъективного восприятия действительности может делать выводы по поводу необходимости использования в будущем наивысшей меры воздействия.

Помимо этого, ст. 24 Закона «О полиции» содержит еще одну гарантию применения оружия. Во второй части нормы говорится о том, что сотрудник МВД имеет право применить оружие, если лицо, которое было задержано в условиях боевой готовности полицейского, начнет необоснованное приближение к последнему. Таким образом, ст. 24 Закона «О полиции» создает комплексный юридический режим защиты служащих правоохранительного органа в определенных ситуациях. Безусловно, данный подход является индикатором развитости полицейской системы и её эффективности.

Ответственность за несанкционированное применение

Стоит отметить тот факт, что неправомерное использование огнестрельного оружия, специальных средств или физической силы влечет применение к полицейскому мер юридической ответственности разного типа. Прежде всего сотрудник полиции будет привлечен к дисциплинарной ответственности. Если в его действиях присутствует состав преступления, то в силу вступят нормы уголовного законодательства. В любом случае использование огнестрельного оружия и других специальных полномочий должно быть законным и обдуманным.

Заключение

Итак, нами была рассмотрена статья 24 Закона «О полиции». Разбор и комментарии к норме показывают, что она является обязательным нормативным элементом в деятельности сотрудников МВД Российской Федерации. Ведь статья дает возможность полицейским реализовать свои задачи и бороться с преступностью максимально эффективно.

Гарантии личной безопасности закон о полиции

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комментарий к статье 24

1. Предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи право у сотрудника полиции имеется вне зависимости от того, есть ли у него свидетели, готовые подтвердить, что имели место обстоятельства, перечисленные в анализируемой норме права.
2. Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно, личной безопасностью (безопасностью граждан) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз.
3. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
4. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 1, 6, 14, 23 настоящего Федерального закона.

Оглавление книги открыть закрыть

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Статья 14. Задержание
Комментарий к статье 14 — часть 1
Комментарий к статье 14 — часть 2
Комментарий к статье 14 — часть 3
Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
Глава 5. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 20. Применение физической силы
Статья 21. Применение специальных средств
Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
Статья 23. Применение огнестрельного оружия
Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

« назад Оглавление Следующая глава »
Статья 23. Применение огнестрельного оружия &#0171 | &#0187

Раздел 2. Теория личной безопасности

Раздел 2. Теория личной безопасности

Похожие главы из других книг

Статья 16. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции

Статья 16. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции Сотрудник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 15 настоящего Закона

Статья 16. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции

Статья 16. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции Сотрудник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 15 настоящего Закона

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции 1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23

Раздел первый. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА КАК НАУКА

Раздел первый. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА КАК

Раздел II ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Раздел II ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Раздел III ТЕОРИЯ ПРАВА

Раздел III ТЕОРИЯ ПРАВА

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная

Раздел третий. Теория государства

Раздел третий. Теория государства

Раздел четвертый. Теория права

Раздел четвертый. Теория права

Раздел 1 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Раздел 1 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1.1. Вводная часть Понятие теории государства и права (ТГП), ее объект и предмет Как известно, в зависимости от объекта выделяют три вида наук: технические, естественные и гуманитарные. Теория государства и права, как и правоведение в

Тема 7. Сущность личной безопасности

Тема 7. Сущность личной безопасности Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня населения, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, – всё это болезненно переживается населением

Тема 8. Стратегии обеспечения личной безопасности

Тема 8. Стратегии обеспечения личной безопасности Задачи обеспечения личной безопасности в экстремальной ситуации могут быть реализованы с использованием ряда стратегий. Стратегии организации обеспечения личной безопасности достаточно хорошо исследованы в

Раздел 3. Организация личной безопасности

Раздел 3. Организация личной безопасности

Раздел I. Теория государства и права как наука

Раздел I. Теория государства и права как наука

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Пмр гражданский кодекс ЗАКОН ПМР «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» Принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 22 февраля 2017 […]
  • Фз 214 ст 21 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные […]
  • Ук рф 1990 года без изменений Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня […]
  • Доказательства при компенсации морального вреда Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер […]
  • Где в костроме встать на учет по беременности Женская консультация №1 мкр. 3 Давыдовский Женская консультация №1 роддома Костромы обслуживает прикрепленное женское население города. К 1-й женской консультации роддома можно проехать […]
  • Судебный пристав нижний новгород вакансии Работа судебного пристава в Нижнем Новгороде По запросу работа судебным приставом в Нижнем Новгороде на сайте HotWork.ru собрано 2 вакансий. За эту неделю добавлено 24 свежих вакансий. […]
  • План гражданский процесс с8 Готовые планы C8 по обществознанию Новый номер - 35. Общество 1) Роль семьи в жизни человека и общества2) Общественные отношения и их виды3) Общество как целостная система4) Формы […]
admin

Обсуждение закрыто.