Мчс россии юрист

Мчс россии юрист

Содержание статьи:

Приказ МЧС России от 19 января 2016 г. N 11 «О юридической службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 207 «Об утверждении типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти», в целях совершенствования правового обеспечения деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказываю:

1. Создать юридическую службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России).

2. Утвердить положение о юридической службе МЧС России согласно приложению.

3. Возложить обеспечение деятельности юридической службы МЧС России на федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий).

4. Возложить организацию деятельности юридической службы МЧС России на Административно-правовое управление МЧС России.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря — заместителя Министра B.C. Артамонова.

Приложение
к приказу МЧС России
от 19 января 2016 г. N 11

Положение
о юридической службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1. Настоящее Положение регламентирует деятельность юридической службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России).

2. Юридическая служба МЧС России (далее — юридическая служба) создана для правового обеспечения деятельности МЧС России во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами — региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее — территориальные органы), федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательными воинскими формированиями МЧС России, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями, образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее — система МЧС России).

3. Юридическая служба подчиняется непосредственно Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Министр).

4. Юридическую службу возглавляет главный юрист МЧС России (внештатный), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом МЧС России (далее — главный юрист).

5. Юридическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами МЧС России, а также настоящим Положением.

6. Юридическая служба организуется в виде подразделения МЧС России путём привлечения специалистов юридической службы подразделений системы МЧС России.

Структура юридической службы, её состав определяются главным юристом и утверждаются приказом МЧС России.

7. Основными задачами юридической службы являются правовое обеспечение деятельности МЧС России, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы, входящие в компетенцию МЧС России, а также улучшение качества разрабатываемых проектов нормативных правовых актов МЧС России.

8. Юридическая служба в соответствии с возложенными на неё основными задачами выполняет следующие функции:

участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) материалов по проектам федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, разрабатываемых МЧС России;

организует в установленном порядке взаимодействие с комитетами, комиссиями и правовыми подразделениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также с полномочными представителями Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации в Государственной Думе и Совете Федерации по вопросам законопроектной деятельности;

осуществляет правовое сопровождение проектов федеральных законов, включенных в план законопроектной работы в МЧС России;

осуществляет разработку и представление в установленном порядке на утверждение Министру проекта плана законопроектной работы в МЧС России;

участвует совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России в сопровождении законопроектов в ходе их согласования, а также при прохождении их в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;

проводит правовую экспертизу проектов приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений и других нормативных и распорядительных правовых актов МЧС России;

осуществляет антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов МЧС России и других органов государственной власти, поступающих на согласование в МЧС России;

подготавливает самостоятельно или совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов МЧС России;

подготавливает самостоятельно или совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России заключения по проектам нормативных правовых актов, поступающим в МЧС России;

принимает участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности МЧС России и по уточнению полномочий МЧС России;

обобщает совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России практику применения МЧС России, его территориальными органами и подведомственными организациями законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Министру;

визирует проекты нормативных правовых актов МЧС России и заключения, представляемые на подпись Министру;

участвует в проводимой структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России работе по отбору и направлению нормативных правовых актов МЧС России на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (далее — государственная регистрация);

представляет в установленном порядке интересы МЧС России в судебных, административных и иных органах, банковских и финансово-кредитных учреждениях, иных организациях;

осуществляет систематизированный учет нормативных правовых актов;

подготавливает самостоятельно или совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) действующих нормативных правовых актов МЧС России;

осуществляет методическое руководство и координацию правовой работы территориальных органов МЧС России и подведомственных МЧС России организаций;

оказывает сотрудникам МЧС России, его территориальных органов и подведомственных организаций правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;

подготавливает для руководства МЧС России справочные материалы по законодательству Российской Федерации;

редактирует проекты нормативных правовых актов МЧС России;

подготавливает для издания сборники и собрания нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;

осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разрабатываемых в системе МЧС России;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

9. Юридической службе предоставляется право:

запрашивать в установленном порядке у структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, а также организаций, подведомственных МЧС России, справки и другие документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;

привлекать с согласия руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России сотрудников этих подразделений для разработки и осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с ее функциями;

осуществлять иные права, отнесенные к компетенции юридической службы и предусмотренные законодательством Российской Федерации.

10. Главный юрист визирует подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты МЧС России и подписывает справку, прилагаемую к направляемому на государственную регистрацию нормативному правовому акту МЧС России.

11. Главный юрист вправе принимать участие в совещаниях, проводимых руководством МЧС России, заседаниях Коллегии МЧС России при обсуждении на них вопросов, касающихся практики применения законодательства Российской Федерации и иных участков правовой работы.

12. Главный юрист и другие сотрудники юридической службы могут входить в состав комиссий, рабочих групп и иных совещательных и экспертных органов, создаваемых МЧС России в соответствии с его компетенцией.

13. Главный юрист осуществляет общее руководство деятельностью юридической службы.

14. Главный юрист и другие сотрудники юридической службы несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации.

15. Главный юрист, обнаруживший нарушения законности в работе МЧС России, обязан доложить об этом Министру и принять меры к их устранению.

16. Главному юристу и сотрудникам юридической службы устанавливаются дополнительные денежные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Возложение на юридическую службу функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.

Обзор документа

Создана юридическая служба МЧС России. Утверждено положение о ней.

Данное подразделение подчиняется непосредственно Министру. Его возглавляет главный юрист МЧС России (внештатный), назначаемый на должность и освобождаемый от нее ведомственным приказом.

Служба, в частности, проводит правовую и антикоррупционную экспертизы проектов актов МЧС России, готовит предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов ведомства, обобщает практику применения законодательства. Она представляет интересы Министерства в судебных, административных и иных органах, банковских и финансово-кредитных учреждениях и др.

Главный юрист, обнаруживший нарушения законности в работе МЧС России, обязан доложить об этом Министру и принять меры к их устранению.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Цели и задачи юридического отдела

Начальник юридического отдела – подполковник внутренней службы Ахметшина Ольга Михайловна

Положение о юридическом отделе Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике.

Глава 1. Общие положения

1.1. Юридический отдел создан для правового обеспечения деятельности Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике (далее – Главное управление).

В своей работе юридический отдел взаимодействует со структурными подразделениями Главного управления, организациями, подчиненными Главному управлению, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями различных организационно-правовых форм, а также с физическими лицами по вопросам деятельности, входящим в его компетенцию.

Юридический отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, указами и распоряжениями Президента Удмуртской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Удмуртской Республики, нормативными правовыми документами МЧС России, нормативными правовыми документами Приволжского регионально центра МЧС России, нормативными правовыми документами Главного управления, Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденным Приказом МЧС России от 06.08.2004г. № 372, а также настоящим Положением.

1.2. Юридический отдел находится в непосредственном подчинении начальника Главного управления.

Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением Главного управления.

1.3. Юридический отдел возглавляет помощник начальника Главного управления (по правовой работе) – начальник юридического отдела, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий опыт работы.

1.4. Юридический отдел осуществляет руководство и контроль за деятельностью юристов учреждений, подведомственных Главному управлению, в том числе государственных учреждений Удмуртской Республики, управление силами и средствами которых передано Главному управлению в соответствии с Соглашением между МЧС России и Правительством Удмуртской Республики о передаче друг другу осуществления части своих полномочий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года № 472-р.

Глава 2. Основные задачи отдела

2.1. Правовое обеспечение деятельности Главного управления.

2.2. Защита правовыми средствами законных прав и интересов Главного управления, а также закрепленных за ним объектов государственной собственности.

2.3. Осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства и нормативной правовой базы Удмуртской Республики по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления.

Глава 3. Основные функции отдела

Юридический отдел в соответствии с возложенными задачами:

3.1. Участвует в разработке и представлении предложений по реализации государственной политики и проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

3.2. Осуществляет проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов.

3.3. Разрабатывает и представляет на утверждение положение об отделе, другие организационно — планирующие документы.

3.4. Осуществляет проверку на соответствие действующему законодательству Российской Федерации проектов приказов и других документов нормативного характера, издаваемых Главным управлением.

3.5. Осуществляет правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой в Главном управлении, а также анализ ее состояния.

3.6. Представляет в установленном порядке интересы Главного управления в судах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях.

3.7. Осуществляет взаимодействие по вопросам, входящим в компетенцию отдела, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями.

3.8. Осуществляет систематический учет и хранение нормативных правовых актов.

3.9. Оказывает сотрудникам Главного управления, его подразделениям и организациям правовое содействие по вопросам, относящимся к его компетенции.

3.10. Готовит для руководства Главного управления справочные материалы по законодательству.

3.11. Готовит самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) документов нормативного характера, приказов по Главному управлению.

3.12. Участвует в организации и изучении личным составом Главного управления действующего законодательства Российской Федерации.

3.13. Принимает участие совместно с другими структурными подразделениями Главного управления или самостоятельно в проведении служебных проверок по письмам, жалобам, рапортам и заявлениям.

3.14. Участвует в оказании в установленном порядке поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Удмуртской Республики.

3.15. Осуществляет в установленном порядке делопроизводство по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

Глава 4. Права сотрудников отдела

Для осуществления функций сотрудники отдела имеют следующие права:

4.1. Получать в первоочередном порядке для ознакомления и применения в практической деятельности поступающие в Главное управление нормативные и нормативные правовые документы.

4.2. Вносить предложения руководству Главного управления об отмене или изменении приказов и иных документов, изданных подчиненными подразделениями, не соответствующих действующему законодательству и ведомственным нормативным актам.

4.3. Возвращать исполнителям на доработку некачественные, противоречащие законодательству, проекты нормативных документов со своими письменными заключениями.

4.4. Проводить по указанию начальника Главного управления служебные проверки, как в составе комиссий, так и самостоятельно.

4.5. Представлять в установленном порядке интересы Главного управления в судах и иных органах.

4.6. Привлекать с согласия руководителей структурных подразделений Главного управления сотрудников для разработки и осуществления мероприятий, проводимых юридическим отделом в соответствии с возложенными на него функциями.

Глава 5. Структура и руководство деятельностью отделом

5.1. Отдел возглавляет помощник начальника Главного управления (по правовой работе) – начальник отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

5.2. Штатная численность отдела составляет 4 единицы. Из них: помощник начальника Главного управления (по правовой работе) – начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист-эксперт и ведущий специалист-эксперт.

Государственные гражданские служащие отдела назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника Главного управления на конкурсной основе, либо из числа кандидатов, состоящих в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе в порядке должностного роста.

5.3. Сотрудники отдела организует свою работу в соответствии с утвержденным планом работы отдела, поручениями и заданиями начальника Главного управления, несут персональную ответственность за некачественное и несвоевременное исполнение возложенных на них должностных обязанностей, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных на отдел функций и задач.

5.4. Начальник отдела:

5.4.1. Организует работу отдела, обеспечивает подбор, расстановку, воспитание и профессиональную подготовку личного состава и государственных гражданских служащих отдела.

5.4.2. Распределяет обязанности между сотрудниками и государственными гражданскими служащими отдела.

5.4.3. Руководит работой отдела, обеспечивая организационно-техническое решение возложенных на него задач.

5.4.4. Несет персональную ответственность за невыполнение возложенных на отдел задач.

5.4.5. Проводит правовую экспертизу правовых актов и проектов правовых актов, готовит и редактирует проекты правовых актов, визирует их, подписывает документы в пределах своих полномочий.

5.4.6. Представляет отдел, в пределах возложенных функций, во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами, другими структурными подразделениями Главного управления.

5.4.7. Представляет в установленном порядке предложения о поощрении, оказании материальной помощи, установлении, изменении и отмене надбавок к должностным окладам, привлечении к дисциплинарной ответственности, предоставлении отпусков личному составу, государственным гражданским служащим отдела.

5.4.8. Анализирует и оценивает морально-психологическое состояние, запросы и настроения личного состава, государственных гражданских служащих отдела.

5.4.9. Запрашивает в установленном порядке у структурных подразделений и организаций Главного управления справки и другие документы, необходимые для выполнения функций юридического отдела.

5.4.10. Исполняет дополнительные обязанности в соответствии с приказами начальника Главного управления.

Аслан Байматов – юрист по образованию и по призванию rss

Аслан Байматов – начальник отдела дознания и административной практики Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РСО-Алания – грамотный специалист, ответственный сотрудник, постоянно работающий над повышением своего профессионального уровня. Он – юрист по образованию и по призванию: окончил Владикавказский институт управления. Есть и опыт работы в юридических структурах. Аслану пришлось поработать и помощником судьи в Конституционном суде республики, и дознавателем в полиции. В пожарном надзоре трудится около 10 лет, и главными качествами, помогающими добивать успеха на данном поприще, считает инициативу и умение думать.

Юридическое образование и приобретенный опыт за годы работы – основа основ профессиональной деятельности. Логический склад ума, правильная речь помогают Байматову качественно работать в сфере профилактики пожаров. Он пишет статьи в районные газеты, выступает с лекциями в различных учреждениях, участвует в сходах с жителями района.

Времени свободного практически нет, но если работа в удовольствие, как в случае с Байматовым, тогда это не в тягость. Он и дома регулярно штудирует юридическую литературу, понимая, что надо быть подкованным во всех областях. Жена и две дочери Диана и Стелла относятся с пониманием и терпеливо ждут, когда папа отложит свою «умную» книгу или журнал и почитает сказки.

Приказ МЧС России от 07.06.2018 № 245

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 7 июня 2018 года № 245

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52 (ч.1), ст.6249; 2016, № 27 (ч.1), ст.4194.

Отменить приказы МЧС России от 12.09.2016 № 492 «О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства» и от 26.04.2018 № 201 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 12.09.2016 № 492».

корпоративный юрист

Читайте в №10, 2018

☆ Полезная подборка для юриста

С 1 июня ГК изменится

Вступят в силу новые положения ГК о расчетах и финансовых сделках – займе, кредите, факторинге. Читайте, как работать по новым правилам.

Реальная стоимость юридических услуг не имеет значения для суда

Обзор судебной практики за прошлую неделю.

Как теперь получить документы об изменениях в ЕГРЮЛ

Поменялись правила, по которым инспекторы регистрируют и ликвидируют компании, а также вносят изменения в ЕГРЮЛ. Листы записи, свидетельства ИНН и уставы теперь будут выдавать только в электронном виде.

Памятка для юриста

Если организация или предприниматель использует в бизнесе социальные сети или мессенджеры, юристу необходимо принять особые меры предосторожности. Три правила работы.

Скачать образцы документов

ВЫБОР ГЛАВРЕДА

Система Юрист

© 2007–2018 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Юрист компании» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015.

«Оперативник, юрист, спасатель», интервью начальника Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу Руслана Назарова rss

Руслан Назаров: «Чукотка для меня уже давно была не просто отвлечённым географическим понятием, а вполне конкретной, знакомой территорией»

Антон ЛОБАНОВ

Прошло два месяца с момента прибытия в регион нового начальника Главного управления МЧС России по Чукотскому АО Руслана НАЗАРОВА. За это время он не только успел познакомиться с коллективом и уровнем его подготовки, но и побывал почти во всех районах, оценив ситуацию на местах. Мы попросили главного спасателя округа поделиться своими впечатлениями от Чукотки и рассказать о задачах, стоящих сейчас перед сотрудниками Управления.

НАВОДНЕНИЕ УКРЕПИЛО В ВЫБОРЕ

— Руслан Владимирович, ваша должность подразумевает под собой огромную ответственность и наличие серьезных знаний. Расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как вы пришли в профессию.

— То, что я буду служить, стало понятно ещё в шестом-седьмом классах, когда отец поставил передо мной задачу определиться с будущим родом деятельности. Сам военный, как, кстати, дед, и прадед, он, тем не менее, не настаивал на том, чтобы я шёл по их стопам, но попросил очень серьёзно отнестись к вопросу. Методом исключения мы очертили наиболее приемлемый круг профессий, включая те, что связаны с правоохранительной деятельностью. И уже в старших классах я целенаправленно пошёл на курсы для последующего поступления в Дальневосточный юридический институт МВД России.

Спасателем тоже стал не случайно, да и не верю я в случайности, считаю, что каждому человеку в жизни дается возможность, чтобы наиболее полно реализовать свои устремления, главное — не упустить её. Для себя такой шанс увидел в работе в МЧС, куда пришёл в 2006 году, уже имея опыт службы в органах внутренних дел и наркоконтроля. Проделал путь от главного специалиста юридического отдела Дальневосточного регионального центра МЧС России до заместителя начальника ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.

Окончательным подтверждением правильности сделанного выбора стало участие в борьбе с беспрецедентным по масштабам наводнением 2013 года, охватившим тогда сразу четыре субъекта Дальнего Востока. Это имело решающее значение для перехода с юридической работы в оперативную составляющую.

— Как вы отнеслись к назначению на Чукотку, и доводилось ли раньше бывать в наших краях?

— Считаю, что если ты встал на путь служения Отечеству, то уже не волен выбирать место службы, тем более, когда на тебя полагается государство, доверив серьёзную должность. Что же касается Чукотки, то для меня эта земля уже достаточно давно была не просто каким-то отвлечённым географическим понятием, а вполне конкретной, знакомой территорией. Дело в том, что именно здесь довелось побывать в первой же командировке сразу по поступлению на службу в МЧС, тогда край очень понравился. Так что ехал сюда подготовленным, особенности работы в регионе в целом были знакомы.

Однако по-настоящему Чукотка стала открываться для меня только сейчас, и она воспринимается уже несколько по-другому, проникая в душу. Особенно хочется отметить неповторимую красоту её природы и, конечно же, людей. Тут живёт добрый, отзывчивый народ, на который можно положиться.

— Семья приехала вместе с вами, какова была реакция домашних на необходимость смены места жительства?

— Отреагировали как и положено семье человека в погонах: «Мы- с тобой». Сечас они ждут не дождутся переезда. Предположительно, это случится летом, с началом навигации. Сразу семью не перевезёшь, надо ведь и квартиру подготовить, решить вопросы с детсадом для младших сыновей (одному два с половиной годика, другому пять лет) и школой для старшей дочери, которой в этом году исполняется 14 лет.

ПРОШЛИСЬ ПО УЯЗВИМЫМ МЕСТАМ

Возвращаясь к основной теме разговора, хотелось бы услышать вашу оценку чукотских спасателей.

— Коллектив здесь сложился сплоченный, добросовестный и работоспособный, оперативно реагирует на меняющуюся обстановку, быстро откликается на новые веяния в работе, диктуемые нашим непростым временем. При этом коллектив у нас немногочисленный, каждый специалист буквально на вес золота, поэтому в своей работе стараюсь делать ставку на каждого человека в отдельности, с учётом тех хороших традиций, которые были заложены здесь ранее. Рассчитываю, что взаимопонимание, которое уже установилось с сотрудниками Управления и местными властями, будет способствовать эффективному решению поставленных перед нами задач.

— А на какие проблемные места в работе в первую очередь обратили внимание?

— Если брать оперативную составляющую, то проблемы имеются во взаимодействии сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, в сроках прохождения информации и оперативного реагирования, что негативно сказывается на конечном результате. В настоящее время проведено несколько заседаний КЧС, разрабатывается новое соглашение о порядке взаимодействия с органами государственной власти, органами повседневного управления и диспетчерскими службами организаций, муниципалитетами и другими силами и средствами, которые могут привлекаться для реагирования при ЧС.

Второе — необходимо усилить работу в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. Причины многих происшествий лежат на поверхности, и этим вопросам необходимо уделить дополнительное внимание.

— Можно ли говорить о том, что озвученные вами проблемы повлияли на складывающуюся в округе ситуацию с пожарами и увеличением количества погибших и пострадавших в огне людей?

— Отчасти да. Именно поэтому после трагедии в Нешкане, в результате которой погибли четыре человека, совместно с правительством были изучены уязвимые места, выявленные в ходе реагирования на эту ситуацию. В соответствии с проведённым анализом сейчас осуществляется целый комплекс мер, в том числе с главами муниципальных образований. Они включают не только рейды и профилактические мероприятия, но и касаются проведения дополнительных тренировок по обеспечению взаимодействия разных структур в тех населённых пунктах, где имеются добровольные пожарные формирования.

Кроме того, совместно с органами местного самоуправления прорабатываются вопросы дооснащения добровольцев, в том числе средствами индивидуальной защиты органов дыхания, отсутствие которых, на наш взгляд, во многом предопределило последствия пожара при реагировании на ситуацию в Нешкане. У добровольных пожарных просто не было тактической возможности зайти в помещение, оценить обстановку, спасти максимальное количество людей и не допустить полного выгорания дома. В итоге работы по тушению велись дистанционно с улицы.

БЕСПИЛОТНИКИ ПОМОГУТ СПАСАТЕЛЯМ

— Планируется ли вместе с этим решать вопрос оснащения новой техникой штатные подразделения чукотских спасателей?

— В настоящее время количество техники в целом позволяет выполнять стоящие задачи, однако в рамках реализации мероприятий по Арктике, включая запланированную организацию на Чукотке трёх поисково-спасательных центров, переоснащение предполагается. Это отдельная тема, к которой, думаю, мы ещё не раз вернёмся.

Если же говорить о ближайших планах, то в конце февраля в наше распоряжение должны поступить два беспилотника, которые станут технической основой для создающейся нештатной группы по беспилотным летательным аппаратам, в состав которой войдут четыре специалиста. Они пройдут специальную подготовку в специализированных центрах, и, думаю, со второй половины марта мы уже сможем начать опытную эксплуатацию беспилотников на территории Анадыря.

Использование этой техники будет весьма полезным для рекогносцировки местности, например, при организации противопаводковых мероприятий, поисково-спасательных операций, оценке ледовой обстановки, мониторинге ситуации в пожароопасный сезон. Причём аппараты абсолютно мобильны, в случае необходимости их можно будет транспортировать в любую точку Чукотки.

— Руслан Владимирович, не так много времени осталось до начала половодья на Чукотке, вслед за которым наступит сезон природных пожаров. Готовы ли мы к ним?

— По предварительным оценкам, снегозапасы у нас пока минимальны, хотя еще не настал март и апрель, когда идет основное накопление снега. В настоящее время ситуация серьёзных опасений не вызывает, предполагаемый паводок ожидается в рамках прогнозируемых параметров, подготовительные работы ведутся в плановом порядке.

В штатном режиме готовимся и к природным пожарам. Однако прогнозы здесь также делать преждевременно. Однозначно могу утверждать только одно: как показывает опыт, предотвратить ущерб и человеческие жертвы от природных пожаров можно, лишь соблюдая правила пожарной безопасности. Уверен, что северяне это хорошо понимают и будут осторожны при обращении с огнем, выезжая в тундру.

Управление качеством профессиональной подготовки юристов в высшем учебном заведении ГПС МЧС России Подружкина Татьяна Александровна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Подружкина Татьяна Александровна. Управление качеством профессиональной подготовки юристов в высшем учебном заведении ГПС МЧС России : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Подружкина Татьяна Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т ГПС МЧС России]. — Санкт-Петербург, 2008. — 186 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/643

Содержание к диссертации

Теоретический анализ процесса управления подготовкой юристов в системе высшего профессионального образования ГПС МЧС России

1.1. Теоретический анализ проблемы управления профессиональной подготовкой юристов в вузе ГПС МЧС России 15

1.2. Теоретические основы управления качеством 35 профессиональной подготовки юристов в вузе ГПС МЧС ? России

1.3. Определение требований к системе управления 49 профессиональной подготовкой юристов в вузе ГПС МЧС

Выводы по главе 1 59

Принципы построения системы управления качеством подготовки юристов в высшем учебном заведении ГПС МЧС России

2.1. Структура системы управления качеством подготовки юристов в высшем учебном заведении ГПС МЧС России 60

2.2. Моделирование социальных и профессиональных качеств выпускника юриста вуза ГПС МЧС России 73

2.3. Информационная модель матрицы представления учебного материала 88

Выводы по главе 2 94

Технология управления качеством профессиональной подготовки юристов

3.1. Управление образовательным процессом подготовки юристов в вузе ГПС МЧС России 96

3.2. Модели оценки качества знаний курсантов, обучающихся ПО по специальности «Юриспруденция»

3.3. Модель многоступенчатой процедуры контроля качества знаний 114

3.4. Информационная модель матрицы контроля над качеством обучения юристов вуза ГПС МЧС 126

3.5. Методика сравнительной оценки образовательной деятельности учебных групп, проводимая на основе SWOT анализа 131

Выводы по главе 3 141

3.6. Направления дальнейших исследований 144

Выводы по диссертационной работе 145

Обозначения и сокращения, используемые в работе 152

Список используемой литературы 156

Приложение 1 171

Приложение 2 176

Приложение 3 178

Введение к работе

Одной из проблем, стоящих перед Российской Федерацией на сегодняшний день, является необходимость внедрения системы высшего образования в международное образовательное пространство без потери собственных достижений. Этот процесс связан с решением большого спектра вопросов, центральным из которых является проектирование и использование на практике систем управления качеством профессионального образования. В этом процессе необходимы методики оценки качества образования, базирующиеся на требованиях, предъявляемых обществом, работодателем, рынком труда. В высших учебных заведениях должны реализовываться новые управленческие и финансовые технологии, ориентированные на конечный результат, т.е. выпуск высокопрофессиональных специалистов.

В приказах и распоряжениях министра МЧС России сотрудники Государственной противопожарной службы отмечаются как профессионалы в решении сложных задач по борьбе и профилактике пожаров, ликвидацией последствий стихийных бедствий, приводятся квалификационные требования к специалистам. Однако, кроме положительной оценки дается критический анализ проблем, существующих в системе подготовки профессиональных кадров.

Одним из недостатков в деятельности вузов МЧС России является качество специальной подготовки, отсутствие эффективной системы привития курсантам командных навыков и навыков воспитательной работы, снижение качества профессиональной подготовки выпускников; снижение уровня подготовленности к управлению подчиненными подразделениями и организации технического обслуживания специальной техники.

В настоящее время в МЧС России организована подготовка специалистов-юристов для удовлетворения потребностей министерства.

Подготовка в высших учебных заведениях МЧС России юристов является объективной необходимостью, т.к. потребность в таких специалистах в министерстве достаточно велика. Это связано с необходимостью юридической поддержки служебной деятельности сотрудников министерства, вопросами расследования причин пожара и оценкой последствий пожаров и стихийных бедствий.

Сложность, многогранность и экстремальность задач, выполняемых
в МЧС ‘ России, обязывают обеспечивать подготовку

высококвалифицированных специалистов по всем направлениям служебной деятельности, особая роль здесь отводится качеству подготовки специалистов в области юриспруденции.

В науке о качестве продукции понятие качества определяют, как множество потребительских свойств продукта [30], т.е. качество определяется с позиций требований потребителя к свойствам продукции. Базируясь на этом определении, под качеством подготовки специалистов юристов для системы МЧС России можно понимать множество свойств выпускника вуза МЧС России, отвечающих требованиям руководства МЧС к сотруднику по должностному предназначению.

Выделение качества подготовки специалистов в самостоятельную научную проблему, как предмет исследования в системе МЧС, требует решения ряда методологических вопросов:

а) теоретического определения и практического описания понятия
«качество подготовки» применительно к юристам системы МЧС России
(при этом качество подготовки следует рассматривать, как интегральный
показатель деятельности соответствующих образовательных учреждений
Министерства);

б) разработки социально необходимых и обоснованных критериев
качества;

в) выявления объективных показателей, свидетельствующих об отклонении качества подготовки специалистов юристов от заданных требований.

На сегодняшний день в мире проблема качества интеллектуальных ресурсов выдвинулась в число приоритетных национальных проблем. Роль высшего профессионального образования в современном обществе стимулировала системные исследования по проблемам высшей школы и становление целого ряда научных направлений, таких как философия образования, управление качеством образования, квалиметрия высшей школы [25].

Вопросы управления системой образования исследовались Б.Ц. Бадмаевым, А.В. Барабанщиковым, В.Д. Давыдовым, Л.Ф. Железняком, В.С.Ивановым, Э.Н Коротковым, М.А. Лямзйным, В.В. Мачулиным, В.Г. Михайловским, В.Н. Нуждиным, В.А. Пестовым и др.

Наиболее значительный вклад в разработку проблемы повышения качества высшего профессионального образования внесли работы B.C. Аванесова, B.C. Артамонова, Ю.Г. Баскина, З.Д. Жуковской, О.Ю. Ефремова, А.А. Кочина, А.И. Субетто, Л.С. Узуна, В.П. Чернолеса, В.А. Щеголева и д.р.

Современные условия определяют проблему педагогического управления образовательным процессом в вузе ГПС МЧС России в аспекте его направленности на достижение требуемого результата и направленности на достижение высокого качества образования.

В процессе работы над диссертационным исследованием выявлен ряд противоречий, существующих в образовательном процессе вуза ГПС МЧС России, основные из которых приведены ниже:

— требования к уровню подготовки выпускников и возможности вуза ГПС МЧС России по их реализации;

функциональная деятельность административно-хозяйственных подразделений и деятельность структур, отвечающих за профессиональную подготовку специалистов;

необходимость в организации личностно ориентированной образовательной системы и административной системы управления образовательным процессом;

потребность в организации комплексной системы управления качеством профессиональной подготовки и системой измерения результатов педагогического процесса;

необходимость усиления практической направленности образования и возможностями вуза ГПС МЧС России как закрытой системы по реализации этой потребности;

несоответствие между бюджетом выделяемого учебного времени и объемом времени необходимого на усвоения знаний, получение умений и навыков.

В связи с этим возникает проблема совершенствования системы
управления профессиональной подготовкой в вузе ГПС МЧС России с
целью повышения качества подготовки выпускников (на примере
подготовки юристов). Необходимость решения данной проблемы >

обусловила выбор темы исследования: «Управление качеством профессиональной подготовки юристов в высших учебных заведениях МЧС России».

Цель исследования: Теоретическое обоснование технологии управления качеством профессиональной подготовки юристов в высшем учебном заведении ГПС МЧС России.

Объект исследования: система профессиональной подготовки юристов в высшем учебном заведении ГПС МЧС России.

Предмет исследования: управление качеством профессиональной подготовки юристов в высшем учебном заведении ГПС МЧС России.

Гипотеза исследования — управление качеством профессиональной подготовки юристов в вузе ГПС МЧС России будет эффективным, если:

— применяется система управления качеством профессиональной
подготовки курсантов, слушателей и студентов, обучающихся по
специальности «Юриспруденция»;

применяется функциональная модель управления качеством профессиональной подготовки юристов, основанная на принципах адаптивности, мобильности и ориентированная на конечный результат;

используется система аддитивных, мультипликативных и комплексных критериев оценки качества знаний;

— процесс управления ориентирован на формирование необходимого
социального и профессионального облика выпускника юриста в системе
ГПС МЧС.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

определить теоретические основы функциональной модели управления профессиональной подготовкой юристов в высшем учебном заведении ГПС МЧС России;

подготовить и апробировать на основе эксперимента технологию управления качеством образовательного процесса в ходе подготовки юристов МЧС России к профессиональной деятельности, базирующуюся на применении многоступенчатой процедуры оценки качества знаний и модульной технологии обучения;

обосновать систему критериев оценки качества образовательного процесса, базирующуюся на использовании аддитивных, мультипликативных и комплексных показателях, в соответствии с эталонной моделью социального и профессионального облика выпускника юриста системы ГПС МЧС России;

исследовать и апробировать комплекс организационных и методических средств, условий, факторов, обеспечивающих успешность в совершенствовании системы управления качеством профессиональной подготовки.

Методологические основы исследования составил ряд научных подходов: системный, аксиологический, мотивационный, рефлексивный, системно-деятельностный.

Теоретические источники:’фундаментальные теории педагогики и концепции управления образовательными системами и процессами, в том числе теория педагогической интеграции (Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, А.Я. Данилюк, Ю.С. Тюнников); концепции управления социальными и педагогическими системами (И.В. Блауберг, Д.М. Гвишиани, Ю.А. Конаржевский, А. Файоль, Ф. Тейлор); концепции управления педагогическими системами (К.К. Платонов, В.Я. Слепова, Н.Ф. Феденко); концепции управления качеством образования (B.C. Аванесов, В.П. Беспалько, В.Г. Михайловский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.Г. Лаптев, B.C. Иванов, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Н.Ф. Талызина).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-
педагогической и специальной литературы по теме исследования;
системный анализ образовательного процесса в вузе ГПС МЧС, изучение
документальных источников, нормативного и правового обеспечения
высшего профессионального образования в системе ГПС МЧС России;
систематизация и обобщение опыта; анкетирование, беседа, наблюдение;
анализ результатов деятельности; моделирование и проектирование;
компьютерное моделирование; педагогический эксперимент;

статистическая обработка результатов.

Экспериментальной базой исследования явился: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. В исследовании приняли

участие 20 преподавателей; 62 курсанта, слушателя и студента; 14 работников инженерно-технического персонала.

Исследование проводилось с 2004 по 2008 гг. и включало несколько этапов:

Первый этап (2004-2005 гг.) — изучение литературы и разработка теоретической модели технологии управления образовательным процессом в вузах силовых ведомств.

Второй этап (2005-2006 гг.) — подготовка опытно-экспериментальной базы; разработка методики проведения опытно-экспериментальных работ; разработка программных средств тестирования; апробация; опытно-экспериментальная проверка эффективности технологии управления образовательным процессом; предварительный анализ результатов экспериментов.

Третий этап (2006-2008 гг.) — обобщение и анализ полученных результатов, внедрение практических рекомендаций, подготовка и оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит:

— в разработке основ управления качеством профессиональной
подготовки юристов в вузе ГПС МЧС России;

в определении путей и средств совершенствования профессиональной подготовки юристов в системе ГПС МЧС России на основе применения модульных технологий обучения и многоступенчатой процедуры оценивания качества знаний;

— в совершенствовании научно-методических основ проектирования
системы управления профессиональной подготовкой юристов в вузе ГПС
МЧС России, построенной на принципах адаптивности, гибкости,
оперативности, модульности, ориентированности на конечный результат.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в разработке технологии управления качеством профессиональной подготовкой, усилении ее практической направленности;

в проектировании модели социального и профессионального облика выпускника юриста вуза ГПС МЧС России;

в обосновании системы критериев и показателей качества педагогического процесса в достижении конечного результата, в применении нового метода формировании этой системы, основанной на системе комплексных показателей.

Практическая значимость исследования заключается в определении содержания и структуры профессиональной подготовки юристов в вузе ГПС МЧС России; в разработке паспорта специальности; системы показателей оценки качества знаний и подготовки обучающихся; в разработке методик и на их основе программных средств оценивания знаний курсантов, слушателей и студентов; предложений по использованию модульных технологий контроля за качеством знаний, многоступенчатой методики оценки качества подготовки, уровня сформированности социально значимых и профессионально важных качеств выпускника вуза.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов, представленных в диссертации, обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследования, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, достаточностью базы опытно-экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений в ходе апробации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Практическое внедрение и проверка осуществлялись в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.

Результаты докладывались на межвузовских научно-методических конференциях в 2006-2007годах:

«О роли оценки качества знаний, умений и навыков в образовательном процессе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России» / Баскин Ю.Г., Подружкина Т.А.// Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. VI международная научно-практическая конференция. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007. 5с. (0.4 п.л.);

« Моделирование и развитие профессиональных качеств выпускника вуза ГПС МЧС России.»/Подружкина Т.А.// Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. VI международная научно-практическая конференция. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007. 6 с. (0.4 п.л.);

«Рейтинговая система тестирования в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.»/ Баскин Ю.Г., Подружкина Т.А.// Проблемы и перспективы совершенствования воспитательной работы в высших военных образовательных учреждениях. VII межвузовская научно- теоретическая конференция. — СПб.: Санкт-Петербургский военно-морской институт, 2007. 4с. (0.4 п.л.)

«Многоступенчатая процедура контроля качества знаний с использованием математической модели» / Подружкина Т.А., Антошина Т.Н. Современное образование: содержание, технологии, качество. XIV международная конференция. — СПб.: Санкт- Петербургский государственный электротехнический университет им. В.И. Ульянова 2008. 4с. (0.3 п.л.)

Результаты и выводы исследования могут быть использованы не только в вузах ГПС МЧС России, но и в системе высшего профессионального образования.

На защиту выносятся:

1. Комплекс средств и методов, направленных на построение системы управления профессиональной подготовкой юристов в вузе ГПС

МЧС России в основе, которой лежит сочетание принципов системного подхода: наличие единой цели функционирования, целостность, наличие устойчивых связей между элементами системы, плановость, сочетание интересов личности и коллектива, конкретность и объективность, оптимальность в построении, эффективность в функционировании, иерархия в построении уровней управления.

2. Модель социального и профессионального облика выпускника
юриста, соответствующая требованиям руководства МЧС России.
Формирование такой модели обеспечивается реализацией в
образовательном процессе рабочих и типовых учебных планов,
включающих в себя такие направления, как общественно-государственная,
гуманитарная, общепрофессиональная и специальная подготовка.
Воспитательная составляющая такой модели обеспечивается
соответствующим моральным, психологическим, правовым, материально-
техническим и кадровым обеспечением.

3. Технология управления качеством профессиональной подготовки
курсантов, студентов и слушателей, обучающихся по специальности
«Юриспруденция» в вузе ГПС МЧС России. Данная технология включает
в себя:

систему критериев и показателей оценки качества знаний. Приведенная система критериев позволяет оценить степень соответствия качества подготовки требованиям Государственной противопожарной службы МЧС России, определить значимость учебных дисциплин и видов занятий. *

информационную модель матрицы контроля над качеством обучения юристов вуза ГПС МЧС;

систему многоступенчатой оценки качества профессиональной подготовки юристов;

— методику SWOT анализа, применяемую для рейтинговой

сравнительной оценки учебных групп и отдельных курсантов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Теоретический анализ проблемы управления профессиональной подготовкой юристов в вузе ГПС МЧС России

Под системой управления профессиональной подготовкой юристов в вузе ГПС МЧС России, будем понимать организационную структуру, направленную на выполнение ряда функций: в области обучения и воспитания курсантов, студентов и слушателей определяемыми Государственным стандартом высшего профессионального образования и требованиями МЧС России.

Система управления качеством профессиональной подготовки юристов и объект управления, т.е. курсанты, слушатели и студенты, образуют систему с управлением — систему профессиональной подготовки. Основные функции системы управления качеством профессиональной подготовки юристов представлены на рис. 1.1.

Система управления качеством профессиональной подготовки, предназначена для решения следующих задач:

а) создание условий обучения и воспитания, обеспечивающих непрерывное выполнение требований по качеству;

б) принятие оперативных и долгосрочных мер для обеспечения требований по качеству в текущем периоде жизнедеятельности.

Под управлением в исследуемой системе будем понимать целенаправленное воздействие на объект управления (курсанты, студенты и слушатели учебных групп) с целью придания ему качественной определенности [58]. Цели управления, объект управления, методы, и средства управления находятся в непрерывной системной связи. Средства и методы управления — это информационный обмен, через формализованную и неформализованную информацию; человеческие качества, позволяющие усилить управляющие воздействия.

Система управления качеством профессиональной подготовки юристов является иерархической системой. Она включает в себя два уровня управления: стратегический — руководство высшего учебного заведения ГПС МЧС России, учебно-методический центр, учебный отдел; оперативный — профессорско-преподавательский состав кафедр, обеспечивающий процессы получения и усвоения знаний, контроль качества знаний, отвечающих требованиям по качеству. Информационная поддержка по вопросам обучения контроля, учета обеспечивается центром информационных технологий и систем (на примере Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России).

Управление качеством профессиональной подготовки в вузе ГПС МЧС России имеет следующие особенности [54]:

1. Уровни обработки информации (стратегический, оперативный) в конечном счете, ориентированы на руководство университета, принимающих окончательные решения. Информация, задействованная в

контуре управления, формализована лишь на 60% вследствие большого количества разнообразных социально-экономических и политических факторов.

2. Система управления качеством профессиональной подготовки юристов замкнута на руководящий состав и подлежит автоматизации в той мере, в которой возможна подготовка управляющих решений.

3. Эффективность управления в вузе ГПС МЧС повышается при правильном использовании средств автоматизации и телекоммуникационных средств. При передаче информации от звеньев управления низшего уровня к звеньям управления высшего уровня происходит интеграция информации. Абсолютное количество информации, уменьшается по сравнению с суммарным количеством информации, входящей в рассматриваемое звено низшего уровня, вследствие выделения главного и правильной расстановки приоритетов.

Приоритетные направления в управлении целостными системами образования определены в работах Е.С. Березняка, Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, И.В. Худоминского и др. Эти авторы определили корреляцию между эффективностью педагогического труда и качеством управления системой образования.

Вопросы управления образовательными учреждениями отражены в работах СИ. Архангельского, В.П. Беспалько, П.Я Гальперина, А.Н. Орлова, Ю.А. Конаржевского, B.C. Лазарева, А.Я. Наина, М.М. Поташника, Г.Н.Серикова, П.И. Третьякова, В.А. Черкасова, Т.И. Шамовой и др.

Методы совершенствования образовательного процесса показаны в работах А.А. Орлова, А.В. Усовой, П.И. Чернецова, Р.Х. Шакурова, Г.И. Щукиной, Н.М. Яковлевой и др.

Структура системы управления качеством подготовки юристов в высшем учебном заведении ГПС МЧС России

Основной задачей совершенствования работы высших учебных заведений в МЧС России является формирование системы подготовки офицерских кадров, обеспечивающей усиление профессиональной подготовки и воспитания кадров [72, 74].

Образованием и воспитанием в системе ГПС МЧС России является многоэтапный процесс получения знаний, навыков и умений, необходимых сотрудникам в их профессиональной и повседневной служебной деятельности и отвечающих требованиям государственных стандартов высшего профессионального образования. [96].

В свою очередь система образования в ГПС МЧС России представляет собой комплекс: государственных стандартов высшего профессионального образования; квалификационных требований; образовательных программ соответствующих направлениям подготовки специалистов для министерства, высших учебных заведений, общественных организаций и учебно-методических объединений.

Управление в системе образования отражено в трудах А.В. Барабанщикова, И.В. Биочинского, В.П. Давыдова, B.C. Иванова, Э.Н. Короткова, Л.Г. Лаптева, В.В. Мачулина, В.Г. Михайловского, В.А. Пестова, [1, 13, 54, 78, 84, 90, 98, 114] и других.

Основные задачи, решаемые системой образования в Государственной противопожарной службе — это: обучение, воспитание, развитие, управление, мотивация, самосовершенствование, оптимизация морально-психологическое обеспечение функционирования системы образования в системе ГПС МЧС России [74].

Вышеуказанным задачам управления соответствует ряд функций: воспитательная, развивающая, создание условий для эффективного развития офицерских кадров в системе образования ГПС МЧС России.

В результате решения основных задач необходимо обеспечить:

— управляемость образовательной системы в вузах МЧС России;

— выделение тренда, определяющего направленность в подготовке специалистов для Государственной противопожарной службы МЧС России;

— подготовку специалистов с высоким уровнем общей культуры;

— подготовку специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки;

— постоянный и непрерывный профессиональный рост сотрудников министерства;

— соответствие системы высшего профессионального образования в учебных заведениях ГПС МЧС России современным требованиям.

Многоуровневая система подготовки кадров различного профиля, в том числе юристов для Государственной противопожарной службы МЧС России, широко применяется на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Такая подготовка подразумевает реализацию образовательной программы, направленной на подготовку юристов с учетом специфики ГПС МЧС России, в дальнейшем повышение их квалификации, профессиональную переподготовку, дистанционное обучение.

Управление образовательным процессом подготовки юристов в вузе ГПС МЧС России

Совершенствование качества подготовки специалистов в вузах МЧС на современном этапе необходимо по следующими причинами:

— требования к содержанию и уровню подготовки офицеров в с изменениями структуры, численности ГПС МЧС России, решаемых ими задач, порядка и сроков прохождения службы динамично обновляются;

— новые требования к номенклатуре специальностей, уровням образования и содержания обучения;

— низкий уровень психологической готовности выпускников вузов, к выполнению своих профессиональных обязанностей в частях ГПС МЧС России;

— разделение организационной структуры вуза на административно-хозяйственную и учебную. Разобщенность этих структур препятствует выполнению основной задачи учебного заведения — подготовке высококвалифицированных специалистов;

Обеспечение выполнения государственных требований к профессиональному образованию в основном реализовано на этапе разработки новых учебных планов и программ, которые руководствуются положениями Государственных образовательных стандартов по соответствующим специальностям.

Основой для разработки комплекса мер приводящих к повышению качества обучения является модель деятельности выпускника в частях и подразделениях ГПС МЧС России.

Качество подготовки специалистов с высшим образованием зависит от наличия научно-педагогических кадров с учеными степенями и званиями, которые, применяя свой педагогический и профессиональный опыт, способствуют вовлечению курсантов в научную работу и развитию их профессиональных квалификаций. Существенная роль в подготовке качественных специалистов, отвечающих современным требованиям, принадлежит начальникам кафедр, их компетентности, работоспособности и авторитету среди свои коллег. Наличие в вузе преподавателей с учеными степенями и званиями на условиях штатного совместительства, хотя и позволяет обеспечить требуемый качественный уровень профессорско-преподавательского состава,- но не всегда решает проблему повышения качества подготовки специалистов.

В соответствии с идеологией управления качеством подготовка специалистов это коллективная творческая деятельность учебного заведения в целом. Эта деятельность носит системный характер, в которой задействованы все структуры вуза: руководство университета, ученый совет, кафедры, подразделения — обеспечивающие учебный процесс и деятельность университета в целом.

Важными критериями деятельности этой системы являются:

1. Компетентность руководящих структур вуза. Нельзя прятать проблемы, которые возникают вследствие ошибок руководителей всех уровней.

2. Контроль учебного процесса вуза должен выполняться с целью формирования планов и принятия мер по улучшению качества учебно воспитательного процесса, не являться просто сбором информации об успеваемости обучающихся.

3. Своевременное диагностирование дефектов системы позволит избежать возникновения острых проблем в вузе. К примеру, курсанты не справляются с учебной программой, т.к. они интеллектуально не развиты, базовый уровень подготовки достаточно низкий, не имеют времени для подготовки или не применяют свои знания. Конечно, эти причины могут быть правильными, но также вероятно, что курсанты не справляются с учебной программой потому, что обучающая среда не в полной мере удовлетворяет их требованиям.

При рассмотрении модели выпускника гл.2.2. и учетом некоторых особенностей обучения в вузе МЧС нами было определено что возможность повышения качества образования за счет различных управляющих воздействий на локальном уровне невозможна и следовательно, необходимо переходить к системе тотального управления качеством, которая предполагает переход на системный уровень управления.

В настоящее время при оценке качества образования важное значение приобретает стандарт ISO 9001 : 2000, который основывается на определении требований к системе менеджмента качества (TQM) организации, в том числе высшего учебного заведения, таких , как гарантия того, что потребитель будет уверен в следующем:

— вуз способен выпускать специалистов отвечающих не только требованиям ГОС, но требованиям современного рынка труда;

— вуз стремится удовлетворить не только предъявленные но и предполагаемые требования потребителя.

Система всеобщего управления качеством (TQM) применяется в производстве достаточно давно, и зарекомендовала себя исключительно положительно.

Смотрите еще:

  • Статья 217 п 171 нк рф Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Не подлежат […]
  • Алена кучер юрист Алена кучер юрист Введите ваш e-mail: Назначен новый партнер фирмы «Дебевойз энд Плимптон ЛЛП» Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое […]
  • Ооо веда ульяновск информация актуальна на 24.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Госзакупки Арбитраж […]
  • Адвокат еремина галина михайловна Еремина Галина Михайловна Реестровый номер: 24/235 Адвокат, Красноярский край Подразделение(адрес): не указан Телефон: не указан Страница на портале об Адвокате сделана в соответствии с […]
  • Закон о гражданстве ст 14 Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке Информация об изменениях: Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ статья 14 настоящего Федерального […]
  • Адвокат бурнаев АДВОКАТ БУРНАЕВ И ПАРТНЕРЫ "НАЙДЁМ ВЫХОД ИЗ ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ!" ГЛАВНАЯ ОБ АДВОКАТЕ ПАРТНЕРЫ МЕДИА ​ПООЩРЕНИЯ НАШИ УСПЕХИ НОВОСТИ УСЛУГИ КОНТАКТЫ ОБ АДВОКАТЕ АДВОКАТ […]
  • 12311 ч 2 коап рф ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Петропавловск-Камчатский 11 ноября 2011 года Мировой судья судебного участка № 5 Камчатского края Бобкова Светлана Сергеевна, […]
  • Приговор по ст 156 ук рф Приговор по ст 156 ук рф ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Здвинск 6 мая 2016 год. Мировой судья 2-го судебного участка Доволенского судебного района Новосибирской области Распутько В.С. с […]
admin

Обсуждение закрыто.