Как перейти с единого налога на ндс

Как перейти с единого налога на ндс

Как перейти с единого налога на общую систему налогообложения

Сегодня, многие предприниматели стремятся «втиснуться» в одну из групп единого налога, но бывают ситуации, когда возникает необходимость возврата, перехода на общую систему налогообложения предприятий. В соответствии с действующим законодательством отказ от упрощенного налогового режима может быть: добровольным или принудительным. В любом случае, хозяйствующий субъект должен проанализировать возможные налоговые последствия и при принятии окончательного решения выполнить определенные шаги для перехода на общую систему.

Если такое решение является добровольным, вы можете запланировать свои действия заранее, выбрав наиболее благоприятный момент для того, чтобы избежать ненужных проблем. Если переход вынужденный, он не может быть отложен, в таком случае необходимо максимально подготовиться, чтобы защитить себя от налогового риска.

Используя наше бухгалтерское обслуживание вы будете всегда в курсе актуальных налоговых новостей.

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Подача «отказного» заявления

Первый этап перехода на общую систему — отказ от упрощенки, притом в независимости от того, добровольный он или принудительный. Для этого стоит не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового квартала, с которого необходимо перейти на общую систему, написать заявление об отказе. Таким образом, если вы планируете пополнить ряды общесистемщиков с четвертого квартала текущего года, то документ нужно подать до 20.09.17г. включительно.

Однако, если вы превысили придельный доход находясь при этом на 3-ей группе ЕН, вам придется покинуть ее не совсем по своей воле, а так сказать «добровольно-принудительно» и сделать это не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода. К примеру, если предприниматель превысил доход своей группы в третьем квартале 2017 года, заявление подается до 20 октября 2017г.

Согласно п. 298.2.3 Налогового кодекса в случае нарушения пребывания в группе ЕН плательщика оттуда «выселят» в принудительном порядке. При данном варианте развития событий, подавать заявление об отказе от единого налога не нужно, поскольку единоналожная регистрация будет аннулирована органами ГФСУ с даты, с которой плательщик обязан перейти на общую систему.

Среди основных причин нарушения можно выделить:

  • превышение лимита дохода в 5 млн. грн.;
  • применение не денежных вариантов расчетов;
  • осуществление запрещённых для ЕН видов деятельности;
  • не соответствие организационным и правовым формам хозяйствования;
  • наличие налогового долга (два квартала подряд).

Форма заявления которую необходимо подать утверждена Приказом № 1675 от 20.12.2011г., в ней заполняются поля с 1 по 4, 5.4, 6 и 7. При этом стоит обратить особое внимание на строку 5.4, здесь указывается дата в которой плательщик желает перейти на общую систему и причина ухода, к примеру: «Самостоятельный отказ в связи с переходом на уплату других налогов и сборов».

Согласно п.п 1 п. 299.10 Налогового кодекса регистрацию обязаны аннулировать в последний день квартала, в котором подан документ об отказе, а уже с первого числа следующего месяца плательщика переводят в ряды общесистемщиков.

НДС-ные нюансы

Второй этап — касается НДС-ных нюансов, так если хозяйствующий субъект который переходит на общую систему ранее был плательщиком НДС, он может оставаться им и дальше, в таком случае не о каких особых требованиях Налоговый кодекс не упоминает.

А вот единоналожники – неплательщики НДС, обязаны зарегистрироваться плательщиками налога на добавленную стоимость, в том случае если сумма их облагаемых НДС операций за последние 12 месяцев превысила 1 млн. грн. Для этого нужно подать заявление на регистрацию НДС, причем сделать это не позднее 10-го числа месяца перехода на общую систему.

Если при переходе, предприниматель желает добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС у него есть такая возможность, но стоит помнить, что заявление на регистрацию подают не позднее чем за 20 календарных дней до наступления нового налогового периода.

В том случае, если единщик работающий по ставке 3% и применяющий квартальный период по НДС переходит на уплату других налогов и сборов, такой плательщик налога обязан самостоятельно перейти на месячный налоговый период начиная с первого месяца такого перехода. Для этого не нужно подавать никаких заявлений, достаточно лишь в первой месячной налоговой декларации по НДС поставить соответствующую отметку.

Прекращение предпринимательской деятельности – ФЛП и юрлицо

Особое внимание стоит уделить — прекращению предпринимательской деятельности, поскольку заявление об отказе от единого налога, больше подавать не нужно, налоговики сами аннулируют статус единоналожника на основании данных госрегистратора. При таком варианте развития событий нужно только заявление на аннулирование НДС регистрации, если единщик был плательщиком НДС.

Декларация и прочая отчетность

Тот, кто переходит с единого налога на общую систему налогов в Украине обязан предоставить декларацию за отчетный квартал, то есть декларацию за период перехода.

Касательно авансовых взносов по НДФЛ, то единоналожникам перешедшим в средине года их необходимо будет уплатить до 19.10.17г., причем данные рассчитываются согласно Книге учета доходов и расходов, по результатам работы каждого квартала.

Как видно, сама процедура перехода — несложная, но при этом необходимо учесть много нюансов, среди которых не только НДС и отчетность, но и ряд специфических особенностей таких как: учет переходящих поставок, учет основных средств в переходном периоде и многое другое.

Как перейти с единого налога на ндс

Как известно, с 01.01.2016 года правила применения упрощенной системы налогообложения в Украине снова немного изменились. Изменения в НКУ были внесены Законом № 909. Так, на сегодняшний день упрощенная система налогообложения для юридических лиц представлена двумя группами – третьей и четвертой, о них и пойдет речь в этой статье.

Упрощенная система налогообложения (единый налог) привлекает многих плательщиков более простыми, чем на общей системе, правилами налогового учета и меньшим риском разных проверок и санкций. Условия пребывания на упрощенной системе установлены п. 291.4 НКУ.

Так, юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, делятся на следующие группы плательщиков единого налога:

третья группа – юридические лица – субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 5000000 гривень;

четвертая группа – сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 процентов.

При расчете среднесписочной численности работников применяется определение, установленное НКУ.

При расчете общего количества лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком единого налога – физическим лицом, не учитываются наемные работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста.

Право на применение упрощенной системы налогообложения в следующем календарном году имеют плательщики единого налога – юридические лица при условии непревышения в течение календарного года установленного объема дохода для соответствующей группы плательщиков единого налога – юридических лиц.

Как отмечалось выше, к четвертой группе плательщиков единого налога относятся сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 процентов (пп. 4 п. 291.4 НКУ).

В селекционных центрах, на предприятиях (в объединениях) по племенному делу в животноводстве к продукции собственного производства сельскохозяйственного товаропроизводителя также относятся племенные (генетические) ресурсы, приобретенные в других селекционных центрах, на предприятиях (в объединениях) по племенному делу в животноводстве и реализованные отечественным предприятиям для осеменения маточного поголовья животных (пп. 291.4.2 НКУ).

Если сельскохозяйственный товаропроизводитель образуется путем слияния, присоединения, преобразования, разделения или выделения согласно соответствующим нормам ГКУ, то норма относительно соблюдения доли сельскохозяйственного товаропроизводства распространяется на:

– всех лиц отдельно, сливающихся или присоединяющихся;

– каждое отдельное лицо, образованное путем разделения или выделения;

– лицо, образованное путем преобразования (пп. 291.4.3 ПКУ).

Сельскохозяйственный товаропроизводитель, образованный путем слияния или присоединения, может быть плательщиком налогов в год образования, если доля сельскохозяйственного товаропроизводства, полученная за предыдущий налоговый (отчетный) год всеми товаропроизводителями, участвующими в его образовании, равна или превышает 75 процентов (пп. 291.4.4 НКУ).

Сельскохозяйственный товаропроизводитель, созданный путем преобразования плательщика налогов, может быть плательщиком налога в год преобразования, если доля сельскохозяйственного товаропроизводства, полученная за предыдущий налоговый (отчетный) год, равна или превышает 75 процентов (пп. 291.4.5 НКУ).

Сельскохозяйственные товаропроизводители, образованные путем разделения или выделения, могут быть плательщиками налога со следующего года, если доля сельскохозяйственного товаропроизводства, полученная за предыдущий налоговый (отчетный) год, равна или превышает 75 процентов (пп. 291.4.6 НКУ).

Вновь созданные сельскохозяйственные товаропроизводители могут быть плательщиками налога со следующего года, если доля сельскохозяйственного товаропроизводства, полученная за предыдущий налоговый (отчетный) год, равна или превышает 75 процентов (пп. 291.4.7 НКУ).

Согласно нормам п. 292 1 .3 НКУ основанием для начисления единого налога для плательщиков ЕН 4 группы являются данные госземкадастра и/или данные из государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

С 01.01.2015 г. выдачу извлечений об оценке земельных участков осуществляют центры предоставления административных услуг, образованные при местных государственных администрациях и органах местного самоуправления территориальными органами Госземагентства (Приказ № 435). Указанное извлечение выдается бесплатно в течение семи рабочих дней с даты поступления соответствующего заявления.

Виды деятельности, не дающие права выбрать упрощенную систему налогообложения

Не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования – юридические лица, осуществляющие (пп. 291.5 НКУ):

• деятельность по организации, проведению азартных игр;

• обмен иностранной валюты;

• производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 л) и т. п.

В то же время право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не распространяется на:

• страховых (перестраховочных) брокеров, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторов ценных бумаг;

• субъектов хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25 процентов;

• представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога;

• юридических лиц – нерезидентов;

• субъектов хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Не могут быть плательщиками единого налога четвертой группы (пп. 291.5 1 ПКУ):

• субъекты хозяйствования, у которых свыше 50 процентов дохода, полученного от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений (за исключением срезанных цветов, выращенных на угодьях, которые принадлежат сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или предоставлены ему в пользование, и продуктов их переработки), диких животных и птиц, меховых изделий и меха (кроме пушного сырья);

• субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по производству подакцизных товаров, кроме виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29 – 2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, которые используют такие виноматериалы для производства готовой продукции;

• субъект хозяйствования, который по состоянию на 1 января базового (отчетного) года имеет налоговый долг, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Одним из главных условий пребывания на упрощенной системе налогообложения является то, что плательщики единого налога – юридические лица должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной).

Ставки единого налога для третьей и четвертой групп плательщиков

Для разных групп плательщиков единого налога ст. 293 НКУ предусматривает разные типы ставок:

• фиксированные (в процентах к размеру минимальной зарплаты, установленному на 1 января текущего года);

• процентные (в процентах к сумме дохода плательщика единого налога).

Процентные ставки единого налога для третьей группы плательщиков единого налога – юридических лиц установлены в следующих размерах:

• 3 процента суммы дохода (при условии уплаты НДС в соответствии с разделом V НКУ);

• 5 процентов суммы дохода (НДС включается в состав единого налога).

В случае нарушения условия пребывания на едином налоге для плательщиков устанавливаются повышенные ставки.

Так, к некоторым доходам юридических лиц применяется ставка единого налога в двойном размере, то есть 6 процентов для плательщиков НДС и 10 процентов для неплательщиков НДС. В случае получения таких доходов, кроме применения повышенной ставки, юрлица должны в обязательном порядке перейти на общую систему налогообложения.

Ставки единого налога для юридических лиц устанавливаются в двойном размере ставок:

1) к сумме превышения объема дохода, определенного в пп. 3 п. 291.4 НКУ;

2) к доходу, полученному при применении другого, чем денежный, способа расчетов;

3) к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения (п. 293.5 НКУ).

Ставки единого налога для плательщиков четвертой группы

Согласно п. 293.9 НКУ для плательщиков единого налога четвертой группы размер ставок налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда зависит от категории (типа) земель, их расположения.

Для наглядности размеры ставок приведем в табличном виде:

Категория (тип) земель

Размеры ставок (в процентах базы налогообложения)

– для пашни, сенокосов и пастбищ (кроме пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, а также пашни, сенокосов и пастбищ, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте*, или предоставленных им в пользование, в том числе на условиях аренды)

– для пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах** и на полесских территориях

– для многолетних насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях)

– для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях

– для земель водного фонда

– для пашни, сенокосов и пастбищ, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте, или предоставленных им в пользование, в том числе на условиях аренды

* Под специализацией на производстве (выращивании) и переработки продукции растениеводства на закрытом грунте следует понимать превышение доли дохода, полученного от реализации такой продукции и продукции ее переработки, над двумя третьими дохода (66 процентов) от реализации всей собственноручно произведенной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

** Перечень горных зон утвержден Постановлением № 647.

Порядок и сроки уплаты единого налога юридическими лицами

Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога третьей группы является календарный квартал.

Единый налог уплачивается в местный бюджет по месту налогового адреса плательщика единого налога – юридического лица (п. 295.4 НКУ).

Налоговым адресом юридического лица является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины.

Плательщики единого налога третьей группы плательщиков уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней после истечения предельного срока представления налоговой декларации за налоговый квартал (п. 295.3 НКУ).

Основанием для начисления единого налога плательщиками четвертой группы являются данные государственного земельного кадастра и/или сведения из государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество (п. 292 1 .3 НКУ).

Плательщики единого налога четвертой группы самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют в соответствующий контролирующий орган по местонахождению налогоплательщика и месту расположения земельного участка налоговую декларацию на текущий год (п. 295.9 НКУ).

Налог уплачивается ежеквартально в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в размерах:

в I квартале – 10 процентов;

во II квартале – 10 процентов;

в III квартале – 50 процентов;

в IV квартале – 30 процентов.

Сельхозпроизводители уплачивают единый налог ежеквартально в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в установленных НКУ размерах.

Суммы налога перечисляются на соответствующий счет местного бюджета по месту расположения земельного участка.

Налоги и сборы, которые уплачивает плательщик единого налога и от уплаты которых освобождается

Одним из преимуществ упрощенной системы налогообложения является то, что плательщики единого налога – юридические лица освобождаются от начисления, уплаты и представления отчетности по налогу на прибыль.

Кроме того, уплата единого налога освобождает субъектов хозяйствования от начисления и уплаты таких налогов и сборов (п. 297.1 НКУ):

НДС (кроме плательщиков третьей группы по ставке 3 %, а также плательщиков четвертой группы*);

• налога на имущество, в части земельного налога (кроме земельного налога за земельные участки, не используемые плательщиками первой – третьей групп в хозяйственной деятельности и плательщиками ЕН IV группы для сельскохозяйственного производства);

• рентной платы за специальное использование воды – плательщиками четвертой группы.

* Об уплате и начислении НДС спецрежимщиками читайте в материалах издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 06 за 2016 год):

Но пребывание на упрощенной системе налогообложения освобождает далеко не от всех налогов. Более того, все прочие налоги и сборы, предусмотренные НКУ, но не указанные в п. 297.1 НКУ, уплачиваются на общих основаниях.

В то же время плательщики единого налога – юридические лица выполняют функции налогового агента в случае начисления (выплаты, предоставления) облагаемых НДФЛ доходов в пользу физических лиц, состоящих с ними в трудовых или гражданско-правовых отношениях.

Также на тему единого налога читайте в материалах издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 13 за 2016 год):

Дополнительно на эту тему читайте материал «Платят ли единщики плату за землю» издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 10 за 2016 год).

5. Постановление № 647 – Перечень населенных пунктов, которым предоставляется статус горных, утвержденный постановлением КМ Украины от11.08.95 г. № 647.

Переход с общей системы на единый налог: вопросы НДС

Принимая решения о смене системы налогообложения, важно учесть нюансы, связанные с обложением НДС. Ведь сейчас уплата НДС может существенно повлиять на финансовое состояние налогоплательщика. Связано это с необходимостью «бронировать» денежные средства для регистрации налоговых накладных, что приводит к отвлечению их из оборота. В статье мы приведем всю необходимую информацию для учета «НДСного» фактора.

Главные тезисы

При переходе в группу 3 ЕН с «безНДСной» ставкой 4 % подайте заявление по форме № 3-ПДВ не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого переходите на уплату ЕН по ставке 4 %.

Регистрация плательщиком НДС в этом случае будет аннулирована последним днем отчетного периода, который предшествует переходу на ЕН по ставке 4 %.

При добровольном переходе в группу 3 ЕН с «НДСной» ставкой 2 % заявление по форме № 1-ПДВ подайте не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала, с которого переходите уплату ЕН по ставке 2 %.

При этом вы станете плательщиком НДС с первого числа квартала, в котором будет применяться ЕН по ставке 2%.

При «принудительном» переходе ФЛП группы 1 или 2 в группу 3 ЕН с «НДСной» ставкой 2 % заявление по форме № 1-ПДВ подайте не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено превышение объема дохода.

Общая система с НДС или ЕН группы 3 (2 % + НДС) → ЕН группы 3 (4 % без НДС)

В этом случае лицо обязано сняться с регистрации плательщиком НДС на основании абз. «в» п. 184.1 Налогового кодекса Украины (далее НКУ). Для аннулирования регистрации плательщика НДС подают заявление по форме № 3-ПДВ, в том числе в электронной форме. А вот по почте подать такое заявление на получится (см. разъяснение в категории 101.01.05 ЗІР).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в заявлении о применении ЕН будет сделана соответствующая отметка, то контролирующий орган должен будет исключить субъекта хозяйствования из Реестра плательщиков НДС без подачи заявления об аннулировании регистрации (п. 5.4 Положения № 1130). Между тем, в форме заявления о применении ЕН, утвержденной приказом МФУ от 20.12.2011 г. № 1675, отдельного поля для такой особой отметки нет. Поэтому лучше вместе с заявлением о переходе на уплату ЕН по ставке 4 % (без НДС) все же подать заявление по форме № 3-ПДВ (не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого лицо переходит на уплату ЕН по ставке 4 %).

После внесения соответствующей записи в Реестр плательщиков ЕН контролирующий орган исключит такого субъекта из Реестра плательщиков НДС последним днем отчетного периода, который предшествует переходу плательщика налогов на уплату ЕН по ставке 4 %.

Общая система без НДС или ЕН группы 3 (4 % без НДС) → ЕН, группа 3 (2 % + НДС)

Уплата ЕН по ставке 2 % предусматривает обязательную регистрацию плательщиком НДС.

Поэтому если в периоде нахождения на общей системе налогообложения или на ЕН, вы не были плательщиком НДС, то обязаны зарегистрироваться таковым.

Регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ в этом случае подайте не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого вы переходите на уплату ЕН по ставке 2 % (п.п. 3 и п.п. 5 п. 3.6 Положения № 1130).

ВАЖНО! Если контролирующий орган откажет в регистрации плательщиком НДС придется отказаться от перехода на ЕН или же выбрать ставку ЕН 4 %.

В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации лица плательщиком НДС контролирующий орган обязан в течение 3 рабочих дней после поступления регистрационного заявления внести в Реестр плательщиков НДС запись о регистрации такого лица плательщиком НДС.

При этом лицо считается плательщиком НДС с желаемого (запланированного) дня, который соответствует первому числу календарного квартала, в котором будет применяться ставка 2 % ЕН (п. 3.11 Положения № 1130).

ЕН группы 1 или ЕН группы 2 → ЕН группы 3 (2 % + НДС)

В рассматриваемой ситуации ФЛПЕН обязано зарегистрироваться плательщиком НДС. В то же время порядок такой регистрации зависит от того, в связи с чем ФЛП переходит в другую группу.

Если ФЛП переходит добровольно, то регистрация плательщиком НДС проводится по тем же правилам, что и при смене ставки ЕН с 4 % на 2 %.

То есть регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ подается не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого такое ФЛП желает перейти на уплату ЕН по ставке 2 % (п.п. 5 п. 3.6 Положения № 1130).

При этом ФЛП считается плательщиком НДС с желаемого (запланированного) дня, который соответствует первому числу календарного квартала, в котором будет применяться ставка 2 % ЕН (п. 3.11 Положения № 1130).

Если же ФЛП переходит на уплату ЕН по ставке 2 % в связи с превышением предельного объема операций согласно п. 291.4 НКУ, то регистрация плательщиком НДС проходит в особом порядке.

В частности, в этом случае регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ подается не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода, и одновременно с заявлением о переходе на применение ставки 2 % ЕН.

При отсутствии оснований для отказа в регистрации лица плательщиком НДС контролирующий орган обязан в течение трех рабочих дней после поступления регистрационного заявления внести в Реестр плательщиков НДС запись о регистрации такого лица плательщиком НДС.

Четких сроков регистрации плательщиком НДС для данной ситуации ни в НКУ, ни в Положениb № 1130 не предусмотрено. По логике, здесь должны применяться те же правила, которые регламентируют регистрацию других лиц, переходящих на обязательную уплату НДС в ситуации, когда регистрационное заяление подают позднее чем первое число календарного месяца, в котором осуществлен переход на общую систему налогообложения. Тогда ФЛП считается плательщиком НДС со дня внесения записи в Реестр плательщиков НДС (п. 3.11 Положения № 1130).

Получается, что при переходе на ставку 2 % в связи с превышением предельного объема дохода ФЛП будет считаться плательщиком НДС с момента внесения записи в Реестр плательщиков НДС.

А в целом лучше с подачей такого заявления не тянуть, и как только становится ясно, что объем будет превышен, подать заявление о переходе на уплату ЕН по ставке 2 % и заявление по форме № 1-ПДВ. Желательно это сделать до 1 числа месяца квартала, с которого будет осуществлен переход на ставку 2 % ЕН.

А теперь обобщим все сказанное выше.

Переход на ЕН группы 3 (4 % без НДС) с:

Снятие с регистрации плательщиком НДС

Как перейти с единого налога на общую систему налогообложения

В связи с проведением административной реформы, 09 августа 2012 принят Закон Украины № 5083-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.2012 года (далее — Закон № 5083). Закон внес ряд существенных изменений в Налоговый кодекс Украины (далее — НК), особенно в части единого налога. Данные нормы вступают в силу 12 августа 2012 года.

Такие судьбоносные изменения в части единого налога заставляют задумываться субъектов предпринимательской деятельности – юридических и физических лиц (далее — СПД), которые применяют упрощенную систему налогообложения, о переходе на общую систему налогообложения. Некоторые СПД добровольно переходят на общую систему, некоторые вынуждены в обязательном порядке применять общую систему.

Таким образом, при отсутствии непогашенных налоговых долгов по единому налогу или другим налогам и сборам плательщики единого налога могут самостоятельно перейти на общую систему. Если же плательщик единого налога уплатит до истечения предельного срока погашения налоговый долг, возникший в течение двух последовательных кварталов, переход на общую систему налогообложения состоится с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором погашен такой налоговый долг.

Для этого СПД – физическому лицу необходимо подать заявление об отказе от единого налога не позднее, чем за 10 календарных дней до начала того квартала, с которого он желает перейти на общую систему налогообложения (о чем гласят нормы 298.2.1 НК). Данное заявление содержит обязательные реквизиты:

• наименование предприятия, код ЕГРПОУ (для юридического лица), фамилию, имя, отчество физического лица — предпринимателя, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (идентификационный номер);
• документ о государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя;
• налоговый адрес предприятия;
• виды хозяйственной деятельности согласно КВЭД ДК 009:2010 (для физических лиц — предпринимателей первой и второй групп);
• ставки единого налога или изменение ставки;
• количество лиц, которые одновременно находятся с физическим лицом — предпринимателем в трудовых отношениях, и среднесписочная численность работников у юридического лица;
• дата (период) избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения.

Однако плательщики единого налога могут быть переведены и в обязательном порядке. При этом переход на общую систему налогообложения во всех случаях происходит с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором допущено нарушение. Рассмотрим такие случаи:

• При превышении в течение календарного года плательщиками единого налога 1 — 3 групп установленных объемов дохода (150 тысяч гривен, 1 млн. гривен, 3 млн. гривен соответственно) и не применении при этом другой ставки налога;

• При превышении в течение календарного года плательщиками единого налога 1 — 3 групп, использовавших право на применение других ставок, установленных для группы 5, предельных объемов дохода (150 тысяч гривен, 1 млн. гривен, 3 млн. гривен соответственно);

• При превышении в течение календарного года плательщиками единого налога группы 4, использовавших право на применение других ставок, установленных для группы 6, объема дохода в размере 5 млн. гривен;

• При превышении в течение календарного года плательщиками единого налога групп 5 – 6 объема дохода в размере 20 млн. гривен;

• При применении плательщиком единого налога другого способа расчетов, чем наличный и безналичный (например, при проведении бартерных операций или взаимозачета);

• При осуществлении видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения. Запрет на виды деятельности для плательщиков единого налога регламентирован нормами подпункта 291.5 НК. К запретным видам деятельности относятся, в частности, деятельность по организации и проведению азартных игр и гастрольных мероприятий, производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров, деятельность по управлению предприятиями, аудит;

• При превышении предельной численности физических лиц, с которыми он состоит в трудовых отношениях, а именно:

Для плательщиков единого налога группы 1 – 0 человек
Для плательщиков единого налога группы 2 – 10 человек
Для плательщиков единого налога группы 3 – 20 человек
Для плательщиков единого налога группы 4 – 50 человек
Для плательщиков единого налога группы 5 – 20 человек
Для плательщиков единого налога группы 6 – 50 человек

• При осуществлении видов деятельности, не указанных в свидетельстве плательщика единого налога.

Исходя из выше изложенного, переход на общую систему налогообложения во всех случаях происходит после окончания того квартала, в котором допущено нарушение. Свидетельство плательщика единого налога при этом аннулируется, и его необходимо вернуть в налоговый орган в течение 10 дней со дня его аннулирования

Общая система налогообложения предусматривает уплату всех видов налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством Украины, в зависимости от наличия определенных объектов налогообложения. Если с юридическими лицами, которые перешли на общую систему, все более – менее понятно (для них основной вид налога – налог на прибыль), то для СПД — физических лиц условия работы на общей системе налогообложения регламентированы нормами статьи 177 НК.

Налог с доходов физических лиц (далее — НДФЛ) уплачивается по ставке 15%, а в случае, если чистый облагаемый доход больше 10-кратного размера минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января отчетного года, то ставка налога составляет 17% c суммы превышения. Авансовые платежи по НДФЛ уплачиваются в бюджет частями по 25% за квартал: до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября.

Расчет авансовых платежей СПД проводит самостоятельно. Но в обязательном порядке соблюдается следующее условие: расчёт нужно проводить, исходя из 100% суммы налога с облагаемого дохода за прошедший год. Окончательный расчет налога на доходы осуществляется в годовой декларации, в которой учитывается переплата или недоплата НДФЛ.

Объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, т.е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого СПД. СПД — физические лица обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара.

Согласно нормам подпункта 177.5.2 НК СПД, которые в течение года перешли с упрощенной системы налогообложения на общую, подают налоговую декларацию в орган государственной налоговой службы по результатам отчетного квартала, в котором произошел такой переход. По результатам календарного года они подают налоговую декларацию в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

Что касается НДС, отметим следующее. СПД – физическое лицо, которое переходит с упрощенной системы налогообложения на общую, не обязано регистрироваться плательщиком НДС, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих обложению НДС, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно не превышает 300 000 грн (без учета НДС). Одновременно такое СПД – физическое лицо может добровольно зарегистрироваться как плательщик налога, если объемы поставки товаров / услуг другим налогоплательщикам за последние 12 календарных месяцев совокупно составляют не менее 50 процентов общего объема поставок. В последнем случае такая регистрация осуществляется по его заявлению.

Если же СПД – физическое лицо осуществляет налогооблагаемые операции по поставке товаров (услуг), и при этом общая сумма от осуществления которых, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 000 грн (без учета НДС), в таком случае СПД обязано зарегистрироваться как плательщик налога в органе ГНС по своему местонахождению (месту жительства) с соблюдением требований, предусмотренных нормами статьи 183 НК.

Ну и напоследок, ещё один важный момент работы на общей системе, волнующий многих СПД – физических лиц – применение регистратора расчётных операций (далее — РРО). Применение РРО зависит от формы расчётов, используемой в вашей деятельности – наличной или безналичной. Во втором случае, применение РРО не требуется. А вот при наличной форме расчётов применять РРО придётся, руководствуясь нормами Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 01.06.2000 г. № 1776-III. Кроме того, работа на общей системе предполагает приобретение торговых патентов.

Елена Иванова, сертифицированный аудитор

Переход юрлица с упрощенной системы на уплату налога на прибыль: переходные операции

Последние поступления

Переход с упрощенной системы налогообложения на обычную может быть как добровольным, так и вынужденным. В любом случае субъекту хозяйствования необходимо выполнить определенные процедурные действия, а также проанализировать возможные налоговые последствия. Если переход добровольный, его можно спланировать заранее, выбрать наиболее благоприятный момент и, таким образом, избавить себя от лишних проблем. Если переход вынужденный, его нельзя отложить, но и в этом случае к нему можно подготовиться, чтобы максимально обезопасить себя от налоговых рисков

Порядок перехода: все ответы — в Кодексе

Причины вынужденного перехода перечислены в пп. 298.2.3 НКУ. В частности, для юридических лиц — плательщиков единого налога группы 3 такими причинами являются:

  • превышение установленного объема дохода (пп. 3);
  • применение неденежной формы расчетов (пп. 4);
  • осуществление видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения (пп. 5);
  • нарушение требований касательно состава уставного капитала (пп. 5);
  • наличие налогового долга «на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов» (пп. 8).

Добровольно перейти с упрощенной системы на общую можно с любого квартала. Важно только вовремя — не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового квартала подать заявление (пп. 298.2.1 НКУ).

Вынужденный переход также «привязан» к началу квартала, но в данном случае речь идет уже не о любом, а о вполне конкретном квартале — следующим за периодом, в котором нарушено одно из перечисленных правил пребывания на упрощенной системе. Исключением является только наличие налогового долга (см. пп. 8 п. 298.2.3 НКУ).

Следовательно, организационные вопросы, то есть порядок перехода с упрощенной системы на общую, достаточно подробно описаны непосредственно в Налоговом кодексе. К сожалению, этого нельзя сказать об учетных аспектах данного процесса.

Переходные операции: Кодекс не поможет

Сложность переходных операций обусловлена тремя факторами .

Во-первых, большинство хозяйственных операций состоит из двух или даже более событий, которые могут быть растянуты во времени. Поэтому не в диковинку ситуация, когда субъект хозяйствования начинает хозяйственную операцию в статусе плательщика единого налога, а заканчивает ее уже в статусе плательщика налога на прибыль.

Во-вторых, самым важным элементом любого налога является объект налогообложения. Объект обложения налогом на прибыль и объект обложения единым налогом формируются по разным принципам, и именно это является одним из важнейших отличий между общей и упрощенной системами налогообложения.

Руководствуясь п. 293.1 НКУ, ставки единого налога для плательщиков группы 3 устанавливаются в процентах к доходу. Следовательно, объектом налогообложения в данном случае является доход. При этом объектом обложения налогом на прибыль согласно пп. 134.1.1 НКУ является прибыль.

В-третьих, с точки зрения бухгалтерского учета доход и прибыль являются родственными понятиями, ведь прибыль как элемент финансовой отчетности формируется при непосредственном участии дохода (доходов). Начиная с 2015 года, прибыль как объект налогообложения не является самостоятельной величиной, поскольку он определяется путем корректировки финансового результата, сформированного на основании данных бухгалтерского учета, на разницы, предусмотренные Налоговым кодексом.

Таким образом, принципы бухгалтерского учета, в частности, принцип начисления и соответствия доходов и расходов, согласно которому «доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств» (ст. 4 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV, далее — Закон о бухучете), влияют и на объект обложения налогом на прибыль.

И все наоборот — когда речь идет о доходе как объекте обложения единым налогом. Согласно п. 292.6 НКУ, датой получения дохода плательщика единого налога является, в частности, дата поступления денежных средств.

Объединение всех трех факторов при определенных обстоятельствах создает ситуации, которые противоречат принципам налогообложения, а следовательно, требуют дополнительного законодательного урегулирования. Причем данные ситуации касаются прежде всего обычных наиболее распространенных хозяйственных операций, в частности, операций по продаже товаров, работ, услуг.

До 1 января 2015 года упомянутое противоречие сглаживали именно с помощью прямого законодательного урегулирования (п. 7 подраздела 4 р. ХХ и пп. 135.5.14 НКУ).

Событие, произошедшее во время пребывания субъекта на едином налоге

Событие, произошедшее после перехода субъекта на общую систему налогообложения

Налоговые последствия

Отгружены товары (выполнены работы, предоставлены услуги)

Операция не попала под обложение единым налогом. Согласно общим правилам, которые действовали после вступления в силу р. III НКУ, доход от реализации товаров признавался по дате перехода покупателю права собственности на товар, а доход от предоставления услуг и выполнения работ — по дате составления акта или другого документа, который подтверждал бы факт выполнения работ или предоставления услуг (п. 137.1 НКУ в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г.). Следовательно, оплата за отгруженный ранее товар в состав дохода не включалась и, соответственно, не попадала под обложение налогом на прибыль.

Но в период с 1 июля 2012 года до 1 января 2015 года действовало специальное правило (пп. 135.5.14 НКУ):

«суммы средств . полученные налогоплательщиком как оплата товаров (выполненных работ, предоставленных услуг), отгруженных в период пребывания данного плательщика на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, из которых не был уплачен единый налог, включаются в доход. в отчетном налоговом периоде получения таких средств (прочих видов компенсации)».

Одновременно с доходом признавались и расходы, руководствуясь абз. 3 п. 7 подраздела 4 р. ХХ НКУ:

«для плательщиков налога на прибыль, которые перешли с упрощенной системы налогообложения на общую, одновременно с признанием доходов от продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг) на общей системе налогообложения в состав расходов включается себестоимость таких товаров, работ, услуг, сложившаяся в период пребывания данного плательщика на упрощенной системе налогообложения, пропорционально сумме признанных доходов»

Получена предоплата за товары (работы, услуги)

Отгружены товары (выполнены работы, предоставлены услуги)

Предоплата была включена в состав доходов, то есть она попала под обложение единым налогом. Доходы и расходы, признанные при отгрузке товаров, согласно общим правилам должны были бы попасть, соответственно, в состав налоговых доходов и расходов, а положительная разница между ними — под обложение налогом на прибыль.

Но абзацем 2 п. 7 подраздела 4 р. ХХ НКУ установлено:

«доход не определяется касательно товаров (результатов работ, услуг), отгруженных (предоставленных) после даты вступления в силу раздела III данного Кодекса в части стоимости таких товаров (результатов работ, услуг), оплаченной в виде авансов (предоплаты) до такой даты, в том числе в период пребывания на упрощенной системе налогообложения»

В редакции р. III НКУ, которая действует после 1 января 2015 года, нет нормы, аналогичной по содержанию бывшему пп. 135.5.14. Пункт 7 подраздела 4 р. ХХ НКУ сохранился, но теперь толку от него немного, ведь его невозможно применить к переходным операциям, которые анализируются. А налоговые последствия переходных операций теперь, то есть после 1 января 2015 года, выглядят следующим образом.

Событие, произошедшее во время пребывания субъекта на едином налоге

Событие, произошедшее после перехода субъекта на общую систему налогообложения

Налоговые последствия

Отгружены товары (выполнены работы, предоставлены услуги)

Операция не попала под обложение ни единым налогом, ни налогом на прибыль

Получена предоплата за товары (работы, услуги)

Отгружены товары (выполнены работы, предоставлены услуги)

Предоплата, как и ранее, попадает под обложение единым налогом. Доходы и расходы, признанные при отгрузке товаров (работ, услуг), повлияли на общий финансовый результат. Если разница между доходом и расходами положительная, она попадает под обложение налогом на прибыль

Итак, в первом случае операция проходит вообще без налогообложения, во втором — операция попадает под налогообложение дважды. То есть противоречие с общими принципами налогообложения осталоcь, а ее законодательного урегулирования нет. Обычно в таких ситуациях налогоплательщики обращаются с вопросами в контролирующие органы. Далее рассмотрим позицию налоговиков.

Позиция ГФС: согласно правилам бухгалтерского учета

Разъяснений от налоговиков пока немного: одно письмо и несколько ответов в системе «ЗІР».

В подкатегории 102.08.06 системы «ЗІР» можно найти вопрос: «Как учитываются при определении финансового результата до налогообложения доходы и расходы при отгрузке товаров, выполнении работ, предоставлении услуг на общей системе налогообложения, по которым получена предоплата на упрощенной системе налогообложения.

На это налоговики ответили следующим образом:

«Итак, доходы и расходы налогоплательщика на прибыль за отгруженные товары, выполненные работы, предоставленные услуги после перехода на общую систему налогообложения, по которым получена предоплата на упрощенной системе налогообложения, учитываются при определении финансового результата до налогообложения согласно правилам бухгалтерского учета».

Как видим, проблема двойного налогообложения налоговики вообще не интересует, их не смущает то, что предоплата уже попала под обложение единым налогом.

В связи с этим интереснее узнать их позицию касательно «зеркальной» ситуации, когда товары отгружены на упрощенной системе, а оплата получена после перехода на общую.

Такой вопрос есть в подкатегории 102.05 системы «ЗІР»: «Учитываются ли при обложении налогом на прибыль денежные средства, полученные плательщиком налога на прибыль за отгруженные/выполненные, но не оплаченные товары (работы, услуги), если их отгрузка/выполнение произошло после 01.01.2015 г. во время пребывания на упрощенной системе налогообложения?».

А вот ответ (если это вообще можно считать ответом):

«Данный вопрос требует урегулирования путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Украины. Для получения индивидуальной налоговой консультации предлагаем обратиться в ГФС Украины в письменной форме в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Украины».

Попытка ответить на заданный вопрос сделана в письме от 10.11.2015 г. № 23920/6/99-99-19-02-02-15:

«Доходы и расходы предприятия при определении финансового результата до налогообложения, в том числе доходы и расходы при отгрузке товаров на упрощенной системе налогообложения, если часть оплаты за такие товары получены на общей системе налогообложения, формируются согласно правилам бухгалтерского учета».

Впрочем, по нашему мнению, попытка неудачная, ведь прямого ответа письмо не содержит. Утверждение о том, что «доходы и расходы предприятия при определении финансового результата до налогообложения. формируются согласно правилам бухгалтерского учета», является справедливым, когда речь идет о бухгалтерском учете или об определении объекта обложения налогом на прибыль после 1 января 2015 года. Но даже после 1 января 2015 года оно не имеет никакого отношения к формированию объекта обложения единым налогом. Хотя если сделать акцент на последних словах ― «согласно правилам бухгалтерского учета», то можно воспринимать данное письмо как согласие налоговиков с тем, что в рассматриваемой ситуации операция остается вне налогообложения.

Это оптимистичная трактовка разъяснения налоговиков. Возможна и другая, но об этом ― чуть позже.

Новый учет ― новые проблемы

Фундаментальные изменения правил обложения налогом на прибыль с 1 января 2015 года не стали исключением. И к тем 3-м факторам, которые всегда обуславливали сложности переходных операций в случае изменения системы налогообложения и которые описаны ранее, прибавился еще один. Его можно назвать фактором нарастающего итога.

Как известно, финансовый результат в бухгалтерском учете формируется нарастающим итогом. Нет финансового результата за ІІ, ІІІ и IV кварталы, есть финансовый результат за полугодие, 3 квартала, год. Согласно ст. 13 Закона о бухучете:

«Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года».

А теперь представим себе, что субъект хозяйствования перешел на общую систему налогообложения со ІІ, ІІІ или IV квартала. Какой финансовый результат он может использовать для расчета объекта обложения налогом на прибыль?

Хотя, прежде чем ответить на данный вопрос, пожалуй, надо определить, за какой налоговый период он будет отчитываться.

К сожалению, на данный вопрос прямого ответа в Кодексе нет. Но поскольку он не является новым, на практике налоговики уже давно придерживаются подхода, зафиксированном, в частности, в ответе на вопрос, который размещен в подкатегории 102.21 системы «ЗІР»:

«Плательщики единого налога, которые с 1 января текущего года или позже переходят на общую систему налогообложения, уплачивают налог на прибыль на основании налоговой декларации за базовый отчетный (налоговый) год, который для них начинается с даты перехода на общую систему и заканчивается 31 декабря такого года».

Похожее правило установлено непосредственно НКУ для вновь созданных предприятий.

Итак, налоговым периодом может быть период, который охватывает ІІ–IV кварталы, III–IV кварталы или IV квартал. Очевидно, что для определения объекта налогообложения необходимо использовать данные финансовой отчетности за аналогичный период, а поскольку таких периодов для финансовой отчетности нет и не может быть, показатель финансовой прибыли необходимо откорректировать, исключив из него финансовый результат периодов пребывания предприятия на упрощенной системе.

Например, субъект хозяйствования перешел с упрощенной системы на обычную в IV квартале 2015 года. Финансовый результат до налогообложения за 9 месяцев составил 10 млн грн, а за весь год — 12 млн грн. Итак, финансовый результат за IV квартал — 2 млн грн. По логике, именно этот показатель должен быть точкой отсчета для определения объекта налогообложения и именно его необходимо указать в строке 02 основной части Декларации по налогу на прибыль предприятий. Соответственно, все разницы также должны рассчитываться по данным только этого периода.

К сожалению, выводы, сделанные в двух предыдущих абзацах, — это лишь предположения. Вполне логичные, но предположения. А было бы неплохо, если бы это были нормы или, по крайней мере, понятные и четкие разъяснения ГФС с такой трактовкой, которая предлагалась ранее. Впрочем, ни первого, ни второго нет, поэтому существует опасность иной трактовки налоговиками.

Именно данная опасность просматривается в вышеупомянутом письме от 10.11.2015 г. № 23920/6/99-99-19-02-02-15. Возможно, налоговики неслучайно утверждают, что по правилам бухгалтерского учета формируются в том числе и «доходы и расходы при отгрузке товаров на упрощенной системе налогообложения». Возможно, они имеют в виду, что финансовый результат не подлежит корректировке, даже если налоговый период начинается не с начала года?

То есть, например, субъект хозяйствования перешел с упрощенной системы на обычную с IV квартала 2015 года. При этом за 3 квартала 2015 года в него была одна операция по отгрузке товаров на сумму 100000 грн, себестоимость данных товаров — 80000 грн. В бухгалтерском учете на указанные суммы были признаны доходы и расходы. На объект обложения единым налогом операция не повлияла. Оплата поступила в IV квартале, других операций в этом квартале не было.

Финансовый результат до налогообложения в данной операции будет составлять:

  • если не осуществлять его корректировку, то есть за весь год, — 20000 грн;
  • если с корректировкой, то есть за отдельно взятый квартал, когда субъект стал плательщиком налога на прибыль, — 0 грн.

Однако даже без корректировки объект налогообложения возникнет, только если операция по отгрузке осуществлена в отчетном году. Если операция была проведена в предыдущие годы, объекта налогообложения не будет. То есть даже этот подход не в полной мере решает фискальные задачи, не говоря уже о том, что он совсем не «дружит» с логикой.

Как должно было бы быть

Решить проблему «переходных» операций не слишком сложно, необходимо лишь ввести несколько логических для упомянутых ситуаций корректировок. Но ввести их как положено, на законодательном уровне, дополнив НКУ соответствующими нормами. Тогда уже знакомая нам таблица будет выглядеть следующим образом:

Событие, произошедшее во время пребывания субъекта на едином налоге

Событие, произошедшее после перехода субъекта на общую систему налогообложения

Налоговые последствия

Отгружены товары (выполнены работы, предоставлены услуги)

В периоде получения оплаты финансовый результат до налогообложения необходимо увеличить на сумму стоимости отгруженных товаров и уменьшить на сумму себестоимости данных товаров

Получена предоплата за товары (работы, услуги)

Отгружены товары (выполнены работы, предоставлены услуги)

В периоде отгрузки товаров финансовый результат до налогообложения необходимо уменьшить на сумму стоимости отгруженных товаров и увеличить на сумму себестоимости данных товаров

Такие корректировки исключают налогообложение одной операции одновременно по двум системам налогообложения (вторая ситуация), но и не позволяют, чтобы какая-либо операция осталась вне налогообложения (первая ситуация).

Что делать налогоплательщикам

Как отмечалось в начале статьи, к изменению системы налогообложения следует подготовиться заранее. То есть проанализировать все незавершенные операции, выявить те из них, которые могут быть проблемными, и принять меры, которые предоставят возможность избежать проблем.

Безусловно, лучшим мероприятием является завершение операции до перехода на общую систему. Чем меньше незавершенных операций, тем меньше головной боли у бухгалтера. При этом завершением операции можно считать не только выполнение обязательства перед покупателем, но и, например, возврат полученной предоплаты. Ведь в соответствии с пп. 5 п. 292.11 НКУ:

«В состав дохода. не включаются. суммы средств (аванс, предоплата), которые. возвращаются плательщиком единого налога покупателю товара (работ, услуг), если такой возврат происходит вследствие. расторжения договора или по письму-заявлению о возврате средств».

Воспользовавшись данной нормой, плательщик единого налога может уменьшить доход соответствующего налогового периода на сумму возвращенной предоплаты. Конечно же, по договоренности с покупателем предоплата может быть осуществлена снова уже после перехода продавца на общую систему налогообложения. Таким образом, угроза двойного налогообложения будет устранена.

Конечно, анализировать незавершенные операции необходимо в контексте общего состояния. В частности, если предусматривается, что по итогам отчетного года предприятие будет иметь убытки, то угроза двойного налогообложения отпадает сама собой.

Может ли субъект хозяйствования применить логичные, хотя и не предусмотренные Кодексом разницы, описанные в предыдущем разделе данной статьи? Как это отразить в Декларации по налогу на прибыль предприятий и какую реакцию это может вызвать у контролеров?

Поскольку могут быть 2 ситуации с противоположными налоговыми последствиями, реакция контролеров может быть разной. Вряд ли они будут возражать против корректировок в ситуации, когда отгрузка товаров произошла на упрощенной системе, а оплата получена на общей. А вот корректировки в ситуации с предоплатой может вызвать у них возражения, и налогоплательщику будет трудно защитить свое решение. К тому же Налоговый кодекс содержит исчерпывающий перечень различий. Так же и в приложении РІ к Декларации по налогу на прибыль каждая строка содержит описание конкретной разницы со ссылками на нормы НКУ. Поэтому места для «переходных» разниц в приложении РІ нет. Тем, кто все же готов рискнуть, стоит обратить внимание на строки 4.1.15 и 4.2.10 приложения РІ. По сути они больше подходят к сложившейся ситуации.

И в заключение хотелось бы напомнить, что в соответствии с п. 31 подраздела 10 р. ХХ НКУ:

«По результатам деятельности в 2015 году штрафные (финансовые) санкции к плательщикам налога на прибыль предприятий за нарушение порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций по налогу на прибыль предприятий и полноты его уплаты не применяются».

Помните об этом и будем надеяться, что в 2016 году в НКУ будут внесены необходимые изменения и налогоплательщикам, меняющим систему налогообложения, больше не придется «ломать голову» над переходными операциями.

эксперт по бухгалтерскому учету
и налогообложению

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Как встать в очередь на жилье калуга Уполномоченный по правам человека в Калужской области Вопрос-Ответ Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что объем Вашего сообщения в данном разделе ограничен. […]
  • Посмотреть свои долги перед приставами Задолженность перед судебными приставами Для того чтобы оформить банковский кредит, совершить иную финансовую сделку или подготовиться к поездке за пределы России, необходимо иметь полную […]
  • 590 коап Статья 590. КОАП РК Приглашение, назначение, замена защитника, оплата его труда 1. Защитник приглашается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном […]
  • Мировой суд дзержинского района г ярославля Мировой суд дзержинского района г ярославля ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ул. Труфанова, д. 26, г. Ярославль, 150999 Электронная почта суда: [email protected] Телефон/факс: […]
  • Юрист юркевич Юркевич Анатолий Васильевич Юрист, преподаватель, репетитор Возраст: 47 лет Город: Харьков Готов переехать в: Днепр, Донецк, Киев, Одесса Контактная информация Соискатель указал телефон и […]
  • Субъект 107 ук рф Статья 107 УК РФ. Убийство, совершенное в состоянии аффекта Текущая редакция ст. 107 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно […]
  • Телероман развод 55 56 серии ᴴᴰ Развод 100 101 серия 2015 Мелодрама,Телероман Опубликовано 3 лет назад ᴴᴰ Развод 100 101 серия 2015 Мелодрама,Телероман Развод 100101 серия HD 2015 Мелодрама,Телероман Все серии […]
admin

Обсуждение закрыто.