Законы и нормативные акты регулирующие деятельность страховой организации

Законы и нормативные акты регулирующие деятельность страховой организации

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность страховой компании

Система законодательства, регулирующая в настоящее время страховую деятельность в России, базируется на Гражданском Кодексе РФ и Федеральном Законе «Об организации страхового дела в РФ» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года).

Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулируя общие обязательственные стороны осуществления страхования, определяет суть правоотношений, возникающих по договору страхования. Законодательство о страховании определяет форму (добровольное или обязательное) проведения вида страхования, порядок и механизмы регулирования страховой деятельности, требования к участникам страхового процесса. Подзаконные акты органов надзора и ведомственные нормативные документы координируют страховую деятельность компаний по конкретным вопросам ее осуществления.

Определенные законодательством механизмы регулирования деятельности страховых компаний по своим принципам в целом соответствуют мировой практике, но их неактивное применение не способствует эффективному росту качественных показателей отечественных страховщиков. Основное внимание в нормативах контроля и регулирования уделяется управлению активами и обязательствами страховой компании. Механизм надзора и контроля включает в себя регулирование следующих показателей и процедур деятельности страховой компании: уставный капитал; лицензирование; формирование тарифов страховых взносов; формирование и структура резервов; соответствие нормативам платежеспособности; перестрахование; ограничение размеров единичных рисков; инвестиционная политика.

Схематически (см. Рис. 1.) это может быть представлено в форме двух основных аспектов регулирования: законодательного регулирования и страхового надзора.

Рисунок 1. Схема регулирования страховой деятельности

Цель права страхового надзора установлена в законе РФ «Об организации страхового дела» и состоит в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Основу права страхового надзора составляют нормы административного и финансового права, содержащиеся в Законе РФ об организации страхового дела, указах Президента, постановлениях Правительства, ведомственных нормативных актах.

Административное право, являясь важнейшим инструментом надзора за деятельностью страховых организаций, регулирующим отношения между страховщиками, страховыми брокерами и государством, основывается на следующих основных источниках права (главным образом ведомственных нормативных актах, изданных федеральным органом России по надзору за страховой деятельностью):

— Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 декабря 1992 года;

— Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994 года;

— Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, от 18 марта 1994 года;

— Правила размещения страховых резервов от 14 июня 1999 года с изменениями и дополнениями;

—Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от июня 2001 года;

—Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков от ноября 2001 года;

—Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, от 9 февраля 1995 года;

— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкция по его применению;

— Положение о страховом пуле от 18 мая 1995 года;

—Положение о госрегистрации объединений страховщиков на территории Российской Федерации от 26 апреля 1993 года.

Государственное право регламентирует правовую форму государственного органа страхового надзора, его место и функции в системе федеральных органов государственной исполнительной власти и основывается на: Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года, Указе Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1998 года.

Необходимость и методы государственного регулирования страхования автогражданской ответственности
Анализ зарубежной практики страхования и автострахования в странах бывшего советского блока показал, что среди инструментов государственного регулирования страхования наиболее распространены управление уставным капиталом страховых компаний, регулирование тарифов и доходов страховых организаций, гос .

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования по информатизации и информационная безопасность
Основными направлениями деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования по информатизации в 2009 году являлись: проведение работ по организации единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования, созданию и развитию Государственной информацион .

Проблемы и перспективы банковского регулирования
Анализ задач надзорной деятельности в банковской сфере приводит к формулированию следующих требований, выполнение которых видится необходимым для стабилизации кредитной системы. Как будет ясно из последующего изложения, указанные требования находятся в тесной взаимосвязи. Во-первых, поскольку приор .

Важнейшим условием нормальной жизнедеятельности человека является непрерывность и бесперебойность. Но многовековой опыт человечества показывает, что процесс общественного производства прерывается или нарушается в результате разрушительного воздействия стихийных сил природы или негативных последствий других чрезвычайных ситуаций.

Законодательная база, регламентирующая деятельность страховых компаний.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Нормативно-правовая база страховой деятельности включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство, подзаконные акты и ведомственные нормативные документы.

Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, включая страховщиков. Это Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О налогообложении прибыли предприятий» и др. Ими устанавливаются организационно-правовые формы и порядок создания предприятий, договорные правоотношения, правила налогообложения и т.д. Глава 48 ГК РФ «Страхование» специально посвящена вопросам организации страхового дела.

Специальное законодательство включает законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам страхования. Действует новая редакция Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Так, глава II «Договор страхования» в новой редакции Закона не значится, и в этой части следует руководствоваться положениями гл. 48 «Страхование» ГК РФ. В эту группу входят также Закон «О медицинском страховании граждан », указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, касающиеся деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.

Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность, подразделяются на нормативные акты, адресованные всем участникам страхования, и нормативные акты, адресованные только страховщикам.

9. Законодательные акты, регулирующие страховую деятельность

9. Законодательные акты, регулирующие страховую деятельность

К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посредников, относятся:

1) глава 48 ГК РФ; устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций;

2) Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; формулирует основные понятия в области страховой деятельности (страхование и перестрахование, формы страхования);

3) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., который в гл. 15 устанавливает условия договора морского страхования;

4) Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан»; регламентирует порядок проведения медицинского страхования;

5) Закон РФ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»;

6) Закон РФ от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; регулирует отношения в системе обязательного социального страхования;

7) Закон РФ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

8) Закон РФ от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, порядок выплаты возмещения по вкладам;

9) Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»; определяет основные принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме.

Глава 4. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности

Страховые отношения, как и любые другие гражданско-правовые отношения, регулируются определенной нормативно-правовой базой. В п. 3 ст. 1 Закона о страховом деле прямо определено, что законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, являются составной частью страхового законодательства.

2 ст. 929 ГК РФ. Таким образом, законодатель устранил ранее существовавшее несоответствие в данном вопросе между нормами двух указанных законов.
Изменения коснулись и квоты (доли) участия иностранного капитала в уставных капиталах отечественных страховых организаций (ст. 6 Закона о страховом деле). Кроме того, введены определенные ограничения при осуществлении одновременно двух видов страхования. Так, в частности, ст. 13 Закона о страховом деле запрещает страховым организациям, осуществляющим страхование жизни, одновременно заниматься входящим перестрахованием имущества. Изменения затронули также условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, в части увеличения минимальных размеров уставного капитала по видам страхования (ст. 25 Закона о страховом деле). Несколько изменен порядок выдачи, приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление страховой деятельности. Подробнее обо всех названных изменениях речь пойдет в следующих главах настоящей книги.
Далее следует отметить, что кроме Закона о страховом деле в структуру источников страхового права, на уровне федеральных законов, входят также:
— Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» *(55), который определяет порядок осуществления обязательного и добровольного медицинского страхования граждан;
— Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» *(56), определяющий порядок возмещения и компенсации расходов на лечение рабочих и служащих от несчастных случаев, произошедших на производстве, за счет специальных средств, отчисляемых работодателями в фонды для указанных целей.
Имеется также ряд федеральных законов, определяющих обязательное страхование жизни и здоровья некоторых категорий работников государственной службы (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, налоговых служб, судьи и т.д.).
Кроме того, соответствующими законами определены порядок страхования некоторых видов имущества (воздушные суда, определенные виды государственного недвижимого имущества, залоговое, лизинговое и прочее имущество), а также страхование профессиональной ответственности в некоторых видах деятельности (нотариальная, риэлторская, деятельность арбитражных управляющих и т.д.).
В правоприменительной практике немаловажное значение имеет соотношение страхового законодательства с положениями ГК РФ, так как ст. 3 ГК РФ определяет, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям ГК РФ. Что касается страховых отношений, данное положение имеет определенные исключения, оговоренные непосредственно в гл. 48 ГК РФ, посвященной страхованию. В частности, в ст. 970 ГК РФ определено, что правила, предусмотренные гл. 48 ГК РФ, применяются к отношениям по таким видам страхования, как страхование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морское страхование, медицинское страхование, страхование банковских вкладов и страхование пенсий, постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное.
Особое место среди законов, регламентирующих страхование, занимает Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ *(57) (далее — КТМ). Причиной этого является то, что в КТМ страхованию посвящена отдельная специальная гл. XV «Договор морского страхования», состоящая из 37 статей. Для сравнения: в ГК РФ страхованию уделено 44 статьи, а Закон о страховом деле в ныне действующей редакции состоит из 47 статей.
Следует отметить, что несколько положений КТМ отличаются от общих правил, содержащихся в других нормах страхового законодательства. В частности, достаточно специфичным является положение КТМ о возникновении убытков до заключения договора морского страхования (ст. 261 КТМ), определяющее, что действие договора морского страхования сохраняется, даже если к моменту его заключения миновала возможность возникновения убытков, подлежащих возмещению, или такие убытки уже возникли. ГК РФ в этом вопросе определяет иной порядок, устанавливая, что если после вступления договора страхования в силу возможность наступления страхового случая отпала (имеется в виду возможность наступления убытков) и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай, то и договор страхования прекращается (ст. 958 ГК РФ).
Необходимо отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» *(58) (далее — Закон об ОСАГО), провозгласившего принцип о всеобщем страховании владельцами источников повышенной опасности (транспортных средств) своей гражданской ответственности, этот вид страхования получил широкое распространение. Данным законом определены правила компенсации ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, пострадавших от воздействия указанных источников. Поскольку Закон об ОСАГО предусматривает практически безусловное возмещение ущерба при наличии факта наступления страхового случая, причем ущерба не только имущественного характера, но и ущерба здоровью, на практике часто возникает потребность в определении, в каком порядке, размере и при наличии каких документов подлежит возмещению тот или иной вид ущерба. Действующее законодательство, в том числе ГК РФ, не описывает в полном объеме процедуру и порядок возмещения вреда здоровью и имуществу физических и юридических лиц. Более того, данная процедура не полностью определена и в Законе об ОСАГО. В настоящее время компенсация вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших осуществляется с учетом судебной практики и выработанных обычаев.
Кроме законов в структуру нормативно-правовой базы, регулирующей страховую деятельность, входят подзаконные акты.
К первой группе подзаконных актов можно отнести следующие указы Президента РФ:
— Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» *(59);
— Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. N 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» *(60).
Вторую группу составляют нормативные акты, издаваемые Правительством РФ:
— Постановление Совета Министров РФ от 11 октября 1993 г. N 1018 «О мерах по выполнению Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» *(61);
— Постановление Правительства РФ от 29 марта 1994 г. N 251 «Об утверждении Правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» *(62);
— Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации» *(63);
— Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» *(64).
Третью группу составляют ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти, издаваемые соответствующими отраслевыми государственными ведомствами. Особое место в данной группе нормативных актов занимают акты, издаваемые Министерством финансов РФ, Федеральной службой страхового надзора, и акты Федеральной антимонопольной службы.
Акты, издаваемые указанными ведомствами, определяют специальные условия и порядок осуществления на территории Российской Федерации страховой деятельности, предусмотренные правилами гл. IV Закона о страховом деле, которая, в свою очередь, регламентирует общий порядок осуществления надзора за страховой деятельностью. В частности, это следующие акты:
— Приказ Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/8 «Об утверждении новой редакции «Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ»» — утратил силу. Однако, по мнению автора, этот документ вполне может использоваться на практике в качестве методического материала по вопросам характеристики и описания страховых событий (рисков);
— Письмо Минфина РФ от 18 октября 2002 г. N 24-08/13 «О Примерах расчета страховщиками резерва происшедших, но незаявленных убытков, и стабилизационного резерва»;
— Разъяснения Минфина РФ от 18 декабря 2001 г. N 24-08/13 «О порядке внесения изменений в правила формирования страховых резервов в связи с переходом страховых организаций с 2002 г. на учет страховых премий (взносов) методом начисления» *(65);
— Приказ Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» *(66);
— Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2005 г. N 36 «Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг»;
— Приказ МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467 «Об утверждении Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги» *(67).
Помимо названных ведомственных нормативных актов, регулирующих страховую деятельность, следует указать акты и других ведомств, которые также определяют порядок осуществления страхования по некоторым видам страхования. В частности, это следующие акты:
— Приказ МВД РФ от 16 декабря 1998 г. N 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России» *(68);
— Приказ ФСБ России от 15 февраля 1999 г. N 57 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов Федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы» *(69);
— Приказ Госстроя РФ от 28 июня 2000 г. N 149 «Об утверждении рекомендаций по дальнейшему развитию страхования в жилищно-коммунальном комплексе» *(70).
Значительное место в структуре страхового права занимает судебная практика. Страховое право является одной из комплексных отраслей российского права. В новых экономических условиях действующая система страхового права существует немногим более 10 лет. Причем процесс становления страхового права не закончен и продолжается с учетом потребностей рынка.
В практике между участниками страховых правоотношений возникает немало спорных ситуаций по вопросам, связанным с применением и толкованием норм страхового права. Разрешать данные спорные ситуации призвана, в соответствии с гл. 7 Конституции РФ, судебная власть, в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).
Важными функциями судебной власти являются обеспечение единообразия применения и толкования норм права, обобщение судебно-арбитражной практики, обеспечение ее единообразия путем дачи обязательных к применению разъяснений и осуществление надзора за судебной деятельностью арбитражных и других судов, составляющих судебную систему РФ *(71). Достигается это путем реализации принципа судебного надзора при обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и принятии Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановлений, разъясняющих вопросы судебной практики (ст. 126, 127 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ, обобщив сформировавшуюся судебную практику по страховым спорам, Информационным письмом от 28 ноября 2003 г. N 75 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования» *(72) рекомендовал судам порядок применения положений страхового законодательства. В основном это коснулось положений страхового законодательства, определяющих страховые элементы и термины, содержащих порядок изменения условия договоров страхования, их досрочного прекращения или признания их недействительными. Особое внимание ВАС РФ уделил вопросам перестрахования и переходу прав требований к страховщикам по страховым выплатам.
В целом все 25 пунктов данного обзора ВАС РФ имеют существенное значение не только при разрешении спорных ситуаций, но и при заключении и исполнении договоров страхования. В частности, ВАС РФ дал несколько рекомендаций, связанных с определением страхового интереса у тех или иных участников страховой сделки (п. 2, 3, 4, 5). Определен правовой режим заявления на страхование, передаваемого страхователем страховщику при заключении договора страхования (п. 11, 13), порядок оформления изменений к действующим договорам страхования (п. 12). Заслуживает внимания п. 6, в котором ВАС РФ охарактеризовал признаки страхового случая. Наиболее подробная характеристика и комментарии всех положений указанного обзора ВАС РФ будут даны в следующих главах, специально посвященных соответствующим вопросам.
Особое место среди источников страхового права занимают обычаи делового оборота, а также местные (локальные) нормативные документы. Обычай делового оборота как институт права в российской гражданско-правовой системе появился сравнительно недавно, а именно в 1994 г., с принятием первой части ГК РФ. Правовой режим обычая делового оборота регламентирован ст. 5 ГК РФ, которая определяет его как сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от фиксации в каком-либо документе.
Обычай делового оборота получил наибольшее распространение в перестраховании. Это объясняется отсутствием в российском праве стройной системы норм, посвященных институту перестрахования, часто применяемому с участием зарубежных контрагентов. Поэтому для перестрахования обычай делового оборота, наряду с обыкновениями, является достаточно распространенным источником права. В прямом страховании он встречается в основном при проведении процедур страхового расследования, оценки страхового риска и т.д.
По общему правилу, обычаи делового оборота исполняются в силу привычки. Однако, будучи источником права, в том числе страхового, обычай должен быть санкционирован государством. Существуют разные формы государственного санкционирования обычая — отсылка к нему в законодательстве, указание в судебной практике. Обычаи делового оборота относятся к правовым обычаям, что отличает их от традиций, обрядов и заведенного порядка. Это вполне обоснованно отмечают В.С. Белых и И.В. Кривошеев, характеризуя обычай делового оборота как источник страхового права *(73).
Поэтому при разрешении спорных ситуаций, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров, судами могут приниматься в качестве правовых норм сложившиеся и устоявшиеся определенные правила поведения, которые законодательно не регламентированы, но прочно заняли место в практике. На данное обстоятельство было обращено внимание в совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» *(74).
Обсуждая локальные нормативные акты, применяемые в страховых правоотношениях, и их правовую регламентацию, следует отметить, что среди них особое положение занимают правила страхования, разрабатываемые страховщиками, на основе которых заключаются договоры страхования. Порядок и условия применения правил страхования участниками страховых отношений определены ст. 943 ГК РФ, а также рекомендациями Высшего Арбитражного Суда в п. 17 вышеупомянутого Обзора. Страховые организации разрабатывают правила страхования в качестве условий страхования и направляют в Федеральную службу страхового надзора для получения лицензии на осуществление страховой деятельности. К правилам страхования прилагаются разработанные типовые договоры страхования и страховые тарифы. В последующем в конкретные договоры страхования можно вносить изменения по согласованию со страхователями.
Доктрина страхового права допускает, что в структуру страхового права помимо источников частноправового характера входят и источники права, относящиеся к публично-правовым: акты административного, налогового, государственного и финансового права. Поэтому представляется, что источники публично-правового характера, помимо надзорных и фискальных функций, должны выполнять обеспечительные функции. При этом основной целью следует признать создание правовых условий для успешной реализации участниками страховых правоотношений своих прав и обязанностей.
В свое время Г.Ф. Шершеневич отмечал, что страховое право может иметь или публичный, или частный характер. Первое определяет отношение государства к делу страхования *(75).
Основываясь на этой мысли классика российской цивилистики, следует отметить, что отношение государства к страхованию должно способствовать развитию и укреплению страхового рынка. Это обусловлено тем, что финансовые потоки, идущие через страховой механизм, переводят деньги из средств накопления в средства обращения, что благотворно влияет на инвестиционный финансовый климат государства.

Страхование. Автор: Самсонова И.А., редактор: В авторской редакции

1. Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность.

2. Договор страхования.

3. Содержание и функции государственного страхового надзора.

Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность, подразделяются на:

• нормативные акты, адресованные всем участникам страхования;

• нормативные акты, адресованные только страховщикам.

К первой группе нормативных актов относится глава 48 ГК РФ. Она адресована всем участникам страхования.

Метод гражданско-правового регулирования страховых отношений основан на принципах (ст. 1 Гражданского кодекса РФ) юридического равенства всех участников гражданских правоотношений т.е.:

· Неприкосновенности собственности каждого субъекта;

· Невмешательства в частные дела;

· Беспрепятственного осуществления гражданских прав;

· Восстановление нарушенных прав;

· Судебной защиты нарушенного права.

Также страховая деятельность регулируется следующими норматив­ными документами:

• Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» (с изм. на 31.12.97) № 4015-1 от 27.11.92;

• Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон

РФ «Об организации страхового дела в РФ» № 204-ФЗ от 20.11.99;

• федеральными законами (например, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.97);

• международными нормативными документами, которые адресованы как страхователям, так и страховщикам – Правилами 1псо1егт8, Кодексом торгового мореплавания и т. п.

Каждый страховщик на основе юридических актов получает, в частности:

1)строго определенный круг обязанностей и прав;

2)полномочия по трансформации этих обязательств и прав применительно к особенностям своей деятельности в такие рабочие документы, как:

· общие условия и правила страхования;

· заявление на страхование;

· страховой акт и т.д.

Последовательность обеспечения страховой сделки между страхователем и страховщиком:

1. Ознакомление страхователя с условиями или правилами страхования.

2. Оформление заявления на страхование.

3. Оформление и подписание договора страхования.

4. Уплата страхового взноса и получение страхового полиса.

5. Совершение страхового случая.

6. Составление страхового акта, определение размера ущерба и страховых выплат.

7. Выплата страхового возмещения или обеспечения страхователю.

8. Прекращение договора страхования.

Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.

Договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком, является основным документом, удостоверяющим действительность сделки страхования.

Требования к заключению договора страхования: договор может считаться заключенным, если сторонами согласованы все существенные условия договора. Согласно ст. 432 ГК РФ к существенным относятся условия трех типов:

• условия о предмете договора;

• условия, названные в законе как существенные для договора данного типа;

• все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предмет договора и условия, названные в законе, зависят от того, какой договор заключается.

Согласование условий должно произойти в установленной законом форме (устной, письменной, нотариальной). Исходя из вышеперечисленных требований, договоры страхования можно разделить на:

• концессуалъные – договоры страхования, которые удовлетворяют всем вышеперечисленным требованиям и которые достаточны для его заключения.

• реальные – договоры страхования, где удовлетворяются только 2 требования и которые недостаточны для его заключения.

У реальных договоров страхования стороны могут изменять и устанавливать по своему желанию момент вступления его в силу. В концессуальном договоре страхования должен быть указан конкретный срок вступления его в силу. По умолчанию договор страхования считается вступившим в силу с момента уплаты первого страхового взноса. Таким образом, имеются два варианта заключения договора страхования:

• когда от уплаты взносов зависит вступление его в силу;

• когда от уплаты взносов вступление в силу договора не зависит.

Эти варианты описываются разными юридическими инструкциями и поэтому отличаются своими свойствами и юридическими последствиями. Прекращение договора страхования может наступить по истечении срока действия договора. Для договора страхования имеются специальные правила его досрочного прекращения; они регулируются ст. 928 ГК РФ. Существуют два правила прекращения договора страхования:

• если отпала возможность наступления страхового события;

• если от договора отказался страхователь.

Чтобы произошло прекращение обязательств, это условие должно содержаться в самом договоре страхования. Договор, в котором нет данного условия, признается действующим до указанного в нем момента. То есть норма, содержащаяся в ст. 425 ГК РФ, рассматривает именно обязательства как основу для определения срока действия договора, а не договор как основу для определения срока действия обязательств.

Исходя из практики, договоры страхования можно разделить на:

• ничтожные, которые недействительны сами по себе и не требуют специальных процедур для признания их недействительности;

• оспоримые, которые могут быть признаны недействительными толь­ко судом.

Если договор является недействительным, то происходит так называемая реституция – стороны должны возвратить друг другу все то, что каждая из них получила от другой при исполнении договора страхования.

Существуют следующие причины, по которым договор страхования может быть признан недействительным.

Согласно статьям 168, 179 ГК РФ договор страхования признается недействительным, если:

• договор страхования не соответствует закону или иным правовым актам;

• страховщик осуществляет свою деятельность без лицензии;

• лицо, подписавшее договор, превышает свои полномочия;

• договор страхования является мнимым;

• цель договора противоправна основам правопорядка и нравственности. Мнимые договоры – это договоры, целью которых является прикрытие истинной цели сделки. Особые условия недействительности договоров страхования;

• если страховая сумма превышает страховую стоимость, то договор страхования может быть недействителен на эту разницу;

• если в условиях договора страхования есть положения суброгации (перехода права требования к третьему лицу, виновному в причинении ущерба);

• если договор страхования заключен после наступления страхового случая.

Права и обязанности сторон по договору.

Страховщик обязан (основные обязанности):

а) ознакомить страхователя с правилами страхования;

б) при страховом случае произвести страховую выплату в установленный договором или законом срок;

в) не разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

а) своевременно вносить страховые взносы;

б) при заключении договора страхования сообщить страховщику о всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для оценки страхового риска, а также о всех заключенных или заключаемых договорах страхования в отношении данного объекта страхования;

в) принимать необходимые меры в целях предотвращения и уменьшения ущерба застрахованному имуществу при страховом случае, и сообщить страховщику о наступлении страхового случая в сроки, установленные договором страхования.

Договором страхования могут быть установлены и иные обязанности страховщика и страхователя.

Договорные связи между участниками страховых правоотношений представлены в следующей таблицы:

Законы и нормативные акты регулирующие деятельность страховой организации

1.3 Законодательство о личном страховании / Личное страхование, его особенности

В большинстве стран (США, ФРГ, Япония, Великобритания и др.) личное страхование занимает первое место среди других отраслей страхования по объемам собираемой премии. Данные виды страхования выполняют важную социальную функцию, поскольку затрагивают интересы каждого человека. Поэтому во всех странах развитию и поддержанию личного страхования уделяется особое внимание.

Основным источником правового регулирования личного страхования является Гражданский кодекс Российской Федерации. И в первую очередь к рассматриваемому договору применимы н ормы, которые объединены в Гражданском кодексе в отдельной главе 48 (ст. 927-970 ГК РФ). Вторым по важности можно выделить Закон «Об организации страхового дела в РФ». Данный закон регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Однако, важно отметить, что действие этого Закона не распространяется на государственное социальное страхование.

Когда принимался Закон, он, имел название «О страховании». Предполагалось, что будет построена иерархическая система законодательства, регулирующего страховые отношения, а сам Закон будет находиться в вершине иерархии. Этот иерархический принцип и заложен в п. 2 статьи Закона. Мыслилось, что действовавшие в то время нормативные акты о специальных видах страхования, в том числе и о личном страховании, также будут приведены в соответствие с этой иерархией. Однако с принятием нового ГК РФ ситуация изменилась, так как вершиной иерархии в отношении общих вопросов заключения и исполнения договоров страхования стал теперь Гражданский кодекс. В отношении медицинского, пенсионного, социального страхования также были приняты новые федеральные законы, регулирующие эти виды страхования принципиально по-другому, чем это сделано и в Законе, и в ГК. Таким образом, задуманная иерархия нормативных актов по страхованию не выстроилась. Следовательно, в настоящее время к законодательству, регулирующему отношения в области страхования следует относить три группы нормативных актов, не связанных между собой иерархически [1] :

(а) Гражданский кодекс РФ, который регулирует отношения по заключению и исполнению договоров страхования;

(б) Закон «Об организации страхового дела в РФ» и нормативные документы органа страхового надзора, изданные в соответствии с подпунктами «г» и «д» п. 3 ст. 30 Закона;

(в) специализированные нормативные акты об отдельных видах страхования.

По юридической силе эту иерархию можно представить так:

— Подзаконные нормативные акты (акты президента РФ и правительства РФ);

— Ведомственные нормативные акты.

Итак, в комплекс законодательства о личном страховании в нашей стране, наряду с Гражданским кодексом РФ и Законом «Об организации страхового дела в РФ» входят, во-первых, законодательные акты. Среди них необходимо выделить:

— Закон РФ от 28 июня 1991 г. №1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [2] ;

— Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ [3] , с т. 132 которого закрепляет, что страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным;

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ [4] — статья 98, которого гласит, жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации на время перевозок их на внутреннем водном транспорте, за исключением пассажиров, перевозимых по пригородным, внутригородским, экскурсионно-прогулочным маршрутам перевозок пассажиров и на переправах;

— Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. №81-ФЗ [5] — Пункт 2 статьи 60 устанавливает, что судовладелец обязан страховать жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей;

— Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5221-I [6] в ст. 431 закрепляет, обязательность государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации: должностные лица таможенных органов Российской Федерации подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета;

— Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 [7] (С татья 64 — оплата труда и компенсации) устанавливают для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [8] ;

— Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [9] ;

— Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» [10] — ст. 18 устанавливающей, что гражданам Российской Федерации обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска Радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования производятся независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению;

— и многие другие.

Нормы большинства из перечисленных законов закрепляют обязательное личное страхование, добровольному же личному страхованию посвящены общие нормы ГК РФ, Закона «Об организации страхового дела в РФ».

Как мы уже отметили, акты о личном страховании могут принимать Президент РФ и Правительство РФ. Однако они не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные личному страхованию, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

К таким актам относятся:

— Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» [11] ;

— Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. N 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» [12] закрепляющий обязательное государственное личное страхование сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации;

— Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. №652 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [13] ;

— Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. №332 «Об утверждении Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [14] .

В связи с тем, что на Федеральную службы России по надзору за страховой деятельностью и некоторые другие ведомства, возложена задача по разработке методических материалов по вопросам личного страхования, следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых отдельными ведомствами.

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г [15] 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Итак, обозначим некоторые из них:

— Приказ Росстрахнадзора от 28 июня 1996 г. № 02-02/18 «О методике расчета страховых тарифов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни»;

— Приказ Росстрахнадзора от 20 июня 1996 г. № 02-02/17 «О примерных правилах страхования жизни с условием выплаты страховой ренты» [16] ;

— Письмо Росстрахнадзора от 12 сентября 1996 г. № 08/5-71р/05 О Порядке расчета тарифов по страхованию жизни с условием выплаты страховой ренты [17] ;

— Письмо Росстрахнадзора от 13 марта 1996 г. № 09/1-20р/24 О страховом риске дожития застрахованного до срока или возраста, установленного договором страхования жизни [18] ;

— Письмо ПФР от 18 марта 1998 г. №ЕВ-16-28/1925 «О начислении страховых взносов на выплаты по договорам добровольного страхования пассажиров от несчастного случая» [19] ;

— Письмо Минфина РФ от 7 мая 2001 г. № 24-210837-05/24 О возможности квалификации долгосрочного страхования жизни с выплатой аннуитетов в качестве незаконной предпринимательской деятельности;

— Письмо Минфина РФ от 26 июня 1998 г. № 24-11/05 «Об отдельных вопросах проведения видов страхования, относящихся к страхованию жизни» [20] .

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования автор необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с личным страхованием. В иду того, что в юридической природе нет обзоров объединенных тематикой личного страхования, можно выделить постановления по отдельно взятым судебные разбирательствам:

— Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 сентября 2001 г. N 9691/00 Возмещение истцу расходов, связанных с выплатой наемным работникам пособий по социальному страхованию, не может быть поставлено в зависимость от уплаты им единого налога на вмененный доход, поскольку истец, являясь страхователем наемных работников и выплачивая им страховое обеспечение при наступлении страховых случаев, действовал в соответствии с Законом «Об основах обязательного социального страхования» [21] ;

— Решение Верховного Суда РФ от 30 марта 2001 г. N ГКПИ 01-331-527 О признании недействительным и не порождающим правовых последствий пункта 3 Перечня актов Правительства РФ, утративших силу с 1 января 1999 г., утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 1997 г. N 966.

[1] Фогельсон Ю. Б. Комментарий к страховому законодательству. — М.: Юристъ, 1999. – с.16.

[2] Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 4 июля 1991 г. — №27. — Ст. 920

[3] Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 24 марта 1997 г. — N 12. — Ст. 1382.

[4] Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 12 марта 2001 г. — №11. — Ст. 1001.

[5] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 мая 1999 г. — №18. — Ст. 2207.

[6] Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 5 августа 1993 г. — N 31.- ст.1224.

[7] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 19 августа 1993 г. — N 33. — Ст. 1318.

[8] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 декабря 2001 г. — №51. — Ст. 4832.

[9] Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 19 июля 1999 г. — N 29. — Ст. 3686.

[10] Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 27 ноября 1995 г. — №48. — Ст. 4552.

[11] Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «О государственном обязательном страховании пассажиров» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 13 июля 1992 г. — №2. — Ст. 35.

[12] Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. N 340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» // Российская газета. — 13 января 1992 г.

[13] Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. N 652 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 10 сентября 2001 г. — N 37. — Ст.3696.

[14] Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. N 332 «Об утверждении Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Экспресс-Закон. — июнь 2001 г. — N 24.

[15] Российская газета. — 21 августа 1997 г.

[16] Приказ Росстрахнадзора от 20 июня 1996 г. N 02-02/17 «О примерных правилах страхования жизни с условием выплаты страховой ренты» // Финансовая газета. – 1996. — №27.

[17] Письмо Росстрахнадзора от 12 сентября 1996 г. N 08/5-71р/05 // Российский страховой бюллетень. — №11. — 1996 г.

[18] Письмо Росстрахнадзора от 13 марта 1996 г. N 09/1-20р/24 // Финансовая газета. – 1996. — №19.

[19] Письмо ПФР от 18 марта 1998 г. N ЕВ-16-28/1925 «О начислении страховых взносов на выплаты по договорам добровольного страхования пассажиров от несчастного случая» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. — 1998 г. — №4.

[20] Письмо Минфина РФ от 26 июня 1998 г. N 24-11/05 «Об отдельных вопросах проведения видов страхования, относящихся к страхованию жизни» // Экономика и жизнь. — июль 1998 г. — N 27.

[21] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 сентября 2001 г. N 9691/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2001 г. — N 12.

Смотрите еще:

  • Автономная система местного самоуправления Раздел XI Правовой статус органов местного самоуправления Автономной Республики Крым Согласно ст 134. Конституции Украины,. Автономная. Республика. Крым (далее -. АРК) является […]
  • Ч 25 ст195 коап Стаття 195-2. Порушення порядку придбання, зберігання, реєстрації або обліку газових пістолетів і револьверів та патронів до них Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП) […]
  • Уголовный кодекс статья 295 Статья 295 УК РФ. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование Новая редакция Ст. 295 УК РФ Посягательство на жизнь судьи, присяжного […]
  • Халипов кратология как система наук о власти Библиография I. Монографии, учебники, учебные пособия, словари Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.:РЮИД, 1997.512с. Авторханов А. Технология власти. М.: […]
  • Органы осуществляющие управление государственным имуществом § 2. Органы управления государственным имуществом Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России), согласно постановлению Правительства от 29 […]
  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Светлаков развод Сергей Светлаков разводится с женой Юлией Ближе к концу лета будут оформлены все юридические тонкости – экс-супруги Сергей Светлаков и Юлия Светлакова остались друзьями и хотят закончить […]
  • Денежное довольствие для рядовых Денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях прапорщиков, р Главная > Закон >Военная кафедра НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ “____ “ ________________ 1997 […]
admin

Обсуждение закрыто.