Ст 23 нк рф с комментариями 2018

Ст 23 нк рф с комментариями 2018

Содержание статьи:

Статья 21 НК РФ. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

СТ 21 НК РФ.

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Комментарий к Ст. 21 Налогового кодекса

Комментируемая статья совместно со ст. 23 НК РФ (см. комментарий к ней) содержит положения, направленные на определение правового статуса налогоплательщиков (плательщиков сборов), и устанавливает основы правовой регламентации их деятельности.

Основные права налогоплательщиков (плательщиков сборов) непосредственно закреплены в комментируемой статье. Также в ней гарантируются иные права указанных лиц, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Большинство прав налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленных комментируемой статьей, прямо корреспондируют с обязанностями налоговых органов, предусмотренными в ст. 32 НК РФ (см. комментарий к ней), что является в соответствии с п. 2 ст. 22 НК РФ (см. комментарий к ней) гарантией реализации указанных прав.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленные комментируемой статьей, по своему содержанию образуют четыре группы: 1) права на информацию; 2) права, связанные с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов; 3) прав, обеспечивающие реализацию интересов налогоплательщиков при осуществлении налогового учета и проведении мероприятий налогового контроля; 4) права, опосредующие защиту налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Статья 22 НК РФ. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

СТ 22 НК РФ.

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Комментарий к Ст. 22 Налогового кодекса

Комментируемая статья гарантирует налогоплательщикам (плательщикам сборов) защиту их прав и законных интересов, которая может осуществляться в административной или судебной формах.

Порядок и условия административной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлены в разделе VII НК РФ (см. комментарий к нему).

Установлению общих порядка и условий судебной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) посвящены ст. 46 Конституции РФ и Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» . Положения о такой защите находят свою конкретизацию в гражданском процессуальном законодательстве , если налогоплательщик (плательщик сборов) — физическое лицо, или в арбитражном процессуальном законодательстве , если налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель.
———————————
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685.

См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.

См.: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3012.

Материально-правовой гарантией реализации прав налогоплательщиков и плательщиков сборов, закрепленной в п. 2 комментируемой статьи, является то, что каждому такому праву соответствует обязанность должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов. Из необходимости корреспонденции между правами налогоплательщиков (плательщиков сборов) и обязанностями налоговых органов исходил Конституционный Суд Российской Федерации при вынесении своего Определения от 17 июля 2012 года N 1349-О. На данной позиции основывают свои решения и иные судебные органы (см., например: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2012 года N А41-7192/12). При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей влечет ответственность, предусмотренную комментируемым Кодексом и иными федеральными законами.

Здесь необходимо также указать на взаимосвязь комментируемой статьи с положениями ст. 35 НК РФ (см. комментарий к ней), согласно которой налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам и плательщикам сборов вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия указанных органов, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других их работников при исполнении ими служебных обязанностей. Здесь следует сослаться на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на которой основывается его Определение от 18 марта 2010 года N ВАС-2739/10, в котором со ссылкой на п. 1 ст. 35 комментируемого Кодекса признаны несостоятельными доводы заявителя — налогового органа об отсутствии в налоговом законодательстве норм, предусматривающих обязанность налогового органа возмещать расходы налогоплательщика по обжалованию актов налоговых органов в апелляционном порядке. Также указанный судебный орган отмечает, что причиненные налогоплательщикам убытки в силу п. 2 ст. 103 комментируемого Кодекса подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, а также иными федеральными законами.

Данная правовая позиция нашла свое отражение и в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 ноября 2009 года N А68-80/09-18/17, в котором установлена неправомерность действий налогового органа, который не признал убытком налогоплательщика сумму выплаченного вознаграждения по договору об оказании правовых услуг в связи с апелляционным обжалованием решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, а следовательно, и не признал своей обязанности возмещать указанные расходы. Применительно к данному делу суд указал, что при системном толковании п. 1 ст. 35 и п. 2 ст. 103 комментируемого Кодекса, а также статей 15, 16 и 1069 ГК РФ расходы налогоплательщика на административное обжалование решения налогового органа, которое впоследствии было признано судом недействительным, относятся к убыткам по смыслу положений гражданского законодательства и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

В заключение следует отметить, что порядок и условия защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленные комментируемой статьей, согласно абз. 2 п. 2 ст. 24 комментируемого Кодекса распространяются также и на налоговых агентов.

Статья 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Текст статьи.

Комментарии к статье

Какие изменения внесла в статью 23 НК РФ новая редакция 2016 года?

15.02.16 г. НК РФ был изменен и дополнен. В частности, новшества коснулись ст 23 НК РФ, регламентирующей обязанности налогоплательщиков, — вступила в действе её новая редакция.

Частично были изменены пункты 3.1 и 3.2, относящиеся к участникам иностранных организаций. Действующая редакция п 3.1 ст 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков сообщить в налоговый орган, помимо прочего, такую информацию:

  1. уведомить о своем участии в иностранной организации, если его доля выше 10%;
  2. уведомить об учреждении иностранных структур (не юридических лиц);
  3. уведомить о наличии контролируемых иностранных компаний.

Ранее подпункт два был более развернутым и подробным. Он включал, в частности, обязанность сообщить о контроле над иностранными структурами без образования юр. лица или о праве на доход от деятельности подобных структур. В 2016 году законодатель его сильно сократил. Теперь необходимо уведомить налоговый орган только об учреждении иностранных структур.

Статья 23 НК РФ новая редакция 2016 включила также очень важное изменение в пункт 3.2. Уточнение конкретизировало информацию об имуществе иностранных организаций, сведения о котором нужно передавать в российские налоговые службы в определенных законом случаях. Иностранные организации и структуры, не в статусе юр. лиц, как ранее было написано в законе, имеющие налогооблагаемое имущество, должны направлять в налоговый орган все сведения об участниках своей организации или об учредителях или бенефициарах своей структуры. В статье было использовано просто слово “имущество”, без какого-либо уточнения, то есть имелось ввиду имущество, облагаемое налогом в рамках НК РФ. По тексту новой редакции, информацию об участниках или учредителях передают в налоговый орган те иностранные организации и структуры, которые имеют недвижимое имущество на праве собственности.Это очень серьезное уточнение, которое повлияет на дальнейшую судебную практику и поможет разрешить возможные споры по применению нормы п 3.2 ст 23 НК РФ.

Новые нормы действуют на налоговые отношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Когда иностранная организация в 2016 году вместе с налоговой декларацией передаёт сведения о своих участниках?

В ст 23 НК РФ действующая редакция пункта 3.2 существенно изменена в 2016 году. Это изменение влияет на необходимость предоставления иностранной фирмой сведений о своих участниках в налоговую службу.

Иностранные организации и структуры обязаны платить налоги как со своих доходов, так и с имущества. С 2015 года, помимо обязанности предоставить налоговую декларацию, эти организации, в указанных в НК РФ случаях, передают в налоговый орган также сведения о своих участниках.

Важно разобраться, когда именно сведения об участниках иностранной организации передаются в налоговую службу.

Обязанность передавать данные об участниках иностранной организации введена год назад — с января 2015. Тогда НК РФ был дополнен п 3.2 ст 23 и новым абзацем в п 3 ст 386. Согласно этим нормам иностранная фирма, имеющая имущество, как объект налогообложения, сообщает о своих участниках по состоянию на 31 декабря отчётного налогового периода, если доля прямого или косвенного участия этих участников в организации превышает 5 процентов. Когда физическое лицо или публичная компания участвует в иностранной организации, то нужно раскрыть и порядок такого участия.

Ст 386 и ст 23 НК РФ действующая редакция 2016 года озвучила по-другому. Теперь иностранная организация, имеющаяся недвижимое имущество на праве собственности, облагаемое налогом, обязана сообщить о своих участниках. И видоизмененная норма распространяется на налоговые отношения, начавшиеся с 1 января 2015 г.

Итак, резюмируя сказанное, в 2016 году иностранная организация передает в налоговую службу вместе с декларацией сведения о своих участниках, если она имеет на праве собственности недвижимое имущество, которое облагается налогом, и при этом доля этих участников в компании более 5%.

Каким образом фирма информирует налоговую службу о закрытии своего подразделения?

Фирмы-налогоплательщики должны сообщать в налоговые органы по месту нахождения головной организации обо всех свои подразделениях, прекративших действие.

По пп 3.1 п 2 ст 23 НК РФ фирма в течение 3 дней после закрытия подразделения подаёт об этом сведения в налоговую службу. Сделать это налогоплательщик вправе лично или через представителя, а также направив уведомление по почте заказным письмом. Также передача информации возможна в электронной форме и через личный кабинет плательщика.

Важно, что, если обособленное подразделение имеет отдельный счёт, баланс и начисляет выплаты в пользу физ. лиц, то фирма подает заявление о снятии с регистрационного учёта в территориальном органе ФСС по месту нахождения самого подразделения (ФЗ № 255 об обязательном соц. страховании).

Статья 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Новая редакция Ст. 23 НК РФ

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1.1) утратил силу;

2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

3.4. Плательщики страховых взносов обязаны:

1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;

2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса;

3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;

4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5.2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, представление которых такой организацией предусмотрено настоящим Кодексом, по форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта иностранная организация должна обеспечить получение от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, документы (информация), сведения, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом, представляются указанной иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные настоящей статьей, распространяются также на иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 23 НК РФ

В части обязанностей налогоплательщиков были внесены существенные изменения. Статья 23 НК РФ была полностью изложена в новой редакции, которая предполагает с 1-го января 2007 г. закрепить за налогоплательщиками следующие обязанности:

уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ);

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ);

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ);

представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ);

представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);

представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ);

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ);

в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ);

нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (пп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ);

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия (пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ);

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ);

о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Кроме этого, п. 3 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Пунктом 4 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.

Пунктом 5 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 6 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.

Обратим внимание читателя, что поправкой в п. 2 ст. 23 НК РФ уменьшен срок представления информации об открытии или о закрытии счетов — с десяти до семи дней. Кроме этого, введена уточняющая норма, что срок на представление в налоговый орган соответствующей информации исчисляется со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Также отметим поправку, которую следует рассматривать в системной связи с поправкой, внесенной в ст. 11 НК РФ: новая формулировка п. 2 ст. 23 НК РФ говорит о том, что налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства.

Прежняя редакция п. 2 ст. 23 НК РФ не содержала однозначного ответа на вопрос о необходимости нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) банковских счетов, используемых ими для своей профессиональной деятельности.

Непоследовательность в данном вопросе отмечалась также в разъяснениях налогового ведомства.

Так, в Письме МНС России от 29 августа 2003 г. N ШС-6-24/[email protected] на основании ссылок на п. 2 ст. 1 и п. 3 ст. 21 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» был сделан вывод, что адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокатский кабинет не является юридическим лицом, следовательно, представление адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета не требуется .
———————————
Автору такой подход представляется неверным, так как в п. 2 ст. 23 НК РФ не было указания на необходимость сообщать только о счетах, используемых для предпринимательской деятельности.

Письмо от 4 октября 2004 г. N 24-1-10/[email protected] МНС России изменило свою позицию и указало на необходимость адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, представлять в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) счетов в банках в десятидневный срок. Письмо МНС России от 29 августа 2003 г. N ШС-6-24/[email protected] было отменено.

Новая редакция ст. 23 НК РФ (п. 3) однозначно говорит о необходимости нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Другой комментарий к Ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 23 Кодекса установлены обязанности налогоплательщиков, вне зависимости от того, какое лицо — организация, индивидуальный предприниматель или физическое лицо — является этим налогоплательщиком.

1) Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы установлена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (см. комментарий к ст. 44 Кодекса).

2) Как установлено п. 1 ст. 83 Кодекса, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом (см. комментарий к ст. 83 Кодекса).

3) Пунктом 1 ст. 54 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Согласно п. 2 ст. 54 Кодекса индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России (см. комментарий к ст. 54 Кодекса).

4) В соответствии с п. 1 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 80 Кодекса).

Бухгалтерская отчетность подлежит представлению в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Следует учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и, соответственно, от обязанности представления бухгалтерской отчетности (см. комментарий к ст. 54 Кодекса).

5) В подпункте 1 п. 1 ст. 31 Кодекса закреплено право налоговых органов требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

6) В подпункте 8 п. 1 ст. 31 Кодекса закреплено право налоговых органов требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

7) О предусмотренных Кодексом случаях представления налогоплательщиками налоговым органам необходимой информации и документов (см. комментарий к ст. 126 Кодекса).

8) Следует отметить, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» для документов бухгалтерского учета предусматривает иной срок хранения. В соответствии с п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. О соотношении сроков хранения учетных документов, установленных подп. 8 п. 1 ст. 23 Кодекса и п. 1 ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (см. комментарий к ст. 120 Кодекса).

9) Согласно подп. 9 п. 1 ст. 23 Кодекса законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены и иные обязанности налогоплательщиков, нежели указанные в п. 1 комментируемой статьи.

2. В пункте 2 ст. 23 Кодекса предусмотрены дополнительные обязанности налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей — письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

о реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Приказом МНС России от 2 апреля 2004 г. N САЭ-3-09/[email protected] утверждены следующие рекомендуемые формы сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах:

———————————
Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 11.

форма N С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета» (приложение N 1);

форма N С-09-2 «Сообщение об участии в российских и иностранных организациях» (приложение N 2);

форма N С-09-3 «Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации» (приложение N 3);

форма N С-09-4 «Сообщение о реорганизации юридического лица» (приложение N 4).

3. В пункте 3 ст. 23 Кодекса предусмотрено, что плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

4. Как указано в п. 4 ст. 23 Кодекса за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены соответствующими статьями гл. 16 Кодекса.

5. В соответствии с п. 5 ст. 23 Кодекса налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 328 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги.

Пунктом 2 ст. 127 Таможенного кодекса РФ установлено, что при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разд. III Таможенного кодекса РФ.

Смотрите еще:

  • Как написать устав по новому закону об образовании Учредитель требует от нашей школы полностью и целиком переписать все нормы федеральных законов в устав. Наши уставы становятся существенно больше, чем были. Имеет ли право учредитель […]
  • Старый ук кража Имущественные преступления Имущественные преступления, по советскому праву действия, посягающие на социалистическую собственность и личную собственность граждан. В УК(Уголовный кодекс) […]
  • Бесплатный юрист в андреевке Блог - бесплатная юридическая консультация Бесплатные юристы Андреевка Вас приветствует бесплатная юридическая консультация Наши юристы и адвокаты специализируется на следующих областях […]
  • Личные и имущественные права и обязанности супругов Брачный договор Личные и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор; К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по: -опред-ию собственного […]
  • Можно ли выселить из квартиры бывшую жену с ребенком Как можно при разводе выселить бывшую жену, проживающую в квартире? Не всегда отношения семейной пары складываются гладко. Разногласия, конфликтные ситуации приводят к принятию решения о […]
  • Коап рф 1533 ч2 Комментарии к СТ 15.33 КоАП РФ Статья 15.33 КоАП РФ. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления […]
  • Технический акт на списание основных средств Акт на списание основных средств Лишние ресурсы для каждого приятны. Прежде чем переписывать шаблон, очень необходимо тщательно исследовать напечатенные в нем нормы постановлений. Сейчас […]
  • Приговор по ст 2261 ч 1 ук рф Вынесен приговор по уголовному делу о контрабанде сильнодействующих веществ 28 Сентябрь 2018 года Вынесен приговор в отношении 24-летнего жителя города Чебоксары, обвиняемого в совершении […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes