Статья 34617 пункт 1

Статья 34617 пункт 1

О порядке применения отдельных положений глав 261, 262 и 263 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ

В связи с поступающими вопросами о порядке применения отдельных положений глав 261, 262 и 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в связи с принятием Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 21, 261, 262 и 263 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации сообщает следующее.

1. Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений в статью 3462 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признаваемые в соответствии с главой 261 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями, получили право применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Так как указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2007 г., сельскохозяйственные потребительские кооперативы, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2008 г., вправе в период с 20 октября по 20 декабря 2007 года подать заявления о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

При этом на основании пункта 1 статьи 3463 Кодекса (в ред. Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ) сельскохозяйственные товаропроизводители — сельскохозяйственные потребительские кооперативы, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2008 года, в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога должны указать данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам 2006 года.

2. Внесены изменения в порядок перехода на упрощенную систему налогообложения организаций, которые наряду с общим режимом налогообложения переведены по отдельным видам предпринимательской деятельности на единый налог на вмененный доход (пункт 4 статьи 34612 Кодекса). Если по действующим правилам при переходе на упрощенную систему налогообложения такие организации должны в качестве ограничения учитывать доходы по всем видам деятельности, независимо от применяемых в отношении их налоговых режимов, то по новым правилам предельная величина доходов, установленная пунктом 2 статьи 34612 Кодекса, определяется по тем видам предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения и в отношении которых осуществляется переход на упрощенную систему налогообложения. Указанные новые правила вступают в силу с 1 января 2008 года, то есть при переходе организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2009 года.

При этом поправки, внесенные в пункт 1 статьи 34613 Кодекса, которые также вступают в силу с 1 января 2008 года, устанавливают, что организации, изъявившие желание перейти со следующего года на упрощенную систему налогообложения, при подаче заявления в налоговый орган по месту своего нахождения должны сообщать не только о размере доходов за девять месяцев текущего года, но и о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

3. Изменения в порядке определения доходов и расходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (статья 34616 и пункт 2 статьи 34617 Кодекса), вступают в силу с 1 января 2008 года и распространяются на правоотношения с 1 января 2007 года. Поэтому налогоплательщики упрощенной системы налогообложения вправе учесть их при исчислении налога по итогам налогового периода за 2007 год.

4. Внесены следующие изменения в порядок применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (статья 34625.1 Кодекса).

Уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, которые разрешается применять в соответствии с указанным налоговым режимом. Установлено, что переход с упрощенной системы налогообложения на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент. Налогоплательщику, имеющему патент в одном субъекте Российской Федерации, предоставлено право подавать заявление на получение патента на территории другого субъекта Российской Федерации. При этом патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год, то есть на период в пределах календарного года, и этот период не может переходить на следующий календарный год.

Также установлено, что если законом субъекта Российской Федерации по какому-либо из видов предпринимательской деятельности размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не изменен на следующий календарный год, то в этом календарном году при определении годовой стоимости патента учитывается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, действовавший в предыдущем году. При этом размер потенциально возможного годового дохода ежегодно (начиная с 2008 года) подлежит индексации на указанный в абзаце третьем пункта 2 статьи 34612 Кодекса коэффициент-дефлятор.

Введена обязанность индивидуального предпринимателя сообщать в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения. Индивидуальному предпринимателю, перешедшему с упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения, разрешено вновь перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Налогоплательщикам упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешено при оплате оставшейся части стоимости патента уменьшать ее на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В случае если налогоплательщик, например, имеет 2 патента: в субъекте Российской Федерации по месту жительства и в другом субъекте Российской Федерации, то он может воспользоваться правом на указанный вычет только в одном месте — по месту жительства.

Налогоплательщики упрощенной системы налогообложения на основе патента освобождены от представления в налоговые органы налоговых деклараций. Не должны они представлять налоговые декларации и за 2007 год. В то же время они обязаны вести налоговый учет в книге доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В связи с тем что объектом налогообложения у них являются доходы, то вести налоговый учет расходов не обязательно.

В связи с внесением изменений в главу 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Кодекса необходимо иметь в виду следующее.

5. Согласно внесенным в пункт 2.1 статьи 34626 Кодекса дополнениям единый налог на вмененных доход не применяется также в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 34626 Кодекса, в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 Кодекса.

Критерии отнесения российских организаций к крупнейшим налогоплательщикам утверждены Приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308. Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г.
№ 85н, в соответствии с которым налоговый орган по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика выдает (направляет) крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.

6. Статья 34627 Кодекса дополнена нормой, устанавливающей, что к розничной торговле не относится реализация газа в баллонах. Вместе с тем реализацию газа на автогазозаправочных станциях следует относить к розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети (не имеющей торговые залы), с применением физического показателя базовой доходности — «площадь торгового места».

7. Поправками, внесенными в статью 34629 Кодекса, в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров для исчисления единого налога на вмененный доход установлен физический показатель «посадочное место». Следует иметь в виду, что налогоплательщик определяет количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) по каждому автотранспортному средству, используемому для пассажирских перевозок, на основании данных технического паспорта завода — изготовителя автотранспортного средства.

8. По такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания (подпункт 8 пункта 2 статьи 34626 Кодекса), установлено, что не переводится на уплату единого налога на вмененный доход оказание услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения), то есть на уплату единого налога на вмененный доход не переводится оказание услуг общественного питания, если это является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и данные услуги оказываются непосредственно самими учреждениями.

9. Уточнено определение вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату единого налога на вмененный доход, предусмотренного подпунктом 12 пункта 2 статьи 34626 Кодекса, это оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. метров. То есть общая площадь спальных помещений заменена на общую площадь помещений для временного размещения и проживания.

Согласно данному в статье 34627 Кодекса определению помещение для временного размещения и проживания — помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие помещения). Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и других документов).

При определении общей площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, общежитий и других объектов) не учитывается площадь помещений общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и других помещений), а также площадь административно-хозяйственных помещений.

Согласно данному определению объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию — здания, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты).

При исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию (пункт 3 статьи 34629 Кодекса) должен использоваться физический показатель в виде площади спального помещения (в кв. метрах), под которой следует понимать площадь помещения для временного размещения и проживания, за исключением площади помещений общего пользования в объектах гостиничного типа (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и других помещений), а также площади административно-хозяйственных помещений.

10. Уточнено определение вида предпринимательской деятельности, связанного со сдачей в аренду торговых мест (подпункт 13 пункт 2 статьи 34626 Кодекса), к которому отнесено оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей. При этом базовая доходность установлена в зависимости от площади одного торгового места, объекта нестационарной торговой сети или объекта организации общественного питания: если площадь торгового места не превышает 5 кв. метров, то базовая доходность составляет 6000 руб. в месяц за одно торговое место; если площадь торгового места составляет свыше 5 кв. метров, то базовая доходность составляет 1200 руб. в месяц за каждый кв. метр площади торгового места.

Кроме того, введен новый вид предпринимательской деятельности, подлежащей переводу на уплату единого налога на вмененный доход (подпункт 14 пункта 2 статьи 34626 Кодекса) — оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей. При этом базовая доходность установлена в зависимости от площади земельного участка: если площадь земельного участка не превышает 10 кв. метров, то базовая доходность составляет 5000 руб. за один земельный участок; если площадь участка превышает 10 кв. метров, то базовая доходность составляет 1000 руб. за каждый кв. метр площади земельного участка.

В случае передачи во временное владение и (или) в пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для организации торговых мест, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, необходимо иметь в виду, что согласно статье 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с указанным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Деятельность представленных органов муниципальных образований и местных администраций как юридических лиц регулируется положениями указанного Федерального закона и как учреждений — Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, если от имени администрации муниципального образования предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход, осуществляет муниципальное учреждение, образованное для осуществления управленческих функций от имени муниципального образования и зарегистрированное в установленном порядке в качестве юридического лица, данная предпринимательская деятельность подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход в общеустановленном порядке.

11. Из определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 (статья 34627 Кодекса) исключен такой фактор, как «фактический период времени осуществления деятельности». Вместе с тем продолжает действовать норма, предусмотренная пунктом 6 статьи 34629 Кодекса, согласно которой значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние факторов на результат предпринимательской деятельности определяется налогоплательщиком с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. При этом фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности необходимо определять с учетом таких факторов, как режим работы и сезонность, если они не учтены в качестве особенностей ведения предпринимательской деятельности при определении корректирующего коэффициента базовой доходности К2. Это означает, что если, например, такая особенность ведения предпринимательской деятельности, как режим работы или сезонность, при определении корректирующего коэффициента базовой доходности К2 учтена (установлены значения соответствующих подкоэффициентов), то при определении фактического периода времени ведения деятельности данная особенность не учитывается.

12. Поправками, внесенными в пункт 7 статьи 34629 Кодекса, установлено, что значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год. Это означает, что значения корректирующего коэффициента К2 не могут меняться в течение календарного года.

Кроме того, установлено, что если нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 не приняты до начала следующего календарного года и (или) не вступили в силу в установленном Кодексом порядке с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, действовавшие в предыдущем календарном году.

Таким образом, если нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 не будут приняты и опубликованы в установленном статьей 5 Кодекса порядке до 1 декабря 2007 года, то в 2008 году будут действовать значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, действовавшие в 2007 году.

Кроме того, в связи с внесением Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ изменений в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых с 1 января 2008 года может применяться единый налог на вмененный доход (пункт 2 статьи 34626 Кодекса), соответствующие решения представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга должны быть приняты и опубликованы в установленном статьей 5 Кодекса порядке до 1 декабря 2007 года.

Новая норма пункта 1 статьи 346.17 НК РФ

Статьи по теме

Суммы выплат, полученные из бюджета на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, «упрощенцы» будут включать в доходы в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически понесенных затрат, предусмотренных условиями получения бюджетных средств. Изменения в пункт 1 статьи 346.17 НК РФ внесены с 7 апреля 2010 года Федеральным законом от 05.04.2010 № 41-ФЗ и распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Однако если «упрощенцы» нарушат условия получения этих выплат, то всю сумму необходимо включить в доходы в налоговом периоде, в котором было допущено нарушение. Если же по окончании третьего налогового периода суммы выплат не использованы вовсе, их также включают в доходы этого налогового периода.

Подпишитесь на популярные статьи

Подпишитесь на статьи журнала «Упрощенка», и вы будете получать подборки актуальных и популярных статей, комментарии экспертов, обзоры документов, которые пригодятся вам в работе.

О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки

в третьем чтении

О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 33, ст. 3413; № 53, ст. 5023; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021; 2003, № 1, ст. 6; № 28, ст. 2886; № 46, ст. 4443; 2005, № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2707; № 30, ст. 3112; 2006, № 12, ст. 1233; № 31, ст. 3436; 2007, № 23, ст. 2691; № 31, ст. 4013; 2008, № 30, ст. 3611; 2009, № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5725, 5731, 5733; 2010, № 15, ст. 1737; № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247; 2011, № 1, ст. 7) следующие изменения:

а) в абзаце первом пункта 1 слова «пунктами 2 и 3» заменить словами «пунктами 2 — 4»;

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.»;

2) статью 271 дополнить пунктом 43 следующего содержания:

«43. Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества.»;

3) статью 273 дополнить пунктом 23 следующего содержания:

«23. Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода. Такой порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе внереализационных доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества.»;

4) подпункт 1 пункта 5 статьи 3465 дополнить абзацем следующего содержания:

«Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода;»;

5) пункт 1 статьи 34617 дополнить абзацами следующего содержания:

«Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым — шестым настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом — шестом настоящего пункта.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений пунктов 1 и 4 статьи 223, пункта 43 статьи 271, пункта 23 статьи 273, подпункта 1 пункта 5 статьи 3465, пункта 1 статьи 34617 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

У малого и среднего бизнеса, получающего государственные дотации, появились новые налоговые льготы

Малые и средние предприятия теперь смогут на два года «растянуть» уплату налога на прибыль с полученных госдотаций — субсидий, грантов, другой финансовой помощи по федеральным и региональным программам поддержки. Для них водится особый порядок учета этих средств.

Сегодня «Российская газета» публикует Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки». Поправки направлены на повышение эффективности государственных программ. Они вступают в силу со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Сегодня «целевые» государственные субсидии можно направлять на оплату сырья, на организацию производства начинающими бизнесменами, на приобретение интеллектуальной собственности — технологий, патентов. По данным минэкономразвития, в 2010 году на различные программы поддержки малого и среднего бизнеса выделено 24 миллиарда рублей, из которых 16 миллиардов — прямые субсидии. В 2011 год на нужды малого предпринимательства пока выделено 10 миллиардов бюджетных рублей, но в правительстве надеются сохранить уровень прошлого года и увеличить объем этих средств.

По закону о развитии малого и среднего предпринимательства, финансовая поддержка предприятий оказывается с помощью субсидий и бюджетных инвестиций, в том числе из региональных и местных бюджетов.

Бюджетный кодекс предусматривает, что финансовая поддержка предприятий предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе. Однако, как пояснила «РГ» юрист юридической компании «Налоговик» Марина Емельянцева, до сих пор во многих случаях субсидии попадали под излишнее налогообложение из-за того, что финансовая поддержка на счета малых и средних предприятий поступает и расходуется в разные отчетные налоговые периоды.

«По действующему Налоговому кодексу налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. В течение двух лет предприятия и организации малого и среднего бизнеса имеют право не платить налог на прибыль с сумм полученной государственной поддержки. Но при условии, если в течение года успеют потратить полученные госсредства полностью.

Если, к примеру, деньги поступили в конце года и не израсходовались, то дополнительные средства в виде субсидий необходимо учесть как доход при уплате налога на прибыль», — поясняет Емельянцева. Однако, как правило, это не всегда удается и не всегда возможно, например, если субсидии предназначены для компенсации расходов на аренду помещения при организации и подготовки производства начинающими предпринимателями.

Теперь для малых и средних предприятий сделано послабление — такие доходы будут учитываться пропорционально расходам в течение одного-двух (но не более) налоговых периодов с даты получения субсидий. Если по окончании налогового периода объем полученных средств превысит сумму расходов из государственного дотационного источника, то налогом на прибыль будет облагаться только разница между ними. Принятие поправок позволит малому и среднему бизнесу избежать возникновения налоговой базы по подоходному налогу на физических лиц, сельхозналогу и налогу при упрощенной системе налогообложения в случаях, когда получение финансовой поддержки и ее расход осуществляются в разные налоговые периоды. Впрочем, считают эксперты, эти поправки нельзя в полной мере признать достаточными, поскольку спорная ситуация с обложением НДС расходов, источником которых стали такие субсидии, на законодательном уровне пока не решена.

В 2011 году в регионах России продолжится госпрограмма предоставления безвозмездных субсидий на развитие бизнес-проектов начинающим предпринимателям. Для их получения любой человек, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, должен представить бизнес-план развития предприятия и способы использования предоставленных денежных средств. После рассмотрения этих документов он может получить от государства безвозмездную ссуду до 300 тысяч рублей. Всего на финансирование этой программы государство потратило в 2010 году около 2 миллиардов рублей. В 2011 году сумма средств будет уменьшена. Гранты начинающим бизнесменам пользуются особой популярностью в моногородах, где люди остаются без работы из-за закрытия крупных промышленных предприятий. Среди тех, кто активно получает гранты, много женщин, которые хотят использовать госденьги на открытие салонов красоты, цветочных магазинов, мастерских по пошиву и ремонту одежды. На субсидии, правда, не могут претендовать предприниматели, занимающиеся операциями в сфере недвижимости, сдающие в прокат автомобили или бытовую технику. Кроме того, если обнаружится, что деньги были потрачены на другие нужды, предпринимателя могут обязать их вернуть.

Программы поддержки малого и среднего бизнеса: 300 тысяч рублей — начинающему предпринимателю, 750 тысяч — на нужды предприятий малых форм, от миллиона до 2,5 миллиона — среднему бизнесу, до 5 миллионов — на поддержку в сфере ЖКХ, до миллиона — на участие в выставках и до 10 миллионов рублей — на создание инновационных продуктов.

Татьяна Зыкова
Налог в рассрочку
«Российская газета» — Федеральный выпуск №5427 (51)
11.03.2011

Федеральный закон Российской Федерации от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки»

Опубликовано 11 марта 2011 г.
Вступает в силу 11 марта 2011 г.

Принят Государственной Думой 22 февраля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 2 марта 2011 года

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3413; N 53, ст. 5023; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021; 2003, N 1, ст. 6; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4443; 2005, N 24, ст. 2312; N 27, ст. 2707; N 30, ст. 3112; 2006, N 12, ст. 1233; N 31, ст. 3436; 2007, N 23, ст. 2691; N 31, ст. 4013; 2008, N 30, ст. 3611; 2009, N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5725, 5731, 5733; 2010, N 15, ст. 1737; N 31, ст. 4198; N 48, ст. 6247; 2011, N 1, ст. 7) следующие изменения:

а) в абзаце первом пункта 1 слова «пунктами 2 и 3» заменить словами «пунктами 2 — 4»;

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.»;

2) статью 271 дополнить пунктом 43 следующего содержания:

«43. Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества.»;

3) статью 273 дополнить пунктом 23 следующего содержания:

«23 . Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода. Такой порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе внереализационных доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества.»;

4) подпункт 1 пункта 5 статьи 3465 дополнить абзацем следующего содержания:

«Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода;»;

5) пункт 1 статьи 34617 дополнить абзацами следующего содержания:

«Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым — шестым настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом — шестом настоящего пункта.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений пунктов 1 и 4 статьи 223, пункта 43 статьи 271, пункта 23 статьи 273, подпункта 1 пункта 5 статьи 3465 , пункта 1 статьи 34617 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Для тех, кто применяет УСН и ПСН: шесть важных советов

Ценность данного обзора в том, что выводы, сделанные в обзоре, фактически обязательны для применения судами при рассмотрении подобных дел. Если следовать рекомендациям, указанным в обзоре, то значительно легче будет добиться положительного решения в случае спора с налоговыми органами в суде.

Обзор довольно объемный и в рамках одной статьи невозможно рассмотреть его полностью, обратим внимание только на 6 моментов из 20.

1. Налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о применении упрощенной системы налогообложения, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.

Если вы не подали вовремя уведомление о применении УСН, но фактически применяете упрощенную систему налогообложения (уплачиваете авансовые платежи по данному налоговому режиму, не исчисляете и не уплачиваете налоги по общей системе налогообложения, в том числе не предъявляете налог на добавленную стоимость контрагентам), и при этом отсутствуют возражения со стороны налогового органа в течение всего первого налогового периода своей деятельности, то своим поведением, в течение налогового периода, налоговый орган фактически признает правомерность применения упрощенной системы налогообложения.

Соответственно, инспекция утрачивает право ссылаться на положения подпункта 19 пункта 3 статьи 34612 Налогового кодекса в обоснование изменения статуса налогоплательщика.

2. Организация, созданная в результате преобразования юридического лица, применявшего упрощенную систему налогообложения, и продолжившая использовать данный специальный налоговый режим, не может быть переведена на общую систему налогообложения вопреки ее волеизъявлению.

Волеизъявление налогоплательщика относительно сохранения за ним права на применение упрощенной системы налогообложения должно быть учтено налоговым органом, поскольку применение данного специального налогового режима носит уведомительный, а не разрешительный характер, и, согласно пункту 1 статьи 7 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, выступает одной из мер, предусмотренных в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

Вывод полезен предприятиям при проведении реорганизации, особенно путем присоединения общества на ОСНО к предприятию на УСН.

3. Сам по себе факт взаимозависимости налогоплательщика и его контрагентов не является основанием для консолидации их доходов и для вывода об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения данными лицами, если каждый из налогоплательщиков осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность.

Данный вывод полезен предприятиям, которым необходимо «дробление» бизнеса. Если соблюдать условия, приведенные в обзоре, можно избежать претензий со стороны налоговых органов. Расписано очень подробно, рекомендую ознакомиться.

4. В целях определения права на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с пунктом 4 статьи 34613 Налогового кодекса, по общему правилу, учитывается реально полученный налогоплательщиком доход, а не причитающиеся ему суммы (дебиторская задолженность).

В целях определения права на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с пунктом 4 статьи 34613 Налогового кодекса учитывается реально полученный налогоплательщиком доход, а не причитающиеся ему суммы (дебиторская задолженность).

При отсутствии между налогоплательщиком и его контрагентом признаков взаимозависимости, и налогоплательщик не оказывает влияние на хозяйственную деятельность контрагента, то в такой ситуации само по себе непринятие мер по истребованию задолженности у контрагента не может служить признаком получения необоснованной налоговой выгоды со стороны налогоплательщика.

Вывод полезен для организаций, у которых доход за налоговый период приближается к критическому.

5. Доходы, относящиеся к деятельности, облагаемой по патентной системе налогообложения, но полученные в период применения упрощенной системы налогообложения, формируют налоговую базу по упрощенной системе.

Верховный суд разъяснил, что доходом, полученным в рамках патентной системы налогообложения, являются денежные средства, поступившие на расчетный счет налогоплательщика с момента, когда индивидуальный предприниматель находился на патентной системе налогообложения, и до момента, когда истекло действие патента.

В том случае, когда оплата за ранее выполненные работы поступает в период применения упрощенной системы налогообложения, на основании пункта 1 статьи 34617 Налогового кодекса поступившие суммы должны учитываться при формировании налоговой базы по указанному специальному налоговому режиму.

6. Денежные средства, поступившие налогоплательщику в качестве обеспечения исполнения обязательства, учитываются при определении налоговой базы по упрощенной системе налогообложения, если они выполняют функцию аванса.

Данный вывод полезен предприятиям (ИП) сдающим имущество в аренду. При правильной формулировке договора аренды, «гарантийные» платежи, поступившие от арендаторов можно не включать в доход при УСН и не платить налог с аванса.

Повторю, что выводы сделанные ВС РФ в данном обзоре, очень своевременные и полезные для всех кто ведет предпринимательскую деятельность, а не только ИП. Рекомендую изучить и использовать в своей работе.

Смотрите еще:

  • Статья 81 тк рф пункт 1 Статья 81 тк рф пункт 1 О Б О Б Щ Е Н И Е практики рассмотрения судами Саратовской области дел о расторжении трудового договора по инициативе работодателя и по другим основаниям, не […]
  • Продажа земельного участка коломна Купить земельный участок в Коломне 21.10.2018 14:54 | Купить земельный участок большой площади в Коломне уч пмж 20 сот. с.Шеметово свет,вода по границе газ в 100 метрах подъезд […]
  • Земельный участок за 1 миллион Глава "Нацкорпуса" Билецкий получил в подарок от отца участок земли ценой в 1,7 миллиона Председатель партии "Национальный корпус", основатель полка "Азов" Андрей Билецкий получил от отца […]
  • Займ от частного лица в краснодаре Займы в Краснодаре от частных лиц под расписку Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп […]
  • В соответствии с чем заключается договор водопользования Заключение договора водопользования с городом Я хочу с администрацией города (с комитетом по имуществу) заключить договор водопользования в рекреационных целях. Они мне предлагают […]
  • Единый реестр судебных решений арбитражных судов российской федерации Российский закон о решениях судов в Интернете 1 июля 2010 года должен вступить в силу утвержденный 17 декабря 2008 года федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о […]
  • Федерального закона от 13 марта 2006 г о рекламе Федерального закона от 13 марта 2006 г о рекламе Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в […]
  • Если не сделать обязательный аудит Стоит ли "забывать" об обязательном аудите? Существует ли в настоящее время какая-либо ответственность за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения в […]
admin

Обсуждение закрыто.