Социальные права граждан конституции рф

Социальные права граждан конституции рф

Рубрикатор

Социальные права и свободы человека и гражданина: содержание и практика их реализации в Российской Федерации.

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ

Социальные права регламентируют статус человека как объекта со стороны государства. К ним Конституция РФ относит:

• право на социальное обеспечение;

• защиту материнства, детства и семьи;

• право на жилище;

• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• право на благоприятную окружающую среду.

Содержание социальных прав Социальное обеспечение — предоставление

государством достаточных средств к существованию гражданам, полностью или частично лишенным возможности трудиться и получать доход от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей. Оно предусмотрено также в случаях: болезни, старости, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей, иных установленных законом случаях.

Наиболее распространенный вид социального обеспечения — пенсионное. Пенсионный возраст в России установлен с 60 лет — для мужчины и 55 -для женщины. Для некоторых категорий граждан (имевших опасные или иные особые условия труда) пенсионный возраст снижается на 5-10 лет. При непродолжительной занятости в общественном производстве (менее 5 лет) пенсионный возраст повышается на 5 лет.

Инвалидность — стойкое нарушение функций организма в результате заболеваний или травм. Болезнь — нарушение нормального состояния здоровья, повлекшее временную потерю трудоспособности. Потеря кормильца — смерть, безвестное отсутствие члена семьи, приносившего в нее основной материальный доход, при невозможности иных ее членов прожить самостоятельно. Наиболее часто пособия на воспитание детей выдаются: при беременности; после родов; при воспитании малолетнего (до 14 лет) ребенка.

Помимо указанных форм социальной поддержки, в России предусмотрена помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий.

Один из главных способов охраны материнства

• отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком.

Другими гарантиями прав матери являются:

• льготы работающей матери, имеющей малолетних детей;

• выплата пособий по государственному страхованию на ребенка до полутора лет;

• выплата денежной компенсации на ребенка, не достигшего 3-летнего возраста;

• запрет уволить беременную женщину с работы;

• запрет мужу без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка;

• запрет приводить в исполнение смертную казнь в отношении женщины, находящейся в состоянии беременности (в том числе и после родов).

Важная гарантия прав ребенка — обязанность родителей заботиться о своих детях до 18-летнего возраста, и прав родителей — совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Новая российская Конституция сохранила права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Каждый человек в РФ имеет право на жилище. Формы его реализации:

• сохранение возможности получения жилья из государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма;

• установление минимального размера жилой площади — 12 кв. м на человека;

• помощь в приобретении жилья малоимущим;

• новые формы помощи в приобретении платного жилья (ипотечный кредит и др.);

• целевые государственные программы;

• запрет лишать человека его жилища.

Каждый в России имеет право на благоприятную окружающую среду, соответствующую установленным в экологическом законодательстве критериям, стандартам и нормам, касающимся ее чистоты; ресурсоемкости (неистощимости); экологической устойчивости; видового разнообразия: эстетического богатства. Составные элементы — права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и, на возмещение ущерба здоровью человека или его имуществу в результате экологического правонарушения.

Социальные права как возможность человека обеспечить себе достойное существование

Любой человек должен иметь возможность воспользоваться своими социальными правами, которые ему обязано предоставить государство.

Полнота этих прав определяется социальным статусом в обществе – пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние могут пользоваться различными государственными благами. Но все эти блага даются, чтобы каждый человек независимо от своего статуса смог реализовать себя в обществе и жизни.

Понятие и источники социальных прав

Социальные права — это и защита детей государством

Социальные права – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку и гражданину государством. Понятие «социальный» означает связь человека с обществом и затрагивает их взаимоотношения. Социальные права даются человеку в целях реализации его интересов, связанных с жизнью в обществе.

Главным источником прав и их гарантом для гражданина РФ и всего населения страны является Конституция РФ. Документ определяет права и свободы, предоставляемые россиянам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим на данный момент гражданства, находящимся или проживающим на территории страны.

Конституция РФ разграничивает понятия гражданских прав и прав человека. Права человека даются ему с рождения и не зависят от его национальности, расы, пола, религии и других особенностей. В документальной форме определения прав человека дополняются словосочетанием «каждый имеет право» и т.п., тем самым подчеркивается равенство прав любого человека, пребывающего в границах Российской Федерации.

Кроме конституционных законов, которыми располагает каждое государство, права человека определяются также соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, принятой на заседании Генеральной Ассамблеи ООН через несколько лет после завершения Второй Мировой войны. Социальные права человека также регулируются другими документами международного уровня.

Социальные права гражданина находятся под охраной закона, являясь юридической категорией. Социальные блага данного типа даются только тем людям, которые находятся в устойчивых правовых отношениях с определенным государством, то есть являются его гражданами.

Социальные права относятся ко второму поколению прав и свобод. Всего в истории формирования данной категории выделяют три поколения:

  • Первое поколение появилось во времена, когда в Европе бушевали буржуазные революции (17-18 вв.). Категория прав и свобод первого поколения носит политический и гражданский характер. К ним применимо понятие негативизма, то есть независимости их проявления от действий и отношения государства. К первому поколению принято относить право на жизнь, свободу мысли, слова, личности, неприкосновенность жилища и др.
  • Второе поколение прав и свобод включает в себя социальные, экономические и культурные блага, необходимость в которых была признана лишь к середине 20 в. в связи с различными социалистическими движениями, возникавшими по всему миру. Эти права относят к позитивным – требующим государственного вмешательства для их реализации и соблюдения (право на детство и материнство, здравоохранение, образование, свободный труд, социальное обеспечение и др.)
  • В категорию прав и свобод третьего поколения вошли коллективные и национальные блага, потребность в которых появилась в связи с усугублением глобальных проблем, касающихся целых народов и наций (право на информацию, мир, благоприятную окружающую среду и др.).

Важным моментом является то, что пользование предоставляемыми правами и свободами одного человека, не должно нарушать или ущемлять каким-либо образом права других людей. Поэтому блага, которые может предоставить государство, не могут быть безграничными, иначе это приведет возникновению множества конфликтов.

С основами социального права ознакомит видеосюжет:

Границы социальных прав

Каждый человек имеет право на социальную защиту

Статьями Конституции РФ устанавливается ряд социальных прав, которыми может воспользоваться любой гражданин нашей страны.

Право на социальное обеспечение предоставляется различным категориям граждан в связи с рядом обстоятельств:

  1. достижение пенсионного возраста;
  2. инвалидность;
  3. временная нетрудоспособность;
  4. потеря кормильца;
  5. потеря заработка (работы);
  6. недостаточность заработка для обеспечения нормальной жизнедеятельности и др.

Социальное обеспечение реализуется в материальном выражении (выплата пенсий, пособий по безработице, инвалидности и т.п.) и в предоставлении льгот (бесплатные поездки в городском транспорте, получение жилья вне очереди, бесплатное получение лекарств и медицинских услуг и др.). Порядок начисления пенсий и пособий регламентируется на федеральном и местном уровне.

Право на материнство и детство и их защиту, а также защиту семьи включает такие моменты, как:

  • наделение обоих родителей равными правами и обязанностями по воспитанию ребенка и заботе о нем;
    реализация прав родителей согласно с интересами ребенка;
  • запрет на отказ в трудоустройстве женщин, воспитывающих малолетних детей, и беременных;
    предоставление отпуска на период беременности и родов, уход за ребенком, выплата государственного пособия.

Поощрение материнства и укрепления семьи является одной из главных тенденций социальной политики современного государства.

Право на жилище включает в себя следующие моменты:

  1. правовые основы проживания;
  2. доступность жилья;
  3. пригодность жилья для проживания;
  4. наличие необходимых услуг и инфраструктуры в районе проживания.

Жилищная политика российского государства включает поддержку малоимущих семей, других льготников и остальных категорий граждан путем создания и поддержания муниципального и частного жилищных фондов, развития частной собственности, конкуренции в сфере ремонта, строительства и содержания жилищного фонда.

Право на здравоохранение и медицинскую помощь имеет любой человек, обратившийся в лечебное учреждение. Муниципальные и государственные медицинские заведения оказывают требуемую помощь на бесплатной основе. Материальное обеспечение таких заведений обеспечивается на основе бюджетных средств, фонда страховых взносов и из прочих доступных источников финансирования.

С целью обеспечения и предоставления возможности реализации права на здравоохранение государственная политика предусматривает разработку ряда программ, направленных на охрану и укрепление здоровья граждан, развитие систем здравоохранения всех уровней, повышение интереса населения к здоровому образу жизни.

Правом на образование располагает любой человек в нашей стране независимо от своего пола, национальности, вероисповедания, материального благополучия и других обстоятельств. Законы Российской Федерации гарантируют доступность и безвозмездность обучения на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая средним профессиональным образованием. В муниципальных и государственных учебных заведениях образование дается в соответствии с федеральными стандартами.

Также бесплатно можно получить высшее профессиональное образование, впервые поступив в государственное или муниципальное учреждение соответствующего уровня на конкурсной основе. Система обучения в России постоянно модернизируется с целью наиболее полной реализации права на образование.

Социальные права в нашей стране регулируются государственной Конституцией и различными международными соглашениями, главным из которых является Всемирная Декларация прав человека. Государство должно не только предоставить социальные блага, но и обеспечить возможность их реализации для всех слоев общества независимо от национальных, расовых, религиозных и других различий индивидов.

По материалам Счетной палаты РФ, 71 % населения владеют 3 % собственности, а 5 % — обладают 72,5 % собственности. Поэтому реализация социальной политики государства напрямую зависит от его экономических возможностей. Разразившийся очередной экономический кризис, позволяет списать на его последствия непродуманного курса в социальной сфере. Нет четкой государственной концепции. Вместо этого государство беспорядочно реализует различные социальные проекты в зависимости от настроений в обществе и своих возможностей.

Еще свежи в памяти пенсионеров и льготников последствия так называемой «монетизации» льгот. Обязанностью государства является защита социальных благ человека и всяческая поддержка тех граждан, которым это не под силу сделать самостоятельно.

Основные показатели социального развития подчеркивают нерешенность проблем человека. Итог этому — противоречие между социальной сущностью государства и его конституционными обязанностями. Законотворческая деятельность государства сводится к принятию законов, которые не в состоянии выстроить стройную систему социальных гарантий каждому гражданину России.

Социальные права и их конституционные гарантии

Право на жилище. Предполагает законодательно закрепленные гарантии от произвольного лишения человека жилища, а также возможность определенной категории лиц бесплатно или за доступную плату получать жилье в соответствии с установленными законом нормами. Конституционное право на жилище охватывает:

а) гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем;

б) конституционную возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением во всех разновидностях постоянного жилищного фонда;

в) неприкосновенность жилища, недопущение произвольного лишения жилища;

г) гарантированное Конституцией юридическое право на улучшение жилищных условий путем приобретения другого жилья;

д) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции малоимущим, иным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Корреспондированные данному праву обязанности государства воплощены в осуществляемой им жилищной политике, основы ее представлены в Конституции, федеральных законах и законодательстве субъектов РФ. Решение основных вопросов, связанных с правом граждан на жилище, заложено в Законе РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики», а также урегулировано Жилищным кодексом РФ.

Целям обеспечения конституционного права на жилище служит развитие концепции системы ипотечного жилищного кредитования (ипотеки) в РФ, утвержденной постановлением Правительства от 11 января 2000 г. Концепция исходит из решения жилищных проблем для части населения, имеющей средние доходы, с получением долгосрочной ипотеки. В документе определены основные цели и принципы формирования системы ипотечного жилищного кредитования с учетом российского законодательства и существующих социально-экономических условий.

Право на социальное обеспечение есть гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Социальное обеспечение — это преимущественно материальные выплаты гражданам, имеющим на то право (пенсионеры, инвалиды, дети, больные, престарелые, малоимущие и др.), из специальных источников (бюджет, фонды), являющихся государственными либо находящихся под патронажем государства. Конституция РФ (ч. 1 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения:

1) пенсии, порядок предоставления которых регулируется пенсионным законодательством (Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. «О государственных пенсиях в РФ» и «О трудовых пенсиях»). Пенсии назначаются тем, кто отработал определенное время, либо вправе не работать по состоянию здоровья или при наличии определенных заслуг перед государством, либо в силу несовершеннолетия не в состоянии работать (пенсии по возрасту или старости, за выслугу лет, инвалидности, по случаю потери кормильца);

2) социальные пособия. В зависимости от оснований обеспечения и социального назначения выделяются три группы таких пособий: а) по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи); б) по безработице; в) пособия семьям, имеющим детей (размер такого пособия составляет: на детей в возрасте до 6 лет — 70%, на детей от 6 до 16 лет — 60% минимальной заработной платы).

Социальное обеспечение предполагает не только денежные выплаты, но и натуральные формы социального обеспечения (помещение в детские дома, интернаты, дома престарелых и др.). Как элемент социального обеспечения — система социальной защиты населения осуществляется в системе органов местного самоуправления. Конституция РФ (ч. 3 ст. 39) обязывает государство поощрять добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Этим целям служат Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь означает гарантированную законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: а) право на охрану здоровья и б) право на медицинскую помощь. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 1 от 20 августа 1952 г. к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Политика государства в сфере осуществления права на охрану здоровья и медицинскую помощь определяется Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., Законом о медицинском страховании граждан РФ от 28 июня 1991 г. и др. Под охраной понимается комплекс мер (социально-политического, правового, экономического, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера), направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни. Соответственно, право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания. В соответствии с Конституцией в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Право на медицинскую помощь означает, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая и оплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплат-ной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РФ» предусмотрено два вида такого страхования: обязательное и добровольное. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Перечень некоторых видов оказания гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривался двумя федеральными программами, утвержденными постановлениями Правительства от 11 сентября 1998 г. и от 29 ноября 2000 г. Федеральным законом от 2 декабря 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства РФ “Об охране здоровья граждан”» расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. В частности, наряду с мерами федерального Правительства Закон предполагает утверждение и реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно Закону гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания такой помощи.

Экологические права граждан. Представляют собой общепризнанные и закрепленные в законодательстве права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей индивида в процессе взаимодействия с природой. К экологическим правам относятся гарантированные Конституцией и действующим законодательством права каждого человека на: 1) благоприятную окружающую среду; 2) получение достоверной информации о ее состоянии; 3) возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 5) граждане имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного потребления), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 11-12) закрепляет комплекс экологических прав граждан и их объединений, в том числе право: на защиту окружающей среды от негативного воздействия; право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; разрабатывать, прогнозировать и реализовывать программы по защите своих прав и законных интересов в области охраны окружающей среды; привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; в порядке, определенном законом, организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, представлять угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; подавать в органы государственной власти, суды обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, и др.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается: планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения; предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды; возмещением в судебном или в административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Действующее экологическое законодательство обязывает государственные органы и их должностных лиц оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав. Наряду с применением такой природоохранной меры, как проведение государственной экологической экспертизы, в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» по инициативе граждан, их объединений, органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Важную роль в реализации экологических прав имеет информационное обеспечение. Гидрометеорологические и иные органы обязаны по требованию граждан предоставлять своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Такая информация Федеральным законом от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» определяется как сведения, полученные в результате мониторинга, или долгосрочного наблюдения, окружающей среды. Гарантией против сокрытия экологических сведений является положение Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», в соответствии с которым не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения прав и свобод гражданина. В соответствии со ст. 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10 до 20, а на юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Возмещение гражданам ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, — важнейший инструмент защиты экологических прав. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» устанавливает, что возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в полном размере (ст. 79).

Наиболее ощутимый вред причиняют экологические преступления (хищение и нелегальная разработка невозобновимых природных ресурсов, незаконное использование ресурсов континентального шельфа и др.), среди которых особую экологическую опасность как для России, так и для мирового сообщества представляет экологическая контрабанда в таких ее разновидностях, как незаконное трансграничное перемещение ядерных расщепляющих материалов, радиоактивных веществ и отходов, источников ионизирующего излучения; незаконный ввоз в Россию опасных отходов из зарубежных стран; незаконный вывоз из России редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны и др. Усиление уголовно-правовых репрессий за эти и подобные действия — важнейшая гарантия обеспечения экологических прав граждан.

Эффективной мерой защиты окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» является экологический контроль — государственный, производственный, муниципальный и общественный. Согласно Закону (ст. 64-68) такой контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков вышеназванный Закон предусматривает экологическое страхование, в том числе обязательное государственное экологическое страхование (ст. 18).

В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента от 17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента от 10 января 2000 г.) к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: а) рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; б) предотвращение загрязнения окружающей среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронениями (утилизацией) токсичных, промышленных и бытовых отходов; в) предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; г) экологически безопасное хранение и утилизация выведенного боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками), ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; д) безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; е) создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ.

Современная законодательная политика государства связана с расширением гарантий экологических прав граждан, в том числе и государственно-принудительных. В частности, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит специальную главу «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» (помещенную вслед за главой об административных правонарушениях в области охраны собственности). В главу включены 40 статей, каждая из которых закрепляет от одного до четырех составов экологических правонарушений и предусматривает меры административного взыскания (наложение административного штрафа) за их совершение как физическими, так и юридическими лицами (ст. 8 -8 КоАП РФ).

Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.
Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует.

Социальная роль государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации. Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод.

Россия как социальное государство. Как и формула о России как правовом государстве, данное конституционное положение сегодня
раскрывается в ряде других статей Конституции РФ, характеризующих социальные права и свободы граждан и их гарантии (ст. 37—43), о.

Социальные права человека (1)

Главная > Реферат >Государство и право

по курсу «Общее право»

по теме: «Социальные права человека»

Согласно Т. Маршаллу, можно выделить три существенных свода прав: гражданские – право на свободу слова и доступ к информации, свободу союзов и организацию, равенство перед законом; политические – право избирать и быть избранным в политический орган на свободных выборах; социальные и экономические – право на благосостояние, социальное обеспечение и, возможно, полную занятость, но обычно ограничиваемое соучастием в управлении экономическими организациями, ослаблением прерогативы администраторов на управление использованием своих капиталов.

Из теории государства и права следует, что регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию государства и права. Много лет дискуссионной остается проблема выделения специальной группы прав – социальных прав человека – и включения ее во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.). Аргументы против такого выделения: нельзя возводить в ранг международных и обязательных те права, которые напрямую связаны с экономическими возможностями государства. Очевидно, что возникновение многих социальных прав у конкретной личности происходит не в момент рождения, а при появлении указанных в законе юридических фактов.

Социальные права часто рассматриваются в качестве «прав второй категории», которые не предусматривают никаких гарантий по их реализации. СССР критиковал такую позицию и добился принятия Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Социальные права на высоком материальном уровне необходимы для сохранения и расширения современной концепции гражданства и прав граждан.

Ч. 1 ст. 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

1. ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

Вопросы социальной политики регулируются ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

В статье 38 Конституции РФ провозглашен принцип защиты материнства и детства. Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине – матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально- экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование. Особое место при этом всегда занимали правовые средства, и, прежде всего, закон. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации: об охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права. Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности: получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства; произвести искусственное прерывание беременности; добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий – по медицинским показаниям); произвести искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона; воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью; получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Отпуск по беременности и родам – 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах – 86, а при рождении двух и более детей – 110) – предоставляется и оплачивается женщине полностью (в размере полного заработка) независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Женщине, вставшей на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере однократной минимальной оплаты труда. При рождении ребенка женщина имеет также право на получение единовременного пособия в размере 15-кратной величины минимальной оплаты труда.

Отпуск по уходу за ребенком – до достижения ребенком трехлетнего возраста – предоставляется женщине по ее заявлению с выплатой государственных пособий. По усмотрению семьи такой отпуск может быть использован (полностью или по частям) не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

повышенные гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным, женщинам, имеющим ребенка до трех лет, а одиноким матерям – ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида – до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован в суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации, за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства. Нарушение данных предписаний влечет ответственность, вплоть до уголовной (ст. 145 УК); специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; введение режимов, ограничивающих труд беременных и женщин, имеющих детей, на работах в ночное время, на сверхурочных работах и работах в выходные дни, направление их в командировки; рациональное трудоустройство беременных, высвобождение и перевод их на более легкие работы.

Закон устанавливает дополнительные гарантии, позволяющие женщинам сочетать труд с материнством: использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей (по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет, а детей-инвалидов – до 16 лет, администрация обязана установить им такой режим работы), по скользящему (гибкому) графику, на дому; предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми – инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены законом на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным и малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери и ребенка. В настоящее время оно существенно обновлено. Так, например, принят новый Семейный кодекс Российской Федерации.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции).

2. ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Содержание статьи 39 Конституции РФ конкретизирует конституционное положение о том, что Россия – социальное государство. Социальное обеспечение – это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов

Часть 1 ст. 39 перечисляет основания социального обеспечения. Это и определенные возрастные периоды в жизни человека, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

В ст. 39 упоминается лишь денежная форма социального обеспечения – государственные пенсии и социальные пособия. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения – содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Принятый Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет социальное обслуживание как совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.). Он закрепляет право на социальное обслуживание тех граждан пожилого возраста (женщин старше 55 и мужчин старше 60 лет) и инвалидов (в том числе детей-инвалидов), которые нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с невозможностью самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности из-за ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Часть 2 ст. 39 закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Такая государственная периодическая денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Общий пенсионный возраст составляет для мужчин 60, а для женщин – 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия.

Смотрите еще:

  • Как уменьшить оплату ндс Нюансы исчисления НДС для хозяйствующих субъектов По статистике налоговых органов, НДС занимает второе место по величине поступлений. Любое предприятие (либо ИП), использующее общую […]
  • Если начальник отказывается подписывать заявление об увольнении Начальник не подписывает заявление на увольнение: что делать? Бывает, что по каким-то причинам сотруднику необходимо уволиться по собственной инициативе. На это имеет право любой работник […]
  • Фмс как получить временную регистрацию Регистрация через МФЦ: Правительство РФ усовершенствовало порядок регистрации граждан через МФЦ Намедни Правительство РФ усовершенствовало порядок регистрации граждан по месту пребывания и […]
  • Земельный кодекс рф статья 66 Статья 66. Оценка земли 1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. 2. Для установления кадастровой стоимости […]
  • По п 3 ч1 ст 77 тк рф Увольнение: П. 3 ст. 77 или ст. 80 ТК РФ? Просим разъяснить, на какую статью ТК РФ следует ссылать­ся при увольнении работника по собственному желанию - п. 3 ст. 77 или ст. 80 ТК РФ? […]
  • Предварительный договор купли-продажи квартиры с участием несовершеннолетнего Особенности договора купли-продажи квартиры с участием несовершеннолетних детей: образец документа Как правило продажа квартиры осуществляется через договор купли-продажи, заключаемый […]
  • Как оформить развод через суд Юридические консультации: Как оформить развод переселенцам Здравствуйте!Подскажите, пожалуйста, нужно оформить развод с мужем, вместе не живем. У обоих прописка донецкая, имеем справки […]
  • Может ли собственник выписать бывшую жену Как выписать бывшую жену с ребенком из квартиры моей матери? такой вопрос. собственник квартиры мама в квартире были прописаны мама, я, жена и ребенок. с женой развелись 3 года назад она […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes