Нормы права содержащие конституционные положения

Нормы права содержащие конституционные положения

Конституционное право России

Учебники для вузов

1.3. Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах — источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы — общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.

Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

Классификация (виды) норм права

В зависимости от объема нормативности нормы права подразделяются на две большие группы: 1) отправные (исходные, первичные, учредительные); 2) нормы-правила поведения, непосредственно регулирующие поведение индивидов, организаций.

I. Исходные (отправные первичные) нормы отличаются наиболее общим характером, выполняют особую роль в правовом регулировании. Их назначение в том, что они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Специальное юридическое значение этих отправных регуляторов в определении целей, задач, принципов, пределов, направлений правового регулирования, закреплении правовых понятий, категорий.

Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-начала, нормы-принципы, учредительные нормы и нормы-дефиниции.

1. Нормы-начала — предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и т.д. Они содержатся в Основном законе страны, иных федеральных законах, в частности, закрепляющих положение личности в обществе. Например, в ст. 2 Конституции РФ утверждается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

2. Нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие, закрепляющие определенные исходные правовые идеи, отправные начала (принципы) правового регулирования. Например, принцип равенства, предусмотренный ст. 19 Конституции РФ.

3. Учредительные нормы содержат положения статутного характера (статус должностного лица, правовой режим регулирования в той или иной сфере и др.). В качестве примера разновидности учредительных норм назовем ст. 80 Конституции РФ. Здесь сказано: «Президент Российской Федерации является главой государства».

4. Нормы-определения (дефиниции) содержат определения правовых категорий и понятий: преступления, вины, соучастия – в уголовном праве; правоспособности, дееспособности, сделки, обязательства, неустойки, договора, юридического лица и др. – в гражданском праве. Примером могут также служить нормы-определения, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где содержатся понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение» и др. Дефинитивные нормы выполняют в основном ориентирующую функцию в правовом регулировании. Как правило, эти нормы содержатся в общей части кодифицированного акта (кодекса), хотя они есть и в его особенной части. Нормы-дефиниции вносят ясность в действующее законодательство и способствуют его правильному применению, поскольку содержат концентрированную информацию о явлениях государственно-правовой действительности.

5. Нормы-цели – определяют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность государственных органов. Назовем в этой связи ст. 1 Конституции РФ, указывающую на то, что наше государство является правовым.

II. Нормы-правила поведения – нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права и обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Эти нормы составляют абсолютное большинство во всех отраслях права. В основу классификации норм-правил поведения могут быть положены различные критерии.

1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) различаются нормы государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, трудовые, уголовно-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и нормы других отраслей права.

2. По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы содержатся в большинстве нормативных правовых актов, оказывают регулятивное воздействие путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей. Это в основном нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного права. Назовем в этой связи нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д. Существенно то, что такие нормы регламентируют правомерное поведение субъектов права.

Охранительные нормы — рассчитаны на отклоняющееся от нормы поведение (неправомерное), предусматривают отрицательную реакцию на него. Имеется в виду применение к правонарушителю мер юридической ответственности, мер защиты субъективных прав (обобщенно — санкций). Эти нормы позволяют учитывать разнообразные особенности правонарушений (степень и форму вины правонарушителя, последствия деяния и др.), влияющие на вид юридической ответственности, ее объем. Охранительные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных правовых норм. Традиционно к охранительным нормам относят нормы уголовного, уголовно-процессуального законодательства. Примером таких норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказание за совершение преступления.

3. В зависимости от особенностей предписаний, содержащихся в регулятивных нормах, выделяют нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Здесь различие основано на том или ином правовом акценте: на предоставлении права, на возложении обязанности или на установлении запрета.

Управомочивающие юридические нормы содержат положение, предоставляющее субъекту права возможность совершить определенные юридически значимые действия в целях удовлетворения своих законных интересов. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Семейного кодекса РФ, «раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов». Характерно, что в тексте нормативных правовых актов управомочивающие нормы распознаются по таким формулировкам, как «может», «вправе», «имеет право», «разрешается».

Обязывающие юридические нормы устанавливают для субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия, предписывают активное правомерное поведение. Например, в ст. 57 Конституции РФ утверждается: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы…». Обязывающие нормы нередко формулируются посредством таких слов, как «обязан», «должен», «необходимо», что предполагает совершение активных действий (например, уплачивать квартирную плату и др.).

Запрещающие юридические нормы устанавливают для субъектов права запрет на совершение тех или иных противоправных действий (проступки и преступления). Такие нормы свойственны прежде всего уголовному и административному праву, имеют место и в других отраслях права. Например, п. 4 ст. 19 ГК РФ запрещает приобретать права и обязанности под именем другого лица. Об установлении запретов сигнализируют такие слова нормативных актов, как «запрещается», «не вправе», «не допускается», «не может быть». Так, в ч. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ сказано: «Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов».

4. По кругу субъектов различают общие юридические нормы и специальные. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и т.п. Это нормы, содержащиеся в законах о гражданстве, о выборах и т.д. Специальные нормы, в отличие от общих, отличаются более конкретизированной направленностью. Они распространяют свое действие только на определенные категории лиц (студенты, военнослужащие, несовершеннолетние, пенсионеры и т.д.). Специальные нормы действуют и в отношении четко определенного круга организаций (коммерческие и некоммерческие организации и др.). С этой точки зрения общая норма ( ст. 91 Трудового кодекса РФ) устанавливает для всех работников нормальную продолжительность рабочего времени не более 40 часов. Очевидно, что специальная норма (ст. 92 ТК РФ) предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (16 часов в неделю для работников в возрасте до 16 лет).

5. По степени обязательности (характеру предписания, содержащегося в норме) нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы (от лат imperativus – повелительный) содержат строго определенные категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения, предписывают только один способ действия. В основе этих норм – учредительные и в значительной мере обязывающие предписания. Здесь отчетливо определены: субъект властвующий (государство, его органы и др.) и субъекты подвластные (лица физические, юридические, нижестоящие органы государственной власти и др.). Такие отношения характерны для конституционного, административного, уголовного, налогового, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права. Например, в части 2 ст. 50 Конституции РФ закреплено: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона». Эта норма содержит императивное установление. Или: в части 1 ст. 298 УПК РФ предписано «приговор постановляется судом в совещательной комнате». В части 3 ст. 345 того же кодекса содержится следующее положение: «все находящиеся в зале суда выслушивают вердикт стоя».

Императивными могут быть и предписания иных отраслей права. Например, в соответствии со ст. 67 Трудового кодекса РФ, «трудовой договор заключается в письменной форме». Существенно то, что эти нормы не допускают никаких отступлений от своих требований. Все эти нормы повелевают адресатам действовать строго в соответствии с их предписаниями.

Диспозитивные нормы закрепляют границы допустимого поведения, в рамках которых субъектам права предоставлена возможность выбрать вариант возможного поведения из нескольких, возможность решить самим вопрос относительно спорных прав и обязанностей и др. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы в основном свойственны гражданскому праву, которое предусматривает равноправие субъектов, их автономность, возможность соглашения сторон. Показательны в этой связи нормы гражданского права, раскрывающие порядок заключения сделок. Диспозитивные нормы также предусмотрены конституционным, семейным, трудовым и иными отраслями права. В части 2 ст. 45 Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Здесь очевиден диспозитивный момент – различные способы защиты прав и свобод, соответствующие предписаниям закона. Обратим внимание и на ч. 1 ст. 187 УПК РФ, согласно которой допрос производится по месту производства предварительного следствия (императивная норма). Вместе с тем, следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (диспозитивная норма).

6. По специфике правового регулирования различают материальные нормы права и процессуальные нормы.

Материальные нормы права непосредственно предоставляют, закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Эти нормы имеют своим предметом воздействия именно общественные отношения, а не процедуру их реализации. Они непосредственно регулируют взаимоотношения граждан между собой и с государственными и общественными организациями. Материальные нормы права определяют структуру, компетенцию государственных органов и должностных лиц, их взаимоотношения с иными субъектами права и т.д. Соответственно можно сказать, что материальные нормы как бы образуют первый слой права. Судя по названию, данные нормы закреплены в материальных отраслях права – конституционном, административном, гражданском, трудовом, земельном и др.

Процессуальные нормы права, в отличие от материальных, непосредственно не регулируют ни экономических, ни политических, ни управленческих отношений. Они предусматривают, закрепляют процедурные предписания, которые регламентируют порядок, правила реализации материальных норм. Имеются в виду, прежде всего, нормы гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права, процессуальные нормы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Эти нормы регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса, рассмотрения дел об административных правонарушениях и др. Особенность в том, что процессуальные нормы касаются не всех субъектов права, а только участников того или иного процесса и лиц, причастных к нему.

7. В зависимости от сферы действия нормы права подразделяются на общефедеральные и др.

— общефедеральные — действуют на территории всего государства;

региональные — действуют на территории субъектов РФ или в пределах определенного региона, например на Крайнем Севере;

— нормы права местного самоуправления;

— локальные нормы права, действующие на территории определенного предприятия, учреждения, организации.

В юридической литературе выделяют и такие виды правовых норм, как коллизионные, поощрительные, рекомендательные и др.

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Поощрительные нормы – это предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Назначение этих норм – воздействовать на поведение людей посредством использования средств морального или материального стимулирования (объявление благодарности, выдача премии и др.).

Рекомендательные нормы не обязывают своего адресата совершить определенные конкретные действия или не совершить. Они предоставляют возможность самому субъекту определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант. Такие нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Теория Государства и Права | Нормы Права

Лекции по Теории Государства и Права.
Радаев Стас

План.
Понятие норм Российского права
Виды норм права
Структура нормы
Соотношение норм права и статьи Нормативно правового акта (дальше НПА)

Норма права – это общеобязательные веления, выраженные в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения.

Признаки норм права:
Исходят от государства
Охраняются государством
Формальная определенность, т.е. внешнее выражение в НПА.
Общеобязательность
Неперсонофицированность (обращена не к определенному кругу лиц)
Норма права носит представительно обязывающий характер (Одной стороне представляются субъективные права, а на другую возлагаются юридические обязанности)
Нормы права структурно организованна, она состоит из 3-х частей: гипотеза, диспозиция, санкция.

Норма права (далее П.Н.) – это общеобязательное формально-определенное структурно-организованное государственно-властные веления субъектов правотворчества, регулирующие общественные отношения.

Виды П.Н.
По функциям правового регулирования:
Отправные (исходные, первичные)
Нормы-правила поведения.
Отправные нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений. Его цели, задачи, методы, а так же закрепляют правовые категории и понятия.

Виды Отправных норм:
Нормы начала – это конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства. (Ст. 1 Конституции)
Нормы принципы – это предписания, которые выражают и закрепляют текстуально принципы права (ст. 3-7 УК)
Определительно-Установочные Нормы – это предписания определяющие цели и задачи отраслей права, правовых институтов, а так же формы и средства правового воздействия (ст. 2 УК)
Нормы дефиниции т.е. предписания содержащие определения правовых понятий.
Коллизионные нормы (коллизия) – это правила которые данные противоречия устраняют. Это предписания, которые принимаются с целью устранения коллизий.

Нормы Правила поведения – это нормы непосредственного регулирования поведения людей и общественных отношений.
Виды Норм Правил поведения.
По функциям права: регулятивные и охранительные.
По отраслям права или предмету правового регулирования: Земельного, Трудового, Уголовного…
По методу правового регулирования:
Императивные нормы (категорические, гласные), которые не допускают отклонения от предписаний юридической нормы. Основная сфера распространения: Уголовное право, Административное…
Диспозитивные нормы т.е. предписания, которые представляют субъектам права возможность урегулировать отношения между собой по своему усмотрению. Действуют только в том случае, если сами субъекты не регулируют отношения.
Поощрительные нормы, т.е. предписания устанавливающие право определенных субъектов поощрять или наградить тех лиц чье поведение превосходит обычные требования.
Рекомендательные нормы т.е. предписания рекомендующие наиболее целесообразный с точки зрения государства вариант поведения. Главным образом адресованы предприятиям, организациям, акционерным обществам.
По характеру выражения или по содержанию предписания:
Управомочивающие нормы т.е. предписания закрепляющие субъективные права граждан
Обязывающие нормы предписания закрепляющие юр. обязанности
Закрепляющие нормы т.е. предписания закрепляющие юр. запреты
По юридической силе:
Нормы законов и нормы подзаконных актов.
По сфере действия:
Федеральные
Субъектов федерации
Местного самоуправления
Локальные
По кругу лиц:
Общего действия
Специального действия
По времени действия:
Постоянные
Временные

Структура Юридической нормы
Отправные нормы законодательно закрепляют какое-либо правовое положение путем его словесного обозначения или указания на существенные признаки. Это признаки правового понятия, явления или принципа и являются структурой отправной юридической нормы.
Структура норм. Правила поведения:
Логическая структура
Структура нормы предписания
Логическая норма – это выявленная логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств раскрывающих их государственно-властную регулирующую структуру.
Логическая структура – это предписания выражающие суждения, которое заключено в формуле «если то иначе».

Гипотеза – это часть юридической нормы указывающая на конкретные жизненные обстоятельство при наличие или отсутствии которого начинает действовать норма.
Виды гипотезы:
По способу обобщения обстоятельств (по форме выражения) гипотезы могут быть абстрактными т.е. когда при их формулировании используется обобщающая формулировка. Казуистическая – когда конкретно перечисляются условия действия юр. нормы.
По составу гипотеза может быть простая, в которой дается указание только на одно обстоятельство при наличие или отсутствии которого нормы права начинают действовать. Сложная гипотеза, в которой содержаться указания на несколько условий при наличие или отсутствии одного из которых норма права начинает действовать.
По наличию или отсутствию юр. фактов гипотезы могут быть положительные и отрицательные. Положительные гипотеза указывает на необходимость наличия фактов для того, чтобы норма права начала действовать.
Диспозиция
– это правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.
Виды диспозиций:
По способу изложения: простые, т.е. называют вариант поведения, но не раскрывают его (ст. 410 ГК); описательная: (описывать) подробно расписывает все существующие признаки поведения (ст. 736 ГК); ссылочная диспозиция – не излагает правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме конкретно выраженной в законе; бланкетная – не излагает правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к бланкам. (положениям, правилам); по составупростые, которые содержат одно правовое поведение, сложные, содержат 2 и более вариантов поведения, альтернативные, из которых субъект права может выбрать любой вариант поведения.
Санкция – это часть юр. нормы, которая указывает на не благоприятные последствия в случае нарушения диспозиции.

Виды
П о отраслям права:
Уголовно-Правовые;
Административно-Правовые;
Гражданско-Правовые;
Дисциплинарные.
По Объему:
простые, которые содержат 1 неблагоприятное последствие.
сложные, 2 и более последствий назначаемых одновременно.
альтернативные, содержат несколько последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно.
По степени определенности:
Абсолютно-определенные в них точно определен вид и размер наказания.
Относительно-определенные, в них точно определен вид наказания и границы неблагоприятных последствий, указаны от min до max или только до max .
По характеру реакции государства:
Карательные санкции.
Правоприменительные (восстановление на прежней работе тех кто был уволен незаконно).

Норма предписания – это элементарная, логически завершенная, государственно-властная нормативное веление непосредственно выраженная в тексте НПА.
Структура нормы предписания зависит от характера общественных отношений. Если они негативные, то правовая норма будет охранительной, а ее структуру будет составлять гипотеза и санкция. Если они позитивные, то норма будет регулятивной, а ее структура будет состоять из гипотезы и диспозиции.

Соотношение нормы права и статьи НПА.
В одной статье НПА содержится 1 норма права.
В одной статье содержится несколько норм права.
Одна норма права может быть расположена в нескольких статьях НПА.

Классификация норм права (1)

Главная > Реферат >Государство и право

ФГОУ ВПО Финансовая академия при Правительстве РФ

Кафедра «Государственно – правовые дисциплины»

Реферат по теме:

«Классификация норм права».

Студентка группы АУ 1-1

План реферата по теме : «Классификация норм права. Их виды

1 Понятие и признаки нормы права. 4

2 Структура нормы права. 6

3 Классификация норм права. 9

3.1 По юридической силе содержащего нормы акта: 9

3.2 По отраслям права: 9

3.3 По роли норм в регулировании общественных отношений: 12

3.4 По форме предписания: 16

3.5 По форме предписываемого поведения: 17

3.6 По кругу лиц (сфере действия): 18

3.7 По времени действия: 18

4 Заключение 20

5 Перечень использованных нормативных правовых актов и литературы: 21

Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Значение этих норм очень велико. Сама роль права в современных условиях неизмеримо возрастает, следовательно, возрастает и роль правовых норм, которые в свою очередь, являются важным регулятором общественных отношений.

Разнообразие поступков и действий людей, выступающих участниками регулируемых отношений, определяет и разнообразие норм права. Их классификация позволяет точнее уяснить природу и назначение норм права в системе нормативного регулирования отношений в обществе. С возрастанием роли права в современных условиях количество правовых норм также увеличивается и дифференцируется. Их распределение по определенным группам позволит полнее уяснить природу норм права, место и роль в системе нормативного регулирования общественных отношений.

В своем реферате я рассматриваю такие вопросы как: понятие и признаки нормы права, структура нормы права и классификация правовых норм.

1Понятие и признаки нормы права.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма – первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

К признакам нормы права относятся:

1. Общеобязательный характер – она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам – физическим и юридическим лицам;

2. формальная определенность – выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

3. связь с государством – устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4. предоставительно – обязывающий характер — представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5. микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической мокросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. 1

2Структура нормы права.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три: 1)гипотеза; 2)диспозиция; 3)санкция.

1. Гипотеза (предположение) – элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обуславливают действие нормы, например, сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон – покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний — нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).

Диспозиции классифицируются по следующим основаниям:

а) по способу описания – на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии), описательные (содержащие правомерного либо противоправного поведения;); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч.1 уголовно – правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно – правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону);

б) по юридической направленности выделяются предоставительно – обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

3. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно – досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. 2

3Классификация норм права.

Существуют следующие классификации норм права:

3.1По юридической силе содержащего нормы акта:

нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

3.2По отраслям права:

классифицируются в зависимости от предмета правового регулирования на нормы конституционного, гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.:

Конституционное право – ведущая отрасль национальной правовой системы, представленная совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Предметом регулирования норм конституционного права являются две основные группы отношений: отношения, связанные с охраной и реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; и отношения, связанные с организацией и функционированием системы государственной власти.

Административное право – отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормы административного права регулируют порядок создания, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти, их систему, компетенцию, предметы ведения, полномочия, процедуры осуществления полномочий и другие особенности правового статуса. Этими нормами регулируется государственная служба, порядок ее прохождения, правовой статус государственных служащих и служащих муниципальных органов власти. Также нормами административного права регулируются поведение в общественных местах, порядок торговли, охоты. Административно – правовыми нормами являются правила дорожного движения, санитарные правила и т.д.

Указанные нормы образуют одну составляющую административного права, характеризующую собственно публичное управление или осуществление исполнительной власти. Другую составляющую представляют нормы, определяющие, какие деяния признаются административными правонарушениями, устанавливают меры административного принуждения, в т.ч. административной ответственности.

Уголовное право – отрасль права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Единственным и основным источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ. Нормы уголовного права – это нормы – запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения – уголовного наказания.

Гражданское право – ведущая, базовая отрасль частного права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии, воле и имущественной самостоятельности их участников. Источником гражданского права является Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 с последующими изменениями и дополнениями.

Трудовое право – часть системы частного права, нормы которого регулируют отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Источник трудового права – Конституция РФ (в особенности ст.37) и Трудовой кодекс РФ от 1 февраля 2002 г.

Земельное право – это отрасль частного права, нормы которой регулируют отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли. Это отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия. Источник земельного права — Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г.

Экологическое право – относительно молодая ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.

Финансовое право – отрасль публичного права, представляющая совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использование денежных фондов государства.

Международное право — не являющаяся составной частью национальной системы права, совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения. Перечень источников международного права дан в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН. К ним отнесены: международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай; общие принципы права; судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международное частное право – совокупность норм права, регулирующая гражданские, семейно – брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Особенностью таких правоотношений является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь, находящаяся за границей, они связаны с территорией двух или нескольких государств.

3.3По роли норм в регулировании общественных отношений:

1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности):

а) регулятивные — нормы права, определяющие субъективные права права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. Типичным примером регулятивной нормы является большинство гражданско – правовых норм. В частности, в соответствии со ст.с 563 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, на котором находится арендованное зданием или сооружение, продается другому лицу, за арендатором этого здания (сооружения) сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования, на условиях, действовавших до продажи земельного участка.

б) правоохранительные — нормы, определяющие условия применения к нарушителю мер государственно – принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Как правило, такие нормы содержатся в основном в нормативных актах охранительных отраслей права, они включают предписание, имеющее четко выраженную гипотезу, и санкцию. Диспозиция такой нормы воспроизводится путем логического толкования. 3

Например: ст.5.33 «Невыполнение соглашения», содержащаяся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, гласит: «Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда». Диспозиция данной нормы подразумевается в названии статьи, гипотеза и санкция содержатся непосредственно в тексте. 4 По такому образцу сформулировано абсолютное большинство норм охранительных отраслей права.

2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

а) дефинитивные нормы – в обобщенном виде закрепляют признаки того или иного юридического понятия: преступления, вины, соучастия – в уголовном праве, правоспособности, дееспособности, эмансипации, юридического лица, сделки, обязательства, неустойки, договора и другие — в гражданском праве. Как правило, эти нормы содержатся в общей части кодифицированного акта (кодекса), хотя их немало и в его особенной части. В последнее время принимаются федеральные законы, которые снабжены специальным разделом «общие положения», где дается перечень используемых понятий. Так, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст. 2 специально посвящена законодательной характеристике таких понятий, как «выборы», «избирательные права граждан», «гарантии избирательных прав граждан», «список кандидатов» и др.

б) нормы-принципы — (нормативные положения) содержат исходные нормативы (руководящие начала), которые выступают критериями правомерности участников регулируемых отношений и определяют содержание правового регулирования. Обладая высоким уровнем нормативности, они в то же время способны оказывать и конкретно регулирующее воздействие, в частности при решении спора по аналогии права. Все принципы подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Нормы-принципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы. В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно регулировать отношения, специально не урегулированные конкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права.

в) учредительные нормы — нормативные положения, которые закрепляют положения статусного характера (учреждают статус должностного лица, устанавливают правовой режим регулирования в той или иной сфере и пр.). Пример такой разновидности норм представляет ст. 80 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации является главой государства». В действующем Земельном кодексе РФ учредительными считаются нормы, содержащиеся в ст.7 («Состав земель в Российской Федерации»), ст.13 («Содержание охраны земель»), а также определяющие состав земель сельскохозяйственного назначения (ст.77), земель поселений (ст.83,85), земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст.87 – 102).

г) коллизионные нормы — нормы, принимаемые с целью устранения коллизий, либо определяющие порядок разрешения противоречий между предписаниями (нормативными правовыми актами), изданными по одному и тому же вопросу. Наибольшее количество коллизионных норм содержится в международном частном праве. Это нормы, определяющие, право какого государства должно быть применено к данному

гражданско – правовому отношению, имеющему международный характер. Главная особенность коллизионных норм заключается втом, что они не содержат прямого определения прав и обязанностей участников правоотношений, а указывают на применяемое право конкретного государства для определения этих прав и обязанностей. В международном частном праве коллизионная норма права, кроме того, имеет специфическую структуру. Такая норма состоит из объема (гипотезы) и привязки (диспозиции). Объем – это указание вида правоотношения международного характера, определение условий действия этой нормы. Привязка – представляет структурную часть коллизионной нормы, которая содержит указание на право, подлежащее применению к данному отношению.

3.4По форме предписания:

Императивные – нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть заменены по усмотрению лиц другими условиями их поведения. Если участники общественного отношения все же заключили соглашение, устанавливающее иные условия поведения, то оно все равно признается недействительным, следовательно, и в этом случае действует категорическое предписание, выраженное в императивной норме. Например, если стороны включили в договор условие, направленное на ограничение правоспособности (допустим, предусмотрели обязанность одной из сторон не вступать в брак до достижения тридцатилетнего возраста), то подобное соглашение лишено какой-либо юридической силы, так как нормы, регламентирующие правоспособность граждан, носят императивный характер.

Диспозитивные – нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Диспозитивные нормы иногда называются также восполнительными: они восполняют отсутствующее соглашение, функционируют лишь тогда, когда стороны не договорились между собой по данному вопросу. На практике они и распознаются по таким формулировкам, как «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» . 5

Типичным примером являются нормы гражданского права. Так, в соответствии со ст. 897 ГК РФ, расходы на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение, если иное не предусмотрено договором хранения. 6 Диспозитивные нормы преобладают в отраслях частного права, однако в публичном праве, для которого более характерен разрешительный принцип правового регулирования, такие нормы также есть.

Например, согласно ч.1 ст. 187 УПК РФ допрос производится по месту производства предварительного следствия (императивная норма). Следователь вправе, если признает это необходимым, произвести допрос в месте нахождения допрашиваемого (диспозитивная норма). 7

3.5По форме предписываемого поведения:

Управомачивающие (дозволяющие) нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить — реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, — это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.

Обязывающие нормы права возлагают на субъекта обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения. Предписания такого рода, как правило, начинаются словами: «обязан», «должен», «необходимо». Примером обязывающих норм могут служить нормы, содержащиеся в ст. 106, 107, 108 (ч.2), 116 Конституции РФ. Обязывающие нормы содержатся в каждой отрасли права, однако все же они преобладают в публичном праве, в особенности в процессуальных отраслях права.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.

3.6По кругу лиц (сфере действия):

общераспространенные и специально распространенные.

Общераспространенные нормы действуют на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе) (например, нормы Конституции РФ) специально – распространенные – действуют только в отношении определенной категории лиц (пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.)

3.7По времени действия:

постоянные и временные.

Постоянные нормы действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены, (содержатся в законах) и временные — в пределах определённого промежутка времени. (указ президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием). 8

4Заключение

Виды классификации норм права в наши дни порождают немало споров, так как, изучая данный вопрос, исследователь неизбежно встает перед проблемой условности подразделения юридических норм, поскольку большинство попыток систематизации в основном представляют собой лишь разные срезы анализа одного и того же феномена. В современной теории права на сегодняшний день не существует пока ни одной классификации юридических норм, которая в полной мере отражала бы все свойства последних. Некоторые авторы могут, все же, придавать какому-либо способу классификации особое значение, однако в целом относительность, условность классификаций правовых норм несомненна. Предупреждая против преувеличения теоретической важности вопроса классификации норм права в юридической науке, эта условность отнюдь не исключает его вообще. Данный элемент теории отражает особенности структуры права, позволяет лучше понять этот социальный институт как сложное общественное образование и позволяет трактовать его как целостную систему. Классификация правовых норм позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и значение. Проведение детальной классификации помогает определить место конкретной нормы в системе права, характеризует значение и функции определённых видов правовых норм и т.д. То есть эта операция имеет большое значение для теории права и для процесса правотворчества и правоприменения.

5Перечень использованных нормативных правовых актов и литературы:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями)

Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) и ч.3 от 26.11.2001 N 146-ФЗ(принят ГД ФС РФ 01.11.2001)(ред. от 30.06.2008)

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)(ред. от 22.07.2008)(с изм. и доп., вступающими в силу с 24.10.2008)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(ред. от 08.11.2008)

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)(ред. от 22.07.2008)

Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)(ред. от 11.06.2008, с изм. от 16.07.2008)

Алексеев С.С. – Общая теория права: В 2-х т, Т.2. – М.: «Юридическая литература», 1981

Матузов Н.И., Малько А.В. — Курс лекций, М.1996 г.

Матузов Н.И.,Малько А.В. – Теория государства и права:. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2006.

Спиридонов Л.И. — Теория государства и права — М.. 1996.

Червонюк В.И. – Теория государства и права:– М.: ИНФРА – М, 2006.

Черданданцев А.Ф. Теория государства и права – М.. 1999.

1 Матузов Н.И.,Малько А.В. – Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2006, с.279

2 Матузов Н.И.,Малько А.В. – Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2006, с.281-283

3 Червонюк В.И. – Теория госудаврства и права: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2006,с.340-341

4 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

5 Алексеев С.С. – Общая теория права: В 2-х т, Т.2. – М.: «Юридическая литература», 1981, с.75

6 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 14.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)

7 Уголовно – процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)(ред. от 11.06.2008, с изм. от 16.07.2008)

8 Матузов Н.И.,Малько А.В. – Теория государства и права: 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006, с. 289 — 291

Смотрите еще:

admin

Обсуждение закрыто.