Можно ли назначить исполняющим обязанности

Можно ли назначить исполняющим обязанности

Юрисконсульт

Актуальные вопросы увольнения и временного исполнения обязанностей

Большинство судебных споров, вытекающих из трудовых отношений, связаны с увольнением работника. Данному вопросу и была посвящена состоявшаяся в начале декабря 2006 года практическая конференция. Доклады выступавших на мероприятии касались разнообразнейших аспектов «расставания» с работником — юридических, психологических, организационных и др. Читателям же «ЮП» хочу тезисно представить ряд позиций, подтвержденных судебными решениями:

— при увольнении по статье 38 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) — по инициативе работника — работник вправе отозвать свое заявление до истечения двухнедельного срока уведомления вплоть до дня увольнения, кроме случаев, если на его место приглашено лицо, которому, согласно законодательству, не может быть отказано в заключении трудового договора;

— при увольнении по пункту 1 статьи 36 КзоТ (соглашение сторон) у работника отсутствует возможность отозвать свое заявление;

— при увольнении по пункту 1 статьи 40 КзоТ (изменения в организации труда) работодатель может уволить сотрудника без согласия профсоюза, если отказ профсоюза дать согласие на увольнение носит необоснованный характер;

— отказ сотрудника от прохождения аттестации не является основанием для увольнения.

Однако увольнение сотрудника влечет за собой необходимость заполнения кад­ровой вакансии. В этой связи на практике не редки ситуации, когда того или иного работника назначают исполняющим обязанности по должности, в том числе и по должности, являющейся вакантной. Особо интересны подобные назначения руководителей юридических лиц, а также лиц, занимающих должности в органах государственной власти.

Вакантной называют имеющуюся в штатном расписании предприятия, учреждения, организации должность, по которой не заключен трудовой договор. Если работник отсутствует в связи с болезнью, отпуском или командировкой, должность, которую он занимает, не является вакантной. Отсутствие работника на работе, вызванное подобными причинами, мы назовем временным отсутствием работника.

Рассмотрим вопросы, связанные с исполнением работником обязанностей временно отсутствующего работника или с исполнением обязанностей по вакантной должности в тех случаях, когда работник освобождается от выполнения его основной (прежней) работы.

Правовое регулирование отношений, связанных с назначением работника исполняющим обязанности, осуществляется нормами Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины, разъяснением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года № 30/32 «О порядке оплаты временного заместительства», действующим в части, не противоречащей КЗоТу (Разъяснение), иными правовыми актами Украины. Косвенным подтверждением возможности применения столь «древнего» документа — Разъяснения — может служить консультация советника Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде, предоставленная в издании «Труд и зарплата» № 48 (декабрь 2003 года).

В данном материале мы не будем анализировать подобные ситуации при назначении на «политические» должности, хотя последние акты, прежде всего Президента (относительно временно исполняющего обязанности главы Сумской облгос­администрации, руководителей судов), вызывают вполне четкие аналогии.

Обычно работника назначают исполняющим обязанности по должности в случае отсутствия работника, занимающего эту должность, в связи с его болезнью, нахождением в командировке или отпуске. Однако иногда работника назначают исполняющим обязанности по вакантной должности. Правовой режим данных ситуаций различен.

Назначение работника исполняющим обязанности в связи с отсутствием другого работника, в соответствии со статьей 33 КЗоТа, можно рассматривать как временный перевод работника на другую работу. Отсутствие работника в связи с болезнью, отпуском или командировкой — это случай производственной необходимости, который позволяет работодателю переводить работника на не обусловленную трудовым договором работу, однако исключительно с его согласия. В Российской Федерации, в соответствии со статей 74 Трудового кодекса РФ, согласие работника в подобном случае не требуется.

Исполнение обязанностей отсутствующего работника может осуществляться работником одновременно с исполнением обязанностей по его основной работе (совмещение должностей) или с освобождением его от исполнения обязанностей по основной работе.

При этом, в отличие от штатного сов­местительства, совмещение профессий и исполнение обязанностей отсутствующих сотрудников осуществляются только штатными работниками организации, с которыми заключены трудовые договоры о выполнении обязанностей по основной должности (профессии).

Работодатель обязан получить от работника согласие на исполнение обязаннос­тей временно отсутствующего работника. Работник, давший такое согласие, имеет право на получение доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Положение подпункта «а» пункта 1 Разъяснения устанавливало, что замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника в том случае, если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника.

Однако, по моему мнению, это ограничивает права штатных заместителей, имеющих право на получение доплаты.

Если работник освобожден от исполнения обязанностей по основной работе в период временного перевода для замещения отсутствующего работника, он имеет право на оплату труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Как указывалось выше, назначение работника исполняющим обязанности является его переводом на другую работу.

Временный перевод на другую работу для замещения отсутствующего работника, по моему мнению, возможен только в том случае, когда отсутствие замещаемого сотрудника вызвано командировкой, болезнью, нахождением в отпуске или иными подобными причинами.

Итак, учитывая, что исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается, а трудовое законодательство Украины не предусматривает подобного вида временного перевода работника на другую работу, следует считать, что работник, назначенный исполняющим обязанности по вакантной должности, переведен работодателем на данную работу постоянно.

Если перевод осуществлен без письменного согласия работника, но он добровольно приступил к выполнению другой работы, такой перевод может считаться законным.

С моей точки зрения, работник, переведенный на другую работу путем назначения исполняющим обязанности по вакантной должности и впоследствии одобривший данный перевод, считается занимающим данную должность с первого дня такого перевода.

Установление определенного срока при назначении работника исполняющим обязанности по вакантной должности не имеет юридического значения для осуществления правового регулирования данных правоотношений. Временное назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности следует считать постоянным переводом работника на другую работу.

Рассмотрим ситуацию, когда единоличный исполнительный орган юридического лица временно передает свои полномочия частично или полностью какому-либо третьему лицу, как правило — заместителю. Такая передача полномочий преимущественно осуществляется посредством издания единоличным исполнительным органом какого-либо акта (приказа, распоряжения) о назначении «временно исполняющего обязанности директора (генерального директора, президента и т.д.)».

В этой связи бытуют мнения:

1) издание единоличным исполнительным органом акта о назначении временно исполняющего обязанности является достаточным для передачи временно исполняющему обязанности полномочий единоличного исполнительного органа, включая право действовать без доверенности от имени юридического лица в судебном процессе;

2) объем прав и обязанностей лица, временно исполняющего обязанности, равен объему прав и обязанностей, предоставленных материальным и процессуальным законодательством единоличному исполнительному органу, и включает, в том числе, право совершать без доверенности сделки от имени юридического лица, право вести без доверенности дела юридического лица в суде. Объем прав и обязанностей лица, временно исполняющего обязанности, может быть изменен только в порядке, в котором изменяются права и обязанности единоличного исполнительного органа. Единоличный исполнительный орган не вправе своим приказом или доверенностью изменять объем прав и обязанностей лица, временно исполняющего обязанности.

Представляется, что такой подход к полномочиям лиц, временно исполняющих обязанности, не совсем корректен.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, состав, порядок назначения (избрания) которых определяется законом и учредительными документами. Система органов юридических лиц определенного вида устанавливается ГК и ХК Украины, законами, регулирующими правовое положение отдельных видов юридических лиц (например, Законом Украины «О хозяйственных обществах»). В любом случае перечень органов юридического лица определенного вида является исчерпывающим и содержится либо в законах, либо в законах и учредительных документах. Такой орган, как «временно исполняющий обязанности», не предусмотрен законодательством Украины.

Полномочия по руководству текущей деятельностью юридических лиц, право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе право представлять интересы юридического лица, право совершать сделки от его имени, право утверждать штаты, издавать приказы законодательством отнесены к компетенции единоличного исполнительного органа.

К компетенции единоличного исполнительного органа отнесено решение всех вопросов, не относящихся к компетенции коллегиальных органов управления юридического лица, то есть компетенция органов юридического лица законами распределена среди прямо оговоренных законом органов. Даже если учредительные документы юридического лица предусматривают создание такого органа, как «временно исполняющий обязанности», таковой, по моему глубокому убеждению, не будет иметь компетенции. Наделение подобного органа правом решать какие-либо вопросы будет являться прямым нарушением закона, поскольку в этом случае органы юридического лица будут лишаться права осуществлять полномочия, прямо отнесенные к их компетенции, а положения учредительных документов, противоречащие норме закона, не подлежат применению.

Назначение лица «временно исполняющим обязанности» — это, по существу, формирование единоличного исполнительного органа, так как «временно исполняющий обязанности» наделяется полномочиями единоличного исполнительного органа. И подобная процедура, осуществленная самим единоличным исполнительным органом юридического лица, по моему мнению, противоречит законодательству. Если же признать, что «временно исполняющий обязанности» не является органом юридического лица, то у такого лица вообще нет никаких оснований для того, чтобы приобретать гражданские права и принимать гражданские обязанности.

Действительно, существует проблема экстренного формирования единоличного исполнительного органа в ситуациях, когда физическое лицо, выбранное для выполнения функций единоличного исполнительного органа, внезапно оказывается не в состоянии это делать. Представляется, что ее решение заключается в совершенствовании законодательной базы.

В статье использованы материалы II практической конференции «Трудовые отношения: умное увольнение», организованной компанией Conference House.

Постульга Василий — юрист, г.Киев

Можно ли назначить исполняющим обязанности

У нас уволился один из начальников отдела. Руководство хочет найти на эту должность нового человека, а пока назначить одного из сотрудников временно исполняющим его обязанности.

Как правильно составить приказ на исполнение обязанностей и сделать запись в трудовую книжку ?

ОТВЕТ: Сразу скажем, в вашей ситуации временно назначить работника исполняющим обязанности нельзя. Объясним.

Трудовое законодательство Украины упоминает о конструкции «исполняющий обязанности» только в случае, когда другой работник временно отсутствует на работе (болезнь, отпуск), но за ним сохраняется должность (ст. 105 Кодекса законов о труде Украины, далее — КЗоТ). Тогда никаких записей в трудовой книжке не делают. Работнику просто доплачивают за исполнение дополнительных обязанностей.

В то же время на практике часто встречаются случаи, когда работника назначают исполняющим обязанности (далее — ИО) на вакантную должность. А это неправильно — законодательство запрещает назначать работника ИО на вакантную должность (п. 2 Разъяснения о порядке оплаты временного заместительства (Действует благодаря постановлению ВРУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. M1545-XII.), утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.65 г. № 30/39 с изменениями от 11.12.86 г. №521/30-18, далее — постановление № 30/39). Исключение — назначение на должность высшим органом управления. Правда, в постановлении № 30/39 не указано, какой это должен быть орган. Из практики же известно, что чаще это касается руководящих работников госорганов. Кстати, даже тогда руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее чем за месяц со дня принятия на работу работника подать в высший орган управления документы для назначения его на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах. То есть даже работник, прием на соответствующую должность которого утверждает вышестоящий орган управления, не может быть ИО больше двух месяцев. В течение этого времени нужно принять решение о зачислении на должность на постоянной основе или же о том, что работник не подходит для исполнения соответствующих обязанностей. Но на практике даже эту норму применить сложно.

Если работника уже назначили на должность — издали приказ (даже с. формулировкой ИО), то его следует считать принятым на эту должность и уже нельзя просто взять и уволить (или вернуть на предыдущую должность), тем более без его согласия. Такой вывод мы делаем хотя бы потому, что в законодательстве нет отдельного основания для увольнения ИО. А следовательно, придется использовать имеющиеся в КЗоТе основания для прекращения трудовых отношений.

Итак, если Вы не уверены в том, что именно этот работник подходит на вакантную должность, лучше не назначайте его, а поручите ему отдельные задания и проверьте все, а потом назначьте работника без всяких там приписок ИО. Есть и другой вариант — можно по согласию работника обязать его исполнять обязанности на другой должности в порядке совмещения. В таком случае Вы только должны доплачивать ему за работу на вакантной должности (ст. 105 КЗоТа), а как только найдете достойного для этой должности работника — освободите своего работника от совмещения.

Из сказанного делаем следующие выводы:

Выводы

1) в классическом понимании словосочетание «исполняющий обязанности» следует применять только к работнику, на которого возлагаются обязанности временно отсутствующего работника;

2) когда на предприятии есть свободная должность, на нее нельзя назначать исполняющего обязанности (кроме случая, когда назначение требует принятия решения высшим органом управления). Выход — поручить работнику выполнять эту работу в порядке совмещения должностей;

3) запись об исполнении обязанностей в трудовую книжку не вносят.

Временно исполняющий обязанности

Обновление: 25 апреля 2017 г.

При отсутствии работника в течение продолжительного периода времени – отпуска, болезни, командировки для выполнения его работы назначается исполняющий обязанности. Каким образом оформить выполнение дополнительной работы, зависит от того, какие полномочия необходимо передать, на какой срок, можно ли совместить их с основной работой.

Как оформить исполняющего обязанности

Законодательством предусмотрено несколько вариантов оформления работника, выполняющего помимо основной работы обязанности по другой должности.

Но до оформления необходимо определить круг передаваемых полномочий, получить согласие работника, который будет замещать отсутствующего, определить размер платы за выполнение дополнительных обязанностей.

В зависимости от того, какой вариант будет избран, и производится оформление по одному из вариантов:

При этом надо отметить, что согласно п. 2 Разъяснений Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 N 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» назначение временно исполняющего обязанности на вакантную должность не допускается, то есть речь может идти только о тех ситуациях, когда конкретный работник отсутствует по уважительным причинам.

Законодательных требований в отношении того, какой объем работы может быть передан, также не существует. Это решается в каждой ситуации руководителем и согласовывается с работником.

Организация может заранее предусмотреть порядок замены ключевых должностей и установить обязанности в должностных инструкциях. И в таком случае возникает вопрос, надо ли издавать приказ, оплачивать работу, ведь работник, подписывая должностную инструкцию, согласился с тем, что это входит в круг его обязанностей. Но существует позиция, что указание в должностной инструкции – это предварительная договоренность, то есть готовность работника выполнить определенные задачи в случае поручения. А для того, чтобы определить конкретный объем и срок, необходимо оформление дополнительных документов

Совмещение

Очень часто при необходимости заменить работника, особенно на короткий срок отсутствия, оформляется совмещение по правилам ст. 60.2 ТК РФ. Это удобно тем, что работа выполняется в течение рабочего времени, работник одновременно с основной работой выполняет возложенные на него дополнительные обязанности. Это удобно организационно – в зависимости от необходимости работник может переключиться и отвлечься на выполнение дополнительных обязанностей, при этом основная работа также должна быть выполнена.

При оформлении совмещения составляется дополнительное соглашение к трудовому договору, издается приказ о том, что работник исполняет обязанности, с указанием периода замещения и оплаты. При этом оплата может быть как в процентном выражении от оклада, так и в твердой сумме. Размер доплаты ВРИО необходимо указать в дополнительном соглашении и приказе.

Внутреннее совместительство

Принципиальное отличие совместительства в том, что работа должна выполняться за пределами основного рабочего времени. Это удобно, если можно четко отделить время работы по своей должности от дополнительной работы. Однако внутреннее совместительство имеет ряд особенностей, которые регулируются гл. 44 ТК РФ.

В первую очередь необходимо заключить отдельный трудовой договор, это может быть и срочный договор.

Важное условие трудового договора — время дополнительной работы, которое должно составлять не более 4 часов в день (ст. 284 ТК РФ). Это означает, что необходимо учитывать отработанное время и не допускать превышения. Оплата работы также должна быть установлена в трудовом договоре по совместительству исходя из отработанного времени, объемов или иных показателей.

По желанию работника запись о совместительстве может быть внесена в трудовую книжку.

Временный перевод

Если работник будет отсутствовать длительный срок, то можно оформить временный перевод. Отличие от других вариантов в том, что работник не будет выполнять основную работу, а полностью переключится на замещаемую. Для оформления перевода необходимо будет заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, оплата производится согласно окладу, полагающемуся в новой должности. Досрочно расторгнуть соглашение можно будет только по соглашению сторон.

Можно ли назначить исполняющим обязанности

Занятие вакантной должности руководителя образовательной организации с оговоркой «исполняющий обязанности» допустимо только в случае, если данная функция возлагается на работника этой организации (ст. 60.2 Трудового кодекса РФ). При этом, речь идет не о назначении на должность руководителя, а выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором (по основной должности), дополнительной работы по другой должности (руководителя). При этом выполнение такой работы осуществляется за дополнительную оплату (ч. 1 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ). Размер такой дополнительной оплаты определяется соглашением сторон, например, он может быть равен разнице в размере оклада работника по основной должности работника (например, заместителя руководителя) и оклада руководителя.

Если же на должность руководителя приглашается лицо «со стороны», то формулировка «и.о.» юридически некорректна и может повлечь негативные последствия. С позиций Трудового кодекса Российской Федерации терминология «исполняющий обязанности» может применяться лишь как соответствующее ей официальное понятие заключение трудового договора «на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы» (часть первая ст. 59 ТК РФ). Такой трудовой договор является срочным и предполагает прекращение при выходе на работу отсутствующего работника (п. 2 части первой ст. 77, ст. 79 ТК РФ).

Если же место является вакантным, то замещающий вакантную должность работник не может считаться исполняющим обязанности отсутствующего работника. Иначе говоря, исполнение обязанностей по той или иной должности, не являющейся вакантной, не может считаться работой по срочному трудовому договору на период отсутствия «основного» работника.

В случае с руководителем организации статус исполняющего обязанности руководителя по вакантной должности полностью соответствует статусу руководителя (без приставки «и.о.»), с которым трудовой договор заключен на неопределенный срок. Это означает, что назначение на должность руководителя другого лица будет юридически невозможно, так как место занято.

О возможности назначения работника исполняющим обязанности на вакантную должность — 18 сентября 2015 г.

В практике встречаются случаи, когда работника принимают на вакантную должность с указанием статуса временно исполняющего обязанности. Возникает вопрос, насколько это соответствует трудовому законодательству Украины.

Мы обращаем внимание на следующее.

Прежде всего, следует отметить, что на сегодняшний день законодательство Украины, которое было принято во времена независимости Украины, не содержит обобщающих разъяснений о порядке назначения работников временно исполняющими обязанности. О временном назначении указано только в ст. 33, 34 Кодекса законов о труде (КЗоТ), согласно которым временный перевод работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, допускается только с его согласия (в том числе в случае простоя). Собственник или уполномоченный им орган имеет право перевести работника сроком до одного месяца на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без его согласия, если она не противопоказана работнику по состоянию здоровья. И только лишь для предотвращения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей.

Постановлением ВРУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.1991 г.. № 1545-XII было установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.

Это в полной мере касается разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов «О порядке оплаты временного заместителя» от 29.12.1965 г.. № 30/39 (далее — Разъяснение), согласно которому, назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Это возможно только по должности, назначение на которую делается вышестоящим органом управления. В этом случае, руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня приема работника на работу представить в вышестоящий орган документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить о результатах. В случае не утверждения в должности работника, принятого руководителем не из числа работников этого предприятия, учреждения, организации, ему должна быть предложена другая работа с учетом квалификации, опыта работы. При отсутствии соответствующей работы или отказа от предложения он освобождается от работы на основаниях, предусмотренных законодательством, например, по соглашению сторон.

Как показано в разъяснении, такое назначение возможно только по должности, назначение на которую делается вышестоящим органом управления. На сегодня, примером применения такого исключения могут быть члены исполнительных органов акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (дирекций, правлений), которые в силу предписаний соответствующих законов и уставов обществ могут избираться собранием акционеров (участников).

Напомним, что согласно ст. 9 КЗоТ, условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.

Следовательно, нарушение указанной запрета назначения работника исполняющим обязанности по вакантной должности может быть основанием для признания недействительным условия временного исполнения в соответствии со ст. 9 КЗоТ. В таком случае, работник будет считаться принятым на работу на общих основаниях.

Автор: Михаил Кочеров, к.ю.н., адвокат, партнер HLB Ukraine Legal Services

О возможности назначения работника исполняющим обязанности на вакантную должность

В практике встречаются случаи, когда работника принимают на вакантную должность с указанием статуса временно исполняющего обязанности. Возникает вопрос, насколько это соответствует трудовому законодательству Украины.

Мы обращаем внимание на следующее.

Прежде всего, следует отметить, что на сегодняшний день законодательство Украины, которое было принято во времена независимости Украины, не содержит обобщающих разъяснений о порядке назначения работников временно исполняющими обязанности. О временном назначении указано только в ст. 33, 34 Кодекса законов о труде (КЗоТ), согласно которым временный перевод работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, допускается только с его согласия (в том числе в случае простоя). Собственник или уполномоченный им орган имеет право перевести работника сроком до одного месяца на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без его согласия, если она не противопоказана работнику по состоянию здоровья. И только лишь для предотвращения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей.

Постановлением ВРУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.1991 г.. № 1545-XII было установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.

Это в полной мере касается разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов «О порядке оплаты временного заместителя» от 29.12.1965 г.. № 30/39 (далее — Разъяснение), согласно которому, назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Это возможно только по должности, назначение на которую делается вышестоящим органом управления. В этом случае, руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня приема работника на работу представить в вышестоящий орган документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить о результатах. В случае не утверждения в должности работника, принятого руководителем не из числа работников этого предприятия, учреждения, организации, ему должна быть предложена другая работа с учетом квалификации, опыта работы. При отсутствии соответствующей работы или отказа от предложения он освобождается от работы на основаниях, предусмотренных законодательством, например, по соглашению сторон.

Как показано в разъяснении, такое назначение возможно только по должности, назначение на которую делается вышестоящим органом управления. На сегодня, примером применения такого исключения могут быть члены исполнительных органов акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (дирекций, правлений), которые в силу предписаний соответствующих законов и уставов обществ могут избираться собранием акционеров (участников).

Напомним, что согласно ст. 9 КЗоТ, условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.

Следовательно, нарушение указанной запрета назначения работника исполняющим обязанности по вакантной должности может быть основанием для признания недействительным условия временного исполнения в соответствии со ст. 9 КЗоТ. В таком случае, работник будет считаться принятым на работу на общих основаниях.

Автор: Михаил Кочеров, к.ю.н., адвокат, партнер HLB Ukraine Legal Services

Смотрите еще:

admin

Обсуждение закрыто.