Новый закон о налогообложении недвижимости при продаже

Новый закон о налогообложении недвижимости при продаже

Содержание статьи:

Как оформить получение налогового вычета при покупке квартиры

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме налогового вычета при покупке квартиры:

Статья актуальна на 2018 год

Покупка недвижимости в Украине, как правило, оформляется у нотариуса и сопровождается уплатой определенных налогов, которые распределяются между продавцом и покупателем.

Продавец при продаже обязан заплатить НДФЛ и военный сбор. В статье «Какие налоги нужно заплатить при продаже квартиры» вы можете прочесть о размере налогового вычета при продаже квартиры, а также, в каком случае налоги можно не платить.

Что касается покупателя, то его расходы при покупке квартиры, помимо затрат на оформление сделки, оплату услуг брокера и так далее, обязательно включают в себя сбор на обязательное пенсионное страхование. Хотя он не относится к категории налогов, но является обязательным платежом в пользу государства, поэтому в данной статье мы будем называть его налоговым вычетом.

Отдельные категории покупателей имеют право вернуть себе уплаченный вычет при покупке квартиры и тем самым уменьшить понесенные расходы, которые и без того составляют немалую сумму. Как и в каких случаях это можно сделать – узнайте из статьи.

Размер налога при покупке квартиры и другого жилья

Итак, имущественный налоговый вычет, который обязан заплатить покупатель, составляет 1% от стоимости, указанной в договоре купли-продажи. Этот процент является фиксированным и, следовательно, максимальным налоговым вычетом при покупке квартиры.

Налоговый вычет при покупке дома определяется таким же образом, как и при покупке квартиры.

Налоговый вычет при покупке квартиры супругами, которые совместно приобрели и оформили на себя общее жилье, платиться на общих основаниях, после чего каждый из них по отдельности имеет право на возврат своей части.

Кто освобождается от имущественного вычета при покупке квартиры

По закону налог при покупке недвижимости не платят:

  • граждане, которые впервые приобретают жильё;
  • граждане, которые пребывают на квартирном учете.

Жильё считается приобретенным впервые даже, если у покупателя есть в собственности приватизированное жилье или его часть. По крайней мере, из этого исходит судебная практика.

Можно ли не платить при покупке жилья налоговый вычет

Даже если вы подпадаете под категорию граждан, которые освобождены от уплаты налогового вычета за квартиру, при заключении договора вам всё-таки придётся заплатить этот налог и предоставить нотариусу квитанцию, а уже потом возвращать его через суд.

Как происходит возврат налога за квартиру

Уплаченный покупателем налоговый вычет должны возвращать органы казначейства по обращению органов пенсионного фонда.

Однако пенсионный фонд отказывается добровольно производить возврат вычета при покупке квартиры, аргументируя отказ тем, что в Украине не существует единой информационной базой, по которой можно проверить приобрели вы жильё впервые или нет. После получения письменного отказа можно обращаться в суд для возврата налогового вычета при покупке квартиры в судебном порядке.

Какие суды рассматривают дела о возврате имущественного налогового вычета при покупке квартиры

Дела о возврате налога рассматривают административные суды, о которых вы можете прочесть в статье «Как судиться с чиновниками».

Как составить иск о возврате налога

В исковом заявлении ответчиком указывается орган пенсионного фонда, в который был уплачен пенсионный сбор, в качестве третье лица — орган казначейства.

Среди прочих документов, к иску нужно приложить квитанцию об уплате налога и письмо из пенсионного фонда с отказом в его возврате.

При обращении в суд нужно заплатить обязательный платеж, который называется судебным сбором. Некоторые категории граждан освобождены от его уплаты.

Какова вероятность выигрыша

В судебных делах по возврату налогового вычета вероятность выигрыша составляет более 85%.

После получения решения суда для возврата денег вам придётся осуществить еще ряд действий: подать решение суда в пенсионный фонд, получить бумагу из пенсионного фонда и подать её вместе с заявлением в казначейство.

Налоги и сборы при продаже недвижимости в 2018 году: сколько заплатят продавцы и покупатели

Налогоплательщики Украины самостоятельно определяют размер налога на проданную ими жилую недвижимость. Выплату финансового обязательства за прошлый год необходимо провести до 1 августа текущего года.

Государство взимает в государственную казну налоги и сборы с участников сделок купли-продажи недвижимости.

Официальные документы о выплате государству финансовых обязательств подтверждают участникам сделки законность операции. Domik.ua выяснил какие налоги и сборы обязательны для покупателей и продавцов и в каких случаях закон освобождает участников сделки от выполнения фискальных обязательств.

Подача физлицами налоговой декларации об имущественном положении и доходах

В соответствии с пунктом 49.18 статьи 49 главы 2 раздела II Налогового кодекса Украины (НКУ), плательщик-физлицо в текущем году подает налоговую декларацию об имущественном положении и доходах за прошлый календарный год. Подать декларацию в ГФС необходимо до 1 мая текущего года.

Плательщик самостоятельно выбирает способ подачи декларации в ГФС:

— лично или через уполномоченное лицо;

— по почте с уведомлением о вручении;

— по электронной почте в электронной форме с выполнением соответствующих требований оформления документа и цифровой подписи.

Если декларация была подана после граничного срока 1 мая, то размер налоговой выплаты определяет орган ГФС.

Финансовые обязательства продавца перед государством

Согласно статье 172 НКУ, продажа физическим лицом недвижимого имущества — операция, приводящая к возникновению дохода и подлежащая налогообложению. Налогоплательщик выполняет свои фискальные обязательства самостоятельно в порядке уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с подпунктом 179.7 статьи 179 НКУ, физлицо выплачивает указанную в декларации сумму до 1 августа текущего года.

Плательщик вычисляет размер НДФЛ от суммы продажи недвижимости. Физические лица резиденты Украины выплачивают НДФЛ в размере 5% от суммы продажи жилой недвижимости при таких условиях:

— отчужденная недвижимость была в собственности сроком до трех лет;

— лицо совершило за отчетный год более одной сделки отчуждения имущества.

За госрегистрацию договора отчуждения имущества предусмотрена уплата госпошлины в размере 1% от суммы сделки.

При таких же условиях владения физлицо-нерезидент Украины выплачивает НДФЛ в размере 18% дохода от сделки.

Продавец, физлицо-нерезидент Украины, при отчуждения недвижимого имущества выплачивает государственный военный сбор в размере 1,5% от суммы сделки и государственную пошлину в размере 1%.

Покупатель недвижимости обязан уплатить пенсионный сбор в размере 1% от стоимости сделки.

Когда не платят налог на продажу недвижимости

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НКУ, физлица освобождены от уплаты налога на доход от продажи недвижимости при таких условиях:

— отчужденное имущество принадлежало владельцу более трех лет;

— отчужденное имущество было получено владельцем в наследство;

— в отчетный период совершена одна сделка отчуждения имущества.

Финансовые обязательства покупателей недвижимости перед государством

Покупатели недвижимости физические лица резиденты и нерезиденты Украины платят сбор на пенсионное страхование в размере 1% от стоимости купленного имущества. От оплаты сбора на пенсионное страхование освобождены сделки дарения недвижимости и договоры пожизненного содержания (ухода).

Льготы при уплате госпошлины за куплю-продажу недвижимости

Согласно декрету кабинета министров Украины «О государственной пошлине» от 1993 года в редакции 2017 года, от уплаты государственной пошлины при купле-продаже жилой недвижимости освобождены такие категории граждан Украины:

— лица, отнесенные к I-IV категориям пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

— инвалиды Великой Отечественной войны и семьи воинов и партизан, пропавших без вести;

— инвалиды I-II категорий.

Если участники сделки — лица из указанных льготных категорий, они госпошлину не платят. Если один из участников сделки не имеет льгот, он обязан заплатить госпошлину.

Стоимость регистрации купленной недвижимости

Порядок регистрации права собственности на купленную недвижимость определен постановлением кабинета министров Украины № 1127 от 25 декабря 2015 года. Государственную регистрацию по заявлению получателя недвижимости проводит уполномоченный регистратор или нотариус.

Новый владелец недвижимости предъявляет государственному регистратору паспорт, оригинал идентификационного кода и заявление. Государственный регистратор формирует в электронной базе Госреестра вещных прав номер объекта собственности на перешедшую в новое владение недвижимость и вносит заявление в очередь на подтверждение. Заявление и номер утверждает Департамент государственной регистрации и нотариата Министерства юстиции Украины.

Согласно статье 34 Закона № 51 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» от 2004 года в редакции от 04.06.2017, административный сбор за государственную регистрацию составляет одну десятую часть размера прожиточного минимума для трудоспособных граждан. В соответствии со статьей 7 закона о Государственном бюджете Украины на 2018 год, ежемесячный прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо определен так:

— с 1 января 2018 года — 1700 грн; административный сбор за государственную регистрацию — 170 грн;

— с 1 июля 2018 года — 1777 грн; административный сбор за государственную регистрацию — 177,7 грн;

— с 1 декабря 2018 года — 1853 грн; административный сбор за государственную регистрацию — 185,3 грн.

Согласно статье 19 Закона № 52, государственная регистрация проводится в течение пяти рабочих дней. За регистрацию в этот срок действуют указанные выше тарифы.

В статье 34 этого Закона определены тарифы за государственную регистрацию в сроки менее пяти дней, которые может указать заявитель:

— за 2 рабочих дня — 1 ежемесячный прожиточный минимум трудоспособного лица;

— за 1 рабочий день — 2 ежемесячных прожиточных минимума трудоспособного лица;

— за 2 часа — 5 ежемесячных прожиточных минимумов трудоспособного лица.

Выяснить особенности оформления документов для сделки купли-продажи жилой недвижимости и правила государственной регистрации права владения купленной квартирой можно на форуме юридическая консультация.

Кто платит налог на недвижимость в Украине, сколько и как

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме уплаты налога на недвижимость в 2018 году:

Статья актуальна на 2018 год

Ежегодный налог на недвижимость в Украине обязаны платить как физические лица, так и юридические лица и частные предприниматели. Под недвижимым имуществом в данном случае подразумеваются квартиры, дома и другие жилые и нежилые здания и помещения. Поскольку земельные участки облагаются отдельным налогом, о них здесь речь не идёт.

В этой статье мы расскажем, какой налог на недвижимость с физического лица подлежит уплате в 2018 году, когда платят налог на недвижимость, кто не платит и что будет за неуплату.

Кто будет платить налог на недвижимость

Налогоплательщиками являются собственники недвижимого имущества, вне зависимости от того принадлежит им весь объект целиком или только его часть, являются они резидентами или нерезидентами.

Если вы — собственник только какой-то части недвижимого имущества, то в таком случае вы и остальные совладельцы будете платить каждый за свою часть отдельно, если ваши части прописаны в документах (это общая частичная собственность) или же если объект поделен в натуре и это соответствующим образом оформлено.

Если квартира, дом или другой объект находится в общей совместной собственности, то есть без определения в документах частей совладельцев (например, в случае, если это приватизированная квартира), тогда вы и остальные совладельцы должны определиться, кто будет платить по общему согласию или же по решению суда.

Если вы этого не сделаете и не заплатите налог, то от разбирательств с налоговой это вас никак не избавит, в том числе от начисления штрафов за несвоевременную уплату.

Кто не платит налог на недвижимость

Налоговым кодексом Украины установлены льготные размеры площади домов и квартир, за которые не нужно платить, а именно:

  • 60 кв. м.- для квартир;
  • 120 кв. м. — для жилых домов,
  • 180 кв. м. – если в собственности находятся и дома и квартиры.

Это означает, что если вы — собственник квартиры общей площадью до 60 кв. м. или дома до 120 кв. м., или дома и квартиры, суммарная общая площадь которых – 180 кв. м., значит, налог платить не нужно.

Если площадь вашего объекта или объектов превышает указанную льготную площадь, то заплатить нужно за разницу между льготной площадью и общей площадью всех объектов.

Льготная площадь не отнимается от общей в двух случаях:

  1. если объект сдается в аренду (понятное дело, что речь идёт об официальной аренде, о которой известно налоговой службе);
  2. если общая площадь всех объектов превышает 900 кв. м. В таком случае льготная площадь также не отнимается.

Кто имеет льготы на уплату налога на недвижимость

Льготы на уплату налога на недвижимость в виде освобождения от уплаты предоставляются:

  • многодетным семьям (пять и более детей);
  • детям-сиротам, детям-инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями (не более 1 объекта на ребёнка);
  • общественным организациям инвалидов, религиозным организациям, детским домам семейного типа, а также ряду других государственных и частных организаций, определенных Налоговым кодексом Украины.

Не подлежит налогообложению также непригодные квартиры и дома в аварийном состоянии, признанные такими по решению коммунальных органов и общежития.

Как рассчитать налог на недвижимость

Выше мы уже говорили о том, что собственники платят налог на квартиры свыше 60 кв. м. и на дома свыше 120 кв. м.

Расчет налога на недвижимость в 2018 году осуществляется исходя из общей суммарной площади всех недвижимых объектов, которая превышает льготную.

Ставка налога на недвижимость за 1 кв. м. определяется для каждого населенного пункта органами местной власти в отдельных решениях. Налоговым кодексом установлен максимум, выше которого органы местной власти не могут поднимать ставку. Это 1,5% от минимальной заработной платы, установленной на 1 января года, за который платится налог.

В 2018 год мы берём заработную плату за 2017 год, установленную на 1 января – 3 200 грн.

То есть максимальная стоимость 1 налогооблагаемого квадратного метра в Украине в 2018 году составляет (0,015 х 3 200) = 48 грн

Что если площадь превышает 300/500 кв.м

Что касается собственников квартир (её части) площадью свыше 300 кв. м. и домов (его части) – свыше 500 кв. м., то для таких плательщиков предусмотрена отдельная дополнительная сумма налога в 25 000 грн.

Не платить эту сумму можно только в случае, если квартира или дом находятся в общей частичной собственности, где каждый платит за свою часть.

Как платить налог на недвижимость

Налог на недвижимость для физических лиц рассчитывается сотрудниками налоговой, после чего до 1 июля текущего года плательщику должны прислать налоговое уведомление-решение по адресу его места прописки. В уведомлении должна быть указана сумма налога и реквизиты для оплаты.

Когда платить налог на недвижимость

Срок оплаты налога на недвижимость — в течение 60 дней с момента получения налогового уведомления-решения.

Что делать, если в уведомлении-решении есть ошибки

Если в полученном документе вы обнаружили ошибки в площади или подсчитанная вами сумма отличается от суммы, начисленной налоговой, обратитесь в налоговую инспекцию для проведения сверки. Если ваши расчёты подтвердятся, вам должны сделать перерасчет и выдать новое налоговое уведомление-решение.

Если налоговая отказывается пересчитывать налог, вы имеете право обжаловать налоговое уведомление-решение в вышестоящую налоговую или же в суд. О том, как обжаловать уведомления-решения мы расскажем в одной из следующих статей.

Что будет, если не платить налог на недвижимость

За несвоевременную уплату налога на недвижимость законодательством Украины предусмотрена ответственность в виде штрафов. Так, если задержка по уплате составляет не более 30 календарных дней, помимо самого налога, придётся доплатить 10% от его размера. А если вы не платите более 30 календарных, то размер штрафа вырастает до 20%.

Кроме штрафов, налоговая инспекция может насчитать еще и пеню (это штраф, размер которого увеличивается ежедневно).

Размер пени зависит от размера учетной ставки Национального банка Украины, которая периодически меняется. Посмотреть актуальный размер можно на сайте Нацбанка. Пеня начисляется в размере 120% годовых учетной ставки. То есть при подсчете необходимо учитывать количество дней в году и количество дней просрочки.

Какие налоги придется заплатить при продаже недвижимости

Если вы решили продать квартиру, дом или их часть, стоит заранее узнать о том, как происходит налогообложение такой сделки. «Минфин» выяснил, какие налоги необходимо будет заплатить и кто это должен сделать.

Сделка купли-продажи недвижимости в Украине осуществляется нотариусом, который заверяет подписью и печатью письменный договор. А информация о переходе права собственности вносится в Государственный реестр вещевых прав на недвижимое имущество.

Только с момента внесения такой записи нотариусом покупатель приобретает все права на недвижимость, а также обязанности в отношении уплаты налога на недвижимое имущество.

Сделку можно оформить по месту нахождения имущества или по месту прописки одной из сторон, как у частного нотариуса, так и государственного. Как в первом, так и во втором случае нужно будет оплатить услуги нотариуса. Естественно, что услуги частного нотариуса обходятся дороже, чем государственного.

Однако обращаясь к частному нотариусу, вы значительно выигрываете во времени. Стоимость услуг нотариуса оплачивается, как правило, покупателем. Или (по договоренности) наполовину с продавцом.

Сума и размер налогов при продаже недвижимости в Украине в 2018 году не зависит от того, к какому нотариусу вы обратились.

Что платит продавец недвижимости

По общему правилу продажа недвижимости облагается:

  • налогом на доходы физических лиц в размере 5%;
  • военным сбором в размере 1,5%.

Указанные налоги нужно заплатить до подписания договора купли-продажи квартиры. Размер налогов рассчитывается исходя из оценочной стоимости объекта. Официальная оценка заказывается у квалифицированного оценщика и предоставляется нотариусу для заключения сделки.

Нотариус, который заверял сделку обо всех заключенных сделках и уплаченных налогах информирует налоговые органы. То есть выполняет функции налогового агента только в части уведомления налоговиков.

Если налоги были оплачен продавцом, а сделка по каким-либо причинам не состоялась, уплаченный налог можно вернуть также при условии подачи декларации и наличия квитанции, подтверждающей уплату налога.

В каких случаях продавец не платит налоги

Налоги с продажи недвижимости в 2018 году не платятся при одновременном соблюдении двух следующих условий:

  1. если недвижимость пребывала в собственности продавца более трех лет;
  2. и если это первая продажа недвижимости продавцом в течение календарного года.

Налог от продажи недвижимости, которая была получена в наследство, платить не нужно, вне зависимости от того, как долго такой объект пребывает в вашей собственности.

Для нерезидентов размер НДФЛ при продаже недвижимости в 2018 году в Украине во всех случаях составляет 18%.

Что платит покупатель недвижимости

Из обязательных платежей для покупателя законом предусмотрена уплата 1% сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

Указанный сбор не должны платить:

  • лица, которые покупают недвижимость в первый раз;
  • лица, которые состоят на квартирном учете.

Однако реальность такова, что практически ни один нотариус не согласится заверить договор без предоставления покупателем квитанции об уплате этого сбора.

Поэтому покупателю уже после оформления договора купли-продажи приходится самостоятельно заниматься возвратом из бюджета суммы уплаченного сбора. Возврата оплаченного сбора можно требовать через административный суд. Для того чтобы вернуть деньги обратно нужно будет с решением административного суда (естественно, если оно на вашу пользу) обратится в ПФУ, получить справку и подать ее вместе с заявлением в казначейство.

Кроме указанного сбора на пенсионное страхование, покупателю нужно будет заплатить государственную пошлину в размере 1% от стоимости объекта, а также потратиться на оплату административных сборов за переоформление права собственности в Государственном реестре вещественных прав. Размеры административных сборов зависят от срочности переоформления.

От уплаты госпошлины освобождаются:

  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • инвалиды ВОВ и семьи воинов, которые погибли или пропали без вести и приравненные к ним в установленном порядке люди;
  • чернобыльцы 1 и 2 категорий.

Также, при покупке недвижимости стоит помнить, что покупка недвижимости на сумму более 50 тыс. грн приводит к потере права на субсидию.

Жить по-новому: украинцев хотят заставить платить больше налогов

Ситуация в украинской экономике в последние годы складывается не лучшим образом: снижение объемов промышленного производства, капитальных инвестиций, массовый выезд населения из страны на заработки.

Все это заставляет власть в лице Кабинета министров Украины, Верховной Рады и президентской администрации искать новые способы наполнения госбюджета. Ведь сейчас его доходы во многом обеспечиваются не реальными деньгами, а благодаря печатному станку Национального банка Украины.

Резервы для наполнения «общака» есть. По оценкам Всемирного банка и Международного валютного фонда, в «тени» находится порядка 50% украинской экономики.Таким образом, перед реформаторами из Рады и Кабмина — непаханое поле для ее детенизации. В наличии есть денежные потоки, текущие мимо государственных сборов и бюджета. Задача – направить их в легальное русло.

Например, глава Офиса крупных плательщиков Государственной фискальной службы Украины (ГФСУ) Евгений Бамбизов в октябре 2017 г. приводил данные о том, что 74% экспорта в стране идет через непрямые контракты.

«Для чего это делается? Все понимаем. Есть посредник, который зарегистрирован в юрисдикции, которая имеет более льготный режим налогообложения, и через этого посредника осуществляется приобретение или реализация того или иного вида продукции», — пояснил тогда представитель ГФСУ.

Учитывая, что из Украины в 2017 г. экспортировано товаров на $43,267 млрд, получаем колоссальную дополнительную базу для налогообложения – 905,146 млрд грн. по текущему курсу. Это примерно 181 млрд грн. поступлений от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и таможенных пошлин.

Чтобы эти средства оказались в госбюджете, требуется не так уж и много. Достаточно, чтобы Кабмин внес в Раду законопроект о запрете таких внешнеторговых операций – через посредников в оффшорных зонах. И чтобы в сессионном зале 226 народных избранников проголосовали «за».

Казалось бы, ничего сложного. Хотя нет, есть проблемка: практически все украинские предприятия-экспортеры принадлежат либо тем самым депутатам в Раде, либо тем, кто профинансировал их избирательную кампанию. Получается, что наступить надо на горло собственной песне – а делать это не хочется ни сидящим в парламенте, ни в Кабмине. Поскольку и там люди оказались на высоких должностях не случайно. И, как и в Раде, либо сами имеют крупный бизнес (переписанный на родственников и доверенных лиц), либо имеют тесные связи с бизнес-структурами олигархов.

Поэтому на пути решения проблемы бюджетного дефицита чиновники и депутаты смотрят иначе.

В этом контексте важные тезисы озвучила в середине марта глава комитета ВР по налоговой и таможенной политике Нина Южанина, выступая на одном из «круглых столов». Оказывается, в Раде и Кабмине сейчас думают над полной фискализацией наличных продаж.

Проще говоря, власти не дает покоя тот факт, что кое-где и кое-кто из граждан все еще рассчитывается наличными деньгами — и с этих денег она, власть, ничего не имеет.

«Я имею в виду огромную часть товаров, которые импортируются и продаются на крупных рынках Украины», — уточнила Н. Южанина.

Исправить это «недоразумение» хотят путем полного кассового учета всех наличных денежных операций. «Этот шаг, который сделала Грузия, и даже в Болгарии: в стране, которая еще только поднимается со дна, даже на рынке бабушка, которая продает зелень, должна пробивать это через кассовый аппарат«, — сказала она.

Для начала стоит отметить махровый цинизм Н. Южаниной, когда она говорит о бабушке, продающей зелень на рынке. Поскольку стоимость такого расчетно-кассового аппарата (РКА) вместе с установкой – 71 тыс. грн. И вряд ли глава парламентского комитета по налоговой политике об этом не знает. Но где упомянутой бабушке взять 71 тыс. грн. на РКА – Н. Южанина забыла уточнить.

Тем не менее, такая попытка со стороны нынешней власти уже имела место в конце 2014 г. Тогда ВР приняла закон, обязывающий предпринимателей — плательщиков единого налога, использовать РКА. Иначе у них аннулировалось свидетельство плательщика. Т.е. речь шла как раз о тех самых базарных торговцах, о которых теперь опять вспомнила Н. Южанина.

Но тогда из затеи снять стружку с мелких предпринимателей и граждан путем всеобщего введения РКА ничего не вышло.Массовые протесты решительно настроенных «рыночников» возле Рады и Кабмина заставили власть пойти на попятную. И 1 июля 2015 г. ВР отменила использование кассовых аппаратов для малого бизнеса.

Но цена вопроса здесь тоже достаточно высокая. По оценкам Минфина и ГФСУ, тотальный перевод розничной торговли в Украине на кассовые аппараты дополнительно дал бы около 100 млрд грн. в бюджет – за счет поступлений от НДС. Поэтому, как следует из выступления Н.Южаниной, об идее полной фискализации наличных продаж в стенах ВР и КМУ не позабыли, от нее не отказались: просто ждут благоприятный момент для повторного принятия закона об РКА для малого бизнеса.

Отдельно надо отметить, что он затронет не только самих базарных торговцев, которые главным образом протестовали против дополнительных расходов на установку РКА. Пострадают практически все граждане – поскольку сумму налога предприниматели просто будут дополнительно включать в стоимость своих товаров и услуг.

Ведь конечными плательщиками НДС являются не продавцы, а покупатели. Т.е. в случае полного перехода на РКА цены на все сразу вырастут на 20%.

Экономический эффект от другой налоговой инициативы власти – гораздо скромнее. Переход на единую базу данных оценки недвижимости принесет госбюджету дополнительно 2-3 млрд грн., сообщил в середине мая и.о. главы Фонда госимущества Украины Виталий Трубаров.

По его словам, сейчас ФГИУ завершает работу над созданием этой единой базы данных – уже с июня она переходит на новый этап.

На практике это означает следующее: при оформлении купли-продажи квартиры или дома нотариус будет рассчитывать сумму налога к уплате не из той цифры, которую внесут в договор продавец и покупатель. Налог, взимаемый при продаже жилья, начислят исходя из его оценочной стоимости, внесенной в единую базу данных Фонда госимущества.

Как пояснил В.Трубаров, это позволит избежать минимизации при уплате налога — когда продавец и покупатель декларируют минимальную сумму сделки, чтобы занизить платеж в бюджет. А сами потом рассчитываются между собой «по полной программе». Особенно такая практика получила распространение в крупных городах-«миллионниках», уточнил и.о. главы ФГИУ.

Он также отметил, что при купле-продаже жилья гражданами оценщик в своей работе будет использовать специальную программу и вносить данные по сделке в базу.

«Если он попадает в индикатив, который там существует, тогда его работа принимается и нотариус имеет право оформить сделку. Если не принимает — тогда сделки не происходят», — сказал В.Трубаров.

Несостоятельность данной инициативы очевидна любому здравомыслящему человеку – но чиновники не хотят прислушиваться к голосу разума.

А он, во-первых, указывает, что данная схема занижения платежей работает не настолько часто, чтобы принимать столь жесткие меры административного регулирования.

Дело в том, что покупатель ставит себя в уязвимое положение, соглашаясь на такую схему. Не вопрос – в договоре можно записать, что квартиру с реальной стоимостью в $50 тыс. продали за $5 тыс.

Но потом продавец может пойти в суд и добиться расторжения сделки под каким-то благовидным предлогом – например, ее забыли одобрить у проживающего в Канаде двоюродного племянника внучатой сестры.

В таком случае продавцу возвращают квартиру, а покупателю – деньги. Правильно, те самые $5 тыс., которые официально указаны в договоре.

Ведь доказать, что было уплачено $50 тыс., покупатель не сможет. В результате у продавца остается его квартира + $45 тыс., а у покупателя нет ни жилья, ни денег.

Подавляющее большинство граждан все это прекрасно понимает, поэтому доля сделок с неадекватной ценой в сфере недвижимости – минимальна.

Тем не менее, жизнь штука сложная и в ней бывает по-всякому. Порой возникают ситуации, когда жилье необходимо продать очень быстро – например, в связи со срочным выездом и т.д.

Да мало ли может быть причин – и от них никто не застрахован. Но, как следует из пояснения В.Трубарова, теперь срочно продать дом или квартиру будет невозможно.

Ведь тогда сумма сделки будет значительно ниже индикативной, выставленной ФГИУ (точнее, компаниями-оценщиками, нанятыми Фондом) – значит, сделка автоматически блокируется в электронном реестре.

И нет возможности объяснить компьютерной программе, что срочно требуются деньги на лечение ближайшего родственника или для оплаты другой сделки по недвижимости. Но и это еще не все.

Индикативная оценка отражает среднюю температуру по больнице, а в одном случае предметом сделки может быть недвижимость с авторским дизайном и ремонтом класса «люкс». В другом — квартира или дом, «убитые» в хлам прежними хозяевами-алкоголиками.

Разница в стоимости таких вариантов может быть и в 10 раз – даже если они имеют примерно одинаковый метраж и расположены в одном районе.

Учесть эту важную особенность, да и множество других нюансов, при индикативной оценке не представляется возможным. Тем не менее, именно ее хотят сделать определяющим критерием для сделки.

И тем не менее, несмотря на всю абсурдность данной инициативы, вероятность ее внедрения весьма велика – в отличие от тотального перевода малого бизнеса на РКА.

Да, с куплей-продажей жилья хотя бы один раз сталкиваются все. Но не настолько часто, чтобы этот вопрос постоянно стоял в повестке дня у среднестатистического домохозяйства – как например, оплата ЖКХ. Поэтому восторженных аплодисментов у населения по этому поводу не будет. Но и массовых эмоциональных протестов, как в случае с РКА – тоже ждать не приходится.

Тень от ветряных мельниц

Еще одна инициатива от Минфина в рамках взятия под учет всех денежных расчетов населения появилась в середине апреля. С этой целью предлагается, во-первых, ужесточить штрафы для хозсубъектов за непроведение операций через РКА.

Во-вторых, привлечь к налогообложению всех товаров и услуг в сфере торговли, отдыха и развлечений хотят самих граждан.

Как следует из опубликованного Минфином законопроекта, для этого предлагается создать единую информационную систему. Она будет фиксировать все обращения о том, что в каком-то магазине, кафе, киоске и т.д. – не выдали кассовый чек.В таком случае представители налоговой инспекции выдвигаются для проверки. И если факт деятельности без РКА подтвердится — начисляются жесткие штрафы.

Стимулировать граждан к информированию соответствующих органов предлагается путем компенсации всей суммы денег, потраченных на товар/услугу, предоставленные без чека.

При этом реагировать налоговики собираются только на сигналы о случаях, где клиент заплатил мимо кассы 50 необлагаемых минимальных доходов и больше. Сейчас это 850 грн.

Тянуть с инициативой в Минфине не хотят: в заключительных положениях законопроекта указывается, что его нормы должны вступить в силу уже с 1 июля 2018 г.

Т.е. его рассмотрение в Раде планируется на ближайшее время. Теоретически это может сработать. Однако есть большие сомнения, что в итоге торговлю и сферу обслуживания удастся вытащить из «тени».

Как отмечалось выше, штрафы предлагается сделать недетские: 200% от стоимости покупки при первом выявлении и 500% — при каждом последующем.

В таком случае у владельца киоска, кафе, и т.д. появляется стимул договориться об уплате половины суммы штрафа – но не государству, а в карман налоговому инспектору.

Учитывая степень коррумпированности государственных органов не только по вертикали, но и по горизонтали, на низовом звене – несложно спрогнозировать дальнейший ход событий.

«Теневой» оборот еще больше возрастет за счет новых поборов с бизнеса, идущих в карман налоговикам — словно мифическая гидра, у которой вместо одной отрубленной головы вырастало три.

Вот поэтому борьба с ней и напоминает пресловутое сражение с ветряными мельницами. Ибо при тотальной коррупции госаппарата пытаться уменьшить долю «теневой» экономики — абсолютно бессмысленное занятие.

Из этого следует, что сначала необходимо избавлять общество и экономику от коррупционных механизмов, а уже потом браться за детенизацию.

В том, что ее надо проводить, сомневаться не приходится. К примеру, если посмотреть на рейтинг «теневых» экономик, составленный международной ассоциацией дипломированных сертифицированных бухгалтеров ACCA, легко увидеть взаимосвязь между величиной «теневой» экономики и общим уровнем жизни и благополучия в стране.

Так, у США доля «теневой» экономики в ВВП оценивается АССА в 7,69%, в Японии – 9,89%, в Австралии – 11,09%, в Ирландии – 13,59%, Канаде – 14,15%.

Зато уже в Польше это 23,42%, в Турции – 24,95%, Малайзии – 22,9% и т.д. В нижней части рейтинга Пакистан – 31,99%, Бразилия – 34,75%, Шри-Ланка – 37,33%, Россия – 39,29%, Украина – 46,12%, Нигерия – 47,7%.

Т.е. чем ниже показатель тенизации – тем более комфортной для проживания является страна. Тем выше покупательная способность ее граждан.

Итак, детенизации нет альтернативы. Хотя надо понимать, что на самом деле это палка о двух концах.

Т.е. невозможно провести одностороннюю детенизацию – заставить всех исправно платить налоги, а потом воровать оттуда миллиарды путем завышения цен на госзакупках, возмещения фиктивного НДС и т.д., как это делает сейчас наша власть. Процесс должен быть двусторонним, только тогда он даст эффект.

Рынок недвижимости: новшества для покупателей и продавцов квартир в 2018 году

Налогоплательщики Украины самостоятельно определяют размер налога на проданную ими жилую недвижимость. Выплату финансового обязательства за прошлый год необходимо провести до 1 августа текущего года.

Государство взимает в государственную казну налоги и сборы с участников сделок купли-продажи недвижимости. Издание выяснило какие налоги и сборы обязательны для покупателей и продавцов и в каких случаях закон освобождает участников сделки от выполнения фискальных обязательств, сообщает Domik.ua.

Подача физлицами налоговой декларации об имущественном положении и доходах

В соответствии с пунктом 49.18 статьи 49 главы 2 раздела II Налогового кодекса Украины (НКУ), плательщик-физлицо в текущем году подает налоговую декларацию об имущественном положении и доходах за прошлый календарный год. Подать декларацию в ГФС необходимо до 1 мая текущего года.

Плательщик самостоятельно выбирает способ подачи декларации в ГФС:

— лично или через уполномоченное лицо;

— по почте с уведомлением о вручении;

— по электронной почте в электронной форме с выполнением соответствующих требований оформления документа и цифровой подписи.

Если декларация была подана после граничного срока 1 мая, то размер налоговой выплаты определяет орган ГФС.

Финансовые обязательства продавца перед государством

Согласно статье 172 НКУ, продажа физическим лицом недвижимого имущества — операция, приводящая к возникновению дохода и подлежащая налогообложению. Налогоплательщик выполняет свои фискальные обязательства самостоятельно в порядке уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с подпунктом 179.7 статьи 179 НКУ, физлицо выплачивает указанную в декларации сумму до 1 августа текущего года.

Плательщик вычисляет размер НДФЛ от суммы продажи недвижимости. Физические лица резиденты Украины выплачивают НДФЛ в размере 5% от суммы продажи жилой недвижимости при таких условиях:

— отчужденная недвижимость была в собственности сроком до трех лет;

— лицо совершило за отчетный год более одной сделки отчуждения имущества.

За госрегистрацию договора отчуждения имущества предусмотрена уплата госпошлины в размере 1% от суммы сделки.

При таких же условиях владения физлицо-нерезидент Украины выплачивает НДФЛ в размере 18% дохода от сделки.

Продавец, физлицо-нерезидент Украины, при отчуждения недвижимого имущества выплачивает государственный военный сбор в размере 1,5% от суммы сделки и государственную пошлину в размере 1%.

Покупатель недвижимости обязан уплатить пенсионный сбор в размере 1% от стоимости сделки.

Когда не платят налог на продажу недвижимости

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НКУ, физлица освобождены от уплаты налога на доход от продажи недвижимости при таких условиях:

— отчужденное имущество принадлежало владельцу более трех лет;

— отчужденное имущество было получено владельцем в наследство;

— в отчетный период совершена одна сделка отчуждения имущества.

Финансовые обязательства покупателей недвижимости перед государством

Покупатели недвижимости физические лица резиденты и нерезиденты Украины платят сбор на пенсионное страхование в размере 1% от стоимости купленного имущества. От оплаты сбора на пенсионное страхование освобождены сделки дарения недвижимости и договоры пожизненного содержания (ухода).

Льготы при уплате госпошлины за куплю-продажу недвижимости

Согласно декрету Кабинета министров Украины «О государственной пошлине» от 1993 года в редакции 2017 года, от уплаты государственной пошлины при купле-продаже жилой недвижимости освобождены такие категории граждан Украины:

— лица, отнесенные к I-IV категориям пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

— инвалиды Великой Отечественной войны и семьи воинов и партизан, пропавших без вести;

— инвалиды I-II категорий.

Если участники сделки — лица из указанных льготных категорий, они госпошлину не платят. Если один из участников сделки не имеет льгот, он обязан заплатить госпошлину.

Стоимость регистрации купленной недвижимости

Порядок регистрации права собственности на купленную недвижимость определен постановлением кабинета министров Украины № 1127 от 25 декабря 2015 года. Государственную регистрацию по заявлению получателя недвижимости проводит уполномоченный регистратор или нотариус.

Новый владелец недвижимости предъявляет государственному регистратору паспорт, оригинал идентификационного кода и заявление. Государственный регистратор формирует в электронной базе Госреестра вещных прав номер объекта собственности на перешедшую в новое владение недвижимость и вносит заявление в очередь на подтверждение. Заявление и номер утверждает Департамент государственной регистрации и нотариата Министерства юстиции Украины.

Согласно статье 34 Закона № 51 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» от 2004 года в редакции от 04.06.2017, административный сбор за государственную регистрацию составляет одну десятую часть размера прожиточного минимума для трудоспособных граждан. В соответствии со статьей 7 закона о Государственном бюджете Украины на 2018 год, ежемесячный прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо определен так:

— с 1 января 2018 года — 1700 гривень; административный сбор за государственную регистрацию — 170 гривень;

— с 1 июля 2018 года — 1777 гривень; административный сбор за государственную регистрацию — 177,7 гривни;

— с 1 декабря 2018 года — 1853 грн; административный сбор за государственную регистрацию — 185,3 грн.

Согласно статье 19 Закона № 52, государственная регистрация проводится в течение пяти рабочих дней. За регистрацию в этот срок действуют указанные выше тарифы.

В статье 34 этого Закона определены тарифы за государственную регистрацию в сроки менее пяти дней, которые может указать заявитель:

— за 2 рабочих дня — 1 ежемесячный прожиточный минимум трудоспособного лица;

— за 1 рабочий день — 2 ежемесячных прожиточных минимума трудоспособного лица;

— за 2 часа — 5 ежемесячных прожиточных минимумов трудоспособного лица.

Смотрите еще:

  • Коап 1632 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2016 г. по делу N 12-1632/2016 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2016 г. по делу N […]
  • Публично правовая компания пример Публично-правовая компания Публично-правовая компания - унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового […]
  • Детские выплаты за второго ребенка в 2016 году Пособия на детей в 2016 году Внимание, эта статья устарела! Обо всех основных изменениях в порядке выплат, видах и размерах детских пособий в России в 2017 году читайте в новом материале […]
  • Су ск рф по тверской области валерия павлова Контактная информация Старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области (по взаимодействию со средствами массовой […]
  • Статья 30 ук рф отменена Отменят или уже отменили ст.30 ук рф? 1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru А зачем? Что должно быть вместо ее? "Статья 30. Приготовление к преступлению и покушение на преступление 1. […]
  • Условия недействительности сделки гк рф Недействительность сделки и их последствия Недействительные сделки и их последствия В нормах гражданского кодекса, закрепляющих общие положения о сделках, большое внимание уделяется […]
  • Подсудность жалоба на постановление об административном правонарушении Подведомственность и подсудность жалоб на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения Каким судам – общей юрисдикции или […]
  • Разрешение на временное проживание гражданину украины в россии Как получить РВП гражданину Украины Иностранные граждане с безвизовым въездом в РФ имеют право находиться на территории РФ только 90 дней в течение каждых 180 дней. Это правило […]
admin

Обсуждение закрыто.