Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности полиции

Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности полиции

Раздел VIII. Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции

Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.


Статья 38. Надзор за законностью деятельности милиции

Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 39. Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции

Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

Статья 40. Ответственность сотрудников милиции

За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность.

Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР
Р.И.Хасбулатов

Москва, Дом Советов РСФСР.
18 апреля 1991 года.

Гарантии законности и обеспечения прав и свобод граждан в административной деятельности полиции

Законность как базовый правовой режим деятельности полиции. Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации. Направления обеспечения законности и прав и свобод граждан в административной деятельности полиции. Прокурорский надзор за законностью.

Еще одной, новой группой субъектов, наделенных правом осуществления общественного контроля за деятельностью полиции, выступают общественные советы при МВД России и его территориальных органах.


Часть 7 статьи 2 Закона «О полиции» предусматривает создание при МВД России и его территориальных органах общественных советов, призванных обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции. Обозначены основные направления их деятельности.


Свою конкретизацию положения названной нормы нашли в Указах Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и от 28 июля 2011 г. N 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации».


Заключение


1. Законность относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни она выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии. В широком смысле, законность — это соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов. Законность формирует общий принцип отношения общества к праву в целом. Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права. Под законностью в деятельности органов внутренних дел нами понимается — соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.


2. Законность — важнейший принцип деятельности органов внутренних дел. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности органов внутренних дел, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов. Принцип законности относятся ко всем видам правовой деятельности — правотворческой и правореализующей и понимаются максимально широко. Соблюдение законности в деятельности органов внутренних дел особенно важно, т.к. на них возложена обязанность бороться с правонарушениями. Деятельность органов внутренних дел тесно связана с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Полиция наделена широкими полномочиями по применению мер принуждения к правонарушителям. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений.


3. Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется различными органами. Прежде всего, это ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних дел. В органах внутренних дел создана служба собственной безопасности, осуществляющая выявление среди сотрудников лиц, совершающих должностные преступления. Деятельность полиции подконтрольна и органам местного самоуправления. Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ. Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судами уголовных дел и дел об административных правонарушениях, поступивших из органов внутренних дел, жалоб на незаконное задержание и применение меры пресечения — заключения под стражу, жалоб на незаконные решения органов внутренних дел, ограничивающие права граждан.


4. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутренних дел возложен на прокуратуру. Она осуществляет надзор за всеми видами правоохранительной деятельности этих органов: административной, оперативно-розыскной, уголовно — процессуальной. Прокуратура также осуществляет надзор и за исполнением законов внутренними войсками, за законностью содержания задержанных и арестованных в изоляторах временного содержания, помещения в приемник-распределитель. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.


Список используемой литературы

1. Международные документы, законодательство Российской Федерации и зарубежных стран:

2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СПС «Гарант»

3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст.1011.

4. ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. // СПС «Гарант»

5. Федеральный закон » О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. // СПС «Консультант Плюс»

6. Федерального закона РФ от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 1995. № 47. Ст.4472.

7. ГПК РФ от 14 ноября 2002г. // СПС «Гарант»

8. КоАП РФ от 30 декабря 2001г. // СПС «Гарант»

9. УК РФ от 13 июня 1996г. // СПС «Гарант»

10. О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России: Приказ МВД России от 2 августа 1996 г. № 426.

11. Инструкция по организации особого контроля Министерства внутренних дел Российской Федерации за деятельностью территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. — № 45. — Ст.4586.

13. Общая и специальная литература

14. Бутылин В.Н. Теория государства и право. — М.: Изд-во «Форум», 2008.

15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2007.

16. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. М.: Изд-во «Юристь», 2007.

17. Строгович М.С. Теоретические вопросы советской законности. Советское государство и право. 1956. № 4. Стр.23

18. Вестник кадровой политики МВД России. 2012. № 2.

19. Александров Г., Кузнецова Т. Беспредел в погонах непобедим? Аргументы и факты. 2013. № 40.2 окт.

20. Цуканов Н.Н. О соотношении норм Закона «О полиции» и УК РФ в регулировании права сотрудника полиции применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, Н.Н. Цуканов Административное право и процесс. — 2012. — № 3.

21. Параносенков П.М. Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации, П.М. Параносенков, Административное право и процесс. — 2012. — № 5.

22. Аврутин Ю.В. Конституционализация правового регулирования деятельности Российской полиции. Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России № 2 (54) апрель-июнь 2012г.

23. Беженцев А.А. Контроль за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел. Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России № 2 (46) 2010 г.

24. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор. — М., 2005.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 18.04.91 N 1026-I (ред. от 15.06.96) «О МИЛИЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (ред. от 18.04.91 — «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, N 16, ст. 503; 1993, N 10, ст.360; N 32, ст. 1231; 1996, N 25, ст. 2964)

Раздел VIII. Гарантии законности и обеспечение прав граждан в деятельности милиции

Контроль за деятельностью милиции осуществляют министр внутренних дел РСФСР, министры внутренних дел входящих в РСФСР республик, вышестоящие органы милиции, а за деятельностью милиции общественной безопасности (местной милиции) — также соответствующие Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты.

Советы народных депутатов осуществляют контроль за работой милиции, не вмешиваясь в ее уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность и в производство по делам об административных правонарушениях.

Общественный контроль за деятельностью милиции реализуется на основе договоров, заключаемых между организациями по социальной защите, коллективами граждан и органами милиции.

Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор РСФСР и подчиненные им прокуроры.

Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность.

Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Первый заместитель
Председателя Верховного Совета РСФСР
Р.И. ХАСБУЛАТОВ

Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел Пашкова Наталия Владимировна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Пашкова Наталия Владимировна. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.01 Москва, 2006 169 с. РГБ ОД, 61:06-12/1641

Содержание к диссертации

Глава I. Законность: понятие, место в жизни общества, проблемы обеспечения 11

1. Понятие и юридическая природа законности 11

2. Соотношение законности с другими правовыми явлениями 33

3. Система факторов, определяющих состояние законности 56

Глава II. Проблемы обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел 80

1. Значение законности в деятельности органов внутренних дел 80

2. Мотивация правомерного поведения сотрудников органов внутренних дел в формировании состояния дисциплины и законности правоохранительной системы 101

3. Причины, обуславливающие нарушение законности сотрудниками органов внутренних дел и меры их предупреждения 124

Список литературы 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В сложных социально-экономических и политико-правовых условиях становления новой российской государственности существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню обеспечения законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Органы внутренних дел как органическая часть единой структуры органов исполнительной власти в настоящее время испытывают на себе всю полноту действия, происходящих в стране кризисных процессов. Одним из наиболее негативных последствий сложившихся социально-экономических противоречий с полным основанием следует признать их прямое влияние на состояние законности в деятельности органов внутренних дел. Нарушения законности в системе органов внутренних дел России по своей социально-политической природе не ограничиваются лишь крайне отрицательным влиянием на эффективность охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с различными видами преступности. Особенность криминального характера нарушений законности в деятельности органов внутренних дел такова, что любое отступление от соблюдения норм закона, представляет собой фактор, дестабилизирующий не только позитивные правоохранительные тенденции, но и процессы демократизации общества, становления новой российской государственности, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.

Проблема укрепления законности в деятельности органов внутренних дел актуальна и тем, что ее сотрудники действуют от лица государства. Соответственно, правонарушения, совершаемые ими в связи с выполнением своих функций, не стоят в одном ряду с правонарушениями, совершаемыми рядовыми гражданами. Они имеют, по сути, характер чрезвычайных, подрывают авторитет закона и государственной власти.

Следует отметить, что на состоянии законности, а равно и на морально-психологической готовности личного состава органов внутренних дел к выполнению служебного долга сказывается весь комплекс не в полной мере решенных вопросов социальной и правовой защиты сотрудников, низкий уровень денежного содержания, материально-технического и бытового обеспечения и т.п., неблагополучные условия прохождения службы.

Соблюдение законности сотрудниками органов внутренних дел важно и потому, что именно они являются активными участниками правотворческих и правоприменительных процессов; от них во многом зависит состояние законности и правопорядка, а, в конечном счете — становление российского демократического, правового и социального государства. Поэтому теоретическое исследование состояния законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, основных направлений профилактики нарушений законности и служебной дисциплины, применительно к условиям переходного периода, переживаемого современным российским государством, имеет высокую актуальность.

Состояние научной разработанности темы. Общетеоретические аспекты законности исследовались в трудах: С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, С.Н. Бабаева, В.М. Баранова, А.В. Васильева, А.Б. Венгерова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.Н. Матузова, B.C. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова и других.

Отдельные проблемы законности, касающиеся юридической природы, принципов, гарантий и факторов ее обеспечения рассматривали такие ученые, как Л.Ш. Берекашвили, А.Т Боннер, Н.В. Витрук, Н.Н. Вопленко, С.Э. Жилинский, З.Д. Иванова, Т.К. Примак, П.М. Рабинович, И.С. Самощенко, М.С. Строгович, В.М. Чхиквадзе, А.С. Шабуров и др.

Проблемы законности во взаимосвязи с правосознанием, правовой культурой, правовым воспитанием, дисциплиной и правопорядком рассматриваются в работах Е.В. Аграновской, А.Ф. Гранина, А.В. Грошева, В.Н. Казакова, Е.А. Лукашевой, В.П. Малахова, И.В. Ростовщикова, В.П. Сальникова, Т.В. Синюковой, В.М. Шамарова и др.

Вопросам обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел посвятили свои исследования B.C. Афанасьев, Б.А.Викторов, Н.Л. Гранат, В.Я. Кикоть и др.

Несмотря на достаточно широкую проработанность обозначенного круга вопросов, представленная работа подробно акцентирует внимание на аспектах, не имевших до этого детального обсуждения в отечественной юриспруденции. В частности, большинство работ написано достаточно давно и не отражают новых современных реалий.

Объектом исследования является система общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел.

Предмет исследования представляет собой механизм обеспечения законности в работе органов внутренних дел, как одно из основных направлений их деятельности.

Методология и методы исследования. Методологической основой данного исследования является совокупность различных методологических приемов и средств познания. Общей методологической основой исследования явились современные научные методы: общие, частные, специальные, в том числе диалектико-материалистический, сравнительный, комплексный, системно-структурный, структурно-функциональный, логические, исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический и другие методы, применение которых обусловлено спецификой объекта и предмета исследования. Положения и выводы диссертационного исследования основываются на изучении трудов отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, уголовного и других отраслей права, философии, а также на изучении большого количества нормативных актов.

Целью диссертационного исследования является получение новых данных о системе обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел с позиций современной теории права и государства.

Указанная цель определяет постановку следующих задач:

— проанализировать различные концепции законности с целью уточнения ее понятия;

— выяснить соотношение таких правовых понятий как право, закон, законность, правопорядок, общественный порядок, правовая культура, правосознание;

— дать развернутую характеристику системы факторов обеспечения законности;

— исследовать состояние законности и ее роль в деятельности органов внутренних дел;

— проанализировать механизм реализации требований законности в правоохранительной деятельности;

— выявить основные формы и проявления нарушений законности в деятельности органов внутренних дел;

— определить основные направления и выработать практические рекомендации по обеспечению законности в деятельности органов внутренних дел.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые комплексно исследуется процесс обеспечения законности как одна из основных целей внутриуправленческои деятельности органов внутренних дел, имеющих социальную значимость. Данная диссертационная работа представляет собой комплексное исследование проблем обеспечения законности в органах внутренних дел. По результатам проведенного исследования сформулирован ряд теоретических и практических положений:

— уточнено понятие законности и сформулировано соответствующее определение;

— показано, что обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел приобрело общесоциальное значение и стало фактором, обеспечивающим стабильность режима законности и правопорядка в стране;

— обосновано положение о том, что обеспечение законности становится одной из основных целей внутриуправленческой деятельности, задачей каждого руководителя, а также каждого вышестоящего органа (подразделения) внутренних дел;

— определена роль личного состава органов внутренних дел, каждого сотрудника в разработке мер по укреплению законности;

— внесены предложения, направленные на усиление мотивации правомерности поведения личного состава.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:

1. Законность — принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения законов государством, его органами, должностными лицами и другими субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями. Законность является предпосылкой правопорядка, ядром общественной дисциплины, важнейшим элементом демократии и культуры, основой осуществления прав человека. Обеспечение законности — необходимое условие и средство формирования правового государства. Законность — важнейшая категория юридической науки и практики. Ее уровень (состояние) служит главным критерием оценки правовой жизни общества.

2. Строгое соблюдение требований, содержащихся во всех нормативных актах, в том числе и в ведомственных, является необходимым условием успешного государственного управления и эффективной организаторской деятельности. С учетом этого обеспечение законности становится одной из основных целей внутриуправленческой деятельности, задачей каждого руководителя, а равно каждого вышестоящего органа (подразделения).

3. Для обеспечения законности в государстве необходимо использование основных из существующих гарантий законности: экономических, социально-политических, идеологических, юридических, организационных. Наряду с этим необходимо знание всех факторов, оказывающих на состояние законности, как в целом в стране, так и органах внутренних дел отрицательное воздействие.

Вместе и позитивные, и негативные факторы образуют единую систему, определяющую уровень законности в государстве и в деятельности органов внутренних дел, их службах и подразделениях.

4. На состояние законности в органах внутренних дел воздействуют экономические, социально-политические, идеологические, правовые и организационные факторы: как позитивные, так и негативные, как внешние, так и внутренние, проявляющиеся на общесоциальном, региональных и групповых уровнях.

5. Главным условием эффективности работы по укреплению законности является участие в ней всех сотрудников, пониманием ими важности этой работы, своей личной ответственности за ее состояние.

Основными направлениями усиления мотивации правомерного поведения работников внутренних дел выступают, в частности, следующие:

— создание системы материального и морального стимулирования деятельности работников;

— коренное совершенствование системы предоставления социально-правовых гарантий сотрудникам и их семьям;

— повышение образовательного, культурного и профессионального уровня подготовки кадров;

— разработка государственной программы по борьбе с преступлениями и коррупцией в правоохранительных органах;

— коренное совершенствование механизма отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в комплексном подходе к изучению основных проблем, обусловленных темой.

Разработка вопросов обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел имеет значение для развития общей теории права и государства, отраслевых наук, совершенствования законодательства.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в научной деятельности, а также преподавании в юридических вузах таких учебных дисциплин, как: «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Правоохранительные органы в Российской Федерации», «Уголовный процесс», «Административная практика», «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел», подготовке методических рекомендаций и учебных пособий по данной проблематике.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется его комплексным характером. В работе использованы современные методы научных исследований, собран определенный эмпирический и теоретический материал. Автором изучен широкий круг работ по общей теории государства и права, философии, социологии, политологии, использованы современные достижения общеправовых и отраслевых юридических наук в исследуемой области. В процессе работы над диссертацией были проанализированы нормативно-правовые акты, в частности Конституция России, Закон Российской Федерации «О милиции», Положение о службе в органах внутренних дел и др., действующее законодательство, регламентирующее деятельность органов внутренних дел, Указы Президента, ведомственные нормативно-правовые акты.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в ряде публикаций автора, докладывались и обсуждались на всероссийской научно-практической кон ференции «Проблемы обеспечения законности и правопорядка на современном этапе развития российского общества» (Воронеж 2004г.), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и практики» (Орел 2004), региональной научно-практической конференции «Правопорядок и безопасность в России: История и современность» (Орел 2005). Работа была обсуждена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Орловского юридического института МВД РФ.

Полученные в ходе исследования материалы использованы в учебном процессе Орловского юридического института МВД России, при проведении занятий по курсам «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел», а также использовались в рамках общественно-государственной подготовки его сотрудников.

Кроме того, основные положения исследования докладывались сотрудникам подразделений УВД Орловской области и использовались в процессе обучения в Учебном Центре УВД Орловской области.

Понятие и юридическая природа законности

В теории государства и права проблема законности занимает особое место. Актуальность ее всегда была и остается неизменной, а связь с практическими задачами — общепризнанной.

Проблемы законности были и остаются одними из важнейших в практике государственно-правового строительства, так как являются непосредственно связанными со стратегической задачей любого демократического правового государства — обеспечением основных прав и свобод человека и гражданина. Законность — функциональная категория юридической науки и практики. Ее уровень и состояние служат главными категориями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Поэтому важно, исходя из истории развития понятия законности и существующих сегодня научных взглядов на нее, дать анализ и дополнительно аргументировать современные прогрессивные точки зрения на законность.

Само понятие «законности» появилось сравнительно недавно, но идеи законности в том или ином виде встречаются в произведениях многих философов и правоведов древности и современности.

В соответствии с учением древнекитайских легистов, изложенных в трактате IV в. до н.э., обязательность исполнения жестких законов являются основным средством управления страной .

Древнегреческий философ Платон писал: « Там, где закон — владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги» .

По мнению Аристотеля «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя

В России становление идеи законности начинается с утверждения государственности и права, а представления о необходимости следования конкретным правилам существовали еще в религиозно-мифологических памятниках задолго до этого процесса. Петр I выразил суть и значение законности в Российском государстве так: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не охранять, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти. »

Окончательно формализация идеи законности происходит позже. Условно это можно выразить следующей схемой: по справедливости — по закону — законность.

Об обязательности соблюдении законов писали представитель немецкой классической философии Гегель и видный российский правовед Н.М.Коркунов4.

Но только в работах Ганса Кельзена теория законности приобрела известную фундаментальность. В соответствии с кельзеновским нормативизмом «не имеет значения содержание самой конституции или созданного на ее основе государственного правопорядка: неважно, справедливой он или нет, обеспечивает ли он состояние относительного мира в рамках конструируемого им сообщества или нет», важно чтобы нормы закона неукоснительно соблюдались

К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали законность как соблюдение требований закона участниками общественных отношений1.

В.И.Ленин расценивал социалистическую законность как основу советской государственной дисциплины и подчеркивал ее огромное значение в борьбе против бюрократизма, волокиты, взяточничества, злоупотреблений служебным положением, которые рассматривал как опаснейшие преступление против Советского государства. Он пишет о требовании «соблюдать свято законы и предписания Советской власти и следить за их исполнением всеми»2.

В разных работах В.И.Ленина впервые были упомянуты, а затем обобщены и подробно разработаны правоведами советского периода основные принципы законности: верховенство закона, гарантированность прав и свобод личности, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, взаимосвязь законности и культурности, установление ответственности за нарушение законности3.

Все эти идеи составили базу всех существовавших в советской юридической науке определений законности. Однако единства взглядов по вопросу понятия законности достигнуто не было — ни тогда, ни в последующий период. Если унифицировать формулировки и пренебречь второстепенными деталями, то многочисленные и разнообразные определения этого сложного и многогранного социального явления можно свести к нескольким основным вариантам.

Соотношение законности с другими правовыми явлениями

Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Ученые пытаются исследовать не только отдельные ее черты и особенности, но и соотнести законность с другими социальными категориями: нормами права, общественной дисциплиной, демократией, правами и свободами человека и гражданина, правопорядком, правосознанием, правовой культурой и т.д. Для нас же важно показать не только соотношение, но и взаимообусловленность, взаимопроникновение законности и обозначенных правовых категорий.

Как уже отмечалось, в основе законности лежат нормы права, содержащиеся в законах, соблюдение, исполнение которых властными структурами образует законность и приводит к возникновению правопорядка. При этом, как уже указывалось, от качества нормативных актов в значительной степени зависит состояние законности.

Законность является ядром, наиболее существенной частью общественной дисциплины, которая заключается в соблюдении, исполнении всеми субъектами общественных отношений всех социальных норм (права, морали, обычаев, корпоративных норм и проч.). Но, если государством и его органами не соблюдаются законы, то одновременно с размыванием законности происходит разрушение общественной дисциплины.

Законность — предпосылка и необходимый элемент демократии. Дело в том, что основы демократического режима (участие населения в осуществлении власти, права и свободы граждан) закреплены в конституциях и иных законах каждого государства. Поэтому отсутствие законности (нарушение соответствующих норм права) приводит к тому, что демократия становится формальной, она существует только на бумаге и не превращается в реальность. В современных условиях любое государство старается продемонстрировать свою демократичность: везде существуют конституции, проводятся выборы и референдумы и т.п. Ведь нарушение демократических начал вызывает негативную реакцию международного сообщества. Поэтому именно законность в политической сфере становится своеобразным индикатором существования демократии в том или ином государстве.

Важнейшее значение имеет законность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, сами права и свободы закреплены в законах, и, если эти законы не соблюдаются, то, совершенно естественно, происходит нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. С другой стороны, в законодательстве закрепляются важнейшие гарантии этих прав и свобод, такие как принцип равенства всех перед законом и судом, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и др. Соблюдение этих норм в уголовном и административном процессе обеспечивает реальность прав и свобод граждан.

С обеспечением законности связан процесс формирования правового и социального государства. Важнейшими принципами правового государства, а его вряд ли можно создать при отсутствии социальной направленности государственной деятельности, являются такие как верховенство правового закона во всех сферах социальной жизни, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей1. Реализация этих принципов требует, с одной стороны, закрепления соответствующих положений в законодательстве, а с другой, — реального осуществления соответствующих нормативных установлений в практической деятельности всех субъектов общественных отношений и, прежде всего, государства и его органов. Укрепление законности является непременным условием и средством формирования правового государства, а сама законность — его необходимым элементом. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.

Наше обращение к данной категории не случайно. Как видно, правопорядок обозначает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, органами и организациями.

Можно констатировать, что и в прошлом, и в настоящее время рассмотрению вопроса о правопорядке посвящено немало работ1.

Вопрос этот, как правило, затрагивался и в связи с исследованием смежных проблем: правомерного поведения, законности, правоотношений, реализации права, правонарушений, юридической ответственности и др. Несомненно, понятие правового порядка многогранно, имеются множество подходов к его определению. Актуальной задачей является не поиск универсальной формулы, раскрывающей значение правопорядка, а выявление ключевых характеристик данного явления с целью более полного описания. Детальное же описание позволит разрешить проблемы укрепления правопорядка в плане становления в России гражданского общества и формирования правового государства.

В этой связи в учебной и научной литературе правопорядок определяется как определенная система общественных отношений, складывающаяся на основе права и законности1, как основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общест-венных отношений или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности .

Значение законности в деятельности органов внутренних дел

В наше время в условиях формирования правового государства невозможно представить себе современное демократическое общество, где принцип законности не выступал бы доминирующей правовой идеей этого общества, выраженной в законах государства, характеризующейся точным и неуклонным их соблюдением и гарантирующей защиту прав и интересов человека.

В юридической литературе выделяются две стороны, два аспекта законности — охрана прав граждан, недопущение в отношении их произвола и строгое соблюдение требований законности самими гражданами1.

Естественно, что важны обе стороны законности, однако все же следует подчеркнуть особую значимость законности в деятельности государственного аппарата. Именно органы государства обеспечивают стабильность режима законности, пресекая правонарушения, восстанавливая нарушенное право, привлекая виновных к ответственности. И хотя в стране совершается немало преступлений и других правонарушений, это не может расцениваться как разрушение режима законности. Как справедливо отмечается в литературе, «отдельные незаконные действия . не перерастают, однако, в подрыв режима законности в целом, если они незамедлительно пресекаются и неотвратимо влекут ответственность виновного лица»

Напротив, издание незаконных правовых актов, распространенность нарушений законности в деятельности государственных органов порождают обстановку беззакония и произвола, серьезно нарушают существующий в стране режим законности.

Деятельность государственного аппарата подзаконна: все его звенья, все учреждения, организации, их подразделения формируются и функционируют на основе и в рамках Конституции РФ и законов1.

Строгое, неуклонное соблюдение правовых требований и предписаний — необходимое условие успешного функционирования органов государства, выполнения стоящих перед ними задач.

Важное место в механизме современного российского государства принадлежит органам внутренних дел — самым массовым из правоохранительных органов, которые выполняют важные функции социального управления по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, обеспечению безопасности дорожного движения и т.п.

Необходимо уточнить понятие правоохранительных органов. К ним относятся государственные и негосударственные учреждения, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью и другими правонарушениями.

Правоохранительную деятельность можно, в общем, охарактеризовать как деятельность специальных государственных и негосударственных органов направленную на обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, прав и свобод граждан .

Н.Л. Гранат определяет законность в правоохранительных органах как основанный на Конституции и других правовых законах режим функционирования правоохранительных органов и их должностных лиц, в процессе которого обеспечивается неуклонное соблюдение и исполнение правовых законов

Есть тесная связь между законностью в деятельности правоохранительных органов и обеспечением и защитой прав и свобод граждан.

Важным направлением в деятельности сотрудников органов внутренних дел является оказание помощи в защите прав и законных интересов физическим и юридическим лицам на основе Конституции и других законов. В частности милиция охраняет права граждан, обеспечивает общественный порядок, безопасность дорожного движения, задерживает правонарушителей, привлекает их к уголовной ответственности, охраняет права граждан и организаций от незаконного завладения их имуществом.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина обычно предполагает не активные действия сотрудников органов внутренних дел, а наоборот, недопущение действий, нарушающих или способных повлечь нарушения прав и свобод. Это острая проблема, ибо в процессе правоохранительной работы сотрудникам приходится применять различные меры принуждения к гражданам, вплоть до физической силы и оружия. Здесь требуется безоговорочное соблюдение достоинства человека, его права не подвергаться пыткам и жестокому обращению, принципа презумпции невиновности и др. необходимо строго соблюдать границы допускаемых законом ограничений ряда прав и свобод (неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки и

ДР.)2 Реализация многих субъективных прав просто неосуществима без соответствующей деятельности правоохранительных органов: управление автотранспортным средством, приобретение огнестрельного оружия, паспорта и др.

Какие же права призвана обеспечить и защитить милиция? Эти вопросы были предметом некоторых исследований1.

В первую очередь речь должна идти здесь о гражданских (личных) правах: право на жизнь, на охрану достоинства, неприкосновенность личности, жилища, частной собственности, тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, свобода передвижения и выбора места жительства. В этом наблюдается некий дуализм в самом существовании и деятельности органов внутренних дел. С одной стороны милиция призвана охранять данные права от посягательств на них со стороны других лиц или организаций. С другой стороны органы милиции должны строить свою работу с учетом уважения этих личных прав, не допуская их нарушения в своей повседневной деятельности.

Мотивация правомерного поведения сотрудников органов внутренних дел в формировании состояния дисциплины и законности правоохранительной системы

Как уже было сказано выше, сотрудники органов внутренних дел являются носителями профессионального правосознания, которое априори детерминирует правомерное поведение с социально-активной мотивацией. Данный вид мотивации правомерного поведения формируется при непосредственном и приоритетном участии идейных (мировоззренческих) компонентов профессионального правосознания, квинтэссенцией которых является правовой идеал. Другой особенностью правомерного поведения с социально-активной мотивацией является большая (по сравнению с иными формами правомерного поведения) степень участия предписаний позитивного законодательства в механизме формирования такого поведения. Можно предположить, что одним из основных мотивирующих факторов данного поведения является высокая степень осознанности этого поведения как модели, предусмотренной соответствующей правовой нормой. Спецификой мотивации такой формы правомерного поведения является интеграция внешней правовой основы и сугубо личностных свойств и качеств конкретного сотрудника

Автору, на примере сотрудников органов внутренних дел, хотелось бы подробнее осветить механизм участия нормы права в детерминации правомерного поведения.

Известно, что правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Соответственно, они действуют как дозволения, обязывания и запреты.

В зависимости от такой дифференциации правовых норм прослеживаются и некоторые особенности мотивации правомерного поведения сотрудников органов внутренних дел.

В профессиональной деятельности этих лиц заметными факторами, мотивирующими поведение, выступают такие категории, как приказ, долг, опосредуемые и нормами права и нормами морали, и элементами правового сознания.

Еще раз, возвращаясь к вопросу о соотношении внешнего и внутреннего «вектора воздействия» в формировании правомерного поведения, нужно отметить (в контексте исследования механизмов детерминации правомерного поведения личности психологическими мотивами), что любое внешнее воздействие (например, требования социальных норм) влияет на поведение индивида только лишь при взаимодействии с его личностными качествами и свойствами. Очевидно, что внешние факторы сами по себе не могут непосредственно вызывать правомерное или противоправное поведение, не взаимодействуя с психологическими особенностями личности. Если предположить, что только внешние требования правовых и иных социальных норм инициируют поведение, то трудно опровергнуть точку зрения Д.А. Кикнадзе, который отмечает: «. в таком случае одно и то же требование должно было бы вызывать одно и тоже действие у разных людей. Но факты говорят, что это не так. Одни люди выполняют общественные требования, другие поступают вопреки им» .

Следует отметить, что любое поведение, в том числе и правомерное, является средством достижения определенной цели, удовлетворения потребности, причем данное поведение детерминируется соответствующей потребностью. В таком случае, правомерное поведение выступает как «. жизненная позиция индивида (сотрудника), соответствующая предписаниям правовых норм, направленным на удовлетворение потребности адресата данных норм»1. Данные потребности детерминируются и становятся психологическим источником совершения субъектом актов правомерного поведения.

Несколько иначе выглядит процесс мотивации правомерного поведения, направленного на удовлетворение потребностей не адресата нормы, а другого субъекта права, что особо связано с правомерным поведением сотрудников органов внутренних дел. В правоохранительной деятельности, в том числе и в деятельности органов внутренних дел, сотрудники зачастую совершают действия и поступки, направленные на удовлетворение не своих личных интересов, а потребностей других членов общества. В этой связи важным представляется выяснение причин такого поведения. Для этого необходимо выявить характер соотношения интересов и потребностей самих сотрудников и содержание охраняемой или применяемой конкретной правовой нормы.

Применительно к мотивации правомерного поведения сотрудников органов внутренних дел, необходимо отметить, что потребности общества, такие как охрана общественного порядка, борьба с правонарушениями совпадают с потребностями указанных сотрудников, так как мотивы данного поведения представляют собой детерминированные потребности сотрудников. Из этого следует, что, совершая определенные поступки и действия, сотрудники органов внутренних дел преследуют как свои личные интересы, так и реализуют своими действиями общественные потребности, потребности других членов общества.

Смотрите еще:

  • Андроид банк мошенничество Андроид банк мошенничество В Украине появился новый способ получить персональные банковские данные украинцев. Для этого мошенники создали приложение для Android "Универсальный мобильный […]
  • Статьей 59 жилищного кодекса российской федерации Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире 1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и […]
  • Дополнение к возражение на исковое заявление Как можно дополнить документом уже отправленное в суд возражение на апелляционную жалобу Решение в мою пользу. Ответчик подал апелляционную жалобу. Я отправила возражение на нее, потом […]
  • Исполнение бюджета красноярского края за 2014 год Утвержден отчет об исполнении бюджета Красноярска за 2014 год Сегодня, 26 мая, на внеочередной сессии Красноярского Горсовета депутаты завершили обсуждение финансовых итогов прошлого года […]
  • Ст 153 тк рф комментарий Статья 153. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам — не менее чем по […]
  • Форма доверенности на представление интересов организации Доверенность на представление интересов юридического лица Утвержденного государством единого образца по заполнению доверенности на представление интересов юридического лица нет. Поэтому […]
  • Регистрация перехода права собственности на квартиру сроки Документы для регистрации права собственности на квартиру и договора купли-продажи Перечень документов для регистрации права собственности на квартиру Сроки и стоимость государственной […]
  • Заявление о разводе образец 2018 украина Образец заявления на развод и алименты в Украине На вебсайтах очень много полезных шаблонов и примеров. Наши сотрудники собрали для Вашей необходимости самые полезные по нашему мнению. Все […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes