Термин правовые нормы

Термин правовые нормы

§ 2. Правовые нормы и правовые предписания

Представляется, что определение нормы права через предписание правомерно и допустимо наряду с иными определениями. Термин «предписание» используется и в другом смысле — как «предписание нормы». В данном случае этим термином обозначается часть нормы, содержащая веление, т. е. диспозицию, или санкцию. Такое понимание является традиционным в науке и практике.

Третье значение этого термина встречается в таком выражении, как «правовое предписание». В советской юридической литературе оно впервые было использовано А. В. Мицкевичем, который понимал под правовым предписанием «то или иное логически завершенное положение, прямо сформулированное в тексте акта государственного органа и содержащее обязательное для других лиц, организаций решение государственной власти»129. Следует отметить, что данный термин в указанном значении используется в иностранной, например польской, литературе даже в учебниках. Здесь норма права отличается от правового предписания (у А. В. Мицкевича — нормативного), под которым понимаются самостоятельная часть текста нормативного акта, фрагмент правового текста в виде статьи, параграфа, части статьи и даже отдельного предложения130.

В дальнейшем значение рассматриваемого термина претерпело существенные изменения: он стал эквивалентом термина «норма». Первый шаг в этом направлении был сделан С. С. Алексеевым. Он ввел термин «норма-предписание», обозначая им то, что обычно именовалось и именуется нормой права. Наряду с этим термином он использует другой — «логическая норма». Думается, что такое удвоение терминологии следует из стремления автора соединить и примирить два противоположных подхода к структуре нормы (о дву- и трехчленном ее строении). Термином «норма-предписание» С. С. Алексеев, по сути, обозначает реально существующие нормы, выраженные в текстах нормативных актов, имеющие двучленную структуру, а термином «логическая норма» — норму, составленную путем логических рассуждений не менее чем из двух обычных норм или норм-предписаний. С помощью этой «логической нормы» и обосновывается трехчленное строение нормы права.

С точки зрения использования самих терминов так называемая норма-предписание имеет не меньше оснований называться также логической нормой, поскольку это логически законченная мысль законодателя, имеющая четкую языковую структуру. С. С. Алексеев подчеркивает, что логическая норма — реальное образование, а не искусственное, произвольно конструируемое построение’. На самом деле это именно искусственное образование, так как в самой системе права подобных образований нет, а они, как отмечает автор, «собираются из нескольких предписаний»131, иначе говоря, конструируются путем логических рассуждений не менее чем из двух предписаний. Это образование не совсем произвольно, потому что «конструктор» в данном случае ограничен «материалом» — логической нормой и необходимостью учета связей между нормами, из которых конструируется указанная норма. Но «конструктор» в значительной мере свободен в формировании логической нормы, и результат частично зависит от его произвола. Это объясняется тем, что нормы права находятся в самых разнообразных связях и отношениях с другими нор- мами132. И от «конструктора» зависит, какие именно нормы взять для построения логической нормы и в каких связях.

Заметим, что юридическая практика подобным конструированием не занимается, так как не испытывает в этом нужды, ее интересуют смысл реальных норм и их взаимосвязи. Если мы обратимся к догматической отраслевой литературе, занимающейся интерпретацией конкретных норм права для нужд практики юридического обучения, то и здесь не обнаружим конструирования логических норм. Это, на наш взгляд, один из веских аргументов против такого искусственного создания, как «логическая норма». В книге С. С. Алексеева конструирование «логических норм» является удачным по сравнению с наработками других авторов в том плане, что эти нормы конструируются им из норм одной отрасли права (семейного), тогда как другие авторы обычно соединяют в одну логическую норму нормы разных отраслей права. Каждая из таких соединенных норм имеет необходимые структурные части (указание на юридическое последствие и условия, при которых оно наступает). Так, одна из логических норм сконструирована С. С. Алексеевым следующим образом: «Если лица (родители) имеют детей, то они обязаны их надлежащим образом воспитывать (это одна норма со своими условиями и юридическими последствиями. — А. Ч.), в противном случае, если родители уклоняются от воспитания детей (другая норма. — А. Ч.), они могут быть лишены родительских прав»133. Во второй части цитаты сформулирована самостоятельная норма со своими особыми условиями и юридическими последствиями.

Разграничив нормы-предписания и логические нормы, С. С. Алексеев тем не менее стремится подчеркнуть, что «перед нами просто аспекты одного понятия, охватываемые разными (только двумя) ракурсами единого понятия нормы права «вообще», норма-предписание и логическая норма — это реально существующие различные первичные явления структуры права, и, следовательно, в данном случае следует говорить не о дроблении одного понятия, а о разных уровнях теоретической абстракции, на которых сначала фиксируется существование норм-предписаний и логических норм, а затем в одном понятии отражаются их общие черты»134. Эта существенная оговорка имеет цель объединить раздробленное в одно целое.

Норма-предписание и логическая норма — это не ракурсы единого понятия, как утверждает цитируемый автор. Здесь за разными терминами кроются разные понятия с их специфическим объемом и содержанием, хотя понятия взаимосвязанные. Сам С. С. Алексеев подчеркивает, что речь идет именно о двух взаимосвязанных понятиях. С их помощью мыслятся и разные явления: одни созданы законодателем, другие — теоретиком. Мысль анализируемого автора о том, что речь идет о разных уровнях теоретической абстракции135, верна лишь отчасти. Нормы-предписания нельзя отнести к теоретическим абстракциям. Эти объекты не результат теоретической абстракции, не средство теоретического научного освоения мира, а инструмент прагматического характера, практического воздействия на социальную среду. Это, конечно, реально существующее первичное звено струкгуры. Логическая же норма, бесспорно, результат теоретического абстрагирования, и в этом ее качестве является элементом не структуры права (юридического мира или системы права), а теоретического мира.

Здесь мы видим типичный случай неразличения языка и метаязыка, о чем отчасти говорилось выше. В языке права такая трехчленная норма не существует, это конструкция метаязыка (прежде всего языка науки), практический юрист данной конструкцией нормы не пользуется136, да и элементы этой трехчленной нормы никаких логических связей не имеют, и данная трехчленная норма не имеет оснований называться логической. Это языковая конструкция, соединив- шая высказывания по меньшей мере о двух нормах реальных, содержащихся в системе нормативных актов.

Против попытки С. С. Алексеева связать правовые предписания с нормой права выступает В. П. Цицин. Он также использует термин «правовое предписание».

Следует также иметь в виду, что нормативная информация часто не находит в нормативных актах адекватного отражения. Норма как мысль о должном или дозволенном поведении должна выражаться при помощи нормативных терминов «должен», «обязан», «запрещено», «дозволено» и т. д. Адекватной формой выражения норм права является грамматическое предложение с использованием указанных нормативных терминов. Однако нередко в нормативных актах используются предложения не нормативного, а констатирующего характера, служащие адекватной формой выражения суждений. Очевидно, что формулирование норм в виде предложений констатирующего характера явилось одной из причин отождествления нормы и суждения.

В виде повествовательных, утвердительных, а не нормативных предложений изложены нормы Конституции РФ (за редким исключением), уголовных законов, в том числе УК РФ, административных, процессуальных кодексов и других актов. Можно сказать, что все нормы охранительного плана, устанавливающие различные виды штрафной юридической ответственности, выражены предложениями констатирующего характера. Таково, например, предложение: «Кража, т. е. тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом. » (ч. 1 ст. 158 УК РФ). Если бы мы такое предложение встретили не в УК РФ, а в каком-то ином источнике, то приняли бы его за обычное предложение- суждение. И если бы стали подходить к нему как к суждению, то вынуждены были бы квалифицировать его как ложное, поскольку в действительности не каждый, совершивший данный вид кражи, наказывается, а если и наказывается, то не всегда так, как требует названная статья. Учитывая, что анализируемое предложение помешено в нормативном акте, занимает в нем соответствующее место, находится в пронумерованной статье и т. д., никто не принимает указанное выражение за простое утвердительное предложение. Тем не менее это не снимает вопроса о неполном соответствии грамматической формы и содержащейся в ней нормы права.

Смысл указанного предложения (и выраженной в нем нормы), конечно, состоит не втом, чтобы проинформировать читателя, как наказывается кража, а в том, чтобы, во- первых, запретить кражи; во-вторых, обязать суд и дать ему право наказывать лиц, совершивших кражи, способом, указанным в норме; в-третьих, обязать нарушителя претерпевать меры наказания, определенные судом. Таким образом, в этой статье речь фактически идет о праве и об обязанности суда, а также об обязанности преступника. Если в статье каждый раз подробно перечислять эти права и обязанности суда и правонарушителя, то ее объем значительно увеличится.

В этой формулировке нормы мы видим не только отсутствие нормативных терминов, но и несовпадение подлежащего, с одной стороны, и субъекта нормы — с другой. В качестве подлежащего, которое должно обозначать субъекта нормы, выступает не субъект, совершивший кражу, а кража. Конечно, возможна иная, более адекватная формулировка правовых предписаний (как частей правового текста) и норм права, но она была бы громоздкой.

Одна из причин неадекватного выражения норм права в грамматических предложениях — стремление к законодательной экономии. Предложения констатирующего характера обычно используются там, где соответствующее деяние является одновременно правом и обязанностью одного и того же лица (обычно должностного) или проявляется в правах одного и обязанностях другого субъекта и т. д. Сложнее дело обстоит с интерпретацией положений Конституции как норм права. Это объясняется не только тем, что сами положения Основного закона довольно обобщенны и абстрактны, но и тем, что Конституция — это не только нормативный акт, но и определенный итог развития общества, а также его программа. Она не только предписывает, но и констатирует, фиксирует социальную позицию. Несмотря на указанные и иные характеристики Конституции как политического, программного документа, к ней следует подходить прежде всего как к нормативному правовому акту. Политическое констатирующее и программное значение проявляется в ее значении как нормативного акта, Основного закона страны. В статьях Конституции следует видеть не феномены, отличающиеся от норм права, а именно нормы права, хотя, конечно, более общего характера и большей политико-правовой значимости.

Статьи Конституции особым образом регулируют действительность. Констатирующее значение их проявляется, в частности, в том, что они формулируются в виде повествовательных (констатирующих), а не нормативных предложений. Но за формой этих предложений (правовых предписаний) нужно видеть и основополагающие нормы. Очевидно, что любую статью Основного закона, выраженную в виде повествова- тельного утвердительного предложения, можно преобразовать в предложение с использованием нормативных терминов.

Возьмем в качестве примера ст. 7 Конституции РФ.

«1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер оплаты труда. »

Данная статья, изложенная в повествовательной, юридически нейтральной форме, включена в Конституцию РФ не в целях констатации той или иной ситуации, а для того, чтобы обязать государство к соответствующим действиям, т. е. она должна рассматриваться как статья, содержащая норму права, которая в виде нормативного высказывания должна бы быть сформулирована точнее следующим образом:

«1. Российская Федерация как социальное государство обязано проводить политику, направленную на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

2. Российская Федерация обязана охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный размер оплаты труда. »

Следует отметить, что в большинстве нормативных актов нормы права формулируются неадекватно — не в виде предложений нормативного характера, прямо указывающих на права и обязанности субъектов права, а в виде повествовательных, констатирующих предложений. Это объясняется, на наш взгляд, не столько стремлением к законодательной экономии, сколько тем, что изложение норм в виде нормативных предложений требует больше профессионализма, умственных усилий составителей нормативных актов. Но экономия усилий в ходе правотворчества создает определенные затруднения в ходе исполнения и применения нормативного акта. Изложение норм в виде нормативных предложений с четким указанием на права и обязанно- сти способствует более ясному пониманию нормативных актов, исключению сомнений в их толковании и применении.

Выразим надежду, что после подобного логического преобразования статей Конституции, выраженных в форме констатации, в предложения нормативного характера, у читателя не останется сомнения в том, что в указанных статьях содержатся именно нормы права, а не какие-либо феномены иного характера. Такое преобразование показывает также различие между правовым предписанием как частью правового текста и нормой права.

В связи с этим следует отметить, что проект Конституции РФ предусматривал ее прямое применение на всей территории РФ. В окончательном варианте таким качеством прямого действия наделены нормы гл. 2 Конституции о правах и свободах человека и гражданина, которые признаны непосредственно действующими (ч. 3 ст. 17). Это не только подтверждает нормативность ее положений, но и актуализирует проблему их интерпретации именно как норм права, а не простых констатирующих предложений.

правовая норма

Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

Смотреть что такое «правовая норма» в других словарях:

Правовая норма — см. Норма права … Энциклопедия права

Правовая норма — Норма права установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права. Все нормы права в совокупности составляют… … Википедия

Правовая норма — см. Норма права … Большой юридический словарь

Уголовно-правовая норма — Уголовное законодательство система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и… … Википедия

Финансово-правовая норма — Финансово правовая норма норма права, относящаяся к финансовой сфере властное предписание, установленное государством, и обеспеченное мерами государственного принуждения, определяющее правило поведения в общественных финансовых… … Википедия

Информационно-правовая норма — норма права, регулирующая обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. И. п. н. задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении. Она способствует реализации… … Большой юридический словарь

Уголовно-правовая норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, закрепленное в уголовном законе, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений. Последняя уголовного закона имеют общеобязательную для… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

Норма Бланкетная — правовая норма, предоставляющая государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т.п. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Норма Диспозитивная — правовая норма, условия которой могут быть изменены участниками сделки, договаривающимися сторонами. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

НОРМА, БЛАНКЕТНАЯ — правовая норма, предоставляющая государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т.п … Большой бухгалтерский словарь

НОРМА, БЛАНКЕТНАЯ — правовая норма, предоставляющая государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т.п … Большой экономический словарь

Термин правовые нормы

Основные термины по теории государства и права

СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – способность управлять поведением людей с помощью авторитета, убеждения или принуждения.

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — аппарат государственных служащих, постоянно и повседневно осуществляющих функции государственной власти и управления на профессиональной платной основе.

ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация публичной власти классового общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения.

СУВЕРЕНИТЕТ – политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ государства и состоящее в праве государства самостоятельно и свободно решать свои дела.

ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – основные направления деятельности государства, выражающие его социальную сущность и назначение в обществе.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА – способ организации государственной власти, включающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – способ организации высшей (верховной) государственной власти в государстве.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – политико-территориальная организация государственной власти.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – совокупность приемов, методов и способов осуществления политической власти, характеризующих политическую систему данного общества.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ – система государственных органов, объединенных общими принципами и целями, призванных осуществлять задачи и функции государства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – совокупность государственных и негосударственных организаций, учреждений и норм, в рамках которых осуществляется политическая власть.

ПРАВО – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, выступающих в роли классового регулятора общественных отношений.

ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО – система действующих в государстве правовых норм.

СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО – мера юридически возможного поведения, гарантированная государством.

ПРИНЦИПЫ ПРАВА – основные, исходные, руководящие идеи, выражающие смысл, содержание и социальное назначение права.

ФУНКЦИИ ПРАВА – основные направления воздействия права на общественную жизнь.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – совокупность основных правовых явлений общества (институтов, норм, отношений и правосознания) в их единстве и взаимосвязи.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторический тип общества, характеризующийся определенным способом производства и соответствующей ему общественной (политической, идеологической, культурной) надстройкой.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это страна или группа стран, близких по своим экономическим, политическим и культурным особенностям, взятая в историческом развитии.

ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью источников права, основных правовых понятий, способов и методов юридической деятельности.

ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ — взятый в единстве и многообразии процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – воздействие права на общественные отношения через систему юридических средств.

НОРМЫ МОРАЛИ – правила поведения, выработанные обществом в форме представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и несправедливости.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ – это правила обращения с объектами предметного, материально-вещественного мира.

ОБЫЧАИ – правила поведения, возникшие в результате многократного поведения и соблюдаемые главным образом в силу привычки.

НОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ) – правила поведения, установленные или сложившиеся внутри некоторой организации и распространяющиеся, как правило, только на членов этой организации.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА — способы выражения и закрепления юридических норм, придания им общеобязательного значения.

ПРЕЦЕДЕНТ — решение компетентного органа государственной власти, используемое как образец для решения других аналогичных дел.

ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ — соглашение двух или более субъектов, содержащее правовые нормы.

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ — правило поведения, фактически применяемое в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве источника права.

ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА — взгляды и представления авторитетных ученых на фундаментальные категории юридической науки, на действующее право и практику его реализации.

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – акт-документ компетентного органа государства, содержащий правовые нормы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – властное правовое предписание, обращенное к конкретному лицу или определенному кругу лиц.

АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ (ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ АКТЫ) – акты разъяснения правовых норм с целью их единообразного понимания и применения.

ЗАКОН – акт высшего органа государственной власти, принимаемый в особом порядке и регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.

ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ – нормативный акт компетентного государственного органа, изданный на основе и во исполнение закона.

ПРАВООБРАЗОВАНИЕ – процесс формирования в обществе правовых норм.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО – деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене юридических норм.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – система правовых действий субъектов законодательной деятельности по внесению, рассмотрению, принятию и обнародованию актов высшей юридической силы – законов.

СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – структурная организация процесса подготовки и принятия законодательного решения.

НЕМЕДЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ – распространение закона на факты и отношения с момента вступления его в силу.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА – применение закона к фактам и отношениям, возникшим до вступления его в силу.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАКОНА – применение закона к фактам и отношениям после утраты им силы.

КОЛЛИЗИЯ — противоречие между юридическими нормами, регулирующими одни и те же отношения.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – совокупность приемов и средств разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — это деятельность по упорядочению действующего законодательства.

ИНКОРПОРАЦИЯ – форма систематизации, состоящая в объединении нормативных актов в сборник без изменения их содержания.

КОНСОЛИДАЦИЯ – форма систематизации, предполагающая объединение фрагментов нормативных актов без изменения их содержания.

КОДИФИКАЦИЯ – форма систематизации, предполагающего создание единого, логически стройного нормативного акта, объединяющего значительный нормативный материал.

СИСТЕМА ПРАВА — объективно обусловленное разделение законодательства на части (институты, отрасли), связанные между собой.

ОТРАСЛЬ ПРАВА — совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом качественно однородную область общественных отношений.

ИНСТИТУТ ПРАВА — совокупность взаимосвязанных норм, образующих обособленную часть отрасли права и обеспечивающих регулирование некоторой целостной группы общественных отношений.

ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — общественные отношения, регулируемые правом, а также объективно требующие правового регулирования.

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

НОРМА ПРАВА (ЮРИДИЧЕСКАЯ НОРМА) – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулированное определенного вида общественных отношений.

ГИПОТЕЗА ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ – элемент юридической нормы, указывающий на условия ее действия.

ДИСПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ – элемент юридической нормы, указывающий на правовые последствия, наступающие при наличии указанных в гипотезе нормы юридических фатов. В охранительных нормах – описание состава правонарушения.

САНКЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ – элемент юридических нормы, определяющий меры правового воздействия за совершенное правонарушение.

ДОЗВОЛЕНИЕ (УПРАВОМОЧИЕ) — предоставление субъекту права на совершение положительных действий (действовать самому, требовать действий от обязанного лица, обратиться за защитой к государству).

ОБЯЗЫВАНИЕ — возложение юридически подкрепленного долга совершить определенные действия.

ЗАПРЕТ — обязанность воздерживаться от действий определенного рода.

ПРАВООТНОШЕНИЕ – это возникающее в соответствии с нормами права и юридическими фактами общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.

СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО – мера юридически возможного поведения, гарантированная государством.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ – предусмотренная в законодательстве и гарантированная государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного лица (индивида, организации или государства).

СУБЪЕКТЫ ПРАВА – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правовых отношений, иметь права и нести юридические обязанности.

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ – признаваемая государством способность лица или организации быть субъектом правовых отношений.

ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ – материальные или нематериальные блага, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ – конкретные социально значимые обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий — возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА — претворение предписаний юридических норм в жизнь, в деятельность субъектов права.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ — способы претворения норм права в жизнь (исполнение, использование, соблюдение).

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — деятельность субъектов права, соответствующая правовым нормам и социально полезным целям.

ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА — законодательно установленный порядок совершения юридически значимых действий.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА — властная организующая деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм в отношении конкретных жизненных случаев.

АКТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА — правовой акт, содержащий индивидуально-конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела.

СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА — относительно обособленные, единые по содержанию и задачам группы правоприменительных действий.

ТОЛКОВАНИЕ — совокупность мыслительных операций, совершаемых субъектом в целях уяснения смысла правовых норм, а также деятельность по разъяснению норм права иным лицам.

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ — используемые в практике правоприменения методы уяснения смысла правовых норм.

ПРОБЕЛ — неполнота действующего законодательства, отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.

АНАЛОГИЯ ЗАКОНА — применение к общественным отношениям норм, регулирующих сходные отношения.

АНАЛОГИЯ ПРАВА — принятие решения по делу, исходя из общих начал и смысла законодательства.

СУБСИДИАРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА — применение к общественным отношениям норм смежной (родственной) отрасли права.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ — акт поведения, противоречащий требованиям юридических норм и причиняющий вред общественным отношениям.

СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — совокупность установленных законом признаков общественно вредного деяния, необходимых для возложения юридической ответственности.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это сопряженное с общественным осуждением применение к правонарушителю мер государственного принуждения личного, имущественного или организационного характера за совершенное правонарушение.

ЗАКОННОСТЬ – режим общественно-политической жизни, состоящий в соблюдении законов и основанных на них подзаконных актов, обеспечении субъективных прав, обоснованном и целесообразном применении норм права, исключении произвола из общественной жизни.

ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ – выработанные общественно-политической и юридической практикой требования, обеспечивающие поддержание режима законности в деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ – материальные, организационные и идеологические, в том числе юридические, условия и предпосылки, обеспечивающие соблюдение режима законности.

ПРАВОПОРЯДОК – основанная на праве и законности организация общественной жизни; состояние правовой упорядоченности общественных отношений.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ – положение человека в обществе и государстве, отраженное и закрепленное в нормах действующего законодательства.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – важнейшие фундаментальные права, содержащиеся в Конституции государства и основополагающих международно-правовых документах по правам человека; социальные притязания, которые на определенном этапе исторического развития рассматриваются государством, обществом и международным сообществом как основные, неотъемлемые элементы правового статуса личности, принадлежащие человеку от рождения.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, основанное на принципе разделения властей, в котором признается и осуществляется верховенство права по отношению к государству и обеспечиваются международно признанные права и свободы человека и гражданина.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – относительно независимая от государства саморегулирующаяся сфера жизнедеятельности людей.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, которое признает и обеспечивает на практике экономические, социальные и культурные права человека и гражданина.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – социальная система, в которой обеспечена реализация права граждан на информацию, созданы максимально благоприятные условия для поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, эффективного использования информационных ресурсов в экономике, культуре, социальной жизни и в государственном управлении.

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ – право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

ПРАВОСОЗНАНИЕ – совокупность взглядов, идей, убеждений, мнений, оценок, а также настроений и чувств людей в отношении действующего и желаемого права, деятельности правовых институтов, поступков людей в правовой сфере; одна из форм общественного сознания, представляющая собой психическое отражение правовой действительности.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – часть культуры общества, охватывающая способы правотворчества и реализации права, опосредующие их государственно-правовые институты, социально-правовую практику и сложившееся в обществе правосознание (правовая культура охватывает основные элементы национальной правовой системы); применительно к личности – характерные для данной личности взгляды, убеждения, ориентации, образцы правового поведения, отражающие состояние индивидуального правосознания.

ГЛОБАЛИЗМ – современный этап международной интеграции государств в сфере экономики, политики, экологии, информации и культуры, протекающий в условиях однополярного мира.

Источник информации:
Сайт Кафедры теории права и сравнительного правоведения Факультета права Государственного Университета — Высшей школы экономики ( http://new.hse.ru/sites/tp/prof/2/1/2005_Список%20основных%20терминов.doc )

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Лекция 1. Международное право как особая система юридических норм

6. Международно-правовая норма: понятие и виды (классификация)

Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения субъектов международных отношений. Вместе с тем, норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Из содержания международно-правовой нормы, субъект международного права может судить о своем возможном и должном поведении, о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Поэтому в международно-правовой доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой положение, изложенное в виде постановления, международного договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

В международно-правовой доктрине и практики используется термин «мягкое право» для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом – о неправовых международных нормах.

В первом случае имеются в виду такие нормы, которые в отличие от «твердого права», не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры» и так далее.

Ко второму виду норм «мягкого права» относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

В международно-правовой доктрине делалось немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм:

· по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы;

· по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные;

· по юридической силе – императивные, диспозитивные;

· по функциям в системе – материальные, процессуальные;

· по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Некоторые нормы международного права в доктрине называют нормами-принципами. Это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.

Из ряда принципов выделяются основные принципы (jus cogens) международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Такие нормы должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. Например, к основным относят принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и другие.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права». В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права». Главными отличительными признаками универсальных норм является их глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом – это действительно всеобщие международные нормы.

Партикулярными нормами в международно-правовой доктрине принято называть региональные или локальные нормы. Установлена иерархия между универсальными и партикулярными нормами, касающимися одних и тех же вопросов – партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.

В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз. Поэтому региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов в конкретном регионе.

Локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев – на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Императивные нормы – нормы обязательного предписания. Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Диспозитивные нормы – это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Материальная норма представляет собой правило по поводу участия субъектов международного права при использовании международных объектов, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Основная особенность материальных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования.

Процессуальные нормы – это нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором – только последний. Потребность в повышении эффективности международного права побудила государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах или актах, и др.

Смотрите еще:

  • Очередь молодая семья иваново Программа "Молодая семья" Информация 2 456 записей предложить новость Новости: «А что там дают?»: разбираемся, как попасть в программу «Молодой семье — доступное жильё» […]
  • Как вернуть долг при наличии расписки Как вернуть долг при наличии фото расписки? Дал денег в долг обещал отдать половину суммы 20.01.2018 а вторую 30.01.2018. Самой рассписки нет так как он мне её отправил фотографией. Есть […]
  • Статья 9 конституции рф пункт 2 Конституция РФ 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. […]
  • Социальное пособие при рождении второго ребенка Социальные пособия в ДНР и ЛНР в 2018 году: кому увеличат выплаты Накануне 2018 года в ДНР и ЛНР приняли решение об изменении размеров социальных выплат в 2018 году. В ЛНР их ввели […]
  • Система таможенных органов рф принципы деятельности таможенных органов Система таможенных органов рф принципы деятельности таможенных органов ГЛАВА 43. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Статья 335. Таможенные органы и их место в […]
  • Наказание за хищение документов Кража паспорта Такое правонарушение как кража паспорта УК РФ (статьи 158, 159) определяет как уголовное преступление. Однако, если в соответствии с 19.15 КоАПП РФ утеря произошла в силу […]
  • Курган деньги под залог птс Автоломбард — Деньги под залог ПТС в Кургане Быстрые и честные займы без справок о доходах под залог ПТС вашего автомобиля Автомобиль остается у вас Низкая ставка по […]
  • Юрист удалённая работа вакансии Удаленная работа, вакансии для юриста в Бобринце и районе Найдено 0 объявлений В этом разделе размещены объявления о наличии вакансий для юристов, в которых работодатели предлагают […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes