Безопасность транспортных систем и дорожного движения

Безопасность транспортных систем и дорожного движения

Содержание статьи:

Транспортная безопасность в стратегии развития транспорта РФ

Повышение безопасности и устойчивости транспортной системы является условием обеспечения гарантированной Конституцией Российской Федерации безопасности граждан. В первую очередь необходимо повысить уровень технико-технологической безопасности транспортной деятельности, транспортных коммуникаций, технологий и техники.


    Общенациональным приоритетом является повышение

безопасности дорожного движения

. Предполагается снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах, снижение числа преждевременных смертей, связанных с транспортными загрязнениями, снижение вклада транспорта в климатическое загрязнение атмосферы.

К числу причин дорожно-транспортных происшествий относятся техническое состояние автомобильного транспорта, низкий уровень профессиональной подготовки водителей, отсутствие системы допуска водителей к перевозкам грузов и пассажиров, неблагоприятные дорожные условия, связанные как с неудовлетворительным содержанием автомобильных дорог, так и с их недостаточным техническим оснащением.

Сегодня дорожные условия являются одним из факторов аварийности. В результате реализации Стратегии к 2010 году количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий снизится на 4% по сравнению с 2004 годом.
Разработка и внедрение комплексной системы обеспечения безопасности портов и судов под российским флагом с оснащением их современными техническими средствами и оборудованием создаст условия для

безопасного мореплавания

безопасность на внутреннем водном транспорте

безопасности на авиалиниях

безопасность железнодорожных перевозок

антитеррористической безопасности на транспорте

аварийно-спасательных служб

на воздушном и водном транспорте на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям.

Решение этой задачи предполагает проведение организационно-технических мероприятий, оснащение специализированных аварийно-спасательных служб соответствующим оборудованием, позволяющим повысить уровень безопасности мореплавания. В результате реализации мероприятий Стратегии уровень охвата территории Российской Федерации деятельностью аварийно-спасательных служб на воздушном транспорте составит 100%.
Создание единого информационного ресурса транспортного сектора будет способствовать интеграции формируемых на различных видах транспорта систем безопасности, организации

системы мониторинга транспортных средств

систем безопасности на транспорте

.

К 2010 году показатель числа погибших на 1000 автомобилей снизится на 12% (в 2004 году в России он составил 1,54; в развитых странах — порядка 0,3).

Учёт экологичности и безопасности работы транспорта при принятии управленческих решений, при разработке и реализации проектов и программ, подготовке нормативных правовых актов всех уровней в сфере транспорта позволит обеспечить планомерное и целенаправленное снижение негативных последствий транспортной деятельности, снижение соответствующего ущерба на 20-30% по отношению к уровню 2003 года.

Выдержка из стратегии развития транспорта РФ на период до 2010 года (п.3.5.). Минтранс России

Программа действий Европейского союза по обеспечению безопасности дорожного движения

Европейская комиссия (EC) в конце 2010 года приняла так называемую Программу действий ЕС по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 (COM (2010) 389), основная цель которой вдвое сократить число погибших в Европе в следующем десятилетии. Мероприятия Программы направлены на улучшение безопасности транспортных средств, безопасности инфраструктуры и обеспечение безопасного поведения участников дорожного движения.
Программа действий ЕС по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 содержит следующие основные разделы.

1. Меры по обеспечению безопасности транспортных средств

После реализации различных законодательных инициатив по внедрению средств пассивной безопасности на транспортных средствах, таких как ремни безопасности, подушки безопасности и др., Программа действий ЕС по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 сфокусирована на внедрении технических устройств повышения активной безопасности транспортных средств, включая следующие:

  • электронная система курсовой устойчивости транспортного средства;
  • система оповещения ухода транспортного средства с полосы движения;
  • усилитель экстренного торможения;
  • сигнализатор непристегнутого ремня безопасности;
  • принудительные ограничители скорости для легких коммерческих транспортных средств (фургонов);
  • опциональное внедрение передовой Системы помощи водителю, например предупреждение о возможном столкновении;
  • совершенствование законодательства ЕС в сфере технических осмотров и процедуры контроля транспортных средств, а также о взаимном признании результатов таких осмотров.

2. Строительство безопасной дорожной инфраструктуры

EC предполагает развитие следующих инициатив, направленных на повышение уровня безопасности дорожной инфраструктуры:

  • европейские фонды будут осуществлять финансирование только тех инфраструктурных проектов, которые отвечают современным требованиям безопасности на дорогах и требованиям директив по обеспечению безопасности в туннелях, что уже применяется при финансировании отдельных проектов и должно быть распространено на все проекты дорожного строительства;
  • рассмотрение возможности распространения требований существующего законодательства ЕС по обеспечению безопасности дорожной инфраструктуры на сельских дорогах государств-членов ЕС. Законодательством ЕС установлено, чтобы требования безопасности должны быть соблюдены в процессе планирования, на стадии проектирования и при развитии дорожной инфраструктуры. При этом необходимо предусмотреть проведение проверок и осмотров объектов инфраструктуры в целях определения уровня их безопасности и установления аварийно-опасных участков.

В зависимости от показателей национальной/местной статистики аварийности, определенная часть соответствующего финансирования должна быть направлена на реализацию мер по обеспечению безопасности дорожного движения, например на обучение участников дорожного движения.

3. Внедрение «умных технологий»

EC будет рассматривать дальнейшее развитие Интеллектуальных Транспортных Систем (ИТС) на автомобильном транспорте как вклад в повышение безопасности дорожного движения:

  • будут предложены новые технические требования в ИТС Директиву (Директива Интеллектуальных Транспортных Систем), чтобы обеспечить свободный обмен данными и информацией между транспортными средствами, а также между транспортными средствами и дорожной инфраструктурой;
  • Комиссия ЕС ускорит развертывание системы eCall (автоматическая система аварийного оповещения, которая срабатывает при аварии и по каналам GSM-связи передает информацию об автомобиле и его координатах на ближайший или наиболее удобный пункт обработки вызовов).

Автотранспортная отрасль выступает за применение ИТС в автотранспортном секторе, в частности за внедрение системы eCall. Однако, внедряемые системы должны обеспечить эффективное повышение безопасности дорожного движения, должны быть максимально стандартизированы и гармонизированы на добровольной основе.

4. Развитие образования и обучения пользователей дорог

EC будет развивать общее образование и особенно подготовку в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. На уровне ЕС это будет повышение качества лицензирования и системы подготовки. Предполагается доработать Директиву ЕС по водительским удостоверениям по следующим направлениям:

  • установление минимальных критериев для водителей-инструкторов;
  • рассмотрение возможности введения испытательного периода после сдачи экзамена по вождению;
  • рассмотрение возможности введения приемов экономного вождения в теоретические и практические тесты, для обеспечения более безопасного и экологичного вождения.

Результаты научных исследований, такие как Исследования ETAC, показывают, что основной причиной дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых автомобилей является, так называемый, «человеческий фактор» — 85 % от общего количества ДТП. Однако, 75 % из указанных несчастных случаев происходят не по вине водителей большегрузных автомобилей, а по вине других участников дорожного движения.
Обмен информацией и обучение являются эффективными мерами, направленными на уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых автомобилей и могут значительно сократить число погибших и пострадавших в них.
Кроме того, предполагается совершенствовать поведение других участников дорожного движения при взаимодействии на дороге с тяжелыми коммерческими транспортными средствами (междугородные автобусы и грузовые автомобили). При этом должны быть соответственно пересмотрены учебные планы автошкол.

5. Повышение эффективности принимаемых мер

Эффективность политики обеспечения безопасности на дорогах в значительной степени зависит от применяемых средств управления и их согласованности с требованиями безопасности дорожного движения. В этом плане предполагается:

  • разработка и реализация государствами-членами ЕС национальных планов по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • проведение информационных кампаний во всех странах Европейского союза;
  • штрафы за вождение в нетрезвом виде должны сопровождаться профилактическими мерами. Например, EC будет рассматривать законодательные меры по принудительному применению alco-замков по отношению к водителям, задержанным за вождение в нетрезвом виде;
  • EC обеспечит принятие законодательных мер, направленных на международный обмен информацией в области обеспечения безопасности дорожного движения, позволяющих идентифицировать и применять санкции к иностранным нарушителям.

Выступая за более эффективное и прозрачное взаимодействие, в том числе на приграничном уровне, необходимо обратить внимание на решение следующих первоочередных проблем:

  • существенные административные ресурсы, необходимые для реализации указанных задач, особенно, в части нарушений, совершенных вне страны регистрации транспортного средства;
  • недостаточная гармонизация методов технического осмотра, допуска транспортного средства к эксплуатации и проведения дорожных проверок, отсутствие полного взаимного признания документов, подтверждающих допуск транспортных средств к эксплуатации;
  • недостаток достоверной и доступной информации о действующих правилах в различных государствах-членах ЕС;
  • недостаток достоверной информации, а также гармонизации применяемых санкций и штрафов в зависимости от количества и тяжести совершенных нарушений;
  • медленное внедрение технических разработок и новинок, которые бы существенно упростили бы процесс перевозки и сократили потери времени на дороге.

6. Снижение дорожного травматизма

Сокращение количества пострадавших будет приоритетным направлением деятельности для Европы в течение следующего десятилетия. В этих целях EC будет осуществлять следующее:

  • установит общие критерии определения серьезных травм и легких ранений;
  • будет способствовать обмену между государствами-членами ЕС передовыми методами работы экстренной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, а также организации сбора данных по травматизму и их анализа во всех странах ЕС;
  • рассмотрит возможность разработки и установки на транспортных средствах устройств, предназначенных для регистрации событий («черные ящики») для проведения исследований и анализа причин несчастных случаев.

Целевые установки по сокращению количества раненых в ДТП должны быть реалистичными и достижимыми. Способы достижения этих целей должны соответствовать рекомендациям Исследования ETAC, в том числе за счет увеличения использование общественного транспорта – автобусов и такси, применение которых позволило бы значительно сократить количество погибших и раненых, так как показатели аварийности на данных видах общественного пассажирского транспорта существенно ниже, чем при использовании личных автомобилей. По данным проведенных ETAC исследований, увеличение в два раза использования автобусов в Евросоюзе может привести к сокращению числа погибших на европейских дорогах на 3000 человек ежегодно.

Транспортная культура и безопасность транспортных систем

педагогические науки

  • Комаров Николай Петрович , студент
  • Любаев Александр Владимирович , студент
  • Шепельков Андрей Алексеевич , студент
  • Яшин Сергей Сергеевич , студент
  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  • ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА
  • ДОРОЖНЫЕ АВАРИИ
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТРАНСПОРТ
  • СИСТЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Похожие материалы

Известно, что все созданные человеком транспортные системы относятся к социотехническим системам. И человек в них является активным элементом. Поэтому, решая проблемы безопасности любой транспортной системы, следует учитывать человеческий фактор не только в процессе эксплуатации, но еще в процессе ее разработки (проектирования) и создания (подготовки, организации, строительства и т.д.). Это хорошо видно на примере автомобильного транспорта. Дорожно-транспортный процесс осуществляется системой «человек — транспортное средство — дорога и среда». Здесь элемент «человек» рассматривается не только в качестве непосредственного участника этого процесса (водитель, пассажир, пешеход, регулировщик движения), от которого во многом (но далеко не все) зависит безопасное состояние системы, но и, обязательно, в качестве косвенного (опосредованного) участника движения. А это — конструктор транспортных средств, их производитель и эксплуатационник; проектировщик, строитель и эксплуатационник всей дорожной сети, включая инженерные сооружения и уличную сеть. Ясно, что и от перечисленных во многом зависит безопасность рассматриваемой системы.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

  1. нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
  2. определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
  3. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  4. категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  5. разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
  6. разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

Принципы обеспечения транспортной безопасности

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

  1. законность;
  2. соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
  3. взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
  4. непрерывность;
  5. интеграция в международные системы безопасности;
  6. взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной

Очевидно, что создавая всевозможные транспортные системы, человек проявляет себя как материальное (биологическое) существо и как социальное, так как будучи созидателем, он одновременно с этим является носителем и потребителем духовных ценностей, накопленных человечеством. Здесь он выступает как активный и непосредственный участник разработки и создания этих систем и как их пользователь. Человек является исходным системообразующим фактором всех систем, осуществляющих транспортировку.

Транспортировка — это специфическая форма деятельности человека, направленная на перемещение в пространстве и времени природных и искусственно созданных самим человеком объектов, веществ, энергии, информации, а также и самого себя. Для осуществления транспортировки человек создает специальные системы — транспортные. Последние, по сути своей, не производят материальных и духовных продуктов, а лишь выполняют работу по их перемещению.

Системный подход к определению концептуального смысла транспортировки и систем ее осуществляющих, т.е. транспортных систем, позволяет философски осмыслить и понятие транспортной культуры как одной из специфических форм жизнедеятельности человека по удовлетворению его потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена. Рассматривая человека в «живой» среде транспортных систем в качестве их творца и участника процесса транспортировки, можно утверждать, что он творит «транспортную культуру» как неотъемлемую и функционально важнейшую составляющую общей культуры. Отсюда эффективность любой транспортной системы и ее безопасность всецело зависит от транспортной культуры. Учитывая, что человек является активным элементом всех создаваемых им социотехнических систем, в том числе транспортных, безопасность этих систем необходимо рассматривать с учетом поведенческого фактора человека как на стадиях проектирования и создания систем (подготовительный период), так и в процессе их эксплуатации. Поэтому можно утверждать, что безопасность транспортных систем находится в прямой зависимости от состояния и уровня транспортной культуры как структурной составляющей общей культуры. А это позволяет, в свою очередь, констатировать, что безопасность транспортных систем зависит не только от уровня подготовленности и возможности человека создавать безопасные условия функционирования этих систем, но и от его подготовленности, возможности и состояния безопасно участвовать непосредственно в транспортных процессах.

Уникальность транспорта состоит в том, что он вездесущий. Его условно можно назвать «кровеносной системой» общества (для сравнения: связь и телекоммуникационные системы — «нервной системой»). В этой связи проблема безопасности транспортных систем в большей степени носит характер социальной проблемы. А решение проблемы подготовки человека к безопасному участию в транспортных процессах зависит не только от роли специализированных отраслевых ведомств, но и от состояния и роли образования в целом. При этом образование понимается как социальный институт общества, а не только как его составляющая — система образовательных учреждений.

Наиболее распространены аварии, связанные с городским транспортом, т.к. он является наиболее часто эксплуатируемым. Городской транспорт включает в себя автотранспорт различного назначения, троллейбусы и трамваи, метрополитен. Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоемкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Дорожно-транспортное происшествие – происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий: наезды на людей и др. подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля; наезды на неподвижные объекты (в т.ч. и на стоящие на дороге транспортные средства); столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами — встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами; опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приемов управления.

Значительное количество ДТП происходит по вине пешеходов. Пешеход является активным и самым незащищенным участником дорожного движения. Анализ несчастных случаев на дорогах мира показал, что каждый третий погибший в результате ДТП – пешеход.

Поведение пешехода определяется в первую очередь стоящей перед ним степенью ответственности и дефицитом времени для достижения поставленной цели. Установлена прямая зависимость между различными состояниями пешеходов (спешка на работу и с работы, общее утомление после рабочей смены, «накопление» утомления за рабочую неделю) и количеством аварийных ситуаций, возникших по их вине. Довольно большое количество ДТП с участием пешеходов приходится на необустроенные места пересечения транспортных путей. Большинство ДТП (42%), в которых признаны виновными пешеходы, происходит при неправильной оценке ими складывающейся дорожно-транспортной ситуации при переходе через проезжую часть вне установленных мест и опасное поведение перед транспортом.

Формирование транспортной культуры должно быть системным, т.е. необходима система непрерывной подготовки населения начиная с дошкольного возраста

Первое педагогическое условие – специальное обучение школьников безопасности на транспорте и их подготовка к осознанному и безопасному участию в транспортных процессах – направлено на овладение школьником знаний и умений в области транспортнобезопасных отношений.

Главный смысл данного условия состоит в том, что невозможно обеспечить самостоятельное безопасное участие школьников в транспортных процессах без специального их обучения. То же относится и к подготовке учащихся к самостоятельной безопасной жизнедеятельности в транспортной среде. Это обучение предполагает усвоение детьми законов и правил безопасности на транспорте, специальных знаний и умений, и закрепление у них специальных навыков и привычек безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте. Оно также направлено на создание у детей образов дорожных ситуаций в динамике их развития; освоение ими умений видеть, наблюдать и анализировать возникающие ситуации на дороге, прогнозировать их развитие; на выработку у ребенка рефлекса на реальную или на предполагаемую (ожидаемую) опасность.

Таким образом, подход к решению проблемы повышения безопасности транспортных систем должен быть системным и идти по пути формирования транспортной культуры населения. В основе системы подготовки человека должны быть такие направления теории и практики, как инженерия, психология и педагогика, культурология, этика, эстетика, дизайн и другие с обязательной опорой на понятия и законы морали, нравственности и права, действующие в обществе. Речь идет не только о подготовке специалистов-транспортников. Необходима система непрерывной подготовки населения начиная с дошкольного возраста, так как большая часть представителей общества участвует в транспортных процессах в качестве пассажиров и водителей различных видов транспортных средств как общего, так и индивидуального пользования (наземный, надводный, воздушный транспорт), а также в качестве пешеходов. В реализации же задачи подготовки населения необходимо участие всей социально-педагогической среды общества, ядром которой (организатором подготовки) должна быть система образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Лукьянов В.И. Безопасность дорожного движения. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Транспорт, 1983. — 262 с.
  2. Буралев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте : учебник для студ. высш. учебн. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
  3. Якупов А.М. Транспортная культура: философское и социокультурное обоснование ее природы // Жизнь. Безопасность. Экология : научно-образовательный аналитический журнал. – СПб., 2008. – № 1-2. – С. 140-154.
  4. Якупов А.М. Современная парадигма предотвращения дорожно-транспортных происшествий по вине или неосторожности детей и подростков. – Магнитогорск: Издательство «Магнитогорский Дом печати», 2008. – 34 с.
  5. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
  6. Трофименко Ю.В., Евстигнеева Н.А., Девисилов В.А. Методические вопросы построения многоуровневой системы подготовки кадров по транспортной безопасности // Безопасность в техносфере. 2013. № 3. С. 75 -79
  7. Показатели здоровья водителей и безопасность дорожного движения / С.В.Михайлова, Д.Борзенко, К.Глаголева, Е.Норкина, К.Розина // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 (34). С.50.
  8. Мошкин В. Культура безопасности как составная часть культуры // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 1. С. 44-48.
  9. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов / Е.А.Калюжный [и др.] — Арзамас: АГПИ, 2012. – 316 с.
  10. Глазунов Ю. Н., Котляревский В. А. Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное пособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. – М.: Ассоциация строительных вузов, издательство, 1998 г. – 208 с.
  11. Якупов А.М. Концепция формирования транспортной культуры школьника // Профильная школа : учебно-методический и научно-практический журнал. – М., 2009 – № 3 (36). – С. 42-47.
  12. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Социально-правовой статус и культура здоровья личности // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 9 (13). С.5.
  13. Денисов Р.А. Подготовка молодежи к военной службе: учебно-методическое пособие / Р.А.Денисов, С.В.Михайлова ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Арзамасский гос. пед. ин-т им. А.П.Гайдара». Саров ;, 2010.
  14. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.// Министерство транспорта Российской Федерации. – М., 2008.
  15. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. — М. : Транспорт, 1987. — 88 с.
  16. Пеннин С.С. «Российский транспорт», МЭИ, 2006. – 177 с.
  17. Калюжный Е.А. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня: учебно-методическое пособие / Е.А.Калюжный, С.Г.Напреев, С.В.Михайлова ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Арзамасский гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара». Арзамас, 2011.
  18. Димухаметов Р.С. Теория и практика формирования культуры детей и подростков // Вестн. ин-та культуры детства ЧГАКИ. Челябинск, 2004. — Вып. 1. — С. 29-32.
  19. Якупов А.М. Педагогические условия и технология формирования транспортной культуры школьника // Наука и Школа : журнал Московского педагогического государственного университета. – М., 2009. – № 3.– С. 77-80.
  20. Якупов А.М. Транспортная культура школьников и оценка ее сформированности // Стандарты и мониторинг в образовании : научно-методический журнал. – М., 2009. – № 3 (65). – С. 58-62.
  21. Сапронов В.В. О личности безопасного типа и компетентности в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2002. — № 3. — С. 6-8.
  22. Якупов А.М. Воспитание личности безопасного типа поведения в транспортной среде – основополагающее условие формирования транспортной культуры школьников // Гуманизация образования в России : сб. науч. тр. регион. науч. интеракт. конф. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – 269 с. – С.255-263.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Применение системы «ГЛОНАСС» на автомобильном транспорте как один из способов обеспечения безопасности дорожного движения

Рубрика: 9. Транспорт

Статья просмотрена: 3010 раз

Библиографическое описание:

Емельянова В. Г. Применение системы «ГЛОНАСС» на автомобильном транспорте как один из способов обеспечения безопасности дорожного движения [Текст] // Актуальные вопросы технических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/73/3475/ (дата обращения: 23.10.2018).

Навигационные технологии применяются очень широко — это картография, авиационный и водный транспорт, военная сфера. Однако более половины всего мирового рынка обеспечивается использованием этих технологий на наземном транспорте.

По мере увеличения объема пассажирских перевозок, грузоперевозок по транспортным коридорам и в пределах городов возрастают требования к скорости, надежности и безопасности движения. Наряду с этим, для уменьшения риска негативного воздействия чрезвычайных ситуаций (в том числе факторов террористического, техногенного и природного характера) на население и экономику региональным и муниципальным властям, ведомствам и службам необходимо иметь возможность оперативно получать информацию о местоположении и состоянии мобильных объектов и принимать решения на ее основе. Внедрение глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) позволит повысить эффективность решения вышеперечисленных задач.

Само по себе оборудование спутниковой навигацией транспортных средств будет эффективно, если в мегаполисе будет создана так называемая интеллектуальная транспортная система с функцией не только мониторинга, но и диспетчеризации движения общественного транспорта, то есть предоставление операторских услуг на основе технологий спутниковой навигации, разработка и эксплуатация единой мультисервисной операторской платформы. Для этого потребуются либо выделенные сети, либо передача данных по каналам сотовых операторов. Все эти расходы неизбежно отразятся на цене проезда в общественном транспорте [1]. Основные задачи, решаемые интеллектуальной транспортной системой:

  • Повышение качества выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в части транспортного комплекса региона;
  • Расширение возможностей общегородской системы автоматизированного управления дорожным движением по удовлетворению возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки на всех видах транспорта;
  • Обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок;
  • Повышение качества транспортного обслуживания населения.

Интеллектуальная транспортная система — инновационный проект, направленный на модернизацию транспортного комплекса региона и повышения безопасности пассажирских перевозок, его схема представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Схема работы интеллектуальной транспортной системыТехнологии спутникового позиционирования ГЛОНАСС позволяет решать часть задач интеллектуальных транспортных систем, таких как:

  • ГЛОНАСС мониторинг транспорта и управление различными видами автотранспорта на уровнях предприятия, администраций муниципальных образований и субъектов РФ;
  • Предоставление информации в режиме реального времени гражданам и организациям об организации транспортного обслуживания в регионе;
  • Обеспечение сбора исходных данных для оценки транспортной ситуации и формирования дорожной транспортной информации;
  • Оперативное предоставление информации в службы реагирования в случае возникновения криминальных и чрезвычайных ситуаций на автотранспорте.

Интеллектуальная транспортная система позволяет обеспечить:

  • сокращение смертности на дорогах Российской Федерации за счет повышении оперативности реагирования на ДТП;
  • беспрепятственное движение спецтранспорта к месту ДТП или криминальной ситуации;
  • оперативное, полное и достоверное доведение информации до специальных служб при возникновении криминальных или чрезвычайных ситуациях на транспорте;
  • информирование водителей о нарушении ими правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, а также о текущем и краткосрочном прогнозе состояния условий дорожного движения;
  • автоматическую фиксацию фактов нарушения правил дорожного движения для выявления и наказания виновных лиц;
  • повышение внимания водителей при управлении автомобилями в различных по напряженности условиях движения;
  • создание условий для сокращения времени поездок пассажирами всеми видами наземного транспорта;
  • увеличение пропускной способности дорог города за счет регулирования транспортных потоков и формирования предупредительной информации об условиях дорожного движения;
  • возможность выбора пассажирами оптимального маршрута движения общественным транспортом от начальной до конечной точки с учетом маршрутов и расписаний движения общественного транспорта, а также дорожной ситуации и плотности транспортных потоков;
  • оптимизацию маршрутов движения транспортных средств с учетом актуального состояния дорожного движения и миграции заторовых ситуаций;
  • создание условий для своевременного и достоверного контроля выполнения заказов на осуществление транспортной работы предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки, эксплуатацию дорожно-уличной сети, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, контроля расхода топлива, снижения страховых рисков, увеличения оборачиваемости ТС, снижения доли эксплуатационных издержек.

Также система ГЛОНАСС представляет большой интерес для социально-экономического развития и является одной из приоритетных задач.

С 1 января 2012 года аппаратура ГЛОНАСС постепенно появляется на всем пассажирском транспорте. А использование транспортных средств, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, является грубым нарушением лицензионных требований.

Данное обязательство касается не только пассажирских перевозчиков. Оно действует в отношении транспортных средств категории N (грузовики) для перевозки опасных грузов и транспортных средств категорий M2, M3 (автобусы) — с 1 января 2013 года; в отношении транспортных средств категории М1 (такси) — вступит в силу c 1 января 2014 года. Документ вносит изменения в положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Отсутствие ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на транспорте обойдется административным штрафом [2].

Очевидно, что масштабное внедрение спутниковых технологий ГЛОНАСС, способно уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, оперативно информировать экстренные службы о происшествиях. С этой целью в России принят к реализации масштабный проект «ЭРА — ГЛОНАСС».

Например, в случае аварии, когда сработал датчик столкновения (им станет контакт в подушке безопасности автомобиля), установленное устройство на автомобиле определяет место аварии с помощью спутников ГЛОНАСС и передает информацию по каналам сотовой связи оператору терминала экстренного приема информации с координатами автомобиля и что произошло с автомобилем. Оператор информационного центра голосом уточняет детали происшествия и в зависимости от ситуации (в случае подтверждения информации или при отсутствии ответа) отправляет службы экстренного реагирования, (МЧС, ГИБДД, машину скорой помощи). Водитель, пассажиры автомобиля могут также самостоятельно вручную включить устройство в автомобиле и передать данные или связаться с оператором [3].

В декабре 2013 года система должна быть принята в штатную эксплуатацию на всей территории России. Сегодня Россия опережает другие страны в этом технологическом направлении. За два года завершён этап проектирования системы: началось создание федерального и региональных центров.

С помощью системы ГЛОНАСС можно не только обеспечивать мониторинг пассажирского транспорта, но и влиять на активную безопасность, тем самым снижая количество дорожно-транспортных происшествий и как следствие снижение социально-экономических потерь от ДТП [4].

Предлагается применять технологии для контроля скорости движения транспортного средства, что позволит практически исключить нарушения, связанные с превышением скорости. При превышении допустимой скорости движения не более чем на 10 км/ч — предупреждение водителя в виде раздражающего звукового сигнала; при превышении допустимой скорости движения на более чем 10 км/ч — данные отправляются в государственную инспекцию безопасности дорожного движения, выписывается штраф.

При помощи ГЛОНАСС можно вычислить координаты движущихся навстречу друг другу машин и при нахождении машины на полосе встречного движения выводить на экран расстояние до встречного автомобиля. Также возможно выводить на экран расстояние до автомобиля, находящегося спереди, особенно актуально это будет при междугородних перевозках и при движении в плотном транспортном потоке, где вероятность аварии наиболее велика.

Отслеживая количество автомобилей и заторы на участках улично-дорожной сети, возможно направлять транспортные потоки по объездным направлениям, что позволит повысить пропускную способность дороги и как следствие повысить скорость, качество и количество грузовых и пассажирских перевозок.

Только массовое производство комплектующих и оборудования на базе ГЛОНАСС с использованием специализированной доступной, дешевой, технологичной элементной базы позволит снизить стоимость систем, работающих с сигналом российской навигационной системы.

Внедрение навигационно-телематических систем, наряду с другими мерами, — важный шаг по формированию общей культуры дорожного движения. Предлагаемые сегодня компаниями-разработчиками решения, позволяют, как минимум, эффективно контролировать скоростной режим и состояние механизмов. Развития навигационной системы ГЛОНАСС позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий и огромный ущерб от них.

Карлащук, В. И. Спутниковая навигация. Методы и средства/ В. И. Карлащук, С. В. Карлащук. — М.: СОЛОН-Пресс, 2006. — 176 с.

КоАП.Кодекс РФ об административ. правонаруш.: Официальный текст. — М.: Проспект, 2012. — 608 с.

Машины оборудуют кнопками «SOS» [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://www.gudok.ru/transport/auto/?pub_id=384186

Иванов, В. Н. Все об активной и пассивной безопасности автомобиля/ В. Н. Иванов. — М.: Издательство АС, 2003. — 175 с.

Похожие статьи

Современное состояние транспортных сетей общественного.

GPS, дорожное движение, интеллектуальная транспортная система, спутниковая навигация, перевозка, транспортное средство категории, пассажирский транспорт, общественный транспорт, допустимая скорость движения.

Вопросы обеспечения надежности и безопасности на транспорте

GPS, дорожное движение, интеллектуальная транспортная система, спутниковая навигация, перевозка, транспортное средство категории, пассажирский транспорт, общественный транспорт, допустимая скорость движения.

Пути повышения безопасности дорожного движения

GPS, дорожное движение, интеллектуальная транспортная система, спутниковая навигация, перевозка, транспортное средство категории, пассажирский транспорт, общественный транспорт.

Навигационное обеспечение системы диспетчерского управления.

GPS, дорожное движение, интеллектуальная транспортная система, спутниковая навигация, перевозка, транспортное средство категории, пассажирский транспорт, общественный транспорт.

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети.

Санкт-Петербург, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, перевозчик, наземный пассажирский транспорт, перевозка, единая транспортная система, билет, маршрутная сеть, маршрут.

Анализ комплексной транспортной системы наземного.

комплексная транспортная система, наземный пассажирский транспорт

Ключевые слова: пассажирский городской транспорт, интеллектуальная транспортная система.

Создание приоритетных условий движения пассажирских.

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Санкт-Петербург, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, перевозчик, наземный пассажирский транспорт, перевозка, единая транспортная система, билет, маршрутная сеть, маршрут.

Государственное регулирование транспортной деятельности

GPS, дорожное движение, интеллектуальная транспортная система, спутниковая навигация, перевозка, транспортное средство категории, пассажирский транспорт, общественный транспорт.

Развитие систем диспетчерского управления транспортом.

GPS, дорожное движение, интеллектуальная транспортная система, спутниковая навигация, перевозка, транспортное средство категории, пассажирский транспорт, общественный транспорт.

Смотрите еще:

  • Договор вторичной цессии образец Договор переуступки права требования - образец Договор переуступки права требования, независимо от вида передаваемых прав,должен иметь письменную форму. В остальном конкретных инструкций […]
  • Сайт свидетелей иеговы россии Информация О компании: Друзья, пожалуйста, читайте правила, прежде чем написать нам! За нарушение правил страницы и ненормальное поведение предусмотрена блокировка: […]
  • Служебные обязанности судебного пристава по оупдс Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов 1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности […]
  • Признание право собственности на земельный участок за умершим Образец искового заявления о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по завещанию ________________________________________ […]
  • Уголовный кодекс статья 255 Главная | Уголовный кодекс РФ | Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр Нарушение правил охраны и использования […]
  • Статья 25 упк рф комментарий Комментарий к СТ 25 УПК РФ Статья 25 УПК РФ. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон Комментарий к статье 25 УПК РФ: 1. В соответствии с данной статьей прекращение […]
  • Кому положены субсидии военнослужащим на жилье Субсидия военнослужащим на жилье Единовременная денежная выплата военнослужащим на приобретение жилья 3 февраля 2014 года Правительство РФ приняло Постановление № 76, в котором утвердило […]
  • Как сдать отчетность в ифнс Электронная отчетность — 2017: ФСС, ПФР, НДС В 2017 году все плательщики НДС должны сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Обязанность по сдаче электронной отчетности в части […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes