Присяжные заседатели и арбитражные заседатели общие черты

Присяжные заседатели и арбитражные заседатели общие черты

§ 2. Правовое положение присяжных и арбитражных заседателей1

Наряду с судьями, являющимися носителями судебной власти и осуществляющими правосудие на профессиональной основе, в отправлении правосудия могут участвовать также представители народа. Участие граждан в судопроизводстве в качестве судей при разрешении конкретных дел для России является в определенной степени традиционным.

Правовыми основами участия представителей народа в рассмотрении судебных дел выступают нормы ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, и ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в соответствии с которыми граждане Российс-

1 Уголовные и гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматривались с участием народных заседателей в.случаях, предусмотренных процессуальных законодательством. В настоящее время участие народных заседателей в судопроизводстве исключено по уголовным делам с 1 января 2004 года. См. об этом ст. 21 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 мая 2002 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 // Рос. газета. j-002. 1 июня. По гражданским делам с введением в действие нового ГПК РФ Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 37 «О народных заседателях ФЗДеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» с 1 февраля 2003 г. признан утратившим силу. См. ст. 2 Федерального закона № 137 от 14 ноября 2002 г. «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4531.

кой Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Граждане могут участвовать в судопроизводстве в качестве присяжных (об этом сказано и в ч. 4 ст. 123 Конституции РФ) и арбитражных заседателей (ч. 2 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Законом о судебной системе не конкретизируются виды судопроизводства, в которых участвуют граждане в качестве судей наравне с судьями-профессионалами; не определяется порядок такого участия, а также правовой статус непрофессиональных судей и процедура наделения им граждан. Эти вопросы конкретизируются в отдельных законах как судоус-тройственного, так и судопроизводственного характера. Такими законами являются Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»1, Закон РФ «О судоустройстве РСФСР»2, федеральные законы от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»3 и от 20 августа 2004 года № 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»4, а также законы, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения судебных дел: Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Содержание современного законотворчества по вопросам участия граждан в судопроизводстве свидетельствует о том, что применительно к каждому из его видов происходит поиск наиболее оптимального состава суда для рассмотрения различных категорий дел.

С участием присяжных заседателей допустимо рассмотрение только уголовных дел, подсудных Верховному суду Российской Федерации, верховному суду республики, облас-

1 СЗ РФ. 1999. № 26.

2 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. № 28.

3 СЗ РФ. 2001. № 23.

4 См.: Рос. газета. 2004. 25 авг.

МУ и равному по компетенции суду1 (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК рф\ участие присяжных заседателей в других видах судопроизводства современным законодательством не предусмот-но, однако Концепцией судебной реформы такая возможность в будущем не исключается относительно некоторых категорий гражданских дел2.

В арбитражных судах субъектов Российской Федерации возможно рассмотрение и разрешение дел с участием арбитражных заседателей.

При рассмотрении соответствующих дел граждане участвуют в судопроизводстве наравне с судьями и пользуются процессуальными правами и несут обязанности судьи.

Правовое положение присяжных и арбитражных заседателей имеет как общие черты, так и отличия.

Присяжные заседатели. В России с участием присяжных заседателей уголовные дела стали рассматривать в результате судебной реформы 1864 г. Однако нововведение не вполне устраивало властей своим демократизмом и вскоре в результате судебной контрреформы компетенция суда с участием присяжных заседателей была существенно ограничена, а с конца 1917 г. суды в таком составе и вовсе перестали существовать. Возрождены суды с участием присяжных заседателей в начале 90-х гг. прошлого века. Это был один из самых серьезных, реальных и решительных шагов в

1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (п. 2 ч. 1 ст. 15) предусматривает возможность рассмотрения уголовных дел, подсудных окружным (флотским) военным судам, с участием присяжных заседателей. Этим же законом (ст. 15, 23) предусмотрена возможность рассмотрения уголовных дел с участием народных заседателей, что противоречит Уголовно-процессуальному кодексу РФ и ФЗ о введении в действие УПК РФ.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 181 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» определена система поэтапного введения порядка рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей применительно к тем регионам, где суд присяжных не действует. Законом установлена дата введения суда присяжных для каждого из субъектов Российской Федерации, последней из них является дата введения су-Да присяжных в Чеченской Республике — 1 января 2007 г. // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 5137.

плане реализации положений Концепции судебной реформы 1991 г.1.

Присяжными заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Осуществление обязанностей присяжного заседателя — это его гражданский долг.

Списки (общий и запасной) присяжных заседателей составляются высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации каждые четыре года. Количество граждан определяется исходя из потребности суда, которая в свою очередь связана с количеством рассматриваемых дел данной категории. Критерием включения граждан в списки присяжных является постоянное проживание на соответствующей территории субъекта Российской Федерации. Число подлежащих включению в общий список от каждого муниципального образования определяется пропорционально: должно соблюдаться соотношение между постоянно проживающими в муниципальном образовании и в субъекте. В запасной список включается не более одной четверти от количества граждан, включенных в общий список. Конкретное число кандидатов в запасном списке определяет высший орган исполнительной власти субъекта России.

Общий и запасной списки для окружных (флотских) военных судов составляются тем же органом по территориальному признаку, т. е. общим порядком, на основании представления председателя указанного суда. Для Верховного Суда РФ кандидаты в присяжные заседатели отбираются аппаратом этого суда путем случайной выборки из имеющихся списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов субъектов.

1 См.: Закон Российской Федерации от 16 июля 1993 г. № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», уго» ловно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33.

Списки составляются не позднее чем за три месяца до стечения срока полномочий действующих кандидатов в при-яжные по представлению соответствующего председателя да, который и укажет требуемое количество кандидатов. Он же после составления списка вправе обращаться с представлением о необходимости изменения и дополнения списков кандидатов в присяжные заседатели.

Орган исполнительной власти определяет (с превышением не более 10%) количество кандидатов для каждого муниципального образования в отдельности. По каждому из них списки кандидатов составляются путем случайной выборки из имеющейся базы данных «Выборы». О составлении списков муниципальные органы уведомляют всех граждан и персонально включенных в списки кандидатов, которые вправе в течение двух недель ходатайствовать об исключении их из списка. Это время отводится и на устранение неточностей в списках. Уточненные списки, подписанные главами муниципальных образований, представляются в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации. На основании этих списков составляется общий список. Запасной список формируется одновременно с основным, однако в него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда. Оба списка публикуются в местной печати с указанием только фамилии, имени, отчества кандидатов. Граждане могут обращаться в высший исполнительный орган субъекта с жалобой о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели; об исключении их из списков, а также об исправлении неточностей. Такие обращения рассматриваются в пятидневный срок и решения подлежат обжалованию в судебном порядке. Ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) списки проверяются органами власти субъекта и муниципальных образований и из них исключаются граждане, утратившие право быть присяжными заседателями.

Законом предусмотрены случаи, когда граждане исключаются, в том числе по собственному заявлению, из списков

кандидатов в присяжные заседатели (ст. 7); когда они не могут выступать в качестве присяжных заседателей (ч. 2 ст. 3)-когда они не допускаются в качестве присяжных заседателей по конкретному делу (ч. 3 ст. 3).

Так, граждане из списков подлежат исключению в следующих случаях: при выявлении обстоятельств, при которых они не могли быть присяжными заседателями (не достигли к моменту составления списков 25-летнего возраста; имеют непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств); подачи письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей присяжного заседателя (лицо не владеет языком, на котором ведется судопроизводство; по состоянию здоровья, подтвержденному медицинским заключением; при достижении возраста 65 лет; если лицо занимает государственную должность или выборную должность в органах местного самоуправления; лицо является военнослужащим; лицо является судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудников органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе лицензии; лицо является священнослужителем).

Необходимо отметить, что к участию в рассмотрении конкретного уголовного дела в качестве присяжного заседателя не допускаются обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений; лица, не владеющие языком судопроизводства; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Списки направляются в суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий действующих кандидатов в присяжные заседатели.

Кроме того, от участия в конкретном деле освобождается всякий раз лицо, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на данное лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания об обстоятельствах дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.

Граждане призываются для участия в рассмотрении дел один раз в год на десять рабочих дней или до окончания начатого рассмотрением с участием данного присяжного заседателя, дела.

Те, кто был вызван в суд, но кого не отобрали в качестве присяжного заседателя и кто не имеет оснований быть освобожденным из числа кандидатов в присяжные заседатели, могут участвовать в качестве присяжных по другому делу.

Присяжному заседателю пропорционально времени нахождения в суде выплачивается судом из федерального бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи суда субъекта Российской Федерации, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по основному месту работы. Возмещению присяжному подлежат также командировочные и транспортные расходы, установленным порядком для судей данного суда. Время исполнения обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. За присяжным сохраняется рабочее место и все гарантии и льготы, предусмотренные законодательством для работников данных предприятий, учреждений или организаций.

На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, в полной мере распространяются гарантии неприкосновенности судьи.

Арбитражные заседатели. Участие арбитражных заседателей в судопроизводстве на постоянной основе обеспе-

чено Федеральным законом от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ1. Д0 этого времени в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 5 апреля 1995 г. «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»2 проводился эксперимент по участию арбитражных заседателей по делам, подлежащим рассмотрению в коллегиальном составе.

Арбитражные заседатели предусмотрены для арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Ими могут быть граждане Российской Федерации, наделенные федеральным законом полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Участие в судопроизводстве в качестве арбитражного заседателя является одновременно правом и гражданским долгом гражданина.

Арбитражные заседатели являются непрофессиональными судьями, и председательствует в судебном заседании судья арбитражного суда. Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дел наравне с судьями, пользуются правами и несут обязанности судьи.

Рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей возможно только по ходатайству стороны об этом. Просьба должна быть заявлена до начала судебного разбирательства. Кроме того, участие арбитражных заседателей ограничено категорией дел — они могут принимать участие в рассмотрении споров, которые возникают из гражданских правоотношений.

К арбитражным заседателям предъявляются требования, несколько отличные от тех, которые предъявляются к присяжным заседателям. Главная особенность заключается в том, что арбитражный заседатель должен обладать не менее чем пятилетним стажем работы в экономической, финансовой,

1 Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 23.

2 СЗ РФ. 1995. № 19.

оидической, управленческой или предпринимательской дельности. Арбитражным заседателем, кроме того, может быть гражданин не моложе 25 лет и имеющий безупречную епутацию. Впервые участвующее в качестве арбитражного заседателя лицо приносит в открытом судебном заседании присягу, содержание которой изложено в Законе об арбитражных заседателях.

Не могут быть арбитражными заседателями:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом от 31 июня 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководству и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Приостановление полномочий арбитражного заседателя производится ввиду: предъявления обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда); неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;

признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

Прекращение полномочий арбитражного заседателя осуществляется Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации по следующим основаниям: истечение срока полномочий; прекращение гражданства Российской Федерации; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным; совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти; неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей; замещение государственных должностей, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими федеральными законами, выборных должностей в органах местного самоуправления, должностей прокуроров или иных должностей и занятие деятельностью, которая влечет невозможность исполнения обязанностей арбитражного заседателя; письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам; смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов Российской Федерации из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью, рассматривающего дела в первой инстанции. Предложение по кандидатам в арбитражные заседатели направляются торгово-промышленными палатами, ассоциациями, объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Впоследствии списки направляются в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются

Пленумом данного суда. Списки арбитражных заседателей убликуются в официальном издании Высшего Арбитражно-Суда РФ — Вестнике Высшего Арбитражного Суда Рос-ийской Федерации. Срок полномочий арбитражных заседа-елей — два года. По истечении данного срока допускается повторное включение граждан в списки арбитражных заседателей.

Законом не определено, на какой срок в двухгодичный период привлекаются арбитражные заседатели к участию в рассмотрении дел судами.

Арбитражным заседателям выплачивается за счет средств федерального бюджета вознаграждение пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых они участвовали в осуществлении правосудия. Размер вознаграждения равен одной четвертой части должностного оклада судьи арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда.

Возмещению подлежат командировочные расходы. Законом гарантированы независимость и неприкосновенность арбитражных заседателей, предусмотрены гарантии в области труда.

Правоохранительные органы

Ч.2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Из ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 г: Статья 28. Статус присяжных заседателей и народных заседателей военных судов и Военной коллегии. Статус присяжных заседателей и народных заседателей военных судов и Военной коллегии, а также порядок привлечения граждан Российской Федерации к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей и народных заседателей устанавливаются федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Из ФЗ от 30 мая 2001г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» впервые предусмотрено участие заседателей в арбитражных судах субъектов РФ, т. е. при рассмотрении большинства дел в арбитражной системе по первой инстанции.

4) Язык судопроизводства в РФ.

Судопроизводство в судах Российской Федерации ведется на государственном языке Российской Федерации — русском Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и выступления и суде на родном языке.

Переводчик приглашается в дело по просьбе заинтересованного лица или но инициативе суда, всегда за счет государства. Он осуществляет перевод устной речи участников дела и наиболее важных документов, имеющихся в деле. Переводчик предупреждается судом об уголовной ответственности за дачу ложного перевода. Реализация данного принципа имеет большое практическое значение: суд получает возможность глубже исследовать материалы дела и установить истину; подсудимому и другим участникам судебного процесса обеспечиваются условия для использования всех средств защиты; на участников процесса и публику, присутствующую в зале судебного заседания, оказывается наибольшее воспитательное воздействие. Любое нарушение этого принципа ведет к безусловной отмене судебных решений, вынесенных по делу.

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994г: Статья 33. Язык конституционного судопроизводства

Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996г.: Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 г: Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации — русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

5) Презумпция невиновности.

Слово «п резумпция» означает пр едположение , основанное на вероятности . Сам принцип презумпции невиновности сформулирован в ст . 49 Конституции РФ следующим образом : «К аждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным , пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда» . Это — принцип не только правосудия , но и всего уголовного процесса в целом . Органы предварительного расследования , прокурор обязаны также строго соблюдать его . Только один орган может признать человека виновным — суд . Презумпция невиновности действует до тех пор , пока на основе достаточных доказательств не будет доказано обратное , то есть что лицо виновно в совершении преступления . Кроме того , необходим и еще один момент : вступление приговора в законную силу спустя семь дней после его провозглашения , если он не был обжалован или опротестован , либо после его рассмотрения кассационной инстанцией , если она его не отменяет . До этого ничьи мнения о виновности лица не имеют никакого юридического значения . Из принципа презумпции невиновности вытекает ряд положений , закрепленных в законе .

1. Обвиняемый не должен доказыват ь свою невиновность ( ч . 2 ст . 49 Конституции Р . Ф ).

2. Неустранимые сомнения в вино вности толкуются в пользу обвиняемого ( ч . 3 ст .49 Конституции Р . Ф ).

3. Суду , прокурору , следователю , лицу , производящему дознание , запрещается перелагать обязанность доказывания на обвиняемого ( ч . 2 ст . 20 УПК ).

4.Органы, ведущие производство по делу, обманы проводить всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, выявлять как обвинительные, так и оправдательные доказательства (ч.1. ст. 20 УПК).

Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора только при подтверждении признания совокупностью имеющихся в деле доказательств( ч. 2 ст. 77 УПК).

Обвинительный приговор не может быть вынесен на основе предположений, а только лишь при доказанности вины подсудимого (ч. 2 ст. 309 УПК).

6) Обеспечение обвиняемому права на защиту.

Конституция РФ Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Задание № 5. На основе анализа текста Федеральных законов «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» от 20 августа 2004 г. с изменениями и «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая2001 г. с изменениями, а также материалов учебника по соответствующему вопросу, составить сравнительную характеристику присяжных и арбитражных заседателей, указав их общие черты и отличия:

2.На арбитражных и присяжных заседателей, членов их семей на период осуществления ими правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленных Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», з-м РФ «О статусе судей в РФ», ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» и др.

3. По основному месту работы за ними закрепляется средний заработок, сохраняются гарантии и льготы.

4. Они не могут быть уволены с работы или переведены на другую без их согласия.

5. Вознаграждение выплачивается и тем и другим из федерального бюджета.

6.Присяжными и арбитражными заседателями не могут быть лица: 1) не достигшие к моменту составления списков возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

2.Призываются на 10-дневный срок в году (или до окончания дела).

3.Списки формируются высшими органами исполнительной власти субъектов РФ каждые 4 года.

4.С участием присяжных заседателей допустимо рассмотрение уголовных дел подсудных Верховному суду РФ, верховному суду республики, областному и равному по компетенции суду.

2.Законом не определено, на какой срок в двухгодичный период привлекаются арбитражные заседатели к участию в рассмотрении дел судами.

3.Списки формируются арбитражными судами субъектов РФ из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью, рассматривающего дела в первой инстанции.

4.С участием арбитражных заседателей рассмотрение дел только в арбитражных судах субъекта РФ.

5.В отличие от присяжных заседателей участие в судопроизводстве в качестве арбитражного заседателя является не только гражданским долгом, но и правом.

6.Главное отличие в отборе арбитражных заседателей в том, что он должен обладать не менее чем пятилетним стажем работы в экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности

Задание №6. Проверяя изолятор временного содержания, прокурор установил, что задержание подозреваемых А. и Д. было произведено с нарушением законодательства. О каком направлении прокурорского надзора идет речь в данной задаче? Укажите предмет надзора. (Ответ обосновать ссылками на Федеральный закон «О прокуратуре РФ» в редакции 17 ноября 1995 г. с изменениями).

Одной из основных функций прокуратуры является надзор за исполнением законов участниками общественных отношений. Традиционные особенности построения российской прокуратуры, ее сильная централизация, предусмотренная и ст. 129 Конституции РФ, обусловлены, прежде всего, необходимостью осуществлять надзорную функцию.

Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре РФ прокуратура осуществляет надзор за:

  • соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления и контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; — исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • исполнением законов судебными приставами.

Осуществляя надзор за исполнением законов, который на практике называется общим, прокурор может использовать ряд полномочий, предоставленных ему законом: право беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятий; проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о фактах правонарушений; требовать от должностных лиц представления необходимых документов, материалов; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

Статус народных, присяжных и арбитражных заседателей

1. При осуществлении правосудия народные заседатели пользуются теми же правами, что и судьи-профессионалы, имеют с ними равные голоса, так же независимы, обладают теми же гарантиями неприкосновенности.

Требования, предъявляемые к кандидатам в народные заседатели:

гражданство РФ;
достижение 25-летнего возраста;
обладание нравственными качествами, необходимыми для осуществления правосудия.

Народными заседателями не могут быть :

лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
лица, замещающие государственные должности категории «А», которые предусмотрены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
прокуроры, следователи, дознаватели;
лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Порядок формирования списков народных заседателей:

общий список народных заседателей районного суда формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного районного суда. При этом число народных заседателей определяется из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного суда;
общий список утверждается законодательным (представительным) органом субъекта РФ и представляется им в соответствующий районный суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий народных заседателей, включенных в предыдущий общий список;
срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, —
5 лет;
при необходимости может быть сформирован дополнительный список народных заседателей районного суда в установленном порядке;
полномочия народных заседателей, включенных в дополнительный список народных заседателей районного суда, прекращаются одновременно с полномочиями народных заседателей, включенных в общий список.
Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде осуществляется на основе общего списка народных заседателей данного районного суда путем случайной выборки из общего списка народных заседателей соответствующего районного суда председателем данного суда. При этом для каждого судьи районного суда определяется число народных заседателей, в три раза превышающее число, установленное соответствующим федеральным процессуальным законом.

Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей судей по конкретному делу в районном суде производится судьей, рассматривающим данное дело, путем жеребьевки.
Для участия в рассмотрении дел в гарнизонном военном суде отбор народных заседателей производится по запросу судьи соответствующего гарнизонного военного суда на основе общих списков народных заседателей тех районов, на территориях которых рассматривается дело.
Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей судей по конкретному делу в гарнизонном военном суде производится судьей, рассматривающим данное дело, путем жеребьевки из числа народных заседателей.
Для участия в рассмотрении дел в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа отбор народных заседателей производит председатель соответствующего суда.
Списки народных заседателей Верховного Суда РФ утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ на основе списков народных заседателей районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта. Число народных заседателей Верховного Суда РФ определяется Верховным Судом РФ.
Судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу на основании письменного заявления народного заседателя, если он:

• достиг возраста 70 лет;
• имеет одного или более детей в возрасте до 3-х лет и находится в отпуске по уходу за ребенком;
• является священнослужителем или в соответствии со своими убеждениями либо вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;
• является инвалидом I, II или III группы;
• исполняет должностные обязанности, отвлечение от которых может причинить существенный вред общественным или государственным интересам;
• является военнослужащим Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба;
• не владеет языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности;
• имеет иные уважительные причины.

Народный заседатель освобождается от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу до вынесения судьей решения об образовании состава суда с участием народных заседателей.
Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей в районном суде (не чаще одного раза в год) на срок 14 дней, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, — на срок рассмотрения данного дела.
За время участия народного заседателя в осуществлении правосудия суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/4 от части должностного оклада судьи данного суда. Указанное вознаграждение не облагается подоходным налогом.
За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, предусмотренные гарантии и льготы. Суд возмещает народному заседателю командировочные расходы в порядке и размерах, которые установлены для судей.
Время исполнения народным заседателем своих обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
Создание института народных заседателей в арбитражных судах и Конституционном Суде РФ не предусматривается.
2. Статус присяжных заседателей. Присяжный заседатель — лицо, привлеченное в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта — решения о виновности или невиновности подсудимого. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. Присяжные заседатели оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.
Присяжные заседатели , в т. ч. и запасные, вправе:

участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела; задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;
просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Присяжные заседатели не вправе:

отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;
высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;
общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;
собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;
нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.
В ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только следующие вопросы, сформулированные в вопросном листе:

1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления.
В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

После допроса сторонами подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта присяжные заседатели через председательствующего вправе задать им вопросы (излагаются в письменном виде и подаются председательствующему через старшину). Если в ходе судебного разбирательства возникает вопрос о недопустимости доказательств, то он рассматривается в отсутствие присяжных заседателей. В ходе судебного следствия в присутствии присяжных заседателей подлежат исследованию только те фактические обстоятельства уголовного дела, доказанность которых устанавливается присяжными заседателями в соответствии с их полномочиями.
Данные о личности подсудимого исследуются с участием присяжных заседателей лишь в той мере, в какой они необходимы для установления отдельных признаков состава преступления, в совершении которого он обвиняется. Запрещается исследовать факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого.
При осуществлении своих полномочий присяжные заседатели пользуются гарантиями неприкосновенности судей, получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей.

Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие 25-летнего возраста; недееспособные или ограниченно дееспособные; не владеющие языком судопроизводства; достигшие 70-летнего возраста;
не способные выполнять обязанности присяжных заседателей в силу своих физических или психических недостатков;
занимающие определенные в законе должности (судьи, прокуроры, нотариусы, следователи и др.);
являющиеся военнослужащими; являющиеся священнослужителями; иные лица, перечисленные в законе.

3. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.
Требования , предъявляемые к арбитражным заседателям:

гражданство РФ;
достижение 25-летнего возраста;
безупречная репутация;
высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

Арбитражными заседателям и не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
3) лица, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции,
таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.
Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу.
Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в ВАС РФ и утверждаются Пленумом ВАС РФ, а затем публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и могут быть опубликованы в иных СМИ.
Численность арбитражных заседателей определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.
Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2-х лет и может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен до окончания рассмотрения дела по существу.
Основания для приостановления полномочий арбитражного заседателя:

‘ предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);
• неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более 6 месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;
• признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.
Основания для прекращения полномочий арбитражного заседателя:
• истечение срока полномочий;
• прекращение гражданства РФ;
• вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
• вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;
• совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;
неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;
замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия; письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;
смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых арбитражный заседатель участвовал в осуществлении правосудия, суд выплачивает ему компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

Смотрите еще:

  • Земельные участки в люберцах под ижс дешево Купить земельный участок в Люберцах в Люберецком районе 22 объявления за месяц по умолчанию На портале «МИР КВАРТИР» вы найдете 11 объявлений о продаже участков в Люберцах. Средняя цена […]
  • Какие документы нужны при подачи декларации при покупке квартиры Часто задаваемые вопросы по вычету Здесь мы постарались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с налоговым вычетом при покупке квартиры/дома/земли. Я работаю […]
  • Как сдать на права без временной регистрации Как получить права без прописки (постоянной регистрации) в Санкт-Петербурге? Совсем недавно я получил водительские права категории B и теперь могу дать несколько советов тем, кто как и я […]
  • Получение лицензии на алкоголь в казахстане Получение лицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации на территории ее производства (переоформление, […]
  • Демура покупать доллар или нет Степан Демура — запрет доллара приведет к разрушению экономики России Запрет доллара приведет к разрушению экономики России, считает известный аналитик Степан Демура. По его мнению это […]
  • Страхование автомобиля статья косгу На какую статью (подстатью) должны быть отнесены расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств? "Указаниями. ", утвержденным приказом […]
  • Существенные изменения условий труда по тк рф Изменение существенных условий трудового договора Важнейшим документом работника, закрепляющим его права, обязанности и гарантии, является трудовой договор. В этом документе, как и в любом […]
  • Закон о кредитном страховании Закон о кредитном страховании Документ : Как отказаться от “навязанного” банком страхования Как отказаться от “навязанного” банком страхования В банковской практике заемщик, пользуясь […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes