Коммерческий подкуп общая характеристика

Коммерческий подкуп общая характеристика

Коммерческий подкуп: понятие, состав и виды

Коммерческий подкуп — это предусмотренное ст. 204 УК умышленное общественно опасное активное поведение, выражающее незаконные передачу или получение денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера или предоставление иных имущественных прав (пользование ими), посягающее на интересы службы в коммерческих или иных организациях. Указанные действия одновременно отражают два преступления: передачу вознаграждения при коммерческом подкупе и получение вознаграждения при коммерческом подкупе.

Общественная опасность преступления заключается в подрыве авторитета коммерческой или иной организации.

В общем массиве регистрируемой преступности и наказуемости в России коммерческий подкуп занимает мизерную (но постепенно увеличивающуюся) часть. Так, в числе всех осужденных в России лиц доля осужденных по ст. 204 УК составляла: в 1997 г. — 0% (семь человек); в 1998-2000 гг. — 0,01% ежегодно; в 2001-2004 гг. — 0,02% ежегодно; в 2005-2009 гг. — 0,03% ежегодно; в 2010 г. — 0,04%; в 2011 г. — 0,05%.

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп впервые предусмотрена ст. 204 УК (1996 г.), которая состоит из четырех частей. В ч. 1 и 3 закреплены основные составы преступлений, выражающие умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно небольшой тяжести и тяжких. В ч. 2 и 4 отражены квалифицированные составы, выражающие умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно тяжких и особо тяжких. В присоединенном к статье примечании предусмотрено освобождение виновного от уголовной ответственности: а) в связи с принуждением к совершению преступления — вымогательством вознаграждения (стечением тяжелых обстоятельств); б) в связи с деятельным раскаянием (добровольным сообщением о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело).

Основные объекты преступных посягательств — управленческая деятельность в коммерческой или иной организации (не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением), интересы службы в этих организациях. Дополнительные объекты — общественная нравственность, материальные интересы потерпевшего.

Предметы посягательства описаны в 33.4.

Объективная сторона составов преступления выражается деянием в форме действия: а) в передаче денег, пенных бумаг, иного имущества, оказании услуг имущественного характера, предоставлении иных имущественных прав за осуществление действий (бездействия) в интересах дающего вознаграждение в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (см. ч. 1, 2); б) в получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения за осуществление действий (бездействия) в интересах дающего вознаграждение в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (см. ч. 3, 4).

По законодательной конструкции составы преступлений являются формальными. Преступления окончены (составами) в момент принятия получателем (лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо его посредником) хотя бы части намеченного к получению вознаграждения.

Субъект преступного посягательства, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 204 УК, — общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. По ч. 3 и 4 ст. 204 УК субъект — специальный, т.е. лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, притом прямого. Правоприменителю достаточно установить, что виновное лицо осознавало общественную опасность передачи вознаграждения при коммерческом подкупе (получения такого вознаграждения) и тем не менее желало передать это вознаграждение (получить его).

Данное преступление имеет корыстную направленность (при передаче вознаграждения — как правило).

Квалифицирующие признаки незаконной передачи вознаграждения закреплены в ч. 2 ст. 204 УК: а) группа лиц, действующих по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК), организованная группа (см. ч. 3 ст. 35 УК); б) передача вознаграждения за заведомо незаконные действия (бездействие) (см. 33.4).

Квалифицирующие признаки незаконного получения вознаграждения закреплены в ч. 4 ст. 204 УК: а) группа лиц, действующих по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК), организованная группа (см. ч. 3 ст. 35 УК); б) коммерческий подкуп, сопряженный с вымогательством предмета подкупа (см. ст. 163 УК); в) получение вознаграждения за незаконные действия (бездействие) (см. 33.4).

Неоднократность как форма множественности преступлений и квалифицирующий признак незаконной передачи и незаконного получения вознаграждения при коммерческом подкупе исключена из уголовного законодательства Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ.

Различия между коммерческим подкупом, взяточничеством и провокацией взятки либо коммерческого подкупа

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК)

Взяточничество (ст. 290-2911 УК)

2.2. Криминалистическая характеристика коммерческого подкупа

Коммерческий подкуп — преступление, предусмотренное ст. 204 УК. Названный состав устанавливает уголовную ответственность для двух категорий лиц.

1 См.: Ю.И. Холодный. Полиграфы («детеюоры лжи») и безопасность.

К первой категории (ч.ч. 1 и 2 ст. 204 УК) относятся субъекты, незаконно передающие лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, а равно незаконно оказывающие ему услуги имущественного характера за совершение действий в интересах дающего. Для совершения указанных действий лицо, выполняющее управленческие функции, использует свое служебное положение.

Вторую категорию (ч.ч. 3 и 4 ст. 204 УК) составляют лица, незаконно получающие деньги, ценные бумаги, иное имущество, а равно незаконно пользующиеся услугами имущественного характера за совершение действий в интересах дающего. Указанные действия совершаются в связи со служебным положением, которое занимает лицо, получающее незаконное вознаграждение.

Деяние, предусмотренное ч.1 ст. 204 УК, совершается с прямым умыслом и специальной целью склонить лицо, выполняющее управленческие функции в банке, совершить за вознаграждение определенные действия (бездействие). Ответственность за коммерческий подкуп может нести любой вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста.

Непосредственным объектом коммерческого подкупа является точное и добросовестное исполнение сотрудниками коммерческой организации своих служебных обязанностей в соответствии с требованиями федерального законодательства, иных нормативных актов, а также внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка.

Отечественная судебная практика по уголовным делам о коммерческом подкупе, по существу, делает первые шаги, так как в УК 1960 года этот состав преступления отсутствовал. Он появился лишь в УК 1996 года, однако определенный опыт в выявлении, предупреждении и расследовании дел указанной категории уже накоплен.

Действия субъекта, выполняющего управленческие функции, которые он совершает в пользу лица, осуществившего коммерческий подкуп, в одних случаях могут входить в круг его служебных обязанностей, в других — быть неправомерными, не вытекать из его

служебных полномочий или совершаться вопреки интересам службы. Последние могут сами по себе содержать признаки иного преступления либо правонарушения. Часть 2 ст. 183 УК РФ, например, устанавливает уголовную ответственность за незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. В случаях, когда деяние, совершенное лицом, выполняющим управленческие функции в банке, содержит состав самостоятельного преступления, виновный подлежит ответственности по совокупности преступлений по ст. 204 УК РФ и соответствующей статье УК РФ.

Субъектом преступления, предусмотренного ч.З ст. 204 УК, может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в банке (либо другой коммерческой организации).

Коммерческий подкуп — явление весьма распространенное во всех странах с рыночной экономикой и во многих случаях имеет интернациональный характер. Так, в январе 2000 года в Швейцарии проведено расследование дел о подкупе сотрудников двух крупнейших банков страны — DBS и Credit Suisse. Тринадцать человек из 8 стран — Германии, Франции, Великобритании, Голландии, Австрии, Италии, США и Израиля — обвиняются в незаконном получении сведений о счетах клиентов указанных банков. Обвинение предъявлено семи банковским служащим и четырем швейцарским частным детективам, которых подкупали иностранцы для получения нужных им сведений. По данным швейцарских правоохранительных органов, суммы, затраченные на подкуп виновных, составляли до 65 тыс. долл. США за каждый запрос.

Согласно материалам опросов представителей российских коммерческих банков, попытки подкупа в отношении сотрудников банков получили широкое распространение и в отечественной практике. По данным уголовной статистики, количество уголовных дел, возбужденных по фактам коммерческого подкупа, в первом полугодии 2001 года возросло на 20,1 % по сравнению с аналогичным предшествующим периодом \

‘ См.: Сведения о зарегистрированных преступлениях. Главный информационный центр МВД России. Адрес: www. mvdinform-ru /gic/2000_l 1.

Особенность действий лица, совершающего подкуп, заключается в стремлении заинтересовать сотрудника банка, выполняющего управленческие функции, получением различного рода личных выгод и мнимой безобидностью (безнаказанностью) действий, которые ему предлагается выполнить.

Действия лиц, участвующих в коммерческом подкупе, посягают на нормальное управление банком. Лицо, осуществляющее подкуп, как правило, добивается совершения в его интересах действий, наносящих ущерб интересам самого банка или его клиентов. Наиболее распространенными в банковской практике являются попытки коммерческого подкупа с целью:

а) незаконного получения кредита;

б) получения необоснованных банковских гарантий;

в) незаконного получения информации, составляющей бан ковскую или коммерческую тайну.

Кроме того, целью подкупа могут быть также не соответствующие установленному порядку решения в сфере кадрового обеспечения банка, а также в любых других сферах управления банком.

По способу осуществления подкуп может быть разделен на несколько видов. В частности, в зависимости от особенностей передачи предмета подкупа, выделяют передачу без посредника и с посредником.

Еще одним основанием классификации служит характер действий получателя подкупа. В одном случае они могут носить характер законных либо незаконных действий, а в другом — бездействия.

К числу незаконных действий, совершенных в результате коммерческого подкупа, относится негласное содействие председателя правления Волжского социального банка (ВСЕ) К. в получении крупных кредитов, которое он оказывал клиентам в обмен на денежное вознаграждение. В марте 1999 года К. привлечен правоохранительными органами к уголовной ответственности по ст. 204 УК. Следствием установлено, что в результате незаконных действий К. самарская фирма «Пилот» в течение 1997-1998 гг. получила от банка в общей сложности более 10 млрд. руб. кредитов, возвратить ко-

торые не смогла. По данным следствия, в благодарность за эту услугу руководство фирмы ежемесячно передавало К. в качестве вознаграждения несколько десятков тысяч долларов.

Согласно материалам другого уголовного дела, член правления банка, представив правлению несоответствующие действительности сведения, охарактеризовал желающую получить кредит фирму как надежную, имеющую ряд долгосрочных вложений в перспективные коммерческие проекты. В случае предоставления кредита работнику банка было негласно обещано передать 10% от всей суммы кредита. В дальнейшем кредит не был возвращен, а его получатели скрылись 1 .

Типичными материально фиксированными следами подкупа являются: деньги, ценные предметы, документы, свидетельствующие о получении услуг и выгод имущественного характера, составляющих незаконное вознаграждение: подлежащие оплате (но не оплаченные лицом, которое получило блага), туристические и санаторные путевки, счета за ремонт квартиры, строительство дачи и т.п. О получении незаконного вознаграждения имущественного характера могут свидетельствовать документы, отражающие факт занижения стоимости передаваемого имущества, уменьшения арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами 2 .

Идеальные следы преступления — сведения, полученные от окружения лиц, передающих и получающих предмет подкупа, от посредников, членов семей участников преступления.

Негативные последствия коммерческого подкупа не исчерпываются материальным ущербом для банка и его добросовестных партнеров. В случае необоснованного предоставления (за вознаграждение) льгот и преимуществ одним участникам рынка перед другими ущерб наносится также деловой репутации и деловым связям банка.

Меры криминалистической профилактики коммерческого подкупа. Эти меры в целом совпадают с системой, которая используется для предупреждения злоупотребления полномочиями.

Основным объектом криминалистической профилактики коммерческого подкупа является состояние системы принятия решений в банке и соответствие выбранной тактики развития коммерческой деятельности банка целям, определенным его акционерами (участниками) и закрепленным соответствующими документами.

Система профилактики начинается с контроля за подбором и расстановкой кадров с целью ограждения банка от лиц с сомнительной деловой и общественной репутацией. Проверяется также содержание заключенного с работником трудового соглашения (контракта) и наличие документа (служебной инструкции), четко регламентирующего должностные обязанности сотрудника до того, как он непосредственно приступил к исполнению служебных обязанностей.

В процессе исполнения работником возложенных на него обязанностей отслеживается соблюдение им установленных правил совершения банковских операций, выявляются случаи выхода работника за пределы установленного ему объема и состава банковских операций, а также факты несоответствия осуществляемых работником сделок и операций общей политике привлечения или размещения ресурсов банка.

Предметом контроля служит корректность ведения работником первичной документации; порядок выполнения им установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования документов.

Решая указанные задачи, служба безопасности банка во взаимодействии со службой внутреннего контроля должна выполнять следующие минимально необходимые действия:

1. Выявлять факты отклонений от порядка проведения бан ковских операций и процедур принятия управленческих решений .

2. Устанавливать причины возможных нарушений качествен ных и количественных ( по суммам) ограничений рисков банковской Деятельности.

3. Выявлять работников банка, которые превышают свои полномочия или исполняют свои обязанности с нарушением норм законодательства и принятых стандартов деятельности. Устанавли вать причины названных нарушений и информировать о них руково дство банка с целью принятия мер предупредительного характера.

4. Проверять качество принимаемого банком залога в обес печение выданных кредитов.

5. Выявлять факты юридической неправомерности и эконо мической нецелесообразности совершаемых сделок и операций.

Выявление информации, перечисленной в п.п. 1-4, может служить основанием для изучения работников банка методами частного сыска.

34) Понятие и общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Их виды.

Под преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях следует понимать такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций и причиняют либо создают угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Объектом анализируемых преступлений является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Для некоторых преступлений против интересов службы в коммерческих и некоммерческих организациях характерен дополнительный непосредственный объект — права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства (ст. 201 и 202 УК); здоровье человека (ст. 203 УК).

Особенностью рассматриваемых преступлений является их совершение в сфере управленческой деятельности коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

Объективная сторона преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях заключается в общественно опасном деянии (действии или бездействии), совершенном вопреки интересам службы и благодаря занимаемому служебному положению. Такие преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, как злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК), могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК), а также коммерческий подкуп (ст. 204 УК) совершаются только путем действия.

Совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях сопряжено с причинением вреда не только самим этим организациям, но и правам и законным интересам граждан, охраняемым законом интересам общества и государства. Поэтому, учитывая специфику их вредоносности, закон предусматривает различный порядок осуществления уголовного преследования (примечание к ст. 201 УК).

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется только умышленной формой вины. Обязательным признаком таких преступлений, как злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК), является специальная цель — извлечение выгод для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

Субъектом преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, по общему правилу, могут быть лица, наделенные специальными признаками, — лица, выполняющие управленческие функции в этих организациях (ст. 201, 204 УК), частные нотариусы и аудиторы (ст. 202 УК), руководители или служащие частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК).

К преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях относятся следующие составы:

а) злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК);

б) злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК);

в) превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК);

г) коммерческий подкуп (ст. 204 УК).

Все указанные общественно опасные деяния можно объединить в две подгруппы: первая подгруппа — это преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях (ст. 201, 204 УК); вторая — это преступления, посягающие на служебные интересы отдельных видов деятельности (ст. 202, 203 УК).

35) Злоупотребление полномочиями. Коммерческий подкуп. Провокация взятки либо коммерческого подкупа.

42. Коммерческий подкуп: понятие, особенности состава.

Коммерческий подкуп — преступление против интересов службы в коммерческих или иных организациях, предусмотренное ст. 204 УК РФ и заключающееся в незаконной передаче (и незаконном получении) лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему (пользовании) услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Коммерческий подкуп сходен с составами дачи и получения взятки, однако субъектами коммерческого подкупа являются: 1) не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. Должностное лицо), 2) любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Предмет коммерческого подкупа — любое имущество как объект гражданского права, т. е. вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а равно работы и услуги, также выступающие в качестве объектов гражданского права.

О понятиях денег, ценных бумаг, иного имущества, выгод имущественного характера см. Взятка.

Незаконной передача (получение) имущества или оказание (принятие) услуг является в случае, когда такого рода действия прямо запрещены действующими нормативно-правовыми актами либо учредительными документами, либо не вытекают в соответствии с законом из характера заключаемого соглашения, оказываемой услуги либо иного вида правомерной деятельности лица, либо осуществляются тайно либо под прикрытием совершения иных законных действий.

Передача имущества или оказание услуг связано с совершением служащим действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением (т. е. при использовании правовых и фактических возможностей служебного положения).

Такие действия (бездействия) могут входить в круг правомочий служащего, могут выходить за него, но основываться на служебном авторитете, осведомленности, доступе данного лица к информации и т. п.

Совершенные действия должны быть либо незаконными по своему характеру, либо направлены против законных интересов коммерческой или иной организации.

Коммерческий подкуп совершается с прямым умыслом.

За коммерческий подкуп следует более строгое наказание, если он совершен группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, сопряжен с вымогательством.

В соответствии с прим. к ст. 204 УК РФ лицо, совершившее коммерческий подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Это специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

О добровольности сообщения см. Взятка.

43. Общая характеристика и виды преступлений против общественной безопасности.

44. Общая характеристика преступлений террористического характера.

45. Террористический акт: понятие, особенности состава, квалифицирующие признаки.

46. Захват заложника: понятие, особенности состава, квалифицирующие признаки. Отграничение от похищения человека.

47. Организованные формы посягательств на общественную безопасность (незаконное вооруженное формирование, бандитизм, преступное сообщества). Соотношение и разграничение между собой.

48. Квалификация хулиганства и вандализма. Отграничение от преступлений против личности и собственности.

49. Понятие и виды преступлений, связанных с нарушением специальных правил при производстве работ.

50. Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия.

51. Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

52. Особенности преступлений, посягающих на общественную нравственность.

53. Общая характеристика экологических преступлений, посягающих на основы экологической безопасности человеческого обитания.

54. Общая характеристика экологических преступлений, посягающих на сохранность и рациональное использование природных богатств.

55. Общая характеристика экологических преступлений, посягающих на сохранность животного и растительного мира.

56. Общая характеристика и виды компьютерных преступлений.

57. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершенные лицами, ими управляющими: понятие, особенности составов, квалифицирующие признаки.

58. Преступления в сфере функционирования транспорта, их виды и особенности квалификации.

59. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

60. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации. Соотношение государственной измены и шпионажа.

61. Преступления, посягающие на экономическую безопасность Российской Федерации. Понятие и квалификация диверсии.

62. Понятие и виды преступлений против государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления. Понятие должностного лица.

63. Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий. Квалификация и разграничение.

64. Взяточничество: понятие, особенности состава, квалифицирующие признаки.

65. Халатность и должностной подлог: понятие, особенности составов.

66. Преступления, посягающие на правосудие: общая характеристика и классификация.

67. Преступления, препятствующие осуществлению правосудия. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование.

68. Особенности преступлений, совершаемых лицами, осуществляющими правосудие.

69. Общая характеристика и особенности преступлений против порядка управления.

70. Преступления против представителей власти. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

71. Квалификация преступлений, посягающих на порядок официальной документации.

72. Ответственность за самоуправство.

73. Особенности воинских преступлений. Специфика субъекта.

Общая характеристика и особенности преступлений

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) Library UA

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Данное преступление является новым для российского уголовного законодательства. Иногда его называют коммерческой взяткой.

Непосредственным объектом коммерческого подкупа является нормальное, соответствующее российскому законодательству и учредительным документам функционирование управленческого аппарата коммерческой или иной организации.

Предметом преступления могут быть деньги, ценные бумаги или иное имущество, а также услуги имущественного характера.

Деньги, в смысле ст.204 УК РФ, это не только отечественная, но и иностранная валюта, а также платежные документы в указанной валюте.

К ценным бумагам относятся любые документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении (облигации, чеки, векселя, акции, иные документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг) и, так называемые, бездокументарные ценные бумаги.

Имущество включает предметы, имеющие материальную ценность. Это может быть как движимое, так и недвижимое имущество. В настоящее время значительное число действий, образующих объективную сторону рассматриваемого преступления, составляет приобретение недвижимости (дач, квартир, помещений, предприятий и т.д.), причем, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Услуги имущественного характера – это услуги, которые обычно при сравнимых обстоятельствах подлежат оплате, но в данном случае представляются лицам, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, бесплатно: ремонт квартир, домов, машин, строительство дач и гаражей, аренда помещений и квартир, открытие счетов в российских и зарубежных банках и ряд других действий, порождающих в современной системе хозяйствования имущественные права или создающие материальные блага.

Вместе с тем, действия неимущественного характера не могут выступать в качестве предмета коммерческого подкупа (например, положительная характеристика, рекомендация, статья в газете и т.д.).

Особенностью ст.204 УК РФ является то, что понятием «коммерческий подкуп» охватываются два самостоятельных состава преступления. При тождестве объекта и предмета преступления они различаются по объективной и субъективной стороне, а также по субъекту преступления: 1) это незаконная передача вознаграждения – основной и квалифицированный составы (ч.1 и 2); и 2) незаконное получение вознаграждения – основной и квалифицированный составы (ч.3 и 4).

С объективной стороны коммерческий подкуп в виде незаконной передачи вознаграждения (ч.1 ст.204 УК РФ) заключается либо в незаконной передаче (вручении) денег, ценных бумаг и иного имущества лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо незаконном оказании этому лицу услуги имущественного характера.

Таким образом, коммерческий подкуп по ч.1 ст.204 УК РФ будет налицо, когда:

1) предметом преступления выступают материальные ценности (деньги ценные бумаги или имущество) либо услуги имущественного характера;

2) ценности или услуги передаются лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях;

3) они передаются за определенные действие (бездействие), в пользу дающего, которое может быть совершено лишь в связи со служебным положением берущего;

4) действия лица, дающего, и лица, принимающего незаконное вознаграждение, взаимообусловлены, при этом под незаконностью понимаются любые обстоятельства, не предусмотренные условиями договора.

Если была попытка подкупить лицо без его согласия, чтобы искусственно создать доказательства совершения преступления либо шантажировать его, подобного рода деяние следует квалифицировать как провокация коммерческого подкупа, наказуемая по ст.304 УК РФ.

По конструкции состав преступления – формальный. Преступление считается оконченным с момента передачи хотя бы части вознаграждения.

Субъект преступления – общий, т.е. физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона деяния, предусмотренного ч.1 ст.204 УК РФ, характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Лицо сознает, что незаконно передает материальные ценности или оказывает имущественные услуги лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, и желает совершить указанные действия, чтобы побудить данное лицо выполнять в его интересах обусловленное за вознаграждение действие (бездействие), при этом желание выступает как направленность воли.

Часть 2 ст.204 УК РФ включает в себя следующие квалифицирующие признаки: а) совершение коммерческого подкупа неоднократно; б) по предварительному сговору группой лиц; в) организованной группой.

Часть 3 ст.204 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение вознаграждение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

С объективной стороны данная разновидность коммерческого подкупа включает следующие признаки:

1) предметом подкупа являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера;

2) ценности или услуги принимаются лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях;

3) незаконное получение ценностей и услуг сопряжено с совершением в интересах дающего действия (бездействия) в связи с занимаемым виновным служебным положением (разглашение информации об условиях договора, заключение контракта, предоставление кредита и т. д.);

4) поведение лица, принимающего вознаграждение, и лица, его дающего, носит взаимообусловленный характер.

По конструкции состав преступления, предусмотренный ч.3 ст.204 УК РФ – формальный. Преступление считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции, хотя бы части денег, ценных бумаг, иного имущества или хотя бы частичного принятия услуг.

Субъект преступления – специальный. Помимо общих признаков (вменяемость и возраст уголовной ответственности – по данному составу преступления- с 16 лет), он характеризуется и специальным признаком – им может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. п.1 примечания к ст.201 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что принимает незаконное вознаграждение за совершение или не совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением и желает его получить.

В части 4 ст.204 УК РФ предусмотрены квалифицирующие признаки: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо; б) лицом, получившим незаконное вознаграждение неоднократно, либо; в) если получение незаконного вознаграждения сопряжено с вымогательством.

Вымогательство как способ получения ценностей или услуг означает либо прямое требование незаконного вознаграждения под страхом причинения вреда правам и законным интересам лица, к которому обращено требование, либо умышленное поставление лица в такое положение, при котором оно вынуждено уплатить незаконное вознаграждение, дабы избежать причинения вреда своим правам и законным интересам.

Коммерческий подкуп в ч.1 и ч.2 ст204 УК РФ при определенных условиях не влечет уголовной ответственности. Примечание к ст.204 УК РФ устанавливает два таких условия: 1) если в отношении лица, передающего незаконное вознаграждение, имело место вымогательство или 2) если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело (органу дознания, предварительного следствия, в прокуратуру, а также суд).

Добровольное – это сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию лица при сознании им того обстоятельства, что о данном им вознаграждении органам власти еще не известно.

Коммерческий подкуп: уголовно-правовые и криминологические аспекты Шалыгина, Елена Сергеевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Шалыгина, Елена Сергеевна. Коммерческий подкуп: уголовно-правовые и криминологические аспекты : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.08 / Шалыгина Елена Сергеевна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т].- Челябинск, 2010.- 257 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/293

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. Ретроспективный анализ отечественного и современного1 зарубежного опыта регламентации ответственности за коммерческий подкуп 14

1. Ретроспективный анализ развития отечественного уголовного законодательства о коммерческом подкупе 14

2. Зарубежный опыт регламентации ответственности за коммерческийподкуп 42

ГЛАВА II. Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа 75

1. Объект и предмет коммерческого подкупа 75

2. Объективная сторона коммерческого подкупа 89

3. Субъективные признаки коммерческого подкупа 102

4. Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа и их анализ 115

5. Отграничение коммерческого подкупа от смежных составов преступлений 124

6. Совершенствование законодательства- о коммерческом подкупе и практики его применения 144

ГЛАВА III. Криминологические аспекты предупреждения коммерческого подкупа 161

1. Криминологическая характеристика коммерческого подкупа 161

2. Криминологическая характеристика лица, совершившего коммерческий подкуп 169

3. Факторы, способствующие совершению коммерческого подкупа 179

4. Общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения коммерческого подкупа 197

Список использованной литературы 226

Введение к работе

Актуальность .темы диссертационного; исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется; глобальными переме нами экономического^ организационного; и- идеологического’ характера, сис темным’ реформированием 1 государственного- и управленческого: аппарата;,; коммерческих и; иных организаций. В связи с: этим становятся 1 :приоритетны- . ми? вопросы уголовно-правовой! борьбы* с: преступностью:. собую> кримино генную остроту неполитическую-значимость; приобретает предупреждение; № пресечение коррупционных преступлений: Федеральный закон РФ № 273-ФЗ’от 25 декабря;2008 5 года «0; противодействии коррупции» r v определяяі поня тие «коррупция», наряду с:дачей*И’ получением взятки; называет коммерче- скийподкуп; относя*рассматриваемый;состав?к.коррупционным:преступле ниями . ‘

ВШослании^ Президента:Российской’Федерации; Федеральному Собранию от 12 ноября 2009’Т. указано. «чтобы успешно 5 бороться» с коррупцией; все сферы государственного управления должны стать, открытыми для-общества; включая 1 !деятельность,органов государственной^власти, судовда органов» судейского сообщества»». Главная;особенность противодействия, коррупции! состоит в; комплексности; системности* 1 и адресной^ направленности- примет няемых мер, направленных,.в первую 1 очередь,,наустранение 1 тех ее причин, которые порождены несовершенством государственного; и; хозяйственного механизмов.

Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. № Гб2-Ф3ч і «0 внесении? изменений в; отдельные законодательные актьгРоссийскойФедерациивсвязи с ратификацией; конвенции; Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003″г. и Конвенции об уголовной ответственности за: коррупцию от 27 января 1999г. иприняти- 1 См.: Российская газета. — 2008.-№ 266. 2 Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. — 2009. — № 214. 3 См.: СЗ РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4848.

4 ем Федерального*закона «О противодействии коррупции» в содержание, ст. 204 УК РФ> были внесены- существенные изменения;, которые требуют де- тального изучения-.

Совершение: рассматриваемого преступления, подрывает авторитет коммерческих и: иных организаций; препятствует осуществлению* их; деятельности; К тому же ст. 204: УК ЕФ’ содержит новую уголовно-правовую норму в системе уголовного законодательства; применение: которой ^вызывает трудности: при* квалификации: Это- объясняется? сложностью конструкции? указанной статьи, посредством которой 1 законодатель описывает анализируемый состав^ преступления,. содержанием квалифицирующих и особо-квалифицирующих: признаков..

Эти и другие, вопросы^ диссертационного исследования? представляют интерес.как с научнойї так.и с практическоШточек;зрения,,поскольку позволяют отграничить рассматриваемый*состав от смежных: составовшреступле-нйй; дать правовую оценку в соответствии»с. волей законодателя..

В* связи; с: вышесказанным представляется- целесообразной’ дальнейшая разработка- природы, сущности ? коммерческого — подкупа; и практики шазначе-нияшаказаний* за,его совершение, что свидетельствует об^актуальностишро-ведения-комплексного* уголовно-правового: и криминологического анализа; изучаемой проблемы;

Степень^ разработанности? темы исследования. Рассмотрению» проблем уголовное ответственности за коммерческий^ подкуп уделялось внимание в отечественной юридической литературе. Им посвящены: работы Р.. Фі Асанова, А. А. Аслаханова, Б. В. Волженкина, G. G. Витвиц-кой; А. А. Витвицкого; A. Bv ЬТапаховой; Л’.. Д; Гаухмана; A. Bi Горбуно-ва,.Є. А. Рордейчика, А. Э; Жалинского,,Н.А. Егоровой,,С ВіИзосимо- . ва, Б. В. Коробейникова, Ю: В^Кравец, Н. Ф: Кузнецовощ. Ж А. Кузнецовой,. Ну А. Лопашенко^ G. Д;. Макарова^,С. ВіМаксимова, Н!. Б. Мерни-ковой, Н; В. Полосина, Н. К. Радачинского, Є1 Н. Єарницкого,,Д. A. Ge- 4 См.: СЗ РФ. — 2008. — № 52 (часть II). — т. 6235

5 менова, П. С. Яни, И. Э. Звечаровского, Б.. В. Здравомыслова и других исследователей.

Результаты трудов* указанных авторов следует признать, важными, имеющими, высокий уровень научно-практической значимости. Вместе с тем в них не учтена- практика применения современного^ законодательства, возникающие проблемььпри квалификациифассматриваемых деяний, особенно отграничении от смежных составовлреступлений.

В этой связи і возникла- потребность в разработке теоретических аспектов и практических предложений по совершенствованию конструкции норм об уголовной ответственности за коммерческий подкуп. Существует целый ряд криминологических проблем, связанных с предупреждением* данного > преступления, не нашедших своего решениям ранее проведенных исследованиях.

Приведенные обстоятельства обусловливают актуальность и выбор темы исследования.

Объект и. предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с коммерческим подкупом.

Предметом исследования» являются нормы отечественного, и* зарубежного уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за’ коммерческий подкуп.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационнойфаботы является комплексная разработка проблемы уголовно-правовых и криминологических аспектов противодействия коммерческому подкупу, подготовка на этой базе научно обоснованных предложений по совершенствованию уголовно-правовых норм и практики их применения.

Для достижения этих целейбыли решены следующие основные задачи: проведен ретроспективный анализ законодательства об ответственности за коммерческий подкуп; осуществлено сравнительное исследование уголовно-правовых норм РФ и зарубежного законодательства; — дана, уголовно-правовая характеристика признаков преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ; разработаны правила отграничения указанного преступления от смежных деяний;: внесены предложения по совершенствованию законодательства/и практики его применения; . — выявлены особенности криминологической: характеристики коммерг ческого подкупа; -определены факторы, входящие в этиологию указанного преступления; — разработаны меры общесоциального и-, специально- криминологического предупреждения рассматриваемых преступлений.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертации составляет метод диалектического: познания сравнительно-правовых явлений, комплексно использовались методы формальнологического, а : также исторического, сравнительно-правового, сравнительного анализахтатистических данных и некоторые другие методы научного познания.

Теоретическую основу диссертации составили положения общей.тео-рии права, теории конституционного и уголовного права, криминологии, социологии, философии; психологии и других гуманитарных наук.

Нормативной основой исследования являются: Конституция РФ, УК РФ, федеральные законы, действующие и ранее действовавшие и подзаконные акты, регулирующие вопросы, связанные с коммерческим подкупом, а также иные нормативные документы.

В’ качестве эмпирической базы работы использованы как собственные конкретно-социологические исследования, так и данные других специалистов. Проведено выборочное исследование следственной и судебной практики Республики Башкортостан, Оренбургской, Самарской и Челябинской областей за 1997 -2009 гг., практика Верховного Суда РФ в данной сфере за последнее десятилетие. Изучено 198 уголовных дел, возбуж-

7 денных по фактам коммерческого подкупа, проведен опрос 238 дознавателей, следователей, судей и прокурорских работников, связанных с рассмотрением исследуемого преступления. Проанализированы материалы Центрального статистического управления России, информационных центров Республики Башкортостан, Самарской, Оренбургской и Челябинскойг областей.

Научная новизна исследования* состоит в том, что автор одним из первых в последние годы изучил проблему комплексного использованияуго-ловно-правовых и криминологических средств в борьбе с коммерческим подкупом. Проведено изучение особенностей историко-правового развития уголовного законодательства России и сравнительно-правовой анализ современного зарубежного законодательства об ответственности за коммерческий подкуп.

В авторской интерпретации представлены понятия объекта и предмета рассматриваемого преступления, отражены- особенности, характеризующие потерпевшего. Обоснованы предложения по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения. Исследованы вопросы отграничения состава рассматриваемого преступления от смежных преступлений.

С криминологических позиций в диссертации на фоне общей криминологической характеристики преступности дана характеристика коммерческого подкупа, отражены ее региональные особенности, определены, факторы, способствующие совершению данного преступления. Выработан комплекс мер, направленных на предупреждение коммерческого подкупа.

Новизна нашла отражение в положениях, выносимых на защиту.

На-защиту выносятся*следующие положения:

1. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства стран СНГ свидетельствует о том, что, наряду с коммерческим подкупом предусмотрена ответственность за незаконное получение вознаграждения служащим (ст. 225 УК Кыргызской Республики) и подкуп служащего (ст. 213 УК Республики Узбекистан), что свидетельствует о системном подходе к проти-

8 водействию коррупционным преступлениям и может быть использовано отечественным законодателем.

Несмотря, на.различие законодательных формулировок соответствующих составов, уголовное законодательство? зарубежных* государств .характеризуется, тем, что-их объективная сторона сводится к злоупотреблению-служебным положением и взяточничеству.’

2І С учетом-материалов-исследований предлагается изложить ст. 204* УК РФ«Дача коммерческого подкупа» в следующей редакции:

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или- иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущест ва, аравно, незаконное оказание ему услуг имущественного-характера, за-со вершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым, этимлицом служебным положением — наказываются штрафомв размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной-платы, илииного-дохода осужденного за.период от одного года до-двух, лет либоюграничением свободы на срок до трех лет, либо-арестом» на срок от-трех до шести, месяцев, либо лишением’ свободы 1 на срок-до трех лет. ‘

2. То же деяние,- совершенное им. за заведомо незаконные действия- (бездействия), — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3.- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организо ванной группой; б) сопряжены с вымогательством предмета’подкупа, в) в крупном размере — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере.до одного,миллиона рублей или в размере заработной платы илишного дохода осужденного за новой статьей^ 204:1^ Вїследующеш редакции: (Втатья* 204:Г ; УК РФк ; пятисот тысяч, рублей или в размере заработной^платы-или*;иного дохода:осужденного.за период от одного года до трех лет либо лишением’ свободы на срок до; семишет; с лишением- права*занимать,определенные; должности^ или заниматься; определенной деятельностью на срок до пяти лет. -,».

2. То же: деяние, совершенное им; за;заведомо 5 незаконные: действия? (бездействия),- наказывается:штрафом, в*размере от ста тысяч, до пятисот тысяч рублей или-в размере заработной платы, или иного дохода* осужденного залериод от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет.

3; Деяния, предусмотренные частями^ первой или второй настоящей статьи-если они: а) совершены группой: лицпо предварительному сговору или организо ванной группой;; б) сопряжёны с вымогательством предмета подкупа; в) в крупномразмере— наказываются; лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного: миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода’ осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности? или заниматься-определенной деятельностью на.срок до пяти-лет.

Примечание: крупным, размером- коммерческого г подкупа- признаются сумма?денег,стоимость.ценных бумаг, иногошмуществашлиі выгода имущественного «характера^ превышающие сто? пятьдесят тысяч рублей;

4;іВноситсяі предложение дополнить-УК РФ статьет20412: в.следующей редакции:

Статья 204.2 УК РФ «Посредничество в коммерческом подкупе».

Г’. Посредничество в’коммерческом подкупе — наказывается ? свободы;на-срок до: трех; лет, лиг бо арестом на срок; от трех: до* шести* месяцев,; либо«лишением», свободы на срок до^трех лет..

2. То же деяние,, совершенное-лицом?с использованиемхвоего служебного ^положения,- наказывается: штрафомш размере: от ста тысяч до трехсот тысяч рублеш илшвфазмере заработной платыj или иного дохода осужденного^зашериодют одногогода:дО’Двух.летлибЬю1раничением1Св6бодь1кНа;срок;до;трех:лет, ли бо арестом на* срок, от: трех до> шести- месяцев, либо* лишением^ свободы* на- срок до пяти, лет. .-. ‘ ‘.-.’..

5; Обосновывается целесообразность классифицировать факторы, воздействующие: на коммерческий подкуп как вид преступности, на общесоциальные и специально-криминологические; При? этом общесоциальные; факторы, влияющие на,совершение коммерческого, подкупа; предлагается классифицировать на:: 1) социальные;*2):экономические; 3)политикогправовые:

Специально-криминологические факторьь рассматриваются? как, совокупность личностных (внутренних), и социальных-(внешних) негативных явлений; детерминирующих совершение преступления; В зависимости: от свойств их проявления данные: факторы предлагается классифицировать на организационно-управленческие, личностные и виктимологические. Указанные факторы тесно связаны между собой, нередко одни вытекают из других.

6. Обосновывается целесообразность выделения общесоциальных (общих) и специальных (криминологических) мер предупреждения, коммерческого подкупа.

Под общесоциальными мерами предупреждения коммерческоп>подку-па следует понимать совокупность экономических, правовых, идеологических, организационных и иных мероприятий, направленных на оптимизацию общественных отношений, препятствующих его совершению.

Специально-криминологическое предупреждение преступлений’ рассматривается, нами как нормативно-урегулированный вид деятельности специально уполномоченных на то органов и их представителей по выявлению, нейтрализации и устранению криминогенных факторов, а также позитивному профилактическому воздействию на лиц, антиобщественное поведение которых свидетельствует о готовности совершения ими преступления* с целью его недопущения.

Теоретическая значимость диссертационного исследования выражается в том, что содержащиеся в нем>теоретические выводы и положения вносят определенный вклад в систему знаний об использовании уголовно-правовых и криминологических средств в борьбе с коммерческим подкупом.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные выводы, положения и рекомендации могут быть использованы: в правотворческой деятельности по совершенствованию уголовного закона и практики его применения; в научно-исследовательской работе по дальнейшему исследованию рассматриваемых проблем; в практической деятельности правоохранительных органов повыявлению, предупреждению и расследованию указанных преступных деяний; в учебном процессе высших юридических учебных заведений при преподавании курсов уголовного права и криминологии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-

12: практических конференциях: «Международные и национальные проблемы борьбы с. организованной преступностью» (Международная» научно-практическая* конференция; — Уфа: УЮИ! МВД РФ; 2007 г.); «Социально-политическое развитие: Российской. Федерации: в: ХЖ столетии:: состояние и прогнозы» (Республиканская* научно-практическая конференция^. — Уфа:. БашРУ, 2007); «Проблемы, защиты прав? человека; на: современном этапе, раз- вития» государства и общества»: материалы; межвузовскою научно-практической: конференции, г.. Уфа,. 6 декабря 2007 года.. — Уфа: УЮИ?MBД\ РФ, 2008); «Наказание: вопросы теории и практики»: материалы межрегиональной; научной;конференции..-Уфа: УЮИМВД:РФ, 2008); «Актуальные проблемы, права и государства: в ХХ1 г веке»: международная* научног-практическая? конференция. — Уфа: УЮИМВД РФ,- 9-10 апреля:2008; «Актуальные проблемы^ права И’ государства; в >XXI: веке»:: Международная* научно-практическая: конференция; — Уфа: УЮИМВД РФ, 9-10апреляі2009 г.; «Актуальные проблемы, государства,и общества: в области обеспечения прав и свобод человеками гражданина (посвящена 61-й годовщине со-дня принятия Всеобщей декларации; прав;и свобод человека и гражданина)»: материалы.заочной- межвузовской научно-практической конференции, г. Уфа, 30 декабря* 2009т.; «Актуальные проблемы;права.и государства,в XXI:веке»: П:Между-народная. научно-практическая, конференция; — Уфа: УЮИ? МВД РФ; 28-29 г апреля 2010 г.

На основе проведенного исследованияшодготовлены материалы, которые используются в правоприменительной деятельности Следственного управления при УВД по Кировскому району г. Уфа Республики Башкортостан,- в деятельности: Кировского районного суда г. Уфы. Значительная часть положений диссертационного исследования* внедрена в, учебный: процесс Уфимского юридического института МВД РФ; Челябинского государственного университета.

Основные положения-диссертации; отражены в шести опубликованных автором работах, общим объемом 10,75 п. л., в том числе в издании, рекомендованном ВАК.

13 Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Ретроспективный анализ развития отечественного уголовного законодательства о коммерческом подкупе

По справедливому мнению A. IVT. Яковлева: «Для того чтобы выявить определенные устойчивые характеристики, тенденции какого-либо процесса, необходимо, во-первых, наличие достаточного количества отдельных актов, из которых складывается данный процесс, и, во-вторых, он должен быть рассмотрен за достаточно длительный период»5.

Изучение уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), предполагает анализ становления и развития уголовного законодательства, его социально-правовую обусловленность. Важность- изучения этого аспекта особо актуализируется на современном этапе развития Российского государства, в том числе при совершенствовании уголовного законодательства и практики его применения. Это позволит оценивать положения, содержащиеся в тех или иных нормативных актах, с точки зрения их эффективности.

Появлению коммерческого подкупа как самостоятельного состава преступления предшествовал длительный путь развития. До этого времени российское уголовное законодательство знало лишь составы дачи-получения взятки и посредничества во взяточничестве. Не зря взяточничество рассматривалось как одно из древнейших и распространенных проявлений коррупции. «Как только появились носители власти, облеченные особыми полномочиями, так одновременно с этим появилось и взяточничество», — писал известный русский криминалист В . И. Ширяев6.

Формирование законодательства о коммерческом подкупе условно можно разделить на три периода. Первый период характеризуется началом формирования правовой базы, регулирующей возникающие в процессе развития экономических отношений проблемы и вопросы управления ими. Он начинается, по нашему мнению, с издания-Русской Правды. Ранние ее редакции (Краткая и Пространная) датировались 11—12 вв. и представляли собой результат деятельности древнерусских князей по систематизащшшрава.

Первоначально и в последующем речь шла о взяточничестве в современном значении этого слова. Его появление в России этого периода тесно» связано с традициями-общества, когда представители государственной власти материально обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства7.

В Русской Правде в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было сделано указание на размеры этого обеспечения общиной (статья 9 Пространной редакции и статья 42 Краткой-редакции)8. Даже по нынешним, меркам эти нормы были весьма1.существенными. Так, в ст. 42 Краткой редакции-академического, списка Русской Правдьг закреплялись нормы довольствия, согласно которым: «. а хлеба по кольку могуть ясти, № пшена; а кур по двое на день; коне 4 поставити и сути им на рот, колько могут зобати; а вирнику 60 гривен и 10 резан и 12 веверици, а переде гривна; или с пригоди в говение р(ы)бамии, то взятии за рыбы 7 резан; тъ всех кун 15 кун на неделю, а борошна колько могуть изъясти»9.

Несмотря на. такое обеспечение, между членами общины и государственными чиновниками возникали конфликты, рассмотрение которых возлат галось на городских старейшин, «. которые летами, разумом и честью, заслужив доверенность, могли быть судьями в делах народных»

В этот период экономические отношения развивались в сравнительно простых формах, что не требовало особой- государственной регламентации.

Дальнейшее законодательное развитие рассматриваемых преступлений находит свое отражение в Новгородской и Псковской судных грамотах., которые являются памятниками права периода феодальной раздробленности.

В ст. 4 Псковской Судной грамоты содержится запрет для князяш посадника: «А тайных посулов.не имати ншкнязю, ни посаднику»11. Предметом взятки здесь называется «тайный- посул», не раскрывая его содержание. В данном случае речь идет, по нашему мнению, о любом вознаграждении чиновнику за оказанную им по службе услугу.

«Посул» — слово, имевшее в русском языке несколько значений. Это и обещанная плата, и выкуп, и пошлина, и взятка. Толковый словарь определяет «посул» как получение должностным лицом, осуществляющим правосудие или разрешающим спор, гостинцев, поборов, взяток, подносов12. Причем посул употребляется взначении «взятка». Сочетание тайный посул в данной статье имеет, таким образом, цель усилить смысл запрета, а непротивопоста-вить тайный, запрещенный законом посул явному, вполне дозволенному13.

Новгородская Судная грамота — важнейший правовой документ Новгородской феодальной- республики. Содержание правовых документов Новгорода отражает своеобразие его общественно-политического строя, определявшееся» особенностями, прежде всего, экономического развития этого крупнейшего торгового и ремесленного центра Древней Руси.

Зарубежный опыт регламентации ответственности за коммерческийподкуп

Сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта регламентации ответственности за коммерческий! подкуп способен вооружить идеями и аргументами, которые могут быть учтены отечественным законодателем. Такой-анализ осуществляется нами с учетом положений уголовного законодательства некоторых стран Содружества- Независимых Государств (СНГ) и дальнего зарубежья.

Законодательство стран СНГ имеет много общих черт с российским уголовным законодательством. Это касается как кодификации анализируемого-законодательства, и-близости-структуры уголовных кодексов, деления их на части, а в отдельных случаях на разделы, главы и статьи, так и исторической обусловленности; До-недавнего времени1 бывшие страны СССР являлись частью одной страны, единой правовой системы, что оказало влияние на -развитие собственного уголовного законодательства, в том числе в сфере противодействия.коррупционным преступлениям.

Методологической» правовой-основой, оказавшей воздействие на формирование уголовного законодательства, является принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ 17 февраля 1996 г. Мо дельный Уголовный кодекс .

Структурно ст. 271 Модельного Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за коммерческий подкуп, расположена в разделе 11 «Преступления против собственности и порядка, осуществления-экономической деятельности», в главе 29 «Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической-деятельности».

В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 271 Модельного Уголовного кодекса коммерческий подкуп определяется как передача служащему коммер ческой или иной организации, третейскому судье, нотариусу, аудитору или адвокату денег, ценных бумаг, другого имущества либо оказание услуги имущественного характера за совершение в интересах дающего незаконного действия (бездействия)»в связи с занимаемым этими лицами положением.

В?этой норме определен, во-первых, способ совершения рассматриваемого преступления — передача и субъект его получения — служащей коммерческой или иной организации, третейский судья, нотариус, аудитор или адвокат. Во-вторых, предмет коммерческого подкупа — деньги, ценные бумаги, другое имущество либо услуги имущественного характера. В-третьих, сфера деятельности — за совершение в интересах дающего незаконного действия (бездействия) в связи с занимаемым этими лицами положением.

В качестве квалифицирующих признаков называются (ч. 2) те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Часть 3 ст. 271 Модельного кодекса предусматривает ответственность за получение служащим коммерческой или иной организации, третейским судьей, нотариусом; аудитором или адвокатом денег, ценных бумаг, другого имущества либо пользование услугой имущественного характера за совершение в интересах дающего незаконного действия (бездействия) в связи с занимаемым этими лицами положением, а равно совершенное путем вымогательства за совершение законных действий, входящих в их полномочия.

Данные деяния признаются преступлением средней тяжести. В Модельном кодексе содержится указание, во-первых, на получение указанными лицами предмета коммерческого подкупа за совершение в интересах дающего незаконного действия (бездействия). Во-вторых, вымогательство коммерческого подкупа за совершение законных-действий, входящих в их полномочия в связи с занимаемым этими лицами положением.

В примечании 1 к ст. 271 Модельного кодекса разъясняется, что служащими коммерческих и иных организаций в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие распорядительные или иные управленческие функции в коммер ческих организациях независимо от формы собственности, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления; государственными и муниципальными учреждениями:

Согласно примечанию 2. анализируемой нормы лица, виновные в совершении преступлений; предусмотренных данной статьей; освобождаются судом от наказания; если они добровольно заявили, о совершенном преступлении органу, имеющему право возбудить уголовное дело; а-получившие незаконное вознаграждение к тому же возвратили полученное или возместили его стоимость .

Это позволяет не только определить, круг субъектов получения коммерческого подкупа; но и предупредить его совершение деятельным раскаянием.

Важность содержащихся, в Модельном кодексе положений; предусматривающих ответственность за коммерческий подкуп, определяется тем, что Россия и страны СНГ относятся к государствам; в которых антикоррупционное законодательство находится на стадии развития. При этом уголовная ответственность за. отдельные деяния, предусмотренная международно-правовыми актами, пока не установлена.„Это, в, свою очередь, требует выработки эффективного механизмапротиводействия этим преступлениям на законодательном уровне.

Объект и предмет коммерческого подкупа

Потребность, в? четком: уяснении объекта, и предмета: коммерческого. подкупа: (ст. 204 УК, РФ) необходимакакстеоретической так.иг практической точки зрениям. Выяснение объекта позволяет определить сущность, рассматриваемого преступления; найти границы действия- уголовно-правовых норм;,способствует правильной-квалификации деяний, а также их отграничению от смежных составов.,

Ві науке, уголовного: права России относительно объекта: преступления существуют противоречивые выводы и суждения. Наиболее распространен ные из которых состоят в том; что объектом преступления всегда: являются-определенные общественные отношения 6. Данная? позиция:присуща советской; а позже и российской теории уголовного-права: Под объектом-преступления? принято также понимать то; на- что- посягает лицо; совершившее общественно опасное деяние,, и чему причиняется или: может быть, причинен вред в результате совершенияшреступления

Несмотряна принципиальную значимость такого рода представлений об объекте- преступления ихважность дляшравильного уяснения социальной сущности и общественной опасности любого преступного посягательства,. в? настоящее времяг предпринимаются попытки другого определения1; объекта преступления118. Так F. П: Новоселов понимает под объектом преступления отдельное лицо или множество лиц, против которых оно1 совершается119. В этом случае, по нашему мнению, происходит смешение понятий «объект преступления» и «потерпевший» от преступления. А. В. Наумов считает, что в ряде случаев, (например, убийстве) теория объекта преступления как общественного отношения «не срабатывает»120.

В своем исследовании мы будем придерживаться общепринятой позиции определения-объекта преступления как общественных отношений, охраняемых уголовным законом, на.которые посягает лицо, совершившее общественно опасное деяние. При этом общественные отношения рассматриваются нами как многообразные-связи между людьми в процессе их.совме-стной деятельности по поводу интересующих их предметов, явленишматери-ального-и нематериального мира (интереса), находящиеся под охраной уголовно-правовых норм.

Как отмечал Н. С. Таганцев; правоохраняемый интерес может входить, в юридическую сферу определенного субъекта, и тогда посягательство, на интерес будет посягательством на их субъективное право, или же известный, интерес охраняется-правовыми нормами исключительно как общественное достояние или благо независимо от принадлежности его-тому или другому субъекту

В-теории уголовного права? считается; что общественная, опасность преступления определяется значимостью (ценностью) тех общественных отношений, на которые совершено посягательство, т. е. объектом преступления122. Общественная опасность коммерческого подкупа определяется тем, что при его совершении изменяется содержание отношений между субъектами. Это ведет к дезорганизации работы-организации, нарушению правил нормальной конкуренции, к разрыву деловых связей с партнерами, к матери . ально-финансовым потерям. При этом подрывается престиж и деловая репутация организации и ее сотрудников и т. п.

Применительно к ранее существовавшему законодательству (УК РСФСР 1960 г.) широкое-распространение получило деление объектов преступления на общий, родовой и непосредственный. Это соответствовало структуре его Особенной части, которая делилась только на главы. Такая классификация-на протяжении многих лет не вызывала сомнений. Впервые она была подвергнута критике Б. С. Никифоровым,123 а позже и некоторыми другими учеными12 .

Принятие УК РФ 1996 года с делением Особенной части не только на главы, но и на разделы позволило перейти к четырехступенчатой классификации, при которой выделяется так называемый видовой, объект, соотнося-щийся с родовым как часть с целым или, иначе говоря, как вид с родом . Четырехступенчатая классификация объекта преступления наиболее оптимально подходит к структуре действующего уголовного закона и соответствует современному отношению науки уголовного права России к категоризации объектов преступного посягательства

Криминологическая характеристика коммерческого подкупа

Криминологическая характеристика любого- вида преступности начинается с выявления определенных статистических закономерностей294. Она представляет собой? описание свойств, закономерностей, факторов и последствий преступности (ее отдельного рода или вида), а также свойств личности преступника (отдельного ее типа)295. Совокупность таких свойств и данных об определенном виде (группе) преступлений либо конкретном особо опас-ном деянии используется для предупреждения преступлении .

Криминологическая характеристика коммерческого подкупа,, являясь описанием его свойств,, закономерностей, факторов, последствий, а также свойств личности преступников, их совершивших, дает общее представление о данном преступлении, позволяет определить систему мер противодействия его совершению: Прежде- чем давать криминологическую характеристику коммерческого подкупа, необходимо определить его место в общей структуре преступности, поскольку она будет подчиняться основным ее закономерностям подобно тому, как часть отражает основные характеристики целого:

При определении показателей преступности воспользуемся- предложенной С. С. Остроумовым методикой. К основным показателям преступности он относит ее состояние, структуру, динамику297. Преступность в нашей стране традиционно учитывается по трем основным параметрам: фактам преступлений; лицам, совершившим преступления; и уголовным делам, что со ставляет основу единого учета преступлений. Кроме того, истории известны периоды, когда преступность учитывалась по числу осужденных .

Криминологическая характеристика коммерческого подкупа рассматривается нами на фоне общей динамики зарегистрированной преступности в РФ (диаграмма 1) и Республики Башкортостан, что позволяет определить его место в общей структуре преступности. .

Обобщенный анализ сведений о состоянии преступности в РФ за рас-сматриваемый период свидетельствует о колебании общего числа зарегистрированных преступлений. В 1997 г. зарегистрировано 2397311 преступлений, что является определенной точкой отсчета для дальнейшего сопоставительного анализа. 134998 г. отмечен рост регистрируемой преступности до 2581940 преступлений. В абсолютном показателе рост составил 184629 преступлений, или на 7,7 % в относительном. Значительное увеличение регистрируемой преступности (на 25,2 %) отмечено в 1999 г. Такая же тенденция сохранилась и в последующем. В 2000 г. рост составил 23,1 % (+555056 преступлений), со1 значительным повышением количества регистрируемой преступности (на 23,8 %) в» 2001 г. (зарегистрировано 2968255 преступлений). Такое увеличение преступности связано, по нашему мнению, с уменьшением количества латентных преступлений.

В. 2002.г. (зарегистрировано 2526305 преступлений, что на 128994, или 5,3 % больше по отношению к 1997 г. и на 441950, или 14,8 % преступлений меньше по отношению к 2001 г.) отмечена тенденция снижения регистрируемых преступлений. Принимаемые в этот период меры общесоциального и специально-криминологического характера оказали стабилизирующее воздействие на состояние регистрируемой преступности в РФ, что свидетельствует об их «чувствительности» к правотворческой и правоприменительной деятельности и оказывает положительное воздействие на эффективность работы правоохранительных органов.

В 2003 г. количество регистрируемой преступности по сравнению с сопоставляемым периодом в абсолютном показателе увеличилось до 2756398 (+14,9%), с последующим увеличением в 2004 г. до 2893810. Это на .496499 (+20,7%) преступлений больше по отношению к 1997 г. Негативная тенденция роста зарегистрированной преступности сохранилась и в- 2005т. (зарегистрировано 3554738 преступлений, что на 1157427, или 48,2 % болыпепоют-ношеникьк 1997 г.),с последующим увеличением в-2006 г. до 3855373 преступлений. Рост количества регистрируемых преступлений шг отношению к 1997 г. составил 1458062; или (+60,8%) преступлений.

Это наиболее существенное увеличение регистрируемой преступности за весь анализируемый период, что связано с усилившимися противоречиями в экономической, социальной, политической, правовой сферах общества:

Представленные анализ регистрируемой преступности в- Российской-Федерации свидетельствует о том, что наиболее криминогенными были 1999-2001 годы. В этот период зарегистрировано наибольшее количество преступлений. Затем начиная с 2002.г. отмечено ее незначительное снижение, с последующим стабильным увеличением в 2006т., что свидетельствует об устойчивой негативной тенденции ее развития.

Принимаемые меры социально-экономического и правового характера положительно сказались на стабилизации криминогенной обстановки. Результатом этого явилось снижение в 2007 г. количества регистрируемой преступности до 3582541 преступления. Это на 272832; или 11,3 %-больше по отношению к 1997 г., с последующим уменьшением по отношению к предыдущему (2006 г.) на 272832, или на 7,0 %.

Смотрите еще:

  • Как вызвать гаи в ростове при дтп Телефонные номера ГИБДД ДЕЖУРНЫЕ ЧАСТИ При совершении ДТП 277-77-07, 249-42-78 – Ростов–на–Дону 8(86342) 714-20 – Азов 8(86350) 540-49 – Аксай 8(86354) 574-00 – Батайск ГИБДД РОСТОВСКОЙ […]
  • Заполнить декларацию 3 ндфл онлайн бесплатно Заполнить 3-НДФЛ Подавать декларацию 3-НДФЛ за 2017 год нужно в 2018 году. В декларацию 3-НДФЛ за 2017 год внесены некоторые изменения, относительно формы 2016 года. Количество листов […]
  • Я свинка адвокат Капли "Адвокат" Капли "Адвокат" ¶ От: Yma - 17 июня 2010 г. 17:24 Очень хочется узнать,с какого возраста поросятам можно капать "Адвокат".Для профилактики закапала взрослых,хочу и […]
  • Адвокат марина беликова Закрытая группа Адвокат Беликова Марина Сергеевна Информация Описание: Окончила Российский Университет Дружбы народов юридический факультет с красным дипломом, имеет ученую степень […]
  • Поправки ст 162 ук рф Поправки по ст 105 ч 2, ст 162 ч 4, ст 313 ч 1, ст 69 ч 3 Здравствуйте,мой знакомый отбывает наказание с 2004г. осужден он был в 2005г. с того времени по сегодняшний день были ли поправки […]
  • Законопроект об изменении ст 72 ук рф Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 21 июня […]
  • Р14001 смена директора ооо Заявление по форме Р14001 в 2018 году Что это такое Заявление по форме Р14001 должны подавать юридические лица, чтобы сообщить в налоговую о внесении в ЕГРЮЛ изменений, не связанных с […]
  • Халипов кратология как система наук о власти Библиография I. Монографии, учебники, учебные пособия, словари Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.:РЮИД, 1997.512с. Авторханов А. Технология власти. М.: […]
admin

Обсуждение закрыто.