Новый федеральный закон об охране окружающей среды

Новый федеральный закон об охране окружающей среды

Новый федеральный закон об охране окружающей среды

Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривают в Госдуме

На заседании Правительства РФ 22 марта 2018 года был рассмотрен и одобрен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Законопроект передан в Госдуму.

В Комитете Государственно Думы по экологии и охране окружающей среды состоялось первичное рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ», подготовленного Минприроды России во исполнение поручения Президента России по итогам заседания Госсовета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» 27 декабря 2016 года.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части совершенствования регулирования отношений при создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в рамках производственного экологического контроля.

Одновременно предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты», которыми будут установлены требования при создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в рамках проведения производственного экологического контроля, которые еще не вступили в силу.

В частности, предлагается передавать информацию о показателях выбросов, сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вместо государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.

Требование природоохранного законодательства о необходимости оснащения источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду ряда предприятий, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, системами автоматического контроля вступает в силу с 1 января 2019 года.

Законопроектом предлагается оснащать источники выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на основе программ создания систем автоматического контроля. Такая программа должна рассматриваться надзорным органом в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения, которое предприятия будут получать в период с 2019 года до 2025 года.

На заседании Комитета присутствовали представители Минприроды России, Росприроднадзора, Минпромторга, Роспотребнадзора, представители бизнеса.

Глава думского комитета Владимир Бурматов в своем выступлении отметил крайне низкий уровень подготовленности подзаконных нормативных актов, без которых невозможно нормальная реализация нового закона: «Мы понимаем, что без подзаконных актов полноценное функционирование 219-го Федерального закона просто невозможно. С 1 января 2018 года уже 300 предприятий должны были начать оборудовать свои трубы счетчиками и переходить на НДТ. Потом еще 6000 предприятий должны будут получить комплексное экологическое разрешение до 2025 года. Нам сейчас необходимо понять, как это будет происходить».

Владимир Бурматов подчеркнул, что правовое поле для реализации закона о НДТ в полном объеме пока не создано, хотя закон был принят еще в 2014 году. Нет понимания того, кто окажется в списке 300 основных загрязнителей и как будут выдаваться комплексные разрешения. К заявке на выдачу комплексного разрешения должны прилагаться расчеты технологических нормативов, проект программы производственного экологического контроля, проект программы повышения экологической эффективности. До сих пор нет актов, которые регламентируют подготовку данных документов. Имеются вопросы к технологическим показателям НДТ. Они устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды, при этом порядок утверждения таких документов и федеральные органы власти, уполномоченные утверждать такие документы, также до сих пор не определены. Без принятия этого порядка утвердить технологические показатели НДТ и обеспечить переход на технологическое нормирование не представляется возможным.

Еще в конце прошлого года многие добросовестные компании оказались под угрозой того, что с января 2018 они окажутся в патовой ситуации, из-за того, что донастройка 219-го Федерального закона не была произведена в срок, и им придется нести дополнительные расходы на демонтаж уже установленных счетчиков и на закупку и монтаж нового оборудования. Таким образом самые ответственные с точки зрения экологии предприятия могут оказаться под ударом.

О ситуации с задержкой сроков принятия подзаконных актов, тормозящих реализацию Федерального закона 219, в интервью нашему изданию уже рассказывали ранее глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов и его первый заместитель Николай Валуев.

Текст и фото: Владислав Стрекопытов

219-ФЗ закон об охране окружающей среды

Охрана окружающей среды — неотъемлемая задача каждого государства. Остро стоит проблема загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и т. д. Под охраной окружающей среды понимается принятие комплекса мер, которые призваны ограничить отрицательное влияние деятельности человека на природу. Какие изменения были внесены в общефедеральный закон №219, проанализируем далее в статье.

Изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон №219 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Госдумой 2-го июля 2014 года. Федеративный Совет одобрил нормативно-правовой акт через неделю после принятия. Свою подпись под документом Президент поставил 21 июля в том же году. Закон регламентирует повышение контролирования за оказываемым человеком влиянием на окружающую среду, устанавливает ключевые определения, а также регулирует процедуру и период оплаты штрафных санкций за нанесение ущерба экологии.

Законодательный правовой акт включает в себя 12 статей, которые внесли изменения в такие Федеральные законы, как — ФЗ-7, ФЗ-174, ФЗ-89, первую и вторую часть НК РФ, ФЗ-96, КоАП, Градостроительный Кодекс, ФЗ-294. Также были определены положения, которые лишились законной силы.

Последняя редакция об охране экологии была опубликована 3-го июля 2016 года, ее изменения и дополнения вступили в силу на следующий день. Корректировки были внесены в статью 1. В пункте 14 был исключен тринадцатый абзац.

Основные положения ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды»»

Согласно ст. 1 настоящего закона в ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» введены некоторые изменения. Были введены новые понятия и их разъяснение — показатели допустимых выбросов/сбросов, временно допустимые выбросы/сбросы, наилучшая доступная технология и т. д.

Были добавлены статьи 4.1 и 4.2, рассказывающие про загрязняющие вещества и про объекты, которые оказывают на окружающую среду неблагоприятное влияние. По закону «Об охране окружающей среды» существует 4 категории:

  • 1 категория — сильное негативное влияние на окружающую среду, где должны применяться наилучшие доступные технологии;
  • 2 — умеренное воздействие;
  • 3 — несущественное;
  • 4 — минимальное воздействие.

Был установлен новый способ расчета оплаты за нанесение вреда окружающей среде. С 01.01.2016 следующие виды выбросов подлежат оплате — загрязнение воздуха неподвижными источниками, водных объектов и распределение утильсырья производства и потребления. Подлежащие сбыту в утиль и обезвреживанию за 11 мес. с момента появления накапливающихся отходов, уплата за их размещение не взимается. Вносить денежные средства, в качестве выплат, будут ИП и юрлица, работающие на — территории России, континентальном шельфе и ОЭЗ. Только имеющие дело на объектах IV не будут нести ответственности по охране природы.

Плата, вносимая за влияние на окружающую среду, рассчитывается по формуле:

Платежная база х Ставка х Допкоэффициент = Плата за отрицательное влияние

Размер коэффициентов также прописан в законе. За сверхлимитное осуществление загрязнения формула платы следующая:

Ставка х Размер загрязнения, превышающий лимит х 5 = Плата за сверхлимитное загрязнение

Период внесения денежных средств за отрицательное влияние на окружающую среду исчисляется календарным годом. Плата вносится не позже 1 марта каждого года. За внесение неполной или несвоевременной платы юрлица и ИП будут обязаны нести ответственность и уплатить штраф.

Получение комплексного экологического разрешения будет обязательным условием с 01.01.2019, если рабочая деятельность производится на объектах I категории. Данный документ действует 7 лет и есть возможность увеличить этот срок еще на 7 лет. Документ можно получить на руки при помощи подачи заявления.

В законе оговорена обязанность предоставлять декларацию-документ о влиянии на окружающую среду. Пункт входит в силу с 01.01.2019. Данную обязанность будут нести плательщики, осуществляющие работу на объектах II категории. Представление документа допустимо раз в 7 лет, если технология осуществления деятельности не изменялась.

Разрабатывать программы по производственному экологическому контролю будут самостоятельно ИП и юрлица, ведущие деятельность на предприятиях I и II категории. Осуществление деятельности на объектах четвертой категории дает льготы ИП и организациям — плановые проверки Ростехнадзором не будут проводиться с 01.01.2019, у них отсутствует обязанность составлять программу производственного экологического контроля и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, а также производить расчет нормативов допустимых выбросов/сбросов.

Введены новые размеры штрафов:

  • за сокрытие сведений о состоянии, об источниках загрязнения окружающей среды, скрытие информации, после контроля экологии, сведений декларации и т. д. — организации заплатят 20.000 — 80.000 рублей, должностные лица — 3.000 — 6.000 рублей, гражданские лица — 500 — 1.000 рублей;
  • несоблюдение подачи письменного заявления о постановке объекта, представляющего угрозу окружающей среде, на учет — организации и ИП выплатят 30.000 — 100.000 рублей, а должностные лица — 5.000 — 20.000 рублей.

С 01.01.2019 за проведение хоздеятельности или другой работы без комплексного экоразрешения штрафы взимаются с организаций и ИП в размере — 50.000 — 100.000 рублей, а с должностных лиц — 4.000 — 10.000 рублей.

По 219-ФЗ ч. 3 ст. 11, с момента опубликования настоящего ФЗ о корректировках в ФЗ «Об охране окружающей среды» на протяжении 2-х лет занимающиеся хоздеятельностью юрлица и ИП должны поставить на госучет объекты, оказывающие отрицательное влияние на экологию.

Текст ФЗ-219

Скачать текст закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в последней редакции можно по ссылке.

Охрана окружающей среды также подвергла корректировкам вопрос оплаты госпошлины. Чтобы получить лицензию за выброс/сброс вредных веществ в воздух, следует уплатить 2.000 рублей. Размер госпошлины в 6.000 рублей предполагается за получение, перерегистрацию, увеличение срока пользования и внесение изменений в комплексное экологическое разрешение.

О достоинствах нового федерального закона об охране окружающей среды

О достоинствах нового федерального закона об охране окружающей среды
«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
М.М. БРИНЧУК

М.М. Бринчук, доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра эколого — правовых исследований Института государства и права РАН.
В процессе преподавания экологического права и ведения научных исследований широко используются положения законодательства. Как их толковать? Обращать ли внимание студентов на очевидно дефектные положения? В начале преподавательской карьеры автору, к примеру, давались предписания в одном из институтов разъяснять студентам лишь как применять то или другое положение закона. Избегая при этом критики закона. В другом случае в рукописи докторской диссертации по проблемам водного права, представленной для обсуждения, соискатель избегал давать очевидные в обществе отрицательные оценки деятельности Минводхоза. На справедливый вопрос об отсутствии объективной оценки министерства соискатель сказал, что не считает возможным критиковать государственный орган.
Поставленные вопросы носят принципиальный характер. Современные студенты должны получить всестороннюю подготовку. На занятиях перед преподавателем стоит, в частности, задача рассказать не только о достоинствах закона и иного нормативного правового акта, но и о его дефектах. Студент должен уметь толковать акт. За каждой нормой, хорошо или плохо сформулированной, стоит, с одной стороны, автор, государственный орган, их честь и слава, а с другой — общественный интерес в обеспечении благоприятного состояния окружающей среды. А наука без объективной оценки явлений в праве — не наука.
Эти вопросы остро стоят в связи с принятием Федерального закона «Об охране окружающей среды». О нем мы не можем не говорить на каждом занятии. А также применительно к каждой теме исследования. К этому закону уже пишутся комментарии.
Представляется, что в преподавании, в науке и иной относящейся к праву работе закону должна даваться объективная оценка. И не только для того, чтобы страна знала своих героев.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вызвал у специалистов однозначную общую отрицательную оценку. Сразу после принятия Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» специалисты тоже вначале роптали. Но в целом тот Закон сыграл прогрессивную роль в развитии российского экологического права.
И все-таки, разделяя вполне негативную оценку нового Закона, при преподавании экологического права и в научных исследованиях необходимо называть достоинства, которыми он обладает. Одновременно при этом важно иметь в виду, что эти достоинства носят фрагментарный и часто условный характер.
1. Так, к достоинствам Закона (весьма условным) можно отнести претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко, в сравнении с прежним Законом «Об охране окружающей природной среды», предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к прежнему Закону высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.
2. В статье 26 устанавливаются общие требования о нормировании допустимого изъятия компонентов природной среды. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно — антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Особенно важно учитывать эти положения в контексте концепции устойчивого развития.
На сегодняшний день установлены нормы допустимого изъятия (использования) природных ресурсов в земельном, водном, лесном и фаунистическом законодательстве. Но требования о таком нормировании отсутствуют в Законе РФ «О недрах». Решение о предоставлении недр в пользование, включая объемы добычи, полностью отдано на усмотрение органов исполнительной власти. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает: нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Оцениваемый Закон от имени государства хотя бы декларирует намерение нормировать в том числе изъятия недр.
3. К несомненным достоинствам нового Закона относится закрепление во многих статьях требования о внедрении наилучших существующих технологий. Так, согласно статье 36 при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.
Требование о наилучших существующих технологиях выполняет в экологическом праве весьма важную функцию. Оно служит юридическим критерием оценки современности соответствующего проекта (предприятия, электростанции, автомобиля, самолета), по которому проводится оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза и принимается решение.
4. Ввиду нелогичности установления требований о нормировании санитарных и защитных зон в главе о нормировании в области охраны окружающей природной среды в прежнем Законе достоинством нового Закона является определение требований по этим вопросам в другой главе.
К институту экологического нормирования эти санитарно — защитные и иные зоны не имеют отношения. Применительно к ним важен вопрос не нормативов, например их ширины, а правового режима. То есть, что можно делать в их пределах и чего нельзя.
5. В условиях развития рыночной экономики, введения многообразия форм собственности на созданные человеком материальные ценности и природные ресурсы важно установление требований в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества (статья 53). При приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.
Известно, что широкомасштабная практика приватизации предприятий в России осуществлялась без учета факторов охраны окружающей среды. Государство, продавая свои предприятия, экологически далеко не совершенные, перекладывало бремя ответственности за свои разнообразные недоработки по вопросам охраны природы на нового собственника.
В последние годы в России были разработаны два больших проекта по вопросам экологического права и проведен ряд научных исследований по вопросам обеспечения учета экологических требований при приватизации и национализации имущества. Можно сказать, что идеи этих проектов и научных разработок, хотя и в слишком обобщенной форме, реализованы.
6. С учетом сложной экологической ситуации во многих регионах России в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривалось создание двух видов экологически неблагополучных зон — экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации. При этом в Законе не были определены четкие критерии, разграничивающие эти два вида зон. Можно предположить, что отчасти по этой причине, а в основном по причинам материального порядка положения статей 58 и 59 прежнего Закона не были реализованы.
Сохранение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» только зон экологического бедствия можно считать вполне оправданным. Какая разница по существу — зона экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации существует в том или другом регионе? Важным является правовой режим такой территории, в рамках которого ставится и решается задача ее экологической реабилитации.
Иное дело — зона чрезвычайных ситуаций, образуемая вследствие техногенной аварии или неблагоприятного природного явления. Законодатель правильно называет этот вид зон в статье 57. Как и раньше, их режим будет определяться Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
7. Достоинство статьи 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды» тоже становится очевидным на фоне прежнего Закона. Положения об организации государственного мониторинга окружающей среды сформулированы в отдельной главе.
Закон 1991 г. отражал теоретически неверную позицию, в соответствии с которой мониторинг состояния окружающей среды представлялся как форма экологического контроля. Требования о мониторинге были установлены в разделе об экологическом контроле. И главное, в соответствии со статьей 68 экологический контроль ставил своей задачей наблюдение за состоянием окружающей среды.
Между тем экологический контроль и мониторинг — самостоятельные организационно — правовые меры, выполняющие свои функции в механизме экологического права.
8. Достоинства статьи 65 о государственном экологическом контроле важно оценивать на фоне традиционно дефектной практики организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации. Кажется, всегда в нашей стране нарушался один из основополагающих принципов организации государственного управления, касающийся недопущения совмещения в одном органе хозяйственно — эксплуатационных и контрольно — надзорных функций. В настоящее время этот принцип тоже нарушается.
Новый Закон предусматривает запрет совмещения функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
9. Регулируя в статье 75 виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, Закон называет имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Исключена материальная ответственность, предусматриваемая прежним Законом.
Позиция законодателя по этому вопросу вполне обоснована. Материальная ответственность за экологические правонарушения, применяемая в организации в соответствии с трудовым законодательством, не имеет экологических характеристик, экологического содержания. Она реализуется вследствие понесенных организацией затрат, связанных с возмещением экологического вреда по вине работника организации. Возмещение организацией экологического вреда имеет прямое отношение к экологическому праву. Применяемая при этом материальная ответственность реализуется в рамках трудовых отношений, а не экологических.
10. Названные достоинства следует, однако, принимать во внимание лишь с учетом многих существенных недостатков Федерального закона «Об охране окружающей среды» .
———————————
См.: Бринчук М.М., Дубовик О.Л. О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // Экологическое право. 2001. N 3. С. 23 — 29.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1
«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
ЗАКОН РФ от 21.02.1992 N 2395-1
«О НЕДРАХ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1994 N 68-ФЗ
«О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»
(принят ГД ФС РФ 11.11.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ
«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Экологическое право, N 3, 2002

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права

С принятием нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» потерял силу прежний Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.

Новый Закон в основном заимствовал структуру прежнего и содержит следующие главы.

Глава I. Общие положения.

Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды.

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды.

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).

Глава ХI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды.

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры.

Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Глава XVI. Заключительные положения.

Как предусмотрено в преамбуле, Закон об охране окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально – экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Учитывая в основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства носят условный характер. К ним можно отнести, в частности, претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко в сравнении с прежним Законом предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к старому Закону об охране окружающей природной среды высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.

В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона об охране окружающей среды). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.

Законом установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.

Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

Ввиду дефектов практики введения в эксплуатацию предприятий и иных объектов достоинством Закона об охране окружающей среды является установление административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды объектов (ст. 58).

В условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование ст. 53 данного Закона о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Анализируемый Закон предусматривает установление зон экологического бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались вышеназванным Законом РСФСР 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем Законе отсутствовали четкие критерии, разграничивающие эти две зоны. На практике эти положения не применялись.

Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).

Из нового Закона вполне обоснованно исключена статья о материальной ответственности за экологические правонарушения как не содержащей экологических характеристик.

В целом специалистами Закон об охране окружающей среды резко критикуется по многим основаниям[37]. В нем не отражены походы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики России в XXI столетии, а также не учтены два ряда факторов: 1) произошедшие изменения социально – политического и экономического устройства; 2) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. Он содержит множество декларативных положений. В нем не использованы современные средства юридической техники, не регулируются процессуальные отношения. Текст Закона изобилует стилистическими погрешностями.

Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права[38]. Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в развитии экологического законодательства и права создаваемый им механизм регулирования экологических отношений носит универсальный характер. Элементы этого механизма – экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование, мониторинг, контроль и некоторые другие – служат достижению целей как охраны окружающей среды в целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов.

На практике в силу дефектов он не сможет вполне реализовать свою роль.

Внесены изменения в закон об охране окружающей среды

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 декабря 2015 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на уточнение норм Федерального закона «Об охране окружающей среды» и других законодательных актов Российской Федерации, касающихся платы за негативное воздействие на окружающую среду, обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.

В соответствии с Федеральным законом плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также за хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Федеральным законом предусматривается, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты.

Устанавливается, что лица, обязанные вносить названную плату (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), вносят квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчётного периода, в размере одной четвёртой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Федеральным законом уточняются установленные Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, особенности нормирования в области обращения с отходами, требования в области обращения с отходами от использования товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, порядок уплаты экологического сбора, особенности регулирования деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Кроме того, Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О водоснабжении и водоотведении», «Об образовании в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации, а также уточняется порядок применения отдельных норм федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления» в переходный период до вступления в силу соответствующих норм.

Внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Дата подписания: 28 декабря 2017 г.
Опубликован: 31 декабря 2017 г.

Внесены следующие изменения в Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

— Исключено требование о передаче на государственную экологическую экспертизу федерального и регионального уровня проектной документации объектов, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.

— Перенесено с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года вступления в силу положений Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части:

— отнесения к объектам государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории;

— обязательного оснащения стационарных источников объектов I категории (объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий) автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: integral.ru Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Еще 5 новостей по теме «Экологическая экспертиза»

Другие новости за 09.01.2018

Экологические новости

Мероприятия

Последние сообщения

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: [email protected]

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: [email protected]

© 2004-2018 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Смотрите еще:

  • Фз 255 статья 7 жилищного кодекса Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу […]
  • Что делать если соседи всю ночь шумят Соседи шумят: ваши права и порядок действий 31 марта 2017 г. Что делать с шумными соседями? Можно ли привлечь их к ответственности? Какая существует ответственность за шум в ночное время? […]
  • Законом о защите прав потребителей вывеска Информация об изготовителе - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря […]
  • Закон о защите прав потребителей n 2300-1 от 07021992 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 […]
  • Юридическая помощь государства 7 способов получить бесплатную юридическую помощь За счет бюджета, как правило, могут получить юридическую помощь малоимущие и социально незащищенные категории граждан, перечень которых […]
  • Альфа банк звонок жалоба Альфа банк звонок жалоба Я, Сорокина А.А., имею активную кредитную карту номер 4154********8601 в Альфа-Банке, по которой в настоящее время не могу производить выплаты ввиду ухудшения […]
  • Постановление пленума ст 395 гк рф Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 февраля 2017 г. № 6 “О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О […]
  • Федеральный закон о противодействии коррупции принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes