Белов са Конституционное право россии

Белов са Конституционное право россии

Белов
Сергей
Александрович

Эксперт в области конституционного и административного права

В сферу научных интересов входят вопросы теории конституционного права, практики конституционного правосудия в России и за рубежом, соотношения конституционного и международного, конституционного и административного права, правового регулирования государственного языка, теории административных правоотношений, правового регулирования экономики, механизма издания нормативно-правовых актов
Активно ведет преподавательскую деятельность как в Российской Федерации, так и за рубежом (читал лекции в университетах Швеции, Южной Кореи, Греции, Польши, Бразилии, Финляндии)
Выступает экспертом в различных органах государственной власти Российской Федерации (Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ), осуществляет деятельность по мониторингу правоприменения в разных областях
Индивидуальный член Международной Ассоциации Конституционного Права

Аргументация правовой позиции – один из основных профессиональных навыков юриста, однако большинство специалистов конструируют аргументацию интуитивно, не отдавая себе отчета в том, какими инструментами аргументации они пользуются и как можно сделать аргументацию более эффективной.

Конституционный Суд России оказывает влияние на развитие отечественной правовой системы не меньше, чем законодатель. Правовые позиции Конституционного Суда формируют основные принципы и задают основные направления развития и нормативного регулирования, и практики правоприменения. Неудивительно, что многие решения Конституционного Суда становятся предметом не только активного обсуждения среди юристов, но и привлекают внимание всего общества.
Сергей Петрович Маврин, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, в беседе c экспертом по конституционному праву Сергеем Александровичем Беловым обсуждает актуальные вопросы практики Конституционного Суда и комментирует некоторые постановления, ставшие предметом особого внимания.

Практикум по конст праву_СПб., 2013_light

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Под редакцией С. А. Белова

УДК 342.9 ББК 67.401

БеловС. А., канд. юрид. наук, доц. — тема 1 (всоавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), темы 2-3, тема 4 (в соает. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), тема 5 (всоает. с Кудряшовой О. А.), тема 6, тема 7 (в соавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), тема 8 (в соавт. с Гриценко Е. В., Громовым А. В.). тема 9 (всоавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), темы 10-11, тема 12 (в соавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.);

Гриценко Е В., д-р юрид. наук, проф. — тема 1 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 4 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 7 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 8 <в соавт. с Беловым С. А., Громовым А. В.), тема 9 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 12 (в соавт, с Беловым С. А., Елисеевой С. В.);

ГромовА. В. — тема 8 (в соавторстве с Беловым С. А., Гриценко Е. В.);

Елисеева С. В. — тема 1 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 4 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 7 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 9 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 12 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.);

Кудряшова О. А. — тема 5 (в соавторстве с Беловым С. А.)

Авторский коллектив благодарит за помощь, оказанную при подготовке практикума, Кучерявцева Д.А., Четайкину С.А.,

а также всех студентов юридического факультета СПбГУ, занятия с которыми послужили стимулом и важным подспорьем при работе над практикумом.

С. В. Васильева .кандидат юридических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»’ (НИУ ВШЭ);

Е. В. Тарибо , кандидат юридических наук, начальник Управления конституционных основ публичного права Секретариата Конституционного Суда РФ

Конституционное право: Практикум / Под ред. С. А. Белова —

А28 СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2013. — 108 с.

Практикум представляет собой учебное пособие по курсу «Конституционное право». В практикуме представлены учебные задания в виде задач-казу- сов, а также заданий по системному толкованию и сопоставлению правовых норм, по изучению и подготовке для обсуждения в аудитории решений Конституционного Суда РФ, научных статей и глав из книг. Кроме того, к каждой из 12 тем, разбитых на 4 модуля, приведен список рекомендуемой литературы и вопросов для изучения.

Практикум ориентирован на освоение как общей теории и доктрины конституционного права, так и проблем реализации конституционных принципов и норм в Российской Федерации.

Рекомендуется для проведения практических занятий по курсам «Общее конституционное право», «Конституционное право России» и смежным дисциплинам в высших учебных заведениях, реализующих образовательные программы по юридическим специальностям.

© Коллектив авторов, 2013

Методические рекомендации по работе с практикумом

Методические рекомендации по решению задач

Методические рекомендации по выполнению заданий на сопостав-

ление положений нормативных источников

Методические рекомендации по подготовке хрестоматийных мате-

риалов для обсуждения в аудитории

Модуль I. Общая характеристика и принципы конституционного

Тема 1. Конституционное право в правовой системе

Тема 2. Основы теории конституции

Тема 3. История и особенности конституционного развития России

Тема 4. принципы конституционного государства

Модуль II. Конституционно-правовой статус человека

Тема 5. Принципы правового регулирования и реализации прав

и свобод человека и гражданина

Тема 6. Институт гражданства и правовое положение иностранцев.

Модуль III. Конституционные механизмы народовластия

Тема 7. Правовое положение политических партий и других общест-

Тема 8. Непосредственная демократия. Свободные выборы как форма

народовластия и способ формирования органов власти.

Модуль IV. Основы организации государственной власти.

Организация государственной власти в РФ

Тема 9. Форма государственного устройства. Территориальная орга-

низация государственной власти в России

Тема 10. Институт главы государства. Конституционные основы ор-

ганизации исполнительной власти

Тема 11. Законодательная власть. Конституционно-правовой статус

законодательных (представительных) органов власти в РФ

Тема 12. Судебная охрана Конституции

Цель предлагаемого читателю Практикума по конституционному праву — помочь преподавателю учить, а студентам — учиться. Его задача — дать возможность в рамках курса конституционного права освоить не только теорию, но и механизм практического применения конституционно-право- вых норм.

Задачи сформулированы таким образом, что в большинстве случаев либо нет «правильного^ решения, а есть лишь возможные варианты (атакое на практике случается довольно часто, ведь в умении решать подобные проблемы состоит профессионализм юриста), либо решение, напротив, более

или менее очевидно. И в том, и в другом случае важен метод решения проблемы: в первую очередь ценен не окончательный результат, а способ его достижения. Самое важное — научиться обосновывать свою точку зрения, защищать свою позицию перед оппонентами, предугадывать возможные контраргументы. Для этого иногда необходимо поменять роль, мотивировать различные, порой полярные решения одной и той же проблемы.

При решении задач могут возникать самые разные затруднения. Например, в том случае, если есть норма, которая легка для понимания, необходимо лишь найти зту норму и дать ей правильное толкование. Если нормы нет (отсутствует в законе, похожих ситуаций не знает судебная практика и т. д.), то необходимо решать задачу на основе общих принципов права, путем системного толкования общих норм и т. д.

Ответы на задачи бесполезно искать в учебнике. Их там нет. Однако при решении задач учебник может пригодиться как справочный материал и как образец изложения правовой логики. Для того чтобы решить задачу, следует искать аналогии в решениях Конституционного Суда РФ, практике других судов, в специальной литературе. Учение — это активный процесс.

Задачи не охватывают всех вопросов, освещаемых в лекционном курсе. Решение задач — не проверка широты знаний, а проверка умения их применять, проверка глубины освоения теории на практических примерах.

Успехов в учебе!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРАКТИКУМОМ

Задачи и учебные задания практикума ориентированы на программу курса «Конституционное право», изучаемого студентами бакалавриата на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета с 2010 г. Особенностью этой программы стало совмещение в рамках одной дисциплины конституционного права России и общего конституционного права — сравнительного изучения общей теории конституционного права и отдельных конституционно-правовых институтов. Характеристика принципов и отдельных институтов конституционного права России дает-

ся в сравнительном аспекте, т. е. в сопоставлении с мировыми моделями конституционно-правового регулирования. Тем не менее многие задачи

и все учебные задания, направленные на системное толкование правовых норм, предполагают решение их в рамках российской Конституции и законодательства ввиду сложностей доступа к полному массиву источников

конституционного права зарубежных государств. При решении задач

и выполнении учебных заданий необходимо по возможности сопоставлять

зарубежные и отечественные подходы к решению поставленных проблем, аргументировать свои выводы ссылками не только на российские, но и на иностранные конституции, законодательные акты, судебную практику и отдельные прецеденты, а также мнения авторитетных зарубежных ученых, поскольку большинство поставленных конституционно-правовых проблем характерны не только для Российской Федерации.

Другой особенностью Практикума стало использование интерактивных методов усвоения учебного материала. Помимо общих положений теории,

которые должны усваиваться в рамках лекционных занятий, при изучении конституционного права необходимо обязательное самостоятельное про-

чтение хрестоматийных источников (научных статей, наиболее значимых решений Конституционного Суда РФ), указанных в разделе «Учебные за-

дания». Эти материалы затем должны обсуждаться на аудиторных занятиях.

Кроме задач, которые составляют основной учебный материал, исполь-

зуется и другой тип учебных заданий — сопоставление двух или нескольких положений одного или разных нормативных источников, требующее их

системного истолкования. Как правило, подбор требующих анализа нормативных положений указывает на какую-то конституционно-правовую проблему, некоторые из них ранее уже были предметом рассмотрения судов, другие — еще нет. Если поставленная проблема уже решалась су-

дами, недостаточно воспроизведения или повторения уже состоявшегося

решения — необходимы поиск собственных аргументов и собственная

структура обоснования выводов, анализ ранее вынесенных решений.

В практикуме сознательно не приводится список нормативных актов — во-первых, это превращало бы практикум в программу курса, во-вторых,

потребовалось бы ежегодное переиздание практикума ввиду постоянных

изменений в законодательстве. Подбор тех правовых актов, которые подлежат применению, остается частью решения задачи.

В материалах каждой темы приводится литература, при подборе которой авторы ставили перед собой задачи, с одной стороны, указать такие работы, которые затрагивают самые принципиальные проблемы консти-

туционного права, и, с другой стороны, не сильно перегружать студентов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

В конце каждой задачи, как правило, сформулированы вопросы, которые должны послужить Вам ориентиром для решения задачи. Ваше решение,

однако, не должно сводиться лишь к абстрактному ответу на эти вопросы. Вопросы указывают общее направление, в котором следует двигаться, круг тех проблем, которые надлежит затронуть в контексте описанной в задаче

ситуации, какие из изложенных в условии фактических обстоятельств необходимо принимать во внимание, а какие можно игнорировать.

Решение любой задачи должно быть максимально похожим на судебное решение, по возможности содержать описательную часть (где на основе условия задачи излагаются фактические обстоятельства и основная

правовая проблема), мотивировочную часть (где приводится аргументация решения) и резолютивную часть (где формулируется итоговый вывод). Принципиально неверно вместо решения предлагать передать спор на рассмотрение суда — фактически это означает отсутствие необходимого правового решения.

Ряд задач предполагает оценку возможных способов правовой защиты и разрешения возникшего конфликта. В этом случае надлежит дать ответ на вопрос, в какой суд может обратиться субъект, средствами какого судопроизводства может быть разрешен конфликт, какие условия должны

быть при этом соблюдены.

Первый этап решения задачи — определить и сформулировать суть поставленной в задаче проблемы. Проблема может быть связана с несовершенством правового регулирования, не учитывающего какие-то

определенные ситуации, требующие правового решения, с наличием

противоречий в действующих правовых актах. Проблема может состоять также в конфликте правовых позиций судов или содержания нормативных

актов, возможности двойственного толкования нормативных положений или юридической необоснованности требований, обращенных к суду при

их внешней убедительности.

Второй этап решения задачи — подготовить план обоснования позиции, последовательность рассмотрения разных аспектов обозначенной

проблемы, выстроить взаимосвязанную логику рассуждений, где отдельные тезисы опираются на предшествующие аргументы и вытекают из них, а общий ход обоснования приводит к необходимому решению.

При решении задач-казусов необходимо выявить и дать оценку аргументам сторон, сопоставить эти аргументы, указав, какие из них можно считать убедительными, а какие нет и почему, предложить собственную

аргументацию итогового вывода (решения). Аргументация должна быть построена с учетом необходимости собрать максимальное количество аргументов в защиту собственного решения и одновременно опровергнуть

любые противоположные доводы.

Если в задаче можно обнаружить различные варианты решения проблемы, необходимо обозначить эти варианты, однако выбрать один, наиболее

убедительный, приведя доводы в пользу собственного вывода и против остальных вариантов. Не следует пытаться обосновывать все возможные варианты решения.

В обоснование каждого тезиса рекомендуется использовать материал

(а) нормативного регулирования (конституции, международные акты, действующее законодательство);

(б) правовой доктрины (мнения ученых и практиков относительно правовой природы анализируемых отношений, принципов и целей правового регулирования);

(в) практики толкования и применения нормативных положений в решениях конституционных и высших судов России и зарубежных стран,

Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции или

Однако перечисленные материалы должны быть использованы как обоснование собственной позиции, а не вместо нее. Ссылки даже на самые

авторитетные решения не заменят необходимости изложения собственной

позиции. Именно свои рассуждения должны представлять основное содержание текста решения задачи.

Необходимо не только определить источники, подлежащие приме-

нению в поставленной ситуации, но и обосновать применимость именно

данных правил с учетом характера и природы складывающихся правоотношений. Если Вы ссылаетесь на судебное решение, решавшее похожую проблему, Вы должны объяснить, почему Вы считаете этот прецедент

пригодным для ссылки на него.

Третий этап решения задачи состоит в формулировании итогового вывода по задаче. Завершая изложение собственной аргументации, необходимо прийти к общему выводу, сформулировать позицию в одном или двух предложениях, подытожив предшествующие рассуждения. Вывод должен быть явным и очевидным образом основываться на приведенных ранее аргументах.

По завершении решения задачи рекомендуется проверить текст решения,

удостовериться, что заданные вопросы получили ответ в контексте выявлен-

ной проблемы, а сделанные выводы достаточно логичны и обоснованы, все

необходимые источники по поставленной проблеме приведены в решении.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приступая к решению этого типа заданий, не следует ограничиваться простым формальным сопоставлением нормативных актов по их юридической силе. Необходимо определить смысл и юридическое содержание

приведенных в условии нормативных положений, объем толкования

каждого положения, прибегнув к известным и доступным Вам способам толкования (историческому, системному, грамматическому, сравнитель- но-правовому, соотнесению с основными принципами, учету практики применения и т. д.).

Можно выделить два основных этапа выполнения задания данного типа. Первый этап заключается в уяснении проблемы соотношения при-

веденных норм (выявление коллизии).

В первую очередь следует определить и сопоставить приведенные нормы по предмету регулирования, т. е. выявить содержание приведенных норм. Выявление содержания норм должно осуществляться не изолированно, а в общем контексте правового регулирования. С самого начала необходимо учитывать содержание других нормативных положений, выявлять область, в которых эти положения могут пересекаться или как-то затрагивать смысл друг друга (выявление коллизионной сферы).

Затем нужно выявить, в какой части приведенные положения с учетом

предложенного толкования входят в возможное противоречие друг с другом по смыслу и юридическому содержанию.

Второй этап предполагает разрешение коллизии, которое состоит в уяснении допустимости или недопустимости «сосуществования» приведенных норм в результате конституционного истолкования их соотношения.

Результатом решения этого типа заданий должен быть вывод о том,

совместимы ли нормы друг с другом либо нет, является ли конфликт их содержания подлинным или кажущимся (не подтверждающимся при более

глубоком анализе). Второму варианту следует по возможности отдавать предпочтение, поскольку большинство коллизий разрешается и нормы согласовываются друг с другом в результате применения правил толкования норм в их взаимосвязи с учетом презумпций конституционности законов и внутренней согласованности системы нормативно-правовых актов. Однако такое толкование должно быть выявлено и убедительно обосновано.

В случае обнаружения противоречия (коллизии) следует выбрать ту норму, которая должна иметь приоритет, и привести аргументы в обоснование этого решения. Следует предложить решение КОЛЛИЗИИ путем обоснования приоритета той нормы, которая в большей степени соответствует общим принципам права или общим принципам данной отрасли.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ХРЕСТОМАТИЙНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

При подготовке приведенных в учебных заданиях материалов для

обсуждения в аудитории необходимо внимательно прочитать соответству-

ющие материалы и проанализировать их содержание. Необходимо сфор-

мулировать основные (ключевые) тезисы автора или содержание правовой

позиции суда, выявить сильные и слабые стороны использованной аргу-

ментации, обозначить тезисы, с которыми можно согласиться и которые вызывают возражения. Эти возражения должны обосновываться ссылками на другие научные источники, законодательство или судебную практику.

МОДУЛЬ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Понятие конституционного права. Особенности конституционного права в правовых системах стран мира.

Характеристика конституционного права как отрасли права в рамках российской научной традиции: предмет и метод, особенности конститу-

ционно-правовых норм и отношений. Система отрасли конституционного права. Место конституционного права в системе российского права.

Источники конституционного права. Соотношение конституционного и международного (а также наднационального) права. Особенности источников конституционного права в РФ.

1. ЕллинекГ. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 155-194.

2. КокотовА. Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. № 1. С. 15^22.

3. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права М., 2001.

4. Лазаревский Н. И. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1917.

ООО «Лопух» и ЗАО «Тромбон» получили от Правительства СанктПетербурга разрешение на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт-Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Правительство города представление о нарушении Устава СанктПетербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности. Исключением может быть использование герба и гимна государственными учреждениями и унитарными предприятиями в случаях и порядке, установленных Губернатором Санкт-Петербурга на основании Закона Санкт-Петербурга «О детальном описании символов Санкт-Петербурга и порядке их использования».

Одновременно против ЗАО «Тромбон» и Правительства Санкт-

Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета «Медный всадник» выступали его наследники

Тест по праву на тему «Конституционное право» (10 класс)

Конституционное право России — Тест

1. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…

А) 13 декабря 1992 года;

Б) 12 декабря 1993 года;

В) 12 декабря 1992 года.

2. Федеральное собрание Российской Федерации является…

А) представительным органом;

Б) представительным и законодательным органом;

В) исполнительным органом.

3. Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ?

4. Президент РФ избирается на срок…

5. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации:

А) более двух сроков подряд

Б) более трех сроков подряд;

В) более четырех сроков подряд.

6. Президент Российской Федерации вправе издавать следующие акты:

А) указы и постановления;

Б) указы и распоряжения;

В) постановления и распоряжения.

7. Право законодательной инициативы принадлежит:

А) Совету Федерации

Б) Членам Совета Федерации

В) Правительству РФ

Г) Министерствам РФ

Д) Депутатам Государственной Думы

8. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации:

А) достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах.

Б) достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В) достигший 23 года и имеющий право участвовать в выборах.

9. Может ли депутат Государственной Думы быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления?

10. К какой избирательной системе может относится квотное определение результатов голосования

а) мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства

б) непропорциональным избирательным системам

в) пропорциональной избирательной системе

г) мажоритарной избирательной системе относительного большинства

11. Законопроекты вносятся в …

А) Совет Федерации;

Б) Государственную Думу.

12. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам…

А) наиболее важным вопросам, круг которых определяется Государственной Думой РФ;

Б) не нашли отражения в Конституции РФ;

В) предусмотренным Конституцией РФ.

13. Председатель Правительства Российской Федерации назначается…

А) Правительством РФ с согласия Государственной Думы;

Б) Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

14. Регистрация избирателей по месту голосования осуществляется

а) руководителем дипломатического представительства (за рубежом)

б) главой муниципального образования

в) специальным лицом уполномоченным органом местного самоуправления

г) командиров воинской части (для военнослужащих)

д) участковой избирательной комиссией

15. Центральная избирательная комиссия формируется

а) посредством выборов избирателями

в) Президентом РФ

г) Советом Федерации РФ

д) политическими партиями, имеющими фракции в Госдуме РФ

е) назначается по частям Президентом, Советом Федерации, Госдумой

ж) Правительством РФ

16. Закончите фразу.

Избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения – это ______________________________________________________________.

17. Активное избирательное право – это:

а) право быть избранным в орган государственной власти;

б) право руководить избирательной кампанией;

в) право избирать в орган государственной власти;

г) право участвовать в избирательной кампании в качестве наблюдателя;

д) право освещать ход и итоги голосования.

18. Напишите принципы органов государственной власти: __________________________________________________

Между учениками 9-го класса Метелкиным и Баранкиным разгорелся спор. Метелкин утверждал, что Президент России может отправить в отставку Председателя Правительства и вместе с ним уходит в отставку само Правительство РФ. Баранкин же считал, что отставка Председателя Правительства не влечет автоматической отставки самого Правительства, поскольку Председатель только возглавляет этот орган, в него входят еще много министров, которые несут самостоятельную ответственность за министерство, которым они руководят.

Кто прав в споре?

К какому нормативному правовому акту нужно обратиться для разрешения спора?

Возможно ли, по Вашему мнению, освобождение от должности отдельных федеральных министров без отставки Правительства РФ?

Кафедра конституционного права имени Н.В.Витрука

Кафедра конституционного права была образована в Российской академии правосудия 5 января 2000 года. За это время здесь сложились свои традиции, сформировался собственный оригинальный подход к изучению проблем конституционного права, муниципального права, конституционного правосудия, конституционного права зарубежных стран и т.д..

Первым заведующим кафедрой конституционного права стал известный государственный деятель, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного Суда РФ Гадис Абдуллаевич Гаджиев. Он известен, прежде всего, как исследователь различных вопросов онтологии права, конституционной экономики, конституционного правосудия, конституционных основ юридической ответственности, толкования Конституции, конституционных ценностей, российской судебной системы.

В 2005 году кафедру конституционного права возглавил Николай Васильевич Витрук — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ в отставке, известный в России и за рубежом ученый, педагог, исследователь проблем конституционного права и конституционного правосудия.

Николай Васильевич был талантливым педагогом и блестящим лектором. Его лекции на факультете повышения квалификации судей и юридическом факультете всегда высоко оценивались слушателями, оказывая позитивное влияние на формирование их конституционно-правового мировоззрения.

Разносторонние интересы Н.В. Витрука не ограничивались только вопросами юридической науки. Он занимался литературоведческой, культурологической и благотворительной деятельностью.

В должности заведующего кафедрой конституционного права РГУП Николай Васильевич проработал до последних своих дней. Огромный вклад выдающегося ученого-практика в развитие юридической науки, успешное руководство кафедрой, его компетентность и профессионализм не остались незамеченными. С 9 октября 2012 года кафедре конституционного права присвоено имя Н.В. Витрука.

В сентябре 2012 года кафедру возглавил доктор юридических наук, профессор Владимир Евгеньевич Сафонов. Его научные интересы связаны с исследованием судебного конституционного контроля в России и зарубежных странах, конституционно-правовых проблем федерализма в государственном строе России. Научные труды В.Е. Сафонова посвящены также различным аспектам самостоятельности и независимости судебной власти РФ, роли судебной власти в механизме обеспечения территориальной целостности России и зарубежных государств, международным и конституционно-правовым аспектам государственного единства и территориальной целостности в судебных решениях, правовому статусу «непризнанных» государств в современном мире и другим проблемам.

С марта 2017 года и по настоящее время заведующим кафедрой конституционного права им. Н.В. Витрука является Виктор Николаевич Корнев – доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, проректор по научной работе РГУП.

Заместителем заведующего кафедрой по учебной и воспитательной работе является Белова Марина Анатольевна, заместителем заведующего кафедрой по научной работе является Попова Светлана Павловна.

На кафедре создан сплоченный стабильный коллектив. В настоящее время в составе кафедры семь докторов юридических наук — Е.И. Колюшин, В.Н. Корнев, С.Г. Павликов, А.Н. Писарев, В.Е. Сафонов, В.Н. Сафонов, И.А. Умнова (Конюхова), и двенадцать кандидатов юридических наук — И.А. Алешкова, Е.И. Волкова, И.А. Дудко, О.Н. Кряжкова, Ю.К. Макеева, М.А. Мещерякова, О.Х. Молокаева, Н.А. Марокко, В.Г. Румянцева, С.В. Сабаева, Н.М. Сизикова, Е.А. Хапсирокова, пятеро преподавателей кафедры работают над подготовкой диссертационных исследований – М.А. Белова, Т.В. Казакова, Д.В. Копин, С.П. Попова, А.С. Стальнова.

Кафедра обеспечивает преподавание дисциплин федерального и регионального компонентов федеральных государственных образовательных стандартов (Конституционное право, Конституционное правосудие), а также дисциплин по выбору студентов (Муниципальное право, Конституционное право зарубежных стран, Конституционные основы судебной власти, Избирательное право и др.). Сотрудники кафедры, развивая идеи Н.В. Витрука, одни из первых организовали в учебном процессе преподавание по дисциплине «Конституционные основы судебной власти».

Большое внимание кафедра уделяет вопросу самостоятельной работы студентов, особенно самостоятельной работе студентов, обучающихся по заочной форме обучения.

На кафедре разработаны учебные и учебно-методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры, которые направлены на расширение и углубление практических знаний и умений по дисциплинам. В их числе: Практикум по дисциплине (модулю): Конституционное право РФ. Конституционное право зарубежных стран. Муниципальное право. Конституционный судебный процесс.М., РГУП. 2016 (авторы –И.А. Алешкова, И.А. Дудко, О.Н. Кряжкова, Н.А. Марокко, М.А. Мещерякова, Ю.К. Макеева, О.Х. Молокаева, С.П. Попова, Н.М. Сизикова, И.А. Умнова (Конюхова), Е.А. Хапсирокова); Практикум для бакалавров по конституционному праву. М., РГУП. 2016 (авторы – И.А. Алешкова, И.А. Дудко, О.Н. Кряжкова, Н.А. Марокко, М.А. Мещерякова, Ю.К. Макеева, О.Х. Молокаева, С.П. Попова, А.Н. Писарев, С.В. Сабаева, В.Е. Сафонов, Н.М. Сизикова, А.С. Стальнова, И.А. Умнова, Е.А. Хапсирокова); Умнова И.А., Алешкова И.А. Применение российскими судами конституционных норм, регулирующих права и свободы человека в Российской Федерации: на основе обзора практики высших федеральных судов. М., РГУП , 2016; Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации. М. РГУП, 2016; Сизикова Т.М., Кашанина Т.В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Умнова И.А. Алешкова И.А. Конституционное право Российской Федерации в 2-х томах. М.,2016. Юрайт; Актуальные проблемы развития конституционно-правовых основ судебной власти в государствах постсоветского пространства: Сборник статей / Под ред. И.А. Умновой (Конюховой). — М.: РГУП, 2017; Павликов С.Г. Власть в правовом государстве. М.: Из-во ИНФРА-М,2016; Павликов С.Г. Применение международного финансового права в Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2016; Алешкова И.А. Применение конституционных предписаний судами в Российской Федерации: интегративный подход: Монография. – М.: РГУП, 2017; Актуальные проблемы развития конституционно-правовых основ судебной власти в государствах постсоветского пространства / Под ред. И.А. Умновой (Конюховой). М., РГУП, 2017; Писарев А.Н. Формы взаимодействия государства и гражданского общества. Учебное пособие для магистров.РГУП. 2017 г.; Овчинников И.И. Писарев А.Н. Муниципальное право. Учебник и практикум для бакалавров. Гриф УМО. Юрайт. М., 2017 г.; Писарев А.Н. Конституционные основы системы органов публичной власти в РФ.Учебное пособие для магистров. М., 2017г., Писарев А.Н. Конституционно-правовые основы системы органов публичной власти в Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: РГУП, 2018. — 300 с., Павликов С.Г. Конституционное право. Рекомендовано Экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебного пособия для направлений бакалавриата «Экономика» и «Юриспруденция» М.: КНОРУС, 2018. 236 с. и др.

Традиционно преподаватели кафедры совместно с отделом конституционно-правовых исследований организовывают и проводят «Открытые встречи» с выдающимися учеными и практиками современности для студентов. В рамках таких мероприятий состоялись встречи с судьей Верховного Суда РФ, д.ю.н., профессором – В.И. Анишиной, заведующим кафедрой конституционного и муниципального права МГУ, д.ю.н., профессором, Заслуженным юристом РФ, Заслуженным деятелем науки РФ – С.А. Авакьяном, c главным научным сотрудником ИГиП РАН, д.ю.н., профессором, Заслуженным юристом РФ, Заслуженным деятелем науки РФ —В.Е. Чиркиным, судьей Конституционного Суда РФ в отставке, д.ю.н., профессором, Заслуженным юристом РФ, Заслуженным деятелем науки РФ членом-корреспондентом РАН- М.И. Клеандровым.

Преподаватели И.А. Дудко и О.Н. Кряжкова принимают участие в организации и проведении для студентов «Модели Конституционного Суда Российской Федерации».

Также кафедра традиционно проводит Учебно-методические семинары, в которых принимают участие преподаватели ведущих ВУЗов страны. Кроме того, традицией на кафедре стало проведение ежегодных студенческих круглых столов по актуальным проблемам конституционного права, организуемым в рамках дня кафедры.

Доброй традицией стало ежегодное проведение профессорско-преподавательским составом кафедры и отделом конституционно-правовых исследований круглого стола со студентами ФГБОУ ВО РГУП на тему «Актуальные проблемы муниципального права».

Важнейшим направлением в совершенствовании общепрофессиональной подготовки студентов является внедрение активных форм и методов обучения, с применением технических средств в процессе обучения и контроля знаний студентов. В работе по организации учебного процесса кафедра уделяет особое внимание качеству аудиторных занятий (лекций, семинарских и практических занятий), соблюдению логической последовательности в изучении разделов и тем учебных курсов. Внедряются новые формы организации учебного процесса и методики обучения, применяются современные технологии с использованием технических средств обучения:

— решение практических задач, кейсов с использованием формы учебного судебного процесса (конституционное правосудие);

— проведение деловых игр (конституционное право, конституционное право зарубежных стран, муниципальное право, конституционное правосудие);

— решение ситуационных задач (конституционное право, муниципальное право, конституционное право зарубежных стран, конституционное правосудие);

— организация спецсеминаров по отдельным темам (избирательное право, конституционные основы судебной власти);

— метод «малых групп» (конституционное право, конституционное право зарубежных стран);

— проведение коллоквиумов (муниципальное право, конституционное право и др.).

Целенаправленное расширение применения технических средств позволяет кафедре перейти на качественно новый уровень преподавания учебных дисциплин и повысить качество подготовки специалистов. В учебном процессе применяются современные образовательные технологии высокого уровня качества: контрольно-обучающая программа для проведения тестирования уровня знаний студентов в ходе рубежного и итогового контроля с получением оценочных ведомостей в автоматическом режиме.

Кафедра осуществляет руководство магистерской программой «Юридическая деятельность в органах государственной и муниципальной власти». Для магистрантов преподаватели читают лекции и проводят практические занятия по дисциплинам: «Актуальные проблемы реализации и применения Конституции Российской Федерации», «Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»; «Нормотворческий процесс»; «Избирательное право»; «Правовой статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Структура и организация работы органов местного самоуправления» и другие.

Преподаватели кафедры также активно участвуют в приемных кампаниях Университета. Так, при непосредственном участии кафедры конституционного права с 2009 г. проводится межрегиональная Олимпиада по праву «ФЕМИДА», организуемая Верховным Судом РФ и Российским государственным университетом правосудия. В 2016-2017 учебном году И.А. Дудко, О.Н. Кряжкова являлись членами методической комиссии и жюри Олимпиады. Кафедра участвует в подготовке и проведении Олимпиады на всех стадиях – разрабатывает тематику для написания работ первого этапа Олимпиады, задания для второго этапа, критерии оценки для всех этапов, участвует в оценке письменных работ абитуриентов, работе методической комиссии. И.А. Дудко является председателем ПЭК по «Основам государства и права».

Одним из основных направлений работы кафедры конституционного права имени Н.В. Витрука Российского государственного университета правосудия является проведение лекций:

— в Верховном Суде Российской Федерации.

— на факультете повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента (ФПК судей и госслужащих судов общей юрисдикции);

— на факультете повышения квалификации федеральных судей, рассматривающих экономические споры, и профессиональной переподготовки судей, впервые назначенных на должности федеральных судей (ФПКиПП).

Кафедрой конституционного права имени Н.В. Витрука осуществляется проведение лекций на следующие темы: «Актуальные проблемы применения Конституции Российской Федерации», «Конституционные основы судебной власти», «Правовой статус государственного гражданского служащего в решениях Конституционного Суда Российской Федерации» (И.А. Алешкова); «Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в судебной практике по гражданским и административным делам» (И.А. Дудко,О.Н. Кряжкова).

Ежегодно 12 декабря кафедра организует и проводит «День кафедры» и викторину по конституционному праву со студентами Университета. Кроме того, традицией на кафедре стало проведение ежегодных студенческих круглых столов по актуальным проблемам конституционного права, организуемых в рамках дня кафедры.

Приоритетными направлениями научных исследований кафедры являются:

актуальные проблемы правового статуса личности;

— конституционные основы судебной власти;

— актуальные проблемы муниципального права.

Под научным руководством профессоров кафедры с 2004 по 2017 годы по специальности 12.00.02 было защищено сорок кандидатских диссертаций.

Преподаватели кафедры осуществляют подготовку аспирантов и студентов к научным конференциям, круглым столам и пр.

Также ежегодно преподаватели кафедры участвуют в подготовке команды Университета для Конкурса по конституционному правосудию среди студенческих команд высших юридических учебных заведений (юридических факультетов) Российской Федерации «Хрустальная Фемида», который проводится с 2011 года. Команда Университета дважды (в 2012 и 2016 годах) выходила в полуфинальные раунды Конкурса, где соревнование проводится между лучшими командами в форме устных выступлений. В 2016 г. команда под руководством тренеров О.Н. Кряжковой и И.А. Дудко получила призы в номинациях «За лучший процессуальный документ (жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации)» и «За лучшее юридическое письмо». В 2018 году собрана новая команда для участия студентов в этом Конкурсе по конституционному правосудию среди студенческих команд высших юридических учебных заведений (юридических факультетов) Российской Федерации «Хрустальная Фемида» под руководством доцента кафедры конституционного права имени Н.В.Витрука, к.ю.н., доцента Алешковой И.А. и преподавателя кафедры Стальновой А.С.

От кафедры традиционно направляются для участия во всероссийских, международных конференциях и олимпиадах студенты и аспиранты кафедры, которые становятся лауреатами данных мероприятий. Научные достижения студентов и аспирантов публикуются в сборниках статей по итогам проведенных конференций Журнал «Фемида.Science».

Преподаватели кафедры принимают активное участие в научной работе со студентами. На кафедре организованы и успешно работают 2 научных кружка – по конституционному и муниципальному праву (руководители – к.ю.н. М.А. Мещерякова, к.ю.н. Алешкова И.А., к.ю.н. О.Х. Молокаева) и по конституционному правосудию (руководители – к.ю.н. О.Н. Кряжкова и к.ю.н. И.А. Дудко). На кружках обсуждаются актуальные проблемы конституционного, муниципального права и конституционного правосудия России и зарубежных стран.

В рамках Ежегодной научной конференции студентов «Право и суд в современном мире» действует секция «Конституционное право; муниципальное право; конституционное правосудие». Преподаватели кафедры участвуют в их проведении как руководители секций.

Традиционно раз в пять лет кафедра организует и проводит научную конференцию «Верность Конституции», посвященную памяти Н.В. Витрука.

Также профессоры и преподаватели кафедры активно участвуют в организации и проведении научных и научно-практических международных и всероссийских конференций. В их числе за 2016-2017 г.:

1. Международная научно-практическая конференция «Верность Конституции», посвященная 80 – летию профессора, доктора юридических наук Николая Васильевича Витрука. 2 ноября 2017 г., РГУП, Москва.

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Самостоятельность судебной власти в Российской Федерации», посвященная памяти доктора юридических наук, профессора Веры Ивановны Анишиной, 28 октября 2016 г., РГУП, Москва.

3. Круглый стол «25 лет Конституционному Суду России: траектории развития». 12 декабря 2016 г., РГУП, ВШЭ, Москва.

4. Международный круглый стол «Конституционно-правовые основы организации и функционирования судебной власти в России», 14 июня 2017 г., РГУП, Москва.

Кафедра конституционного права им. Н.В. Витрука также сотрудничает со многими вузами и научными учреждениями страны не только в форме посещения научно-практических конференций членами кафедры и студентами, оппонировании диссертаций и подготовке на них отзывов. Кафедра организует и проводит совместно с ними научные конференции и круглые столы.

В 2017 г. В.Н. Корнев, И.А. Алешкова и И.А. Дудко выступали на научном мероприятии, проводимом в рамках Совета Судей Российской Федерации.

Кафедра активно поддерживает связи с зарубежными вузами, учеными и практиками.

В 2014 г. совместно с отделом конституционно-правовых исследований был проведен российско-французский круглый стол по проблемам прямого применения конституции.

В 2017 г. преподаватели кафедры организовали проведение научного мероприятия по вопросам обсуждения конституционных принципов организации и функционирования судебной власти с кубинскими судьями.

В период с 2004 по 2017 годы научно-педагогический коллектив кафедры издал двадцать монографий по актуальным проблемам конституционного права и конституционного правосудия; подготовил и опубликовал ряд учебных пособий и практикумов по конституционному праву, конституционному правосудию и муниципальному праву.

Внедрение научных разработок в практику осуществляется путем участия преподавателей кафедры в качестве членов научно-экспертных советов при органах государственной власти, в разработке и подготовке проектов нормативных правовых актов, в подготовке экспертных заключений, комментариев к законам. Так, Колюшин Е.И. участвует в заседаниях Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, участвует в разработке законопроектов по совершенствованию избирательного законодательства.

Также преподаватели кафедры активно участвуют в экспертной и общественной деятельности.

В.Н. Корнев — член Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи; Е.И. Колюшин – член Центральной избирательной комиссии РФ; И.А. Алешкова является членом аттестационной комиссии Верховного Суда РФ.

В.Н. Корнев, В.Е. Сафонов, В.Н. Сафонов, И.А. Умнова, А.Н. Писарев, С.Г.Павликов являются членами диссертационных советов.

Членами редколлегии журнала «Российское правосудие» являются — И.А. Умнова, В.Н.Корнев, В.Е. Сафонов, журнала «Сравнительное конституционное обозрение» — О.Н. Кряжкова; журнала «Мировой судья» — С.Г. Павликов; журнала «История государства и права» — В.Е. Сафонов.

В целях дальнейшего развития и совершенствования учебной, научной, методической и организационной деятельности кафедры намерены:

— активизировать сотрудничество с факультетом повышения квалификации;

— активизировать сотрудничество с зарубежными вузами;

— продолжить работу по развитию учебной и научной деятельности;

— активизировать работу по участию в грантах;

— повышать квалификацию преподавателей кафедры.

Кафедра конституционного права им. Н.В. Витрука чтит традиции, заложенные профессорами, стоявшими у истоков ее создания, постоянно развиваясь и двигаясь к новым горизонтам знаний. Такая преемственность поколений – безусловный залог ее дальнейших успехов.

Заведующий кафедрой: д.ю.н., профессор, почетный работник высшего профессионального образования Корнев Виктор Николаевич

Заместитель заведующего кафедрой по учебной и воспитательной работе: Белова Марина Анатольевна

Заместитель заведующего кафедрой по научной работе: Попова Светлана Павловна

Специалист кафедры: Карауш Татьяна Анатольевна

Телефон кафедры: 8(495) 332-52-76, 8 (495) 332-52-28

Смотрите еще:

  • 147 ч 3 ук рф Уголовный кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 147 1. Об основных различиях ст. 147 УК и ст. 141 УК РСФСР 1960 г. см. комментарий к ст. 146 УК. Кроме того, в ст. 147 УК уточнена […]
  • Корсары гпк ат квесты Прохождение главных квестов игры Корсары: Город Потерянных Кораблей Rhaegar Targaryen 11 Октябрь 2015, 19:49 Rhaegar Targaryen 11 Октябрь 2015, 20:34 Квест "Убить всех нищих" Квест […]
  • Ст 391 кк Мего-Інфо - Юридична бібліотека №1 Юридична бібліотека України Популярні розділи Всього на сайті: Дисертацій з права онлайн: 62 Підручників з права онлайн: 37 НПК кодексів України онлайн: […]
  • Горячая линия компания деньга Горячая линия Деньга Компания Деньга - крупнейшая микрофинансовая организация России, специализирующаяся на выдачи небольших кредитов населению. Своим действующим и потенциальным клиентам […]
  • Уголовный кодекс ст 161 Уголовный кодекс Украины Статья 161. Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам 1. […]
  • П 2 ст 218 гк рф новая редакция Как через суд установить право собственности на заброшенный дом? Здравствуйте, у нас в городе не далеко от моего дома есть заброшенный участок вместе с домом ( кто там проживал давно […]
  • Содержание математического развития детей дошкольного возраста Содержание математического развития Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и […]
  • Бесплатные занятия для детей выборгский район Детские кружки, секции и курсы, Василеостровский район Детско-юношеский центр "Васильевский остров" Адрес: ул. Остроумова, 19 В; ул. Шевченко, 26 Телефон: 355-09-01, 355-78-12 Детские […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes