Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий рсфср

Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий рсфср

Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий рсфср

К настоящему моменту на этой странице речь идет в основном не о том, какой была и будет приватизация госимущества РФ в 1998-2001. годах, а о том, какой она должна бы была быть, если бы были приняты и подписаны соответствующие законы.

1. Законы принятые и непринятые

Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» был принят Верховным Советом РСФСР 3 июля 1991, одновременно был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». В соответствии с законом «О приватизации. » Государственная программа приватизации должна утверждаться Верховным Советом РСФСР не позже чем за месяц до обсуждения республиканского бюджета на будущий год. Программа должна состоять из задания на текущий год и прогноза на два последующих. В течение 1991-1993 года Государственная программа приватизации так и не была принята Верховным Советом. Упразднив Верховный Совет, Президент Ельцин утвердил Государственную программу приватизации государственных и мунципальных предприятий своим указом (N2284 от 24 декабря 1993). В указе говорилось, что он вносится на рассмотрение Федерального Собрания РФ, но избранный 12 декабря 1993 парламент устранился от рассмотрения подобных указов. 2 августа 1997 года опубликован и вступил в силу Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (N 123-ФЗ от 21 июля 1997). Он заменил собой прежний Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (N 1531-I от 3 июля 1991 с изменениями от 5 и 24 июня 1992, 22 декабря 1993 и 17 марта 1997). В соответствии с этим законом Программа приватизации должна быть принята в форме отдельного федерального закона, содержащего «постоянную» и «переменную» (на календарный год) части программы. Госимущество должно быть классифицировано по 5 категориям: запрещенное к приватизации; закрепленное в госсобственности до особого решения; приватизируемое с запретом на участие иностранцев и их аффилированных лиц; приватизируемое по решению Правительства; приватизируемое по решению Госкомимущества. Программа должна содержать прогнозные перечни акционируемых унитарных предприятий и приватизируемых акционерных обществ; нормативы распределения получаемых денег. В перечни включаются предприятия и АО, балансовая стоимость основных фондов которых превышает 5 млн. МРОТ (417 млн 450 тыс.руб. на июнь 1998), а также АО стратегического значения. Продажа не включенных в перечень акций стратегических АО не допускается. При этом не указано, кто составляет список стратегических предприятий — Президент, Правительство или парламент. Проект изменений в Программе вносится в Думу ежегодно одновременно с проектом бюджета. Ежегодно до 1 апреля Правительство обязано отчитываться в Думе об исполнении программы. До принятия Программы приватизации у Президента и Правительства остается полная свобода рук в решении вопросов о том, какие предприятия могут и должны быть приватизированы. С такой трактовкой вынужденно соглашались и оппоненты Б.Н.Ельцина в Думе второго созыва (1996-2000) вплоть до В.И.Илюхина. В то же время, парламент намеревался ввести ограничение на приватизацию стратегических предприятий отдельным законом. Федеральный закон «О защите экономических интересов Российской Федерации при распоряжении акциями акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства» с приложением списка 2862 предприятий, был принят Думой, затем возвращен Советом Федерации на согласование, в июле 1998 принят обеими палатами в согласованной редакции (с сокращением списка в 4 раза) и отправлен на подпись Президенту, которым в начале августа 1998 отклонен. Дума не смогла 11 сентября 1998 преодолеть вето Президента на этот закон (за — 255 голосов). 10 сентября 2000 Думой третьего созыва принят в первом чтении закон (поправка к закону о приватизации), который запрещает приватизацию стратегических предприятий, стоимость имущества которых превышает 5 млн. МРОТ (417 млн 450 тыс.руб., с 1 января 2001 — 500 млн.руб.) до принятия закона о Программе приватизации. За закон голосовали оппозиционные КПРФ и Агропромышленная группа, проправительственная группа «Народный депутат», центристские ОВР и «Регионы России», ЛДПР — всего 268 голосов. Фракция «Единство» голосовала против. Положение о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, утверждено постановлением Правительства N487 от 23 мая 1998.

2. Программа приватизации. Версия-98

25 июня 1998 года Дума обсуждала в первом чтении правительственный проект Программы приватизации на 1998 год. В ходе заседания приведены такие цифры: по данным А.Бравермана на момент обсуждения в негосударственном секторе находится 58,9% собственности, по данным П.Г.Бунича — 65%. Проект, внесенный Правительством, был несколько доработан в Комитете по собственности и приватизации. Послушав выступления депутатов, представитель Президента А.А.Котенков предложил Правительству отозвать свой проект на доработку — до середины июля, что оно и сделало. Ни в середине июля, ни вообще до конца полномочий Думы второго созыва (декабрь 1999) проект Программы приватизации на рассмотрение Думы так и не выносился.

ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ К ПРИВАТИЗАЦИИ
в соответствии с непринятым законом о программе приватизации (1998)

Содержимое прогнозных перечней (в порядке убывания начальной цены) в том виде, в котором законопроект был вынесен 25 июня 1998 на первое чтение:

Список «акционирование+приватизация» (29 названий): Список «приватизация» (27 названий): В «Общей газете» за 16 июля 1998 (автор статьи — Олег Владыкин) расшифровано содержимое некоторых из приватизируемых объектов. «Ижмаш» выпускает «все семейство автоматов и пулеметов Калашникова»; Вятско-Полянский МЗ «Молот» и Ковровский ЭМЗ — «широкую номенклатуру стрелкового оружия, пулеметы для бронетранспортеров, скорострельные автоматические пушки для боевых машин и самолетов»; Уралтрансмаш — танки Т-90 и БМП-3; Новосибирское АПО — самолеты СУ-30МК и дальние морские разведчики БЕ; Комсомольское АПО — истребители СУ-27, Русский дизель — силовые установки для ВМФ. В «Независимой газете» за 25 августа 1998 — еще одна статья о приватизации предприятий ВПК. По данным НГ, замминистра экономики В.Сало безуспешно настаивал на сохранении в списке стратегических предприятий, измененном постановлением 784, 67 оборонных предприятий. Из списка были исключены все вертолетные заводы и КБ, кроме Камова и множество производителей самолетов и артиллерийского вооружения. В половине из этих 67 доля государства ныне ограничивается золотой акцией. Нормативы распределения средств,
поступающих от приватизации федерального имущества:

Ткаченко В.В., Зимин В.А., Ткаченко С.В. Сделки с недвижимостью

Глава 12. Приватизация

12.1. Общие положения. Приватизация государственного и муниципального имущества

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство устранилось от хозяйственной деятельности.

В то же время преобладание государственной формы собственности в экономике страны приводит к государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Однако, гипертрофированное огосударствливание экономики приводит к стагнации промышленности, препятствуют функционированию рыночных механизмов, обеднению страны и народа.

Н. В. Гарина указывает, что «Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Она выполняет две функции. С одной стороны должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой — инструментом государственного регулирования долговременного характера». 1

Под приватизацией обычно понимается институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающей прекращение права государственной собственности на определенное имущество и возникновение права частой собственности на него.

В. П. Камышанский против отнесения приватизации к основаниям прекращения, либо возникновения права собственности. Он полагает, что такой переход собственности опосредствуется, как правило, договором купли-продажи либо дарения. Поскольку при приватизации всегда идет речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент. 2

Следует отметить, что в подходах к определению понятия «приватизация» нет единства. Ученые выдвигают обширный список действий, которые могут быть квалифицированы как приватизация. Так американские авторы воспринимают ее как «стратегию и методы, имеющие своей целью передачу (трансформацию) системы производства или системы обеспечения общественных нужд от правительственных (государственных) органов к частному сектору. 3

Английские правоведы полагают, что приватизация выступает как трансформация государственной собственности в частную, негосударственную.

Следует признать, что приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижисткой» модели к неолиберальной модели регулирования экономики. Так, в начале 90х г. г. в средствах массовой информации и — в меньшей степени юридической печати дискутировался вопрос о мировоззренческой базе, на которой необходимо формировать законодательство о приватизации. Обсуждалось несколько концепций. Первая — идея бесплатной и быстрой раздачи государственной собственности населению, связывалась с именем Л. Пияшевой.

Вторая концепция — так называемая «директорская» модель. Суть ее заключалась в приватизации предприятий в составе концернов, объединений и прочих аналогичных структур при руководствующей роли соответствующих министерств и ведомств.

Существовала модель, которую отстаивали представители коммунистической партии. Ее смысл сводился к созданию народных предприятий, в которых высшим органом управления являлось бы общее собрание трудового коллектива, и он же декларировался бы в качестве собственника этого предприятия. Однако, была реализована четвертая модель Гайдара-Чубайса — вариант радикальной приватизации, задача которой состояла в приватизации государственного имущества, являвшегося материальной основой производства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, т. е. не имущества вообще, а лишь предприятий, которые могли выступить основой построения частного сектора экономики.

Законодательной основой приватизации явились законы Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства» и Закона РСФСР от 3 июля 1991 г., «О приватизации государственных и муниципальных предприятия в РСФСР». В последнем законе было дано определение приватизации, что это » — приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия: оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений: долей (паев, акций) государственных и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ): принадлежащих приватизированным предприятиям долей (паев, акций в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».

При дальнейшем развитии законодательства, регулирующего отношения по приватизации, содержание понятия приватизации не претерпело серьезных изменений. Так, ст. 217 ГК РФ по существу воспроизводит формулировку ст. 25 Закона о собственности, не внося в понятие приватизации ничего нового. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и основах приватизации и муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. практически повторил данное определение, указав лишь, что приватизация — это возмездное отчуждение государственного имущества. Это положение следует отметить, поскольку по предыдущему закону допускалась бесплатная передача государственного имущества.

Следует отметить, что Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 февраля 2003 № 29 ФЗ, от 9 мая 2005 № 43 — ФЗ, от 18 июня 2005 № 60 — ФЗ, от 18 июля 2005 № 90 — ФЗ) создал необходимые основы для включения земельных участков в гражданский оборот. В законе указано, что приватизацией государственного и муниципального имущества является возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц.

В соответствии со ст. 13 Закона установлены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178 — ФЗ (с последующими изменениями) термина «приватизация земельных участков» не содержит. Статья 28 Закона, регулирующая отношения по отчуждению земельных участков, поименована как Отчуждение земельных участков», но при этом помещена в главе V Закона «Особенности приватизации отдельных видов имущества». В ней указано: покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений и юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 ФЗ.

Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижисткой» модели к «неолиберальной» модели регулирования экономики. Обратный переход может сопровождаться деприватизацией или национализацией. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. В России до сих пор не принят закон о национализации. «А он, способствовал бы стабильности гражданского оборота. Отсутствие закона о национализации можно объяснить только страхом появившихся в одночасье миллиардеров потерять полученные в результате приватизации богатства, созданные несколькими поколениями россиян в советский период», отмечает В. П. Камышанский. 4

Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Предпосылкой для появления подобной новеллы в законе о приватизации явилась норма п.7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно последней со дня введения в действие Земельного кодекса РФ — приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в нем. В развитие этого постулата п.2 ст.3 ФЗ №178 от 21.12.01. распространил действие на отношения, возникшие при отчуждении земельных участков на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

— находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
— занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, в двухнедельный срок со дня обращения.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

5. Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Указанный план земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

7. Цена выкупа земельного устанавливается субъектами Российской Федерации в поселениях с численностью населения:

свыше 3 миллионов человек в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти — до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цена соответствующих земельных участков определяется, исходя из указанных в настоящем пункте минимальных размеров.

8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

— сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
— водоохранного и санитарно-защитного назначения;
— общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие);
— транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития;
— предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе земель общего пользования;
— не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Касаясь п. 8 ст. 28 о запрете отчуждения земель водоохранного назначения следует иметь в виду, что новый Водный кодекс РФ предусматривает запрет приватизации водных объектов, которые в настоящее время находятся в муниципальной собственности (прудов, обводненных карьеров). Однако будет разрешена приватизация тех объектов, которые до сих пор не имеют собственника. Водный кодекс допускает строительство в водоохранных зонах коттеджей и других строений при условии оборудования этих объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения вод. 5

Земельный кодекс РФ, как и Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137 — ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса Российской Федерации» 6 тоже несколько раз упоминает о приватизации земли. Согласно п. 5 постановления Пленума ВАС от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указал, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением. Следует признать, что при таких условиях приватизация земельного участка субъектом права постоянного (бессрочного) пользования этим участком в той его части, которая необходима для использования собственником (третьим лицом) объекта недвижимого имущества, на нем расположенного, не основана на законе, поскольку нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка.

Статья 36 ЗК РФ устанавливает исключительное право на бесплатную приватизацию земельных участков собственникам зданий, строений и сооружений, используемых только для религиозного и благотворительного назначения. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами. Федеральный закон от 24.07.02г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. В постановлении Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяется положение, что если «приватизация земельного участка сельскохозяйственного назначения имела место до вступления в силу закона о введении в действие ЗК РФ, установившего запрет на приватизацию таких земельных участков, обращение приобретателя участка за государственной регистрацией права собственности на него в период действия такого запрета или действия норм, не позволяющих приватизировать земельные участки сельскохозяйственного назначения, само по себе не может служить основанием для отказа в государственной регистрации».

Сокращение государственного сектора экономики должно иметь свои границы, за пределами которых возникает угроза национальной безопасности. Кроме того, стремление государства избавиться от имущества может свидетельствовать о его неспособности эффективно управлять им. Анализируя последствия сокращения срока исковой давности с 10 до 3х лет, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 109 — ФЗ «О внесении изменений в п. 1 ст. 181 ГК РФ» В. П. Камышанский указал: «При существующей системе формирования власти такой подход будет стимулировать потребительские настроения временщиков, стремящихся обеспечить свое будущее за период пребывания на политическом олимпе. Вряд ли это будет способствовать устойчивости, стабильности, прозрачности и инвестиционной привлекательности российской экономики». 7

С вступлением в силу Земельного кодекса РФ права граждан на земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении подлежат переоформлению, так как данные права не предусмотрены соответствующими статьями Земельного кодекса РФ. 8 Для этого следует подать заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, в ведении которых находится этот участок. Из 44 миллиона земельных участков в РФ фермерские хозяйства составляют 0,3 миллиона, личные подсобные хозяйства — 15,9 миллиона, садовые участки — 14,6 миллиона, 0,1 миллиона составляют гаражные участки, 3,1 миллиона — огородные участки, 4,6 миллиона — приусадебные участки, 6,4 — дачные участки. В отличие от юридических лиц, для которых срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности (приватизации) или аренды ограничен 1 января 2008 г. предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее представленных им в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение сроком не ограничивается (п. 3 ФЗ — 137).

Таким образом, каких-либо отрицательных последствий для граждан, не переоформивших свои права, не наступят.

Если юридические лица до 1 января 2008 г. не переоформят свое право постоянного пользования землей за плату на право собственности, либо на право аренды, то право на землю у них не пропадет, но участки останутся исключительно на праве постоянного пользования и если впоследствии такие юридические лица захотят стать собственниками, то приватизировать их смогут исключительно по рыночной цене. В то же время Депутаты Государственной Думы готовят поправки по снижению выкупной цены, желая сделать ее еще более льготной.

Заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Калинин сообщает: «в проекте сейчас значится такая цифра: пять процентов от кадастровой стоимости. Если переводить на налог, то это примерно 3,2 % ставки налога. Ставки земельного налога на один метр Солнечногорского района Подмосковья составляет 55 коп. за кв. метр, т. е. 55 рублей сотка. А рыночная стоимость — порядка 600 долларов за сотку. Сравнивайте…». 9

При наследовании такого недвижимого имущества гражданами будет иметь место не предоставление им участка, а переход права на земельный участок в соответствии со ст. 35 ЗК РФ. При этом наследники имеют право однократно бесплатно переоформить право постоянного бессрочного пользования земельным участком на праве собственности в соответствии с п. 5 ст. 20 ЗК РФ.

В. В. Устюкова обращает внимание, что в п. 3 ст. 35 ЗК РФ говорится о том, что собственник здания, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка … Однако, к рассматриваемым правоотношениям это не относится. В указанном пункте далее сказано, что если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности применяются правила, установленные в п. 1 ст. 36 ЗК РФ, а именно: приватизация земельных участков осуществляется собственниками зданий в порядке и на условиях, предусмотренных для граждан-наследников п. 5 ст. 20 ЗК РФ». 10

Вопросы приватизации земельных участков решает и Жилищный кодекс РФ. Придомовой земельный участок вошел в число объектов, составляющих общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 36).

Таким образом, в ЖК РФ предусмотрен процесс формирования натуральных границ объекта, права собственника на него, определения даты конкретного перехода права.

Согласно п.28 Федеративного закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30 июня 2006г. № 93-ФЗ 11 отмечено:

«1. Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
2. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.»

Указанные законом проведена реконструкция Ф.З. от 15 апреля 1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. В него включен п. 9 следующего содержания: «Если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ для введения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (т.е. приватизировать «наша редакция»), если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность».

1 Гарина Н. В. Основные тенденции разгосударствления и приватизации в странах Запада// Гражданское право № 3, 2005, с. 6 — 10.
2 Камышинский В. П. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом// Закон, 2005, с. 70 — 76
3 Марченко М. Приватизация: а что у них? Человек и закон, 1992, № 4 — 5, с. 71
4 Камышанский В. П. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом// Закон. 2005, с. 70 — 76
5 Российская газета, 8 июня 2006.
6 Российская газета, 29. XII. 2005, № 294
7 Камышанский В. П. Указанное соч. с. 75
8 П. 1 ст. 3 Федерального закона 137-43 «О внесении изменений в ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»// Российская газета 29. XII. 2005, № 294
9 Елков И. Ничьи сотки не отнимут. Сроки перерегистрации проблемных земельных участков продлят на два года// Российская газета, 27 декабря 2005 г. № 297
10 Устюкова В. Земля предков — забота потомков// Домашний адвокат, 2004, № 16, с. 15.
11 Российская газета. 7 июля 2006., № 146 (4112)

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР»
  • «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, N 27, ст. 927;1992, N 28, ст.1614,
  • «Закон», 1992, N 1

ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР»

от 3 июля 1991 года N 1531-I

Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РСФСР путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий — приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Далее по тексту Закона под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается приватизация всех перечисленных выше объектов собственности.

1. Законодательство РСФСР о приватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из законов РСФСР «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», настоящего Закона и других регулирующих приватизацию законодательных актов РСФСР и республик в составе Российской Федерации.

2. Приватизация государственных предприятий, находящихся в общей собственности РСФСР и СССР, других союзных республик, регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами РСФСР и соглашениями с Союзом ССР и союзными республиками.

3. Приватизация долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), находящихся в общей собственности с иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями, регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами РСФСР, республик в составе РСФСР, а также соглашениями с иностранными государствами.

4. Настоящий Закон не регламентирует восстановления имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на предприятия, которые были национализированы, конфискованы или другим способом изъяты против их воли в собственность государства.

5. Приобретение государственных и муниципальных предприятий иностранными физическими и юридическими лицами регулируется настоящим Законом, законодательством РСФСР об иностранных инвестициях, другими законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.

6. Приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.

1. Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РСФСР устанавливаются Государственной программой приватизации.

Программа вносится Советом Министров РСФСР и утверждается Верховным Советом РСФСР не позже чем за месяц до обсуждения в первом чтении закона о республиканском бюджете РСФСР.

Программа разрабатывается на три ближайших года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих года.

2. Программа содержит:

— перечень объектов (групп объектов) государственной собственности, намеченных к приватизации, и обоснование их выбора;

— требования к местным программам приватизации;

— задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества;

— определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

— условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации;

— величину суммы приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан РСФСР в планируемом периоде, и размер вклада на одного получателя;

— условия использования при приватизации иностранных инвестиций;

— прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РСФСР, бюджеты республик в составе РСФСР, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели;

— порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств;

— перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионах РСФСР, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды и других целей.

3. В программе устанавливается перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации. Указанный перечень согласовывается с республиками в составе РСФСР, краями, областями, автономными областями, автономными округами, городами Москвой и Ленинградом и ежегодно утверждается Верховным Советом РСФСР.

4. Совет Министров РСФСР для оперативного регулирования приватизации без утверждения Верховным Советом РСФСР вправе изменять нормативы, перечень которых предусматривается Государственной программой приватизации.

5. В развитие Государственной программы приватизации Верховными Советами республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов принимаются республиканские и местные программы приватизации и нормативные акты, регулирующие порядок их выполнения. Введение республиканскими и местными программами дополнительных ограничений на приватизацию государственных и муниципальных предприятий допускается только в пределах и порядке, установленных Государственной программой приватизации.

1. Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом (далее по тексту — Госкомимущество РСФСР).

Председатель Госкомимущества РСФСР входит в состав Совета Министров РСФСР и является заместителем председателя Совета Министров РСФСР по должности.

В республиках в составе РСФСР, краях, областях, автономных областях, автономных округах, городах Москве и Ленинграде, городах с населением свыше одного миллиона человек Госкомимущество РСФСР создает, совместно с соответствующими Советами народных депутатов, свои территориальные агентства и устанавливает их полномочия. К работе территориальных агентств привлекаются представители общесоюзных органов, в управлении которых находится имущество, являющееся собственностью РСФСР.

Деятельность Госкомимущества РСФСР финансируется за счет средств республиканского бюджета РСФСР.

2. Для проведения единой государственной политики приватизации Госкомимущество РСФСР:

— разрабатывает и представляет Совету Министров РСФСР проект Государственной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации;

— организует и контролирует реализацию указанной программы;

— ежегодно отчитывается о выполнении программы перед Верховным Советом РСФСР;

— обобщает предложения по приватизации, поступившие от местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов, общественных организаций (объединений), министерств и ведомств;

— устанавливает систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения Государственной программы приватизации;

— осуществляет через свои территориальные агентства методическое руководство и контроль за проведением приватизации. В случаях нарушения законодательства РСФСР о приватизации и Государственной программы приватизации возбуждает в суде или арбитражном суде иски об отмене незаконных решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

— создает комиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности РСФСР;

— принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в собственности РСФСР, осуществляет необходимые преобразования их организационно-правовой формы и передает свидетельства о собственности на них для продажи Российскому фонду федерального имущества в соответствии со статьей 15 настоящего Закона. По решению Совета Министров РСФСР указанные предприятия могут быть переданы Госкомимуществом РСФСР фондам имущества республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения);

— содействует созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

3. Госкомимущество РСФСР готовит предложения по разграничению государственной собственности на собственность РСФСР, республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов и муниципальную собственность районов, городов и входящих в них административно-территориальных образований. Решения о разграничении собственности принимает Верховный Совет РСФСР, Верховные Советы республик в составе РСФСР, местные Советы народных депутатов в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

При отсутствии решения (свидетельства), удостоверяющего право собственности республики в составе РСФСР, края, области, автономной области, автономного округа, города, района или входящих в них административно-территориальных образований на объекты приватизации, они приватизируются Госкомимуществом РСФСР как собственность РСФСР.

4. Решения Госкомимущества РСФСР, принятые во исполнение Государственной программы приватизации в отношении предприятий, находящихся в собственности РСФСР и в ведении органов государственного управления СССР, РСФСР, республик в составе РСФСР, местной администрации, являются обязательными.

1. Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации (далее по тексту — комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований).

Председатель комитета по должности является заместителем высшего должностного лица соответствующего органа управления.

Положение о комитете по управлению имуществом утверждается соответствующим Советом народных депутатов.

Деятельность комитетов финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, находящихся в собственности соответствующих национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.

2. Для проведения приватизации комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований:

— разрабатывают с учетом требований Государственной программы приватизации и представляют соответствующим Советам народных депутатов проекты республиканских и местных программ приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ним, а также проекты нормативных актов по приватизации;

— организуют и контролируют реализацию Государственной, республиканских и местных программ приватизации и ежегодно отчитываются об их выполнении перед соответствующими Советами народных депутатов;

— устанавливают систему премирования работников Советов народных депутатов, органов государственного управления и местной администрации, предприятий и учреждений, участвующих в выполнении программ приватизации;

— создают комиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований;

— принимают решения о приватизации этих предприятий, осуществляют преобразования их организационно-правовой формы и передают свидетельства о собственности на них для продажи соответствующим фондам имущества. По решению соответствующих Советов народных депутатов указанные объекты приватизации могут быть переданы Российскому фонду федерального имущества;

— содействуют созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

— направляют своих представителей в состав создаваемых Госкомимуществом РСФСР комиссий по приватизации объектов собственности РСФСР.

3. Решения указанных комитетов, принятые во исполнение Государственной, республиканских и местных программ приватизации в отношении предприятий, находящихся в собственности национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований и в ведении органов государственного управления СССР, РСФСР, республик в составе РСФСР, местной администрации, являются обязательными.

4. По поручению Госкомимущества РСФСР комитеты вправе проводить приватизацию предприятий, находящихся в собственности РСФСР.

1. Продавцами приватизируемых государственных предприятий, находящихся в собственности РСФСР, а также принадлежащих РСФСР долей (паев, акций) в капитале предприятий признаются только Российский фонд федерального имущества и назначенные им представители.

Фонд создается по решению Президиума Верховного Совета РСФСР и подотчетен ему и Верховному Совету РСФСР. Положение о фонде утверждается Верховным Советом РСФСР.

Деятельность фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных предприятий, находящихся в собственности РСФСР.

Фонд создает на местах свои отделения.

2. Российский фонд федерального имущества выполняет следующие функции:

— временно владеет принадлежащими РСФСР свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданных ему Госкомимуществом РСФСР;

— осуществляет полномочия РСФСР как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;

— продает указанные доли (паи, акции), свидетельства о собственности на предприятия;

— выступает учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки народного хозяйства, защиты природной среды, развития регионов, наиболее отсталых в социально-экономическом отношении;

— получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с планом доходов республиканского бюджета РСФСР и Государственной программой приватизации;

— обменивает принадлежащие РСФСР акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные принадлежащие фонду акции, независимо от их количества и номинального статуса, по настоящему Закону являются привилегированными с фиксированным дивидендом в размере учетной ставки банковского процента. При продаже фондом указанных акций их номинальный статус восстанавливается.

Фонд и его отделения не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

4. Верховный Совет РСФСР ежегодно рассматривает и утверждает отчет о деятельности Российского фонда федерального имущества за прошедший год.

1. Продавцами государственных и муниципальных предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в собственности республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения) являются соответствующие фонды имущества (далее по тексту — фонды имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований) и назначенные ими представители.

Фонды создаются по решению Президиумов Верховных Советов республик в составе РСФСР или Президиумов соответствующих местных Советов народных депутатов и подотчетны им и Советам. Положение о фонде утверждает соответствующий Совет народных депутатов.

Деятельность фондов финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, находящихся в собственности соответствующих национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.

2. Фонды имущества выполняют следующие функции:

— временно владеют принадлежащими республикам в составе РСФСР, краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам и городам свидетельствами о собственности на государственные (муниципальные) предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными им соответствующими комитетами по управлению имуществом;

— осуществляют полномочия соответствующих собственников на собраниях акционеров (пайщиков), несут риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся во владении фондов доли в капитале предприятий;

— продают указанные доли (паи, акции), свидетельства о собственности на предприятия;

— выступают учредителями акционерных обществ и товариществ, покупают паи и акции акционерных обществ и товариществ, развитие которых диктуется интересами местного населения;

— получают и перечисляют дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с планом доходов соответствующих бюджетов, Государственной, республиканскими и местными программами приватизации;

— обменивают находящиеся в собственности соответствующих национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет тот или иной фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные акции, принадлежащие фонду, независимо от их количества и номинального статуса, по настоящему Закону являются привилегированными с фиксированным дивидендом в размере учетной ставки банковского процента. При продаже фондом указанных акций их номинальный статус восстанавливается.

Фонды не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

4. Верховные Советы республик в составе РСФСР, местные Советы народных депутатов ежегодно рассматривают и утверждают отчеты о деятельности соответствующих фондов имущества за прошедший год.

1. Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создаются инвестиционные фонды. Положение об инвестиционных фондах утверждается Советом Министров РСФСР.

2. Инвестиционный фонд вправе владеть не более чем 10 процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более 5 процентов своих активов.

3. Инвестиционный фонд обязан публиковать свои квартальные, полугодовые и годовые отчеты по форме, определенной Министерством финансов РСФСР. Деятельность фонда ежегодно подвергается обязательной аудиторской проверке.

4. На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продуктов (работ), оказания услуг.

Положение о порядке образования холдинговых компаний на основе объединений, ассоциаций, концернов, министерств и ведомств утверждается Верховным Советом РСФСР.

1. При приватизации государственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе, покупать акции приватизируемых предприятий юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов.

2. Обязательность доказывания своего права на приобретение приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций приватизируемых предприятий покупатели — юридические лица представляют соответствующему фонду имущества декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством РСФСР.

3. Члены трудового коллектива государственного или муниципального предприятия могут выступать его покупателями и образовать с этой целью товарищество или акционерное общество. Они, а также бывшие работники приватизируемого предприятия, вышедшие на пенсию, и лица, имеющие право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, пользуются льготами, определенными настоящим Законом.

При приватизации продавцы и покупатели могут действовать через своих представителей (доверенных лиц) и при содействии посредников в соответствии с законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

1. Для приобретения государственных и муниципальных предприятий используются личные сбережения граждан, именные приватизационные вклады, собственные средства юридических лиц, определенных в п. 1 статьи 9 настоящего Закона, а также заемные средства.

Порядок безвозмездной передачи гражданам государственной и муниципальной собственности путем перечисления государством приватизационных вкладов на именные приватизационные счета и использования этих вкладов в процессе приватизации устанавливается Законом РСФСР «Об именных приватизационных счетах и вкладах».

Средства из фондов экономического стимулирования приватизируемых предприятий могут быть использованы их трудовыми коллективами в порядке и размерах, установленных Государственной программой приватизации.

2. При приобретении приватизируемых государственных и муниципальных предприятий используются законные платежные средства СССР, включая именные приватизационные вклады граждан.

3. При приобретении приватизируемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерного общества (товарищества) граждане обязаны предъявить справку налоговой инспекции, если их вклад рублями превышает 10 тысяч рублей.

1. Средства, полученные от приватизации государственных и муниципальных предприятий, распределяются по нормативам, установленным Государственной, республиканскими и местными программами приватизации.

2. Направления расходования средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, в пределах, установленных п. 1 настоящей статьи, определяются Верховным Советом РСФСР, Верховными Советами республик в составе РСФСР и местными Советами народных депутатов.

1. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий может исходить от Госкомимущества РСФСР, его территориальных агентств, комитетов по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства, иного подразделения предприятия, от покупателей, определенных в статье 9 настоящего Закона, а также от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и управления.

Заявка на приватизацию предприятия подается в территориальное агентство Госкомимущества РСФСР или в комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. Форму заявки и размер госпошлины, уплачиваемой при ее подаче, устанавливает Совет Министров РСФСР.

2. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия. Заявка рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить согласно статьям 15 и 32 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия.

1. Заявки на приватизацию государственных и муниципальных предприятий должны быть рассмотрены Госкомимуществом РСФСР или его территориальным агентством, комитетом по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования в течение месяца с момента их поступления в соответствующий комитет. Решение в письменной форме доводится до граждан, юридических лиц и трудовых коллективов, подавших заявки.

2. Отказ в приватизации государственного или муниципального предприятия возможен только в следующих случаях:

— лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;

— имеется законодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;

— предприятие включено в установленный Государственной, республиканской или местной программой приватизации перечень объектов (групп объектов), не подлежащих приватизации.

3. В случае принятия решения о приватизации создается комиссия по приватизации предприятия и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня подачи заявки.

4. В состав комиссии по приватизации предприятия входят представители Госкомимущества РСФСР, его территориального агентства или соответствующего комитета по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования, Совета народных депутатов по месту расположения предприятия, работники финансовых органов, администрации и совета трудового коллектива предприятия. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, а также специализированные аудиторские, консультационные и иные организации.

5. Комиссия составляет план приватизации предприятия, согласовывает его с местным Советом народных депутатов, трудовым коллективом предприятия. План приватизации утверждает соответствующий комитет по управлению имуществом.

6. План приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.

7. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом окончательное решение о доработке плана, способе и порядке осуществления приватизации принимает соответствующий Совет народных депутатов.

8. В случае отклонения местным Советом народных депутатов плана приватизации предприятия, находящегося в собственности РСФСР, комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации окончательное решение принимает Госкомимущество РСФСР.

9. В случае принятия плана приватизации предприятие включается соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов, акционирования.

10. По требованию Российского фонда федерального имущества, его отделений, фондов имущества национально-государственных, национально- или административно-территориальных образований комиссия обязана предоставить все имеющиеся документы и справочные материалы по приватизируемому предприятию.

1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду.

Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Советом Министров РСФСР.

2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда:

— договор аренды указанного имущества с правом его выкупа был заключен до вступления в силу настоящего Закона;

— арендатор, признанный покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, получил право на приобретение приватизируемого предприятия в порядке, установленном статьями 20, 21, 24 настоящего Закона.

3. При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия по приватизации учитывает:

— мнение трудового коллектива предприятия;

— предложения покупателей, поданные в соответствующий комитет по управлению имуществом вместе с заявкой на приватизацию;

— отраслевые особенности объекта приватизации;

— оценку его капитала;

— социально-экономическое значение предприятия для территории;

— мнение представителя фонда имущества.

4. Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимают Госкомимущество РСФСР, его территориальные агентства или соответствующий комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.

5. После завершения работы комиссии по приватизации Госкомимущество РСФСР, его территориальное агентство или соответствующий комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования ликвидирует государственное (муниципальное) предприятие как юридическое лицо, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя либо оформляет и передает свидетельство о собственности на приватизируемое предприятие, либо передает активы ликвидированного предприятия для продажи Российскому фонду федерального имущества или соответствующему фонду имущества республики в составе РСФСР, края, области, автономной области, автономного округа, района, города.

1. Подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов).

2. В ходе реорганизации предприятия определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.

Если указанные объекты включаются в состав имущества, подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любой вариант их использования, не противоречащий требованиям законодательства РСФСР, условиям договора между продавцом и покупателем и коллективного договора.

Определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества производится комиссией по приватизации на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения) или на основе оценки возможной выручки от распродажи его активов.

Методические указания по оценке стоимости объектов приватизации разрабатываются и утверждаются Госкомимуществом РСФСР.

1. Информация о предполагаемых к продаже по конкурсу или на аукционе государственных и муниципальных предприятиях, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества (для предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млн. рублей, — в бюллетене Российского фонда федерального имущества) не позднее чем за месяц до даты проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу.

2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о приватизируемом предприятии:

— площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;

— перечень основных фондов по группам;

— начатые инвестиционные проекты, их сметная стоимость и произведенные затраты;

— запасы материальных ценностей;

— состояние денежных средств;

— наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий;

— нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);

— обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

— балансы предприятия за три последних года;

— укрупненная номенклатура выпускаемой продукции и ее доля на товарном рынке.

Форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных определяет Госкомимущество РСФСР.

3. Приватизация проводится под общественным контролем работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных организаций (объединений) и народных депутатов.

1. Оплата стоимости приобретаемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может производиться единовременно или в рассрочку.

2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку.

Арендная плата за пользование имуществом государственных и муниципальных предприятий не может засчитываться в качестве платы за приобретение имущества в собственность.

3. Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятия по конкурсу.

1. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом.

При этом право собственности передается покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям, установленным продавцом.

2. Общий порядок проведения конкурса регулируется Положением, которое утверждается Советом Министров РСФСР. В Положении определяются условия участия покупателей в конкурсе, порядок рассмотрения их предложений, а также процедуры утверждения принятого решения и оформления прав собственности на предприятие.

Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.

3. Продажу предприятия по конкурсу осуществляет конкурсная комиссия, формируемая Российским фондом федерального имущества, его отделениями на местах и фондами имущества национально-государственных, национально- или административно-территориальных образований при участии трудовых коллективов, местных Советов народных депутатов и Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также привлекаемых ими экспертов.

4. Конкурсная комиссия определяет условия, порядок и сроки проведения конкурса.

5. Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже, чем на 30 процентов. В случае, если в ходе конкурса предприятие не было продано, оно снимается с конкурса и свидетельство о праве собственности на него возвращается Госкомимуществу РСФСР, его территориальному агентству или соответствующему комитету по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. Комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия.

6. Преимущественным правом на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел народностей Севера и малочисленных народов пользуются коренные жители. Приватизация таких предприятий производится по их остаточной стоимости.

1. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий.

При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления прав собственности регулируются Положением, которое утверждается Советом Министров РСФСР.

3. Аукционы проводят Российский фонд федерального имущества, его отделения на местах, фонды имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований или назначаемые ими представители.

4. Цена покупки предприятия на аукционе определяется в ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на 30 процентов от начальной цены. В случае, если предприятие не продано за такую цену, оно снимается с аукциона, свидетельство о праве собственности на него возвращается Госкомимуществу РСФСР, его территориальному агентству или соответствующему комитету по управлению имуществом для пересмотра плана приватизации и начальной цены.

1. Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, являются Госкомимущество РСФСР, его территориальное агентство или комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. Учредитель в соответствии со статьей 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» представляет для регистрации в Совет народных депутатов по месту расположения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственной пошлины.

2. После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества.

3. Фонд продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со статьей 23 настоящего Закона в течение месяца после учреждения общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия, образованный в соответствии со статьей 25 настоящего Закона, а также обменена на акции инвестиционных фондов. После этого 10 процентов от общего числа акций продается на аукционе. Остальные акции предлагаются на рынке ценных бумаг ежемесячно равными частями в течение шести последующих месяцев или более продолжительного срока.

4. Нереализованные акции остаются в распоряжении Российского фонда федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.

1. Работники государственных или муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой Государственной программой приватизации. Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях.

Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, предоставляется на три года с момента регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 20 процентов номинальной стоимости акций.

2. Акции, приобретенные работниками предприятия на льготных условиях, продаже и отчуждению в иной форме не подлежат в течение трех лет с момента регистрации покупки, о чем на ценных бумагах делается запись. Эти акции банками, биржами и брокерскими конторами до истечения указанного срока к продаже не принимаются.

3. Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию, и лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии.

4. Совет Министров РСФСР в рамках Государственной программы приватизации, утвержденной Верховным Советом РСФСР, может предоставлять при приватизации дополнительные льготы работникам отдельных предприятий (отраслей), вплоть до передачи им части активов этих предприятий безвозмездно.

1. Для участия в конкурсе (аукционе) по приобретению государственного или муниципального предприятия в качестве покупателя члены трудового коллектива в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» должны учредить товарищество (акционерное общество).

2. Если товарищество (акционерное общество), принимающее участие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то оно имеет право при покупке предприятия (подразделения) на рассрочку платежа, а также на использование части остатков средств фондов экономического стимулирования, пропорциональной численности работников, вошедших в товарищество (акционерное общество).

3. Указанное товарищество (акционерное общество) при приобретении государственного или муниципального предприятия имеет право на рассрочку платежа. Рассрочка не может превышать трех лет, а сумма первоначального взноса не может быть меньше 30 процентов цены, за которую приобретено предприятие.

Данное положение действительно в отношении договоров купли-продажи или аренды, заключенных до введения в действие настоящего Закона.

4. В случае, если указанное товарищество (акционерное общество) и другие покупатели предлагают равные конкурсные условия, приоритет в приобретении предприятия имеет данное товарищество (акционерное общество).

1. Работники акционерных обществ (товариществ) имеют право приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятий (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия.

2. ФАРП формируется за счет вклада Российского фонда федерального имущества или вкладов имущества национально-государственных, национально- или административно-территориальных образований.

Решение о формировании ФАРП принимается на основе соглашения с покупателем.

Размеры ФАРП не могут превышать 10 процентов от уставного капитала предприятия.

При продаже имущества и нематериальных активов ликвидированных предприятий ФАРП не образуется.

3. Невыкупленными акциями ФАРП и выручкой от продажи акций (паев) владеет соответствующий фонд имущества или назначенный им представитель. Свободные средства ФАРП расходуются исключительно на приобретение акций (паев) данного акционерного общества (товарищества). Акции (пай), не выкупленные у ФАРП, не дают права решающего голоса.

1. Предприятия, приобретенные покупателями по конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшим до приватизации коллективным договором.

2. Не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем прав собственности на приватизированное государственное или муниципальное предприятие или преобразования его в акционерное общество (товарищество) его руководитель обязан заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение.

3. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.

4. Высвобождение работников приватизированных предприятий и их трудоустройство регулируется законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР о труде и занятости.

1. Независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

2. В договоре указываются: сведения о продавце, покупателе и посреднике, наименование предприятия и его местонахождение, состав и цена активов предприятия, в том числе цена земельного участка (в случае его продажи) или условия его аренды, число и цена акций акционерного общества (величина пая в товариществе), порядок передачи предприятия, форма и сроки платежа, взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия, условия, на которых данное предприятие было продано по конкурсу, и другие условия, устанавливаемые по взаимному соглашению сторон.

3. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора в порядке, установленном законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР, если иное не предусмотрено данным договором.

4. Изменение организационно-правовой формы предприятия регистрируется в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

1. Продавец государственного или муниципального предприятия обязан опубликовать объявление о его приватизации, предъявить покупателю по его требованию активы предприятия и документы о его финансово-хозяйственном состоянии, после оформления сделки передать предприятие и свидетельство о собственности на него (пай, акции), а также выполнить иные обязательства в соответствии с договором между продавцом и покупателем.

2. Покупатель государственного или муниципального предприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора и законодательством РСФСР.

3. Правомочия продавца и покупателя, указанные в настоящей статье, прекращаются и возникают с момента регистрации договора между ними.

4. Споры о признании сделок приватизации недействительными рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РСФСР.

При приватизации государство гарантирует соблюдение прав продавцов, покупателей, их представителей и посредников. Если приватизация осуществлялась с нарушением настоящего Закона, Госкомимущество РСФСР, комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, органы Прокуратуры РСФСР возбуждают в суде иски о расторжении сделок и привлечении к ответственности виновных лиц.

1. Сделки по приобретению приватизируемых государственных и муниципальных предприятий признаются недействительными, если

— приватизация предприятия не была разрешена Госкомимуществом РСФСР, его территориальным агентством или соответствующим комитетом по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования;

— были грубо нарушены правила конкурса или аукциона;

— покупатель отказался от внесения платежа за купленное предприятие или долю (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества);

— предприятие или доля (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества) куплены субъектом, не имеющим на это права;

— при покупке были использованы незаконные средства платежа;

— имел место договор между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества или снижении цены предприятия (пая, акций);

— покупателю были предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями;

— нарушены условия, на которых предприятие было приобретено по конкурсу;

— были нарушены требования антимонопольного законодательства РСФСР;

— по другим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РСФСР.

2. Сделки приватизации, заключенные с нарушением настоящего Закона, признаются недействительными в порядке, установленном законодательством РСФСР.

3. Споры о признании недействительными сделок приватизации рассматриваются в суде или арбитражном суде по иску продавца, покупателя, посредника, прокурора, народного депутата РСФСР, Совета народных депутатов, Госкомимущества РСФСР, его территориального агентства, комитета по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования, иного правомочного государственного органа в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

1. Следующие нарушения настоящего Закона влекут за собой административную ответственность:

— отказ в принятии заявки на приватизацию — штраф в размере от 500 до 1000 рублей;

— нарушение сроков рассмотрения заявки на приватизацию — штраф в размере от 500 до 1000 рублей;

— неопубликование объявления о приватизации, сокрытие информации о приватизируемом предприятии от покупателей или посредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о составе либо цене продаваемого предприятия, сокрытие информации о факте продажи предприятия, итогах конкурса или аукциона — штраф в размере от 1000 до 3000 рублей. Опубликование сведений, перечисленных в настоящем пункте, осуществляется за счет виновного;

— необоснованный отказ от продажи предприятия (акций) — штраф в размере от 2 до 10 процентов от начальной цены приватизируемого предприятия (акций);

— необоснованный отказ от заключения коллективного договора с трудовым коллективом приватизированного предприятия или невыполнение требований о социальных гарантиях работникам приватизируемых предприятий — штраф в размере от 1000 до 10000 рублей;

— разглашение сведений о конкурсантах или участниках аукциона до начала конкурса или аукциона — штраф в размере от 200 до 2000 рублей;

— отказ от оплаты предприятия (акций), купленного по конкурсу или на аукционе, — штраф в размере от 5 до 20 процентов от начальной цены приватизируемого предприятия (акций).

2. Порядок и сроки рассмотрения дел о правонарушениях, перечисленных в настоящей статье, регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

3. Дела о правонарушениях, указанных в п. 1 настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично по заявлениям (жалобам) комитетов по управлению имуществом, продавцов, покупателей, посредников, народных депутатов РСФСР, Советов народных депутатов, должностных лиц органов государственной власти и управления, местной администрации, общественных организаций (объединений) либо по инициативе прокурора.

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РСФСР от 03.07.91 N 1531-I «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Смотрите еще:

  • Статья 1855 ук рф практика Статья 185.5 УК РФ. Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества […]
  • Когда проходить то киа рио Регламент технического обслуживания Kia Rio Модельный ряд Kia Rio – надёжные, комфортабельные автомобили, техническое обслуживание которых обходится недорого. При условии, что, во-первых, […]
  • Купить дом в московской области на материнский капитал Купить дом в Подмосковье Всего 18 545 объявлений Всего 18 545 объявлений Продам дом, 100 м², 5 соток, 80 км за МКАД. 10 октября 230 Риелтор Пожаловаться Заметка Старт […]
  • Фсс ликвидация ооо Уведомление в ФСС о ликвидации ООО (образец) Обновление: 9 августа 2017 г. Образец уведомления ПФР о ликвидации ООО Образец такого документа, как уведомление в Фонд соцстраха (ФСС) о […]
  • Консультация бесплатных юристов калининград Юридическая консультация в Калининграде Господа, мы рады проинформировать вас, что в городе Калининград открыто наше новое региональное отделение. Наши бесплатные правовые онлайн […]
  • Рекламные конструкции это недвижимое имущество ООО применяет общую систему налогообложения, в IV квартале 2014 года приобрело основные средства (движимое имущество - рекламные конструкции), но своевременно не отразило их в […]
  • Удо по ст 105 ч 1 УДО по ст105 ч1 Добрый день, у меня такой вопрос, мой сын отбывает наказание по ст. 105 ч1, дали 9 лет, отсидел уже 6, 5 лет, можно ли рассчитывать на УДО по этой статье и что нужно […]
  • Написать письмо караулову по электронной почте Власть и право «Основная идея была — выйти замуж за мусульманина» Варвара Караулова рассказала, почему хотела приехать в ИГИЛ Московский окружной военный суд заслушал показания […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes