Оон международная защита прав человека

Оон международная защита прав человека

Оон международная защита прав человека

Международная защита прав человека. Общие сведения

В настоящее время Российская Федерация является участников двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми лица, находящиеся под юрисдикцией РФ, могут обратиться в международные органы по правам человека за защитой своих прав.

Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Протоколу к Международному Пакту с 1 октября 1991 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что его гражданские и политические права были нарушены Российской Федерацией после этой даты, вправе обращаться в Комитет по правам человека ООН.

Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что Российская Федерация нарушила его гражданский и политические права после этой даты, вправе обращаться в Европейский Суд по правам человека.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо четко представлять, что Комитет по правам человека ООН рассматривает нарушения только тех прав, которые предусмотрены Международным Пактом о гражданских и политических правах. А Европейский Суд по правам человека нарушения только тех прав, которые предусмотрены Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Международный Пакт о гражданских и политических правах гарантирует следующие права: а) право на самоопределение народов (ст.1); б) запрет дискриминации (ст. 2); в) равенство пользование политическими и гражданскими правами (ст. 3) г) право на жизнь (ст.6) д) запрет пыток (ст.7) е) запрет рабства и работорговли (ст.8) ж) право на свободу и личную неприкосновенность (ст.9) з) запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства (ст.11) и) свобода передвижения (ст.12) к) равенство перед судом, право на справедливый суд (ст.14) л) право на признание правосубъектности (ст.16) м) неприкосновенность личной и семейной жизни (ст.17) н) свобода мысли, совести, религии (ст.18) о) свобода мнения (ст.19) п) свобода мирных собраний и ассоциаций (ст.21, 22) р) защита семьи (ст. 23) с) права ребенка (гражданство, регистрация) (ст.24) т) право на участие в политической деятельности государства (ст.25)\ у) равенство перед законом (ст.26) ф) права этнических меньшинств (ст.27)

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает: а) право на жизнь (ст.2) б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания (ст.3) в) запрет рабства и работорговли (ст.4) г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст.5) д) право на справедливое судебное разбирательство (ст.6) е) наказание исключительно на основании закона (ст.7) ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст.8) з) свобода мысли, совести и религии (ст.9) и) свобода выражения мнения (ст.10) к) свобода ассоциаций (ст.11) л) право на вступление в брак (ст.12) м) право на эффективные средства защиты (ст.13) н) запрет дискриминации (ст.14)

1 Протокол: а) защита собственности (ст.1) б) право на образование (ст.2) в) право на свободные выборы (ст.3)

4 Протокол: а) запрет лишения свободы за долги (ст.1) б) свобода передвижения (ст.2) в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст.3) г) запрет массовой высылки иностранцев (ст.4)

6 Протокол: а) отмена смертной казни (ст.1) запрещение оговорок

7 Протокол: а) возможность высылки иностранцев только на основании решения, принятого в соответствии с предусмотренной процедурой (ст.1); б) право на апелляцию по уголовным делам (ст.2); в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст.3); г) запрет повторного суда и наказания (ст.4) д) равноправие супругов (ст.5)

Нарушения иных прав человека, предусмотренные другими международными договорами, Конституцией РФ и внутренним законодательством РФ не могут быть предметом рассмотрения в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.

Приемлемость — совокупность условий, наличие которых предоставляет право обращаться в Комитет по правам человека ООН или в Европейский Суд по правам человека.

1)Условие ratione temporis: Данное условие означает, что в международные органы можно обжаловать только те нарушения прав человека, которые произошли после того, как Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать указанные международные договоры: В Европейский Суд по правам человека — после 5 мая 1998 года. В Комитет по правам человека — после 1 октября 1991 года.

Применительно к Европейскому Суду по правам человека условие ratione temporis включает также обязанность лица обратиться в Европейский Суд по правам человека в течение 6 месяцев с момента а) нарушения его права, б) с момента вынесения последнего судебного решения. Это условие является наиболее строгим условием приемлемости, так как Европейский Суд по правам человека не восстанавливает пропущенный срок ни по каким основания, даже самым уважительным.

2) Исчерпание внутренних возможностей правовой защиты: Для международного права является общим принцип, в соответствии, с которым государству необходимо дать возможность исправить нарушение самостоятельно, то есть если суд первой инстанции нарушил Ваши права, то вполне вероятно, что кассационная инстанция их восстановит, во всяком случае, она обладает достаточными полномочиями, чтобы их восстановить. Вопрос исчерпанности средств внутренней правовой защиты является наиболее спорным. Часто можно встретить следующую точку зрения — для обращения в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН необходимо использовать кассационный порядок, надзорный порядок, а также обратиться в Конституционный суд РФ. Европейский Суд по правам человека придерживается той точки зрения, что надзорный порядок является неэффективным, и, следовательно, нет необходимости его исчерпывать, тем более, что при обращении в порядке надзора заявитель рискует пропустить 6-месячный срок. Конституционный суд РФ имеет четко определенные законом полномочия, следовательно, использовать механизм Конституционного Суда РФ также необязательно. Таким образом, средства правовой защиты будут считаться исчерпанными, применительно к РФ, если заявитель обращался в кассационном порядке, так как только кассационный порядок отвечает всем необходимым требованиям эффективности средств правовой защиты: а) заявитель по своему волеизъявлению может возбудить этот порядок, б) получить судебное решение, которое непосредственно определяет его права и обязанности.

Следует отметить, что в Международном Пакте о гражданских и политических правах прямо указано, что исчерпание внутренних средств защиты необязательно, если оно неоправданно затягивается. Что касается практики Европейского Суда по правам человека, то он также может признать обращение приемлемым, если заявитель докажет, что использование средств правовой защиты внутри государства является неэффективным.

3) Правосубъектность: В соответствии с Пактом и Конвенцией никто не может быть лишен правосубъектности, то есть в эти органы могут обратиться те, кто по внутреннему законодательству не имеет возможности защищать свои права самостоятельно: душевнобольные, дети, инвалиды и т.д.

4) Другие условия приемлемости: а) жалоба должна подаваться жертвой, то есть тем лицом, чье право было нарушено. б) жалоба не должна быть анонимной, хотя заявитель может просить Европейский Суд по правам человека не упоминать его имя при публикации решения и пресс-релизов. в) жалоба должна быть обоснованной, то есть на заявителе лежит бремя доказывания нарушения его права. г) жалоба не может быть одновременно подана в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН.

Комитет по правам человека ООН состоит из 18 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН из числа граждан тех стран, которые являются участниками Международного Пакта о гражданских и политических правах, не более одного гражданина от каждого государства, на срок 4 года. Члены комитета выступают в личном качестве, могут быть выбраны повторно. Решения комитетом принимаются при условии кворума — 12 человека, простым большинством. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в закрытом заседании, использует представленные письменные материалы. Рассмотрение дела в Комитете по правам человека ООН включает две стадии: рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в течении 5-7 лет. До настоящего времени Комитет по правам человека ООН не рассмотрел ни одного дела против РФ, хотя два дела, которые были подготовлены Центром содействия международной защите были признаны приемлемыми еще в 1998 году.

Решения Комитета по правам человека ООН не являются обязательными, он может признать, что в отношении заявителя были нарушены права человека и рекомендовать государству восстановить нарушенные права.

Европейский Суд по правам человека формируется Парламентской Ассамблеей Совета Европы и состоит из 41 одного судьи (на данный момент) по количеству стран-участниц Совета Европы и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судьи избираются сроком на 6 лет. Половина судей избирается каждые три года. Судьи могут переизбираться. Штаб-квартира Европейского Суда по правам человека находится в Страсбурге.

Жалоба при рассмотрении проходит несколько стадий: 1) неформальная — во время данной стадии лицо, обратившееся с жалобой на нарушение своего права, переписывается с Секретариатом Суда, то есть: а) обратившемуся может быть выслан формуляр, в том случае, если жалоба была подана в свободной форме; б) Секретариат может сообщить, что данная жалоба может быть признана неприемлемой, так как она не выдерживает определенных условий приемлемости ли является явно необоснованной. Но, секретариат не может определять дальнейшую судьбу жалобы, то есть если лицо, обратившееся в Европейский Суд по правам человека, настаивает на рассмотрении его жалобы, данная жалоба будет рассмотрена в соотвествии с процедурами ЕС. 2) юрисдикционная — стадия рассмотрения дела в соответствии с процедурами ЕС: а) Дело поступает для изучения судье ЕС. Комитет, состоящий из трех судей, по представлению одного из судей рассматривает дела не предмет приемлемости, точнее неприемлемости данного дела.

Европейский Суд по правам человека действует, образуя а) Комитеты (3 судьи), б) Палаты (7 судей), в) Большую палату (17 судей)

Судья, избранный от государства, являющегося стороной в споре, обязательно входит в Палату и Большую Палату.

Комитет решает вопрос приемлемости и необходимости дальнейшего рассмотрения дела. В том случае, если Комитет считает, что данная жалоба неприемлема и не подлежит дальнейшему рассмотрению, он принимает единогласное решение о признании обращения неприемлемым и снятии его с очереди.

Палата рассматривает вопросы приемлемости и существа дела в том случае, если комитет не признал жалобу неприемлемой. Палата может вынести окончательное решение по делу.

Большая Палата рассматривает дела: а) по межгосударственным жалобам, б) по индивидуальным жалобам, если решение дела требует толкования положений Конвенции и протоколов, а также может войти в противоречие с предыдущим решение суда, в) при наличии прошения одной из сторон на рассмотрение дела Большой палатой в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения Палатой.

В случае признания обращения приемлемым, Европейский Суд по правам человека может предложить: а) дружественное урегулирование; б) разрешить дело в соответствии с собственной процедурой.

Как ожидается, Европейский Суд по правам человека после реформы будет рассматривать дела в течение 2-х лет. Решения Европейский Суд по правам человека являются обязательными для государств-участников Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы, которому передаются принятые Европейским Судом по правам человека решения. Дело не считается оконченным до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства в соответствии с решением Европейского Суда по правам человека.

Какие вопросы разрешают Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека: Определяют, было ли нарушено государством конкретное право, предусмотренное вышеназванными документами, в отношении заявителя, и какими именно действиями государственных лиц оно было нарушено. Признают нарушения права. Европейский Суд по правам человека присуждает справедливую компенсацию за нарушенное право.

Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека не имеют права отменять внутренние судебные решения и определять права и обязанности человека в конкретном случае.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо помнить, что бремя доказывания лежит на заявителе, то есть заявитель должен обосновать свою жалобу, иначе она может быть признана злоупотреблением своего права.

Оон международная защита прав человека

66. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права.

Международная защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами. Кроме того, эта отрасль регулирует правила поведения государств и их сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств.

К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом, защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей, ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН. Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

1) Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;

3) Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;

4) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

5) Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

6) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;

7) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

Международная защита прав человека (3)

Главная > Реферат >Государство и право

Международная защита прав человека — контрольная

Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека………………………………………………. 2-6

Международная защита прав граждан……………….…..6-11

Нормы международного права о международной защиты прав человека регулируют отношения между государствами по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. 1

Вторая мировая война наглядно показала всем народам и государствам, что подготовка агрессивных войн неразрывно связана с посягательствами на права и свободы широких слоев населения, а развязывание таких войн ведет к ликвидации элементарных прав и свобод человека, к истреблению миллионов людей.

Устав ООН ввел в международное право принцип уважения основных прав и свобод человека. Этот принцип стал одним из основных принципов современного международного права.

Принцип уважения и гарантии прав человека и основных свобод закреплен в Конституции РФ в ст. 17 « В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

В уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином «права человека», поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

Цель моей работы – рассмотреть основные направления сотрудничества государств по защите прав и свобод человека.

Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

Концепций прав человека существует множество: религиозные, позитивитские, естественно-правовые и т.д. Их разнообразие обусловлено различием мировоззрений в обществе. Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Многие положения этой концепции получили широкое признание. 1

Во-первых, все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставления какого-либо одного права или свободы другим. Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав человека не исключает их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленно постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Однако соблюдение лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуется уважение и соблюдение и других прав и свобод.

Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ним сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать нарушить такие принципы, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение угрозы силой или ее применения в международных отношениях и т.д. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств, то есть на те основы, на которых базируется сама идея международного сотрудничества.

В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что вся сфера его взаимоотношений с собственным населением – вопрос в принципе внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике Организации Объединенных Наций представление о том, что под нарушением принципа уважения прав человека следует понимать прежде всего общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые нарушения основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индивидуальные случаи) обычно относятся к внутренней компетенции государства и не могут быть поэтому предметом рассмотрения в ООН или других международных организациях. Сами по себе они могут и не являться признаком того, что в государстве сложилась обстановка, которая позволяет говорить о нарушении этим государством своих обязательств по Уставу ООН. За последние годы, однако, взгляды на эту проблему изменилось.

В настоящее время признается, что некоторые индивидуальные случаи могут быть предметом рассмотрения на международном уровне и на внедоговорной основе, при чем даже без согласия заинтересованного государства. Однако точных критериев допустимости рассмотрения таких случаев не выработано.

Наблюдается тенденция к расширению права международного сообщества рассматривать различные аспекты соблюдения прав человека в отдельных странах. Особенно это заметно в рамках общеевропейского процесса. В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению 1991 года подчеркивается, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдения этих прав и свобод составляет одну из основ международного распорядка». В этом же документе государства- участники заявили, что «обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, является вопросами, представляющий непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел государства» 1 .

В-четвёртых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признаётся необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях. Кроме того, при обсуждении указанных вопросов государства должны стремиться к максимальной объективности, а не руководствоваться исключительно политическими интересами, например преуменьшая масштабы нарушений прав человека в союзных странах или даже вовсе их замалчивая и , наоборот, преувеличивая их в тех случаях, когда речь идёт о государстве, отношения с которым по каким-либо причинам ухудшились. Сотрудничество государств по гуманитарным вопросам не может не быть политическим именно потому, что это-часть межгосударственного сотрудничества, но оно не должно быть политизированным.

Особое значение для развития концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека имеют Великая декларация и Программа действий, принятые Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. Среди прочего, в декларации подтверждается важность обеспечения универсальности, объективности и не избирательности при рассмотрении вопросов прав человека.

Международная защита общих прав человека.

Основа защиты прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.

Всеобщая декларация прав человека закрепляет: равенство людей – все люди рождаются свободными и равными в правах; не дискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии и другим признакам; право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрет рабства и работорговли; запрет пыток или жестокого обращения; право каждого на правосубъектность; равенство всех перед законом; право на обращение в суд; запрет произвольных арестов; презумцию невиновности и запрет обратной силы закона; право на свободу передвижений и выбор места жительства; право на гражданство; право на вступление в брак; право владеть имуществом; право на свободу убеждений; право на мирные собрания; право на участие в управлении общественными и государственными делами; право на труд и другие права и свободы человека.

Всеобщая декларация прав человека дала толчок к разработке и заключению многочисленных конвенций по правам человека. Так, в 1948 году была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в 1949 г. – Женевская конвенция о защите прав человека в период вооруженных конфликтов, в 1950 г. – Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в 1966 г. – пакт оправах человека и др.

Одно из центральных мест в системе обеспечения и защите прав человека занимает Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Конвенция с изменениями подписана Россией в феврале 1996 г. и в 1998 г. рацифицирована с изменениями и дополнениями. Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 года.

Государства – участники Конвенции обязались обеспечить каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, указанные в Конвенции.

В Конвенции зафиксированы право на жизнь (ст.3), запрет рабства и пинудительного труда (ст.4), право на свободу и личную неприкосновенность (ст.5), право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом (ст.6), право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (ст.8), право на свободу мысли, совести и религии (ст.9), право на свободу выражения своего мнения (ст.10), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.11) и другие права и свободы.

Каждому, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, предоставляются эффективные средства правовой защиты перед национальными властями даже, если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст. 15 Конвенции во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, государство может принимать меры в отступление от своих обязательств по Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств пи этом, что такие меры не являются несовместимыми с ее другими обстоятельствами по международному праву. 1

Для обеспечения соблюдения обязательств по Конвенции, образуется Европейская крмиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека.

Важное место в системе обеспечения прав человека занимают пакты о правах человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах были приняты в 1966 году и рацифицированы ССр в 1973 г. К Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года имеются два Факультативных протокола. Первый Факультативный протокол рацифицирован СССР 5 июля 1991 г., и на сегодняшний день в нем участвуют около пятидесяти государств. Второй Факультативный протокол (о запрете смертной казни) РФ пока не рацифицирован.

В статье 1 обоих пактов закрепляется право народов на самоопределение, в соответствие с которым они свободно устанавливают свой политический статус и обеспечивают своё экономическое и политическое развитие, свободно распоряжаются своими естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

Устанавливается также принцип равенства граждан не зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Следует подчеркнуть, что положение пактов различаются по степени юридической обязательности. Если в соответствии со ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах государства-участники обязуются принять все необходимые меры, в том числе законодательные, для осуществления прав человека, указанных в этом международном договоре, то согласно ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства должны принять в максимальных пределов имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное осуществление прав и свобод, признаваемых в Пакте.

На основании норм Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства гарантировали индивиду: право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых и т.д; право на участие в профсоюзах; право на социальное обеспечение и социальное страхование; охрана семьи; право на образование и участие в культурной жизни и другие права.

Международный пакт о гражданских и политических правах, помимо таких общих прав человека, как право на свободу и личную неприкосновенность; провозглашает право на гуманное обращение; право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства; равенства граждан перед судом и презумцию невиновности; право на защиту личной жизни; право на свободное выражение мнений; право на мирные собрания и т. д.

Во время официального объявленного чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь нации находится под угрозой, государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах в той степени. В какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами государств по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.

Пакт также установил перечень неотъемлемых прав и свобод человека, отступать от которых государство не вправе не при каких обстоятельствах. К ним относятся:

— запрет пыток, жестокого бесчеловечного обращения или наказания;

— запрет рабства и работорговли;

— запрет лишать человека свободы только на том основании, что он не выполняет какие-либо договорные обязательства;

— запрет придания уголовному закону обратной силы;

— право на правосубъектность;

— право на свободу мысли, совести и религии.

Эти неотъемлемые права образуют минимальный стандарт прав человека.

В Пакте регламентируются также порядок создания и деятельность Комитета по правам человека.

В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. Государства осудили расовую дискриминацию и обязались проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Под расовой дискриминацией понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью уничтожение или умаление осуществления на равных началах прав человека и основных свобод. Запрещается всякая пропаганда и все организации, основанные на идеях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения. Объявляются преступлением распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, все акты насилия, предоставление помощи для проведения расистской деятельности .

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (ратифицирована СССР в1987) запрещает пытки.

Государства-участники не должны высылать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Конвенция СНГ о правах и свободах и основных свободах человека была подписана в 1995 г. Конвенция имеет целью соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами-участниками СНГ.

Договаривающиеся стороны обязались обеспечить каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией, права и свободы, изложенные в Конвенции.

Статья 2 охраняет право каждого человека на жизнь. Смертный приговор, как правило, не может вынесен женщинам. Смертный приговор не может быть вынесен женщинам. Находящимся в момент вынесения приговора в состоянии беременности, и смертный приговор не может быть исполнен в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Смертный пиговор не может быть вынесен лицу за преступление, совершенное им до достижения 18-летнего возраста. 1

Конвенция предусматривает запрет пыток, рабства. Принудительного труда, право на свободу и др.

Помимо гражданских и политических прав Конвенция предусматривает экономические и социальные права. Так, ст. 14 гарантируется право на труд и на защиту от безработицы. Ст. 15 – право на охрану здоровья, ст. 16 – право на социальное обеспечение и т.д.

Особая защита предоставляется незащищенным слоям общества (детям, пенсионерам, инвалидам и т. д.).

Конвенция устанавливает также перечень неотъемлемых прав и свобод, который, правда, несколько уже предусматриваемого Пактом о гражданских и политических правах.

Наблюдение за выполнением Конвенции поручено комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, Положение о которой является составной частью Конвенции.

Правовое положение населения государства регламентируется прежде всего нормами национального права страны, в которой оно живет. Однако значительную роль в регулировании прав и свобод индивида играет и международное право, нормы которого, в частности, во многом определяют правовое положение иностранцев, регулируют правоотношения с иностранным элементом и т. п. В однихслучаях нормы международного права устанавливают стандарты павового статуса индивида, в других – являются непосредственным основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей человека. Форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом конкретном государстве зависит от принятой концепции соотношения международного и внутри государственного права.

В настоящее время общепризнано, что политические, социальные, экономические, культурные и иные права человека – не дар государства, политической партии или какой-то группы лиц, а неотъемлемое качество каждого индивида. Принадлежащее ему от рождения независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и иных убеждений. Права и свободы человека составляют основу гражданского общества, базис современной цивилизации.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года

Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 416с.

Международное публичное право: Учебник/Л.П Ануфриева, К.А. Бякяшева.- 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: «Проспект», 2003. – 640 с.

Международное право: Учебник Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Междунар. отношення, 1999.- 624 с.

Международное право: Учебник для вузов /Г.Н. Туткин. – М.: «Юридическая литература», 1982. – 546 с.

1 Международное право: Учебник для вузов /Г.Н. Туткин. – М.: «Юридическая литература», 1982. – С.346.

1 Международное право: Учебник Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Междунар. отношення, 1999.- С. 403.

1 Международное право: Учебник Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Междунар. отношення, 1999.- С. 405.

1 Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С. 211.

1 Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С.214.

Политология прав человека: учебное пособие

Автор: Искакова Г.К. | Год издания: 2007 | Издатель: Астана: Фолиант | Количество страниц: 406

  • Головна
  • Права людини
  • Политология прав человека: учебное пособие
  • Международная система защиты прав человека

Международная система защиты прав человека

Современная международная система защиты прав и свобод человека включает три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Политический авторитет последней был настолько высок, что ее положения вошли в конституции многих государств мира, оказали существенное влияние на последующее развитие международных отношений и международной политики, формирование международной системы защиты прав человека.

Международное право и, соответственно, политика развиваются и стремятся содействовать глобальному сотрудничеству, в том числе и политическому. ООН создала не только правовые основы, но и механизм международного сотрудничества, систему соответствующих органов по имплементации вступивших в силу международно-правовых актов. В соответствии с изменениями в мире необходимо по-новому взглянуть на ООН как на главный координирующий центр международной политики и межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

ООН, приняв необходимые международно-правовые акты, создала систему защиты прав человека, состоящую из главных органов и специализированных учреждений, обладающих компетенцией в области прав человека. Основными органами по защите прав человека, относящимися к первой категории, являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Компетенция Генеральной Ассамблеи является почти неограниченной, поскольку ст. 10 уполномочивает ее «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава» и давать государствам-членам «рекомендации» по таким вопросам.

Совет Безопасности в соответствии со ст. 34 Устава уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Подобные «ситуации» часто бывают обусловлены массовыми и постоянными нарушениями прав человека либо сопровождаются ими. Это главная причина, по которой Совет Безопасности может заняться проблемами прав человека. Решения Совета по данным вопросам являются окончательными.

К специализированным органам по правам человека относится, прежде всего, Комиссия ООН по правам человека (1946 г.), ответственная за разработку международных стандартов в области прав человека и контроль за их соблюдением. Комиссия по правам человека ввела десятки специальных процедур для конкретных проблем и конкретных стран: учреждены должности и полномочия специальных докладчиков и представителей, рабочие группы и независимые эксперты. В последние 10 — 15 лет Комиссия уделяла особое внимание изучению положения в отдельных странах, включая такие проблемные с политической точки зрения страны, как Гватемала, Иран и Бирма. Актуальными сегодня для Комиссии являются вопросы соблюдения прав человека в КНР, положение палестинцев в Израиле, ситуация в Чечне. Как правило, комиссия работает через специального докладчика — полунезависимого эксперта, который официально отчитывается перед комиссией и ведет непрерывный диалог с правительством данной страны для создания постоянного присутствия и канала влияния.

В последние годы работа комиссии и вообще деятельность ООН в области прав человека все чаще наталкивается на препятствия политического характера: как межправительственная организация она стремится решать вопросы консенсусом, что требует постоянных компромиссов, и привносит политические мотивы при решении вопросов правового характера. Это обстоятельство вызывает критику тех правозащитников, которые отрицают политические компромиссы и отказываются от снижения уровня международных стандартов и не мирится с грубыми нарушениями прав человека. Но компромиссы в условиях глобализирующегося мира неизбежны.

Комитет по правам человека как контролирующий орган ООН за реализацией Международного Пакта о гражданских и политических правах рассматривает жалобы отдельных граждан государств. Государства, ратифицировавшие этот пакт, не всегда признают государственные жалобы. Они должны заявить о признании компетенции этого Комитета путем подачи письменной декларации (к сожалению, постсоветские государства Центральной Азии еще не признали государственную жалобу в качестве контрольного механизма, а, значит, они не подпадают под его действие).

Наиболее эффективным контрольным механизмом для всех государств являются доклады государств (первичный, дополнительный, периодический). Нередко используются Комитетом и альтернативные доклады, предоставляемые неправительственными организациями и способные повлиять на мнение членов Комитета. Последний вправе издать рекомендации по улучшению ситуацию с правами человека в стране. Хотя решения, принимаемые Комитетом, не являются обязательными для выполнения, ряд государств уже принял по ним соответствующие меры. Так, Канада пересмотрела законодательство в отношении прав индейцев, проживающих за пределами своих племенных земель; Маврикий внес изменения в законодательство о правах женщин, Нидерланды поменяли существовавшее прежде дискриминационное законодательство о социальном обеспечении др.

Наиболее важными органами защиты прав человека являются институт Верховного комиссара ООН по правам человека (далее ВКООНПЧ) (1993 г.). Сфера деятельности ВКООНПЧ — это поощрение и защита прав человека во всем мире; укрепление международного сотрудничества в области прав человека; достижение диалога с правительствами в целях обеспечения уважения прав человека; координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН, и др. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в качестве общесистемного координационного центра по правам человека укрепило партнерские связи с другими подразделениями системы. В настоящее время Управление ведет работу по исполнению просьб около 60 государств-членов о создании или укреплении национального потенциала и инфраструктуры прав человека. Установлены связи между специалистами по разработке политики в области прав человека и кадровыми сотрудниками на местах по поддержанию мира и гуманитарной помощи.

Международную систему защиты прав человека в рамках ООН существенно развивают и дополняют региональные системы защиты прав человека, основанные на территориальной общности, примерно одинаковом уровне социально-экономического развития и ряде других факторов, то есть включают страны, находящиеся приблизительно в одном «историческом времени». Принятая в рамках Совета Европы Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.) была первым международным договором на региональном уровне, трансформировавшим принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией, в конкретные юридические обязательства. Однако ценность данного документа состоит не столько в зафиксированных правах, сколько в созданных механизмах их имплементации.

Существующая в Европе система защиты прав человека является первой межгосударственной организацией регионального характера, положившей в основу своей деятельности защиту прав человека. Она, например, определила перечень прав, которые должны гарантироваться каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией государств-членов, установила коллективные процедуры надзора и гарантии на европейском уровне. Решения Европейской комиссии по правам человека, хотя формально и не являются обязательными для исполнения, обычно принимаются всеми государствами. Здесь выработан более эффективный механизм рассмотрения жалоб граждан. Европейский суд по правам человека вынес по результатам рассмотрения решения, касающиеся свыше 150 дел о нарушении различных прав человека и подлежащие обязательному исполнению. В мировом масштабе это пока единственный пример значительной передачи полномочий по обеспечению прав и свобод человека государствами наднациональному политическому сообществу.

Для международного сотрудничества государств до начала Хельсинкского процесса характерно формулирование основных прав и свобод человека в общих чертах, без их конкретизации и установления сроков исполнения. В условиях идеологизации межгосударственных отношений, взаимного недоверия невозможно было согласовать конкретные нормы международного права, содержащие такие категории, как «демократия», «свобода», «социальный прогресс» и др., которые трактовались с противоположных позиций, и с советской стороны им давалась классовая интерпретация.

Начало Хельсинкскому процессу положило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, 1973 г.). Оно объединяло все государства Западной Европы, а также США и Канаду. В Хельсинкском Заключительном акте (1975 г.) были определены основные направления и конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информацию. В феврале 1987 г. на Общеевропейской встрече в Вене 17 западных стран приняли предложение (названное «трехступенчатой ракетой») о создании многоступенчатого постоянно действующего механизма осуществления контроля за выполнением уже достигнутых договоренностей в области прав человека. Первоначально государствам-участникам, неправительственным организациям и отдельным лицам предоставлялось право обращения с запросами к любому правительству по поводу нарушения основных прав и свобод человека. На второй стадии предусматривалось проведение специального совещания в целях оценки функционирования этой процедуры. На третьей предполагался созыв общеевропейской конференции по правам человека.

Многочисленные факты нарушений прав человека показали явную неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением, особенно в странах с диктаторским режимом. Поэтому начиная с середины 70-х годов в международно-правовых документах, принятых в том числе и в рамках СБСЕ, четко прослеживается тенденция определить функции международного сотрудничества и внутригосударственного регулирования в области защиты прав человека. В Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международной политики и взаимодействия, устанавливался баланс равного взаимодействия международно-правового и национального регулирования прав человека. На Копенгагенском совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ уже утверждалась главенствующая роль международных стандартов прав человека. Согласно документу любое государство имеет право свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами свои политические, социальные, экономические и культурные системы и обязано обеспечить соответствие проводимой политики принятым обязательствам.

В принятых документах Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г. было подчеркнуто, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона, носят международный характер. и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства» [10, с.369]. «Пражский механизм» (принятый в январе 1992 г.), или процедура «консенсус минус один» означает, что «в случаях явного, грубого и неисправленного нарушения соответствующих обязательств» в области прав человека Советом ОБСЕ или Руководящим советом могут быть «предприняты надлежащие действия», причем, «если необходимо, и без согласия соответствующего государства». К таким действиям относятся «политические заявления и иные политические шаги, которые будут делаться за пределами такого государства» [11, с.19]. Сегодня ОБСЕ располагает довольно сильным потенциалом политико­правовых механизмов и процедур урегулирования споров и конфликтных ситуаций между государствами-участниками, в числе которых посредничество, миссии по установлению фактов, миссии докладчиков, арбитраж и др. В целом система механизмов и процедур урегулирования споров в рамках ОБСЕ детально разработана и имеет комплексный характер. Однако потенциальные возможности системы урегулирования споров используются все еще слабо. Назрела необходимость проведения своеобразной «инвентаризации» имеющихся механизмов, их унификации и упрощения в целях повышения эффективности, что позволит успешней решать различные проблемы в области европейской безопасности и прав человека.

Европейская региональная система закрепила совершенно новый контрольный механизм в области защиты прав человека и послужила моделью для Межамериканской (1969 г.), Африканской (1981 г.) и СНГ-овской (1993 г.) систем защиты прав человека. Межамериканская система была создана в рамках Организации американских государств (ОАГ, 1948 г.). Принятая в 1969 г. американская конвенция по правам человека вступила в силу лишь в 1978 г. Согласно последней, полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию (1960 г.) и Межамериканский суд по правам человека (1978 г.).

Африканская региональная система защиты прав человека, основанная в 1981 г., к сожалению, не дает таких возможностей жертвам нарушений прав человека, как европейская и американская. Страны арабского региона вообще долгое время оставались без механизма защиты прав человека, поскольку исламский подход к правам человека препятствовал заключению или участию арабских государств в международных соглашениях в области прав человека. Багдадская конференция по правам человека в арабском мире (1949 г.) приняла ряд рекомендаций всем государствам-членам Лиги арабских государств (ЛАГ) начать процесс выработки проекта межарабского соглашения по правам человека. Но лишь в 1994 г. Советом ЛАГ была принята Арабская хартия прав человека, которая в целом не создала каких-либо существенных обязательств для государств-участников. В Арабской хартии влияние исламского фактора проявилось в отсутствии свободы выбора веры, запрете имеющейся в арабских странах полигамии, важнейших гражданских и политических свобод (например, право на личную неприкосновенность и жизнь, право на участие в управлении государственными делами, право на создание политических партий и организаций и др.). Арабские страны, приняв Хартию, нередко используют ее «в качестве регионального ограждения от оказываемого международным сообществом давления» [12, с.198].

Процесс реализации и предотвращения нарушений прав человека должен осуществляться главным образом на национальном уровне: именно государство должно проявить волю в обеспечении прав людей. Международно-правовые акты обязывают государства обеспечить реализацию прав и свобод личности. Перечень и объем прав, предоставляемых индивиду (личности), постоянно растет по мере расширения сотрудничества различных государств и международных организаций в области прав человека. В результате политики реализации новых международных стандартов и в процессе перехода с государственного уровня на уровень мирового сообщества существенно расширяется социализация личности. Последняя стала непосредственным субъектом международных отношений. Развитие принципиально иных свойств и качеств личности в процессе активизации ее правозащитного участия в мировом сообществе предполагает повышение ответственности индивида за нарушение не только внутригосударственных, но и международных принципов и норм права. В отдельных случаях индивид, самоопределяясь как личность, может требовать от государства выполнения взятых международных обязательств, обращаться в международные органы, включая суды. В настоящее время концепция прав человека все больше увязывается с концепцией ответственности человека перед государством и обществом. В соответствующем проекте Декларации об ответственности человека, работа над которым проводится в ООН, закрепляются зависимость и неделимость прав и обязанностей. Поэтому вполне логично, что с ратификацией международных договоров по правам человека обязательства исполнять достигнутые договоренности наряду с государством берут и его граждане. При этом ответственность за нарушение тех или иных принципов и норм ратифицированных соглашений несет как государство, так и граждане. Все граждане, находящиеся на территории государства-участника международного соглашения, становятся активными участниками этого соглашения. Личность тем самым все более активно включается в международно-правовые отношения и в некоторых случаях начинает вполне осознанно участвовать в процессах обеспечения международных стандартов в области прав человека, т. е. субъектом международной политики.

Таким образом, мировое сообщество, признавая ценность человеческой жизни, достигло согласия относительно международных стандартов в области прав человека. Международные стандарты — это результат компромисса между странами с различными политико-правовыми системами и традициями, которые по тем или иным соображениям подошли к общему выражению своих позиций, которые нередко заметно расходятся на практике. Членство государств в универсальной и региональных системах ставится в зависимость от соответствия национального законодательства Уставу организации и соответствующей конвенции по правам человека. Функции международной и внутригосударственной защиты прав человека разграничиваются следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением, на национальном уровне государства приводят свое законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

Для внутригосударственной реализации международных стандартов остается определенная сфера свободы действий по их адаптации и конкретизации, в процессе которых и отражаются национальные особенности (культура, традиции, менталитет). Необходимо учитывать и существование конкретных условий в зависимости от уровня социально-экономического развития страны, господствующей религии и т. д. При анализе важно учитывать также различные социальные, политические и другие предпосылки, сложившиеся у различных региональных систем и государств. Этот опыт невозможно автоматически перенести с одной системы на другую, с одного государства на другое. Однако, невыполнение международных обязательств не может быть оправдано ни какими-либо специфическими условиями, ни характером политической системы, ни особенностями культуры.

В арсенале политических механизмов мировым сообществом выработаны мягкие (дипломатические демарши, двусторонние и многосторонние контакты и др.) и жесткие (сокращение или переориентация финансовых средств в рамках конкретных программ поддержки, исключение из организации, приостановка действий соглашений и договоров и др.) механизмы. Международные контрольные механизмы и процедуры, закрепленные в соответствующих договорах, имеют первостепенное значение по отношению ко всем другим международным мерам. Вместе с тем применение средств экономического давления, политика экономических санкций чаще всего не имеет ничего общего с реальным обеспечением прав человека. С практической стороны эта политика санкций неэффективна: применение к слаборазвитой стране экономических санкций ухудшает экономическую основу обеспечения прав человека.

Международное сообщество все еще не располагает эффективными инструментами воздействия на политику крупных государств-нарушителей прав человека. Практически невозможно было повлиять когда-то на Советский Союз, а сегодня отсутствуют действенные механизмы воздействия, например, на Китай. Однако международное сообщество располагает позитивным опытом, в частности, по демократическому реформированию Тайваня. Это связано с тем, что Тайвань был с самого начала признан международным сообществом, располагавшим экономическими и политическими рычагами воздействия на него.

Мировой политический опыт показывает, что политика непризнания новых государств, отделившихся от более крупных государств, крайне непродуктивна. Такая политика не способна предотвратить рост сепаратистских настроений, военные конфликты или укрепление авторитаризма. Применение главным образом жестких мер в отношении государств-нарушителей прав человека

неэффективно и политически бесперспективно. Стратегия мирового

сообщества в отношении государств-нарушителей (если эти нарушения не имеют серьезных последствий для мирового сообщества) должна основываться на применении мягких форм воздействия.

Международные стандарты существенно расширили и углубили международную политику в области прав человека, хотя современный перечень прав человека далеко не полон и не отражает многих важных проблем в этой сфере. Наблюдается тенденция заметных корректировок ряда международных стандартов из-за компромиссов, на которые государства сознательно идут с целью обеспечить принятие новых стандартов. Так, большое число оговорок к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин внесены исламскими странами. При этом другие государства-участники вполне лояльно относятся к ним, учитывая традиции ислама.

В связи с ростом и усложнением международных процедур актуализировалась необходимость повышения их результативности и минимизация негативных сторон: неоправданность серьезных финансовых расходов при низкой эффективности ряда процедур; дублирование некоторых из них. Вся система контрольных механизмов, например, в рамках ООН испытывает серьезную нехватку финансовых и кадровых ресурсов. Финансирование комиссии ООН по правам человека составляет лишь 2 % от бюджета ООН, что не позволяет проводить все запланированные проекты, существенно ограничивает возможности этого органа. В условиях жесткого финансирования представляется более эффективным укрепление существующих механизмов, чем создание новых: рационализация,

упорядочение их работы, стандартизация их методов. Больше стало трудностей в процессе устранения международными процедурами политических симпатий и антипатий тех, кто входит в состав международных органов. Как показывает мировой политический опыт, ни одна международная процедура в случае сознательного нарушения государством принятых обязательств не способна устранить их в полной мере. Но международные процедуры содействуют обмену опытом между государствами в решении проблем, возникающих в области прав человека; дают возможность оказывать политическое давление на нарушителей, которое само по себе не может дать ощутимых результатов, но в большей или меньшей степени будет содействовать борьбе против таких нарушений внутри страны.

К сожалению, за последние годы применение двойных стандартов стало заметной тенденцией в международных отношениях и международной политике в целом. Одна из причин создавшейся ситуации заключается в том, что до сих пор неопределенно и противоречиво трактуются международные принципы прав человека, которые не отражены также в понятийном аппарате международных и региональных актов. Неразработанность принципов прав человека негативно сказывается как на общих идеологических позициях, политико-правовых нормах и стандартах прав человека, усиливая их декларативность, так и на самой международной правозащитной практике, снижая её эффективность.

Большинство государств признает в качестве фундаментального принципа прав человека их универсальность. Многие государства добавляют к этому принцип неделимости, некоторые — взаимозависимость или солидарность. Некоторые члены международного сообщества отвергают саму идею принципов прав человека и особенно их универсальность как принцип. Ряд представителей, навязчиво отстаивающих идею универсальности прав человека, на деле превращая в универсальную одну ее особенную модель, в сущности отстаивают тот самый политико-правовой релятивизм, который якобы отвергают [13]. Важнейшими принципами прав человека, по мнению Л. Евменова, являются принципы универсальности и различия, неделимости и делимости (автономности), равенства и неравенства, неотчуждаемости и отчуждаемости прав человека, являющиеся фундаментальными принципами прав человека и имеющие диалектическую двойственность. Именно понимание диалектической двойственности принципов прав человека имеет большое практическое значение, позволяет выйти в конечном итоге на реальную, конкретную политику, международную и внутреннюю, обеспечить объективность при решении международных, региональных и национальных проблем в области прав человека.

Универсальность прав человека как сторона принципа универсальности и различия является одновременно и императивом прав человека. Но императивы и принципы прав человека (как и любого иного явления современного мира) хотя взаимосвязанные, но разные вещи. Непонимание различий содержания и функциональной нагрузки этих категорий, их отождествление, считает Л. Евменов, ведет к неопределенности в трактовке ряда положений важнейших документов ООН, вносит нравственно­политическую и правовую двусмысленность в трактовках и подходах. Это способствует политизации прав человека, питает политику «двойных стандартов» в национальной и международной практике применения международных норм и стандартов. Следствием пренебрежения фундаментальными принципами прав человека и являются современные политические и социальные потрясения в мире.

Американская трагедия 11 сентября 2001 г. и последующие террористические акты вызвали серьезные политические изменения в международной политике. США объявили войну международному терроризму. В этих условиях необходимо всестороннее объективное международное расследование этих событий посредством международных механизмов. В соответствии с условиями ООН, членом которой являются и США, главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности несет Совет Безопасности ООН. К его полномочиям относятся расследование любой ситуации, которая приводит к международным осложнениям, определение угрозы миру или акта агрессии, миротворческая деятельность, принудительное установление мира, экономические санкции и санкционирование военных действий. Согласно международным нормам США должны были бы обратиться в Совет Безопасности для всестороннего расследования этого преступления, поиска виновных и наказания международных террористов.

Преступники должны наказываться в рамках существующих международно­правовых и конституционно-правовых процедур.

На рубеже XX — XXI вв. обозначились противоречия в международной политике, политико-правовая коллизия между осуществлением права народов на самоопределение и права на защиту территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела других государств. Происходящее на международном уровне постепенное формирование легитимных основ на вмешательство третьих сил во внутренние конфликты в целях защиты прав и свобод человека казалось бы должно способствовать утверждению универсальных подходов к этой проблеме. В реальной практике повсеместно в подобных конфликтах нарушаются права тех, кто к этому конфликту прямого отношения не имеет. При противоречивом сплетении государственных и других интересов, как правило, формируется политика двойных стандартов по отношению к той или иной стороне в конфликте. Существенный ущерб международному сотрудничеству и стабильности наносит политика, использующая права человека как инструмент для достижения своих политических интересов.

Практически, когда речь идет о самоопределении национальности в демократическом государстве, проблема решается демократическим путем и тем самым формальное противоречие снимается без вмешательства, например, ООН. Когда же подобная ситуация возникает в рамках авторитаризма, то это ведет к подавлению прав национальных меньшинств. Тут необходимо вмешательство ООН, но по разным причинам бывает не всегда. Либо нарушения прав национальных меньшинств в государстве (например, Израиле) не столь объемны и грубы, и Совет Безопасности ООН, не вмешиваясь, рассчитывает на способность демократических сил государства самостоятельно устранить нарушения прав и свобод человека. Либо государство стремится ассимилировать национальное меньшинство, и Совет Безопасности ООН не вмешивается, считая это вопросом суверенитета и целостности государства (курдский вопрос в Турции). Либо при явном произволе, геноциде, массовых этнических чистках Совет Безопасности ООН не может принять решительных мер по их пресечению ввиду блокировки его резолюции (например, в югославской провинции Косово). В результате ООН, стремясь разрешить противоречия между принципом суверенитета и правом наций на самоопределение, практически допускает «двойной стандарт». Отсутствие единого подхода к применению международных стандартов подрывает их общеобязательность и снижает эффективность международной защиты прав человека и международной политики в целом.

Достаточно широко в последнее время в международной политике используется процесс, получивший в середине 1990-х годов название «гуманитарная интервенция». Концепции «гуманитарной интервенции», «превентивной самообороны», их распространение в международной политике

— это попытка обойти принципы прав человека, изменить отношения в международной системе. Эрозия норм международного права в конечном результате может привести к эрозии принципов прав человека, а также мировой политики. Для понимания новых тенденций в области прав и свобод человека представляются важными события в Косово. Они наглядно продемонстрировали, что для ряда развитых государств защита прав и свобод человека вне своих границ может служить способом прямого достижения политических целей. Эти способы могут включать применение военной силы, нарушая тем самым право человека на жизнь. Балканский кризис показал, что важным инструментом формирования нового мирового порядка становится военная сила, устанавливающая новые принципы международных отношений. США, «наказывая» сербов за геноцид албанцев, но проявляя «толерантность» по отношению к своим союзникам-туркам, устраивающим геноцид курдов, демонстрировали тем самым «двойной стандарт» (вместе с тем, во внутриполитической сфере западных стран широкое использование «двойного стандарта» весьма затруднительно из-за наличия таких ограничителей, как развитая система законодательства и зрелое гражданское общество). Подобная ситуация обусловлена не организационной слабостью, концептуальными сложностями или пробелами в праве, а является подтверждением процесса трансформации политической функции мирового сообщества.

Не только развитые страны прибегают к политике «двойных стандартов»: косовским прецедентом воспользовались и российские федеральные власти. На фоне натовских бомбардировок действия России в Чечне многими воспринимались как более «легитимные». Косовский прецедент фактически показал, что проблема прав и свобод человека в руках государства становится все больше политической проблемой, теряя при этом человеческое измерение. Конфликты в Югославии и Чечне также показали, что нарушения прав и свобод человека в регионах, где вовлечены интересы наиболее сильных государств, привлекают наибольшее внимание мирового сообщества по сравнению с нарушениями прав в регионах, которые находятся на периферии мировой политики. Например, в странах Африки происходит массовая гибель людей в этнических конфликтах, гражданских войнах и межгосударственных столкновениях, но эти конфликты не стали объектом международных действий. Хотя в этом регионе (к примеру, в Сомали) при попытках урегулирования межэтнических столкновений с помощью военной силы проявились те же проблемы, что и в Югославии и Чечне. С других позиций к оценке событий в Чечне подходит профессор Оксфордского университета Н. Макфарлен [14, с.168]. Настойчивое требование соблюдать права человека в Чечне, по его мнению, может поставить под угрозу выполнение общих задач Запада в отношении Кавказского региона и создать дополнительные трудности для коллективной безопасности в Европе.

В США в отношении универсальных ценностей господствует, как считают многие, односторонний избирательный подход, заключающийся лишь в конкретном понимании собственных национальных интересов. Как следствие, внешнеполитическая деятельность США вызывает недовольство европейских стран. На Варшавской конференции «К сообществу демократических государств» (июнь 2000 г.) министр иностранных дел Франции предостерегал западные страны о тенденции создания из демократии «религии» и навязывания ее другим странам [15]. Сотрудничество государств в области прав человека, являясь частью межгосударственного сотрудничества, не может не быть политическим, но и не должно быть идеологизированным, основанном на антагонизме и противопоставлении различных государственных систем. Ни одно из государств не должно быть наделено особыми контрольными функциями по отношению к другим государствам.

Уважение государственного суверенитета является основополагающим принципом международных отношений. Но именно государственным суверенитетом прикрываются диктаторы, грубо нарушая права человека. Имеет ли право государство, ссылаясь на суверенитет, апеллируя к принципу невмешательства, расправляться со своими гражданами на политической, расовой, этнической, религиозной почве? По нашему глубокому убеждению, насилие, унижение, геноцид нельзя оправдать индивидуальной, национальной, культурной или другой спецификой. На наш взгляд, при всем разнообразии ценностных ориентиров различных цивилизаций общая основа все же есть. Это фундаментальные права человека. Все концепции суверенитета и безопасности должны строится на приоритете прав человека.

Таким образом, международная система, созданная в условиях двухполюсной структуры мира, должна быть обновлена и способна обеспечить адекватное реагирование на качественно новые вызовы международной безопасности (этнополитические конфликты, терроризм и т. д.). Попытки утвердить концепцию приоритета прав человека над государственным суверенитетом вызывают мощный протест. Сегодня перед международным сообществом возникла необходимость решения следующей проблемы: допустимо ли вообще международное вмешательство во внутренние дела суверенного государства? Дискуссии в ООН, других международных организациях порождают острые разногласия и даже конфликты при попытках явочным порядком утвердить свой подход к разрешению возникающих ситуаций. События в Югославии и Косово особенно ярко высветили всю остроту проблемы. США и некоторые их союзники отстаивают концепцию так называемого гуманитарного вмешательства, согласно которой иностранные государства, если они посчитают, что нарушаются права человека, могут и должны влиять на происходящее в любой стране, в том числе применяя военную силу. Считая, что в современную эпоху приоритет имеют права человека, а их обеспечение или нарушение не является внутренним делом отдельной страны, они не учитывают, что при этом возникает угроза государственному суверенитету и осуществляется вмешательство во внутренние дела. История Вьетнама, Чехословакии, Сомали, Косово показывает, что далеко не всегда такое вмешательство приводит к утверждению прав человека. Хотя история имеет удачный опыт «гуманитарной интервенции»: геноцид в Восточном Тиморе удалось предотвратить с помощью введения в 1999 г. военного контингента ООН. По данному вопросу международному сообществу удалось придти к консенсусу. В большинстве же случаев достичь согласия пока не удается.

Многие страны не разделяют подход США к этой проблеме и рассматривают его как попытку развитых стран узурпировать право решать, как жить современному миру, чтобы закрепить свои сферы влияния, добиться политического и экономического доминирования. Доминирование одних стран над другими в ситуации усиливающейся глобализации, взаимозависимости цивилизаций способно трансформировать практику «двойных стандартов» и привести к выхолащиванию демократии внутри самих развитых стран.

С другой стороны, события конца ХХ в. на Ближнем Востоке и в Юго­Восточной Азии показали, что игнорирование отдельными государствами международных прав человека создает условия для поддержания продолжительных международных конфликтов. Вместе с тем прослеживается со стороны мировых держав избирательность в отношении оценки ситуации соблюдения прав человека. Определенные регионы и страны (например, Афганистан, Алжир, Бурунди, в которых происходят грубые, систематические нарушения прав человека) вообще стали по существу «зоной невмешательства».

Сами по себе массовые нарушения прав человека в какой-либо стране в принципе не дают право другим государствам на военное вмешательство. Применение военной силы без санкции ООН ведут к эрозии запрета на ее использование, который, как подчеркивает немецкий исследователь М. Шпильман, имеет универсальную ценность в качестве нормы императивного права [16, с.57]. Практика международного сообщества подтверждает, что законность использования военной силы может быть подтверждена только решением Совета Безопасности. Поэтому в рамках реформирования ООН и Совета Безопасности должны быть выработаны единые критерии, определяющие при каких условиях возможна «гуманитарная интервенция», в каком виде ее можно применить, а также разработаны механизмы общественного контроля за осуществлением «гуманитарной интервенции». Поскольку именно Совет Безопасности принимает решения, имеющие широкое международное значение, то назрел и вопрос о расширении на демократической основе его состава (например, путем включения таких крупных государств, как Япония, Германия и др.). Важно, чтобы в принятии важнейших для мирового сообщества решений принимало как можно больше авторитетных государств. Актуальным представляется четкое определение понятия «угроза миру», поскольку ее широкое толкование вступает в противоречие с объективной оценкой ситуации, возможностями международного сообщества и последствиями применения военной силы.

Таким образом, права и свободы человека в современном мире являются важным критерием внутренней и внешней политики государств, мощным инструментом международного сотрудничества, международной политики и политического влияния. Мировым сообществом разработана современная концепция прав человека в виде международных (в рамках ООН, Совета Европы, других региональных систем) стандартов прав человека и международная система по их защите, а также установлен баланс равного взаимодействия международно-правового и национального регулирования прав человека. Права и свободы человека — эта область, в которой постепенно стирается традиционное разграничение между национальным и международным регулированием. В каждой отдельной стране на основе международных стандартов и с учетом национального своеобразия складывается собственная концепция прав человека, свой перечень прав и свобод граждан. Международная практика свидетельствует, что содержащиеся в международно-правовых актах общечеловеческое выражение прав и свобод человека делает их способными вполне эффективно регулировать межгосударственные отношения, добиваться общих позиций по проблемам прав и свобод человека, толерантно относясь при этом к различиям и особенностям. Утверждение прав и свобод человека в международном сообществе не происходит быстро и одновременно: существующие различные уровни экономического, политического и культурного развития государств не дают оснований рассчитывать на то, что права всех людей будут гарантированы в равной мере и что они могут развиваться в полной мере одновременно.

Несмотря на постоянное расширение объема прав и свобод человека, совершенствования политических механизмов воздействия на государства, не выполняющих принятых обязательств, потенциальные возможности системы, имеющихся механизмов и процедур урегулирования споров используются все еще слабо. Обострение ситуации с правами человека, как показывает практика последних лет, связано как с концептуальными сложностями (в том числе не разработанностью принципов прав человека), так и с наблюдаемой тенденцией трансформации политической функции международного сообщества, политизацией прав человека, расширением политики «двойных стандартов» в национальной и международной практике. Нравственно-политическая и правовая двусмысленность в подходах к решению проблем прав человека различными странами препятствует достижению объективности при решении международных, региональных и национальных проблем. Поэтому актуальным представляется не отмена уже зарекомендовавших себя систем регуляции общественного поведения (например, система ООН), а их дальнейшее совершенствование.

Международные стандарты по правам человека — это открытая система, которая устойчива лишь в период наибольшей гармонии и симметрии, наибольшего согласия ее подсистем (государств). По мере накопления противоречий, несогласованности в подходах к проблемам прав человека устойчивость будет ослабевать и, как следствие, система должна будет эволюционизировать в сторону поиска новых компромиссов, новых стандартов. Эволюцию данной системы можно представить как переход от одного состояния гармонии, симметрии к другому, отражающему современные тенденции мирового развития. В современных условиях данная система находится в состоянии неустойчивости, дисбаланса. Важным фактором, способным придать, на наш взгляд, системе устойчивый характер, может стать четкое определение принципов прав человека, критериев и правовых рамок международных действий по урегулированию конфликтных ситуаций, в том числе по применению военной силы, а также закрепление в международных стандартах по правам человека и максимах политического поведения концепции толерантности. Задача преодоления разрыва между международными нормами в области прав человека и их реализацией на практике осложняется в условиях глобализации. На первый план все больше выдвигается необходимость обеспечения общих интересов, которые должны быть предложены и развиты исключительно посредством переговорного процесса, ведущего к общему согласию, который требует участия всех заинтересованных государств и народов. Необходим такой демократический правовой стандарт, отражающий консенсус различных моделей прав человека, при котором будет учтено наибольшее количество цивилизационных подходов. Только объединенные усилия всех субъектов международных отношений и мировой политики по утверждению прав и свобод человека, выработка новых эффективных норм и принципов международного права и международных отношений, гибкая международная политика позволят найти достойные ответы вызовам, с которыми столкнулось сегодня международное сообщество. Утверждение идеи прав и свобод человека в политическом мышлении, признание прав и свобод человека как базовой ценности мирового политического сообщества, как основы внутригосударственного и международного взаимопонимания будут способствовать утверждению безопасности и стабильному развитию как отдельных государств, так и всего международного сообщества.

Смотрите еще:

  • Дом из утрамбованной земли Дом из утрамбованной земли А. Яковлев, архитектор В №8 нашего журнала за прошлый год была опубликована заметка под заголовком «Утрамбованная земля — строительный материал». В ней […]
  • Материнский капитал ипотека обременение Снятие обременения после использования материнского капитала Добрый вечер,в свидетельстве о государственной регистрации права написано ,что есть существующие ограничения (обременения) […]
  • Едв на жилье военнослужащим калькулятор Калькулятор жилищной субсидии военнослужащих на 1-е полугодие 2018 года Калькулятор жилищной субсидии на 2-е полугодие 2018 года смотрите здесь=> Данный калькулятор жилищной субсидии […]
  • Гк рф 164 Статья 164. Государственная регистрация сделок 1. В случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. 2. […]
  • Статистика развода на 2012 В Санкт-Петербурге октябрь, 23, 2018 год 6 °C Читают все Н овости партнёров L entainform Как изменилась статистика браков и разводов в России за 60 лет 03/07/2012 Росстат опубликовал […]
  • Исковое заявление о смене фамилии несовершеннолетнему ребенку Исковое заявление об изменении фамилии ребенка в судебном порядке в случае спора между родителями Исковое заявление об изменении фамилии ребенка в судебном порядке. Такое заявление […]
  • Сканворд адвокат барщевский Имя адвоката Барщевского Последняя бука буква "л" Ответ на вопрос "Имя адвоката Барщевского ", 6 букв: михаил Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова михаил Майкл на "наш" […]
  • Как правильно писать рапорт на увольнение Как правильно писать рапорт на увольнение Р.А. Степовой, старший офицер Приемной Министра обороны Российской Федерации. Федеральным законом «О воинской обязанности и во­енной службе» от […]
admin

Обсуждение закрыто.