Статья 176. Присвоение или растрата вверенного чужого имущества
Согласно ст. 176 УК РК присвоение или растрата есть хищение чужого имущества, вверенного виновному. В рамках данной нормы фактически объединены две самостоятельные формы хищения: присвоение и растрата чужого имущества 2 . Общее, что объединяет данные формы хищения, заключается в особом отношении субъекта к похищаемому имуществу, которое находится в его правомерном владении или ведении.
Присвоение и растрата, как свидетельствуют статистические данные, являются менее распространенными формами хищения по сравнению с кражей.
Объектом преступления является собственность, т.е. совокупность общественных отношений по поводу владения, пользования или распоряжения имуществом.
Имущество является предметом хищения. При этом необходимо, чтобы имущество было вверено виновному лицу. В теории уголовного права традиционно отмечалось, что в отличие от других форм хищения предметом присвоения или растраты может стать не любое чужое имущество, а только то, которое было вверено виновному 3 . Предмету присвоения или растраты присущи те же признаки, что и другим формам хищения, которые мы рассматривали при анализе хищения.
Объективную сторону рассматриваемого преступления составляют такие формы хищения чужого имущества, как присвоение или растрата. Присвоение выражается в изъятии, обособлении вверенных виновному товарно-материальных ценностей и в установлении над ними его незаконного владения 1 .
Присвоение — это форма хищения, состоящая в совершаемом с корыстной целью противоправном безвозмездном обращении чужого имущества, вверенного виновному, в свою пользу или в пользу других лиц, причинившем ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, если виновный еще не истратил или иным образом не произвел отчуждение рассматриваемого имущества 2 .
При присвоении вверенное виновному имущество переходит к нему незаконно, в результате чего он обращает его в свою собственность или с целью передачи в собственность третьих лиц. Особенностью присвоения, согласно ст. 176 УК РК, является отношение субъекта к похищаемому имуществу: нахождение имущества в правомерном владении лица, наделенного определенными по отношению к нему полномочиями.
Так, например, органами предварительного следствия И. было предъявлено обвинение в том, что она, работая главным бухгалтером ПКСК «Аян», с целью хищения вверенного ей по службе чужого имущества, путем присвоения, с использованием своего служебного положения, в нарушение «Правил ведения кассовых операций» не отразила в отчетности суммы, указанные в приходных кассовых ордерах, деньги в кассу не оприходовала и истратила их на личные нужды, причинив ПКСК«Аян» материальный ущерб на сумму 19500 тенге.
В соответствии со ст. 24 УПК РК суд обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, необходимых и достаточных для правильного разрешения дела. Данное требование судом первой инстанции не выполнено.
Принимая во внимание изложенное, коллегия считает, что оправдательный приговор в отношении И. вынесен на основе неполно и недостаточно исследованных обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения данного дела и поэтому приговор подлежит отмене с направлением на новое судебное рассмотрение 1 .
Вместе с тем присвоение будет отсутствовать в случаях, когда, например, данное имущество уничтожено или похищено другим лицом и если при этом не было сговора между этими лицами.
Растрата — это форма хищения, состоящая в совершении с корыстной целью противоправного безвозмездного обращения чужого имущества, вверенного виновному, в свою пользу или в пользу других лиц, причинившего ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, если виновный к моменту обнаружения факта хищения уже истратил либо иным образом произвел отчуждение похищенного имущества. Таким образом, растрата — это противоправное безвозмездное обращение вверенного имущества в пользу виновного или иных лиц путем отчуждения от потребителя. При этом имущество, вверенное виновному для осуществления определенных правомочий, незаконно расходуется, продается, передается третьим лицам либо потребляется самим субъектом.
Иногда присвоение является первоначальным этапом растраты, но не всегда. В судебно-следственной практике имеют место случаи, когда отсутствует временной промежуток, в течение которого лицо незаконно владеет чужим имуществом. Например, кладовщик базы продает вверенные ему товары, а полученные деньги обращает в свою собственность. Здесь речь идет о растрате и стадия присвоения отсутствует.
Присвоение или растрата считаются оконченными преступлениями, когда имущество не просто изъято, но еще у субъекта имеется реальная возможность свободного обращения с ним.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и корыстной целью: лицо сознает, что неправомерно удерживает у себя либо отчуждает вверенное ему имущество, предвидит, что своими действиями причиняет собственнику материальный вред, и, руководствуясь корыстными побуждениями, желает этого.
Субъектпреступления (специальный) — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, которому имущество вверено в правомерное владение. Как присвоение или растрата должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою пользу или пользу другого лица имущество, находящееся в правомерном владении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений осуществлял в отношении этого имущества полномочия по управлению, доставке или хранению. К таким лицам судебная практика относит кладовщиков, экспедиторов, продавцов, кассиров и других. Таким образом, субъектом присвоения или растраты, согласно ч. 1 ст. 176 УК РК, могут быть только материально-ответственные лица.
Законодатель рассматривает использование лицом своего служебного положения в качестве квалифицирующего признака присвоения или растраты вверенного чужого имущества (ч. 2 ст. 176 УК РК). Верховный Суд РК в п. 18 нормативного постановления от 11 июля 2003 г. разъясняет, что субъектом хищения, совершенного путем использования служебного положения, являются не только должностные, но и другие лица, занимающие соответствующую должность в организациях, предприятиях и учреждениях, независимо от формы их собственности, и осуществляющие полномочия в отношении вверенного им имущества в связи с занимаемой должностью (бригадир, экспедитор, продавец, кассир и т.д.).
Использование виновным своего служебного положения является квалифицирующим признаком хищения, в связи с этим дополнительная квалификация деяния по ст. ст. 228, 307 и 308 УК РК не требуется. Судам во всех случаях следует надлежаще выяснять, было ли похищенное имущество вверено виновному, совершена ли им растрата имущества либо оно было присвоено. Понятие должностного лица раскрывается в п. 3 примечания к ст. 307 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями».
Так, например, главный бухгалтер одного из Алматинских научных центров К. путем составления фиктивных документов незаконно присвоил деньги в сумме 2 млн тенге. В другом примере председатель одного из производственных кооперативов в Южно-Казахстанской области С. незаконно похитил из общей кассы деньги на сумму 2 млн 500 тыс. тенге и скрылся 2 .
Присвоение или растрату вверенного чужого имущества с использованием своего служебного положения следует отличать от злоупотребления должностными полномочиями. Основным разграничительным критерием при этом является факт, что использование своего служебного положения в составе присвоения или растраты вверенного имущества (ст. 176 УК РК) выступает в качестве способа совершения преступления, а в составе злоупотребления должностными полномочиями (ст. 307 УК РК) характеризует само деяние. Кроме того, отличие вышеназванных деяний следует проводить как по объективным, так и по субъективным признакам состава каждого преступления (например, происходит посягательство на разные объекты, не совпадают и их объективные признаки).
Такие квалифицирующие признаки, как группой лиц по предварительному сговору и неоднократно, предусмотренные в ч. 2 ст. 176 УК РК, а также все особо квалифицированные признаки (организованной группой, в крупном размере и лицом, ранее два и более раза судимым за хищение либо вымогательство), предусмотренные в ч. 3 ст. 176 УК РК, аналогичны признакам, рассмотренным нами в таком составе преступления, как кража чужого имущества.
Так, например, по факту присвоения чужого имущества, совершенного группой лиц по предварительному сговору, органами предварительного расследования УВД г. Жамбыла было установлено, что директор одного из бюджетных банков И. в сговоре с главным бухгалтером этого банка С. и главным бухгалтером акимата Б. совершили хищение денег на общую сумму 4 млн тенге.
На основании Закона РК «О внесеннии изменений и дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. изменениям подверглась санкция ч. 2 ст. 176 УК РК, где законодатель снизил наказание в виде лишения свободы с 6 лет до 5 лет. Данная норма отныне перешла из тяжкого в преступление средней тяжести.
Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I
«Уголовный кодекс Республики Казахстан»
Часть II. Особенная часть

Глава 6. Преступления против собственности
Статья 176. Присвоение или растрата вверенного чужого имущества
1. Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, —
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) с использованием служебного положения, —
наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
б) в крупном размере;
г) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а в случаях, предусмотренных пунктом г), — до семи лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Ст 176 ч3 ук рк
Завысившая себе зарплату бухгалтер Наурзумского заповедника получила 6 лет лишения свободы
Дата: 22.02.16
Наурзумский районный суд вынес приговор главному бухгалтеру Наурзумского государственного природного заповедника, 36-летней Жанар Борибаевой.
Как сообщает пресс-служба Костанайского областного суда, с 1 января по 20 августа 2015 года Борибаева, имея доступ к электронно-цифровой подписи директора РГУ, завышала себе зарплату и начисляла иные незаконные выплаты. Бюджетные средства перечисляла на свой карт–счет, а также на счет своего супруга, который не был осведомлен о ее преступных намерениях. Всего она перечислила 712 228 тенге.
Жангар Борибаева признана виновной по ст. 190 ч. 1 УК РК (мошенничество) и ст. 189 ч. 3 п. 2 (присвоение или растрата вверенного чужого имущества). Приговором суда она осуждена к 6-ти годам лишения свободы с конфискацией имущества и пожизненным лишением права заниматься деятельностью в виде контроля и непосредственного осуществления финансовых и бухгалтерских операций. Наказание будет отбывать в исправительной колонии общего режима.
Как значится в тексте приговора, Борибаева ранее, в 2015 году, уже была осуждена по ст.ст. 314 ч.1, 28 ч.5-176 ч.3 п. «г», 176 ч.3 п. «г» УК РК, с применением ст.58 ч.3 УК РК к наказанию в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы с лишением права занимать должности на государственной службе сроком на 5 лет 6 месяцев, в соответствии со ст. 63 УК РК назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком на 3 (три) года, приговор вступил в законную силу 17 августа 2015 года.
Судом установлено, что подсудимой преступления по настоящему приговору, совершены после вышеуказанного первого приговора, которым она осуждена условно.
В силу ст.64 ч.5 в случае совершения условно осужденным в течение срока пробационного контроля умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, суд отменяет условное осуждение и назначает ему наказание по правилам назначения наказания по совокупности приговоров. По этим же правилам назначается наказание в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.
В соответствии ст.60 ч.1 УК РК, если осужденный после вынесения приговора, но до полного отбытия наказания совершил новое уголовное правонарушение, суд к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, полностью или частично присоединяет неотбытую часть наказания по предыдущему приговору суда.
В этой связи, суд посчитал необходимым по ст. 64 ч.5 УК РК отменить условное осуждение по предыдущему приговору суда, и в соответствии ст. 60 ч.1 Кодекса назначить наказание по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытой части наказания по предыдущему приговору суда Наурзумского районного суда от 31 июля 2015 года по ст.ст. 314 ч.1, 28 ч.5-176 ч.3 п. «г», 176 ч.3 п. «г» УК РК и в соответствии ч.5 п. 2 ст. 46 Кодекса с определением отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.