Демичев дМ конституционное право учебник

Демичев дМ конституционное право учебник

Тема № 1 «конституционное право как отрасль национального права, как наука и учебная дисциплина»

Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права.

Место конституционного права в национальных правовых системах, его соотношение с другими отраслями права. Система конституционного права.

Конституционно-правовые нормы: понятие, признаки, классификация. Общие и особенные черты норм конституционного права. Конституционно-правовые институты.

Источники конституционного права как отрасли права.

Конституционно–правовые отношения: понятие, структура, содержание, виды, общие и особенные черты. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений. Возникновение и прекращение конституционно-правовых отношений.

Конституционное право как наука. Предмет, методы и источники науки конституционного права. Возникновение и развитие науки конституционного права. Задачи и функции науки конституционного права.

Конституционное право как учебная дисциплина: понятие, предмет, задачи, цели, методы, источники.

Нормативные правовые акты

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188.– 1/6032.

Конституция (Основной Закон) БССР 1919 г. //Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. − М., 1984.

Конституция (Основной Закон) БССР 1927 г. //Там же.

Конституция (Основной Закон) БССР 1937 г. //Там же.

Конституция (Основной Закон) БССР 1978 г. // Там же.

Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (с изм. и доп. от 19 сентября 1991 г.) // СЗ БССР. – 1990. – № 22. – Ст. 432; Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1991. – №31.– Ст. 536.

Закон БССР от 25 августа 1991 г. «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» // Ведомости Верховн. Совета БССР. – 1991. – № 28. – Ст. 425.

Литература основная

Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник / Г.А. Василевич.– Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.

Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 379 с.

Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Выш. школа, 2004. – 351 с.

Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 416 с.

Дополнительная

Баглай, М.В., Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. − М.: ИНФРА –М, 1996. − 512 с.

Демичев, Д.М. Государственное строительство как сфера деятельности органов государственной власти Республики Беларусь //Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2007. − С. 132–230.

Демичев, Д.М. Конституция Республики Беларусь – основа стабильности конституционного строя // Конституция Республики Беларусь – основа преобразований государства и общества (к 10-летию Основного Закона). Материалы республиканской научно-практической конференции Минск, 3 марта 2004 г. − Минск: БГУ, 2004. − С. 26 − 33.

Демичев, Д.М. Конституция Республики Беларусь как основа стабильности общества и государства // Конституция – Основной Закон Белорусского госу­дарства и общества (к 20-летию принятия). Мате­риалы Международной научно-практической конференции (г. Минск, 11 – 12 марта 2014 г.). – Минск: Право и эконо­мика, 2014. − С. 35 – 37.

Зражевская, Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. − Воронеж, 1980.

История государства и права БССР (1917-1936гг.). Т. 1. − Минск: Наука и техника, 1970.

Кистяковский, Б.А. Государственное право (общее и русское). − М., 1909. − С. 33 − 46.

Козлова, Е.Н., Кутафин, О.Е. Конституционное право России. Учебник. − М., 1996. − С. 3 − 38.

Колесников, Е.В. Обычай как источник советского государственного права. // Правоведение. − 1989. −№ 4. − С. 19 − 25.

Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов. − М.: Изд-во БЕК, 1996. − 464 с.

Куприц, Н.Я. Из истории науки советского государственного права. − М., 1971.

Лукашенко, А.Г. Независимая Беларусь – наш достойный и надежный дом: Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь // Советская Белоруссия. − 2007. − 25 апреля. − С. 1–6.

Лукашенко, А.Г. Сильная экономика и честная власть – фундамент независимости страны и процветания нации. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию // Советская Белоруссия. – 2014. – 23 апреля. – С. 1 – 8.

Лукьянова, Е.А. Закон как источник советского государственного права. − М., 1988.

Лучин, В.О. Источники советского государственного права. Учебное пособие. − Куйбышев, 1976.

Миронов, О.О. Субъекты советского государственного права. − Саратов, 1975.

Мухаев, Р.Т. Теория государства и права. Учебник для вузов. − М.: Издательство ПРИОР, 2001. − 464 с.

Основин, В.С. Государственно-правовые отношения. − М., 1965.

Основы государства и права в схемах и таблицах / Под ред. О.Е. Кутафина. − М., 1996.

Проблемы теории государства и права. Учебное пособие // Под ред. С.С. Алексеева. − М.: Юридич. лит-ра, 1979.

Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. − М., 1996.

Тодыка, Ю.Н. Конституционное право Украины: отрасль права, наука, учебная дисциплина. Учебное пособие. − Харьков: Фолио — Райдер, 1998. − 292 с.

Чиркин, В.Е. Основы конституционного права. Учебное пособие. − М.: Мандскрипт, 1996. − 272 с.

Стратегія розвитку України. Економіка, соціологія, право.

ДО ПИТАННЯ ПРО ДЕФІНІЦІЮ «ГАЛУЗЬ ПРАВА»

Ключові слова

Авер’янов В.Б. Адміністративне право України: доктринальні аспекти реформування // Право України. – 1988. – №8. – С. 9–14.

Административное право России. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006. – 710 с.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник. – Минск, Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 540 с.

Демичев Д.М. Конституционное право: учебн. пособие / Д.М. Демичев. Минск, Выш. шк., 2004. – 215 с.

Кодавбович В.А. Конституционное право: Учеб.-метод, комплекс / В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко. – Минск, Изд-во МИУ, 2005. – 255 с.

Колпаков В., Мацелик Т. Предмет адміністративного права: оновлення парадигми // Право України. – 2010. – № 8. – C. 110–114.

Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс: Сущность и актуальные вопросы правоприменения по делам об административных правонарушениях: монография. – Воронеж, 1990. – 180 с.

Основы права: учебн. / Рябцев Л.М. [и др.]; под общ. ред. Л.M. Рябцева, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. – Минск: Интегралполиграф, 2008. – 290 с.

Основы права: учебник / Г.А. Василевич, A.B. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г.Б. Шишко. – 3-є изд. перераб. и доп. – Минск, Амалфея, 2009. – 377 с.

Попов Л.Л. Размышления об административном праве // Административное право и административ-ный процесс. – М.: Юристъ, 2004. – 112 с.

Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право. Л., 1976. – 125 с.

Старилов Ю.Н. Административная реформа: способствует ли она совершенствованию администра-тивно-правового регулирования? Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. // Закон и право. – М., 2004. – С. 55–64.

Скакун О.Ф. Теорія держави і права. – Харків : КОНСУМ, 2008. – 655 с.

Тиковенко А.Г. Задачи административного права в условиях формирования сильного эффективного правового государства // Актуальные проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь на современном этапе: материалы респ. науч.-практ. конф. Минск. 2 дек. 2005 г. – Мн.: БГЭУ, 2005. – С. 122–125.

  • Поки немає зовнішніх посилань.

ISSN 1729-7036 (print)


Цей твір ліцензовано за ліцензією Creative Commons Із зазначенням авторства — Некомерційна — Без похідних творів 3.0 Неадаптована

Учебные пособия, сборники документов и монографии

40 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. — В 2 т. Т. 1 — 719 с; Т.2 — 749 с. — М.: Юристъ. — 2005.

41 Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. Санкт- Петербург. Юридический центр пресс. 2003.

42 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб.-М. 2005.

43 Арбузкин A.M. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М.. 2004.

44 Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. — М.: Норма. — 2006. — 544с.

45 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп.. — М., 2003.

46 Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. — М., 2005.

47 Борзова Е. П. Политические и избирательные системы государств мирового сообщества: учеб. пособие/ Е. П. Борзова. И. И. Бурдукова; [науч. ред. Б. И. Рашрагович]; М-во культуры РФ, Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. — Санкт-Петербург: [Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств] . — 2004 — 484с.

48 Василевич Г.А.. Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник /Под общ. ред. Г.А. Василевича. — Мн.: Книжный Дом. 2006.-480 с.

49 Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. — Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис. — 2003. — 832 с.

50 Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий. — Мн. — 2005.

51 Василевич Г.А. Источники белорусского права. Минск. — Тесей. — 2005.

52 Василевич Г.А.. Шавцова А.В. Конституционно-правовые основы суверенитета Республики Беларусь. — Мн.- 2002.

53 Головко А.А. Теоретические основы демократии (конституционно-правовой аспект). — Мн.: Амалфея. — 2003.

54 Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. — Мн. — 2003.

55 Дмитриев Ю. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации / Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян. — Ростов-на-Дону: Феникс . -2004. — 858с.

56 Енгибараян Р.В. Сравнительное конституционное право. М.: Юристъ. — 2006.

57 Козик Л.П. Экономическое развитие стран содружества независимых государств. — Минск.-2005 г.

58 Козлова Е.И.. Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Юристъ. — 2001.

59 Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах /Чигринов СП., Подупейко А.А., Канашевич И.А. и др.; Под общ. Ред. А.И. Сухарковой. — Мн.: Амалфея.-2002.

60 Конституционное право Российской Федерации: хрестоматия / под ред. Б. Н. Топорнина; [рук. группы составителей Б. Н. Топорнин]. — Москва: Академкнига. — 2004.- 1128 с.

61 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т.: Учеб. / Под ред. Б. А. Страшуна. Т. 1-2. Общая часть. 2-е изд. М., 1996; Т. 3. Особенная часть. Страны Европы. М.. 1997; Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии. М., 2001.

62 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник для вузов. / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд. — М.. 2005.

63 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. — 2-е изд., перераб. — М., 2005.

64 Котляр И.И. Права человека: Учебное пособие. — Мн.: Тесей. — 2005. — 206 с.

65 Круталевич В.А. Становление национальной державности. — Минск. — 2003.

66 Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях): Справочное пособие. — Мн. — 2003.

67 Мельник В. А. Цивилизационные основания идеологии белорусского государства : учеб. пособие /Владимир Андреевич; В. А. Мельник; Белорусский институт правоведения. — Минск: БИП-С Плюс. — 2005. — 119 с.

68 Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность. — Мн., ИСПИ при Администрации Президента Республики Беларусь. — 2003.

69 Права человека /Под общ. ред. Гусева А.Д. и Яскевич Я.С. — Мн.: Тетрасистемс. — 2002.- 140 с.

70 Права человека/ Авторы-составители: Кацубо СП.. Кучвальская И.В., Лугвин СБ. — Мн.: Амалфея.- 2003. — 132 с.

71 Пуховский В.И. Права человека в международном праве. — Мн.: Изд.: МИУ. — 2004.

73 Сапелкин Е.П.. Масловская Т.С. Современные избирательные технологии: Науч.- практ. пособие для молодых избирателей. Мн.: МИТСО.- 2006. — 130 с. (7,6 п.л.)

74 Соловей Т.Г. Политические партии и партийные системы: учеб. пособие для студ. юрид. фак. спец. 1-23. 01. 06. «Политология» /Т. Г. Соловей. — Минск: БГУ. — 2005. — 68 с.

75 Сувалова Е.Н. История общественных движений и политических партий. Учеб. пособие. — 2-е изд.. испр. и доп. — Минск : Академия МВД Республики Беларусь. — 2005.-216 с.

76 Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. Учебник. — М. — 2002.

77 Чиркин В.Е. Публичная власть. — Москва: Юристь. — 2005. — 175 с.

78 Чудаков М.Ф. Правовой статус гражданина в избирательной системе. — Мн. -Тесей. -2001.-36 с.

79 Чудаков М.Ф. Избирательный процесс: понятие и основные стадии. — Мн. — Тесей. — 2001.-72 с.

80 Чудаков М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447- 1996 гг.). Монография.

81 — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. — 2004. — 327 с.

82 Чудаков М.Ф.Конституционное развитие в Республике Беларусь в свете изменений общественного и государственного строя. Советский период (Текст: пособие /М.Ф.Чудаков- Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2005.-51 с.

83 Чудаков М.Ф. Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г. Государственно- правовая характеристика (Текст: Учебно-методическое пособие / М.Ф.Чудаков — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. — 37 с.

84 Шувалов И.И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость компетентного исследования. — М.: Норма. — 2006. -144 с.

85 Эбзеев.Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. Монография. — М.: Юридическая литература. — 2005. — 567 с.

Статьи

86 Абрамовiч А.М. Канстытуцыйная рэформа: праблемы и перспектывы // Весн. Бел.дзярж.ун-та.- Сер.3. — №3. -1996.-С.81-84.

87 Абрамович А.М. Право и социально-экономическое развитие страны // Беларуская Думка. — 1997.- № 7.- С.29-37.

88 Абрамович А.М. Единство народов и независимость государств // Сов. Белоруссия. — 1997. — 30 апреля. — С. 2.

89 Абрамович А.М. Горизонты сотрудничества // Беларуская думка. – 1998. — № 8. – С.8-17.

90 Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. — 1997.- №3. — С.14-21.

91 Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной Российской государственности // Разделение властей: история и современность: Спецкурс. – М.: Юрид. колледж Моск. гос.ун-та, 1996. – С.16-20.

92 Бессарабов В.Г. Парламентский контроль в Российской Федерации и прокуратура // Право и политика. — 2001. — №5.- С.16-18.

93 Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. — 2001.- №10.- С.20-27.

94 Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. — 2002. — №5. — С.13-16.

95 Браим И.Н. Политическая культура (опыт политологической лекции) // Весн. Бел. дзярж. эканам. ун-та. — 1998.- №3 (10) — С.131-143.

96 Василевич Г.А. Решение Конституционного Суда – важнейший источник права // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. — 1999.- №3. — С.59-64.

97 Василевич Г.А. Защита Конституционным Судом Республики Беларусь прав граждан в экономической сфере // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. — 2000.- №4.- С.81-89.

98 Василевич Г.А., Семенков В.И. Институт президентства в системе государственной власти Республики Беларусь // Вестник молодежного научного общества. — 2000.- №5-6.- С.7-12.

99 Василевич Г.А. Конституционный контроль и практика применения в Республике Беларусь // Журнал российского права. — 2001.-№11.- С.127-136.

100 Демичев Д.М. Президент Республики Беларусь в государственно-правовом механизме преодоления последствий Чернобыльской катастрофы // Право и политика. — 2001. — №4. — С.39-45.

101 Дробязко С.Г.Социальное правовое государство и государство вообще (к вопросу об определении) // Весн.Бел.дзярж. ун-та- Сер. №3.- 1996.-№2.-С.45-47

102 Жишкевич В.И., Кучинский В.А. Обеспечение конституционной законности как условие формирования правового государства // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь . — 2002.- №1.- С.94-100.

103 Ильинский И.А. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. — 1992. — №6. — С.126-134.

104 Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации// Государство и право- 1998- № 2. С. 54- 58

105 Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь — 1997.- №3.- С.68-72.

106 Котелевская И.В. Современный Парламент // Государство и право. — 1997.-№3.- С.5-13.

107 Котенков А.А. Президент-Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья 1) // Государство и право.- 2001.- №9.-С.5-8.

108 Марченко М.Н. Современные интерпретации теории разделения властей на Западе // Вестн. Моск. Ун-та. Cер. Право. — 1994.-№4. — С.74-97.

109 Марченко М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России // Вестн. Моск. Ун-та. Cер. Право.- 2001.- №6. — С.3-13.

110 Матусевич А.В., Дубовицкий В.Н. Правотворческая деятельность в Республике Беларусь. — Минск: ООО «Скарына», 1997. — 271 с.

111 Михлин А.А. Конституционный Суд: правовая природа решений и контроль за их исполнением // Право и политика. — 2002.- №1.- С.83-86.

112 Николаев Е.А. Конституционный Суд в системе государственной власти Российской Федерации // Право и политика.- 2002.- №11.- С.20-27.

113 Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 года // Государство и право.- 1996.- №1.- С.12-20.

114 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М.: ИНФРА.М-НОРМА, 1996.- 240 с.

115 Окуньков Л.А. Разделение и взаимодействие властей в государствах СНГ и Прибалтики // Право и экономика. — 1997. -№ 23-24. — С.3-11.

116 Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Изв. вузов. Правоведение. — 1999. — №4. – C.18-27.

117 Прокофьев Г. Проблемы классификации форм участия Президента Российской Федерации в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. — 2001.- №3.- С.4-7.

118 Реут В.И. Проблема расширения полномочий Национального собрания Республики Беларусь: пути решения // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь. — 2001.- №4.- С.47-53.

119 Робер Ж. Развитие конституционной юстиции в Европе // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь .- 1999.- №2.- С.67-71.

120 Семенков В.И. Белорусский Парламент и существующий институт парламентаризма // Вестн. молодеж. научного общества. — 2000.- №2.- С.6-9.

121 Сiльчанка М.У. Аб удакладненнi месца i ўзмацненнi ролi Канстытуцыйнага Суда ў сiстэме судовай улады // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэсп. Беларусь. — 1999.- №3. — С.65-69.

122 Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь.- 1997.-№1.-С.32-37.

123 Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. — 1993. — №4.- С.11-12.

124 Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. — 1998.- №5. — С.15-23.

125 Чиркин В.Е. Реформа российской Конституции: этапы и проблемы // Общественные науки и современность. — 2000. — №5. — С.52-61.

126 Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: Разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. — 2002.- №5.- С.5-12

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники конституционного права республики Беларусь

Описание: Ему традиционно уделялось внимание в отечественной науке и учебной дисциплине конституционного государственного права. Взгляды ученых на систему ведущей отрасли права в частности на правовые институты всегда находились под сильным влиянием действовавших в соответствующий период конституций. Система конституционного права постсоветских республик претерпела значимые изменения хотя и менее существенные нежели содержание данной отрасли.

Дата добавления: 2015-10-15

Размер файла: 33.78 KB

Работу скачали: 8 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Источники конституционного права республики Беларусь

[2] 1 ПОНЯТИТЕ И СУЩНОСТЬ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

[3] 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

[5] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Система конституционного права — один из наиболее общих и важных аспектов отрасли. Ему традиционно уделялось внимание в отечественной науке и учебной дисциплине конституционного (государственного) права. Взгляды ученых на систему ведущей отрасли права, в частности на правовые институты, всегда находились под сильным влиянием действовавших в соответствующий период конституций. Система конституционного права постсоветских республик претерпела значимые изменения, хотя и менее существенные, нежели содержание данной отрасли. В Беларуси от института национально-государственного устройства остались только нормы об административно-территориальном устройстве; значительно расширилось и поднялось до уровня ведущих институтов избирательное право; из института государственных органов выделилось местное управление и самоуправление; сформировался новый институт гражданского общества, а также целый ряд субинститутов: гражданства, государственной границы, президентства, конституционного контроля и др.

Проблема источников права вообще, и конституционного права в частности, имеет в условиях современной Беларуси не только теоретическую, но и правовую значимость. Реализация принципов правового государства, верховенства закона предполагают наличие научно обоснованной концепции источников права. Именно поэтому вопрос источников конституционного права является актуальным и своевременным.

Целью работы выступает изучение источников конституционного права Республики Беларусь.

Исходя из поставленной цели, возникают следующие задачи:

  • сформулировать понятие источников конституционного права;
  • рассмотреть систему источников конституционного права Беларуси;
  • изучить конституционное законодательство Республики Беларусь.

Предметом работы выступает конституционное право. Объектом работы выступают источники права.

1 ПОНЯТИТЕ И СУЩНОСТЬ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Категория «источник права» является одной из фундаментальных в правовой науке, что объясняет отсутствие единого подхода к ее определению. Г. Ф. Шершеневич указывал, что под источником права могут подразумеваться а) силы, творящие право, б) материальные силы, положенные в основу законодательства, в) исторические памятники, имевшие когда-то силу действующего права, г) средства познания действующего права 1 . По мнению С. Ф. Кечекьяна, «источник права – это не более как образ, который должен скорее помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением 2 . С. И. Вильнянский одним из первых в советской правовой науке выделил источники права в материальном и формальном смысле, подразумевая под первыми условия жизни общества, а под вторыми – нормы права 3 . С. С. Алексеев, указывая на целесообразность использования понятия «источник права», писал, что «юридический источник права, взятый в содержательно-документальном ракурсе, то есть как носитель юридических норм, и есть форма существования права» 4 .

С. Л. Зивс отмечал, что споры среди представителей общей теории права не затронули отраслевых юридических наук. Их представители, анализируя систему нормативных актов конкретной отрасли права, используют термин «источники права». Упомянутый термин обладает тем преимуществом, что, являясь термином специальным и условным, не претендует на предельную точность, но является удобным в употреблении 5 .

Под источником права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном, юридическом смысле), и материалы, посредством которых право познается (источник познания права) 6 .

Формы (источники) права, таким образом, — это способы объективации (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы 7 . В настоящее время источники права чаще всего рассматриваются именно в формальном (юридическом) смысле слова. Под источником права в юридическом смысле слова понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы 8 , или иными словами, это внешние формы выражения права 9 .

Более развернутое определение предлагает Д.М. Демичев: «Источник права — это внешняя форма существования и выражения нормативных предписаний, которые в основном являются результатом нормотворческой деятельности государственных органов — парламента, главы государства, правительства, местных органов управления и самоуправления и др.» 10 .

В литературе, посвященной анализу источников права отдельных отраслей, не дается общего определения понятия, зато позитивно излагается вопрос о нормативных правовых актах, обычаях и прочих явлениях, относимых к источникам права – в силу традиции, установившейся еще со времен Тита Ливия, назвавшего Законы XII таблиц «источником всего римского права». Не является исключением и право конституционное, не имеющее универсального определения отраслевых источников права. В силу этого в различных странах к источникам конституционного права относят широкий круг правовых явлений.

По мнению К.В. Арановского, «источник государственного права — это письменный или имеющий иную форму объективный носитель государственно-правовых требований, как правило, нормативного характера и обязывающего значения, установленных либо признанных государством» 11 .

Источники конституционного права Д.М. Демичев определяет как «нормативные акты, в которых содержатся нормы конституционного права; это акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения» 12 .

К.Н. Кунцевич считает, что под источником конституционного права понимаются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую сапу конституционно-правовые нормы. Источником конституционного права является не любой нормативный документ, а лишь тот, в котором содержатся нормы конституционного права 13 .

Можно согласиться с мнением М.Ф. Чудакова, что «под источником конституционного права понимаются писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения» 14 .

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Источники конституционного права различаются по форме, наименованию, происхождению, юридическому и политическому значению, обес-печенности предписаний, которые в них содержатся.

М.Ф. Чудаков выделяет следующие виды источников конституционного права: законы и иные государственно-правовые акты (конституция, конституционные законы, органические законы, акты исполнительной власти, имеющие силу закона, обычные законы, парламентские уставы и регламенты); судебный прецедент; конституционный обычай; доктринальные источники; акты чрезвычайных органов власти; религиозное право (мусульманское, индусское, иудейское, каноническое); естественное право; международные межгосударственные договоры; акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов; политические декларации и совместные постановления политического руководства правящих партий и парламентов 15 .

При всей условности перечня основных источников конституционного права в рамках континентальной правовой семьи и семьи общего права его можно представить в обобщенном виде: конституции, конституционные законы, органические законы, референдарные законы, обычные законы, делегированные законы, нормативные акты глав государств, акты муниципального нормотворчества, конституционные соглашения (обычаи), судебные прецеденты, акты толкования норм конституций и законов, нормы религиозного (канонического, мусульманского) права, доктрина. В России источники конституционного права – это Конституция, законы (федеральные и субъектов федерации), договоры (в том числе международные), соглашения, декларации, подзаконные акты (в том числе акты президента), акты Конституционного суда, акты органов местного управления и самоуправления, судебные решения.

В Беларуси, по мнению Г. А. Василевича, к таковым можно отнести Конституцию, конституционные законы, включая акты о толковании Конституции (ст. 140 Конституции), международные договоры, ставшие обязательными для Республики Беларусь (ст. 8, 116 Конституции), программные законы (к ним следовало бы отнести и закон о бюджете), кодексы, обычные законы, декреты, указы Президента, постановления Правительства, заключения Конституционного Суда, акты министерств, исходя из их компетенции, акты органов местного управления и самоуправления 16 .

Анализ белорусского законодательства (Конституции, Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.), а также мнений ученых позволяет выделить следующую систему источников конституционного права:

1) Конституция Республики Беларусь – Основной закон государства;

2) решения республиканского референдума, в которых содержатся нормы конституционного права;

3) законы об изменении и дополнении Конституции;

4) акты толкования Конституции, принимаемые парламентом;

5) органические законы, которые принимаются в развитие конституционных положений (Закон о президенте, Закон о правительстве, Закон о гражданстве и др.);

6) обычные законы при условии, если в них получают развитие нормы конституционного права (например, Закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» от 26 ноября 2003 г.);

7) декреты и указы Президента Республики Беларусь, имеющие конституционно-правовой характер;

8) постановления Правительства, принятые в развитие Конституции, законов и актов Президента Республики Беларусь;

9) решения Конституционного суда, имеющие отношение к конституционным нормам и практике их применения;

10) акты (решения) местных органов управления и самоуправления, реализующие конституционные положения на местном уровне;

Что касается международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь, то они в соответствии со ст.8 Конституции имеют приоритет перед национальным законодательством. Однако их положения должны быть имплементированы (включены) соответствующими нормами права (законами, президентскими актами и др.). Поэтому международные договоры не являются для Республики Беларусь источниками прямого действия. Примером тому могут служить Международные пакты о правах человека, ратифицированные Белорусской ССР в 1973 г. и подтвержденные Верховным Советом Республики Беларусь в сентябре 1992 г.

Система конституционного законодательства носит иерархически- институциональный характер. Иерархический аспект выражается во взаимосвязи нормативных правовых актов, а институциональный — институтов конституционного законодательства. Первый аспект наиболее отчетливо проявляется в Конституции, которая благодаря своим особым юридическим свойствам оказывает определяющее (иерархическое) воздействие на иные элементы исследуемой отрасли законодательства. Конституция при этом не является институтом законодательства. Регулируемые Конституцией отношения обладают отраслевым, но не институциональным единством. Это значит, что данные отношения опосредуются одной отраслью законодательства, однако ее различными институтами. Как известно, отношения, образующие предмет института законодательства, должны быть более однородными, нежели в предмете целой отрасли.

Иерархический аспект системы действующего конституционного законодательства Беларуси выглядит следующим образом 17 :

1. Конституция; решения республиканских референдумов. Последние имеют равную с Конституцией силу, что выражается в следующем:

  • вносят в нее изменения — Решение референдума от 24 ноября 1996 года в части принятия новой редакции Конституции, Решение референдума от 17 октября 2004 года в части внесения изменения в статью 81 Конституции;
  • регулируют те же отношения, что и Конституция, устанавливая при этом иные правила, чем содержащиеся в ней на момент проведения референдумов, — Решение референдума от 14 мая 1995 года в части придания русскому языку равного статуса с белорусским.
  • 12 июня 1997 года был принят Закон «О толковании части первой статьи 143 Конституции Республики Беларусь». Данный Закон разъяснял положения Конституции, имеющие временное значение в связи с формированием первого состава Палаты представителей. Следовательно, такое же временное значение имел и сам Закон, поэтому мы не рассматриваем его в качестве акта действующего конституционного законодательства;

2. программный закон (Закон от 14 ноября 2005 года «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь»);

3. кодекс (Избирательный кодекс); иные законы (должны соответствовать кодексу); временные декреты Президента; указы Президента, изданные на основе Конституции; указы Президиума Верховного Совета, имеющие законодательное значение;

4. указы Президента, изданные на основе законов; постановления Верховного Совета; указы Президиума Верховного Совета, не имеющие законодательного значения; постановления Президиума Верховного Совета;

5. постановления палат Национального собрания; постановления Правительства; решения Конституционного Суда. Что касается последних, то речь идет не о заключениях, а нормативных актах, оформляемых в виде решений. Примером может служить решение Конституционного Суда от 18 сентября 1997 года, которым принят регламент этого органа;

6. постановления и приказы республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству. В сфере конституционного законодательства такие акты принимают прежде всего Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел;

7. решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Примером могут быть решения местных Советов депутатов об утверждении регламентов данных органов, об определении порядка компенсации депутатам расходов, возникающих при исполнении ими своих обязанностей, решение Минского городского Совета депутатов об утверждении устава города Минска; решения местных исполнительных и распорядительных органов о закреплении источников официального опубликования их правовых актов, об определении мест для проведения массовых мероприятий.

Главный элемент иерархической системы конституционного законодательства — это, безусловно, Конституция. С принятием 15 марта 1994 года Конституции Беларуси произошли некоторые изменения системных характеристик Основного Закона по сравнению с конституциями советского периода. Эти изменения коснулись, в том числе места Конституции в системе законодательства — связей Конституции с другими нормативными правовыми актами и объема конституционного регулирования.

Применяемые в Конституции Беларуси внешние отсылки показывают ее связи как с конституционной, так и с другими отраслями законодательства. Из 70 законодательных отсылок около 25 являются отсылками к законам конституционной отрасли, остальные — к законам других отраслей, в том числе уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях, отраслей процессуального законодательства, гражданского законодательства, законодательства в области финансовых отношений, социального и иного законодательства.

Следовательно, Конституция связана с другими законодательными отраслями не только через принимаемые в соответствии с нею акты конституционного законодательства, но и напрямую: законы, другие акты текущих отраслей могут и должны приниматься непосредственно на основе Конституции 18 .

Предлагаем систематизировать различные виды источников конституционного права Республики Беларусь и классифицировать их на два основных блока: внутригосударственные нормативные правовые акты и международные акты.

Что касается первой группы, то она является основной и представляется значительно объемней. Система нормативных правовых актов в Республике Беларусь определяется Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами.

В Законе от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон о НПА) нормативный правовой акт определяется как официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

К нормативно-правовым актам следует относить акты толкования конституционных норм 19 . Нормативные правовые акты различаются по своей юридической силе. В зависимости от этого может быть определена их иерархия. По мнению Г.А. Василевича, иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом:

1) Конституция (в т.ч. конституционные законы, например, акты толкования конституции);

2) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь;

3) законы, декреты и указы Президента (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы);

4) указы Президента, изданные на основе закона;

5) постановления Правительства;

6) нормативные акты министерств и ведомств;

7) нормативные акты местных органов государственной власти 20 .

Однако представленная классификация имеет определенные недостатки, в связи с тем, что не согласуется с Законом о НПА. Так, согласно статье 2 Закона, определяющей виды актов, проведено разграничение между программными законами и законами, в то время как о конституционных законах ничего не сказано. Более того, в том же законе определен такой вид нормативных актов, как решения референдума. Эти виды актов не нашли отражения в представленной иерархии. Необходимо отметить, что ни один действующий правовой акт не содержит точной классификации нормативных актов согласно их соподчиненности (иерархии) по юридической силе. Это, безусловно, является существенным недостатком действующего законодательства, вызывающим определенные противоречия в деятельности органов государственной власти и требующим в связи с этим немедленного разрешения.

В статье 10 Закона о НПА предпринята попытка определить иерархию нормативных актов в Республике Беларусь. Однако данная статья содержит существенные недостатки. Так, в ней не определено место программных законов и решений референдума в иерархии нормативных актов. В силу того, что статья 2 Закона различает понятия программного закона, кодекса (хотя это тоже закон) и закона, полагаем необходимым в статье 10 определить соподчиненности всех указанных выше актов. Часть 3 статьи 10 Закона гласит: «В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа предоставлены законом». В этом случае нельзя трактовать понятие закона в широком смысле слова (т.е. конституционного, программного или обычного закона), поскольку ч. 6 данной статьи выделяет в особую группу кодекс. В то время как кодекс — тоже «. закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений» (ч. 4 ст. 2 Закона). В связи с вышеизложенным можно сделать однозначный вывод: статья 10 Закона нуждается в определенной корректировке 21 .

Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного регулирования, стимулируя и направляя его 22 .

Второе место после Конституции в иерархии нормативных актов занимают конституционные законы. По мнению Г.А. Василевича, круг непосредственно конституционных актов может составлять: Конституция и законы о внесении в нее изменений; конституционные законы, имеющие самостоятельный предмет регулирования; причем их юридическая сила не всегда может быть равнозначна тому месту, которое они занимают в этом перечне (например, Декларация, которой придан статус конституционного закона); законы о введении в действие Конституции или конституционных законов, в данном случае законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; акты о толковании Конституции 23 .

Законы о внесении изменений и дополнений, о введении в действие Конституции и указанных законов, акты о толковании конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Акты о толковании Конституции принимаются Парламентом Республики Беларусь. Необходимость в толковании возникает в связи с тем, что должна быть уяснена суть правовых требований как правоприменителями, так и теми, на кого данный акт распространяет свое действие.

В широком смысле слова под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений 24 . Иными словами толкование — это деятельность по установлению точного содержания нормативного акта.

Значение акта о толковании состоит в том, что использование норм правового акта вопреки акту о толковании равнозначно нарушению самого правового акта.

Особенностью конституционного закона является то, что закрепленные в нем предписания являются базовыми для других актов — обычных законов, подзаконных актов, т.е. они имеют приоритет как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности 25 .

Исходя из вышесказанного, можно вывести следующее определение: конституционный закон — акт конституционного содержания, который формально не входит в структуру единой конституции, регулирует группу основополагающих конституционно-правовых отношений и об-ладает особым правовым статусом в системе действующего права. Конституционный закон близок по содержанию самой Конституции и принимается в ее развитие.

Наиболее значительную группу нормативных актов составляют обычные законы. В юридической литературе «закон» понимается по-разному. В качестве наиболее распространенного определения можно привести следующее: закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений 26 .

Согласно части 5 статьи 2 Закона о НПА, «закон — нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Можно согласиться с мнением В. Реута, что в целях устранения так называемой «конкурирующей» компетенции Президента и Парламента, а следовательно, и избегания споров о соотношении указов и законов, необходимо законодательное закрепление круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию исключительно законом 27 .

Законы классифицируются по различным основаниям. Особое место в Республике Беларусь занимают программные законы. К таковым законам статья 104 Конституция относит законы об основных направлениях внутренней и внешней политики; о военной доктрине. К ним должен быть отнесен и закон о бюджете. В связи с этим статью 10 Закона о НПА следует дополнить следующими словами: «программные законы создаются на основе Конституции и конституционных законов и обладают высшей юридической силой по сравнению с остальными нормативными актами» 28 .

Нередко на одном уровне с законами могут стоять и акты исполнительной власти. Речь идет, прежде всего, о декретах Президента. Статьей 85 Конституции Республики Беларусь установлены следующие виды правовых актов, издаваемых Президентом, — указы, распоряжения, а также, в случаях, предусмотренных Конституцией, декреты, имеющие силу закона.

Согласно части 3 статьи 137 Конституции Республики Беларусь «в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом». Ни Конституция, ни закон о НПА не содержит прямого указания на то, что акты президента обладают верховенством перед законом. Тем не менее, часть 2 статьи 28 Закона о Президенте Республики Беларусь гласит: «Декреты и временные декреты имеют силу закона». Более того, часть 3 статьи 28 устанавливает: «Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц». Соответственно и декреты, и указы всегда имеют верховенство перед законом, когда полномочие на их издание не были представлены последним.

Особого внимания заслуживает такой вид нормативных актов, определенных Законом о НПА как решения референдума. Согласно статье 2 Закона решение референдума — нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом. Необходимо отметить, что, как правило, законы, принятые путем референдума, проверке на конституционность не подлежат, поскольку представляют собой непосредственное проявление народного суверенитета. Данный факт свидетельствует о том, что такие решения (принятые в соответствии с Конституцией) должны обладать высшей юридической силой по сравнению с обычными законами и соответственно подзаконными нормативными актами.

Особым видом источников конституционного права выступают декларации. Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития 29 . В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые нормы.

В настоящее время принципы конституционного развития, определенные в Декларации, реализованы в белорусской Конституции. Действующая Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Национального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и порядке принятия. Однако в Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь определяется право нижней палаты принимать декларации. Обращения, декларации и заявления Палаты представителей по какому-либо важному политическому вопросу принимаются постановлением. Право инициативы на декларацию, заявление, обращение имеют субъекты права законодательной инициативы.

На основании проведенного исследования и с учетом всех предложенных изменений в Закон «О нормативных правовых актах» можно представить иерархию источников конституционного права Республики Беларусь следующим образом:

  1. Конституция;
  2. конституционные законы;
  3. международные соглашения;
  4. решения референдумов;
  5. программные законы;
  6. акты главы государства (указы, временные декреты), законы (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы);
  7. указы и декреты Президента, изданные на основе закона; 8. нормативные распоряжения главы государства;
  8. постановления Правительства;
  9. нормативные акты министерств и государственных комитетов Республики Беларусь;
  10. нормативные акты местных органов государственной власти.

Институциональный аспект системы конституционного законодательства представлен институтами данной отрасли законодательства (конституционно-законодательными институтами). Под институтом конституционного законодательства в науке понимается совокупность нормативных правовых актов, связанных между собой и регулирующих однородную группу конституционных отношений 30 . Институт, как впрочем и целая отрасль законодательства, может состоять даже из одного нормативного правового акта.

Сущностные черты конституционно-законодательных институтов позволяют сгруппировать их в два крупных блока:

  • институты гражданских отношений;
  • институты государственного строя.

Первый блок представлен институтом основ правового статуса личности, а также институтом общественных объединений. Данные институты регулируют невластные отношения между государством и гражданскими субъектами. Второй блок является более объемным и включает институты государственного суверенитета, административно-территориального устройства государства, избирательного законодательства, государственных органов, местного управления и самоуправления, нормотворческой деятельности, мер поощрения за заслуги перед государством. Речь в данном случае идет об институтах, имеющих своим предметом по большей части властные отношения.

Выделение в системе конституционного законодательства названных блоков в некоторой степени созвучно идеям А.Н. Кокотова. Исследуя систему конституционного права, этот ученый выделяет в данной отрасли Общую и Особенную части. Последняя представлена у А.Н. Кокотова двумя группами норм: государственным правом и гражданско-публичным правом 31 .

В системе конституционного права Беларуси существует институт основ конституционного строя. Это «ведущий конституционно-правовой институт, закрепляющий важнейшие черты государства, общества, организаций и личности» 32 . Рассматриваемый институт состоит из норм первого раздела белорусской Конституции. Что же касается системы конституционного законодательства, то основы конституционного строя, по нашему мнению, не являются ее элементом, поскольку не представляют собой полноценного института законодательства. В силу своей исключительной важности основы конституционного строя, как правило, не могут закрепляться в каких-либо иных помимо Конституции актах. Но даже Конституция содержит их не в любых, а только в первом, ведущем разделе. Отдельные исторические периоды могут быть отмечены действием нескольких актов об основах конституционного строя. Такая ситуация сложилась в Беларуси в связи с приданием 25 августа 1991 года Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР статуса конституционного закона. Декларация содержала положения, которые по их значимости можно относить к основам конституционного строя. В результате, с 25 августа 1991 года по 29 марта 1994 года в нашей стране действовали два акта об основах конституционного строя: Декларация о государственном суверенитете и Конституция 1978 года, первый раздел которой был специально посвящен основам строя. В связи с традиционным выделением в литературе кодифицированных и некодифицированных конституций заметим, что в течение обозначенного периода белорусская конституция (в широком смысле, т. е. как совокупность норм) имела некодифицированный характер, ибо состояла из двух названных актов.

Первым по своему значению институтом конституционного законодательства можно считать институт основ правого статуса личности. Основы правового статуса личности — сложный институт, довольно обширное образование, в связи с чем в нем выделяются следующие субинституты:

  • права, свободы и обязанности личности; гражданство;
  • правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства; право убежища, беженцы, миграция.

Главным системным элементом института основ правового статуса личности служит раздел II Конституции «Личность. Общество. Государство». В то же время важнейшие нормы о статусе личности закреплены в первом разделе Конституции и отнесены тем самым к основам конституционного строя. В связи с этим данные нормы не включаются нами в конституционно-законодательный институт основ правового статуса личности. Заметим, что среди основ конституционного строя есть положения, которые имеют непосредственное исходное значение для каждого их перечисленных выше субинститутов.

Субинститут прав, свобод и обязанностей личности состоит из небольшого числа актов и имеет недостаточно развитую структуру. Это обусловлено двумя факторами 33 :

  • большинство конституционных прав, свобод и обязанностей личности по причине их основополагающего значения и универсального характера закреплено в самой Конституции (разделе II). (В настоящей статье при рассмотрении институтов конституционного законодательства мы не анализируем международные договоры, ибо они представляют собой самостоятельный источник права и не входят в понятие законодательства);
  • поскольку конституционное законодательство регулирует наиболее значимые отношения, то нормативные правовые акты о порядке реализации конституционных прав, свобод и обязанностей относятся, как правило, к другим отраслям законодательства.

По причине наличия в Конституции самостоятельного раздела о правах, свободах и обязанностях личности рассматриваемый субинститут характеризуется более отчетливыми вертикальными связями: между разделом II Конституции и другими актами законодательства, специально посвященными правам личности. Что касается горизонтальных связей между названными актами, то такие связи не носят тесного характера. Наряду с разделом II Конституции субинститут прав, свобод и обязанностей личности включает следующие основные акты: Закон от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка», Закон от 24 апреля 1992 года «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», Закон от 11 ноября 1992 года «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», Закон от 2 июня 1993 года «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», Закон от 30 декабря 1997 года «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

Эти акты можно объединить в две группы:

  • акты, закрепляющие права не всех граждан, а их определенных категорий: детей, молодежи и лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. В настоящее время разрабатывается также проект Закона «О соотечественниках, проживающих за рубежом»;
  • акты, посвященные порядку реализации прав, закрепленных Конституцией. Новых прав такие акты не устанавливают. К этой группе принадлежат два последних закона из приведенных выше.

С конституционно-законодательным институтом основ правового статуса личности тесно связан институт законодательства об общественных объединениях, поэтому при рассмотрении системы законодательства, совершенствовании Единого правового классификатора его можно располагать сразу за институтом основ правового статуса личности. Приоритет института общественных объединений перед институтами законодательства о государственном строе объясняется производностью статуса общественных объединений от прав и свобод личности. Неудивительно, что нормы об общественных объединениях закреплены в первом разделе Конституции и предшествуют положениям о государственном строе, в частности о разделении государственных властей. Деятельность общественных объединений — проявление свободы и инициативы граждан. В то же время благодаря массовости своего состава и организованности объединения способны оказывать влияние на государство, участвовать в его формировании и деятельности. С появлением организационно-правовой формы государственно-общественных объединений государство, в свою очередь, получило право непосредственно создавать такие объединения. Закономерна поэтому также связь института общественных объединений с институтами государственного строя.

Для института законодательства об общественных объединениях характерны достаточно однородные, горизонтальные связи актов. Большинство актов, образующих данный институт, регулируют статус отдельных видов общественных объединений. Базового акта в данном институте нет. Закон от 4 октября 1994 года «Об общественных объединениях» таковым не является, поскольку не распространяется на политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения, иные общественные формирования. В какой-то степени общее значение для многих видов общественных объединений имеет Декрет Президента от 26 января 1999 года № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений». Однако большинство его положений относятся к профессиональным союзам 34 .

Следующий институт конституционного законодательства, который принадлежит уже к другой группе — институтам государственного строя, — может быть назван институтом законодательства о государственном суверенитете. Этот институт закрепляет общие атрибуты государства, включая государственные языки, границу, символы, столицу, которые являются элементами одного целого — государственного строя. Они имеют определенную самостоятельность, но едины в способности отражать государство в целом, его обособленность от других государственно¬организованных обществ, а значит и его суверенитет. Этим они отличаются от других компонентов государственного строя, например таких, как административно-территориальное устройство, система органов власти. Уместно напомнить, что раздел I Конституции Франции, который называется «О суверенитете», открывается нормой о государственном языке, а далее в нем описываются государственные символы. Институт государственного суверенитета представлен, в том числе Законом от 26 января 1990 года «О языках в Республике Беларусь», Законом от 4 ноября 1992 года «О Государственной границе Республики Беларусь», Законом от 5 июля 2004 года «О государственных символах», Законом от 12 июля 2000 года «О статусе столицы Республики Беларусь — города Минска». Хотя статус белорусской столицы связан с институтом административно-территориального устройства, но помимо отмеченных выше имеет и другие принципиальные отличия. Правовое положение Минска урегулировано специальным законом не потому, что он является административно-территориальной единицей, а в силу его статуса столицы. Необходимость в специальном законе существовала бы и в том случае, если бы Минск перестал быть административно-территориальной единицей. Заметим, что и Конституция БССР 1978 года, и действующая Конституция республики определяют столицу в одной группе норм с государственными символами, а не в статьях об административно-территориальном устройстве. Административно-территориальный статус Минска заключается в отнесении его к городу республиканского подчинения.

К институту государственного суверенитета мы относим также Закон от 19 сентября 1991 года «О названии Белорусской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию (Основной Закон) Белорусской ССР», Закон от 14 ноября 2005 года «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», Закон от 28 мая 1999 года «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР».

Институт законодательства об административно-территориальном устройстве государства — самый небольшой в системе конституционного законодательства. Он насчитывает всего около 3-х нормативных правовых актов, основным из которых является Закон от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». Вместе с тем рассматриваемый институт выступает не просто компонентом, а является элементом, т. е. системообразующим фактором конституционного законодательства, поскольку регулирует важные отношения, обладающие своей спецификой и не сводимые к предмету регулирования каких-либо других конституционных институтов. В частности, данный институт закрепляет правоотношения не только между государственными органами, но и правоотношения административно-территориальных единиц с государством в целом, а также между самими административно-территориальными единицами. 35

Уникальность института избирательного законодательства заключается в его кодифицированности, воплощенной в Избирательном кодексе. Вместе с тем Кодекс — не единственный акт избирательного законодательства, наряду с ним действует еще небольшое число актов Президента и, главное, Конституция, раздел III которой специально посвящен народным голосованиям. Институт избирательного законодательства, подобно институту основ правового статуса личности, является сложным институтом. Он состоит из субинститутов выборов, референдума и отзыва. Структура самого крупного субинститута выборов, представленная структурой Избирательного кодекса, является недостаточно четкой, отчасти запутанной и поэтому создает сложности для правоприменителей.

Самый крупный конституционно-законодательный институт — это институт законодательства о государственных органах. Он устанавливает статус Президента, Парламента, Правительства и республиканских органов государственного управления, Конституционного Суда. Соответственно перечисленным органам в анализируемом институте можно выделять субинституты, большинство из которых представлено значительным числом актов. Рассматриваемому институту придает единство раздел IV Конституции, который объединяет в себе нормы о Президенте, Парламенте, Правительстве и Конституционном Суде. В силу обширности института государственных органов можно усмотреть в нем черты подотрасли конституционного законодательства. Однако для полноценной подотрасли ему не хватает базовых актов, которые содержали бы положения, общие для всех или большинства конституционных органов власти. Даже в разделе IV Конституции нет подобных положений.

Институт законодательства о государственных органах включает акты с нормами и конституционного, и административного права либо только последнего. Например, принципиальные положения Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» можно считать конституционно-правовыми, а его нормы о конкретных полномочиях Совета Министров в различных сферах, статусе подчиненных органов (министерств, государственных комитетов) более близки к административному праву. Административно-правовую природу имеют и акты, которыми утверждаются Положения о министерствах и государственных комитетах. Полагаем, что все подобные акты принадлежат к одному элементу (отрасли) системы законодательства, но к разным элементам (отраслям) системы права. То есть законодатель, иной нормотворческий орган, принимая правовые акты, скажем, об органах исполнительной власти, не стремится включать в них нормы только конституционного или только административного права 36 .

С институтом государственных органов тесно связан институт законодательства о местном управлении и самоуправлении. Он также в основном регулирует властные отношения и закрепляет компетенцию государственных органов. Однако к субъектам местного самоуправления помимо государственных органов относятся органы территориального общественного самоуправления и местное население. Данное обстоятельство не позволяет считать местное управление и самоуправление частью института государственных органов. В структуре Конституции Беларуси также проводится идея о самостоятельности местного управления и самоуправления: основы данного института закреплены в отдельном разделе V и не включены в раздел IV «Президент, Парламент, Правительство, суд». Довод о том, что разграничение разделов IV и V проводится просто по территориальному масштабу деятельности государственных органов (соответственно, общегосударственные и местные органы), был бы неверен, поскольку глава 6 «Суд» раздела IV посвящена всем судам независимо от территории их действия.

Законодательство о нормотворческой деятельности — новейший институт конституционного законодательства Беларуси. Его формирование связано с принятием Закона от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Важную роль для становления института сыграл также Указ Президента от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности». Институт законодательства о нормотворческой деятельности — это совокупность взаимосвязанных актов законодательства, закрепляющих основные черты самих нормативных правовых актов (их предмет, иерархию) и регулирующих нормотворческий процесс (порядок подготовки и вступления в силу нормативных правовых актов), а также регистрацию, опубликование и вступление в силу ненормативных правовых актов и международных договоров.

Институт законодательства о мерах поощрения за заслуги перед Беларусью регулирует применение государственных наград и других мер поощрения, например, государственных премий. Он включает в качестве базового акта Закон от 18 мая 2004 года «О государственных наградах Республики Беларусь». Наибольшее число актов данного института представлено указами Президента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема источниковедения заключается не только и не столько в расширении или сужении перечня источников конституционного права конкретной страны. Она предполагает решение вопроса о конвергенции тех или иных источников в изначально «чуждую» им культурно-правовую среду. Это касается такого источника как судебная практика, о котором в последнее время много говорят в юридических сообществах разных стран континентальной Европы, в том числе и в нашей стране. Распространено мнение о том, что, как только высшие суды в отдельных странах получили право толкования норм Конституции и законов, они de facto перешли к постепенному признанию судебной практики в качестве источника права.

Не вызывает сомнений то, что судебный прецедент в его классическом определении пока не является источником конституционного права в большинстве стран континентальной Европы. Вместе с тем движение по пути становления прецедентного права в «нетипичных» странах – выделение судебных решений в целом (Россия) или заключений Конституционного Суда (Беларусь), в частности, как источников права, оправданно и своевременно. Это обусловлено тем, что выработка единообразных принципов влияния позиций высших судов на все расширяющуюся сферу регулируемых ими социальных отношений как нельзя актуальна в наши дни.

Подводя итог настоящему исследованию, необходимо отметить, что система конституционного законодательства не исчерпывается конституционно-законодательными институтами и их связями. Данные институты и связи являют лишь один — горизонтальный — срез системы отрасли. Отечественной науке следует больше уделять внимания иерархическому (вертикальному) аспекту системы, изучая не только отдельные виды нормативных правовых актов, но также их взаимодействие, порождающее иерархическую целостность конституционного законодательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев, С. С. Общая теория права: в 2 т. / С.С. Алексеев – М.: Юридическая литература, 2011. – Т. 2. – 360 с.
  2. Арановскнй, К.В. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие / К.В. Арановский. — М.: «Форум» — «Инфра-М», 2013. — 487 с.
  3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. — М.: ИНФРА-М НОРМА, 2013. — 742 с.
  4. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. — Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2013. — 832 с.
  5. Василевич, Г.А. Парламент Республики Беларусь. Конституционно-правовой аспект / Г.А. Василевич. — Минск: Право и экономика, 2013. — 358 с.
  6. Вильнянский, С. И. К вопросу об источниках советского права // Проблемы социалистического права / С. И. Вильнянский. – 1939. – № 4–5. – С. 63–65.
  7. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский, H.A. Горбаток, В.А. Кучинский. — Минск; Тесей, 2012. — 576 с.
  8. Демичев, Д.М. Конституционное право: учеб. пособие / Д.М. Демичев. — Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 326 с.
  9. Зивс, С. Л. Источники права / С. Л. Зивс. – М.: Наука, 2013. – 230 с.
  10. Кечекьян, С. Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. Труды юридического факультета / С. Ф. Кечекьян. – 2012. – Вып. 116. – С. 3–25.
  11. Кокотов, А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура / А.Н. Кокотов // Правоведение.- 2012. — № 1. — С. 15-22.
  12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. для студентов юридических вузов. 5-е изд., перераб. и доп. В 4-х т. Т 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. — М.: БЕК, 2013. — 757 с.
  13. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие / М.Ф. Чудаков. — Минск: Новое знание, 2011. — 576 с.
  14. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К.Н. Кунцевич. — Минск: Молодежное научное общество, 2011. — 149 с.
  15. Пляхимович, И.И. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь.- 2013.- № 2.- С. 44-49.
  16. Пляхимович, И.И. Система конституционного законодательства Беларуси / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 65–77.
  17. Реут, В. Акты Президента в иерархии правовых актов Республики Беларусь / В. Реут // Юстиция Беларуси, 2013. — №1. — С. 15-17.
  18. Сергеенко, Л.Ю. Внутригосударственные нормативные правовые акты как источники конституционного права Республики Беларусь / Л.Ю. Сергеенко // Юридический журнал. – 2013. – №2(14). – С. 33-37.
  19. Теория права и государства: учеб. для вузов. Т. 11 / С.В. Боботов [и др.]; под ред. проф. Г.Н. Манова. — М.: БЕК, 2013. — 323 с.
  20. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права (по изд. 1911 г.) / Г. Ф. Шершеневич. – М.: Норма, 2013. – 512 с.

1 Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права (по изд. 1911 г.) / Г. Ф. Шершеневич. – М.: Норма, 2013. – 512 с.

2 Кечекьян, С. Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. Труды юридического факультета / С. Ф. Кечекьян. – 2012. – Вып. 116. – С. 3–25.

3 Вильнянский, С. И. К вопросу об источниках советского права // Проблемы социалистического права / С. И. Вильнянский. – 1939. – № 4–5. – С. 63–65.

4 Алексеев, С. С. Общая теория права: в 2 т. / С.С. Алексеев – М.: Юридическая литература, 2011. – Т. 2. – 360 с.

5 Зивс, С. Л. Источники права / С. Л. Зивс. – М.: Наука, 2013. – 230 с.

6 Теория права и государства: учеб. для вузов. Т. 11 / С.В. Боботов [и др.]; под ред. проф. Г.Н. Манова. — М.: БЕК, 2013. — 323 с.

7 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский, H.A. Горбаток, В.А. Кучинский. — Минск; Тесей, 2012. — 576 с.

8 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. для студентов юридических вузов. 5-е изд., перераб. и доп. В 4-х т. Т 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. — М.: БЕК, 2013. — 757 с.

9 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. — Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2013. — 832 с.

10 Демичев, Д.М. Конституционное право: учеб. пособие / Д.М. Демичев. — Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 326 с.

11 Арановскнй, К.В. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие / К.В. Арановский. — М.: «Форум» — «Инфра-М», 2013. — 487 с.

12 Демичев, Д.М. Конституционное право: учеб. пособие / Д.М. Демичев. — Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 326 с.

13 Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К.Н. Кунцевич. — Минск: Молодежное научное общество, 2011. — 149 с.

14 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие / М.Ф. Чудаков. — Минск: Новое знание, 2011. — 576 с.

15 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие / М.Ф. Чудаков. — Минск: Новое знание, 2011. — 576 с.

16 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. — Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2013. — 832 с.

17 Пляхимович, И.И. Система конституционного законодательства Беларуси / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 65–77.

18 Пляхимович, И.И. Система конституционного законодательства Беларуси / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 65–77.

19 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. — Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2013. — 832 с.

20 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. — Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2013. — 832 с.

21 Сергеенко, Л.Ю. Внутригосударственные нормативные правовые акты как источники конституционного права Республики Беларусь / Л.Ю. Сергеенко // Юридический журнал. – 2013. – №2(14). – С. 33-37.

22 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. — Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2013. — 832 с.

23 Василевич, Г.А. Парламент Республики Беларусь. Конституционно-правовой аспект / Г.А. Василевич. — Минск: Право и экономика, 2013. — 358 с.

24 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский, H.A. Горбаток, В.А. Кучинский. — Минск; Тесей, 2012. — 576 с.

25 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. — Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2013. — 832 с.

26 Теория права и государства: учеб. для вузов. Т. 11 / С.В. Боботов [и др.]; под ред. проф. Г.Н. Манова. — М.: БЕК, 2013. — 323 с.

27 Реут, В. Акты Президента в иерархии правовых актов Республики Беларусь / В. Реут // Юстиция Беларуси, 2013. — №1. — С. 15-17.

28 Сергеенко, Л.Ю. Внутригосударственные нормативные правовые акты как источники конституционного права Республики Беларусь / Л.Ю. Сергеенко // Юридический журнал. – 2013. – №2(14). – С. 33-37

29 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. — М.: ИНФРА-М НОРМА, 2013. — 742 с.

30 Пляхимович, И.И. Система конституционного законодательства Беларуси / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 65–77.

31 Кокотов, А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура / А.Н. Кокотов // Правоведение.- 2012. — № 1. — С. 15-22.

32 Пляхимович, И.И. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь.- 2013.- № 2.- С. 44-49.

33 Пляхимович, И.И. Система конституционного законодательства Беларуси / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 65–77.

34 Пляхимович, И.И. Система конституционного законодательства Беларуси / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 65–77.

35 Пляхимович, И.И. Система конституционного законодательства Беларуси / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 65–77.

36 Пляхимович, И.И. Система конституционного законодательства Беларуси / И.И. Пляхимович // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 65–77.

Смотрите еще:

  • Внесение изменений и дополнений в конституцию рб Конституция Республики Беларусь В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 […]
  • Главе администрации советского района г ростова-на-дону Глава администрации Советского района города Ростова-на-Дону Свистунов Олег Викторович родился 18 сентября 1964 года в Ростове-на-Дону. В 1990 году окончил Ростовский государственный […]
  • Адвокат рязанский район АДВОКАТЫ РЯЗАНИ Адвокат Якушев Игорь Анатольевич АВТОБИОГРАФИЯ Я, Якушев Игорь Анатольевич, родился 17 октября 1964 года в городе Рязани. Русский. В 1972 году поступил в среднюю школу № […]
  • Заместитель генерального директора газпром межрегионгаз Руководство Руководство Бородин Дмитрий Александрович – генеральный директор Дмитрий Александрович Бородин родился 17 апреля 1964 года в Оренбурге. В 1983 году окончил Оренбургский […]
  • Займ денег в норильске Займы онлайн в Норильске В случае непредвиденных ситуаций MoneyMan готов продлить срок возврата денег до 4х недель! Как это работает У Вас это займет не больше 10 минут Мы дадим ответ в […]
  • О предприятиях и предпринимательской деятельности федеральный закон Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I"О […]
  • Часть 1 ст 335 Український юридичний портал Ухилення від призову на строкову військову службу — карається обмеженням волі на строк до трьох років. 1. Безпосереднім об'єктом цього злочину є відносини, що […]
  • Адвокат юрий николаевич москва Об адвокатском кабинете «Каждый человек обязан отстаивать свое право и следить за тем, что бы другие не топтали его ногами. » Эммануил Кант. Адвокат Мануйлов Юрий Николаевич предлагает […]
admin

Обсуждение закрыто.