Соблюдение и защита прав и свобод человека

Соблюдение и защита прав и свобод человека

4. СОБЛЮДЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА -ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА (Б.С.Эбзеев)

Согласно Конституции России, многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в российской Федерации. Суверенный народ, которому принадлежат верховенство и полнота государственной власти, сам определяет свое отношение к социальной действительности и выражает его посредством государства и права, самостоятельно устанавливает рамки и формы государственно-правового «вторжениям в различные сферы общественной жизни.

Государство же есть инструмент претворения в жизнь общей суверенной воли народа. Причем зависимость государства от воли народа имеет не только социально-политическое, но и юридическое, прежде всего конституционно-правовое, содержание, она получает выражение и закрепление в праве.

Государство осуществляет свою деятельность в правовых формах, оно связано с народом, всеми участниками общественных и правовых отношений не только правами, но и социальными и юридическими обязательствами. При формировании государственного аппарата на него возлагается ряд отражающихся в Основном Законе обязанностей перед народом, различными социальными структурами, личностью.

Таким образом, обязанности государства имеют глубокие корни в конституционном строе. Социально-политической основой обязанностей государства является народный суверенитет, получивший правовое выражение в Конституции. По действующему Основному Закону России народу принадлежит учредительная власть, а государственная власть – законодательная, исполнительная, судебная – учрежденная власть.

Отсюда следует, что Конституция обладает двуединой природой;

она является законом, установленным народом для государства как особого учреждения, которым оно должно руководствоваться во всей своей деятельности, своеобразным каталогом юридических обязанностей государства, и одновременно законом государства, который закрепляет правовое положение иных субъектов права и регламентирует социально значимые аспекты их поведения.

Юридическую основу рассматриваемого явления составляют нормы Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе, федеральные конституционные и иные законы, закрепляющие свободу и права личности, а также обязанности государства, государственных органов и должностных лиц по реализации целей и

задач государства, выражению воли и защите интересов народа, обеспечению и охране прав человека и гражданина.

Конституция устанавливает меру взаимной свободы и ответственности государства и личности, определяет пределы государственного вторжения в сферу жизнедеятельности индивида, которые не могут быть преодолены без риска утраты государством легитимности, а также границы индивидуальной автономии личности и некоторые важнейшие формы и способы ее проявления.

При демократии закон обязателен не только для подвластных, но и самого государства в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. Односторонние обязательства, возлагавшиеся в прошлом государством на подвластных, в условиях правового государства и разделения властей трансформируются в нормы, содержащие не только взаимные обязательства, но и права.

Индивид выступает не только обязанной стороной, но и обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, его органов и должностных лиц. Закрепляя права человека и гражданина, Конституция тем самым определяет обязанности по обеспечению этих прав, возлагаемых на государство.

Государственная власть ограничена известными пределами во имя свободы и прав человека и гражданина. Но было бы неверно сводить функции государства в социальной сфере к роли «ночного сторожа». Конституция РФ, закрепляя социальные, экономические и культурные права человека и гражданина, формулирует и обязанности государства перед индивидом, которые носят характер не только общих установок в плане социальной ориентации экономики, но и более определенные юридические предписания, в том числе запрет на использование принудительного труда, дискриминацию в трудовых отношениях; бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, обязательность основного общего образования и т.д.

Особенно велико в данной сфере правового регулирования значение правильного сочетания и взаимодействия конституционных и отраслевых норм. В главе 2 Конституции России основным социальным, экономическим и культурным правам граждан посвящены 11 статей. Практически в каждой из них предусматривается издание закона, конкретизирующего эти права и свободы.

Речь идет об определении правомочий соответствующих прав и характера притязаний личности, а также о формах и способах их осуществления, круге субъектов, мере юридической ответственности, порядке финансового обеспечения и пр.

Тем самым устанавливается объем обязанностей государства в социально-экономической и культурной сферах общественной и индивидуальной жизни, осуществляется их персонификация применительно к компетенции соответствующих государственных органов и их должностных лиц, а права граждан обретают необходимую для эффективной судебной защиты предметную определенность.

Правильное отражение обязанностей государства в принимаемых на основе и в соответствии с Конституцией законах и иных нормативных актах, их адекватная конституционным установлениям конкретизация применительно к особенностям различных отраслей права будет способствовать более точному регулированию различных сторон общественных отношений, усилению социального механизма действия права и повышению его эффективности, формированию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим существенно возрастает роль Конституционного Суда, от которого во многом зависит адекватное Конституции истолкование принципа социального правового государства, его конкретного содержания в политической сфере, а также в области охраны труда и здоровья граждан, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развития социальных служб, гарантировании социальной защиты и пр.

Статья 2 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 2 Конституции РФ гласит:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Комментарий к Ст. 2 КРФ

Статья 2 раскрывает важнейшую сторону содержащейся в ст. 1 характеристики РФ как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в этой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая конституционная ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции РФ исключительных случаях, при особых, как правило временных, обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (например, ст. 55, 56).

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью явилось важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с «общественными» интересами, которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные права и интересы.

Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Напротив, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации социально-экономической и культурной жизни. Разумеется, при условии, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.

Статья 2 Конституции вводит в действие в нашей стране высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями и закрепленные конституционным опытом народов Западной Европы, США и многих других стран, осуществляет стремления либеральных и демократических движений России по крайней мере с начала XIX в. Этот мировой опыт обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных Россией и обязательных также для нее. Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.

Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются каждый человек (т.е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин РФ, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство — РФ.

Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину РФ, и лицу, не являющемуся российским гражданином. В этом смысле Конституция определяет круг носителей таких прав словами «все», «каждый», «лицо» («. имеет право» и т.п.) или словом «никто» («. не должен подвергаться. » и т.п.) (например, ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).

В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам РФ, статьи Конституции прямо указывают на это (например, ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (например, ч. 1 ст. 63).

Представляется неосновательной теоретическая трактовка ст. 2 Конституции как только «декларативной нормы», не порождающей конкретных правоотношений и не являющейся основанием для защиты человеком своих прав и свобод в суде (см.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 11). Статья 2 не часть преамбулы, не содержащей прямых правовых предписаний. Напротив, это важнейшая основа конституционного строя, которой, как и другим положениям гл. 1, никакие другие положения Конституции РФ 1993 г. не могут противоречить; это означает, что другие положения Конституции должны прежде всего ей соответствовать, как и основанные на них законы и подзаконные акты. Устанавливая общую обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, Конституция тем самым требует от каждого органа государственной власти в пределах его компетенции принимать все необходимые меры (законодательные, исполнительные и судебные) по защите прав и свобод общего характера, а от каждого должностного лица этих органов в пределах его компетенции конкретно действовать в этом же смысле. Статья 2 предоставляет право всем гражданам, общественным объединениям, средствам массовой информации и т.д. предусмотренное Конституцией и законом право требовать информацию, обжаловать бездействие и незаконные действия органов государства и их должностных лиц. Статья 2 — конституционное основание для мобилизации всех правовых возможностей всех звеньев и работников государственного аппарата для полной и первоочередной защиты прав каждого человека и гражданина. Каждый орган государства и каждый чиновник в своей сфере имеют и должны строжайшим образом исполнять свои правозащитные обязанности. Их систематические грубые нарушения требуют принятия всех таких мер, а вовсе не отрицания высшей юридической силы ст. 2, как и всей Конституции РФ. Ведь многие важнейшие положения международного и конституционного права тоже нередко имеют весьма общий и абстрактный характер и конкретизируются многими другими правовыми положениями; но это не дает оснований отрицать принципиальное правовое значение таких положений.

Конституция 1993 г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения: как сказано далее в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е. они не могут быть приобретены (даже от государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен. Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.

Однако Конституция значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении полного соблюдения и защиты этих прав и свобод.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все их отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17), в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба, возможность ее замены альтернативной гражданской службой и др.). Одни эти права и свободы иногда могут вступать с другими правами и свободами (например, с правом собственности, личными свободами) в некоторое противоречие, которое общество и государство должны разрешать в соответствии с конституционными правами и свободами. Они могут, а иногда и обязаны поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует их политическим, социальным, экономическим, экологическим, культурным задачам и функциям.

Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое — субъективное право любого человека или только гражданина России.

Но иногда между ними проводится различие. Иногда «правом» называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а «свободой» — возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделает права от свобод. Нередко термином «свобода» обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже «право». При этом «право» может самой Конституцией РФ быть включено в состав «свободы». Так, статьей 28 не только установлена «свобода совести, свобода вероисповедания», но в состав этой свободы включено «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.

Следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи прав и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией. В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам и свободам; об этом говорит текст ст. 2 и заглавие гл. 2. В них об обязанностях человека и гражданина не упоминается вовсе, хотя в конце текста гл. 2 есть несколько статей о таких обязанностях. Это значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании — законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права и свободы. В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях человека, т.е. «каждого», которые, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным группам их носителей.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, статус которых определяется государством посредством закона. Статья 18, входящая в состав гл. 2 Конституции, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Этой статье по ее смыслу, по-видимому, лучше было бы находиться в гл. 1 (вероятно, в составе ст. 2 в качестве ее части); это, в соответствии со ст. 16, увеличивало бы ее обязательность для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, т.е. для гл. 2-8 Конституции. Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (см. комм. к ст. 33, 45-57, 59, 60, 82, ч. 1 п. «е», ст. 114, п. 4 ст. 125 и др.).

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти. Предусмотрен Конституцией и орган, который занимается только данной проблемой, — Уполномоченный по правам человека. Однако довольно активная деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости скорейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч. 2). Независимые и беспристрастные административные суды — необходимое средство для укрепления законности деятельности государственных органов текущего управления (главным образом аппарата исполнительной власти), должностные лица которых нередко в своих действиях и решениях проявляют бюрократические наклонности к произволу, беззаконию, волоките и даже коррупции. Нынешнее отнесение разрешения споров из административных отношений к сфере гражданского, а не административного судопроизводства и подчинение их его принципам в составе ГПК противоречит ст. 118 Конституции и недостаточно способствует преодолению пороков аппарата исполнительной власти, нетерпимость которых неоднократно отмечал Президент РФ В.В. Путин.

Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность, систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготавливавшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов — о присоединении РФ к Уставу СЕ и о ее присоединении к ряду других документов СЕ — 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция и ряд протоколов к ней стали частью российской правовой системы согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Парламентская ассамблея СЕ в сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ продолжает осуществлять меры рекомендательного и контрольного характера, касающиеся совершенствования политических, правовых, социальных, административных и иных отношений, прежде всего в области охраны и защиты прав человека в России. Растущее число дел о нарушениях этих прав, ответчиком по которым выступает РФ, также подтверждает настоятельную необходимость значительно усилить работу всех звеньев государственного механизма по полному признанию, соблюдению и защите конституционных прав человека и гражданина, чего требует статья 2 Конституции РФ.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов

федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных

субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край,

область, город федерального значения, автономная

имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее

государственной целостности, единстве системы государственной власти,

разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все

субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в

соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

научная статья по теме ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

КАРАСЕВ РОМАН ЕВГЕНЬЕВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2014, № 11, с. 113-116

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

© 2014 г. Роман Евгеньевич Карасев1

Краткая аннотация: предметом исследования в настоящей статье выступают конституционные обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Автор дает конституционно-правовую характеристику каждой из указанных обязанностей и выявляет взаимосвязь между ними. Выделяются виды признания государством прав и свобод человека и гражданина: прямое и опосредованное. Уделяется внимание проблемным вопросам определения субъектного состава лиц, обязанных соблюдать права и свободы человека и гражданина, а также вопросам эффективности исполнения государственной обязанности по защите прав и свобод. Автор пришел к выводу о наличии взаимосвязи конституционных обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, о недопустимости нарушения суверенитета государственно-правовой системы России в процессе государственного признания прав и свобод человека и гражданина, о значительной роли судебной системы в реализации обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Annotation: the subject of study in this article are the constitutional duty of the State to recognize, respect and protect the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation. The author gives a constitutional and legal description of each of these responsibilities and identifies the relationships between them. Stand species recognition by the state of human rights and freedoms of man and citizen: direct and indirect. Attention is paid to issues of concern definition of the subject composition of persons obliged to respect the rights and freedoms of man and citizen, as well as issues of efficiency performance of the state duty to protect human rights and freedoms. The author come to conclusions about the interrelationship constitutional obligations to recognize, respect and protect the rights and freedoms of man and citizen, on the inadmissibility of violating the sovereignty of the state and legal system in Russia in the process of state recognition of the rights and freedoms of man and citizen, the significant role of the judicial system in the implementation of the obligation to protect the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation.

Ключевые слова: Конституция, права, свободы, человек, признание, соблюдение, защита, государство, обязанность.

Key words: Constitution, rights, freedom, people, recognition, compliance, security, state, duty.

Конституция РФ декларирует, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Основной Закон нашей страны является документом, в котором закреплены конституционные права и свободы человека и гражданина, которые гарантируются государством. Это означает, что права и свободы человека и гражданина должны соблюдаться и защищаться государством. В этом видится основная задача Российской Федерации в правозащитной сфере. Представляется, что важность данной задачи нельзя отрицать, поскольку соблюдение и защита прав и свобод неразрывно связаны с построением правового государства и гражданского общества.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина закреплена в ст. 2 Конституции РФ. При этом должны создаваться эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, допущенных его органами и должностными лицами. Данная позиция нашла свое отражение

1 Аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета (E-mail: [email protected]).

и закрепление в практике Конституционного Суда РФ2. Безусловно, создание таких правовых механизмов представляет одно из основных направлений деятельности государства, в частности, законодателя для решения общей задачи повышения уровня защищенности прав, свобод и интересов личности в Российской Федерации.

Между субъектами правоотношений нередко возникают конфликты и социальные противоречия, имеют место нарушения прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые органами власти в отношении повышения качества жизни населения, в результате таких противоречий права и свободы человека и гражданина часто нарушаются, а их защита не всегда находится на должном уровне. Отсутствие надлежащей защиты основных прав и свобод может негативно сказываться на отношениях государства и личности в целом, что не способствует реализации целей и задач, стоящих перед Российской Федерацией.

2 См.: постановление Конституционного Суда РФ «По делу о про-

верке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части

третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова» от 2 февраля 1996 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Думается, что изучение механизма и системы защиты прав и свобод человека и гражданина способствует повышению эффективности их защиты до того уровня, который необходим нашей стране на пути к становлению правового государства и гражданского общества.

В России правовая защита человека и гражданина гарантируется Конституцией. В частности, в ст. 45 и 46 закреплены гарантии государственной и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Непосредственной реализацией гражданами защиты своих прав и свобод можно считать функционирование институтов гражданского общества, т.е. объединений граждан, чьи действия направлены на разрешение различных социальных проблем.

Представляется, что правовая защита прав и свобод человека и гражданина соотносится с государственной, как общее и частное; последняя входит в состав правовой защиты наряду с институтами гражданского общества. Однако в большинстве случаев наибольшая эффективность защиты прав и свобод достигается за счет применения к правонарушителям средств государственного принуждения, что является реализацией мер государственной защиты.

Задача государства по защите прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с соответствующей обязанностью государства, непосредственно закрепленной в Конституции. На наш взгляд, данная обязанность является первичным элементом конституционной системы прав и свобод человека и гражданина, которая в широком смысле представляет собой упорядоченную совокупность взаимодействующих звеньев правового механизма, деятельность которого направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств и нарушений, а также на достижение в стране состояния их реальной защищенности3.

Статья 2 Конституции РФ устанавливает обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью. Однако данная конституционная норма содержит в себе еще две обязанности, без которых невозможно рассмотрение обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина: признание и соблюдение. В юридических исследованиях по данной теме высказывается мнение, согласно которому конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина должна рассматриваться во взаимосвязи с обязанностями по признанию и соблюдению прав и свобод человека и гражданина. «Конституционное употребление термина «обязанность» в контексте статьи 2 Конституции Российской Федерации ориентирует на восприятие и изучение этих трех элементов в единстве»4. В то же время обязанность по защите прав и свобод человека и гражданина должна рассматриваться обособленно. В этой связи считаем необходимым подробнее рассмотреть отношение признания и соблюдения к защите прав и свобод человека и гражданина.

На наш взгляд, признание государством прав и свобод неразрывно связано с концепцией естественного права. Анализ соответствующих положений Конституции РФ показывает, что конституционные права человека и гражданина обладают признаком неотчуждаемости: никто не вправе

3 См. Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Дисс. доктора юрид. наук, М., 2005. С. 32.

без законного основания лишить человека его естественных прав и свобод (право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижения, мысли, слова и т.д.). Думается, что действующее нормативно-правовое закрепление основных прав и свобод человека и гражданина основано именно на признании положений концепции естественного права и их имплементации в национальную правовую систему. Весьма четко роль государственного признания прав человека в современном обществе выражена в следующем высказывании: «Ориентиром в сложных и противоречивых ситуациях современного мира должны быть права человека, которые выражают четко выверенные границы его свободы, положения в обществе, взаимодействие с государством и другими индивидами. Права человека — неотъемлемое, неотчуждаемое достижение человеческого рода»5, т.е. современное государство просто не может существовать, не признавая естественных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, в процессе государственного признания происходит не установление новых, а закрепление уже имеющихся неотъемлемых прав и свобод человека в Основном Законе страны. В процессе развития общественных отношений, норм международного и внутригосударственного права круг прав и свобод человека постоянно расширяется. Поэтому наряду с закреплением в национально-правовых актах основных и неотъемлемых прав и свобод происходит закрепление тех прав и свобод человека и гражданина, которые отражены в нормах международного права. Об этом свидетельствует ч. 1 ст. 17 Конституции РФ. Данная статья указывает на то, что права и свободы в Российской Федерации признаются

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Соблюдение и защита прав и свобод человека

Цель исследования – рассмотреть предпосылки нарушения законности и прав человека в деятельности полиции в России и определить организационно-правовые направления решения обозначенных проблем.

Методологической основой исследования являются как общенаучные, так и частные методы познания. В качестве общенаучных методов в работе используется диалектический метод познания социально-правовых явлений. Среди частно-научных методов применяются метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический методы.

Статья 13 Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя России правовой принцип, в соответствии с которым в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может признаваться в качестве государственной или обязательной.

Вместе с тем, кажущееся достаточно простым для восприятия понятие «идеология» на самом деле представляет собой достаточно сложную философско-юридическую категорию.

Общеизвестным считается тот факт, что сам термин «идеология» впервые был предложен и введён в научный оборот в конце XVIII века французским философом, политиком и экономистом Антуаном Луи Клодом Дестютом, работавшим над созданием науки об общих принципах формирования идей и основах человеческого знания. Де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. С позиции де Траси данное учение должно было выступать основными принципами для руководства, как в науке, так и в социальной жизни, исходя из данной концепции, идеология, по его мнению, представляла собой систему знаний базисных основ права, морали и политики.

Последующее развитие философской мысли, политики и права оказало неизбежное воздействие и на представление учёных и мыслителей о идеологии, её месте и значении для общества, государства и права. На протяжении последующих столетий идеология подвергалась как критике, так и выступала оправданием для развязывания войн и геноцида – как идеология фашизма и нацизма в первой половине XX века. Однако помимо тоталитарных идеологий человеческая мысль выработала и идеологии гуманизма и либерализма.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов как высшая ценность идеологии гуманизма в России.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека ‒ обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации) [1]. Таким образом, Основной закон нашего государства закрепляет саму сущность идеологии гуманизма как общепризнанной международным сообществом и получившей своё воплощение в основных международно-правовых актах и конвенциях ООН [2].

Вместе с тем мировая геополитическая ситуация последнего десятилетия, к сожалению, ознаменовалась резким скачком вооружённых конфликтов, нарушением основных прав человека. Причём напрямую прослеживается тенденция к обострению межрелигиозной, межконфессиональной, межэтнической и национальной напряжённости. Это демонстрируют последние события в Ливии, Афганистане, Египте, попытки «оранжевых революций» в Узбекистане, Таджикистане, которые вылились в кровопролитные столкновения, череду террористических актов, унесших жизни многих людей, а в некоторых странах привели к насильственному свержению действовавшего государственного режима и прихода к власти, в ряде случаев, сомнительных сил из числа фундаментально-радикальной направленности. Однако не только страны Северной Африки и Ближнего Востока, которые традиционно, в мире, считаются зоной нестабильности и влияния террористических организаций Аль-Каида и Хэсбалла, но и внешне благополучные страны Западной Европы столкнулись с серьёзностью проблемы национальных конфликтов и нарушения прав человека. Ярким примером выступают массовые беспорядки, прокатившиеся по территории Франции, Германии, Греции, сопровождавшиеся погромами, поджогами автомобилей, столкновениями с полицией, неоднозначная сегодняшняя ситуация на Украине. При этом причинами возникновения этих беспорядков выступали как неразрешённые миграционные проблемы, породившие протестные акции замкнутых национально-религиозных общин, сформировавшихся на территории Европы, так и ксенофобии среди местного коренного европейского населения, попытка жестко защитить свои интересы, рабочие места, социальные блага – от «чужеродных конкурентов». Люди шокированы агрессивным давлением на свои традиции, привычный жизненный уклад и всерьез опасаются угрозы утраты национально-государственной идентичности. И на фоне этого вполне респектабельные европейские политики начинают говорить о провале «мультикультурного проекта» [4], возможности ограничения прав отдельных категорий людей, исходя из их гражданства, национальности или вероисповедания, что напрямую нарушает саму идею гуманизма как таковую, и это – серьезный вызов, с которым придется столкнуться и Европе, и многим другим регионам мира. Поэтому идеология гуманизма, верховенства и неотъемлемости прав и свобод человека представляется, с нашей точки зрения, наиболее важной для современной России с её национальным многообразием.

Таким образом, бесспорным представляется вывод о том, что государство обязано обеспечивать соблюдение, защиту и реализацию прав человека и гражданина, верховенство закона, тем более, что данные принципы закреплены Конституцией Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой и прямым действием на всей территории России.

А теперь необходимо задаться вопросом о том, кто для большинства населения является прямым олицетворением государства? Однозначным видится, что ответом на данный вопрос будет следующее: государство олицетворяется с его представителями – должностными лицами и в первую очередь – сотрудниками правоохранительных органов и полиции. Однако именно на данном направлении в России, с нашей точки зрения, существуют значительные, как организационные, так и правовые проблемы. Несмотря на прошедшую в нашей стране реформу органов внутренних дел, в последние годы в Российской Федерации участились случаи незаконного задержания и нарушения основных прав граждан со стороны полиции. В СМИ опубликовано немало соответствующих фото и видеоматериалов, вызывающих существенный общественный резонанс.

В качестве примера можно привести события, происшедшие в марте 2013 года в отделе полиции «Дальний» Казани, которые вызывали сильнейший общественный резонанс в нашей стране.

В целях раскрытия обычной кражи мобильного телефона работники полиции пошли на совершение тяжких преступлений. Чтобы изолировать мнимого подозреваемого, на него был оформлен заведомо подложный протокол о совершении мелкого хулиганства, его поместили в камеру. В результате явно неправомерных действий сотрудников полиции, нарушающих не только основные права человека, действующее законодательство, но и элементарные нормы морали – произошла гибель человека. Следственный Комитет Российской Федерации в результате проведённых проверок возбудил несколько десятков уголовных дел в отношении казанских полицейских. Последовали дальнейшие проверки правоохранительных органов республики Татарстан, громкие отставки, соответствующие заявления в средствах массовой
информации.

Это чрезвычайное происшествие подтолкнуло к реализации на различном уровне мер, которые при обычном течении событий вряд ли были бы приняты. К примеру, в Татарстане в отделах полиции появились камеры видеонаблюдения – в помещениях для административно задержанных и в камерах для проведения следственных действий. Конечно же, это положительное явление. Вместе с тем мы не исключаем тот факт, что такие имевшие место «допросы с пристрастием» могут переместиться в иные помещения отдела полиции, не оборудованные соответствующими видеокамерами, оборудовать все помещения средствами видеофиксации не представляется возможным.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что данный случай является не единичным примером должностных нарушений со стороны сотрудников полиции. Помимо названного, также можно указать и на нарушение прав граждан в ходе административного задержания, составление необоснованных, «шаблонных» протоколов на участников различных, в том числе и несанкционированных собраний и митингов граждан.

Всё это перечисленное представляют собой явные формы нарушения законности, прав человека, принципов гуманизма.

Безусловно, необходимо признавать тот факт, что во всех случаях задержания, в том числе и административного, должна действовать презумпция невиновности, формулировка которой содержится в ч. 1, ст. 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [1].

Таким образом, мы можем констатировать факт, что прошедшая в нашей стране реформа полиции не привела к кардинальному изменению ситуации в системе органов внутренних дел России. Данную позицию разделяют и многие эксперты. Так, например, Алексей Кудрин, бывший министр финансов и основатель Комитета гражданских инициатив (КГИ), недавно вошел в общественный совет МВД. И сразу же представил концепцию системной реформы правоохранительных органов, подготовленную для Комитета гражданских инициатив группой экспертов Института проблем правоприменения Европейского университета в Петербурге в сотрудничестве с фондом «Индем». С его слов, изложенные в документе идеи основаны на результатах анализа работы правоохранительных органов, закрытых интервью сотрудников правоохранительных органов и судей, а также соцопросов [3].

Не проводя в нашей работе анализ данной работы А. Кудрина, отчасти соглашаясь с её отдельными положениями, мы бы хотели выдвинуть собственные предложения по организационно-правовому совершенствованию деятельности полиции в России как необходимого условия обеспечения прав человека, их приоритета и верховенства закона, как практического воплощения идеологии гуманизма.

Для того чтобы избежать обозначенных нами проблем, мы видим следующие способы выхода из сложившийся ситуации:

  1. Более углубленное взаимодействие органов МВД с Прокуратурой в части проведения совместных организационных мероприятий, обязательных совместных совещаний.
  2. Возможно, возвращение части процессуальных полномочий Прокуратуре РФ, например, право на самостоятельное возбуждение уголовных дел, производства следственных действий, что значительно, с нашей точки зрения, повысит как качество, так и возможности прокурорского надзора и мер реагирования.
  3. Оснащение сотрудников полиции видиофиксаторами, как это уже сделано во многих зарубежных странах.

Также мы считаем необходимостью внесение поправок в Федеральный Закон «О полиции», хотя в целом, с нашей точки зрения, Федеральный закон «О полиции» достаточно юридически грамотен.

Во-первых, в Законе «О милиции» милиция рассматривалась, как орган исполнительной власти. В Законе «О полиции» законодатель вообще не раскрывает природу полиции, что, безусловно, является пробелом.

Необходимо изменять показатели оценки деятельности полиции в России, а именно уход от «палочных» показателей и разработку новых подходов к оценке деятельности ОВД. Возможно использование положительного зарубежного опыта, в том числе разделение полиции на федеральную и региональную, глава которой будет избираться населением на прямых демократических выборах или участвовать в таких выборах одновременно с главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это повысит степень личной персональной ответственности таких начальников региональной полиции, и по факту мы будем иметь их персональную заинтересованность в наиболее эффективной деятельности региональной полиции в интересах самого населения, исходя из непосредственных особенностей того или иного субъекта РФ.

На наш взгляд, все эти способы выхода из данной ситуации позволят способствовать развитию и фактической реализации идеологии гуманизма в современной России, реализации конституционно-правовых принципов приоритета прав человека в деятельности государственных органов, верховенства закона, что напрямую будет способствовать дальнейшему развитию институтов демократии, активному формированию гражданского общества.

Заключение

Несмотря на все угрозы современного мира – терроризм, экстремизм, межнациональную и религиозную вражду, мы обоснованно считаем, что только строгое соблюдение основных прав, ценность каждого человека для государства, т.е. последовательная и неукоснительная политика, направленная на воплощение и реализацию идеологии гуманизма, является правильным и необходимым вектором политики для российского государства и общества.

Епифанов А.Е., д.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права, ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград;

Попов В.П., д.и.н., директор, ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж», г. Волгоград.

Смотрите еще:

  • Гк рф статья 172 Статья 172. Недействительность сделки, совершенной несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет 1. Ничтожна сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет […]
  • Декларация ооо по усн 6% Образец заполнения нулевой декларации ООО на УСН за 2017 год Из этой консультации вы узнаете, что из себя представляет нулевая декларация по УСН ООО за 2017 год и как её заполнить. Ведь […]
  • Иван 4 система власти Иван 4 система власти 30. Реформы Ивана Грозного Период правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления. В 1547 г. Иван Грозный был венчан […]
  • Форекс клуб развод или нет Forex Club это развод ? Краткий отзыв Группа компаний Forex Club (fxclub.org) – известный международный бренд на рынке онлайн-инвестиций и трейдинга. Компания открыла более 100 офисов в […]
  • Государственная регистрация и реорганизация юридических лиц Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" №129-ФЗ от 08.08.01г. Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица 1. […]
  • Как можно написать письмо президенту путину Написать письмо президенту России Владимиру Путину Возможность написать письмо главе РФ — президенту Владимиру Путину имеется абсолютно у каждого гражданина, причем способов есть […]
  • Как составить протокол собрания в школе Протокол проведения родительского собрания в школе. Шаблон Тема родительского собрания. Отсутствовало _______ человек (если известна причина – указать)__________________________ Повестка […]
  • Взять земельный участок в собственность Как взять землю в аренду у города В соответствии с земельным законодательством, граждане и юридические лица вправе арендовать земельные участки у городов и государства. Исключение […]
admin

Обсуждение закрыто.