Правовая защита в школах

Правовая защита в школах

Содержание статьи:

. Теоретические основы социально-правовой защиты детства в школе

Понятие социально-правовой защиты детства

Проанализировав работы различных авторов, занимавшихся исследованием социально-правовой защиты детства, мы пришли к выводу, что социально-правовая защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми .

Социально-правовая защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

· в сфере семейных отношений;

· в сфере образования;

· в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей [5, c. 34].

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Государственная политика социально-правовой защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

· гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;

· бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

· гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

· социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;

· социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

· право на жилище в соответствии с законодательством РФ;

· организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

· организация квалифицированной юридической помощи.

Социально-правовая защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан, прежде всего, с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами [7, c. 23].

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Распространенной формой социально-правовой защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей [3, c. 11].

Специальная система социально-правовой защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги, которые есть сегодня в штате большинства школ.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социально-правовой работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

Объектами социально-правовой защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах [8, c. 19].

Субъектами социально-правой зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социально-правовой защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей [3, c.14]. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ [9, c.73].

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг. [10, c. 77].

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сущность социально-правовой защиты состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Социально-правовую защиту детства можно рассматривать как систему, поскольку она охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей [12, c. 145].

Система социально-правовой защиты детства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.

Подводя итоги по данному параграфу, нам хочется отметить, что базируясь на теоретическом знании и понимании понятия социально-правовой защиты детства необходимо осознавать, что данную работу должны выполнять квалифицированные специалисты. В образовательном учреждении одну из главных ролей по реализации социально-правовой защиты детства выполняет социальный педагог, о содержании работы которого в данной области и пойдет речь в следующем параграфе.

Уполномоченный по правам ребёнка в школе

«Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости
нуждается в специальной охране и заботе, включая
надлежащую правовую защиту»
Из Декларации прав ребенка 1989 г.

Уполномоченный по правам ребёнка в школе

ЖАТКИНА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Педагогический стаж: 6 лет
(кабинет социального педагога, 3 этаж),
Телефон: +7 (3955) 55-47-12
Адрес электронной почты:
[email protected]
График работы: пн — пт с 10:00 до 16:00

Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:

  • правовое просвещение участников образовательного процесса;
  • защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;
  • формирование правового пространства в образовательном учреждении;
  • формирование правовой культуры и правового сознания;
  • формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
  • совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
  • всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
  • профилактика нарушений прав ребенка;
  • Школьный уполномоченный содействует исполнению законов «Об образовании» РФ и области, совершенствованию Правил внутреннего распорядка обучающихся и входит в систему взаимоотношений учреждения.

Правовые отношения в образовательной организации

Руководитель должен учитывать все особенности правовых отношений в его образовательной организации. В их число входят социальная защита детства, установление договорных отношений, правовая поддержка учащихся, педагогов, самих руководителей.

Социальная защита учащихся должна опираться на сформированную нормативно-правовую базу, работать с разными возрастными группами детей и подростков, с семьей, учителями. Должен быть защищен уровень жизни ребенка, обеспечена его физическая, социальная безопасность, соблюдены его права на формы обучения, самореализацию и развитие способностей. Крайне важно признавать и соблюдать права детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Образовательная организация должна четко знать свои права и возможности при осуществлении взаимодействия с аутсорсинговыми организациями, поставщиками, подрядчиками, государственными или муниципальными организациями, при предоставлении платных образовательных услуг, при создании структурных подразделений внутри себя.

О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование

В прошлом году при проверке школ к новому учебному году Роспотребнадзор выписал более 20 тысяч предписаний. Иными словами, нарушения санитарного законодательства проверяющие нашли в каждой второй школе. Некоторые недостатки можно было бы легко устранить, но директора не обратили на них внимания. Мы проанализировали судебную практику за прошлые годы и составили карту, которая поможет директору найти малозаметные нарушения.

Проведение государственной экспертизы условий труда

Разъяснения по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование.

Правовая защита в школах

Главное меню

ЭЛЕКТРОННЫЕ ГАЗЕТЫ МПД

Карта сайта

Поиск по сайту

Аналитика и интервью

ГРАЖДАНСКИЕ НОВОСТИ

НАША КНОПКА

Семинар Школы Прав Человека и Правовых Механизмов Защиты

22-23 октября в Москве состоялся двухдневный семинар Школы Прав Человека и Правовых Механизмов Защиты. Организаторами Семинара выступили международное Молодёжное Правозащитное Движение (МПД) и Московская Хельсинкская группа (МХГ). В Школе приняли участие более 20 человек из России, Норвегии и Беларуси.

Школа была организована для молодых юристов, начинающих правозащитников и гражданских активистов, сотрудников общественных правозащитных приемных и государственных органов по защите Прав Человека, которые в своей правозащитной деятельности собираются использовать правовые механизмы для защиты прав человека.

В первый день школы прошел базовый семинар «Права человека и действия в защиту общественных интересов», который провел почетный президент МПД Андрей Юров. Также экспертом семинара выступила исполнительный директор МХГ Нина Таганкина. Второй день школы был посвящен международным и национальным механизмам защиты прав человека. Его провели координатор проектов и программ МХГ Дмитрий Макаров, создатель проекта «Антикоррупционный Сетевой Кабинет» Иван Ниненко, и член Координационного Совета МПД Виктория Громова.

На семинаре были рассмотрены различные подходы к определению прав человека, а также вопросы соотношения прав и обязанностей гражданина, отношения граждан с властью. Участники семинара обсудили наиболее острые общественные проблемы, основные тактики и стратегии их решения. Эксперты школы охотно поделились своим опытом действий в защиту общественных интересов, подробно рассказали о механизмах правозащитных действий.

Школа вызвала большой интерес среди участников, и даже после окончания официальной части наиболее острые проблемы продолжили обсуждать на факультативе. Помимо неоценимого объема знаний и навыков от тренеров школы, участники также получили массу положительных эмоций от знакомства друг с другом и обмена идеями и планами.

«Это замечательный тренинг. Хотелось бы чаще участвовать в подобных мероприятиях, узнавать новых людей, делиться мыслями. На семинаре у меня появилось множество новых идей, которые хочется воплотить в жизнь. По образованию я юрист (уголовное право) и была далека от правозащитной деятельности. Семинар же вдохновил меня на то, чтобы использовать полученное образование во благо обществу, для защиты прав человека. К тому же, я была очень рада познакомиться с Андреем Юровым», — комментирует участница Школы Ксения Жданова.

Международное Правозащитное Движение будет и дальше проводить подобные семинары. Информацию о том, кто может принять участие в семинарах и как это сделать, Вы можете найти на сайте Школы.

Данный семинар был организован совместно МПД и МХГ при поддержке Института «Открытое общество» и программы MATRA Министерства иностранных дел Королевства Нидерланды.

Максим Лобанов,
Информационная Служба МПД

Правовая защита в школах

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел.: (985) 220-99-87

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 115230, Москва, Варшавское шоссе, 44а, офис 201, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Амагыров А. В. 1

  • 1 Бурятский государственный университет, 670000, Российская Фе­дерация, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, д. 6

К вопросу о понятии «правовая защита»

Амагыров Андрей Валерьевич — аспирант и ассистент кафедры теории и истории права и государства юридического фа­культета Бурятского государственного университета. Адрес: 670000, Российская Фе­дерация, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, д. 6. E-mail: [email protected]

В статье автор проводит анализ основных подходов к толкованию термина «правовая защита», которому отводится ключевое место в механизме правового регулирования. Были исследованы принципиальные положения каждого подхода, выявлены общее и различное в понимании право­вой защиты, что в совокупности, как полагает автор, свидетельствует о многогранности данного понятия. В связи с этим в статье отмечается необходимость толкования данного термина не толь­ко как явления, но и как определенного вида деятельности. Кроме того, по мнению автора, есть потребность выделять широкий и узкий смысл данного понятия, обусловленная существующими взглядами на суть правовой защиты и положениями действующего законодательства. Также автором были рассмотрены вопросы соотношения правовой защиты со схожими правовы­ми механизмами, такими как правовая охрана и защита прав. В качестве оснований, которые мо­гут служить критериями для разграничения терминов, были взяты: объект и цель деятельности, субъектный состав, момент осуществления и характер деятельности. Сделан вывод, что право­вая охрана и правовая защита могут пониматься как синонимы, но лишь в строго определенных случаях. Так, автор считает, что под правовой защитой (правовой охраной) в материально-право­вом аспекте можно понимать совокупность установленных законом или нормами обычного права возможных мер и форм воздействия на лиц, посягающих или создающих угрозу посягательства на права третьих лиц, а также иных гарантий обеспечивающих нормальное существование обще­ственных отношений. Под правовой защитой (правовой охраной) в процессуально-правовом аспек­те — особый вид деятельности компетентных субъектов по установлению или изменению право­вых норм, закрепляющих возможные формы и меры воздействия на правонарушителей, а также иные гарантии, обеспечивающие нормальное существование общественных отношений, либо по отмене норм, препятствующих таковому. Компетентными в данном случае будут субъекты право­творческой деятельности или общество в целом, а конечной целью деятельности — обеспечение беспрепятственной реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей (т.е. поддержание сложившегося правопорядка).

Родительский Комитет

Что мы думаем о семье и семейной жизни?

Как живется семье сегодня, о чем думают люди. Сколько детей должно быть в семье. Все это отражается в результатах опроса
(данные Информационно-издательского центра «Статистика России», сент. 2012 г.)

По результатам опроса населения:
— 55 % женщин считают, что идеальным для семьи 2 детей;
— 8 % респондентов сообщили, что молодая семья должна иметь столько детей, сколько возможно;
— 5 % детей заявили, что молодая семья должна иметь детей , сколько «Бог даст»
— 5 % хотят иметь 1 ребенка.

Половое воспитание в школе.

90 % респондентов сообщили, что во время учебы в школе у них были уроки полового воспитания.
Только 8 % опрошенных назвали важным источником информацию учителя.

«…люди разных культур, религий зачастую вступают в брак, не осознавая всей степени сложностей, с которыми они столкнутся…»

г. Москва, 2006 год

Объявление

Центр
правовой защиты

С 2013 г.в Москве работает созданный НП Родительский комитет Центр правовой защиты.

Новый экспертный совет по вопросам защиты детства в Госдуме
Госдума РФ создала экспертный совет по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития.

05.04.2017 г. семинаром «Права родителей и их защита от незаконных действий органов опеки и правоохранительных органов» запущен новый проект «Правовая школа родителей». Подробнее

Правовая школа для родителей.

Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет» продолжает работу Правовой школы для родителей.

10 сентября 2015 г. с 14 часов по адресу: 2-я Хуторская дом 40, дом притча Храма Св. Митрофана Воронежского, комната 204 пройдут расширенные консультации — семинар для родителей по вопросам образовательного права по теме: «Ребенок в школе». Семинар проводят адвокаты НП «Родительский комитет».

Смотрите еще:

  • Активный отдых залог здоровья Как правильно отдыхать пассивно и активно Поделиться Полезный полноценный отдых – это всегда смена деятельности. Когда вы почувствовали усталость, понимаете, что душа уже требует […]
  • Часть 1 статья 7 212-фз Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам Комментарий статьи 7 к Федеральному закону "О страховых […]
  • Работа на гпк 5 Машинист крана ГПК-5 Требования компании: Среднее, средне — специальное образование; Наличие удостоверения машиниста крана; Умение управлять железнодорожными кранами, при выполнении […]
  • Займу денег под расписку тюмень Дам деньги в долг в Тюмени частное лицо Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп листами и […]
  • Срок исковой давности гражданский иск по уголовным делам Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 589-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Таргонского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав […]
  • 115 ук рф побои Наказание за нападение и нанесение побоев группой лиц по статье УК РФ Было совершенно нападение группой лиц , возле магазина, неизвестный открыл дверь машины ,нанес несколько ударов в лицо […]
  • Можно ли заключить договор поставки с физическим лицом Договор поставки Здравствуйте. Скажите пожалуйста. Может ли юридическое лицо заключить договор поставки с физическим лицом - физ лицо продает,и не является ИП? Ответы юристов (3) Нет […]
  • Продажа долгов банками торги Актуально про ТОРГИ или "Покупать или не покупать – вот в чем вопрос"? Актуально про ТОРГИ или "Покупать или не покупать – вот в чем вопрос"? Наконец то начались продажи кредитов […]
admin

Обсуждение закрыто.