Обращение в суд по административному делу

Обращение в суд по административному делу

Содержание статьи:

ОБРАЩЕНИЕ В СУД

Какими документами регламентируется порядок обращения в судебные органы?

Порядок обращения в судебные органы определяется: Гражданским процессуальным кодексом Украины, Уголовно-процессуальным кодексом Украины, Кодексом административного судопроизводства Украины, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, Законом «О Конституционном Суде Украины».

Как инициировать гражданское дело в общем суде?

Прежде чем обратиться в общий суд с заявлением, следует хотя бы бегло ознакомиться с наиболее важными статьями Гражданского процессуального кодекса Украины.

Итак, для инициирования гражданского дела в суде лицо подает исковое заявление в суд первой инстанции, где это заявление регистрируется и передается судье этого суда в порядке очередности.

Какие дела подведомственны судам в гражданском процессе?

В порядке гражданского судопроизводства суды первой инстанции рассматривают дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений. Также суд рассматривает споры, возникающие из иных правоотношений, если рассмотрение таких дел не отнесены законом к другим правилам судопроизводства.

То есть, по правилам гражданского процесса рассматриваются все дела, которые не входят в дела, предусмотренные к рассмотрению по правилам уголовного, хозяйственного, административного и конституционного судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Украины определяет три вида производств в суде:

  • приказное производство — издание судебных приказов относительно требований, определенных в статье 96 ГПК (о взыскании начисленной, но невыплаченной зарплаты, о выполнении требования, которое основывается на сделке, совершенной в письменной форме, о компенсации затрат на проведение розыска ответчика, должника, ребенка или транспортных средств должника);
  • исковое производство — для абсолютного большинства гражданских дел;
  • отдельное производство для отдельных категорий дел, определенных разделом IV ГПК.

    В каком составе суда проходит рассмотрение гражданских дел?

    В первой инстанции все гражданские дела рассматриваются профессиональным судьей единолично.

    Судом в составе одного профессионального судьи и двух народных заседателей рассматриваются дела относительно:

  • ограничения гражданской дееспособности физического лица, признания физического лица недееспособным и возобновления гражданской дееспособности физического лица;
  • признания физического лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
  • усыновления;
  • предоставления лицу психиатрической помощи в принудительном порядке;
  • обязательной госпитализации в противотуберкулезное учреждение. В судах высших инстанций рассмотрение гражданских дел осуществляется профессиональными судьями коллегиально.

    В какие сроки должен быть подготовлен и рассмотрен дело?

    Закон устанавливает, что вопрос об открытии производства или отказе в производстве должен быть решен судьей не позднее 10 дней со дня поступления заявления в суд.

    Предварительное судебное заседание по делу должно быть назначено и проведено в течение одного месяца со дня открытия производства по этому делу.

    Суд должен рассмотреть и решить дело в течение разумного срока, но не более двух месяцев со дня открытия производства по делу, а дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов — одного месяца.

    Принимая решение об обращении в суд, следует помнить реалии нашей жизни. Довольно часто время, за которое вы рассчитывали решить дело по сути, может быть действительно значительно длиннее, а ваши расходы на процесс значительно большими, чем те, на которые вы надеялись.

    Как можно обжаловать решения, действия или бездеятельность органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц?

    С 1 сентября 2005 года в Украине вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Украины. С этого времени введено обжалование решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц по правилам административного судопроизводства. Как говорилось выше, местными административными судами являются окружные административные суды. Фактически эти суды размещены в областных центрах.

    Однако гражданин может обращаться в местный общий суд, как в административный суд, если ответчиком является орган, должностное или служебное лицо местного самоуправления, а также в случае, когда речь идет об обжаловании решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по делам о привлечении лица к административной ответственности.

    То есть, если вы обжалуете действия или бездействие городского головы, местного совета или исполкома, — вы можете это сделать в местном общем суде, но по процедуре Кодекса административного судопроизводства.

    Если же вы обжалуете решения, действия или бездействие должностного или служебного лица местной государственной администрации или иного местного органа исполнительной власти, вы можете обратиться в местный (районный) общий суд или в окружной административный суд (в областном центре).

    Если же вы имеете проблемы с органами государственной власти или органами власти Автономной Республики Крым — нужно обращаться в окружной административный суд.

    Что может быть основанием для обращения в суд по этим делам?

    Гражданин имеет право обратиться в административный суд с административным иском, если считает, что решением, действием или бездействием государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных лиц при осуществлении ими управленческих функций нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений.

    Есть ли принципиальные отличия между обращением в административном деле и в гражданском деле?

    По форме обращения различия незначительны. В обоих случаях речь идет об исковом заявлении, к которому прилагаются соответствующие доказательства, документы. В административном иске, как и в гражданском иске, должно быть четко сформулировано, какие ваши права нарушены и каким образом их можно восстановить.

    В административном процессе обязанность доказывания законности решения лежит на ответчике, поэтому истец не обязан доказывать незаконность решения субъекта властных полномочий, ему лишь необходимо доказать факт нарушения его права. Требования к административному иску изложены в статье 106 КАСУ.

    Устанавливаются ли сроки для обращения с административным иском в суд?

    Кодексом административного судопроизводства устанавливается, что для обращения с административным иском за защитой прав, свобод и интересов устанавливается годичный срок с даты, когда лицо узнало, или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.

    Если законом устанавливается возможность досудебного разрешения спора, то годичный срок отсчитывается с даты, когда лицо узнало о результатах рассмотрения.

    Вместе с тем законами, да и самим Кодексом иногда устанавливаются иные сроки для обращения с административным иском (например, в избирательных спорах они являются сокращенными).

    Каким образом добиться обеспечения иска?

    Перед тем, как вы обращаетесь в суд с иском, вы должны выяснить для себя, нужно ли вам сразу заявлять о принятии судом мер по обеспечению иска, пока дело не будет рассмотрено судом.

    Ведь может случиться так, что пока рассматривается дело о возвращении вам автомобиля, ответчик его продаст или разобьет (пример условный). Или если вы обжалуйте какое-то решение, например, об изъятии у вас земельного участка, даже в случае выигрыша такого административного иска, вы можете остаться без участка, который будет отчужден в пользу кого-то другого.

    Поэтому, если Вы опасаетесь, что в течение судебного разбирательства существует опасность, что вашим правам или законным интересам может быть нанесен непоправимый ущерб, вы можете ходатайствовать о принятии судом мер обеспечения иска.

    В гражданском процессе такими средствами обеспечения иска могут быть:

  • наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;
  • запрещение совершать определенные действия;
  • установление обязанности совершить определенные действия;
  • запрещение другим лицам осуществлять платежи или передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;
  • приостановление продажи описанного имущества, если подан иск о праве собственности на это имущество или об исключении его из описи;
  • приостановление взыскания на основании исполнительного документа, который оспаривается должником в судебном порядке;
  • передача вещи, которая является предметом спора, на хранение другим лицам.

    Довольно часто обеспечение судом иска и получение ответчиком определения о наложении ареста на имущество становится важным инструментом для заключения мирового соглашения. Ведь лицо, на имущество которой наложен арест, не может не только ничего продать, но и купить (это касается в первую очередь договоров купли-продажи, удостоверяющихся нотариально).

    В административном судопроизводстве ситуация похожа. Сама по себе подача административного иска или открытие производства по нему не останавливает действие акта, который оспаривается, однако суд в порядке обеспечения иска может вынести постановление о приостановлении действия решения, его отдельных положений или о запрещении осуществлять определенные действия.

    Как определить последний день окончания процессуальных сроков?

    Какие дела рассматривают в категории особого производства?

    Гражданский процессуальный кодекс Украины предусматривает для отдельных категорий дел несколько иной порядок их рассмотрения, чем в исковом производстве, поскольку в этих категориях дел не идет речь о споре между сторонами.

    Такие дела называют делами особого производства. Статья 234 ГПК устанавливает, что суд рассматривает в порядке особого производства дела о:

  • ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица;
  • предоставлении несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности;
  • признании физического лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
  • усыновлении;
  • установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • восстановлении прав на утраченные ценные бумаги на предъявителя и векселя;
  • передачи бесхозной недвижимой вещи в коммунальную собственность;
  • признании наследства отмершим;
  • предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке;
  • обязательной госпитализации в противотуберкулезное учреждение;
  • раскрытии банком информации, содержащей банковскую тайну, относительно юридических и физических лиц.

    ©А. Ткачук, Інститут громадянського суспільства, USAID

    Перепечатывание материалов без разрешения запрещено, цитирование – разрешено исключительно с гиперссылкой на сайт и упоминанием первоисточника.

    Раздел 3. Производство в суде первой инстанции. Глава 1. Обращение в административный суд и открытие производства по административному делу.

    Статья 104. Право на обращение в административный суд.
    В административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, считающее, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений. Субъект властных полномочий имеет право обратиться в административный суд в случаях, установленных законом.

    Статья 105. Форма и содержание административного иска.
    1. Административный иск подается в административный суд в форме письменного искового заявления лично истцом или его представителем. Исковое заявление может быть направлено в административный суд по почте.
    2. По просьбе истца служащим аппарата административного суда может быть оказана помощь в оформлении искового заявления.
    3. Административный иск может содержать требования об:

    1. отмене или признании недействительным решения ответчика — субъекта властных полномочий полностью или отдельных его положений;
    2. обязательствах ответчика — субъекта властных полномочий принять решение или совершить определенные действия;
    3. обязательствах ответчика — субъекта властных полномочий воздерживаться от совершения определенных действий;
    4. взыскании с ответчика — субъекта властных полномочий средств на возмещение ущерба, причиненного его незаконным решением, действием или бездействием;
    5. выполнении приостановленного либо несовершенного действия;
    6. установлении наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

    4. Исковое заявление может содержать, кроме определенных частью третьей настоящей статьи, другие требования в защиту прав, свобод либо интересов в сфере публично-правовых отношений.

    Статья 106. Требования к исковому заявлению.
    1. В исковом заявлении указываются:

    1. наименование административного суда, в который подается исковое заявление;
    2. имя (наименование) истца, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;
    3. имя (наименование) ответчика, должность и место службы должностного либо служебного лица, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые известны;
    4. содержание исковых требований и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования;
    5. в случае необходимости — ходатайство об освобождении от уплаты судебного сбора; об освобождении от оплаты правовой помощи и обеспечении оказания правовой помощи, если соответствующий орган отказал лицу в обеспечении правовой помощи; о назначении судебной экспертизы; об истребовании доказательств; о вызове свидетелей и т. д.;
    6. прилагаемый перечень документов и других материалов.

    2. В подтверждение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, истец указывает доказательства, о которых ему известно и которые могут быть использованы судом.
    3. К исковому заявлению прилагаются его копии и копии всех документов, которые приобщаются к нему, в соответствии с количеством ответчиков, документ об уплате судебного сбора, кроме случаев, если его не надлежит уплачивать.
    4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем с указанием даты его подписания.
    5. Если исковое заявление подается представителем, то в нем указываются имя представителя, его почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются. Одновременно с исковым заявлением предоставляется доверенность либо другой документ, подтверждающий полномочия представителя.

    Статья 107. Открытие производства по административному делу.
    1. Судья после получения искового заявления выясняет:

    1. подано ли исковое заявление лицом, имеющим административную процессуальную дееспособность;
    2. имеет ли представитель надлежащие полномочия (если исковое заявление подано представителем);
    3. отвечает ли исковое заявление требованиям, установленным статьей 106 настоящего Кодекса;
    4. надлежит ли исковое заявление рассматривать в порядке административного судопроизводства и подсудно ли исковое заявление данному административному суду;
    5. нет ли других оснований для возвращения искового заявления или отказа в открытии производства по административному делу, установленных настоящим Кодексом.

    2. Судья открывает производство по административному делу на основании искового заявления, если отсутствуют основания для возвращения искового заявления или отказа в открытии производства по делу.
    3. Вопрос об открытии производства по административному делу судья разрешает не позднее следующего дня после поступления искового заявления в административный суд или истечения срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения.
    4. Об открытии производства по делу либо отказе в открытии производства по делу судья постановляет определение. В определении об открытии производства по делу указываются:

    1. наименование административного суда, фамилия и инициалы судьи, открывшего производство по административному делу, номер дела;
    2. кем и к кому предъявлен административный иск;
    3. содержание исковых требований;
    4. дата, время и место предварительного судебного заседания, если суд считает его проведение необходимым;
    5. предложение ответчику представить в указанный срок письменные возражения против иска и доказательства, имеющиеся у него;
    6. каким составом суда будет разбираться дело.

    5. Копия определения об открытии производства по административному делу безотлагательно после постановления направляется лицам, участвующим в деле, вместе с информацией об их процессуальных правах и обязанностях. Ответчикам направляются также копии искового за
    явления и приложенных к нему документов.

    Статья 108. Оставление искового заявления без движения, возвращение искового заявления.
    1. Судья, установив, что исковое заявление подано без соблюдения требований, установленных статьей 106 настоящего Кодекса, постановляет определение об оставлении искового заявления без движения, в котором указываются недостатки искового заявления, способ их устранения и устанавливается срок, достаточный для устранения недостатков. Копия определения об оставлении искового заявления без движения безотлагательно направляется лицу, обратившемуся с исковым заявлением.
    2. Если истец устранил недостатки искового заявления в срок, установленный судом, оно считается поданным в день первоначальной его подачи в административный суд.
    3. Исковое заявление возвращается истцу, если:

    1. истец не устранил недостатки искового заявления, оставленного без движения;
    2. истец до открытия производства по административному делу подал заявление о его отзыве;
    3. исковое заявление подано лицом, не имеющим административной процессуальной дееспособности;
    4. исковое заявление от имени истца подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела;
    5. в производстве этого или иного административного суда имеется дело о споре между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
    6. дело не подсудно этому административному суду.

    4. Копия определения о возвращении искового заявления безотлагательно направляется лицу, подавшему его, вместе с исковым заявлением и всеми приобщенными к нему материалами.
    5. Определения об оставлении искового заявления без движения или о возвращении искового заявления могут быть обжалованы лицом, подавшим исковое заявление.
    6. Оставление искового заявления без движения или возвращение искового заявления не лишают права повторного обращения в административный суд в порядке, установленном законом.

    Статья 109. Отказ в открытии производства по административному делу.
    1. Судья отказывает в открытии производства по административному делу, только если:

    1. заявление не должно рассматривать в порядке административного судопроизводства;
    2. в споре между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям имеются такие, которые вступили в законную силу: постановление суда либо определение суда об отказе в открытии производства по административному делу, о закрытии производства по такому делу в связи с отказом истца от административного иска или примирением сторон;
    3. наступила смерть физического лица либо прекращено юридическое лицо, которые обратились с исковым за-явлением или к которым предъявлен административный иск, если спорные правоотношения не допускают правопреемства.

    2. Об отказе в открытии производства по административному делу судья постановляет определение.
    3. Копия определения об отказе в открытии производства по административному делу безотлагательно направляется лицу, подавшему исковое заявление, вместе с исковым заявлением и всеми приобщенными к нему материалами.
    4. Определение об отказе в открытии производства по административному делу может быть обжаловано лицом, подавшим исковое заявление.
    5. Повторное обращение того же лица в административный суд с таким же административным иском, в отношении которого постановляется определение об отказе в открытии производства, не допускается.

    Публикации

    Пленум ВС РФ разъяснил положения КАС РФ. Что появилось нового в регулировании

    Родин, Аушева_Арбитражная практика_Пленум разъяснил положения КАС_11.2016

    15 сентября 2015 года был принят Кодекс административного судопроизводства (далее – КАС РФ, кодекс), регулирующий правила рассмотрения дел, которые возникают из публичных правоотношений.

    Практика применения нового кодекса выявила множество спорных вопросов, требующих разъяснений и дополнений.

    В связи с этим 27 сентября 2016 года Пленум Верховного суда РФ принял Постановление № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с целью дачи разъяснений судам общей юрисдикции (далее – Постановление).

    Постановление затронуло практически все разделы КАС РФ. Самые значимые разъяснения касаются:

    — вопросов подсудности административных дел;

    — возможности правопреемства на всех стадиях административного судопроизводства;

    — правил рассмотрения коллективных исковых заявлений;

    — необязательности высшего юридического образования для представителей, являющихся — единоличными органами управления организацией, а также законных представителей;

    — расширения перечня мер предварительной защиты, и др.

    Подведомственность дел зависит от осуществления госорганом административных полномочий

    Пленум ВС РФ внес ясность в разграничение частноправовых (гражданско-правовых) и публично-правовых (административных) правоотношений.

    Статья 1 КАС РФ посвящена предмету правового регулирования КАС РФ с указанием открытого перечня дел, которые рассматриваются по правилам административного судопроизводства. Статья давно требовала доработки в связи с невозможностью разграничения частноправовых (гражданско-правовых) и публично-правовых (административных) правоотношений, что приводило к сложностям в процессе ее применения.

    В практике довольно часто возникают случаи, когда суды отказывают в приеме и рассмотрении административного искового заявления на основании того, что дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

    Например, в рамках Апелляционного определения Волгоградского областного суда от 11.08.2016 по делу № 33-11176/2016 судом поддержано Определение Старополтавского районного суда Волгоградской области от 20.07.2016 об отказе в приеме административного искового заявления, поскольку в данном случае спор вытекает из частноправовых отношений и не может рассматриваться в порядке производства по административным делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам гл. 22 КАС РФ. По мнению суда, спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства (аналогичная практика: Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2016 по делу № 33а-31952/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2016 по делу № 33а-16556/2016 и т. д.).

    При этом встречается зеркально противоположная практика, когда суды отказывают в принятии заявления истца по правилам искового производства в связи с наличием публичного правоотношения, подлежащего рассмотрению по правилам КАС РФ (например, делу № 33-11424/2016; Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.07.2016 по делу № 33-7602/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2016 по делу № 33-22846/2016).

    Пленум попытался уточнить предмет правового регулирования КАС РФ. В частности, Постановление устанавливает критерии дел, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений, подведомственных судам общей юрисдикции, Верховному суду, а также дел, которые не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.

    Так, согласно абзацу 3 пункта 1 Постановления в порядке КАС РФ рассматриваются дела, возникающие из правоотношений, которые не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности его участников, при этом один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

    Однако данная формулировка не учитывает правило статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданские права и обязанности могут возникать, среди прочего, из актов государственных органов и органов местного самоуправления. Соответственно, такие дела не могут быть рассмотрены по правилам КАС РФ, и подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

    То есть в конечном итоге вид судопроизводства по конкретному делу определяется в зависимости от характера правоотношений, что не было учтено Пленумом ВС РФ в своем Постановлении.

    Что же касается категории дел, не подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, то к ним относятся споры о признании недействительными (незаконными) актов государственных органов и органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей (например, служебные споры, дела, связанные с назначением и выплатой пенсии, реализацией гражданами социальных прав, отдельными договорами жилищного найма).

    Пленум ВС РФ уточнил формулировку «иных государственных органов», решения которых могут быть оспорены по правилам КАС РФ (пункт 2 части 2 статьи 1 КАС РФ). Среди таких органов названы Счетная палата РФ, ЦИК России, а также другие избирательные комиссии. Кроме того, в порядке административного судопроизводства подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений, действий некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, а также решения саморегулируемой организации (пункт 2 Постановления).

    Подсудность определена по месту исполнения обязанностей госоргана, а не по месту его нахождения

    Подсудность определяется в соответствии с местом совершения исполнительных действий.

    При определении подсудности по спорам в порядке КАС РФ правовое значение имеет определение территории, на которой исполняет свои обязанности соответствующий орган государственной власти, а не место его нахождения. Если же полномочия соответствующего органа государственной власти распространяются на несколько районов, то иск следует подавать в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых истцом действий (бездействия), либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (пункт 8 Постановления).

    Таким образом, законодателем установлено, что при определении подсудности заявленных требований правовое значение имеет место совершения исполнительных действий.

    Правила коллективного административного иска схожи с правилами коллективного иска по АПК РФ

    Большое внимание в Постановлении уделено институту коллективного административного искового заявления, поскольку КАС РФ оставлял множество неурегулированных вопросов, касающихся правил подготовки и рассмотрения дела по коллективному административному исковому заявлению, способов извещения потенциальных членов группы, порядка взаимодействия членов группы, в том числе с истцом-представителем. Наконец, в КАС РФ не были четко установлены правомочия членов группы на личное участие в судебном заседании.

    При этом нужно отметить, что на данный момент по статье 42 КАС РФ, регулирующей возможность обращения в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением, нет ни одного судебного дела.

    Вероятнее всего, такая ситуация складывается из-за недостаточного регулирования рассматриваемого института КАС РФ. Пленум ВС постарался внести ясность в правила регулирования института коллективного административного искового заявления.

    В КАС РФ предусмотрено, что коллективное административное исковое заявление может быть принято судом к рассмотрению только при присоединении к исковому требованию не менее 20 лиц, в противном случае исковое заявление оставляется без движения. При этом Пленум ВС РФ уточняет, что суд обязан дать разъяснения остальным участникам о правовой возможности обратиться в суд с индивидуальными административными исковыми заявлениями.

    В случае если гражданин, обратившийся в суд с исковым требованием, аналогичным коллективному требованию, отказывается присоединиться к коллективному заявлению, его исковое заявление рассматривается судом после принятия решения по коллективному иску. При этом решение по индивидуальному исковому заявлению принимается с учетом фактов, установленных в процессе рассмотрения коллективного искового заявления. В противном случае суд должен мотивировать несоответствие такого решения ранее установленным фактам (пункт 17 Постановления).

    Согласно части 4 статьи 2 КАС РФ, части 3 статьи 225.6 АПК РФ лица, в защиту которых подано коллективное административное исковое заявление, праве знакомиться с материалами административного дела, делать из них выписки и снимать копии. Однако Пленум ВС РФ напоминает, что такие лица не участвуют в судебных заседаниях, поэтому суд не обязан их извещать о времени и месте проведения.

    Законные представители не обязаны иметь высшее юридическое образование

    Вопрос о лицах, которые могут быть представителями по административному делу, был решен в КАС РФ не до конца. Законодатель ограничил круг представителей по административным делам адвокатами и иными лицами, имеющими высшее юридическое образование.

    При этом оставался неясным вопрос о законных представителях, которые чаще всего не имеют высшего юридического образования, но вправе выступать представителями в силу закона. Кроме того, законодатель не уточнил, о каком уровне высшего образования идет речь в статье 55 КАС РФ – специалистах, бакалаврах или магистрах права.

    Неопределённость в вопросе уровня высшего образования, необходимого для осуществления представительства в административном процессе, осталась без внимания судей ВС РФ.

    Постановление уточняет требования, предъявляемые к законным представителям и представителям, действующим в силу доверенности. Для осуществления представительства в суде законным представителям не обязательно иметь высшее юридическое образование, в отличие от представителей, действующих по доверенности, а их полномочия могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом или уставом организации) (абзац 2 пункта 19 Постановления).

    Практика применения КАС РФ содержит примеры, когда суды отказываются рассматривать дела с участием представителей, не имеющих высшего юридического образования. В частности, Определением Московского городского суда от 05.10.2015 № 4г/4-9987/15 оставлена без рассмотрения кассационная жалоба Департамента городского имущества г. Москвы. Суд мотивировал свой отказ отсутствием документов, подтверждающих наличие у представителя Департамента городского имущества г. Москвы высшего юридического образования.

    Кроме того, часть 1 статьи 55 КАС РФ послужила поводом для обращения в Конституционный суд Российской Федерации гражданина Шереметова И. Т. с жалобой на нарушение рассматриваемой статьей его конституционных прав.

    Конституционный суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шереметова И. Т., обосновав это тем, что конституционное право на судебную защиту не предполагает выбор по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, а право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо. Установление критериев квалифицированной юридической помощи и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников (представителей) в конкретных видах судопроизводства является прерогативой законодателя. Кроме того, Конституционный суд отдельно указывает на отсутствие препятствий для истца самостоятельно реализовать свое конституционное право на судебную защиту посредством личного участия в судебном заседании (Определение КС РФ от 29.03.2016 № 680-О).

    Бремя доказывания отсутствия извещения возложено на лицо, которое об этом заявляет

    Государственные органы извещаются посредством СМС-сообщений, электронных писем.

    Следует отметить, что юристы положительно восприняли нормы КАС РФ, допускающие использование современных средств связи (СМС-сообщений, электронной почты) для извещения и вызовов участников процесса. При этом вопросы, оставшиеся неурегулированными, нашли отражение в Постановлении.

    Согласие лица, участвующего в деле, на извещение его путем отправления СМС-сообщения, электронного письма может быть выражено либо в расписке, либо в административном исковом заявлении, письменных возражениях на административное исковое заявление (п.36 Постановления). Постановление отдельно указывает на возможность извещения посредством направления СМС-сообщений, электронных писем государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц при наличии их согласия.

    Однако применение СМС-сообщений и электронных писем для извещения участников процесса сопровождается дополнительными сложностями, которые не нашли отражения в Постановлении. Например, остается открытым вопрос, кто должен отслеживать доставку сообщения или электронного письма непосредственному адресату и что следует понимать под надлежащим уведомлением. Очевидно, что здесь не обойтись без помощи операторов сотовой связи.

    Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (п. 39 Постановления).

    Ни в одном другом процессуальном кодексе нет аналога этому правилу. Наоборот, в действующих процессуальных кодексах (ГПК РФ, АПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать факт доставки того или иного извещения или вызова.

    С точки зрения практики применения СМС-сообщения в целях извещения лиц, участвующих в деле, интересным представляется дело, где суд отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение в связи с ненадлежащим извещением административного истца о времени и месте судебного заседания. Позиция заявителя обосновывалась отсутствием в материалах дела согласия истца на извещение его с помощью СМС-сообщений. Кроме того, суду представлен отчет об отправке сообщения о судебном заседании, подтверждающий отсутствие сведений о доставке сообщения абоненту (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.06.2016 по делу № 33а-10447/2016).

    Другим примером является Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2016 по делу № 33А-222/2016, в рамках которого судом признано ненадлежащим уведомление истца по телефону о предстоящем судебном заседании, сделанное за два часа до начала судебного заседания, что послужило препятствием для участия истца в судебном заседании.

    Меры предварительной защиты могут быть изменены без проведения судебного заседания

    Постановление расширяет список мер предварительной защиты, установленный в части 2 статьи 85 КАС РФ. Так, помимо приостановления действия оспариваемого решения или запрета совершения определенных действий, суды правомочны применять следующие меры предварительной защиты:

    — наложение ареста на имущество, принадлежащее административному ответчику. Чаще всего суды применяют данную меру, руководствуясь статьей 288 КАС РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.08.2016 по делу № 33а-16358/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2016 № 33а-13508/2016). Однако встречается и противоположная практика (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 21.09.2016 по делу № 33А-5890/2016).

    — возложение на административного ответчика и иных лиц, в том числе не участвующих в судебном процессе, обязанности совершить определенные действия;

    — приостановление взыскания по исполнительному документу.

    Стоит отметить, что последние две меры предварительной защиты применяются судами на практике без особых затруднений (Определение Курского областного суда от 03.02.2016 по делу № 33А-434/2016; Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 12.07.2016 по делу № 33а-2744/2016; Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 23.06.2016 по делу № 33а-2564/2016).

    Кроме того, Постановление не исключает возможности применения нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску. По желанию лиц, участвующих в деле, одна мера предварительной защиты может быть заменена на другую. Замена мер осуществляется без проведения судебного заседания и без уведомления лиц, участвующих в деле (пункт 28 Постановления).

    Применение мер предварительной защиты возможно только после принятия административного искового заявления к производству суда (пункт 27 Постановления).

    Суд не вправе проверять целесообразность оспариваемых актов госорганов

    Особого внимания заслуживают разъяснения ВС РФ по порядку оспаривания решений, действий или бездействия властных субъектов. Согласно статье 62 КАС РФ суды не связаны основаниями и доводами заявленных требований и могут выходить за их пределы для всестороннего и полного исследования административного дела. В то же время суд не может признать решение или действие органов государственной власти законным со ссылкой на обстоятельства, которые не являлись предметом рассмотрения органов власти или их должностных лиц (пункт 61 Постановления).

    Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, суды не вправе проверять целесообразность оспариваемых решений, действий и бездействия органов государственной власти, однако превышение полномочий или их использование вопреки интересам и правам граждан, организаций, государства и общества является признаком незаконного действия (бездействия) или решения (пункт 62 Постановления).

    При неявке участников процесса аудиозапись вести не нужно.

    Статья 204 КАС РФ предусматривает обязательное аудиопротоколирование каждого заседания первой или апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также каждого отдельного процессуального действия вне заседаний. Пленум ВС РФ предусмотрел исключение из этого правила: при неявке участников процесса или если их явка необязательна аудиопротоколирование не осуществляется. Данное правило находит подтверждение в Бюллетене судебной практики по административным делам Свердловского областного суда за четвертый квартал 2015 г., утвержденном постановлением президиума Свердловского областного суда от 30.03.2016.

    Письменное протоколирование обязательно во всех случаях. Стороны могут подать письменные замечания на протокол, а также на результаты аудио- и видеозаписи в течение трех дней со дня подписания протокола.

    Выступление участника судебного разбирательства может быть ограничено, либо суд вовсе может лишить его слова без вынесения определения в виде отдельного судебного акта. Решение суда об ограничении выступления участника процесса либо лишении его слова принимается председательствующим судьей и должно быть отражено в протоколе судебного заседания. Обжалование такой меры процессуального принуждения возможно лишь при обжаловании итогового судебного акта (статья 202 КАС РФ, пункт 44 Постановления).

    Остальные меры процессуального принуждения применяются посредством вынесения определения суда в виде отдельного судебного акта и обжалуются частными жалобами, представлениями прокурора (пункт 45 Постановления).

    Меры процессуального принуждения применяются на любой стадии административного процесса. Определение о применении мер процессуального принуждения выносится судьей единолично (при подготовке дела к рассмотрению) либо коллегиальным составом суда (пункт 46 Постановления).

    Одной из отличительных особенностей административного процесса является активная роль суда, выражающаяся в дополнительной обязанности суда принимать необходимые меры для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств административного дела, а также выявлять и истребовать по собственной инициативе доказательства в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).

    Что же касается доказательств, то Пленум ВС РФ обошел вниманием статью 59 КАС РФ, требующую доработки. В указанной статье представлен перечень допустимых в административном процессе доказательств, одним из которых являются электронные письма. При этом кодекс не поясняет, что следует понимать под электронными документами и как оперировать такими доказательствами.

    На сегодняшний день практика использования электронных документов в качестве доказательств по делу насчитывает всего пару дел и будет набирать оборот в процессе применения статьи 59 КАС РФ (Определение Московского городского суда от 23.08.2016 № 4га-9033/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2015 по делу № 33а-47881/2015).

    Необходимо отметить, что в связи с принятием настоящего Постановления утратило силу постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

    Не все дела могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства

    В КАС РФ упрощенному производству посвящена глава 33, которая содержит всего четыре статьи. Поэтому Пленум уделил большое внимание данной главе, в частности уточнив основания, сроки и процедуру упрощенного производства.

    Постановление перечисляет дела, которые не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства в силу установленных КАС РФ процессуальных особенностей рассмотрения отдельных категорий дел, связанных с составом суда, сроками судебного разбирательства, либо в силу прямого указания закона.

    Например, споры, связанные с ограничением прав и свобод гражданина, требуют обязательного присутствия административного ответчика либо его представителя. В связи с чем такие споры не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства.

    Административные дела, срок рассмотрения которых меньше срока, установленного кодексом для упрощенного производства, также не могут быть рассмотрены по правилам главы 33 КАС РФ (абзац 3 пункта 70 Постановления).

    Срок рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства составляет 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. В одном деле суд вопреки ходатайству о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства рассмотрел заявление в открытом судебном заседании. Он обосновал это тем, что дело назначено на дату, выходящую за пределы десятидневного срока, и, следовательно, не может быть рассмотрено в упрощённом производстве (Апелляционное определение Тверского областного суда от 10.08.2016 по делу № 33-3332/2016).

    Смотрите еще:

    • Исковое заявление о взыскании задолженности по договору поставки и пени Судебное взыскание долгов. Оплата по факту! Выигрываем сложные судебные дела по всей России. Опыт юристов более 8 лет. 96% успешных дел! Чем мы можем Вам помочь? Исковое заявление о […]
    • Страхование правонарушения Страхование правонарушения +38 (044) 222 96 73 +38 (098) 311 24 76 +38 (063) 352 51 15 +38 (099) 085 58 28 Страхование от штрафов ГАИ (полиции). Нет ни одного водителя, который […]
    • Старый ук кража Имущественные преступления Имущественные преступления, по советскому праву действия, посягающие на социалистическую собственность и личную собственность граждан. В УК(Уголовный кодекс) […]
    • 176 ст ук украины Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям Стаття 176. Розмежування відповідальності за зобов'язаннями держави, Автономної Республіки Крим, територіальних громад та […]
    • Старые и новые кадастровые номера на земельный участок Конференция ЮрКлуба Структура старых кадастровых номеров corsair13 24 Апр 2013 Есть земельный участок со старым кадастровым номером. Из него были сформированы 2 других земельных […]
    • Ук явка с повинной Ук явка с повинной Оставьте свои контактные данные Оставьте свой вопрос НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА? ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX Явка с повинной - добровольное обращение лица, совершившего […]
    • Много мебели заказ через интернет Каталог недорогой мебели 2018: интернет-магазин Мебель96 Каталог интернет-магазина Мебель96 — это много мебели отличного качества по низкой цене с оплатой при получении. Вы найдете в […]
    • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • admin

    Обсуждение закрыто.