Статья уголовная ответственность налог

Статья уголовная ответственность налог

Статья уголовная ответственность налог

Документ : Ответственность за уклонение от уплаты налогов: знакомимся с новым Уголовным кодексом Украины

Ответственность за уклонение от уплаты налогов:
знакомимся с новым Уголовным кодексом Украины

Наша газета дважды публиковала статьи, посвященные Уголовному кодексу Украины, вступившему в силу с 1 сентября 2001 года (см. газету «Все о бухгалтерском учете» за 25.07 с.г. N 68 и за 03.09 с.г. N 80). Хотя бы поэтому можно с уверенностью предположить, что наши читатели знают: сейчас действует новый, кардинально обновленный Уголовный кодекс Украины Обновление не обошло стороной и весьма популярную в налоговых кругах статью, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей В утратившем силу Уголовном кодексе Украины образца 1960 года (далее — УК-60) она числилась под номером 1482, в действующем Уголовном кодексе Украины ( далее — УК Украины) — это статья 212 Название статьи осталось неизмененным — «Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» (далее — уклонение от уплаты налогов). Содержание же заметно изменилось.

Но прежде чем рассказывать о произошедших изменениях, отметим характерную особенность этой статьи, позволяющую говорить о специфике ее применения.

Общеизвестно, что важнейшим критерием уголовной ответственности является вина лица, совершившего преступление УК-60 предусматривал вину в двух формах:

— в форме умысла, то есть когда лицо, совершившее преступление, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий;

— в форме неосторожности, то есть когда лицо, совершившее преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В действующем У К Украины виды вины и ее формы расширены и содержатся в специальном разделе V. Вина законодательно определяется как психическое отношение лица к совершаемому действию или бездействию и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. УК Украины делит умысел на прямой и косвенный:

— прямой умысел — если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления;

— косвенный умысел — если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и хотя не желало, но сознательно допускало их наступление.

Вина в форме неосторожности законодательно также может быть воплощена в двух видах:

— один вид — преступная самоуверенность, то есть если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния (действия или бездействия), но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение;

— другой вид — преступная небрежность, то есть если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния (действия или бездействия), хотя должно было и могло их предвидеть.

Обратим внимание, что и УК-60, и УК Украины содержат идентичное понятие прямого умысла. Вполне естественно, уважаемые читатели, у вас может возникнуть вопрос1 почему столько внимания уделяется формам вины лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 212 УК Украины, — уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей?

В самом начале настоящей публикации мы писали о том, что применение рассматриваемой статьи имело и имеет весьма и весьма специфическую особенность. Она заключается в том, что в деяниях лица, уклоняющегося от уплаты налогов, должен присутствовать прямой умысел на совершение такого преступления, то есть лицо должно сознательно уклоняться от уплаты налогов, предвидя последствия (непоступление определенных средств в бюджеты разных уровней и государственные целевые фонды) и желая, чтобы такие средства туда не поступили Иными словами, лицо не хотело и не собиралось платить налоги, сборы и другие обязательные платежи. Это мнение не только автора. Существует постановление Пленума Верховного Суда Украины «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» от 26.03.99 г. N 5 (см. «Вісник Верховного Суду України» за 1999 г. N 3 (13). В нем записано, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей наступает:

— во-первых, если они установлены Законом Украины «О системе налогообложения» (абз.1 п.2 );

— во-вторых, «только в том случае, если оно (преступление) совершено с прямым умыслом». Ибо статьей 212 (ранее — 148-2) УК Украины предусмотрена уголовная ответственность не за сам факт неуплаты в установленный срок налогов, сборов, других обязательных платежей, а за умышленное уклонение от их уплаты» (абз. абз 1,2 п.З). Напомним читателям, что в соответствии с Законом Украины от 05.06.81 г. «О судоустройстве» (в редакции на дату опубликования статьи) в полномочия Пленума Верховного Суда Украины входит дача «разъяснения судам по вопросам применения законодательства». Поэтому еще в стадии расследования уголовного дела, возбужденного по признакам ст.212 УК Украины, необходимо учитывать руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины. В противном случае при судебном рассмотрении таких дел вина лица в уклонении от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей не найдет своего подтверждения со всеми вытекающими из этого последствиями. Наверное, именно поэтому статистика возбужденных за уклонение от уплаты налогов уголовных дел и количество лиц, осужденных за такие преступления, разнится в десятки раз.

Определив и поняв, что для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов необходим прямой умысел лица, совершившего преступление, перейдем, уважаемые читатели, непосредственно к изменениям, коснувшимся рассматриваемой статьи (УК-60 — ст.148-2, Уголовный кодекс Украины — ст.212).

Новая редакция статьи состоит из четырех частей (ранее — из трех). В части первой статьи нормативно за креплено условие, уголовную ответственность влечет уклонение от уплаты исключительно тех налогов, сборов и других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения и введены в установленном действующим законодательством порядке. Ею же, частью первой ст.212 УК Украины, определены субъекты уголовной ответственности:

— должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности;

— субъекты предпринимательской (а не хозяйственной) деятельности без образования юридического лица;

— иные лица, обязанные платить налоги (например, работающие по найму на основании трудовых договоров, заключенных непосредственно с гражданами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности).

При этом обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является, как и ранее, фактическое непоступление средств в бюджеты и государственные целевые фонды в значительных размерах(I).

Второй частью статьи, как и ранее, установлена уголовная ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору группы лиц(II), если это привело к фактическому (это — новинка) непоступлению в бюджеты и государственные целевые фонды денежных средств в крупных размерах(III).

Частью третьей этой статьи предусмотрена уголовная ответственность за:

— повторное умышленное уклонение от уплаты налогов лица, ранее судимого по ч.1 или ч.2 ст.212 УК Украины;

— независимо от предыдущей судимости — за умышленное уклонение от уплаты налогов, если это привело к фактическому непоступлению в бюджеты и государственные целевые фонды денежных средств в особо крупных размерах(IV).

Совершенно новой является часть четвертая ст.212 УК Украины. Она содержит категорическое законодательное предписание физическое лицо, совершившее впервые, без предварительного сговора, уголовно наказуемое деяние — умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей в размерах, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 этой статьи (от 17000 грн. до 84999,99 грн.), освобождается от уголовной ответственности. Но при одном обязательном условии: если до привлечения к уголовной ответственности (до осуждения) такое лицо погасило (уплатило) задолженность по налогам, сборам, обязательным платежам, а также возместило нанесенный государству несвоевременной уплатой ущерб, выраженный в виде финансовых санкций и пени.

Заметно изменились санкции за совершение уголовного преступления умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей. Эти изменения представлены в приведенной ниже таблице.

Как видно из приведенной на стр 30 таблицы, санкции за совершение преступлений, предусмотренных ч.ч.1 и 2 ст.212, стали менее репрессивными и более материальными.

Обратим внимание наших читателей на следующее. Частью первой ст.58 Конституции Украины предусмотрено, что законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность, в том числе и уголовную, физического лица. В силу этой конституционной нормы уголовные дела по обвинению в уклонении от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, находящиеся в судах общей юрисдикции по состоянию на 1 сентября с г, подлежат рассмотрению с учетом нового УК Украины. Например, лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч.1 ст.212 УК Украины, не может быть приговорено к исправительным работам, также как и штраф, наложенный на него, не может превышать одной тысячи (17000 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

(I) Применительно к этой статье значительным размером являются суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в тысячу (17000 грн.) и более раз (до 50999,99 грн.) превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

(II) Преступление признается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если его совместно совершили несколько лиц (два или более), которые заранее, то есть до начала преступления, договорились о совместном его совершении.

(III) Применительно к этой статье крупным размером являются суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в три тысячи (51000 грн) и более раз (до 84999,99 грн.) превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

(IV) Применительно кэтой статье особо крупными размерами являются суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в пять тысяч раз (85000 грн.) и более превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан

(V) За одно преступление может быть назначено только одно основное наказание, предусмотренное в санкции статьи.

(VI) Лишение права занимать определенные должности может быть назначено как основное наказание на срок от двух до пяти лет.

(VII) Лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено как основное наказание на срок от двух до пяти лет.

(VIII) Наказание в виде исправительных работ устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет и отбывается по месту работы осужденного. Из суммы заработка осужденного к исправительным работам проводится отчисление в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати процентов.

(IX) Наказание в виде ограничения свободы заключается в содержании лица в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора с обязательным привлечением осужденного к труду. Ограничение свободы устанавливается на срок от одного года до пяти лет.

(X) К основному наказанию может быть присовокуплено одно или несколько дополнительных наказаний.

(XI) Лишение права занимать определенные должности может быть назначено как дополнительное наказание на срок от одного года до трех лет.

(XII) Лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено как дополнительное наказание на срок от одного года до трех лет.

(XIII) Наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного и помещении его на определенный срок в уголовно исполнительное учреждение.

«Все о бухгалтерском учете» N 85 (631) от 14 сентября 2002 г.

Статья уголовная ответственность налог

Большой резонанс в бизнес-среде вызвало непринятие Верховной Радой Украины законопроекта № 3448 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уголовного производства в налоговых отношениях и вопросов администрирования налогов и сборов» (далее по тексту – Законопроект № 3448). Принятие Законопроекта № 3448 в первом чтении и впоследствии – Закона существенно способствовало б уменьшению налогового давления на бизнес, в первую очередь со стороны налоговой милиции.

Но что-то пошло не так, и 21 апреля документ был отправлен на доработку в профильный комитет. Два шага назад сделано. Стоит ли ожидать два шага вперед?

Напомним, что Законопроектом № 3448 предлагается увеличить порог уголовной ответственности за неуплату налогов (статья 212 Уголовного кодекса Украины), а также запретить возбуждение уголовного дела до момента окончательного согласования сумм налоговых обязательств. Чтобы оценить «патовость» ситуации, попробуем, не углубляясь в специфику, разобраться, что же происходит сейчас за дверьми с надписью «следственное управление финансовых расследований ГФС».

Как начинается уголовное производство и что может послужить этому причиной? Итак, начинается уголовное производство по результатам налоговой проверки, что происходит в следующие сроки:

— либо на 10-й рабочий день, следующий за днем получения информации о вручении плательщику налогового уведомления-решения,

— либо не позже пятого рабочего дня после завершения административного обжалования (то есть после решения ГФС Украины не в пользу налогоплательщика).

Простыми словами, в случае административного обжалования передача материалов следственным органам происходит исключительно после завершения процедуры обжалования. Вместе с тем Законопроект № 3448 предлагает процедуру административного обжалования дополнить судебными инстанциями, замкнув таким образом цикл обжалований и «дойдя до истины» в спорных материалах проверки. Что выглядит вполне логично.

Других сроков передачи не предусмотрено. Вот только почему же тогда повестка на допрос вручается должностным лицам предприятия сразу после завершения налоговой проверки либо вообще без ее проведения? К сожалению, начало уголовного производства в нынешних реалиях происходит не столько по причине того, что так должно быть и так предусмотрено действующим законодательством, а сколько по другим, скорее субъективным факторам.

Основания для начала уголовного производства раньше установленных сроков:

І. Передача материалов налоговой проверки до завершения процедуры административного обжалования или же сразу после регистрации акта.

До завершения процедуры административного обжалования материалы проверки контрольно-проверочным подразделением ГФС передаются следственному подразделению с отметкой «информация касательно обжалования отсутствует».

Существует много уловок со стороны фискалов, чтобы официально «не узнать» об открытии процедуры обжалования. Так, например, передачу материалов следственным органам можно зарегистрировать на день раньше официального уведомления предприятия об оспаривании решения либо в журнале входящей корреспонденции сделать отметку о получении уведомления позже, нежели отметка о регистрации передачи, либо просто «забыть» или «не увидеть в связи с большим документооборотом».

Также материалы налоговой проверки могут передаваться сразу после их регистрации. Такая, можно сказать, «неофициальная передача» происходит путем уведомления (с передачей копий материалов проверки) следственных органов. Информация «по-быстрому» вносится в ЕРДР.

ІІ. Внесение информации в ЕРДР на основании так называемого аналитического исследования или отчета специалиста.

В данном случае материалы проверки вообще отсутствуют. Подобное начало уголовных производств вполне оправданно определяется как «налоговый беспредел». Это когда уполномоченное должностное лицо налогового органа делает такое себе «аналитическое исследование информации». Результатом подобных «аналитических фантазий» становится официальный документ, вывод которого обобщается следующим: «усматривается занижение налоговых обязательств с контрагентом «А» на суму налога Х миллионов гривен». Данных аналитического исследования (отчета специалиста) бывает достаточно для внесения информации в ЕРДР, особенно в случае «заказного уголовного производства».

Стоит отметить, что внесение информации в ЕРДР на основании внутреннего документа фискалов (каковыми являются аналитические материалы) является грубейшим нарушением действующего законодательства, и подобные действия как налоговиком, так и следователем имеют все признаки превышения служебных полномочий с вытекающими из этого обстоятельствами.

Исходя из клиентской практики, существуют следующие причины преждевременного начала уголовных производств, связанных с неуплатой налогов:

1. Выполнение показателей.

Количество начатых уголовных производств, как и суммы ожидаемых доначислений по актам проверок, является величиной планируемой. Стандартным в работе налоговой милиции является обязательство «начала до конца недели пары уголовных производств», ну или «пять в месяц» и т. д. Таким образом, если к концу отчетного периода ответственное подразделение не успевает за плановым показателем – приходится искать лазейки.

2. Субъективные факторы.

Под субъективными факторами скрыта коррупционная составляющая начала уголовного производства. Не будем останавливаться на примерах, достаточно ознакомиться со статистикой, согласно которой 75 % уголовных производств закрываются, даже не доходя до суда.

Вместе с тем суммы, поступившие в бюджет вследствие начала уголовных производств, являются в большей степени раздутыми, сводными показателями, которые нереально привязать к конкретным фактам.

3. Обеспечение поступлений в бюджет.

Эта причина хоть и на последнем месте, но будем объективными, внесение информации в ЕРДР служит таким себе дополнительным стимулом для плательщика налогов касательно уплаты доначисленных сумм в бюджет. После внесения информации должностным лицам такого плательщика налогов «объясняется», что в случае неуплаты в кратчайшие сроки начнутся соответствующие процессуальные действия в рамках уголовного производства (выемки, раскрытие банковской тайны, «дерганье» контрагентов и т. д.).

Многие после «общения» с налоговой милицией платят суммы доначислений, продолжая при этом оспаривать налоговые уведомления-решения.

Именно третья причина является основным аргументом противников Законопроекта № 3448, потому что во многих случаях как раз начало уголовного производства становится основополагающим для плательщика налогов в принятии решения об уплате в бюджет сумм по результатам проверки.

Еще одним аргументом против переноса сроков начала уголовных производств является «гуманность» наших судов, а также длительность процесса судебного обжалования. Не редкими являются случаи, когда субъект хозяйствования специально начинает и максимально затягивает судебные разбирательства с целью переноса активов на другое предприятие с последующим банкротством существующего.

Итак, после всего вышесказанного каждый сам вправе принять решение об актуальности Законопроекта № 3448 в нынешних налоговых реалиях. Главный же посыл заключается в том, что оставлять налоговую сферу в таком состоянии, в котором она пребывает сейчас, будет просто преступлением по отношению к каждому, кто хочет работать честно.

Что может грозить за неуплату налогов

юрист, юридическая фирма GENTLS

Привлечение к уголовной ответственности, а еще чаще – угроза привлечения по статье 212 уголовного кодекса Украины за уклонение от уплаты налогов является одной из самых «ходовых» статей в хозяйственной деятельности.

В зоне риска 212-й находятся должностные лица, независимо от формы собственности предприятия или организации, ФОПы, а также любые другие лица, обязанные уплачивать налоги.

К должностным лицам в данном случае относятся те, кто занимает руководящую должность и уполномочен принимать решения, касающиеся денежных средств, коллектива, имущества. Следовательно, руководители и бухгалтера юридических лиц, их структурных подразделений, а также лица, которые связанны с уплатой налогов (временно исполняющие обязанности, действующие на основании доверенности и т.д.) в глазах следственных органов потенциальные преступники по 212 статье уголовного кодекса Украины. Но этим список причастных к преступлению лиц может не ограничиваться. В Едином реестре судебных решений можно без труда найти приговоры, в которых следственным органам удалось доказать, что в уклонении от уплаты налогов задействованы так называемые соучастники. К примеру, действия работника предприятия, который по поручению руководства внес в документы налогового учета и отчета заведомо ложные сведения могут быть квалифицированы как пособничество в уклонении от уплаты налогов. Более сложной выглядит ситуация с фактическими руководителями юридического лица, когда, например, собственник бизнеса дает поручение директору всеми возможными способами «минимизировать» налоговою нагрузку. Такие действия чаще всего носят признаки подстрекательства, что также уголовно наказуемо.

Основанием для привлечения к уголовной ответственности по 212 статье уголовного кодекса Украины является именно уклонение от уплаты налогов, осуществленное умышленно. Доказать или опровергнуть умышленность таких действий можно при помощи документов, которыми оформлены хозяйственные операции, а также показаний должностных лиц, сотрудников юридического лица, его контрагентов. От того, как будут оформлены эти документы и какие показания будут даны, зависит исход уголовного преследования. Важную роль имеет умышленный характер в осуществлении таких действий, поскольку неуплата налогов, произошедшая по неосторожности, исключает их квалификацию по 212 статье. Но в таком случае у соответствующих органов появляется возможность «провести» содеянное по статье 367 уголовного кодекса Украины, которой предусмотрена ответственность за служебную халатность.

Уголовная ответственность по 212-й может наступить, если неуплата налогов повлекла за собой фактическое непоступление в бюджеты либо государственные целевые фонды денежных средств в значительных, крупных или особо крупных размерах.

Для вычисления этих сумм есть примечание к статье, в котором указано, что за основу их расчета взят необлагаемый налогом минимум доходов граждан. В Налоговом кодексе необлагаемый минимум, в части квалификации уголовных правонарушений, установлен на уровне 50% от размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, на данный момент это 881 грн (с 01.01.18 по 30.04.18 необлагаемый налогом минимум доходов граждан — 1 762 грн/мес.).

Исходя из этого, минимальная сумма неуплаченных налогов в значительном размере равняется 881 тыс. грн, в крупном – 2,64 млн грн и в особо крупном размере – 4,4 млн грн.

Если же сумма неуплаченных налогов меньше значительного размера, то «виновника» можно привлечь не к уголовной, а к административной ответственности.

Если же факт неуплаты налогов, по тем или иным причинам, имел место быть, то и в этом случае еще можно избежать уголовного наказания. Для этого «уклоняющемуся» нужно уплатить неуплаченные ранее налоги, сборы или обязательные платежи, а также возместить ущерб, причиненный государству их несвоевременной уплатой (покрыть финансовые санкции, оплатить пеню).

В зависимости от условий нарушения уплаты налогов, на их плательщика (статья 126 налогового кодекса) может быть наложен штраф в размере 10% — 20% от суммы налогового долга. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, включая день погашения, из расчета 120% годовых учетной ставки НБУ.

Практически каждый документ, относящийся к хозяйственной деятельности предприятия, может стать решающим. Доначисление налоговых обязательств со стороны фискальных органов повышает вероятность привлечения в дальнейшем к уголовной ответственности. Об этом нужно всегда помнить и все соответствующие документы заблаговременно оформлять и оценивать на предмет своей защиты.

Журнал Новое Время №38

— Российское ГРУ становится монстром с мега-бюджетом;
— Звездный финансист отрицает новый глобальный кризис;
— Поднятые со дна корабли раскрывают тайны истории.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.

Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).

Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.

А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.

Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:

умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.

Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).

На это указано в пункте 3 постановления № 64.

Также руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, от степени участия в содеянном могут быть привлечены к ответственности:

— за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;

— за сокрытие денежных средств либо имущества организации, которые должны быть направлены на взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Таким образом, по статье 199 Уголовного кодекса РФ субъектами преступления могут быть признаны не только руководитель организации, но и главный бухгалтер (п. 7 постановления № 64):

Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Состав правонарушения и норма УК РФ

К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания:

Какая ответственность предусмотрена за неуплату налогов

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме:

Статья актуальна на 2018 год

В статье «Может ли налоговая проводить проверки» мы рассказывали о видах проверок, о правах проверяющих и проверяемых предприятий (предпринимателей), а также о том, какие существуют законные основания для недопуска проверяющих к проверке.

В данной статье вы прочтете о том, какая ответственность за неуплату налогов предусмотрена законодательством Украины, от чего зависит размер уголовного наказания за уклонение от уплаты, в каком порядке органы обязаны уведомить плательщика о начисленных штрафах, а также о сроках давности для освобождения от ответственности.

Виды ответственности:

За неуплату налогов в Украине недобросовестный плательщик может быть привлечен к уголовной, финансовой и административной ответственности.

В каком случае она наступает, зависит от характера нарушения. Виды наказаний прописаны в Уголовном Кодексе Украины, Налоговом Кодексе Украины и Кодексе Украины об административных правонарушениях.

При этом за одно и то же правонарушение может одновременно наступать финансовая и уголовная или финансовая и административная ответственность. Плательщик не может одновременно быть привлечен к уголовной и административной ответственности за одно правонарушение, о чем мы подробно объясняли в статье «Какие статьи из Конституции пригодятся в жизни».

Уголовная ответственность за неуплату налогов

За уклонение от уплаты налогов в Украине она предусмотрена статьей 212 Уголовного Кодекса Украины (далее — УК) и распространяется как на юридических лиц и частных предпринимателей, так и на физических лиц-налогоплательщиков.

Уголовное наказание за неуплату налогов зависит от наличия отягощающих обстоятельств, в том числе от суммы, которая не поступила в государственный бюджет. При этом размеры ущерба измеряются в необлагаемых минимумах доходов граждан (НМДГ).

Размер НМДГ для квалификации преступлений равняется половине прожиточного минимума, прописанного в законах Украины о государственном бюджете на соответствующий год. Соответственно размер ущерба для привлечения к уголовной ответственности за неуплату каждый год будет разным.

Ниже в таблице мы прописали санкции за уклонение от уплаты налогов по УК с учетом размера ущерба в грн. (исходя из прожиточного минимума, установленного в 2017 году).

Какая ответственность предусмотрена за неуплату налогов

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме:

Статья актуальна на 2018 год

В статье «Может ли налоговая проводить проверки» мы рассказывали о видах проверок, о правах проверяющих и проверяемых предприятий (предпринимателей), а также о том, какие существуют законные основания для недопуска проверяющих к проверке.

В данной статье вы прочтете о том, какая ответственность за неуплату налогов предусмотрена законодательством Украины, от чего зависит размер уголовного наказания за уклонение от уплаты, в каком порядке органы обязаны уведомить плательщика о начисленных штрафах, а также о сроках давности для освобождения от ответственности.

Виды ответственности:

За неуплату налогов в Украине недобросовестный плательщик может быть привлечен к уголовной, финансовой и административной ответственности.

В каком случае она наступает, зависит от характера нарушения. Виды наказаний прописаны в Уголовном Кодексе Украины, Налоговом Кодексе Украины и Кодексе Украины об административных правонарушениях.

При этом за одно и то же правонарушение может одновременно наступать финансовая и уголовная или финансовая и административная ответственность. Плательщик не может одновременно быть привлечен к уголовной и административной ответственности за одно правонарушение, о чем мы подробно объясняли в статье «Какие статьи из Конституции пригодятся в жизни».

Уголовная ответственность за неуплату налогов

За уклонение от уплаты налогов в Украине она предусмотрена статьей 212 Уголовного Кодекса Украины (далее — УК) и распространяется как на юридических лиц и частных предпринимателей, так и на физических лиц-налогоплательщиков.

Уголовное наказание за неуплату налогов зависит от наличия отягощающих обстоятельств, в том числе от суммы, которая не поступила в государственный бюджет. При этом размеры ущерба измеряются в необлагаемых минимумах доходов граждан (НМДГ).

Размер НМДГ для квалификации преступлений равняется половине прожиточного минимума, прописанного в законах Украины о государственном бюджете на соответствующий год. Соответственно размер ущерба для привлечения к уголовной ответственности за неуплату каждый год будет разным.

Ниже в таблице мы прописали санкции за уклонение от уплаты налогов по УК с учетом размера ущерба в грн. (исходя из прожиточного минимума, установленного в 2017 году).

Смотрите еще:

  • Уголовный кодекс ст 1991 Заключительные положения Раздел 1 - Уголовного Кодекса Украины Заключительные положения 1. Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 сентября 2001 г. 2. Со вступлением в силу настоящего Кодекса […]
  • Закон имущественный налоговый вычет Имущественный вычет: нерешенные вопросы Спорные моменты в порядке применения имущественного налогового вычета существуют с 2001 года. Часть из них устранил недавно принятый Закон № […]
  • Кто начальник службы безопасности сбербанка россии Начальник службы безопасности в банке - обеспечение физической, технической, информационной и пожарной безопасности банка; - своевременное выявление и устранение угроз безопасности […]
  • Юрист консультант список Резюме юриста Резюме юриста включает в себя несколько тематических блоков. Сначала заполните все поля в разделе «Личная информация» (ФИО, дата рождения, город проживания и т.д.). Следующим […]
  • Письменная консультация по уголовным делам Консультации Консультации для физических лиц 1 Если длительность устной консультацией превышает 1 час, производится доплата, определяемая пропорционально затраченному времени из расчета 2 […]
  • Продажа земельного участка коломна Купить земельный участок в Коломне 21.10.2018 14:54 | Купить земельный участок большой площади в Коломне уч пмж 20 сот. с.Шеметово свет,вода по границе газ в 100 метрах подъезд […]
  • 129 ч4 коап рф 2014 Статья 12.9 КоАП РФ - Превышение установленной скорости движения 1. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 196-ФЗ. 2. Превышение установленной скорости […]
  • Получить деньги на карту в долг Кредит онлайн Заполните онлайн-заявку – и через 15 минут получите деньги на карту.Оформление кредита из дома или офиса, не нужно выходить.Мгновенный перевод денег на вашу карту.Срочно […]
admin

Обсуждение закрыто.