Юридические возможности административного права

Юридические возможности административного права

Юридические возможности административного права

Нормы административного права подразделяются на ряд групп в зависимости от своей регулятивной направленности и юридичес­кого содержания. Предлагается следующая их классификация.

Центральное место при этом закономерно отводится характер­ному для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически власт­ных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей. Например, материальными по своему характеру будут нормы, закрепляющие право граждан на обжалование неправо­мерных действий должностных лиц; нормы, определяющие ком­петенцию губернатора области и т.п.

Процессуальные нормы административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений.

Именно на основе норм процессуального административного права осуществляются подача, рассмотрение и разрешение жалоб, практически реализуются входящие в компетенцию губернатора области управленческие действия и т.п.

В числе процессуальных норм административного права особое место занимают те из них, которыми определяется порядок разре­шения административно-правовых споров и применения мер ад­министративного принуждения. Эту их группу принято называть административно-юрисдикционными нормами.

Следующим видом классификации административно-право­вых норм представляется их классификация по конкретному юри­дическому содержанию. Она производна от используемых в прак­тике административно-правового регулирования методов. Соответственно различают:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.;

б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы административных правонарушений;

в) уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие админи­стративно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению. Прямые предписания или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отно­шений.

В силу этого нет оснований руководствоваться нередко звуча­щим «правилом»: разрешено все, что не запрещено. Вседозволен­ность не может превратиться в принцип действия административ­но-правовых норм, равно как и всех норм российского права. В особенности он неприменим к действиям, совершаемым субъектами исполнительной власти.

Однако невозможно роль права свести исключительно к уста­новлению юридических запретов. Вот почему административно-правовые нормы разрешают определенную свободу выбора того или иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных конкретной нормой.

Так, при осуществлении государственного надзора соответст­вующие контрольно-надзорные органы (должностные лица) не вправе «изобретать» те или иные меры административного воздей­ствия на нарушителей действующих в данной области правил. Они самостоятельны только в выборе одной из предусмотренных адми­нистративно-правовыми нормами мер такого воздействия. В их числе: требование устранить обнаруженные нарушения, ограниче­ние, приостановление или прекращение работы поднадзорного объекта; предъявление иска в арбитражный суд; отзыв лицензии; привлечение виновных к административной ответственности и т.п. Использование такого рода полномочий является юридичес­кой обязанностью этих органов, уклониться от выполнения кото­рой они не вправе;

г) стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых закреп­лены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение. С помощью таких норм, напри­мер, устанавливаются налоговые льготы, применяются меры ма­териального поощрения и т.п. Как правило, данные меры сопутст­вуют прямым предписаниям или запретам.

Административно-правовые нормы могут, далее, квалифици­роваться и по признаку адресата. Соответственно можно выде­лить нормы, регламентирующие:

• административно-правовой статус граждан;

• организацию и деятельность органов исполнительной влас­ти;

• правовое положение государственных служащих;

• основы функционирования государственных предприятий и учреждений;

• отдельные стороны организации и деятельности различного рода коммерческих структур, включая частные;

• административно-правовой статус общественных объеди­нений.

Возможны и некоторые иные виды классификации админи­стративно-правовых норм. Например, с учетом федеративного устройства Российской Федерации различен масштаб действия этих норм: нормы, устанавливаемые на федеральном уровне, и нормы, устанавливаемые на уровне субъектов Федерации. По объему регулирования управленческих отношений можно разли­чать общие, межотраслевые, отраслевые и местные нормы. На­конец, административно-правовые нормы могут распространять­ся на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти, т.е. иметь внутрисистемный характер либо иметь общеобяза­тельный характер, т.е. распространяться на все виды участников регулируемых управленческих отношений, либо быть адресными, т.е. регулировать деятельность отдельных участников этих отно­шений (например, положения о различных видах государствен­ного надзора и контроля).

Понятие административного права

Основные положения административного права

Предметом административного права как отрасли права являются общественные отношения в сфере государственного управления, в пределах которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами. Закрепляя правила поведения в области государственного управления, административное право придает управленческим отношениям статус правоотношений. Специфика административных правоотношений — наличие специальных субъектов — органов исполнительной власти или иных исполнительных органов.

Государственное управление и исполнительная власть, представляя собой близкие понятия, включают три основных признака: управленческий (исполнительный) аппарат, выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную) и используемую им в этом процессе власть.

В юридической литературе управленческие отношения, регулируемые административным правом, классифицируют по особенностям их участников между:

  • соподчиненными субъектами исполнительной власти различного организационно-правового уровня (вышестоящие и нижестоящие органы);
  • несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства);
  • субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями и учреждениями (например, получение государственным предприятием у соответствующего комитета по управлению государственным имуществом разрешения на аренду имущества);
  • субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями, учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.);
  • субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
  • субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями;
  • субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
  • субъектами исполнительной власти и гражданами.Управленческие отношения можно также разделить в зависимости от конкретных целей их возникновения на внутренние и внешние.

Внутренние или внутриорганизационные отношения закрепляют систему органов исполнительной власти, взаимодействие между ними и их подразделениями, распределение прав, обязанностей и ответственности среди работников аппарата управления государственных и муниципальных органов. Например, организационная деятельность рабочего аппарата Федерального собрания Российской Федерации (подготовка материалов, помощь комитетам).

Внешние отношения закрепляют взаимоотношение субъектов исполнительной власти и граждан, государственных и негосударственных организаций.

Следовательно, административное право представляет собой отрасль российского права, содержащую правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти.

Методом административно-правового регулирования является применение юридически властных предписаний, исходящих от властеуполномоченного субъекта. Односторонность волеизъявления юридически властного характера предполагает между участниками административно-правового отношения сочетание власти и подчинения, т. е. юридическое неравенство, присущее в значительной степени управленческим общественным отношениям.

Односторонними действиями, влекущими юридические последствия, выступают приказ, предписание субъекта административной власти, решение о выдаче или изъятии лицензии, постановление о наложении штрафа.

Источники административного права — это различные административно-правовые нормы. Многообразие общественных отношений с участием исполнительной власти порождает большое количество административно-правовых норм, которые отражены в нормативных актах.

К таким актам относятся:

1. Конституция Российской Федерации — России (в дальнейшем — Конституция РФ), принятая 12 декабря 1993 г. (ст. 77 посвящена формированию системы органов государственной власти; ст. 110 — 117 — формированию и функционированию исполнительной власти в РФ — правительству РФ; ст. 71-73 — разграничению предмета ведения между федеральными органами и органами субъектов РФ).

2. Законодательные акты — законы, принимаемые Федеральным собранием РФ, и постановления его палат — Совета Федерации и Государственной думы (законы “Об органах федеральной службы безопасности” от 22 февраля 1995 г.; “О пожарной безопасности” от 18 ноября 1994 г.; “Об обеспечении единства измерений” от 27 апреля 1993 г.; “О Государственной границе РФ” от 1 апреля 1993 г. и др.).

Представительные органы субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга) также могут принимать законодательные акты, содержащие нормы административного права.

3. Указы президента, имеющие нормативный характер: указ Президента РФ “Об утверждении “Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России”“ от 18 февраля 1993 г.; “О реформе представительных органов власти и местного самоуправления” от 9 октября 1993 г. и др.

4. Постановления правительства РФ, имеющие нормативный характер. Например, 18 августа 1995 г. правительство РФ приняло постановление “О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)”.

Правительство Российской Федерации своими постановлениями утверждает также различные уставы, положения, стандарты. В частности, 18 августа 1995 г. правительством РФ утвержден Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.

5. Приказы, постановления государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Российской Федерации.

6. Законодательства республик в составе РФ, указы президентов, постановления правительств, акты министерств и ведомств этих республик.

7. Постановления и распоряжения глав администраций.

8. Акты органов местного самоуправления.

9. Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений.

Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права

Административное право взаимодействует с другими отраслями права. Главным образом целесообразно отграничивать административное право как публичное право от отраслей частного права (например, гражданского права).

Административное и частное право различаются исходными положениями, социальным назначением, принципами и функциями. Частное право допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц); в его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанных на добровольности их создания, изменения и прекращения, а также установление порядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частными липами, коммерческими и некоммерческими организациями.

Предмет публичного права (как минимум его важнейших частей — государственного и административного права) — государство как носитель верховной и суверенной власти, а также государственная власть в ее различных проявлениях. Административное право как отрасль публичного права является выражением публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти.

В административном праве сложился ряд теорий, в которых разграничивается частное и административное (публичное) право. Остановимся на трех из них.

Теория интересов определяет виды интересов, которые обеспечиваются отдельными правовыми нормами, и направления правового регулирования конкретных общественных интересов или действий. Публичное право служит государственным (публичным) интересам, частное право — частным интересам. Публичное право — это система правовых норм, которые регламентируют общественные отношения в целях установления основ социально-государственной жизни, принципов функционирования государства, его органов и служащих. Деятельность государственных органов и организаций, подчиненная строгому правовому стандарту, направлена на создание общего нормального благосостояния населения, обеспечение прав и свобод личности, общественного порядка и безопасности. Частное право, фиксируя правовой статус субъектов, дает возможность в первую очередь реализовать частную инициативу и тем самым воздействовать на интересы ограниченного (часто весьма четко определенного) круга лиц или организаций.

Теория субординации (соподчинения), используемая для разграничения публичного и частного права, раскрывает характер отношений между участниками (субъектами) правовых отношений. Эта теория видит сущность публичного права в образуемом в рамках осуществления публичной власти отношении подчиненности (соподчинения). В публичном праве нижестоящие и вышестоящие субъекты права связаны между собой отношениями подчиненности или соподчинения. В частном праве субъекты права, вступающие в правоотношения, обладают равным правовым статусом (имеется в виду их равноправие при использовании установленных законом возможностей, правил поведения и действий, а также одинаковая степень подчинения определенным правом процедурам и правилам). Для публичного права характерно одностороннее регулирование отношений с помощью закона, административного акта (правового акта управления). Для частного права типичным является договор, заключаемый по доброй воле субъектами права. Эта теория отражает превосходство государства (властной управленческой деятельности) с его арсеналом средств ограничения, организации и принуждения. Однако отношения подчиненности действуют и в сфере частного права, а договорные отношения и правовое равенство субъектов можно обнаружить в области публичного права (например, заключение соглашений, публичных или административных договоров).

Рассмотрим теорию относительности и допустимости правовых норм при регулировании отношений. Административное право содержит правовые нормы, которые имеют адресатом государство или другие субъекты суверенной государственной власти и применяются для регулирования отношений государства или других государствен но-правовых институтов и образований, а также физических лиц (например, граждан), имеющих соответствующий правовой статус (например, использование гражданином права на обжалование действий государственного служащего). Административное право — это особое право государства и его органов. Частное право — это право для каждого индивида и каждого субъекта права.

Административное право взаимодействует с гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, которые регламентируют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иным федеральным законам. Взаимосвязь административного и гражданского законодательства прослеживается по некоторым институтам, например: государственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор. Административно-пра- вовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права административно-властных методов. По справедливому мнению Ю. А. Тихомирова, административное право нужно рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм.

Административное право конкретизирует своими нормами конституционное право и устанавливает возможность полной реализации конституционно-правовых норм (например, путем организации единой системы органов исполнительной власти, государственной службы, развития административного законодательства и административно-процессуального законодательства, административного судопроизводства, защиты прав и свобод человека и гражданина). Конституционное право определяет структуру административно-правового регулирования и устанавливает «стандарты» правового государства в установлении режима функционирования исполнительной власти.

Очень интересные и глубокие взаимосвязи можно обнаружить между административным правом и муниципальным правом. Предметом муниципального права являются отношения в сфере местного самоуправления. Однозначное отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти невозможно не только с теоретической точки зрения, но и с практической. Можно привести несколько, на наш взгляд, существенных аргументов в защиту тезиса об известной относительности разделения исполнительной власти на государственную и муниципальную:

  • местное самоуправление (муниципальное управление) представляет собой одну из форм демократии, т. е. способ формирования власти в государстве путем народного волеизъявления;
  • местное самоуправление — один из главных способов взаимодействия общества и власти на местном (муниципальном) уровне;
  • понятие «местное самоуправление» объединяет понятия «местное» и «управление», указывая на его главным образом управленческую сущность;
  • важнейшие функции местного самоуправления реализуются через специальные муниципальные органы, при этом местное самоуправление имеет те же практические цели, что и государственное управление;
  • муниципальное право регулирует отношения в сфере публичного управления, т. е. управления, осуществляемого органами управления, должностными лицами и служащими муниципального образования. Субъекты муниципального управления используют традиционные для административного права формы, механизмы, методы и средства управления;
  • органы местного самоуправления обладают административной правосубъектностью, т. е. установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцией. Для должностных лиц и муниципальных служащих установлен их правовой статус: традиционный набор полномочий, прав, обязанностей, запретов, ограничений и ответственности;
  • правовая защита физических и юридических лиц от незаконных действий органов местного самоуправления обеспечивается административным правом;
  • в сфере местного самоуправления доминируют традиционно понимаемые управленческие отношения;
  • органы местного самоуправления и государственного управления практически в каждой отрасли и сфере публичного управления тесно взаимосвязаны;
  • органы местного самоуправления реализуют отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

Таким образом, наука административного права, изучая различные аспекты проблемы управления, включает в предмет своего исследования и такой вид социального управления, как местное самоуправление. Изучение местного самоуправления — это логическое продолжение анализа более обширной темы управления в Российской Федерации, организации и сущности государственной власти, построения исполнительной власти и осуществления ее функций, а также децентрализации управления.

Финансовое право как система правовых норм, регламентирующих финансовую деятельность государства, основывается в определенных сферах и пределах на методах, используемых в системе административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы устанавливают порядок осуществления финансовой деятельности государства, правовой режим деятельности налоговых органов, систему государственного финансового контроля, административную ответственность за совершение нарушений в финансово-правовой, бюджетной или налоговой сферах. Современная концепция методов правового регулирования финансовых отношений включает в себя применение дозволительного, обязывающего, запрещающего, рекомендательного, поощрительного, договорного, согласительного правовых методов при юридической регламентации отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Метод финансового права является самостоятельным, оригинальным инструментом правового регулирования, специфика которого проявляется в его властно-имущественном характере, обусловленном особенностями предмета данной отрасли права, а также непосредственной связью с финансовой политикой государства.

Таможенное право, которое регулирует отношения в области таможенного дела, использует методы административно-правового регулирования и административные процедуры (хотя они и называются таможенными). Основной сферой правового регулирования в области таможенного дела являются отношения, возникающие в процессе: установления порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; таможенного оформления; таможенного контроля; обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц; установления и применения таможенных режимов; установления, введения и взимания таможенных платежей.

Административное право включает в себя, а порой и обеспечивает действие норм экологического и земельного права. Нормы законодательства об охране окружающей среды, санитарного законодательства используют многие административно-правовые институты для управления в соответствующих сферах государственной деятельности (например, экологический контроль, санитарно-эпидемиологический надзор). При этом для применения норм экологического или земельного права часто требуется административно-процессуальное обеспечение, т. е. нормы административного права позволяют на практике реализовывать потенциал норм указанных отраслей права (например, применение административной ответственности за нарушения экологического законодательства, при совершении нарушений санитарного законодательства).

Трудовое право сравнивают с административным, как правило, на примере институтов государственной службы и административного принуждения. В системе государственной службы в определенных пределах действуют нормы трудового законодательства. Такое положение устанавливается федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся рекомендации судам по применению трудового законодательства к отношениям, регулируемым нормами публичного служебного права. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства РФ.

Административное право, уголовное, а также уголовно-исполнительное право используют одинаковый метод правового регулирования — запрет, за нарушение которого наступает соответственно административная или уголовная ответственность. В уголовном праве установлена ответственность за преступления против интересов государственной и муниципальной службы, а также за нарушения правил, устанавливаемых нормами административного права (например, в области осуществления предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и общественного порядка). Правоохранительная служба осуществляет свои задачи и функции в сфере действия как уголовного, так и административно-деликтного права. Управление в области исполнения уголовных наказаний основывается на традиционных характеристиках государственного управления, обеспечивающего выполнение конкретных задач уголовно-исполнительного права.

Административное право взаимодействует со многими другими отраслями как материального, так и процессуального права. Проводимые сравнительно-правовые исследования показывают наличие у многих отраслей права сходных с административным правом черт: порядка реализации правовых норм, отдельных правовых институтов, методов правового регулирования.

3.Понятие, значение и место административного права в системе юридических наук

Место административного праваопределяется его назначением , основным содержанием которого является обеспечение исполнения законов РФ и его субъектов, на всей территории РФ органами государственной и исполнительной власти. При исполнении законов,административное право, занимая свое особое место, неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути, нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из сферы действия административно-правового регулирования и контроля (административного права).

Взаимодействие с другими отраслями.

В этой связи административное право, занимая свое место в правовой системе, взаимодействует со следующими отраслями:

1. Конституционным правом,поскольку в статьях конституции закрепляются понятие исполнительной власти (с. 10); система органов, её осуществляющих (Ст. 11, глава 6); закрепляются правовые основы взаимодействия с органами иных ветвей гос власти (ст. 80, 83-88, 125). Кроме того, в статьях конституции закреплены права, свободы и обязанности человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется только органами исполнительной власти.КонституцияРФ является основным законом, содержит исходные положения для принятия законов, определяющих исходное положение для АП. Например, конституция закрепляет в ст. 5 принцип федеративного устройства, и разграничивает предметы ведения и полномочия между РФ, её субъектами, в том числе в части формирования органов исполнительной власти РФ её субъектов (Ст. 77-78). В свою очередь, нормы административного права конкретизируют нормы конституционного права, и определяют правовой механизм и правила реализации прав и свобод граждан; определяют компетенцию различных звеньев исполнительной власти в РФ. Т.еместо административного права в правовой системе находится вблизи конституционного права.

2.Административное право взаимодействуетс гражданским правом, предметом изучения которого являются имущественные и личные неимущественные отношения. Нормы Административного права регулируют порядок реализации этих отношений, определяют порядок создания и деятельность юр лиц как государственных, так и негосударственных. Нормы адмиистративного также регулируют отношения между органами исполнительной власти по управлению государственным и муниципальным имуществом, а также порядок наделения государственных и муниципальных учреждений соответствующим имуществом. Таким образом, место административного права находится в соприкасании с гражданским.

3. Административное право и уголовное право. Соотношение между ними обусловлено сходством юридического состава административно-правовых правонарушений и преступлений. Причём наиболее общим является объект посягательства, а также объективная сторона, причино-следственной связи, в которой приводит в одном случае к административной или к уголовной ответственности.

См. ст. 14 УК и ст. 2.1 КоАПРФ. Как административная, так и уголовная ответственность наступает в случае совершения деяний, посягающих на установленные общеобязательные правила поведения, которые утверждены органами гос власти РФ, и её субъектов.

Некоторые административные наказания по КоАП напоминают уголовные. Например, административный арест и штраф. В то же время уголовное наказание назначается только судом, а административные могут назначаться во внесудебном порядке должностными лицами органов исполнительной власти. Например, такие наказания как предупреждение и административный штраф. Уголовное осуждение порождает последствия в виде судимости, в то время как привлечение к административной не влечёт судимости, увольнение с работы или учёбы. Место административного права в правовой системе определяется вблизи с уголовным схожестью наказаний.

4. Административное право и Трудовое право.Их взаимосвязь обусловлена сходством предмета регулирования, поскольку в трудовом праве это организационно-управленческие отношенияв сфере труда, в административном отношении сфере гос управления. А также в сходстве метода регулирования, поскольку в обеих отраслях используется метод государственно-властных предписаний. В отличие от отношений, регулируемых трудовым правом, в котором субъекты равноправны при заключении трудового договора, в административном отсутствует равенство сторон, поскольку обязательной стороной выступают органы исполнительной власти, либо его должностное лицо, применяющее государственно-властные предписания в отношении другой стороны, также обязаны исполнить требование закона. Кроме того, государственный служащий поступает на государственно-гражданскую, военную или правоохранительную службу, заключает служебный контракт, сторонами которого являются наниматель в лице руководителя гос органа, а другой гражданин РФ, поступающий на службу. Гос служащие в случае не исполнения своих обязанностей по должности совершает служебный проступок, ответственность за который наступает в соответствии с мерами, закреплёнными в ФЗ 2003 «О системе гос службы в РФ. Правда, трудовым кодексом регулируются трудовые гарантии государственных служащих, страхование и пенсионное обеспечение.

Таким образом, место административного правав правовой системе определяется его взаимодействием с другими отраслями права.

ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Свойства норм права: * регулятор общественных отношений; * устанавливаются государством в лице компетентных органов в специальных актах; * наделены юридической силой; * рассчитаны на многократное использование; * в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспечены государственным принуждением; * обладают иерархичностью. Норма административного права — общеобязательное правило поведения, установленное государством для регулирования отношений в государственном управлении, обеспеченное государственным принуждением. Перед административно-правовыми нормами стоят следующие основные задачи: * упорядочение отношений и регулирование функций в системе исполнительной власти, государственного управления; * регламентация связей и отношений различных отраслей и сфер управления, координация и взаимодействие государственных органов с юридическими и физическими лицами; * закрепление научно обоснованных и рациональных отношений между субъектами и объектами управления; * стимулирование, запрет и определение степени и порядка применения мер административного принуждения и др.

ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Субъекты административного права — это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных пр-ний при наличии 3-х условий:

1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта

2. административной правоспособности и дееспособности субъекта

3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)

Административная правоспособность – это установенная. и охраняемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

Административная дееспособность = способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъекта административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений — это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

1) государственные организации

а) органы исполнительной власти

б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения

в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией

2) негосударственные организации

а) общественные объединения (повт, виды)

б) трудовые коллективы

в) коммерческие структуры

г) органы местного самоуправления

ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы должного поведения их участников в сфере государственного управления. Этими нормами создается правовой режим поведения сторон (участников). Административно-правовыми нормами определяются права и обязанности участников регулируемых общественных отношений, а также их ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти.

Административно-правовая норма — это мера должного или возможного (допускаемого, рекомендуемого) поведения людей, установленная государством и охраняемая специальными средствами.

Административно-правовая норма — норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления.

Нормы административного права определяют также правовое полежение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных действий, регулируют отношения, связанные с применением мер административного принуждения.

Основные черты административно-правовых норм.

1. Преследуют цель обеспечения должного функционирования всей системы исполнительной власти, рационального взаимодействия отдельных ее звеньев.

2. Определяют вариант должного поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления.

3. Предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, проведения в жизнь требований законов РФ.

4. Служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях.

5. Имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (административная ответственность за совершенное правонарушение). Защищают не только себя, но и нормы многих других отраслей права (трудового, финансового, земельного и т.д.).

6. Выступают в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника (на основе их определяется порядок взымания налогов).

7. Часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Административно-правовая норма, так же, как и нормы других отраслей права, имеют свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи составных частей, элементов нормы.

Структура административно-правовой нормы.

Гипотеза — это часть административно-правовой нормы, содержащая указание о фактических условиях реализации нормы. Гипотеза, как условие применения нормы, далеко не всегда выражена в ней самой и может находится, например, в водной части, в общих положениях или других актах. Она может быть общей для ряда или многих норм (например в ст 13 КоАП РСФСР указан возраст, с которого наступает ответственность за совершение каких либо административных правонарушений. В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности).

Диспозиция — это часть административно-правовой нормы, которая определяет правила поведения (права, дозволения, обязанности, запреты, ограничения, предписания). По КоАП РСФСР — это описательная часть правонарушения. (Например, согласно ст. 158 КоАП РСФСР мелким хулиганством признается нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и иные подобные действия).

Санкция — это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).

Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.

Для административно-правовых санкций свойственно многообразие. Существуют дисциплинарные санкции, административно-материальные, административно-процессуальные. Например, за нарушение трудовой дисциплины предусмотрена дисциплинарная санкция, за нарушение общественного порядка — административно-материальная санкция, за несвоевременное рассмотрение административного дела — административно-процессуальная санкция.

Виды административно-правовых норм.

1. По содержанию:

— общие (нормы общего характера, которые охватывают все сферы жизнедеятельности);

— особенные, которые регулируют общественные отношения в определенных отраслях, в конкретной сфере управления.

2. По предмету регулирования:

— материальные (определенные права и обязанности участников общественных отношений и их ответственность за невыполнение определенных обязательств);

— процессуальные (они определяют порядок рассмотрения, разрешения дел, писем граждан и т.д.).

3. По предмету воздействия:

— обязывающие (обязывают совершить определенные действия, например, обязанности сотрудников милиции — ст. 10 Закона о милиции);

— запрещающие (например, в ст. 15 Закона о милиции указаны случаи, кода сотрудникам милиции запрещено применять оружие);

— уполномачивающие (это определенные правовые возможности, например, права сотрудников милиции — ст. 11 Закона о милиции).

4. По действию во времени:

— срочные (с указанием срока действия, например, дорожный знак “Остановка запрещена” с указанием времени);

— бессрочные (устанавливаются на неопределенный срок — до их отмены, например, Закон о милиции);

— временные (устанавливаются на определенный промежуток времени, например, на время стихийного бедствия).

5. По действию в пространстве:

— общероссийские (действуют на всей территории России);

— местные (действуют только на определенной территории, например, на территории края, области, района);

— межтерриториальные (действуют сразу же на нескольких территориях, например, на территории Северного Кавказа).

6. По способу выражения:

— конклюдентные (жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).

Способы реализации административно-правовых норм.

Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может выражаться в следующих действиях:

1. Соблюдение — это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм, или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой ( например, исполнение требований дорожного знака).

2. Исполнение — это активные правомерные действия субъектов права по выполнению определенных предписаний, например, исполнение приказа начальника ОВД.

3. Использование — добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением их прав в сфере государственного управления, например, использование оружия при остановке транспортного средства.

4. Применение — это активный государственно-властный характер осуществления своих прав субъектами административного права в сфере государственного управления, или издание индивидуального юридического акта по конкретному делу ( например, применение соответствующей ст. КоАП к нарушителю).

Вывод: Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Под административно-правовой нормойпонимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Структура административно-правовой нормы:

гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия; б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них; в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий; г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения; д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно –правовых отношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные; б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Реализация административно- правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Понятие И Виды Источников Административного Права

Источник административного права (и права вообще) – внешнее выражение нормы права, основной и единственный способ выражения норм права – правовой акт.

Источники административного права можно классифицировать следующим образом:

1. Акты федерального уровня:

1) Законы (ФКЗ, ФЗ).

По видам источники административного права в виде законов: отраслевые (закон об образовании), предметно-функциональные, регулирующие отношения в рамках исполнения какой-либо одной государственной функции, статутные (они определяют правовой статус какой-то отдельной группы субъектов, одного субъекта (Например, ФКЗ «О Правительстве»)), кодекс (комплексное регулирование подотрасли (КоАП)), основы законодательства (временный вид нормативного акта, обеспечивающий комплексное регулирование до принятия другого акта).

Особенности: Предполагают активную правоприменительную деятельность.

2) Указы Президента РФ

а) определяют систему и структуру ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти), в каких формах органы могут быть созданы, какие они в принципе существуют в РФ на данный момент;

б) организуют федеральную государственную службу;

в) обеспечивают применение мер государственной и общественной безопасности;

г) восполняют пробелы в законодательстве; д) др.

3) Постановления Правительства РФ (источником административного права может быть только постановление, так как являются нормативным актом; распоряжение — ненормативный правовой акт)

– высшая ступень в иерархии актов ОИВ, носят подзаконный характер, принимаются во исполнение действующего законодательства, призваны конкретизировать и детализировать вышестоящие нормативные акты.

Делятся на 2 группы: акты, регулирующие деятельность ОИВ,

и акты, регулирующие жизнедеятельность населения в определенных сферах (например, положение о порядке лицензирования определенного вида деятельности).

4) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Указ Президент от 9 марта 2004 «О системе и структуре ФОИВ» попытался ограничить право определенных органов издавать акты. Министерства могут издавать акты, а службы и агентства только в специально указанных случаях.

Акты ЦБ, Генеральной прокуратуры по общему правилу не относятся к источникам административного права по предмету регулирования (не относятся к органам исполнительной власти).

2. Акты на уровне субъектов РФ.

Виды административных законов на уровне субъектов: статутные акты, отраслевые и функциональные.

Конституции (Уставы) субъектов

Законы Субъектов РФ

Акты высшего должностного лица

Акты высшего исполнительного органа (Правительство, администрация)

Акты центральных ОИВ субъектов специальной компетенции

Центральные в Свердловской области органы не могут издавать акты.

3. Муниципальные акты

На уровне органов местного самоуправления можно выделить следующие источники административного права:

— Акты исполнительных органов местного самоуправления (ОМС).

— Акты исполнительно-распорядительных ОМС (Гордума, администрация)

4. Локальные нормы государственных предприятий, учреждений (только в том случае, если затрагивают права и обязанности граждан, не являющихся сотрудниками; должна быть связана с выполнением распорядительных функций).

5. Нормативные договоры (конституционное-правовые и административно-правовые).

Если стороны субъект и РФ, то конституционно-правовой. Правительство РФ и Правительство субъекта, то административно-правовой. То есть договор должен заключаться по поводу исполнительно-распорядительной деятельности и сторонами должны быть ИО.

6. Судебная практика. Также является источником административного права. Не влечет никаких последствий для принявшего решение органа. Не имеет влияние в целом на ИВ.

1 — Решения КС (Конституционного Суда РФ). Постановления КС (общая обязательность, обязательность опубликования), определения КС имеют значение с точки зрения правовых позиций, высказанных КС.

2 — Практика высших судов ВС (Вреховного Суда РФ), ВАС РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ). Постановления Пленумов. Формально указания Пленумов необязательны. Но все равно вышестоящие суды обеспечивают единообразие судебной практики.

3 – Административная практика. Официально не признается.

4 – Доктрина. Официально не признается.

Общая характеристика административного законодательства, источников административного права (в широком смысле, но не ниже актов Правительства).

1. Находится в совместном ведении РФ и субъектов. Причем отдельные элементы находятся в ведении РФ, отдельные – в ведении субъектов.

2. является некодифицированным и некодифицируемым.

3. систематизировано по отраслям управленческой деятельности.

Смотрите еще:

  • Суицид развод Суицид и его причины Депрессия — главная причина суицида Установлено, что 90% людей, покончивших жизнь самоубийством, в момент смерти страдали тем или иным психическим заболеванием, […]
  • Сокращенная продолжительность рабочего времени в сельской местности Сельская местность, в которой работают женщины, не находится в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Сельские местности каких регионов можно приравнивать к местности […]
  • Коап 1632 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2016 г. по делу N 12-1632/2016 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2016 г. по делу N […]
  • Тематические задачи пдд общие положения Новые экзаменационные билеты пдд 2018 онлайн Тренировка по выбраным разделам ПДД Все билеты ПДД 2017, удобно сгруппированные по темам. Изучай правила дорожного движения по темам онлайн: […]
  • Договор об оплате услуг с физическим лицом образец ГПД с физическим лицом на оказание услуг Организация или ИП могут привлекать физических лиц для выполнения работ или оказания услуг путем заключения как трудового, так и […]
  • Автоюрист оренбург право Автоюрист в Оренбурге и Оренбургской области При дорожно - транспортном происшествии (аварии) или иных случаях, произошедших на дороге или связанных с транспортом, важно взять ситуацию под […]
  • Уголовный арест не может быть назначен Что такое арест, применяется ли данный вид наказания? Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что такое арест, где содержатся арестованные, применяется ли данный вид наказания? Ответы […]
  • Если произошло дтп а страховка закончилась Попал в ДТП без страховки и я виноват Каждый водитель в РФ должен оформлять страховку. Если у виновника ДТП ее нет, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию от страховой […]
admin

Обсуждение закрыто.