Феофил юрист

Феофил юрист

Бонитарная собственность

Когда в классическом праве старые способы приобретения кви­ритской собственности стали представлять собой тормоз для развития хозяйственного оборота, многие собственники предпочитали получать res mancipi и без необходимых формально­стей, доверяя честности другой стороны. В этих случаях не уста­навливалось право квиритской собственности.

Те, кто приобретал вещи путем обычной передачи, стано­вились обычными держателями или простыми обладателями ве­щей. Право квиритской собственности они могли получить по исте­чении срока давности (один год для движимой, два года для недви­жимой вещи). В связи с тем, что право квиритской собствен­ности по истечении срока давности и далее принадлежало тому, кто передал вещь, тот, кто ее приобрел, не мог противостоять rei vindicatio собственника вещи, если формально владел чужой ве­щью и не имел правовых средств собственника или какого-нибудь другого лица, чтобы потребовать возвращения утраченной им вещи.

Cогласно содержанию своих полномочий, эти приобрета­тели получили полное право собственности. Они имели право использовать вещь, собирать ее плоды и распоря­жаться ею, и в то же время были защищены от всех других лиц.

В современной романистике и отечественной историко-правовой науке давно утвердилось положение, согласно которому лицо, приобретшее манципируемую вещь посредством тради­ции, хотя и не становилось квиритским собственником, но фактически вещь закреплялась в его имуществе — in bonus.

Отсюда сделан вывод о существовании бонитарной,или преторской,собственности. Это новое право собственности было названо, с одной стороны, преторской собственностью, так как было введено и защищалось рим­скими преторами, а с другой стороны, — бонитарной собственно­стью, так как предметы этой собственности представляли собой составную часть имущества римских граждан.

Необходимо оговориться, что часть правоведов считает, что выделение такого вида собственности неправомерно. Например, германский романист М. Казер пишет: «Классические юристы боятся бонитарного приобретателя называть прямо собственником. и только школьный юрист Гай говорит о собственности — выражение, которое послу­жило основой современному учению о бонитарной собствен­ности».

С точки зрения таких исследователей, римляне проводили различие не между квиритской и бонитарной собственностью, а между «полным правом» и «голым правом» внутри квиритской собственности. Это различие было введено для защиты приобретателя (посредством традиции) от злоупотреблений квиритского собственника. Разделение собственности на формальный (пустой) титул и фактическое положение собственника было связано с тем, что римские юристы не создали новых форм передачи собственности, соответствующих изменившимся историчес­ким условиям.

Действительно, римская юриспруденция никогда не знала термина «бонитарная», или «преторская» собственность. Только в VI в. византийский юрист Феофил в парафразе Институций Юстиниана вводит словосочетание «бонитарная собственность» для обозначения института, существенно от­личного от такового в римском классическом праве. Во всей римской юриспруденции словосочетание «двойное господ­ство» («двойная собственность») встречается единственный раз в Институциях Гая (I, 54).

По мнению других правоведов, целый ряд признаков конструирует бонитарное обладание.

Первый признак — способность бонитарного обладателя к приобретению квиритского права собственности давностным владением[90][2]. Отсюда следует, что субъектами бонитарного обладания были только римские граждане (квириты). Бонитарный обладатель становится квиритским собственником, если движимая вещь пребывает в его имуществе в течение 1 года и недвижимая — в течение 2 лет[91][3]. Следовательно, бонитарная конструкция была временной. Между тем, по утверждению римских юристов, «собствен­ность нельзя было дать на время».

Следующими признаками рассматриваемой конструкции являются добрая вера бонитарного обладателя и правомерное основание обладания, каковым может быть любой римский контракт.

Наконец, у бонитарно­го обладателя отсутствует возможность господствовать над вещью в полном праве, бонитарным покупа­телям предоставляется только обладание вещами.

Если квиритский собственник был защищен действенными виндикационным и негаторным исками, имеющими абсолют­ный характер, то бонитарный обладатель располагал лишь Публициановым иском.

Таким образом, отмеченные признаки сближают бонитарную конструк­цию с цивильным владением.

По нашему мнению, правовую природу бонитарного обладания сле­дует оценить как сложную и смешанную: наряду с призна­ками цивильного (давностного) владения такое обладание имело элементы абсолютной (собственнической) судебной защиты.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер . Ф. Любкер . 1914 .

Смотреть что такое «ФЕОФИЛ» в других словарях:

ФЕОФИЛ — ФЕОФИЛ Антиохийский (Φεοφίλης) (ум. около 180) христианский писатель, апологет. Обратился в христианство под влиянием чтения библейских пророческих книг. Был епископом Антиохии. Автор ряда полемических и апологетических произведений, из… … Философская энциклопедия

Феофил — а, муж.; разг. Фефил, а.Отч.: Феофилович, Феофиловна; разг. Феофилыч.Производные: Феофилка; Фефила; Фофа; Филя (Фила).Происхождение: (От греч. theos бог и phileo любить.)Именины: 10 янв., 11 янв., 21 янв., 12 февр., 19 февр., 19 марта, 22 марта,… … Словарь личных имен

Феофил — (греч. Теофилос, друг Божий ), лицо, которому адресованы см. Евангелие от Луки (II,4) и см. Деяния Апостолов (I,2). В Лк 1:3 Лука обращается к нему, называя его офиц. титул (греч. кратистос), а в Деян 1:1 уже без титула. Из этого исследователи… … Библейская энциклопедия Брокгауза

феофил — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Феофил — (греч. Θεόφιλος) мужское имя; в переводе с греческого языка «боголюбивый». Русская просторечная форма Фефил. Известные носители Феофил Александрийский патриарх Александрии (384 15.10.412) Феофил (византийский император)… … Википедия

ФЕОФИЛ — Византийский император Аморийской династии, правивший в 829 842 гг. Сын Михаила II. Род ок. 812 г., ум. 20 янв. 842 г. Получив императорскую власть, Феофил пожелал прослыть приверженцем правосудия и неусыпным стражем гражданских законов. С этой… … Все монархи мира

Феофил — святой, архиепископ новгородский. Начало иноческой жизни Ф. полагал в Отенской обители и при святителе Ионе был протодиаконом и ризничим. По смерти его, жребием (15 ноября 1470 г.) Ф. был избран в архиепископа. Ф. принял участие в примирении… … Большая биографическая энциклопедия

Феофил (I) — преп. затворник печерск., память в субботу по Воздвижении. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия

Феофил (II) — преп. затворник печерск. (младший брат св. Иоанна), XI в.; память 29 октября. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия

Феофил Св. — архиепископ Новгородский, с 15 дек. 1472 80 г. 19 янв. (из хутынских архимандритов, а на Хутынь взят из ризничих Отней пуст.); † 1482 г. 26 октября. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия

Феофил юрист

ФЕОДОСИЙ

Феодосий I Великий Флавий (347-395), римский император в 379—395 гг. Род. 11 янв. 347 г. + 17 янв. 395 г.

Феодосий II, Флавий (401-450), византийский император в 402— 450 гг. Сын Аркадия. Родился 10 апреля 401 г. + 28 июля 450 г.

Феодосий III — Византийский император в 715-717 гг.

Феодосий (585-607), старший сын императора Маврикия.

Феодосий Ворадиот — константинопольский патриарх в 1179-1183 гг.

Феодосий Грамматик — византийский эпический поэт конца VII — начала VIII вв. В небольшой, частично сохранившейся поэме, насыщенной риторическими штампами, описал арабскую осаду Константинополя в 717-718 гг. в царствование императора Льва III. Кроме того, ему принадлежит стихотворное описание второй осады аварами столицы империи в 673 г. *

Феодосий Диакон — византийский поэт X в., в 963 г. создавший историческую поэму «Завоевание Крита» из 5 песен, посвященную отвоеванию у арабов Крита Никифором Фокой в 961 г. О самом Феодосии Диаконе не сохранилось почти никаких сведений; скорее всего, он был диаконом храма Святой Софии в Константинополе. *

Феодосий (1491-1563), русский церковный и политический деятель и писатель.

Феодосий (Косой), деятель еретического движения, монах Кирилло-Белозерского монастыря.

Феодосий Печерский (?-1074), церковный деятель.

Феодосий Угличский, Черниговский, архиепископ (ск. 5.02.1696). Память свт. Феодосию отмечается 5/18 февраля и 9/22 сентября.

ФЕОДОСИЯ

Феодосия (775-826), августа, супруга императора Льва V Армянина.

Феодосия Константинопольская (Цареградская), мученица монахиня, пострадавшая за почитание икон при имп. Льве Исавре (ск. 730). Празднуется 29 мая/11 июня. Русские крестьяне называли ее Колосяницей, Колосивой, потому что в день ее памяти начинала колоситься рожь. По этому случаю крестьяне устраивали праздник и гадали о видах на будущий урожай.

Феодот I Мелиссин Каситера — константинопольский патриарх в 815-821 гг.

Феодот II (Феодосий) — константинопольский патриарх с 1151 или 1152 г. по 1153 или 1154 г.

Федотов Георгий Петрович (1886-1951), российский религиозный мыслитель, историк и публицист.

Феодул , св. мученик, празднуется 5/18 апреля. У русских крестьян он был известен под именем Теплого или Ветреника, потому что, по наблюдению опытных стариков, с этого дня начинали дуть теплые весенние ветры. Крестьяне говорили: “Святой Федул тепляком подул”. А если в этот день ненастье, то говорили: “Федул губы надул”.

Феокрит (кон. 4 в., ок. 310 г. — 1-я пол. 3 в., ок. 270 до н.э.), древнегреческий поэт.

Феоктист Вриенний — стратиг фемы Пелопоннес в 40-х гг. IX в., протоспафарий.

Феоктист Каниклий — высший сановник империи в правление императоров Михаила II и Феофила.

Феоктист Студит — агиограф и церковный поэт XIV в. *

Феоктистов Евгений Михайлович (1828-1898), государственный деятель и публицист.

Феолипт (1250-1322), святой, митрополит г. Филадельфия, богослов, проповедник и церковный поэт.

Феопемт (?) — первый митрополит русской церкви, назначенный на этот пост константинопольским патриархом в 1036 году (хотя летописи называют также Лиона, Льва и других, однако данных на них нет даже в специальной историко-церковной литературе). Грек по происхождению принял активное участие в приобщении к христианству отдельных славянских племен киевской державы. При нем были заложены соборы святой Софии в Киеве и в Новгороде, началось строительство многих церквей, подготовка священнослужителей. Есть основания считать, что отношения Феопемта со светской властью оставались натянутыми, что послужило причиной для последующего разрыва Ярослава Мудрого с константинопольским патриархом.

Феопомп — Легендарный спартанский царь из рода Эврипонтидов, правивший в VIII в. до Р.Х. Сын Никандра.

Феопомп, Теопомп (Teopompos) (377- 300 до н. э.), древнегреческий историк.

Феотим Скифский — епископ г. Томы в IV — начале V в., богослов. Был сторонником патриарха Иоанна Златоуста, много сделал для просвещения населения провинции Малая Скифия. Из литературного наследия Феотима почти ничего не сохранилось до нашего времени. *

ФЕОФАН

Феофан (Быстров) (1873-?), духовник Николая II и Александры Федоровны.

Феофан Византийский — византийский историк второй половины VI в., в 10 книгах своей «Истории» описавший деяния императоров Юстина II и Тиверия II в период 565-581 гг., обращая преимущественное внимание на сношения империи с Персией. Выписки из этого труда сохранились в «Мириобиблионе» константинопольского патриарха Фотия. *

Феофан и Феодор Грапты (Начертанные) — святые исповедники, палестинские монахи.

Феофан Грек (1330-е — ок. 1415) живописец.

Феофан Исповедник (Сигрианский) (760-817), преподобный, византийский хронист.

Феофан Патрикий — выдающийся политический деятель и флотоводец, паракимомен.

Феофан Прокопович (1681-1736), церковный и политический деятель.

Феофан Хрисовалант — византийский медик X в.

Феофаний — византийский монах начала VIII в. О жизни его ничего неизвестно. Около 710 г. написал небольшую «Хронику», где выделил семь возрастов человечества: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость и глубокую старость. На основании своего исторического анализа и хронологических расчетов Феофаний предсказал конец света в 880 г. *

Феофания (Феофано) (?-895), святая, византийская императрица, супруга императора Льва VI.

Феофано (Феофания) — августа, супруга двух императоров: Романа II и Никифора II Фоки.

Феофано (Феофания) — византийская принцесса, дочь императора Романа II и августы Феофан.

ФЕОФИЛ

Феофил — Византийский император Аморийской династии, правивший в 829—842 гг. сын Михаила II. Род. ок. 812 г. + 20 янв. 842 г.

Феофил — александрийский патриарх в 385-412 гг.

Феофил Антиохийский (?-180), христианский писатель, апологет.

Феофил — юрист, антецессор, профессор школы права в Константинополе в VI в.

Феофил Протоспафарий — византийский врач, автор известных медицинских трактатов.

Феофил Эдесский (695-785), греческий переводчик и астролог.

Феофилакт — старший сын византийского императора Михаила I Рангаве и его соправитель в 811-813 гг. Феофилакт был провозглашен императором в тот же год, что и его отец. После катастрофического поражения византийского войска от болгар при Адрианополе Феофилакт, как и его отец, отрекся от престола и принял монашеский постриг. *

Феофилакт Болгарский (Эфест, Охридский) (?-1126), византийский богослов, писатель.

Феофилакт — константинопольский патриарх с февраля 933 г. по 27 февраля 956 г.

Феофилакт Симокатта (580-641), византийский историк первой половины VII в.

Феофилакт (Лопатинский) (?-1741), церковный деятель, богослов, философ.

Феофилакт (Горский) (?-1788), православный церковный деятель, епископ Коломенский, философ.

Феофилактов Алексей Евгениевич (1886-1919), член Учредительного собрания: Херсонский № 4 Совет крестьянских депутатов.

Феофоб — византийский полководец персидского происхождения, зять императора Феофила.

Феофраст из Эреса (Theophrastos) (ок. 370— 287/286 гг. до н.э.). Философ.

Примечания

* Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011.

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Именины Феофил, день ангела Феофил

Именины: 21 января; 21 января; 12 февраля; 19 февраля; 5 марта; 19 марта; 22 марта; 13 апреля; 9 мая; 25 июня; 17 июля; 21 июля; 5 августа; 6 августа; 10 января; 8 октября; 23 октября; 11 января; 6 ноября; 8 ноября; 10 ноября; 18 ноября; 20 ноября; 13 декабря; 15 декабря; 11 января;

Святые с именем Феофил :

Феофил, мученик

Святой мученик Феофил принял мученическую кончину за смелое и твёрдое исповедание веры Христовой.

Феофил Ливийский, священномученик, диакон

Священномученик Феофил Ливийский был диаконом. В IV веке он за проповедование Евангелие среди язычников и смелое обличение идолопоклонства был подвергнут жестоким истязаниям, во время которых и принял мученическую кончину.

Феофил Новый, Константинопольский, мученик

Святой мученик Феофил Новый, Константинопольский, жил в Константинополе и был военачальником греческих войск и сенатором. Во время войны с арабами он был взят ими в плен. Они склоняли его к отречению от Христа и принятию мусульманской веры, но он остался верен Православию. Тогда святого Феофила заключили в темницу на Кипре, где он пробыл четыре года, после чего ему отсекли голову в 784 году.

Феофил Кесарийский (Каппадокийский), мученик

Святой мученик Феофил Кесарийский (Каппадокийский) был учёным мужем, язычником, но, уверовав во Христа, открыто объявил об этом, за что был подвергнут жестоким истязаниям, а затем усечён мечом. Произошло это в 288-300 году в Кесарии Каппадокийской.

Феофил Валаамский, преподобномученик

Преподобномученик Феофил Валаамский жил в XVI веке и был послушником Валаамской обители. 20 февраля 1578 года он в числе 18 достоблаженных старцев и 16 послушников был зверски убит за исповедание православной веры отрядом шведов-лютеран. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Феофил Амморейский (Фригийский), мученик

Святой мученик Феофил Амморейский (Фригийский), во время войны между греческим императором Феофилом и сарацинами был защитником города Амморея. В результате измены военачальника Вадитзиса город пал, а сорок два его защитника, в том числе и Феофил, были захвачены в плен и отправлены в Сирию. Там все они за отказ отречься от Христа и принять мусульманскую веру после жестоких истязаний были обезглавлены. Произошло это в IX веке.

Феофил Севастийский, мученик

Святой мученик Феофил Севастийский был римским воином-христианином. Около 320 года недалеко от армянского города Севастия, где находилось его войско, он за отказ отречься от Христа и принести жертву языческим идолам после жестоких истязаний был заживо сожжён.

Феофил, мученик

Святой мученик Феофил принял мученическую кончину за твёрдое и смелое исповедание веры во Христа.

Феофил

Жизнеописание святого Феофила, чей день памяти Русская Православная Церковь отмечает 9 мая, неизвестно.

Феофил Фиваидский, прп.

Преподобный Феофил Фиваидский был родом из города Оксиринх. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, он ещё в юношестве ушёл из родительского дома и подвизался в посте и молитве в Фиваидской пустыне в Египте. Скончался преподобный Феофил в IV веке.

Феофил, священномученик

Священномученик Феофил принял мученическую кончину за ревностное проповедование Евангелие.

Феофил Мироточивый, прп.

Преподобный Феофил Мироточивый прославился совершенством своей духовной жизни и строгими аскетическими подвигами во славу Господа Бога. Скончался он 8 июля 1548 года. После смерти его мощи стали источать благовонное миро.

Феофил Ликийский, мученик

Святой мученик в конце III- начале IV века, во времена гонений на христиан императора Диоклетиана, за отказ отречься от Христа и принести жертву языческим идолам был подвергнут жестоким истязаниям, а затем обезглавлен.

Феофил Хиосский, мученик

Святой мученик Феофил Хиосский в 1603 году (по другим данным в 1635 году) принял мученическую кончину за смелое и твёрдое исповедание веры Христовой.

Феофил Никомидийский, священномученик, диакон Декабрь 28

Священномученик Феофил Никомидийский был диаконом. Около 302 года в Никомидии он за ревностное проповедование Евангелие среди язычников был подвергнут жестоким истязаниям, а затем забит до смерти камнями. День памяти святого мученика Феофила отмечается также 16 сентября.

Феофил, исповедник, епископ, Ефесский

Из жизнеописания святого Феофила, чей день памяти Русская Православная Церковь отмечает 8 октября, известно лишь то, что он был епископом Ефесским и то, что за ревностное проповедование христианской веры он подвергался гонениям.

Феофил Тивериопольский, Константинопольский, исповедник

Святой исповедник Феофил Тивериопольский, Константинопольский, был родом из окрестностей Тивериады. В 13-летнем возрасте он, решив посвятить свою жизнь богу, тайно покинул родительский дом и ушёл в лавру на Селентийской горе, где через три года принял монашеский постриг. Когда родители преподобного Феофила узнали, где находится их сын, то пришли в обитель и просили игумена отпустить Феофила и нескольких братьев, чтобы они могли основать новый монастырь поближе к его родному дому. Во времена правления императора-иконоборца Льва Исавра он за открытое обличение иконоборческой ереси был подвергнут жестоким истязаниям. Сумев убедить императорского сановника Ипатия в ложности иконоборчества, Феофил был отпущен в основанный им монастырь, где вскоре, в 716 году, и скончался.

Феофил Омучский, прп. Декабрь 29

Преподобный Феофил Омучский вместе с преподобным Иаковом в 1396 году на реке Омуча в Псковской епархии, недалеко от города Порхов, основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Там он и скончался после многих трудов и подвигов 29 декабря около 1412 года. День памяти преподобного Феофила Омучского отмечается также 3 ноября.

Феофил Печерский, затворник Сентябрь 28 (Печер.(Б))

Преподобный Феофил Печерский подвизался в затворе в ХII-ХIII веках в Киево-Печерском монастыре. После смерти он был погребён в Ближних (Антониевых) пещерах, где до настоящего времени почивают его мощи.

Феофил Печерский, Новгородский, архиепископ Август 28 (Печер.(Д))

Святитель Феофил Печерский, Новгородский, был ризничим в Отенской пустыни. 15 декабря 1472 года он был возведен в сан архиепископа Новгородского. Время его святительства было очень трудным. Некоторые из новгородцев склонились перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев и призывал не изменять Православию. Своим заступничество он многих бояр освободил из темниц литовских. В 1480 году святитель Феофил был отправлен на заточение в Московский Чудов монастырь, где тяжело заболел. Отправившись в Киев, чтобы поклониться Печерским чудотворцам, он скончался в дороге, так и не доехав до места назначения.

Феофил Киевский, Христа ради юродивый ятейшего Патриарха Алексия II 8 декабря 2005 года.)

Блаженный Феофил (в миру Горенковский Фома Андреевич) Киевский родился в 1788 году в городе Махнов Киевской губернии. Согласно преданиям после своего рождения он не хотел есть материнское молоко, но не отказывался от постной пищи (разваренная репа и морковь). Это вызвало ужас у его суеверной матери, и она трижды пыталась утопить ребёнка, но он чудесным образом был спасён. В 7-летнем возрасте Фома осиротел и стал скитаться. Скитания по семьям родственников привели мальчика в Киево-Братский монастырь, где он начал обучение в академии. После смерти дяди, который помогал ему деньгами, Фома оставил обучение, стал пономарём сначала в Чигирине, потом в Обухове. Во время Отечественной войны 1812 года он вернулся в Братский монастырь и стал послушником. 11 декабря 1821 года Фома принял монашеский постриг с именем Феодорит, 30 сентября 1822 года был рукоположен во иеродиакона, 6 февраля 1827 года – во иеромонаха, а 9 декабря 1834 года принял великую схиму с именем Феофил. После этого он принимает на себя подвиг Христа ради юродства. За свою богоугодную жизнь он сподобился дара пророчества и чудотворения. 28 октября 1853 года блаженный Феофил скончался. 8 декабря 2005 года его имя было внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Феофил Палестинский, мученик, пресвитер

Святой мученик Феофил Палестинский был пресвитером. За твёрдое и смелое исповедание веры во Христа он принял мученическую кончину.

Феофил Мелитинский, мученик

Святой мученик Феофил Мелитинский в 290 году, во время гонений на христиан императора Диоклетиана, в Мелитине после жестоких истязаний был обезглавлен за отказ отречься от Христа и поклониться языческим идолам.

Феофил, мученик

Святой мученик Феофил принял мученическую смерть за открытое и твёрдое исповедание христианской веры.

Феофил Оксиринфский (Египетский), прп.

Преподобный Феофил Оксиринфский (Египетский) подвизался почти 60 лет в Фиваидской пустыне в Египте. Прославился он святостью своей жизни и иноческими подвигами во славу Иисуса Христа. Скончался преподобный Феофил мирно в IV веке.

Феофил Печерский, Слезоточивый Сентябрь 28 (Печер.(Б))

Преподобный Феофил Печерский, Слезоточивый, подвизался в конце XI- начале XII века в Киево-Печерском монастыре. Прославился он совершенством своей духовной жизни и строгими аскетическими подвигами во славу Господа Бога. После смерти преподобный Феофил был погребён в Ближних (Антониевых) пещерах, где до настоящего времени почивают его мощи.

Платоно-Аристотельский пролог к святоотеческому Богословию

2.Иерусалим против Афин: Татиан, Феофил, Тертуллиан

Полярная противоположность в восприятии греческой философии обнаружилась в творчестве апологетов. Линии критического союза веры и внешней мудрости (Иустин Философ, Афинагор, Климент и Ориген) противостояла не менее влиятельная линия неприятия и борьбы (Татиан, Феофил Антиохийский, Тертуллиан и др).

Татиан Ассириец, ученик Иустина Философа, вопреки взглядам своего учителя, в своем творении «Adversus Graecos» предпринимает острое наступление на языческую философию и вообще культуру. «Ваши книги, — пишет он, обращаясь к эллинам, — подобны лабиринтам… Вы разорвали мудрость на части, лишив себя истинной мудрости. Бога вы не знаете и, споря друг с другом, опровергаете сами себя. Поэтому все вы ничтожны и хотя присваиваете себе дар слова, но рассуждаете, как слепой с глухим… Зачем вы присваиваете мудрость только себе, не имея ни другого солнца, ни других звезд над собой, ни лучшего происхождения, ни даже смерти, отличной от других людей?» [1].

Пафос Татиана – это пафос образованного провинциала против эллинского снобизма. Языческой мудрости он противопоставляет «мудрость варваров», которая, по его мнению, выше эллинской и в смысле простоты и универсальности, и в смысле морали. Эллинская философия, по Татиану, безнравственна, ибо учения философов почти всегда расходились с образом их поведения: Диоген – обжора, Аристипп — развратник, Платон был продан тираном Дионисием в рабство из-за своей жадности. Выражая мнения христианских низов, Татиан не приемлет платоно-аристотелевский духовный аристократизм. Лишь киники и стоики в заметно вульгарной интерпретации сколь-нибудь понятны ему, и Татиан при всем своем критицизме не избегает влияния этих школ. Впрочем, при этом он не забывает обвинить греков в том, что они похитили философию у евреев, не только не добавив к ней ничего своего, но и испортив ее до неузнаваемости…

Эти мысли продолжает свт. Феофил Антиохийский († 181г). По его мнению, греческая философия зачастую представляется плагиатом еврейских Писаний. Греки смешали истину с заблуждениями, «как смертоносный яд с медом» [1]. «…языческое красноречие оказывается напрасным трудом или – скорее – пагубою для тех, которые ни сами не познали истины, ни других не привели к истине. То, что они говорили, служит обличением их; потому что они говорили не согласно друг с другом, а многие из них даже опровергали и разрушали свои собственные положения»[16].Отвергая обвинения язычников, что христиане – атеисты, свт. Феофил возвращает это обвинение самим язычникам. Он не щадит даже Сократа и Платона, представляя их безбожниками типа Эпикура. Мудрость языческих философов ложна, ибо не укоренена в истинной вере, той вере, с которой должно начинаться всякое знание и всякое дело. «Ужели ты не видишь, что во всех делах предшествует вера? Какой земледелец может получить жатву, если прежде не вверит земле семена? Кто может переплыть море, если прежде не доверится кораблю и кормчему? Какой больной может излечиться, если прежде не доверится врачу? Но если земледелец верит земле, плаватель – кораблю, больной – врачу; то почему ты не хочешь довериться Богу?» [16].

Не опровергая участия разума в деле веры, свт. Феофил видит мудрость не в человеческих учениях Пифагора, Платона, Аристотеля, а в вере в Откровение, в вере, основанной на Священном Писании.

Однако своеобразной вершиной отвержения есть и критики христианской мыслью языческого любомудрия является творчество Тертуллиана (160-220 г.г.). Известный юрист и ритор, по своему философскому учению приближающийся к киникам и стоикам, он, приняв христианство, бескомпромиссно выступил против эллинской культуры, против античного знания, если оно хоть сколь-нибудь противоречит вере. По Тертуллиану, верующим, которым открыта истина, нет никакой нужды обращаться к языческой мудрости, которая есть «произведение демонов» [16]. Даже философские системы, которые были в большом уважении у христиан, даже самые лучшие деяния античных мудрецов он порицает.

«Философия произвела все ереси. Отсюда истекли эоны и другие странные вымыслы. Отсюда Валентин почерпнул свою человеческую троицу, — потому что он был платоник. Отсюда явился мнимо-добрый и беспечный бог Маркиона, который был стоиком. Эпикурейцы учат, что душа должна быть смертна. Все философские школы отрицают воскресение тел. Учение, смешивающее материю с Богом, есть учение Зеноново. Кто говорит об огненном боге, тот последует Гераклиту. Философы и еретики рассуждают об одних и тех же предметах, путают себя одними и теми же вопросами» [16].

«Возможно ли сравнить философа с христианином, ученика Греции с учеником самого неба, человека, занимающегося одной славой, с человеком, пекущимся только о своем спасении, человека, мудро говорящего с человеком, мудро поступающим… Как можно сравнивать поборника заблуждения с противником оного, исказителя истины с мстителем, похитителя ее с всегдашним хранителем и обладателем? Что общего между двумя человеками, столь противоположными друг другу? – Что общего между Афинами и Иерусалимом, между академией и церковью, между еретиками и христианами? Мы не увлекаемся любопытством после Иисуса Христа, и не нуждаемся в изысканиях после Евангелия. Веруя им, мы не хотим ничему другому верить; думаем даже, что более верить нечему» [16].

Тертуллиан – полный антипод учителям Александрийского училища в их взглядах на толкование, писания. Он отвергает аллегорический метод библейской экзегетики. Писание, по Тертуллиану, можно и нужно понимать лишь буквально. Никаких гнилых компромиссов с язычниками! Разочарованный в античном интеллектуализме, Тертуллиан считает, что если что-то превышает способность нашего понимания, то это не означает, что оно само по себе абсурдно. «В отношении правила веры не знать ничего – это значит знать все»[1]. Более того, любое утверждение Откровения, кажущееся нам абсурдным, скрывает в себе глубочайшую тайну, заслуживающую тем большую веру, чем менее она тривиальна. Известны слова Тертуллиана «Credo, quia absurdum est.» — «Сын Божий распят – мы не стыдимся, хотя это постыдно. И умер Сын Божий;єто впоєне достовірно, ибо ни с чем не сообразно.И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно!»[1] Откровение несоизмеримо с человеческими представлениями, и , чем более что-либо кажется в нем человеку непостижимым и невозможным, тем более оснований верить в его божественное происхождение и трансцендентную истинность.

Впрочем, при такой критике высшей мудрости Тертуллиан сам философствовал, и своей философией, вплетающейся в богословские рассуждения, он оказал Церкви немаловажную услугу. [16] Интересно, что яростно отвергая Платона и Аристотеля, Тертуллиан называет Сенеку «нашим Сенекой», признавая, что многие стоические правила сообразны с христианскими.

Феофил юрист

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 552 941
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 489 710

— Вы должны сходить к управляющему и ударить кулаком по столу, что так делать нельзя!

— Это раньше нельзя, а теперь можно! Хоть всю родню вокруг себя пущай сажает…

— Вот именно: пущай, — выделила «щ». — Ни рожна-то вы ни в мужском деле, ни в юридическом не смыслите!

Стукнула костяшками пальцев по принтеру.

— Осторожно! Техника дорого стоит! — успел лишь сказать Тарас скрывшейся в проходе кадровичке.

Монотонный гудеж в зале пронзил крик:

— Что там. — к кассе кинулся милиционер с автоматом.

— Ой, девочки мои! Не могу… Мышь, такая лохматая, с длинным хвостом… туда вон под мешки нырнула…

— Ай! Ай! — полетело следом.

— Во дела, мыши по мешкам шарят. Доллары, видать, всех интересуют! Съедобные… — тихо засмеялся юрист.

Почувствовав отделение слюны во рту, потянулся к портфелю, в котором таился собранный женой пакетик с бутербродами. Раскрыл пакетик, в котором коричневели хлебные корочки. Жуя бутерброды, смотрел на раскидистые кроны за окном и с опаской поглядывал на дверцу кабинета кадровички.

— Нашел себе буфет! — поводя носом, выскочила из кабинета Глафира. — Это же банк, а не кафетерий!

Тарас поперхнулся. Спрятал недоеденный бутерброд в портфель. А съел уже перед самым уходом домой, наклонив голову под стол и присматриваясь к углам, не появятся ли и у него мелкие грызуны.

Работа у Тараса Леонтьевича была не тяжелая. Это не на заводе слесарить до тех пор, пока не подкосятся ноги; не на стройке надрываться, таская кирпичи; не крутить баранку грузовика до мозолей на руках… А сиди в тепле, покачивайся в кресле и с умным видом щелкай юридические кроссворды.

Хотя Тарас Леонтьевич и не очень любил свою профессию, но ее блага использовал сполна. Когда-то несколько лет просидел на инструкторском стуле в райкоме — райском уголке; потом на сиденье юрисконсульта в сельхозкомбинате — помидорно-огуречном раю; и теперь вот на очередной благодатной подставке.

— Тарас Леонтьевич! — милиционер направил черную дырочку автомата на юриста.

Рядом с милиционером стоят тщедушный мужичок с перетянутой резинкой косичкой на затылке.

— Хотят открыть в нашем банке счет.

— А… Милости просим… Проходите. — Юрист расстегнул на своей руке хлястик наручных часов и развернул к посетителю стул.

«Баптист, что ли. Или кришнаит. Теперь развелось их…» — обратил внимание на блеск жирных волос гостя.

Тщедушный снял с косички резинку, расправил и распушил лоснящиеся волосы:

— Я отец Феофил, священник храма Кирилла и Мефодия. Сейчас, сами знаете, какой бум с пожертвованиями. И вот моему храму понадобился счет для перечислений.

Среди знакомых Тараса Леонтьевича батюшек не было. Он сам в свою райкомовскую бытность ловил крестивших в церквях детей комсомольцев и потом песочил их на чем свет стоит. А теперь наступили иные времена, и все потянулись к ранее гонимому. Словно чувствуя и свою вину, Тарас заявил:

— Вот крест, счет откроем. Только у шефа добро надо получить.

Снял с аппарата малиновую трубку:

— Борис Антонович! К вам можно с батюшкой зайти?

— Да вы не поняли, священником.

Юрист застегнул на руке хлястик наручных часов, и они вместе со священником прошли в зал, в котором к окошечкам касс обменника тянулись очереди. Юрист подумал, что батюшку покоробит непомерная торговля валютой, но тот как ни в чем не бывало прошагал мимо.

У задымленного кильдима с милицейской охраной Глафира Львовна отчитывала сержанта:

— Когда я вас приучу курить на улице? Устроили здесь дымовуху! Дышать совсем нечем…

Юрист осторожно протиснулся между Глафирой и стойкой, нажал кнопку защелки на двери, ведущей на второй этаж.

— А этот волосатый куда? — из-за Глафириного плеча крикнул милиционер.

— Тс-с! — развернулся Тарас.’— Это священник!

— А по мне хоть Папа Римский! — сказал и грозно поднял автомат.

— Меня-то не застрели с ними заодно! — замахала руками кадровичка.

Тарас Леонтьевич снова связался с управляющим.

Наконец священника пропустили. По стенам вдоль лестницы и коридора висели искусственные цветы, на площадках блестела мягкая румынская мебель.

— Вы куда? — из-за стола в приемной выскочила секретарша с круглыми глазами и согнутым клювом еврейским носом и преградила дорогу.

— Мы к Борису Антоновичу…

— Управляющий разговаривает по телефону…

Ожидая, когда освободится Манин, юрист и отец Феофил переминались с ноги на ногу и слушали, как поскрипывает факс, как летают возгласы в соседних комнатах, как шелестят по коридорам шаги банковских служащих.

Вот дверь открыл сам управляющий:

— Чего же вы не заходите.

Войдя в чем-то освеженный кабинет с тремя телефонами на геобразном столе, шкафом с рюмками и кофейными сервизами, вазой на полу, отец Феофил чихнул.

— Как вам, неплохая работа? — закрутился у вазы Манин. — Думаете, излишество? А мы без этого не можем… Да и у вас у самих в церквях золота, куда ни глянь…

Когда Феофил рассказал, что ему под храм отдали заброшенный детский садик, где надо менять отопление, застилать крышу, возводить купол и ставить крест, управляющий взмахнул кистью:

— Откроем счет… И сами будем жертвовать!

Батюшка широко развел руки и трижды расцеловался с Маниным.

«Вот прохиндей! — подумал Тарас. — Сколько крови попам в свое время попил, а теперь лобызается».

— Ладушки! — Юрист проводил священника в коридор и столкнулся с Глафирой Львовной.

— Вечно вы перед собой не смотрите! — выпалила та и ястребом пронеслась в кабинет шефа.

Манин старался возникавшие перед ним проблемы решать миром. К этому его приучило партийное прошлое, когда основным в профессии аппаратчика считалось умение сглаживать углы. Так тише и спокойнее. Добивался он этого тем, что старался произвести нужное впечатление, а кому и понравиться. Понравиться начальнику, понравиться подчиненному, понравиться посетителю.

Сотрудники пользовались этой манинской чертой. Даже секретарша, зная, что Манин не окоротит ее резким словом, задрала нос. Кого захочет, того и пропустит к управляющему, а кого не пожелает — доведет до белого каления, но тот через ее приемную не пройдет.

С Тарасом Леонтьевичем секретарша обменялась любезностями сразу. Он с первого взгляда невзлюбил эту бывшую оперную певичку. Она ему платила взаимностью, при любой возможности, к случаю и без случая доставляя юристу неприятности.

Вот и теперь она, плотно закрыв за Глафирой дверь, подбоченилась перед Тарасом:

— Что же вы, проповедник закона, а жметесь к двери… Подслушивать неприлично!

В кабинете разгоралось:

— В общем, так, Борис! Если ты и на этот раз откажешь, я тебя ославлю на весь город! Все наши бывшие коллеги узнают, какой ты стал… — с надрывом говорила Глафира.

— О чем ты? — никак не мог понять Манин.

— Бери на работу мою дочь, и баста!

— А, в кассу… Так бы сразу и сказала, а то я думал, в бухгалтерию…

— Баран думал, да в котел попал… Вот заявление… Подписывай! Ну, рожай же. Вот так… И учти, я тебе твоего свинского отношения к коллеге по партии никогда не прощу.

От резкого удара в спину секретарша отлетела от двери.

— Чего ухи расставила? — Глафира сверкнула глазами.

— Что вы! Я вон Тараса Леонтьевича сдерживаю! — стала оправдываться секретарь.

— И верно! Не фига ему там делать… От него толку, что от козла молока…

Глафира Львовна простучала каблуками по приемной, заглянула в открытый кабинет главного бухгалтера:

— И ты у меня, звезда балета, дождешься!

Тарас потянул ручку двери:

— Борис Антонович… Надо письмо должнику подписать…

Утро сочно облило улочки города. Из-за рассыпчатых крон деревьев появлялись модно одетые банковские служащие и спешили к ступенькам, на которых под высоким прозрачным навесом стояла Глафира Львовна.

Смотрите еще:

  • Андрей князев Адвокат Князев Андрей Геннадиевич Адвокат Князев Андрей Геннадиевич, выпускник юридического факультета Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова. Юридический стаж с 1993 […]
  • Обязанности врача-эксперта страховой компании Врач - координатор / врач - эксперт / врач в страховую компанию Стартовый оклад: 2500 грн. Тип работы: Полный рабочий день C 12.2010 по 07.2011 (7 мес.) В компании: ЧАО УАСК "АСКА", Донецк […]
  • Муп приватизация жилья МУП "ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЬЯ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЬЯ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ […]
  • Гражданский кодекс рф последняя редакция содержание Статья 210. "Гражданский кодекс РФ (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) Статья 210 ГК РФ ч.1 . Бремя содержания […]
  • Воинская часть в алейске алтайский край ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 41659 ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 41659 - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ СИБИРСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 41659 - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО […]
  • Пример письма отказ от договора Письмо отказ от предложения (образцы) Письмо №1 Уважаемый Альберт Семенович, Мы внимательно изучили концепцию предложенного Вами рекламного ролика. Ваша идея отличается профессионализмом и […]
  • Представительство в суде в люберцах Услуги адвоката в Люберцах Наш сайт поможет быстро найти надежного специалиста для решения любых юридических вопросов и получения профессиональной консультации. Разместите заявку и […]
  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
admin

Обсуждение закрыто.