Внесение изменений в егрп по решению суда

Внесение изменений в егрп по решению суда

Письмо ФГБУ ФКП Росреестра от 09.03.2016 N 10-0798-КЛ «Для учета в работе» (вместе с «Письмом» Росреестра от 03.11.2015 N 14-10250/15 «О рассмотрении обращения»)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»

от 9 марта 2016 г. N 10-0798-КЛ

ДЛЯ УЧЕТА В РАБОТЕ

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) направляет для учета в работе копию письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.11.2015 N 14-10250/15 по вопросу исполнения решения суда органом кадастрового учета.

Поручается довести позицию, изложенную в письме, до сведения сотрудников филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с приказом Учреждения от 21.03.2014 N П/057 «Об ознакомлении сотрудников филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» с письмами методического характера».

Органам, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, направляется для сведения.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 3 ноября 2015 г. N 14-10250/15

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в пределах компетенции Росреестра обращение, поступившее из Минэкономразвития России, сообщает.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр:

уполномочен осуществлять в том числе государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет объектов недвижимости, ведение государственного кадастра недвижимости;

вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения только по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

При этом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Росреестр не вправе принимать решения о законности (незаконности) решений в сфере государственного кадастрового учета, отменять (приостанавливать) их, а также давать указания филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра» о принятии какого-либо решения по конкретному делу.

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 9 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что копия решения арбитражного суда должна быть направлена в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) в пятидневный срок со дня его принятия.

лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, копии решения суда высылаются не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме;

в случаях, предусмотренных федеральным законом, копии решения суда после вступления его в законную силу направляются иным лицам.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом о кадастре порядке документов, если иное не установлено Законом о кадастре.

В силу частей 1, 2 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 — 21.1, 25 — 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости (часть 1), если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно части 4 статьи 25 Закона о кадастре, если иное не установлено Законом о кадастре, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Таким образом, вступившие в законную силу решения суда, обязывающие орган кадастрового учета осуществить какие-либо действия, подлежат исполнению после их поступления в орган кадастрового учета (надлежащим образом оформленная копия такого решения суда может быть как представлена в орган кадастрового учета заинтересованным лицом, так и направлена судом, вынесшим такое решение, в установленном действующим законодательством порядке).

При поступлении из суда в установленном порядке в орган кадастрового учета вступившего в законную силу решения суда, обязывающего орган кадастрового учета совершить действия, которые не требуют представления документов, без которых согласно законодательству их невозможно осуществить (например, по снятию с кадастрового учета объекта недвижимости), полагаем, что орган кадастрового учета должен осуществить соответствующие действия без соответствующего заявления и истребования каких-либо дополнительных документов.

Вместе с тем, как представляется, исполнение решения суда (то есть внесение соответствующих сведений/изменений в государственный кадастр недвижимости) органом кадастрового учета не должно приводить к нарушению требований действующего законодательства, в частности, Закона о кадастре, а также прав и законных интересов других лиц (правообладателей смежных земельных участков и т.д.) (например, если внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка приведет к пересечению его границ с границами смежных земельных участков).

Положениями Закона о кадастре не предусмотрена обязанность органа кадастрового учета самостоятельно запрашивать в суде вступившие в силу судебные акты (часть 7 статьи 15, части 5 и 6 статьи 16, пункты 3, 8, 9, 10, 13 части 1 статьи 22 Закона о кадастре). При этом, на наш взгляд, направление органом кадастрового учета запроса в суд о предоставлении копии решения суда, обязывающего соответствующий орган кадастрового учета совершить определенные действия в случаях, когда он являлся лицом, участвующим в деле, не противоречит действующему законодательству.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2013 г. по делу N 33-6007/2013 (ключевые темы: объекты недвижимости — кадастровый паспорт — правоустанавливающие документы — государственная регистрация — жилое строение)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2013 г. по делу N 33-6007/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Васильевой Г.Ф.,

судей Гаиткуловой Ф.С.,

при секретаре Латыповой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Земляновой Л.В. -Давлетшина А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении заявления Земляновой Л.В. о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Республике Башкортостан в государственной регистрации внесения изменений, права собственности, обязании зарегистрировать право собственности, отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

Землянова Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права собственности.

В обоснование заявления указала, что дата Ленинским районным судом города Уфы Республики Башкортостан установлен юридический факт — техническая ошибка в данных ЕГРП в части указания площади хозяйственного строения равной . кв.м., площади жилого строения без права регистрации в нем равной . кв.м. Кроме того, установлен факт принятия ей наследства после смерти Ш.; признано право собственности на хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования) и жилое строение без права регистрации проживания, расположенные по адресу: адрес, в порядке наследования.

дата в Управление Росреестра по РБ были поданы документы на внесение изменений в ЕГРП в части изменения площади выше указанных объектов недвижимости и на регистрацию права собственности на них за заявителем.

дата заявителем были получены сообщения об отказе государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП, права собственности на объекты недвижимости на основании абзаца 10 статьи 20 Федерального закона от 21 июля1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — не предоставления документов (кадастрового паспорта на объекты недвижимости), необходимых для государственной регистрации внесения изменений, регистрации права.

Считает отказ незаконным, поскольку предоставление кадастрового паспорта для внесения изменений в ЕГРП не требуется, в связи с тем, что основанием для указанного регистрационного действия является решение Ленинского районного суда г. Уфы об установлении факта технической ошибки в записях ЕГРП. Кроме того, в регистрации права может быть отказано только по причине несоответствия заявленных прав с ранее зарегистрированными.

Просила признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в части площади объектов недвижимости, права собственности на хозяйственное строение общей площадью . кв. м, на жилое строение без права регистрации проживания общей площадью . кв.м., расположенные по адресу: адрес, незаконным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан осуществить государственную регистрацию права собственности на указанные объекты недвижимости и выдать свидетельства о государственной регистрации права в установленный законом срок.

Судом постановлено приведенное решение.

В апелляционной жалобе представителем Земляновой Л.В. -Давлетшиным А.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушениями норм процессуального и материального права, указав на то, что решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от дата установлен факт технической ошибки в записях ЕГРП в части описания площади объектов недвижимости, в связи с чем предоставление кадастрового паспорта для внесения изменений в ЕГРП не требуется. При проведении государственной регистрации права собственности кадастровой паспорт также не предоставляется, так как описание объектов недвижимости предоставлялось наследодателем при регистрации права.

Заслушав объяснения представителя заявителя Рыбакова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по РБ Шакировой Э.Р., возражавшей против ее удовлетворения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно п.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1 , часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55 , 59 — 61 , 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Однако, указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.

Статья 46 (часть 1,2) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствие с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные, единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых . нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод .

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — Единый государственный реестр прав).

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Статья 20 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

Основанием для отказа в государственной регистрации является, в том числе, то, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на него.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соответствующего решения суда, вступившего в законную силу, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов. В течение трех рабочих дней с момента поступления такого решения суда государственный регистратор обязан уведомить в письменной форме заявителя о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав по почтовому адресу, указанному в заявлении. При наличии в ранее представленном или направленном заявлении либо в требовании судебного пристава-исполнителя адреса электронной почты заявителя уведомление также направляется ему по этому адресу электронной почты.

Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от дата удовлетворен иск Земляновой Л.В. к Администрации ГО г. Уфа РБ об установлении факта технической ошибки внесения записей в ЕГРП, факта принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество.

Судом установлен факт технической ошибки внесения записи в ЕГРП N N . от дата в части общей площади хозяйственного строения или сооружения, расположенного по адресу: адрес, равной . кв.м., а также записи в ЕГРП N N . от дата. в части общей площади жилого строения без права регистрации проживания, по выше указанному адресу, равной . кв.м. Признано за Земляновой Л.В. право собственности в порядке наследования на данные объекты недвижимости.

дата представитель заявителя Гайсина Е.С. обратилась в Управление Росреестра по РБ с заявлением о внесении изменений в ЕГРП на указанные объекты недвижимости, в связи с внесением изменений в их технические характеристики на основании решения Ленинского районного суда г. Уфы РБ от дата

Кроме того, ей подано заявление о проведении государственной регистрации права собственности на данные объекты.

В получении документов на государственную регистрацию представителю заявителя выданы расписки, содержащие перечень документов, предоставленных для совершения регистрационных действий.

дата сообщением Управлением Росреестра по РБ заявителю отказано в государственной регистрации внесения изменений, права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: адрес, по причине не предоставления документов (кадастрового паспорта), необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на него. Требования по предоставлению указанного документа содержатся в п.10 , 12 ст. 33 ФЗ от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».

Отказывая в удовлетворении заявления Земляновой Л.В., суд первой инстанции исходил из того, что в связи с отсутствием в делах правоустанавливающих документов на указанные объекты недвижимости кадастрового паспорта и не предоставлением его заявителем, в силу прямого указания Закона о регистрации на необходимость его предоставления до дата., отказ государственного регистратора во внесении изменений в записи ЕГРП и регистрации права собственности является законным, не нарушающим права заявителя.

Судебная коллегия находит данные вывод суда незаконным и необоснованным.

В соответствии с п.10 ст. 33 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона основанием государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже предоставлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Согласно п. 4 ст. 18 Закона о регистрации, форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 настоящего Федерального закона декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен.

Как следует из материалов дела, государственная регистрация права собственности Ш. (наследодателем заявителя) на указанные выше объекты недвижимости проведена на основании Деклараций об объектах недвижимого имущества от дата., копии которых имеются в делах правоустанавливающих документов.

Следовательно, представление кадастрового паспорта заявленных объектов недвижимого имущества не требовалось, поскольку Декларация об объектах недвижимого имущества, предусмотренная указанным Федеральным законом, содержащая описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже предоставлялась и была помещена в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в проведении государственной регистрации права собственности на заявленные Земляновой Л.В. объекты недвижимости по причине не предоставления кадастрового паспорта не имелось. В связи с чем действия государственного органа по регистрации прав, выразившиеся в отказе совершения данных регистрационных действий не соответствуют закону и нарушают права заявителя.

Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что техническую ошибку возможно исправить только тогда, когда она допущена по вине регистрирующего органа. Поскольку вины Управления Росреестра по РБ при внесении сведений в ЕГРП не установлено, то отсутствуют основания для внесения изменений в записи ЕГРП в части описания площади объектов недвижимости.

В соответствии с п.1,2 ст. 21 Закона о регистрации технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются в трехдневный срок по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в такой же срок в обязательном порядке в письменной форме получают информацию об исправлении технической ошибки. Исправление технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.

С заявлением об исправлении такой технической ошибки в суд, арбитражный суд также вправе обратиться соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Из смысла положений п.67 постановления Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (ред. от 22.11.2006) «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что к сведениям, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него, относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.

Исходя из того, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от дата установлен юридический факт технической ошибки в записях ЕГРП в части описания площади объектов недвижимости, то в силу положений ст. 13 ГПК РФ, п.1 ст. 17, п.10 ст.33 Закона о регистрации, регистрирующий орган обязан был внести изменения в ЕГРП в части описания площади объектов недвижимости.

Следовательно, отказ во внесении изменений в записи ЕГРП также является незаконным, нарушающим права заявителя.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и вынесения по делу нового решения об удовлетворении заявления Земляновой Л.В. о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права собственности.

Поскольку необоснованным отказом в совершении регистрационных действий нарушены законные права и интересы заявителя, то они подлежат восстановлению путем осуществления государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП, права собственности на заявленные объекты недвижимости без заявления о государственной регистрации внесения изменений, прав на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, данного судебного постановления, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов.

Руководствуясь ст.ст.328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 20 декабря 2012 года отменить.

Принять новое решение.

Признать отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан от дата в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП, права собственности на хозяйственное строение общей площадью . кв.м. и на жилое строение без права регистрации проживания общей площадью . кв.м., расположенных по адресу: адрес, необоснованными.

Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан осуществить государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП, права собственности на хозяйственное строение общей площадью . кв.м. и на жилое строение без права регистрации проживания общей площадью . кв.м., расположенных по адресу: адрес, в установленные законом сроки.

Председательствующий Г.Ф. Васильева

Судьи Ф.С. Гаиткулова

Справка: судья Хаматьянова Р.Ф.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Внесение изменений в егрп по решению суда

Порядок внесения изменений в записи ЕГРП. Исправление технической ошибки, допущенной при регистрации прав. Изменение в ЕГРП сведений о правообладателях. Порядок и способы направления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, уведомлений о внесении изменений в ЕГРП в связи с изменением содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе (правообладателях). (Вопрос 145)

(ст.21 и 21.1 ФЗ № 122-ФЗ; глава VII Правил ведения ЕГРП, Приказ Минэкономразвития России от 31.12.2013 N 802)

Запись об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него.

К таким сведениям относятся в том числе

— перемена ФИО физического лица,

— изменение наименования ЮЛ,

— изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка),

— изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства,

— изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п. (если запись подраздела I Единого государственного реестра прав в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил содержит сведения об объекте, требующие изменения).

После заполнения записи об изменениях в основной записи, к которой относятся изменения (со статусом «актуальная»), производятся соответствующие изменения. Основная запись, содержащая актуальные сведения, заверяется простой электронной подписью государственного регистратора, принявшего решение о внесении изменений в запись с указанием даты и времени совершения записи об изменении. При этом сведения о дате и времени совершения основной записи сохраняются. Одновременно с внесением изменений в основную запись записи об изменениях присваивается статус «погашенная».

В записи об изменениях при описании содержания изменений вносятся сведения о произведенных изменениях. В отношении документов-оснований указываются реквизиты документов, послуживших основанием для внесения изменений.

Если изменения вносятся в сведения соответствующей записи, которые в соответствии с Законом (ст.21.1 ФЗ № 122-ФЗ) осуществляются на основании данных государственного кадастра недвижимости, иного базового информационного ресурса (без заявления правообладателя), в отношении документов-оснований указываются:

наименование базового государственного информационного ресурса;

наименование и реквизиты документа, поступившего из органа, осуществляющего ведение указанного информационного ресурса (например, выписки из данного информационного ресурса).

При этом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение 5 рабочих дней со дня внесения указанных изменений обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

При изменении сведений об объекте недвижимости, связанном с изменением вида объекта недвижимости (например, при переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое), также формируется новая запись подраздела I, относящаяся к соответствующему виду объекта недвижимого имущества. При этом предыдущей записи присваивается статус «погашенная».

На лицевой стороне записи раздела ЕГРП сформированного до вступления в силу Правил на бумажном носителе, в которую вносятся изменения, проставляется штамп о внесении изменений в регистрационную запись. На штампе указываются дата внесения изменений, фамилия и инициалы регистратора, заверенные его подписью.

Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав

Тех.ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ЕГРП сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРП, исправляется по решению государственного регистратора в 3-х дневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях.

Заявление об исправлении технической ошибки в записях может быть подано заинтересованным лицом в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Форма заявления об исправлении технической ошибки в записях и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, информирует соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в тот же срок об исправлении технической ошибки в записях в порядке , установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП направляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, участникам отношений, возникающих при государственной регистрации прав:

в форме бумажного документа посредством почтового отправления по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации права или в заявлении об исправлении технической ошибки, и (или) адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРП (при отсутствии указания в таких заявлениях адреса электронной почты). При наличии в заявлении о государственной регистрации права или в заявлении об исправлении технической ошибки адреса электронной почты и почтового адреса заявителя уведомление об исправлении технической ошибки направляется посредством направления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт) по указанному в заявлении адресу электронной почты;

посредством направления электронного документа с использованием веб-сервисов в случае представления заявления о государственной регистрации прав или заявления об исправлении технической ошибки в форме электронного документа с использованием веб-сервисов;

посредством направления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте по указанному в заявлении адресу электронной почты, в случае представления заявления о государственной регистрации права или заявления об исправлении технической ошибки в форме электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта. Ссылка на уведомление об исправлении технической ошибки, размещенное на официальном сайте (далее — ссылка), должна быть доступна для первого перехода с целью просмотра и скачивания электронных документов в течение трех месяцев с даты отправки органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, ссылки на такой документ. Уведомление об исправлении технической ошибки должно быть доступно для просмотра и скачивания, в том числе в виде, пригодном для восприятия человеком, в течение суток с момента первого перехода по ссылке на такое уведомление, размещенное на официальном сайте.

Уведомление об исправлении тех.ошибки в записях ЕГРП в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

Уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП в форме бумажного документа оформляется на официальном бланке органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, подписывается государственным регистратором и заверяется оттиском печати органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Днем направления уведомления об исправлении технической ошибки в форме электронного документа считается дата отправки органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, электронного документа или ссылки на такой документ, указанная в реквизитах соответствующего электронного сообщения.

Исправление технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.

С заявлением об исправлении такой технической ошибки в суд, арбитражный суд также вправе обратиться соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

В случае, если в результате технической ошибки физическим или юридическим лицам был причинен вред, такой вред возмещается в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

Регистрация на основании решения суда

Регистрация права собственности проводится без проблем и затруднений, если все документы оформлены и поданы правильно. Но в некоторых случаях эта процедура превращается в длительный и утомительный процесс. Такой может быть регистрация на основании решения суда, которая является своеобразным камнем преткновения между разными ветвями государственной системы.

Несовершенная система взаимодействия органов государственной регистрации и представителей судебного дела провоцирует возникновение недоразумений и сложностей в этом вопросе. Хотя с точки зрения закона все просто и очевидно: решение суда является полноценным основанием для регистрации. Но в судебной практике, как и в практике работы госрегистраторов, нередки случаи неоднозначной трактовки документации и возникновения сложностей и преград в процессе регистрации права собственности.

Решение суда как полноценное основание для регистрации недвижимости

Чтобы определить, насколько сложной может быть регистрация на основании решения суда, обратимся к букве закона. Здесь важными являются два нормативных документа: Гражданский Кодекс РФ и Закон «О государственной регистрации». В первом из них, в п.1 статьи 8 сказано, что судебное решение может быть основанием для возникновения прав или обязанностей граждан России. А в статье 17 Закона «О государственной регистрации» четко прописано, что такое решение является полноценным основанием для проведения регистрации.

Почему же возникают проблемы в этой области, если законодательно все четко и однозначно? Дело в том, что по-разному трактуют порядок проведения такой регистрации судьи и сами регистраторы, а также порядок исполнения судебных решений. Из-за таких недоразумений могут возникать непредвиденные проблемы и сложности.

Процедура и порядок регистрации на основании решения суда

Регистрация на основании решения суда проводится после его окончательного вступления в силу. При этом в самом решении должно быть указано право на объект недвижимости, а также точно определен и описан этот объект. Копии актов суда заявитель предоставляет государственному регистратору как минимум в двух экземплярах. Они должны вступить в силу, что подтверждается соответствующим штампом с указанием даты, а также подписью судьи.

Право на объект недвижимости возникает только после регистрации его в государственных органах. Судебное решение само по себе не является автоматическим подтверждением такого права. Заявитель должен обратиться к государственному регистратору в определенном порядке, и представить все необходимые документы (заявление, кадастровый паспорт объекта недвижимости, справка об уплате пошлины и т.д.) вместе с копиями судебных актов.

Профессиональная юридическая помощь в этой области

Сложности взаимодействия судебной системы и государственного регистратора делают процесс получения права собственности длительным и запутанным. Чтобы избежать недоразумений и трудностей, лучше доверить это специалистам. Юристы компании «Московский Регистрационный Дом» имеют серьезную практику в данном направлении. Они легко и без проволочек проведут все этапы этого процесса.

Регистрация на основании решения суда покажется для вас простой и оперативной благодаря качественной и кропотливой работе специалистов. Мы постараемся ликвидировать все неточности и ошибки при подаче документов в органы регистрации, чтобы все недоразумения исключить, а процесс ее сделать быстрым и легким. Воспользовавшись услугами профессионалов, вы сэкономите немало времени, и достигнете желаемого результата без проблем и проволочек.

Смотрите еще:

admin

Обсуждение закрыто.