Социальные и экономические права человека и гражданина

Социальные и экономические права человека и гражданина

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина

К социально-экономическим правам и свободам человека и граж­данина в Российской Федерации относятся следующие.

• Право на свободное использование своих способностей и иму­щества для занятия предпринимательской и иной не запрещен­ной законом экономической деятельностью (ст.

• Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Кон­ституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливают­ся две важнейшие юридические гарантии права частной собствен­ности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъ­ятие имущества для государственных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения.

• Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответ­ствии с предусмотренными трудовым законодательством нор­мами.

• Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конститу­ции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с ма-

лолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разраба­тываются основы семейной политики в стране.

• Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных за­коном.

• Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет чело­веку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не озна­чает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стес­ненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.

• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для них профессиональной фармацевтической по­мощи.

• Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конститу­ции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к досто­верной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

• Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует граж­данам общедоступность и бесплатность получения дошкольного,

основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

• Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы госу­дарственной власти и местного самоуправления не вправе вмеши­ваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противо­стоит творческой деятельности, направленной на пропаганду на­силия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религи­озной или классовой нетерпимости.

Как это и принято во многих современных конституциях, социально­экономические права российских граждан могут быть подразделены на две категории.

С одной стороны, это «права-привилегии», то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социаль­но уязвимым). С другой стороны — декларативные права, которые фор­мально гарантируются, но реальный уровень их реализации зависит от социально-экономического развития общества и материальных ресур­сов самого государства[11].

Социально-экономические права и свободы

Главная > Реферат >Государство и право

1.Социально-экономические права и свободы граждан Российской Федерации. 4

1.1. Право на экономическую деятельность 5

1.2. Право частной собственности 8

1.3. Трудовые права и свободы 12

1.4. Защита материнства, детства и семьи 15

1.5. Право на социальное обеспечение 17

1.6. Право на жилье 19

1.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь 22

1.8. Право на благоприятную окружающую среду 25

1.9. Право на образование 28

1.10. Свобода творчества 30

1.11.Право на участие в культурной жизни 32

Список литературы 35

Экономические и социальные права — важная грань правового государства.

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведе­ния глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе — значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории.

Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся зако­нодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области соци­ально-экономических взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

Экономические и социальные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В своей со­вокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической и социальной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В вопро­сах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохра­няя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также — дать ему силы для ду­ховного развития и проявления своих способностей.

По своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами пря­мого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юри­дическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами — те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каж­дым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.

Конституция Российской Федерации 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод.

В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства.

Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль. Международно-правовая регламентация и защита социально-экономических прав начались в 1948 г., когда самые важные из них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст. 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в программных положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 22-27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда (МОТ). Другую группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах государств.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относится свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних Конституциях.

Особенность действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых свобод, но в иной трактовке их содержания.

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 1

1.1. ПРАВО НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Под предпринимательской деятельностью понимаются «самостоятельная, осуществляе­мая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от поль­зования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зареги­стрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определен­ные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринима­теля наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой прави­тельство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его раз­витие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орде­нов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определен­ные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других огра­ничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на за­конодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г. С этого вре­мени утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г., Закон о предприятиях и предпри­нимательской деятельности 1990 г. 2 (кроме ст.34 и 35, устанавливающих порядок государст­венной регистрации) и ряд других актов. Гражданское законодательство регулирует отноше­ния между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федераль­ным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юриди­ческих лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятствен­ного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их су­дебной защиты.

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конку­ренцию (ч. 2 ст. 34).

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна ) нечестными и незаконными методами. Кон­ституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих зло­­употреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический про­гресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую дея­тельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рын­ков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и то­гда, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.

Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. 3 . Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других дейст­вий.

Социально-экономические права и свободы

Социально-экономические права и свободы формируют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Социально-экономические свободы охватывает целый комплекс прав: социальных, экономических и культурных.

Социально-экономические права затрагивают такие важные сферы жизнедеятельности человека как собственность, предпринимательская и другая экономическая деятельность, труд, отдых, образование, здоровье и т.д. Социально-экономические свободы призваны обеспечить удовлетворение материальных, духовных и иных социально-значимых потребностей человека.

Социальная и экономическая роль государства трансформировала характер государственных гарантий свобод человека в этой сфере, сохранив при этом его ответственность за выстраивание системы подобных гарантий.

В статье 7 Конституции социальная роль государства закреплена в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

Государственные гарантии реализации социально-экономических прав человека и гражданина предполагают широкую систему форм влияния на их реализацию.

Целесообразно выделить следующие гарантии реализации социально-экономических прав:

законодательное закрепление подобных условий экономической деятельности для всех её субъектов, при которых они обладают всеми установленными в Конституции социально-экономическими правами и свободами;

– наличие государственных пенсий и пособий и иных гарантий социальной защиты, гарантированного минимального размера оплаты труда, бесплатного образования, государственной поддержки семьи, детей, материнства и отцовства, пенсионеров и пожилых граждан, инвалидов, развитие социальных служб;

– реализация контроля за соблюдением законодательства, которое обеспечивает социально-экономические права;

– формирование политических, правовых, материальных и организационных условий для поддержания личной инициативы человека в экономической области;

действенная защита социально-экономических прав и свобод в тех формах, которые установлены законом, в том числе и судебная защита.

Относительно к каждому виду социально-экономических прав роль государства как гаранта их соблюдения отличается специфическими формами выражения.

Социально-экономическими правами и свободами, закрепленными в статьях 34-44 Конституции, являются:

– свобода предпринимательской деятельности;

– право частной собственности, в том числе и на землю;

– свобода труда и право на труд в надлежащих условиях;

– право социального обеспечения;

– право на жилище;

– право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду;

– право на образование;

– свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

– право пользования учреждениями культуры.

Особенностью действующей Конституции является не только расширение системы социально-экономических прав и свобод, но и иная трактовка их содержания.

Таким образом, социально-экономические права и свободы являются важнейшей составляющей правового статуса человека и гражданина. Они фактически раскрывают его субъектный потенциал.

Социальные и экономические права человека и гражданина

Существуют две точки зрения относительно понимания сущности социальных и экономических прав человека и гражданина

Так, исследователи. М. В. Баглай и. Ю. М. Тодика отмечают, что многие социально-экономических прав имеют характер принципов, правовых стандартов и не обеспечиваются непосредственной защитой в судебном порядке. В подтверждение своей позиции авторы приводят положения. Международного пакта о гражданских и политических правах и. Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. Положение первого. Пакта подлежат применению без оговорок, тогда как. Положение второго. Пакта реализуются в зависимости от материальных возможностей государства и поступово1. Аргументами в поддержку этой мысли является тот факт, что в д еяких государствах, например в. США, эта группа прав не относится к категории основных, а потому не включается в конституции2. В. Швейцарии. Верховный. Суд, который является органом конституционного контроля в этом государстве не распространяет судебную защиту и право представления конституционной жалобы на социально-экономические права. Такой же позиции придерживается и. Конституционный. Суд. Австрии. Австрії3.

Учитывая вторую точку зрения такое понимание социально-экономических прав противоречит ст 22. Конституции Украины, согласно которой конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены, а а также в 8. Конституции Украины, согласно которой нормы. Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании. Конституции Украины гарантируетсяься.

Экономические права и свободы человека и гражданина — это самостоятельный вид прав и свобод в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, под которыми следует понимать возможности человека и и гражданина владеть, пользоваться и распоряжаться экономическими благами, а также приобретать и защищать их в порядке, пределах, формах и способ, предусмотренных. Конституцией и законами Украин.

Украина занимает 164-е место в рейтинге экономических свобод среди 179 стран мира. Это худший показатель среди европейских держав5

По объектной признаку выделяют такие экономические права и свободы человека и гражданина:

— право частной собственности (ст. 41. Конституции Украины);

— право на предпринимательскую деятельности1 (статьи 15,42. Конституции Украины);

право граждан на пользование объектами права публичной (общественной) собственности: собственности Украинского народа, государственной и коммунальной собственности (статьи 13,14. Конституции Украины) 2

В современной науке конституционного права в экономических прав человека предлагается относить значительно шире их перечень, чем тот, что закреплен в действующем. Основном. Законе. Так, перечень указанных прав имеет в включать: 1) право частной собственности, 2) право на пользование объектами публичной собственности, 3) право на свободу экономической деятельности (в том числе свобода выбора вида общественно полезной деят ости, свобода выбора профессии, свобода предпринимательства, право на защиту от недобросовестной конкуренции и т.п.) 4) право на труд (в том числе право на свободный выбор труда, запрет принудительного или. Невилл ьницькои труда, право на защиту от незаконного увольнения и безработицы, право на безопасные условия труда, право на своевременное получение заработной платы, право на равную и справедливую оплату труда и др.); 5) право на наследование (в том числе свобода принятия наследства, право на тайну завещания и т.д.) 6) право работников на участие в управлении своим предприятием (в том числе право на участие в прива ции, право на участие в распределении прибыли своего предприятия и т.д.)3.

К социальных прав и свобод человека и гражданина относятся: право каждого на жилье (ст. 47. Конституции Украины). В конституциях зарубежных государств это право обычно не формулируется как субъективное констит туцийних право, а потому не защищается судом4 определенной мере о таком понимании указанного конституционного права в Украине свидетельствует то, что в ст 47. Конституции Украины закреплено положение, согласно которого государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в арендунду;

право каждого на труд

(в 43. Конституции Украины). Реализация права на труд является достаточно проблемным вопросом. Проблема эта заключается в том, что в условиях рыночной экономики такое право не может иметь юридического механизма своей реа ции, если его понимать в том смысле, в котором оно закреплялось в социалистических конституциях: как право на получение гарантированной работы с оплатой труда по его количеством и качеством (ч 1 ст 118. Конс титуции. СССР 1936 г.). При закреплении этого права нужно найти оптимальное формулировки, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло социальные ожидания, однако с другой — не допустило представление в суд исков к государству с требованием предоставить рабочее место на основании конституционной нормы. Например, в. Конституции. Италии право на труд записано не в части I»Права и обязанности граждан», а во вводной части»О сновные принципы», содержащий нормы-принципы и нормы-целиорми-принципи та норми-цілі1.

Статьей 43. Конституции Украины также определено, что государство гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности. Однако реализация этого права также зависит от наличия спроса, и в оно также практически не может быть защищенным в судебном порядку.

Вместе предусмотрены, в 43. Конституции Украины права на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законом, на защиту от незаконного увольнения, на своевременное е получение вознаграждения за труд защищаются юридично.

В недемократических государствах конституции формулируют не право, а обязанность работать, что на практике проявляется в принуждении к труду. Закрепление в конституциях демократических государств обязанности работать ю ае больше моральное, чем юридическое значение;

право каждого, кто работает, на забастовку

(в 44. Конституции Украины). В демократических государствах это право обычно не выносят на конституционном уровне, хотя оно признается и детально регулируется действующим законодательством. В постсоциалистических конс ституции право на забастовку встречается довольно часто. Это является реакцией на прошлое, поскольку социалистические конституции такое право редко признают, исходя из того, что работники — владельцы всей экономики поэтому бастовать им нет смыслансу;

право каждого, кто работает, на отдых

(ст 45. Конституции Украины);

право граждан на социальную защиту

(в 46. Конституции Украины). Обычно в такой формулировке такое право в конституциях не сохраняется, чем снимается вопрос о его судебную защиту как конституционного права, однако те права в этой сфере и, предусмотренных в действующем законодательстве, защищаются в судебном порядкеу;

право каждого на достаточный жизненный уровень

(в 48. Конституции Украины). Это право следует рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, государство создает условия, при которых каждый здоровый, дееспособный человек имеет реальные возможности обеспечить такой уровень своей жизни, который соответствует ее представлениям, а с другой — государство обязано использовать все свои материальные, политические, организационные и другие ресурсы для обеспечения достаточного жизненного уровня социально незащищенных слоев населенияя;

право каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование

в 49. Конституции Украины). Важно, что. Конституционный. Суд Украины в своем. Решении от 29052002 г № 10-рп/20023 относительно содержания ч. С в 49. Конституции Украины определил, что положения ч. С в 49. Конституц ции Украины»в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно»надо понимать так, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь над аеться всем гражданам независимо от ее объема и без предварительного, текущего или последующего их расчета за предоставление такой помощиання такої допомоги.

Хотя, учитывая действительное положение дел в этой сфере, при толковании приведенного положения более приемлемой, на наш взгляд, является позиция, высказанная. Министерством экономики Украины, согласно которой термин»безоп платность»вообще не может иметь достаточного обоснования в условиях рыночной модели экономики, поскольку расходы на»бесплатную медицинскую помощь»всегда оплачиваются (раньше или позже) самим пациентом ш поляком отчислений от заработной платы (доходов) в бюджеты. Поэтому»положение ч. С в 49. Конституции Украины о бесплатном является одним из рецидивов плановой экономики и совершенно не учитывает рыночных принцы пол»По мнению. Министерства,»бесплатную медицинскую помощь»целесообразнее рассматривать как благотворительную, что оплачивается интимы членами общества (п 2 мотивировочной части указанного. Решения)а (п. 2 мотивувальної частини зазначеного. Рішення);

право каждого на безопасную для жизни и здоровья человека окружающей среды

(в, 50. Конституции Украины). Кроме актов. Международной хартии прав человека, документами, регулирующими реализацию социальных прав, являются:. Европейская социальная хартия (1961 г.) и. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (1996) (обе ратифицированы Украиной), конвенционные стандарты. Международной организации труда (их принято более 170) тощощо.

К культурным правам и свобод человека и гражданина относятся: право каждого на образование (ст. 53. Конституции Украины). В Украине принят ряд законов, направленных на детализацию конституционного права на осв. Завета, среди них:. Закон Украины»Об образовании»от 23051991 г с изменениями,. Закон Украины»О высшем образовании»от 17012002 г с изменениями,. Закон Украины»О профессионально-техническом образовании»от 10021998 г с изменение мы,. Закон Украины»Об общем среднем образовании»от 13051999 г с изменениями,. Закон Украины»О дошкольном образовании»от 11072001 г с изменениями,. Закон Украины»О внешкольном образовании»от 22062000 г с изменений ами,. Закон. України «Про позашкільну освіту» від 22.06.2000 р. із змінами.

Следует обратить внимание на то, что суть указанного права в сфере высшего образования заключается во взятии на себя государством обязательства обеспечить определенный уровень обязательного образования, а не автоматическое предоставление каждой человеку возможности получить образование1. Согласно решению. Конституционного. Суда Украины от 04032004 г № 5-рп/20042 бесплатность высшего образования означает, что гражданин имеет право получить ее в соответствии с состояние стандартов высшего образования без внесения платы в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе (ч 4 ст 53. Конституции Украины) в пределах объема подготовки специалистов для общегражданских потр еб (государственного заказа)ення);

свобода литературного, художественного, научного и технического творчества граждан, право на защиту интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с с различными видами интеллектуальной деятельно

(в 54. Конституции Украины). Это свободы второго поколения, которые появились в. Конституции Украины как противовес стремлением тоталитарных режимов (фашистского, коммунистического и т.п.) подчинить себе духов ный мир людией.

Реалии сегодняшнего свидетельствуют, что существуют острые проблемы по соблюдению международных стандартов в сфере экономических, социальных и культурных прав частности,. Комитет. ООН по экономическим, социальным и ку ультурних прав отметил, что переход государства к рыночной экономике негативно повлиял на реализацию прав, предусмотренных в. Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, привел к высоко го уровня бедности большинства населения. Так, по критерию бедности, установленным. Всемирным банком, равный дневному потреблению на 3 доллара. США, к категории бедных в Украине надо отнести почти 7 0% ее населения. Проблема бедности в Украине, где существуют развитые промышленность и сельское хозяйство, где высокий уровень образованности населения, обусловлена ??прежде всего грубым нарушением прав большего сти членов украинского общества на доступ к ресурсам, к национальному богатствува1.

В некоторых государствах к культурным правам также относят академическую свободу, то есть свободу преподавания, которую можно рассматривать как проявление и продолжение права на распространение информации, свободы мысли и слова. Своб бода преподавания должна иметь свои пределы с целью запрета распространения идей, пропагандирующих насилие, пренебрежение или ненависть к другим людям или народов тощо.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

46. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют

социально-экономические права. Они касаются таких важных сфер жизни человека,

как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают

в себя широкую систему форм и методов их охраны.

1. Законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех

ее субъектов, которые долж-

\ ны обеспечивать обладание человеком всеми конститу-

ционно признанными социально-экономическими правами и свободами.

2. Государство устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

3. Государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства по обеспечению социально-экономических прав.

4. К функциям государства относится создание всех необходимых правовых, политических, материальных предпосылок, обеспечивающих поддержку личной инициативы человека в экономической сфере.

5. Государственными гарантиями реализуется возможность эффективной защиты экономических прав человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, право на образование, свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44). Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Важнейшее место в системе экономических прав занимает право частной собственности.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание право человека в сфере труда. Роль государства в новой Конституции сводится к следующим конституционно закрепленным факторам: государство запрещает принудительный труд; закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; утверждает право на защиту от безработицы; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Социальное развитие общества в значительной степени характеризуется статусом семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

К числу социально-экономических прав относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, 1304

развитию которой содействует государство. Однако имеющееся в настоящее время

отставание развития и финансирования всей социальной сферы резко отразилось и на

реализации права граждан на охрану здоровья.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о

ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу

Социальные и экономические права человека и гражданина

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основные права гражданина Россиийской Федерации ›
  • Социальные, экономические и культурные права и свободы

Социальные, экономические и культурные права и свободы

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

 на защиту авторских прав (ст. 44 Конституции РФ).

Смотрите еще:

  • Статья 35 апк рф Статья 35 АПК РФ. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту […]
  • Создание профсоюзной организации в учреждении Создание профсоюзной организации в учреждении Возможность создания профсоюза на предприятии предусмотрена законодательными актами. Профсоюзы позволяют оптимизировать налогообложение, […]
  • Трудовой кодекс рф Раздел 10 Раздел X. Охрана труда (ст.ст. 209 - 231) Раздел X. Охрана труда См. схему "Охрана труда" См. комментарии к разделу X Глава 33. Общие положения (ст.ст. 209 - 210) Статья 209. Основные […]
  • Постановление кассационной инстанции арбитражного суда Арбитражный суд Московского округа Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (ГУ Банка России по ЦФО) Получатель УФК по г. Москве (ИФНС России № 7 по г. […]
  • Сокращенная продолжительность рабочего времени в сельской местности Сельская местность, в которой работают женщины, не находится в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Сельские местности каких регионов можно приравнивать к местности […]
  • Квартира по договору дарения после развода Кому достанется квартира, полученная по договору дарения после развода? Здравствуйте! Мы с мужем в браке с 2008 года, есть сын 2012 года рождения. В 2016 году мать мужа переписала на мужа […]
  • Полномочия правления банка Глава 7. Управление банком. Статья 37. Органы управления и контроля банка.Органами управления банка являются общее собрание участников, наблюдательный совет, правление […]
  • Адвокат листопад Адвокатське бюро "Романа Ганенка" Подання доказів за новим Цивільним процесуальним кодексом В новому Цивільному процесуальному кодексі України суттєво змінено порядок подання доказів […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes