Земельный участок выделенный в счет земельных долей это

Земельный участок выделенный в счет земельных долей это

Содержание статьи:

Методические рекомендации по выделу земельных участков в счет земельных долей (рассмотрены и одобрены Научно-техническим советом Минсельхоза РФ (протокол N 3 от 23 января 2003 г.))

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.07.02 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (прил. 1) и определяют порядок выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.02 N 101-ФЗ и «О землеустройстве» от 18.06.01 N 78-ФЗ (прил. 2), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

3. Право на выдел земельного участка в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения имеет каждый участник долевой собственности, который вправе определить предполагаемое местоположение этого земельного участка, а также размер компенсации остальным участникам долевой собственности.

4. Выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения должен производиться при условии определения на местности границ, находящихся в общей собственности земельных участков, устанавливаемых в соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.02 N 101-ФЗ. При этом учитываются требования ст. 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.02 N 101-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 от 26.01.96 N 14-ФЗ и Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.02 N 396 (прил. 3).

5. Не допускается выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве предельного минимального размера земельного участка для мелиорированных земель.

Порядок выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

1. Участник долевой собственности, пожелавший выделить в счет своей доли земельный участок (в дальнейшем — заявитель), извещает о своем намерении остальных участников долевой собственности в письменной форме или публикацией сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

2. Извещение (сообщение в средствах массовой информации), направляемое заявителем участникам долевой собственности (форма Ф-1), в обязательном порядке должно содержать:

— сведения о местоположении испрашиваемого земельного участка;

— размер компенсации другим участникам долевой собственности;

— запись, обязывающую уведомить заявителя и администрацию сельскохозяйственной организации об имеющихся возражениях.

3. Извещение направляется всем участникам долевой собственности в соответствии со списком, представляемым администрацией сельскохозяйственной организации, по письменному заявлению заявителя на выдел земельного участка в счет земельной доли заявителя (форма Ф-2).

Предоставляемый сельскохозяйственной организацией список собственников земельных долей (форма Ф-3) подписывается руководителем, заверяется печатью и содержит следующую информацию:

— фамилия, имя, отчество участников долевой собственности;

— паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан);

— серия, номер и дата выдачи свидетельства о праве собственности на земельную долю;

— размер земельной доли в балло-гектарах.

4. Наряду со списком собственников земельных долей заявление содержит просьбу о предоставлении информации, позволяющей однозначно охарактеризовать местоположение земельного массива, в котором расположен испрашиваемый земельный участок. Для этого могут быть использованы имеющиеся в сельскохозяйственной организации планово-картографические, землеустроительные, агрохимические и другие материалы. Администрация сельскохозяйственной организации в двухнедельный срок со дня получения заявления предоставляет требуемую участником долевой собственности информацию под его личную роспись и несет ответственность за ее достоверность.

Конкретное местоположение намечаемого к выделу земельного участка отображается на выкопировке имеющегося в сельскохозяйственной организации планово-картографического материала. Изготовление выкопировки осуществляется с соблюдением требований, предъявляемых к землеустроительной документации.

Подготовленная выкопировка (форма Ф-4) вместе с извещением направляется всем участникам долевой собственности.

Указываемый в извещении размер компенсации участникам долевой собственности устанавливается на основе проведения земельно-оценочных работ, которые инициируются и оплачиваются заявителем.

5. Размер компенсации, подлежащий выплате участникам долевой собственности, устанавливается в случае, если рыночная стоимость выделяемого земельного участка в расчете на единицу его площади превышает рыночную стоимость оставшегося после выдела земельного участка в расчете на единицу его площади.

Работы по оценке рыночной стоимости земельного участка выполняются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными Министерством имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.02 N 568-р (прил. 4, 5). Результаты оценки оформляются соответствующим отчетом, на основании которого составляется акт с указанием в нем результатов оценки земельного участка (форма Ф-5).

Размер компенсации определяется как произведение площади выделяемого земельного участка и разницы рыночных стоимостей выделяемого и остающегося после выдела земельных участков в расчете на единицу их площадей, подтвержденных актом оценки. Полученная сумма указывается в извещении о намерении заявителя о выделе земельного участка в счет земельной доли в рублях цифрами и прописью (форма Ф-6).

6. На основании полученного списка участников долевой собственности заявитель извещает их письменным почтовым отправлением либо личным вручением участникам долевой собственности извещения о своем намерении. Подтверждением уведомления служит заверенный почтовым отделением реестр разосланных извещений либо личная роспись получателя с указанием даты получения извещения (форма Ф-7).

7. Извещение участников долевой собственности через средства массовой информации осуществляется на основе заявления, подаваемого заявителем в редакцию печатного органа, установленного субъектом Российской Федерации. Заявление может быть отправлено в редакцию по почте либо передано лично, оно должно содержать просьбу о публикации сообщения о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли, а также запись о гарантии оплаты расходов, связанных с публикацией сообщения (форма Ф-8), и соответствовать информации, содержащейся в извещении (форма Ф-1).

Редакция печатного органа оценивает стоимость сообщения и передает (пересылает) счет заявителю. Сообщение публикуется после оплаты и предоставления в редакцию подтверждающего документа (квитанция об оплате).

8. Если в течение месяца после надлежащего уведомления заявителю не поступило возражений по выбранному местоположению земельного участка и указанному в извещении размеру компенсации, местоположение и размер компенсации считаются согласованными.

9. Заявитель в случае отсутствия возражений подает заявление (форма Ф-9) в администрацию сельскохозяйственной организации с просьбой выдать ему банковские реквизиты для перечисления средств в счет компенсации за выделяемый земельный участок, а также справку, подтверждающую, что у участников долевой собственности отсутствуют претензии к указанным в извещениях местоположению и размеру компенсации. Администрация сельскохозяйственной организации в недельный срок выдает заявителю справку и банковские реквизиты (форма Ф-10).

10. Заявитель со справкой, подтверждающей отсутствие претензий к местоположению земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, и размеру компенсации участникам долевой собственности, обращается в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству за информацией о юридических и физических лицах, имеющих право на проведение землеустроительных работ, по установлению и закреплению границ земельного участка в натуре.

Установление границ земельного участка в натуре осуществляется в соответствии с действующим порядком проведения землеустройства и межевания земель.

После установления и закрепления границ землеустроительная документация направляется в органы, осуществляющие государственный кадастровый учет земельных участков, и после присвоения кадастрового номера земельному участку направляется в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для оформления прав собственности на выделенный земельный участок.

11. Право собственности на земельный участок, выделенный в счет земельной доли, оформляется органами государственной регистрации при наличии следующих документов:

— свидетельство на право собственности на земельную долю;

— кадастровый план земельного участка;

— справка об отсутствии возражений участников долевой собственности;

— документ, подтверждающий оплату компенсации;

— акт оценки земельного участка;

— нормативная цена земельного участка;

— документы, подтверждающие уведомление участников долевой собственности (список, реестр, сообщение в печатном органе);

— другие документы, необходимые для государственной регистрации прав на земельный участок.

12. В случае поступления возражений от участников долевой собственности споры о местоположении выделяемого земельного участка и размере компенсации разрешаются с использованием согласительных процедур.

До принятия Правительством Российской Федерации порядка проведения согласительных процедур по разрешению споров о местоположении выделяемого земельного участка и размера компенсации может применяться следующий способ их разрешения.

13. Споры о местоположении земельного участка и размере компенсации разрешаются создаваемой по инициативе участников долевой собственности согласительной комиссией с привлечением в нее представителей сельской администрации, администрации сельскохозяйственной организации и районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. При необходимости в состав согласительной комиссии могут быть приглашены и представители других общественных организаций и государственных органов.

Персональный состав согласительной комиссии утверждается главой администрации административного района.

Согласительная комиссия создается на постоянной основе сроком на один год. Заседания согласительной комиссии проводятся по мере поступления заявлений, но не реже одного раза в месяц.

14. Инициатором согласительных процедур выступает участник долевой собственности, пожелавший выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, который подает заявление в согласительную комиссию.

В заявлении указываются состав возражений, поступивших от участников долевой собственности, и обоснование причин несогласия с ними (форма Ф-11). К заявлению прилагаются:

— документ, подтверждающий право собственности на земельную долю;

— выкопировка на испрашиваемый земельный участок;

— акт оценки земельного участка, выделяемого в счет земельной доли;

— расчеты размера компенсации.

15. Согласительная комиссия в двухнедельный срок с даты поступления заявления запрашивает у возражающей стороны следующие документы:

— документ, подтверждающий право собственности на земельную долю;

— обоснование причин несогласия с местоположением земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, и размером компенсации.

16. В случае рассмотрения споров по размеру компенсации согласительная комиссия информирует возражающую сторону о юридических адресах независимых оценщиков, имеющих право на проведение земельно-оценочных работ, и обязывает ее провести в месячный срок за свой счет оценку того же земельного участка для определения его рыночной стоимости и расчета размера компенсации.

В случае непроведения в установленные сроки без уважительных причин (болезнь и форс-мажорные обстоятельства) указанных работ согласительная комиссия принимает решение в пользу заявителя.

17. Оценка рыночной стоимости земельного участка проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными Министерством имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.02 N 568-р.

18. Согласительная комиссия рассматривает материалы по расчету размеров компенсационных выплат, предоставленные обеими сторонами, с привлечением независимого эксперта, кандидатура которого может утверждаться субъектом Российской Федерации, и принимает соответствующее решение в присутствии всех заинтересованных сторон, являющееся рекомендательным для всех участников спора. При несогласии одной из сторон неурегулированный спор рассматривается в суде.

19. В случае рассмотрения споров по местоположению земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, согласительная комиссия запрашивает у администрации сельскохозяйственной организации материалы по определению на местности границ, находящихся в общей собственности земельных участков, разрабатываемых в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.07.02 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Правительством Российской Федерации от 07.06.02 N 396, с учетом требований ст. 14 Федерального закона от 24.07.02 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 от 26.01.96 N 14-ФЗ.

20. Порядок, содержание и требования к разработке, рассмотрению и согласованию материалов по определению на местности границ, находящихся в общей собственности земельных участков, устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра Российской Федерации.

В случае отсутствия материалов по определению на местности границ, находящихся в общей собственности земельных участков, рассмотрение споров о местоположении земельного участка приостанавливается до завершения работ по определению на местности границ земельных участков, находящихся в общей собственности.

21. В зависимости от содержания возражений к местоположению выделяемого земельного участка согласительная комиссия при необходимости инициирует проведение экспертиз обоснованности претензий в соответствующих государственных органах.

На основании полученных заключений экспертов согласительная комиссия принимает соответствующее рекомендательное решение в присутствии всех заинтересованных сторон, оформляет его в виде заключения (форма Ф-12), которое подписывается всеми членами согласительной комиссии и под личную роспись выдается участнику долевой собственности, осуществляющему выдел земельного участка в счет земельной доли, и возражающей стороне.

22. В случае несогласия с рекомендациями согласительной комиссии споры о местоположении земельного участка, выделяемого в счет земельной доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, разрешаются в суде.

Примерные формы документов, необходимых для оформления выдела земельного участка

Выдел доли земельного участка

Образование земельного участка из уже существующих участков, осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения или выдела. Образование земельных участков указанными способами возможно как из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так и из земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям. Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах и измененной площади, а выделенному земельному участку присваивается новый кадастровый номер. Все указанные изменения подлежат регистрации в установленном порядке.

Необходимость выделения доли земельного участка, как правило, обуслена тем, что это освобождает его собственника от обязанностей, предусмотренных действующим законодательством в отношении владения, пользования и распоряжения долей в праве общей собственности на земельный участок. В частности, собственник земельного участка, образованного путем выдела, вправе самостоятельно распоряжаться им. В то время как для распоряжения участком, находящимся в долевой собственности, требуется согласие всех сособственников, а для распоряжения (путем отчуждения) долей в праве на земельный участок обязательно соблюдение преимущественного права остальных сособственников на такое отчуждение.

У участника долевой собственности, по заявлению которого осуществлен выдел земельного участка, возникает право собственности на вновь образованный земельный участок, но при этом он утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Размер долей в праве долевой собственности остальных участников изменяется, но они сохраняют право долевой собственности уже на измененный земельный участок.

Таким образом, если преобразование исходных участков производится по инициативе субъектов общей собственности (долевой или совместной), то юридическим основанием образования новых земельных участков является соглашение об образовании земельного участка, которое заключается между собственниками исходных участков. Сторонами такого соглашения могут быть граждане и (или) юридические лица, в общей собственности которых находятся исходные земельные участки.

Выдел доли из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ Кодекса, за исключением случаев:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

4) перераспределения земельных участков в соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ ;

5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Особенности процедуры выдела земельного участка в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения установлены Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также Методическими рекомендациями по выделу земельных участков в счет земельных долей (одобрены Минсельхозом РФ 23.01.2003, Протокол № 3).

Сельхоз земли. Выделение долей

Один участник долевой собственности или несколько участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения имеют право выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для следующих целей:

— создания или расширения личного подсобного хозяйства ;

— создания или расширения крестьянского (фермерского) хозяйства ;

— для передачи земельного участка в аренду ;

— распоряжения земельным участком иным образом.

Выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения должен производиться при условии определения на местности границ, находящихся в общей собственности земельных участков.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также Методическими рекомендациями по выделу земельных участков в счет земельных долей (одобрены Минсельхозом РФ 23.01.2003, Протокол № 3).

В настоящее время существует два порядка выделения долей в натуре, которые зависят от того, определило ли общее собрание сособственников местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей или нет.

В первом случае для регистрации прав на выделенный в счет доли участок может служить протокол общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, а во втором требуется публикация в СМИ намерения выделить себе земельный участок в счет доли.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона об обороте земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

Во втором случае, участник долевой собственности, пожелавший выделить в счет своей доли земельный участок, извещает о своем намерении остальных участников долевой собственности в письменной форме или публикацией сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Извещение (сообщение в средствах массовой информации), направляемое заявителем участникам долевой собственности, в обязательном порядке должно содержать:

— сведения о местоположении испрашиваемого земельного участка;

— размер компенсации другим участникам долевой собственности;

— запись, обязывающую уведомить заявителя и администрацию сельскохозяйственной организации об имеющихся возражениях.

В соответствии с п. 11 указанных рекомендаций, п раво собственности на земельный участок, выделенный в счет земельной доли, оформляется органами государственной регистрации при наличии следующих документов:

1) свидетельство на право собственности на земельную долю;

2) кадастровый план земельного участка;

3) справка об отсутствии возражений участников долевой собственности;

4) документ, подтверждающий оплату компенсации;

5) акт оценки земельного участка;

6) нормативная цена земельного участка;

7) документы, подтверждающие уведомление участников долевой собственности (список, реестр, сообщение в печатном органе);

8) другие документы, необходимые для государственной регистрации прав на земельный участок.

Земельный участок выделенный в счет земельных долей это

Процедура выдела земельного участка сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей посредством размещения соответствующего извещения в СМИ, предусматривает соблюдение одного принципиального важного условия – отсутствие решения общего собрания, а не отсутствие Протокола общего собрания собственников земельных долей. Другими словами, созывать собрание абсолютно обязательно, НО при этом вовсе не обязательно наличие принятого решения об утверждении проекта межевания земельного участка, выделяемого в счет земельных долей. Таким образом, непонятно, при выделе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей, обязательно ли проводить общее собрание, или можно сделать выдел и без собрания (далее — индивидуальный порядок), но при условии попытки созыва собрания и не принятия им решения, например, в связи с отсутствием кворума? Необходимы ли для государственной регистрации прав на участок, выделенный в индивидуальном порядке, документы, подтверждающие попытку созыва общего собрания и не принятия им решения, что это за документы? В индивидуальном порядке, то есть без собрания, может выделиться только один собственник земельных долей или несколько собственников одновременно?

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – Управление) рассмотрено Ваше обращение, связанное с государственной регистрацией прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

По результатам рассмотрения сообщаем, что особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, установленные Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 2 Закона об обороте земель без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

В соответствии с пп. 2 и 2.1 ст. 22.2 Федерального закона от 2 1 .07. 1 997 № 1 22-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц, может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Законом об обороте.

В силу п. 1 ст. 22.2 Закона о регистрации Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

На основании статьей 13 Закона об обороте земель участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 — 6 настоящей статьи.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Дополнительно сообщаем, что проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию документов, осуществляется государственным регистратором в рамках проводимой в соответствии со статьей 1 3 Закона о регистрации правовой экспертизы документов. В связи с этим для получения полной информации по обозначенным в обращении вопросам Вы можете обратиться в порядке консультирования в часы приема заявителей в любой территориальный отдел Управления.

Нотариальное удостоверение сделки

22 сентября 2017

Вопрос: Необходимо ли нотариальное удостоверение сделки, если предметом сделки является участок (доля) земель сельскохозяйственного назначения?

Ответ: Положения законодательства о нотариальном удостоверении сделки применяются в зависимости от того, является ли предметом сделки земельная доля или доля в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

1 ситуация, когда нотариальное удостоверение сделки не требуется

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон №101-ФЗ) земельная доля — это доля в праве общей собственности (идеальная доля в праве собственности без определения ее местоположения на местности, выраженная установленным законодательством способом) на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, возникшем при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона №101-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей.

2 ситуация, когда требуется нотариальное удостоверение сделки

В случае, если участники долевой собственности в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения воспользовались предусмотренным Законом № 101-ФЗ правом и образовали новый земельный участок в счет принадлежавших им ранее земельных долей, образованный земельный участок также поступает в общую долевую собственность лиц, в счет земельных долей которых он был образован. Соответственно, у данных лиц прекращается право на предусмотренную ст. 15 Закона №101-ФЗ земельную долю (идеальную долю в праве собственности без определения ее местоположения на местности, выраженную установленным законодательством способом) и возникает доля в праве общей долевой собственности на образованный земельный участок.

При последующей продаже, предметом договора купли-продажи уже будут являться не земельные доли, а доли в праве общей долевой собственности на выделенный в счет земельных долей земельный участок, принадлежащие одному, нескольким или всем участникам долевой собственности. В данном случае сделка будет подлежать нотариальному удостоверению.

Порядок распоряжения земельной долей

В ходе земельной реформы при реорганизации в 1992—1994 годах колхозов и совхозов 115 млн . га сельскохозяйственных угодий было передано в общую долевую собственность 11,8 млн . граждан .

Граждане получили на руки Свидетельство о праве собственности на земельную долю , но с юридической точки зрения собственниками земли не стали .

Во–первых , границы земельных массивов , в которых находятся земельные доли , в натуре и даже на карте не обозначены и они не поставлены на государственный кадастровый учет , что делает невозможным совершение с земельными долями каких либо сделок , даже передачу их в аренду .

Во–вторых , часть земель колхозов и совхозов ( до 10% сельскохозяйственных угодий ) в общую долевую собственность граждан не передавалась , а была зачислена в фонд перераспределения земель района и опять же без определения границ этих земельных массивов , т. е. разграничение частных земель и государственных земель не произведено .

В–третьих , все эти бывшие земли колхозов и совхозов без оформления и регистрации каких–либо документов в регистрационных палатах до сих пор используются новыми сельскохозяйственными организациями. В отдельных случаях сельскохозяйственные организации добровольно выплачивают арендную плату собственникам земельных долей и даже платят за них земельный налог , но все эти действия можно признать незаконными , так как земельные отношения не прошли государственную регистрацию .

Однако , такая неопределенная ситуация с правовым положением земельных долей заканчивается .

Во–первых , согласно статье 392 Налогового кодекса РФ (введена в действие с 1 января 2006 года) , собственники земельных долей обязаны теперь платить земельный налог , даже если их земельные доли не используются и не обрабатываются. В связи с этим можно ожидать после вручения гражданам налоговых извещений массового добровольного отказа от прав на земельные доли , так как в отдельных случаях невозможно найти покупателя или арендатора земельной доли из–за отсутствия спроса на сельскохозяйственные земли , особенно в удаленных районах , в которых сельскохозяйственные организации по экономическим причинам не могут обрабатывать всю имеющуюся землю .

Во–вторых , поправка в п. 5 статьи 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения » ( вступила в действие с 30 июля 2005 года ) наделила органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований правом направлять в суд заявление о возврате в собственность субъекта РФ или муниципального образования земельных долей , собственники которых не распорядились ими в течение 3–х и более лет с момента приобретения прав на земельную долю , т. е. не внесли ее в уставный капитал сельскохозяйственной организации , не передали ее в доверительное управление , не продали или не подарили ее другому собственнику земельной доли , сельскохозяйственной организации или фермеру , не выделили ее в натуре для передачи в аренду или образования фермерского хозяйства либо личного подсобного хозяйства . За прошедшие 13 лет распорядиться земельной долей перечисленными разрешенными способами смогли только 1,4 млн . граждан , а 10,4 млн . земельных долей являются потенциальными землями для возвращения их в государственную или муниципальную собственность . Причем делать это разрешено в упрощенном порядке. В районной газете печатается список граждан , которые не распорядились своей земельной долей , и им предлагается в течение 90 дней воспользоваться своим правом . После такого предупреждения разрешается подать заявление в суд о признании права государственной или муниципальной собственности на невостребованные земельные доли . Никто разыскивать и гоняться за собственниками земельных долей , чтобы спросить их мнение , не будет .

В–третьих , 27 января 2007 года ( осталось меньше 1 года ) истекает отпущенный статьей 16 указанного выше закона срок на приведение в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ договоров аренды земельных долей , не зарегистрированных в регистрационных палатах . Для этого необходимо выполнить землеустроительные работы по определению границ земельного участка ( в состав которого входят земельные доли) , передаваемого в аренду ( стоимость работ около 100 рублей за 1 гектар) , поставить его на кадастровый учет , получить каждому гражданину в регистрационной палате новое Свидетельство о праве собственности на земельную долю ( госпошлина 500 рублей за каждую долю) , заключить договор аренды и зарегистрировать его в регистрационной палате ( госпошлина 7500 рублей за договор) . Если этого не сделать , то в силу закона руководитель сельскохозяйственной организации вправе уже 28 января 2007 года издать приказ о том , что с этого дня все земельные доли находятся у него в доверительном управлении . Дальше в соответствии с п. 3 статьи 1022 Гражданского кодекса РФ долги сельскохозяйственной организации будут погашаться за счет земельных долей , находящихся в доверительном управлении , даже без согласия собственника земельной доли . Учитывая сегоднешнее состояние экономики сельскохозяйственных предприятий можно спрогнозировать массовую распродажу земельных долей .

Таким образом , чтобы не лишиться своей земельной доли необходимо срочно предпринять действия и оформить свои права на землю в установленном порядке .

Основные положения законодательства о порядке распоряжения земельной долей заключаются в следующем .

1.В абзаце втором п.1 ст.12 Федерального закона « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения » ( далее — Закон об обороте ) перечислены виды следок с земельными долями , при осуществлении которых не требуется предварительный выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок .

Поправка , внесенная в эту норму в июле 2005 года , значительно ограничила права собственника земельной доли . Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю , внести ее в уставный ( складочный ) капитал сельскохозяйственной организации , использующей земельный участок , находящийся в долевой собственности , или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности , а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского ( фермерского ) хозяйства , использующим земельный участок , находящийся в долевой собственности . Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли , т. е. распорядиться не земельной долей , а земельным участком .

При совершении этих сделок земельная доля переходит от одного участника долевой собственности с прекращением для этого участника права на долю в общей собственности к другому лицу ( гражданину или юридическому лицу) , которое становится полноправным участником долевой собственности взамен прежнего участника долевой собственности .

2. Участник долевой собственности , пожелавший распорядиться своей земельной долей , должен иметь документ , удостоверяющий его право на земельную долю .

Согласно ст.18 Закона об обороте таким документом является Свидетельство о праве на земельную долю , выданное до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » ( далее — Закон о регистрации ) по форме , утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации ( далее – Правительство ) от 19.03.92 № 177 , которое выдавалось до 27.10.93 , или по форме , утвержденной указом Президента Российской Федерации ( далее – Президент ) от 27.10.93 № 1767 .

При отсутствии у гражданина указанных свидетельств документом , удостоверяющим право на земельную долю , является выписка из решения районной администрации ( органа местного самоуправления ) о приватизации сельскохозяйственных угодий в конкретном колхозе , совхозе или иной сельскохозяйственной организации . Такие решения принимались на основании протокола общего собрания ( собрания уполномоченных ) трудового коллектива реорганизуемого колхоза или совхоза об утверждении перечня лиц к наделению граждан земельными долями .

Третьим видом документа , удостоверяющим право на земельную долю , является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( ЕГРП) , который ведут регистрационные палаты Минюста России в соответствии с Законом о регистрации с выдачей гражданину Свидетельства по форме , утвержденной постановлением Правительства от 18.02.98 № 219 « Об утверждении правил ведения ЕГРП» .

Если у гражданина имеется этот третий вид документа , то для совершения сделки с земельной долей дополнительной государственной перерегистрации прав на земельную долю не требуется .

Если у гражданина имеется первый или второй вид документа , то в соответствии с п.2 ст.6 Закона о регистрации обязательно необходимо пройти процедуру государственной регистрации ране возникших прав на земельную долю в регистрационной палате . Только после этого можно будет распорядиться земельной долей . Поправкой , внесенной в июле 2005 года , сделано одно исключение из этого правила: передача земельной доли в уставный ( складочный ) капитал сельскохозяйственной организации , использующей земельный участок , находящийся в долевой собственности , в доверительное управление , завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов , удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 Закона об обороте , без государственной регистрации ранее возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю .

3. Государственная регистрация ( перерегистрация ранее выданных свидетельств или выписок из решений органов местного самоуправления ) проводится согласно п.1 ст.16 Закона о регистрации на основании заявления гражданина или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности .

К заявлению , подаваемому в регистрационную палату по месту нахождения земельного участка , находящегося в общей собственности , должны быть приложены документы , необходимые для ее проведения:

  1. Кадастровый план земельного участка , переданного в общую собственность граждан при реорганизации ( приватизации ) сельскохозяйственного предприятия .
  2. Протокол собрания о реорганизации сельскохозяйственного предприятия со списком участников общей собственности на землю
  3. Постановление районной администрации о передаче земельного участка в общую собственность со списком всех собственников земельных долей на момент реорганизации хозяйства
Кадастровый план земельного участка , переданного в общую собственность граждан при реорганизации ( приватизации ) сельскохозяйственного предприятия

План земельного участка согласно п.4 ст.18 Закона о регистрации должен быть удостоверен органом , ответственным за проведение кадастровых работ — районным отделом Роснедвижимости ( бывшим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству) .

План земельного участка ( описание земельного участка ) согласно п.4 и 6 Приказа Росземкадастра от 2.10.02 № П/327 ( регистрационный номер Минюста России № 3911 от 13.1102 ) может быть выполнен как на основании материалов межевания земель , выполняемых геодезистами в полевых условиях , так и на основании данных , имеющихся в землеустроительной , градостроительной , картографической и иной документации без проведения геодезических работ . Это правило узаконено поправкой в статью 17 Федерального закона «О землеустройстве» , внесенной в июле 2005 года
Естественно стоимость работ по первому варианту значительно дороже стоимости работ , осуществленных в камеральных условиях без выезда в поле .

Сборник цен и общественно необходимых затрат труда на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства , земельного кадастра и мониторинга земель был утвержден Приказом Роскомзема от 28.12.95 № 70 . В настоящее время этот приказ отменен и землеустроительные организации могут запросить любую сумму .

Обязанность обеспечить определения границ земельного участка возложена на участников общей собственности ( ст.17 Закона об обороте) .

Работы по составлению плана земельного участка осуществляют частные органы межевания , список которых имеется в кадастровой палате или районном отделе Роснедвижимости .

Заключая договор с органом межевания , гражданин или юридическое лицо должны приложить исходные данные о земельном участке , содержащиеся в земельном кадастре . Их можно получить в кадастровой палате , либо заключая договор с органом межевания , поручить ему получить необходимые сведения без участия заявителя .

Для проведения государственного кадастрового учета собственник земельной доли или уполномоченное им на то лицо при наличии у него доверенности подают в районный отдел Роснедвижимости заявку с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок и документов о межевании земельного участка ( план земельного участка) .

Требования к оформлению заявок и форма бланка заявки утверждены Приказом Росземкадастра от 13.06.01 № П/115 ( зарегистрирован в Минюсте России 20.06.01 № 2757) . Бланки заявки можно получить в районном филиале Федерального государственного учреждения земельной кадастровой палаты по конкретному региону ( имеется в каждом субъекте РФ) по месту нахождения земельного участка .

Согласно п.7 ст.19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре » ( далее — Закон о кадастре ) государственный кадастровый учет проводится в течение месяца . Плата за учет не взимается ( п.8 , ст.19 Закона о кадастре) . Выписка из государственного земельного кадастра собственнику земельной доли выдается бесплатно . Данный собственник оплачивает только стоимость копирования и доставки этой выписки ( п.1 , ст.22 Закона о кадастре) .

Протокол собрания о реорганизации сельскохозяйственного предприятия со списком участников общей собственности на землю

Форма примерного протокола общего собрания ( собрания уполномоченных ) трудового коллектива хозяйства утверждена Минсельхозом России 14.01.92 «Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов» .

В повестку дня этого первого собрания в обязательном порядке включалось 3 вопроса:

  • о выборе форм собственности на землю;
  • о выдвижении представителей трудового коллектива во внутрихозяйственную комиссию по приватизации земли и реорганизации хозяйства;
  • об утверждении перечня лиц к наделению имущественными и земельными паями .

Размер земельной доли и стоимость имущественного пая определялись позже уже на втором общем собрании ( собрании уполномоченных ) с учетом предложений внутрихозяйственной комиссии .

Протокол собрания можно получить из архива сельскохозяйственного предприятия .

Постановление районной администрации о передаче земельного участка в общую собственность со списком всех собственников земельных долей на момент реорганизации хозяйства

Данное постановление принималось на основании протоколов общего собрания об утверждении перечня лиц к наделению земельными долями и об установлении размера земельной доли .

Копию этого постановления ( заверенную управлением делами администрации ) можно получить в администрации района .

Перечисленные выше документы ( план земельного участка , выписка из государственного земельного кадастра , протокол собрания и постановление районной администрации ) представляются в регистрационную палату один раз для государственной регистрации всех собственников земельных долей данного хозяйства .

Для регистрации прав на земельную долю каждый ее собственник ( группа собственников ) обязаны дополнительно представить следующие документы:

  1. документ , удостоверяющий право гражданина на земельную долю . Представляется подлинник и заверенная копия .
  2. квитанцию об оплате регистрации ( согласно ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации — 500 рублей с каждого собственника земельной доли) , а также документ , удостоверяющий личность заявителя ( паспорт) , а для юридического лица – учредительные документы этого юридического лица и документ , подтверждающий полномочия гражданина действовать от имени данного юридического лица ( п.4 ст.16 Закона о регистрации) .
  3. справку из районного отдела Роснедвижимости об отсутствии ( наличии ) обременений и арестов на земельные доли .

При получении заявления и всех перечисленных документов должностное лицо учреждения юстиции ( регистрационной палаты ) делает соответствующую запись в книгу учета документов , а заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию . С этой даты начинается отсчет времени , установленный для регистрации ( п. 5, 6 и 7 ст.16 Закона о регистрации) .

Регистрация проводится в месячный срок ( п.3 ст.13 Закона о регистрации) . При возникновении у регистратора сомнений в подлинности представленных документов он вправе приостановить регистрацию на 1 месяц с уведомлением в письменной форме заявителя с обоснованием такого решения ( п.2 ст.19 Закона о регистрации) .

Если в указанный срок заявитель не устранит причины , препятствующие регистрации , то регистратор вправе отказать в государственной регистрации . По согласованию с заявителем ( в письменной форме ) срок приостановки регистрации может быть продлен , но не более чем на 3 месяца ( п.2 и 3 ст.19 Закона о регистрации) .

Получив в регистрационной палате документ , удостоверяющий право на земельную долю ( выписка из ЕГРП и Свидетельство по форме , утвержденной постановлением Правительства от 18.02.98 № 219) , собственник земельной доли вправе совершить с ней любую сделку , предусмотренную ст.12 Закона об обороте .

4. Право на покупку продаваемой земельной доли имеют остальные участники общей собственности , сельскохозяйственная организация или гражданин–член крестьянского ( фермерского ) хозяйства , использующие земельный участок , находящийся в долевой собственности ( ст.12 Закона об обороте) . Если они откажутся приобрести земельную долю , то продать ее иному третьему лицу нельзя .

С учетом этого порядок продажи земельной доли осуществляется в следующей последовательности:

  • собственник земельной доли не обязан извещать остальных участников общей собственности о своем желании продать ее. (абзац первый п.2 ст.12 Закона об обороте) .
  • договор купли–продажи земельной доли заключается в письменной форме с соблюдением требований ст.549 и 550 Гражданского кодекса Российской Федерации и не требует обязательного нотариального удостоверения;
  • договор купли–продажи подлежит государственной регистрации в регистрационной палате .

Договор купли–продажи регистрируется в регистрационной палате по месту расположения земельной доли ( п.1 ст.17 Закона о регистрации) .

Заявление о государственной регистрации подают все стороны сделки ( договора ) и государственная регистрация осуществляется в присутствии сторон , либо в присутствии одной стороны при условии представления другой стороной нотариально заверенных доверенностей на осуществление сделки ( п.1 ст.16 Закона о регистрации ) или доверенности , удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления ( п.3 ст.12 Закона об обороте) .

К заявлению прикладывается договор купли–продажи , документы , удостоверяющие права продавца на земельную долю и квитанция об оплате регистрации ( п.2 , 3, 4 ст.16 Закона о регистрации) .

5. Право собственности на земельную долю у покупателя возникает с момента государственной регистрации договора купли–продажи ( п.2 ст.8 Гражданского кодекса РФ) .

Проведенная государственная регистрация договора удостоверяется регистратором посредством совершения специальной регистрационной надписи на договоре ( п.1 ст.14 Закона о регистрации) .

6. Став собственником купленной земельной доли ( земельных долей ) гражданин или юридическое лицо приобрели права участника общей собственности и могут совершать сделки , либо могут выделить земельную долю ( доли ) в натуре и стать собственником земельного участка .

7. Статья 13 Закона об обороте предоставляет право собственнику земельной доли по своему усмотрению требовать выдела земельного участка в счет земельной доли . При этом собственник земельной доли не связан обязательством представлять какие либо обоснования другим участникам общей собственности о причинах , побудивших его это сделать , и сообщать им о способах последующего распоряжения своим земельным участком .

Выдел земельного участка в счет земельной доли ( земельных долей ) – это переход части земельного участка , находящегося в общей собственности , в собственность участника долевой собственности и прекращение для этого участника права на земельную долю ( земельных долей) .

Выделенный земельный участок ( новый сформированный земельный участок ) подлежит государственному кадастровому учету в соответствии с Законом о кадастре и государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации .

При этом надо иметь ввиду , что в соответствии с п.1 ст.4 Закона об обороте не допускается образование новых земельных участков , размеры которых меньше чем минимальные размеры земельных участков , установленные законом субъекта РФ.

Следовательно , предварительно необходимо приобрести такое количество земельных долей , которого бы хватило не нарушать установленный минимальный размер вновь образуемых земельных участков .

8. Согласно ст.252 Гражданского кодекса РФ выделить долю можно по соглашению , достигнутому между всеми участниками общей собственности , а в случае не достижения соглашения – в судебном порядке .

Статья 13 Закона об обороте упростила этот порядок при условии , что число участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения более 5 человек .

Местоположение земельного участка , выделяемого в счет земельной доли , определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка , предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 Закона об обороте .

Образование земельного участка , выделяемого в счет земельной доли , осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности .

Если общее собрание не утвердило границы земельного массива для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей , участник долевой собственности должен известить остальных участников о своем намерении выделить долю ( доли ) в письменной форме ( как требует ст.252 Гражданского кодекса РФ) , либо может опубликовать сообщение в средствах массовой информации , определенных субъектом РФ. Таким СМИ является источник официального опубликования нормативных правовых актов субъекта РФ или органов местного самоуправления. В данном сообщении необходимо указать:

  • предполагаемое ( желаемое ) местоположение выделяемого земельного участка;
  • площадь выделяемого участка;
  • адрес для направления возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения выделяемого земельного участка .

Размер земельного участка , выделяемого в счет земельной доли , определяется на основании данных , указанных в документах , удостоверяющих право на земельную долю . При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок , площадь которого больше или меньше площади , указанной в документах , удостоверяющих право на земельную долю , если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости , установленной для сельскохозяйственных угодий , в границах которых образуется данный земельный участок .

В случае , если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности , предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным . Данные возражения должны быть обоснованными . Таким образом законодатель допускает пассивное волеизъявление участников долевой собственности на согласование местоположения выделяемого земельного участка ( по умолчанию) .

Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур , порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации .

В случае не достижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде .

Сообщение в СМИ опубликовывается за счет средств собственника выделяемой земельной доли ( земельных долей) .

Такое опубликование позволяет считать , что остальные участники общей собственности надлежащим образом извещены о предстоящем выделе земельного участка .

9. Можно подавать заявку в районный отдел Роснедвижимости о формировании земельного участка , проведении межевания земель , проведении кадастрового учета земельного участка , и удостоверении плана земельного участка .

По существу в рассматриваемом федеральном законе говорится о возможности пассивного соглашения участников долевой собственности ( по умолчанию ) о разделе общей собственности и выделе земельного участка в счет земельной доли . Это соответствует положениям подпунктов 4) и 9) пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, согласно которым гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям , допускаемым законом , или вследствие событий , с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско–правовых последствий .

Остается только доказать , что от участников долевой собственности не поступило возражений. В качестве доказательств регистрационная палата на практике требует представления протокола общего собрания участников долевой собственности по каждому выделяемому земельному участку , что противоречит настоящему федеральному закону .

Таким образом Федеральный закон предполагает , что доказательством отсутствия возражений от участников долевой собственности о местонахождении выделяемого земельного участка является письменное подтверждение выделяющегося участника долевой собственности об отсутствии поступивших возражений .

10. Если поступит хотя бы одно возражение от участников общей собственности , то спор о местоположении выделяемого земельного участка разрешается с использованием согласительных процедур . ( п.4 ст.13 Закона об обороте) .

В случае не достижения согласованного решения споры рассматриваются в суде .

Можно также воспользоваться нормой ст. 14 Закона об обороте и собрать общее собрание , на котором будет принято решение о местонахождении выделяемого земельного участка .

Для этого необходимо за 1 месяц до собрания в письменной форме под расписку уведомить участников общей собственности или сделать это путем опубликования в СМИ сообщения о созыве собрания . Собрание считается правомочным , если на нем присутствует не менее 20% участников общей собственности или участники владеющие более чем 50% земельных долей не зависимо от их числа .

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Тест воинская обязанность это Тест по теме : Воинская обязанность. 11 класс. Автор: Карандашов Николай Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СОШ 33 ст. Архангельской. - презентация Презентация была […]
  • Ст 219 ч 2 ук рф судебная практика Дата опубликования: 13 июля 2011 г. Шарангский районный суд Нижегородской области П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации р.п.Шаранга 23 июня 2011 года Судья Шарангского районного суда […]
  • Возврат ндфл статья Как возвратить подоходный налог при покупке квартиры Актуально на: 11 апреля 2016 г. Возврат подоходного налога за квартиру (НДФЛ) может быть осуществлен 2-мя способами. Первый способ: […]
  • Юрист регистратор Юрист-регистратор проверено Недвижимость и Девелопмент Запорожье Требования: Обязательно: опыт работы юристом от 3-х лет, подтверждённый трудовой […]
  • Замена судьи болезнь гпк рф Самозащита гражданских прав Категории дел Правомерна ли замена судьи в ходе судебного разбирательства гражданского дела?     Согласно п.3 ст.157 ГПК РФ, при замене судьи, […]
  • Гк рф 129 фз Статья 23. Отказ в государственной регистрации Статья 23. Отказ в государственной регистрации См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона 1. Отказ в […]
  • Ст 86 ук рф ч5 Статья 86. Судимость Статья 86. Судимость См. комментарии к статье 86 УК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 66-ФЗ в часть 1 статьи 86 внесены изменения, […]
admin

Обсуждение закрыто.